Научная статья на тему 'Введение в дискуссию'

Введение в дискуссию Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
133
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ / КУЛЬТУРА И СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы —

во Введении в дискуссию описываются цели разворачиваемого обсуждения культуры и перспектив ее развития. Дискуссия выявляет высокое парадигмальное единство взглядов большинства участников, что позволяет сделать вывод о сложении самостоятельной российской научной культурологической школы с выраженной спецификой понимания сущности культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Введение в дискуссию»

Введение в дискуссию

ОГЛЬПМ ГУЛЫ**. 2*14

Аннотация: во Введении в дискуссию описываются цели разворачиваемого обсуждения культуры и перспектив ее развития. Дискуссия выявляет высокое парадигмальное единство взглядов большинства участников, что позволяет сделать вывод о сложении самостоятельной российской научной культурологической школы с выраженной спецификой понимания сущности культуры.

Ключевые слова: культура, современное состояние, тенденции развития, культура и состояние общества.

Дискуссия на тему «Современная культура: ее характерные черты и перспективы развития» разворачивается в контексте «Года культуры», отмечаемого в России, и преследует цель систематизации взглядов ученых и деятелей искусства на обозначенную проблему, на выявление наиболее специфичных черт, характеризующих современную культуру, и наиболее вероятных направлений ее развития.

К участию в дискуссии приглашены специалисты, стоящие на разных точках зрения, по-разному оценивающие современные процессы культурной динамики и тенденции ее развития. Всем им предложено ответить на одни и те же вопросы. Различия в полученных ответах очерчивают границы преобладающих в современной отечественной науке взглядов на мировую культуру и ее исторические перспективы. Эти взгляды отражают различия в идеологиях приглашенных участников дискуссии, что подчеркивает ту особую идеологическую роль, которую играет культура в современном мире, и то, в какой мере культурологические теории эксплицируют мировоззренческие устремления каждого автора и желаемое им перспективное развитие общества.

Вместе с тем, несмотря на значительное расхождение в оценках наблюдаемой культурной динамики, нельзя не отметить и высокую степень сходства в понимании культуры как формы и нормы социальных отношений, как производной социальных процессов и символического отражения социальной реальности, что характерно для большинства авторских суждений о современной культуре. В этом ярко проявляется парадигмальное единство отечественной научной культурологической школы, которое, пожалуй, никогда еще не манифестировалось столь наглядно. Развернутая дискуссия и высказываемые в ней суждения об актуальном состоянии и перспективах развития культуры дают основание утверждать, что российская культурология как особое направление науки состоялась и концептуально сформировалась. Эта наука имеет устойчивое представление о культуре как системообразующем сегменте социальной реальности, развивающее взгляды М.С. Кагана и Э.С. Маркаряна, и может стать аналитической основой для государственной культурной политики.

Вопрос о культурном будущем человечества обретает особую актуальность именно сейчас, когда становится очевидной содержательная исчерпанность большого числа исторических тенденций развития культуры и доминирующих культурных форм, входящих в противоречие с новейшими тенденциями социальной динамики. Будет ли культура обозримого будущего соответствовать параметрам актуального социального состояния человеческого общества и участвовать в социальных процессах или останется

только коллективным воспоминанием о великом прошлом? Вот нетривиальный вопрос, на который стремятся найти ответ и ученые, и деятели искусства...

Ученым было предложено высказать свое отношение к следующим вопросам:

1. К какому мировоззренческому направлению (методологической парадигме) Вы себя относите - эволюционизму, цивилизационизму, структурализму, постмодернизму и пр., или Вы усматриваете в своих научных взглядах синтез нескольких подходов? Каково Ваше отношение к феномену научной истины?

2. Какие принципиальные новации Вы находите в современной культуре по сравнению с культурой 1 половины - середины ХХ века? С чем Вы их связываете?

3. Какие из современных тенденций культурного развития Вам представляются наиболее значимыми и перспективными?

4. Оцениваете ли Вы современную ситуацию как «культурный кризис»? Если да, то чем он вызван и в чем проявляется?

5. Какое Вы ожидаете будущее для основных социальных подсистем культуры -традиционной, специализированной, массовой? И чем эти перспективы обусловлены или детерминированы?

В № 4 журнала «Культура культуры» за 2014 год публикуется начало этой дискуссии. Продолжение в следующих номерах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.