Научная статья на тему 'НОВОЕ ЗНАНИЕ О КИТАЙСКИХ ЛАДАХ: ПРЕДСТАВЛЯЕМ МОНОГРАФИЮ ПЭН ЧЭНА "ЛАДОВАЯ СИСТЕМА ЮНЬ-ГУН-ДЯО И ЕЁ ПРЕТВОРЕНИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ КИТАЙСКИХ КОМПОЗИТОРОВ XX ВЕКА" (СПБ.: КОМПОЗИТОР • САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 2013. 220 С.)'

НОВОЕ ЗНАНИЕ О КИТАЙСКИХ ЛАДАХ: ПРЕДСТАВЛЯЕМ МОНОГРАФИЮ ПЭН ЧЭНА "ЛАДОВАЯ СИСТЕМА ЮНЬ-ГУН-ДЯО И ЕЁ ПРЕТВОРЕНИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ КИТАЙСКИХ КОМПОЗИТОРОВ XX ВЕКА" (СПБ.: КОМПОЗИТОР • САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 2013. 220 С.) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
69
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАРМОНИЯ / ЛАД / ПЕНТАТОНИКА / ГЕПТАТОНИКА / ТОНАЛЬНОСТЬ / СИСТЕМА РОДСТВА ТОНАЛЬНОСТЕЙ / ЛАДОВАЯ ИЕРАРХИЯ / НОСИТЕЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ОПЫТА / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Климовицкий Аркадий Иосифович, Никитенко Оксана Борисовна

Статья посвящена анализу монографии китайского композитора и музыковеда Пэн Чэна «Ладовая система юнь-гун-дяо и её претворение в творчестве китайских композиторов XX века». Дано развернутое представление авторской теоретической концепции уникального феномена китайской музыкально-теоретической культуры - ладовой системы юнь-гун-дяо. В статье сквозь призму ладовой теории предложено сопоставление элементов китайского и европейского музыкального опыта, дополняющее картину сопоставлений, предпринятых автором монографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW KNOWLEDGE ABOUT CHINESE HARMONIES: PRESENTATION OF PENG CHENG MONOGRAPHY "HARMONY SYSTEM YUN-GONG-DIAO AND ITS USAGE IN CREATIVITY OF THE XX-TH CENTURY CHINESE COMPOSERS"

The author’s theoretical concept of this unique phenomenon of Chinese musical and theoretical culture - harmonic yun-gong-diao system is widely presented in the article. It is proposed in the article to compare elements of Chinese and European musical experience and that will add something more to the process of comparison undertaken by the author of the monography, taking into consideration harmony theory.

Текст научной работы на тему «НОВОЕ ЗНАНИЕ О КИТАЙСКИХ ЛАДАХ: ПРЕДСТАВЛЯЕМ МОНОГРАФИЮ ПЭН ЧЭНА "ЛАДОВАЯ СИСТЕМА ЮНЬ-ГУН-ДЯО И ЕЁ ПРЕТВОРЕНИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ КИТАЙСКИХ КОМПОЗИТОРОВ XX ВЕКА" (СПБ.: КОМПОЗИТОР • САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 2013. 220 С.)»

© Климовицкий А. И., Никитенко О. Б., 2015

НОВОЕ ЗНАНИЕ О КИТАЙСКИХ ЛАДАХ: ПРЕДСТАВЛЯЕМ МОНОГРАФИЮ ПЭН ЧЭНА «ЛАДОВАЯ СИСТЕМА ЮНЬ-ГУН-ДЯО И ЕЕ ПРЕТВОРЕНИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ КИТАЙСКИХ КОМПОЗИТОРОВ XX ВЕКА» (СПБ.: КОМПОЗИТОР • САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 2013. 220 с.)

Статья посвящена анализу монографии китайского композитора и музыковеда Пэн Чэна «Ладовая система юнь-гун-дяо и её претворение в творчестве китайских композиторов XX века». Дано развернутое представление авторской теоретической концепции уникального феномена китайской музыкально-теоретической культуры — ладовой системы юнь-гун-дяо. В статье сквозь призму ладовой теории предложено сопоставление элементов китайского и европейского музыкального опыта, дополняющее картину сопоставлений, предпринятых автором монографии.

