Научная статья на тему 'Введение торгового сбора и его влияние на деятельность компаний, оказывающих услуги населению в финансовой и транспортной сферах'

Введение торгового сбора и его влияние на деятельность компаний, оказывающих услуги населению в финансовой и транспортной сферах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
179
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВИАКОМПАНИИ / НОВАЯ ОБЯЗАННОСТЬ / ТОРГОВЫЙ СБОР / НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ / УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ (УСН) / ГЛАВА 33 НК РФ / ПОСТУПЛЕНИЕ НАЛОГОВ / СУВЕНИРНАЯ ПРОДУКЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петухов Алексей Михайлович

В статье рассматривается новый сбор торговый сбор, который был введен с 01 июля 2015 года. Взимание торгового сбора пока началось только в одном субъекте Российской Федерации г. Москве. В статье рассматривается особенность принятия новой, 33 главы НК РФ в Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации, рассматривается степень проработки новой главы. Особое внимание уделено порядку исчисления, уплаты и особенности норм сбора. Также рассмотрен порядок зачета сбора в текущих налогах на доход. На основании этой информации делаются выводы о не проработанности принятого сбора, и предлагается его отменить в текущем виде и вернуть его на стадию проработки. В статье рассматривается торговый сбор, как еще один элемент воздействия на российские транспортные компании. Автор приходит к выводу, что российские транспортные компании являются плательщиками данного сбора со всей площади своих основных фондов, например пассажирских воздушных судов и пассажирских железнодорожных вагонов. Автор приходит к выводу, что исчисляться торговый сбор будет на основании порядка, принятого в регионе, где стоит на учете имущество (для авиакомпаний это аэропорт базирования). По мнению автора, это приведет к снижению конкурентоспособности российских компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPOSITION OF A FEE ON THE SALES AREA, ITS IMPACT ON ACTIVITIES OF COMPANIES PROVIDING SERVICES TO THE POPULATION

The article discusses a new tax the Sales charge, which was introduced from 01 July 2015. The Sales charge started in one subject of the Russian Federation Moscow. The article discusses the features of adoption of a new, 33-ed chapter of the tax law of the Russian Federation. The order of calculation, payment and features of charge. The author came to the conclusion that the infancy of law on the Sales charge, it is proposed to cancel the charge, return it for correction. The article discusses Sales charge as another element of influence on the Russian transport company. The author comes to the conclusion that the Russian transport companies are payers of the Sales charge from the area of passenger aircraft and passenger wagons. The author concludes that Sales charge should be calculated according to the law of the region where is on account of the property (in the case of airlines, this airport is home base). The author believes that this leads to a decrease of competitiveness of Russian companies.

Текст научной работы на тему «Введение торгового сбора и его влияние на деятельность компаний, оказывающих услуги населению в финансовой и транспортной сферах»

3. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ. ЖИВАЯ ЭКОНОМИКА

3.1. ВВЕДЕНИЕ ТОРГОВОГО СБОРА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМПАНИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ УСЛУГИ НАСЕЛЕНИЮ В ФИНАНСОВОЙ И ТРАНСПОРТНОЙ СФЕРАХ

Петухов Алексей Михайлович, кандидат экономических наук, независимый консультант, Россия, Москва

petukhov2001@inbox.ru

Аннотация: В статье рассматривается новый сбор -торговый сбор, который был введен с 01 июля 2015 года. Взимание торгового сбора пока началось только в одном субъекте Российской Федерации - г. Москве. В статье рассматривается особенность принятия новой, 33 главы НК РФ в Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации, рассматривается степень проработки новой главы. Особое внимание уделено порядку исчисления, уплаты и особенности норм сбора. Также рассмотрен порядок зачета сбора в текущих налогах на доход. На основании этой информации делаются выводы о не проработанности принятого сбора, и предлагается его отменить в текущем виде и вернуть его на стадию проработки.

В статье рассматривается торговый сбор, как еще один элемент воздействия на российские транспортные компании. Автор приходит к выводу, что российские транспортные компании являются плательщиками данного сбора со всей площади своих основных фондов, например пассажирских воздушных судов и пассажирских железнодорожных вагонов. Автор приходит к выводу, что исчисляться торговый сбор будет на основании порядка, принятого в регионе, где стоит на учете имущество (для авиакомпаний это аэропорт базирования). По мнению автора, это приведет к снижению конкурентоспособности российских компаний.

Ключевые слова: авиакомпании, новая обязанность, торговый сбор, налог на прибыль, упрощенная система налогообложения (УСН), глава 33 НК РФ, поступление налогов, сувенирная продукция.

THE IMPOSITION OF A FEE ON THE SALES AREA, ITS IMPACT ON ACTIVITIES OF COMPANIES PROVIDING SERVICES TO THE POPULATION

Petukhov Alexey M., PhD, independent consultant

petukhov2001@inbox.ru

Annotation: The article discusses a new tax - the Sales charge, which was introduced from 01 July 2015.

The Sales charge started in one subject of the Russian Federation -Moscow. The article discusses the features of adoption of a new, 33-ed chapter of the tax law of the Russian Federation. The order of calculation, payment and features of charge. The author came to the conclusion that the infancy of law on the Sales charge, it is proposed to cancel the charge, return it for correction. The article discusses Sales charge as another element of influence on the Russian transport company. The author comes to the conclusion that the Russian transport companies are payers of the Sales charge from the area of passenger aircraft and passenger wagons. The author concludes that Sales charge should be calculated according to the law of the region where is on account of the property (in the case of airlines, this airport is home base). The author believes that this leads to a decrease of competitiveness of Russian companies.

Keywords: the airline, the new duty, biales charge, income tax, simplified system taxation, chapter 33 of the tax law, tax payments, souvenirs.

В марте 2015 года Д.А. Медведев на встрече с российскими предпринимателями заявил, что Правительство РФ не планирует вводить новые налоги и сборы, и не планируется повышать ставки действующих налогов. «Основное условие - это стабильность правил игры, прежде всего в налоговой сфере. Правительство не собирается вводить новые налоги и сборы, равно как и повышать ставки по существующим налогам и сборам», - сказал Д.А. Медведев, открывая встречу с представителями бизнеса.

Он отметил, что основным условием для ведения бизнеса является стабильность правил игры, прежде всего в налоговой сфере. «При этом мы, конечно, должны продолжить совместно с вами совершенствование налогового законодательства и администрирования по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды», - сказал премьер1.

Данные заявления были сделаны и ранее, на этапе разработки ключевых направлений антикризисных действий Правительства, в частности, оказание содействия развитию малого и среднего бизнеса. Так Правительством утвержден План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого разви-

1 http://ria.ru/economy/20150304/1050832239.html

тия экономики и социальной стабильности в 2015 году (см. Распоряжение Правительства РФ от 27.01.2015 N 98-р). План включает в себя несколько направлений по поддержанию значимых секторов экономики. Так, п. п. 23 - 33 Плана предусмотрена поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, которая в том числе включает предоставление фискальных мер поддержки. Фактически, речь идет о снижении налогового бремени. Например, в соответствии с Планом в целях осуществления деятельности по поддержке малого и среднего бизнеса планируется наделить субъекты РФ правом снижать налоговые ставки для «вмененщиков» с 15% до 7,5%. Причем планируется, что перечень первоочередных мероприятий будет дополняться новыми антикризисными мерами.

Более того, в целях реализации Плана и активизации развития планируется повысить в два раза предельные значения выручки реализации товаров (работ, услуг) для отнесения к категории малого или среднего бизнеса:

- для микропредприятий - с 60 до 120 млн руб.;

- для малых предприятий - с 400 до 800 млн руб.;

- для средних предприятий - с 1 до 2 млрд руб.

Казалось бы, ни о каком введении новых налоговых налогов, сборов и иных обязанностей можно не говорить.

Тем не менее факт остается фактом: с 2015 года введена новая глава в НК РФ. Глава 33 НК РФ, на мой взгляд, фактически увеличивает налоговую нагрузку на организации. Сложно представить, что сумму в размере 2,3 млрд. руб.2 может быть уплачена с последующим стопроцентным зачетом в других налогах.

Например, на территории г. Москвы, уже с 01.07.2015 будет введен торговый сбор. Уже принят Закон г. Москвы от 17.12.2014 № 62 «О торговом сборе». В остальных регионах, введение торгового сбора ожидается позже, т.к. принятие закона, по мнению многих региональных властей, не приведет к улучшению ситуации.

Федеральный закон №382-ФЗ от 29 ноября 2014 года, существенно изменили налогообложение организаций, осуществляющих торговлю. Это касается и мелких предпринимателей, на деятельность, которых не установлен патент, заканчивая крупнейшими налогоплательщиками, например, Сбербанк, Аэрофлот, Перекресток и т.д.

Пришло время вдумчиво разобраться с тем, какие изменения произойдут со вступлением поправок в силу и что нас ждет в ближайшем будущем. Причем это может быть и для мелких организаций и ИП, так и для крупных компаний.

Рассмотрим правовые основания введение сбора и изменения, которые были внесены федеральным законом № 382-ФЗ.