Ключевые слова: лад, пентатоника, гептатоника, юнь-гун-дяо, тональность, гармония, система родства тональностей, ладовая иерархия, музыкальный опыт, носитель музыкального опыта

Автор монографии — китайский композитор и музыковед, доцент Линьиского университета, главный научный сотрудник музыкального института при Линьиском университете, составитель «Словаря русско-китайских и китайско-русских музыкальных терминов» (Цзинань, 2010). Ему принадлежат разножанровые музыкальные произведения и весьма солидный список научных работ и изданий, среди которых книги «Китайская традиционная ладовая система и ее применение в XX веке» (М., 2006), альбом «Избранные пьесы для маленьких пианистов» (М., 2006), «Классическая фортепианная музыка» (на китайском языке. Цзинань, 2009), ряд статей на русском и китайском языках. Можно сказать, что российскому читателю повезло: Пэн Чэн свободно владеет русским языком и своими книгами просто одарил нашего читателя, погрузив его в самую сердцевину ладовой проблематики — такой, какой она явлена изнутри, аутентичному носителю опыта, да еще столь разностороннему специалисту.

Монография Пэн Чэна представляет собой серьезное теоретическое исследование, в котором развернуто систематическое описание самобытной ладовой системы китайской музыки. Юн-гунь-дяо — так называется этот уникальный феномен китайской музыкально-теоретической культуры — рассмотрен в широком контексте: он сопряжен с философской системой древнего Китая, его актуальное состояние продемонстрировано в творчестве современных композиторов Китая, наконец, грандиозная конструкция юн-гунь-дяо, тщательно вы-

строенная автором на основе основательного изучения трудов китайских теоретиков и собственных исследовательских обобщений, сопоставлена с европейской системой ладового мышления.

Из книги Пэн Чэна заинтересованный читатель неожиданно узнает, что пентатоника — это строительный элемент отнюдь не пентатонической системы. Пентатоника — это своеобразная микроструктура, воспринимаемая как единство внутри гун-группы (гун-группа — исходная структура, диатонически объединяющая и подчиняющая пентатоники, выстраиваемые на ее ступенях). Гун-группу можно назвать собственно ладом, который может быть эквивалентен (подчеркнем: эквивалентен, а не аналогичен) европейскому мажору или минору. На каждой ступени гун-группы находится характерная пентатоническая микроструктура, имеющая отдельное наименование в китайской музыке. Подобно тому, как в гармоническом ладу каждая ступень может быть гармонизована аккордом внутритональным или побочным (и носитель гармонического опыта слышит и опознает в мелодии гармоническое состояние той или иной ступени в каждый момент мелодического развития), каждая ступень исходной структуры может быть услышана как принадлежащая разным пентатоническим микроструктурам.

Базовый уровень лада (или исходная структура, дающая название ладу) — это уровень семи, а не пяти звуков. Автор объясняет, что при анализе пентатоники необходимо

учитывать гептатонику, в которую может быть развернута пентатоника при помощи дополнительных звуков. Эти звуки, расширяющие пентатонику до гептатоники, образуют три связанные пары, заполняющие широкий интервал элементарной (пентатонной) структуры. Специфический статус этих звуков не имеет никаких аналогов в европейских мелодических ладах. Это ладовые звуки, подчеркивает автор, но с особой функцией. Их нельзя уподобить альтерации или хроматизму в европейском значении. Их не принято выписывать в пентатони-ческую структуру, они не всегда присутствуют в музыке, но их наличие всегда предполагается, что отражает принятая нумерация ступеней пентатоники: ступени пентатоники нумеруются от семиступенности. Теоретически возможны четыре пары этих дополнительных ступеней, но реально существуют три, при помощи которых образуются, соответственно, три гун-группы (каждая с «личным» наименованием) или, если вполне «законно» применить европейский термин, три одноименных лада: эти лады выстраиваются от одного звука, но заполнение терций в них варьируется. Судя по всему, такое родство или связь ладов основаны на мелодических сопоставлениях ступеней, которые способны «перекрасить» интонацию и выявить ее принадлежность к определенной гун-группе. На данном уровне основные ступени лада во всех гун-группах обладают неизменным значением.