В редакции части 1 Налогового кодекса РФ имеется понятие сбора, которое в новой редакции значительно расширилось. До недавнего времени в классической налоговой литературе считалось, что отличие налога от сбора является возмездность второго. За уплату сбора лицо, уплатившее, его получало услугу. Теперь же с учетом принятых поправок (см. таблицу 1) этот принцип не является обязательным, достаточно находится на территории или осуществлять деятельность на территории, на которой введен сбор. Получается, что теперь сбор можно трактовать как региональный налог.

2 Отчет об исполнении бюджета г. Москвы на 01.01.2016г. http://findep.mos.ru/activities-of-the-department/results-of-execution-of-the-budget-of-the-city-of-moscow/montЫy-reports-on-budget-executюn-for-the-city-of-moscow/monthly-reports-on-budget-execution-for-the-city-of-moscow/2590459/

Таблица 1

Понятие сбора до и после принятия ФЗ №382-ФЭ_

Старая редакция п.2 статьи 8 НК РФ (До введение в силу ФЗ № Э82-ФЗ от 29.11.2014г.) Новая редакция п.2 статьи 8 НК РФ ( с учетом ФЗ № 382-ФЗ от 29.11.2014г.)

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности. (выделение авторское)

Под налогом же понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

До текущих изменений большинство в научном сообществе сходилось во мнении, что формулировки статьи 8 НК РФ являлись удачными.

Признаками сбора и отличие от налога заключалось в том, что:

1. Сбор - это обязательный взнос. Это не платёж (как налог), а взнос. Указывается, что сбор всегда является разовым взносом, в отличие от налога, который представляет собой периодические платежи. Поэтому сбор и называют взносом, чтобы еще раз подчеркнуть разовый характер.

2. Сбор - это взнос, уплачиваемый организациями и физическими лицами. Здесь как и налог.

3. Сбор является одним из условий совершения в отношении плательщика сбора юридически значимых действий. Уплата сбора рассматривается как условие совершения в отношении плательщика сбора юридически значимых действий со стороны государственных органов. Поэтому создаётся впечатление, что сбор - платёж возмездный, так как мы уплачиваемый сбор, а в ответ какие-то юридически значимые действия.

Таким образом, основным отличием сбора от налога является возмездность и разовость. Хотя в части разовости и воз-мездности в науке имеются разные точки зрения. Хотя все сходились в том, что скорее эти признаки присутствуют, нежели отсутствуют.

В текущей редакции статьи 8 в части сбора. Можно говорить о том, что понятие сбора становится не отличимым от налога. В теории налогообложения налог обладает признаками:

1. Обязательный платёж. В нашем случае торговый сбор является обязательным и не зависит от того, имеет ли на встречу оказание услуги.

2. Индивидуально безвозмездный платёж. За уплаченный налог налогоплательщик никакого возмещения не получает. В данном случае, этот принцип используется при установлении Торгового сбора

3. Уплачивается организациями и физическими лицами. В данном случае в статье 411 НК РФ данная точка зрения под-

тверждается («плательщиками сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели»)

4. Налог представляет собой отчуждение имущества в виде денежных средств.

5. Налог уплачивается для обеспечения задач и функций государства или муниципальных образований.

В текущей редакции под сбором теперь может быть любой платеж, который обладает признаком территориальности. Как мы видим между понятием налога и сбора граница сильно размывается, в чем-то происходит явное пересечение понятий. Ведь налоги могут быть и местные. Таким образом, с точки зрения законодателя не имеет значения, что за платеж производится законодателем, лишь бы он был уплачен. Получается, что принятие торгового сбора в такой редакции фактически разрушило основные понятия налогового права изменило теорию налогообложения.

Отдельного рассмотрения заслуживает порядок принятия закона №382-ФЗ, который на стадии принятия звучал как Проект Федерального закона № 527250-6 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - законопроект)

На первом этапе это был не сильно примечательный законопроект, который прошел все положенные стадии согласования.

21.05.2014 был внесен в Государственную Думу ФС Р. К законопроекту имелась пояснительная записка, финансово-экономическое обоснование, перечень актов федерального законодательства. 17.09.2014 было получено заключение Правительства РФ № 6091п-П13, в котором Правительство законопроект поддерживает и просит его доработать. 22.09.2014 -рассмотрен Советом ГД ФС РФ (Протокол № 191, п. 103) и включает его в осеннюю сессию 2014 года (октябрь). 03.10.2014 получено заключение Правового управления Аппарата ГД ФС РФ № 2.2-1/4986. На данный законопроект 06.10.2014 было получено заключение Комитета по бюджету и налогам. Казалось бы обычная жизнь законопроекта! Но самое главное, чем важен этот законопроект все документы собраны, все заключения имеются, формально можно проводить через федеральное собрание.