Другая картина проступает на уровне юнь. В систему юнь объединяются не одноименные гун-группы, а гун-группы гепта-тоник с общими дополнительными звуками, но с разными тониками, расположенными в квинтовом круге на две квинты от исходного звука. Следовательно, одни и те же звуки носителем описываемой культуры могут быть восприняты по-разному: в короткой мелодии можно слышать одни и те же звуки как функционально разные — на ощущение характеристичности той или иной ступени влияет ее принадлежность к конкретной структуре, которую опять же необходимо услышать в акустически и звуковысотно неизменном пространстве.

Несомненно, разнообразие энергий отдельных звуков мелодии носители культуры слышат, как интуитивно «слышит» европейское ухо гармонию в звуках мелодии без акком-

панемента. Понятно, что ощутить энергетику и характеристичность интонаций китайской музыки можно только изнутри того опыта, которому принадлежит эта чрезвычайно утонченная ладовая система.

Китайская ладовая система, а шире — слуховой опыт, стоящий за этой системой, сопоставим с европейским опытом мажоро-минорной ладотональности по двум линиям. Одна линия продемонстрирована китайским музыкантом. Это линия совпадений и внешних аналогий: именно совпадающие элементы — звукоряд, строй, количественная сторона, общий характер функциональности — позволяют ему увидеть некоторый ряд сходств-различий. Другую линию нетрудно увидеть, если вывести обобщение ладового описания на иной уровень. Она может быть выстроена на основании сравнения функциональных эквивалентов систем; она возможна при сопоставлении всех фонологически существенных элементов слухового опыта. А к ним относятся ритм, тембр, артикуляция музыки. Лад не мыслим отдельно от этих параметров, он существует в теснейшей взаимообусловленности всех составляющих звука, обработанных в музыкальной практике той или иной культуры. Лад формируется под воздействием тембровых и ритмических условий музыкальной практики, и лад же воздействует на специфичность ритма и развитие инструментария. Такие выразительнейшие инструменты Китая как хордофон цинь или скрипка эрху, способные сообщать звуку до ста тембровых оттенков, свидетельствуют об интимной связи тембровых и ладовых функций. Однако эти параметры, являющиеся самоочевидными для носителя опыта, остались за кадром его работы.

Отрадно осознавать, что музыкально-теоретическая литература на русском языке пополнилась столь серьезным исследованием, посвященным китайской традиционной музыке. Впервые в научный обиход вводится развернутая система концептов, отточенных в музыкальной теории и практике китайского народа. Китайская терминология показана в исторической динамике, с одной стороны, и в контексте научных дискуссий в среде китайских теоретиков ХХ века, с другой. По существу, впервые представлено китайское теоретическое музыкознание ХХ столетия. Наконец, в книге живо и чрезвычайно интересно продемонстрирова-

но актуальное бытие традиционных ладовых структур в творчестве современных китайских композиторов.

Авторское исследование ладовой системы китайской музыки — это существенный вклад в изучение общих проблем звуковысот-ной организации музыки. Древнейшая традиция, базовым основанием которой является пентатоника, детально описана и систематизирована высокопрофессиональным носителем данной культуры, который представил европейскому читателю не только богатый теоретический и практический материал, но и осветил научную дискуссию на тему национальной ладовой системы в китайском музыковедении. «Звучание» современной музыки Китая в примерах, которыми наполнены страницы исследования, живая теоретическая мысль, увлека-

ющая читателя, будет востребована не только музыковедами, но и музыкантами-практиками в русле всеобщего интереса к творчеству неевропейских композиторов.

Монография оригинальна по содержанию, она открывает новые перспективы в исследованиях ладовых аспектов современной музыки, наконец, она служит важным этапом межкультурных взаимодействий. Ладовая система юн-гунь-дяо — уникальный концепт и продукт китайской музыкальной ментально-сти, весьма приблизительно описанный музыкальными «чужестранцами», наконец-то преподнесен «в точном переводе». Можно надеяться, что на руинах былой культурной изоляции книга Пэн Чэна будет накапливать не только научную и практическую, но и гуманитарную ценность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.