В соответствии с принятым решением, законопроект вынесен на первое чтение и принята его концепция. 14.10.2014 на заседании ГД СФ РФ. Причем в первом чтении он принимался как законопроект в части совершенствования налогового администрирования налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций. А председатель Комитета по бюджету и налогам дрей Михайлович Макаров, рекомендовал его к принятию, а новеллы законопроекта назвал: «облегчающими и упрощающими» многие налоговые процессы.

Ко второму чтению в Законопроект № 527250-6 было внесен 39 поправок и законопроект фактически был дополнен еще одной главой налогового кодекса, вводившей новый местный налог. Также Законопроект изменил основные понятие и на стадии второго рассмотрения без проведения формальных процедур согласования, получения экономического обоснования, заключений и т.д. (все то, что предшествует первому чтению) фактически изменил систему налогов и сборов. По предложению А.М. Макарова 38 поправок было принято и лишь одна была отклонена. При этом А.М. Макаров заверил, что «у добросовестных налогоплательщиков никаких проблем в связи с принятием закона не будет. В то же время он перекроет

ряд схем ухода от налогообложения, в частности, выведет из тени коммерческие сделки в строительно-жилищном секторе». В обсуждении поправок участвовало 6 депутатов: А.Д. Крутов, Д.В. Ушаков, Н.Р. Петухова, А.А. Ищенко, А.Г. Тарнав-ский, О.Г. Дмитриева

К третьему чтению в законопроект были внесены незначительные технические правки и 21 ноября 2015 года он был принят 237 голосами «за».

26.11.2014 Законопроект был одобрен Советом Федерации ФС РФ (Постановление № 550-СФ) и уже 29.11.2014 подписан Президентом РФ.

Удивляет скорость принятие решения по вопросу, который должен быть внимательно исследован, как экономистами в части выполнения основных функции сборов и налогов, так и юристами в части его влияние на нормы права, даже на рассмотренное выше понятие «сбора». Ведь предложенная формулировка может быть подвергнута определенной критике. Данный законопроект должен быть также обсужден всем предпринимательским сообществом, ведь в этом случае, установление новой обязанности должно объяснять причину ее появления, причины и цель, которую пытается достигнуть законодатель.

Теперь рассмотрим более детально все обязательные условия, наличие которых позволяет говорить, что сбор можно считать установленным.

Плательщики сбора. В соответствии со статьей 411 все организации и индивидуальные предприниматели, использующие движимое и (или) недвижимое имущество, которые будут таковыми назначены в зависимости от вида предпринимательской деятельности. Получается, что ни организационно правовая форма, ни основой вид деятельности организации не имеет значение для установления торгового сбора. Причем, «назначение» организации плательщиком сбора на федеральном уровне ограничено только теми видам деятельности по которым не введен патент или единый сельскохозяйственный налог, а все остальные изъятия должны быть прописаны субъектами РФ (см. п.3 ст. 410 НК РФ). Следует отметить, что патент тоже устанавливается субъектом Российской Федерации. Получается, что в частном случае патента на территории конкретно взятого субъекта Российской Федерации может не быть и может быть по большинству операций введен торговый сбор. Получается, что в данном виде этот сбор начинает носить признак налога, т.к. действует на неопределенный круг лиц или этот круг лиц может быть искусственно расширен. Кроме того, достаточно расширительно может трактоваться вид деятельности - торговля. Фактически под действие сбора подпадают все виды торговли. Примером такого искусственного расширение может быть включение в вид экономической деятельности реализации газа населению, или даже продажа шнурков в мастерской по ремонту обуви и т.д.

Законодатель при установлении ставки тоже ввел новшество в ее определении, указаны ограничения: 1.ставка не может превышать расчетную сумму налога, подлежащую уплате в связи с применением патентной системы налогообложения в данном муниципальном образовании, причем в случае наличия площади более 50 метров используется коэффициент. Все остальное не является существенным и не подлежит регулированию на федеральном уровне. Причем непонятно почему появилась площадь в 50 метров? Ведь экономического заключения на проект нет и выяснить этого не возможности. Кроме того, опять возникает извечная проблема, про которую уже

неоднократно заявлялось: порядок определения площади торгового зала. Опять будут возникать коррупционные схемы в части определения площадей для снижения сумм сбора.

В указанной норме в 50 метров, а также в налоговых ставках , которые были не понятно по какому принципу установлены в пока единственном субъекте Российской Федерации, который ввел торговый сбор, усматривается нарушение принципов налогового законодательства. В соответствии с подп. 3 статьи 3 НК РФ ч.1. «налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными». К сожалению, приходится констатировать тот факт, что торговый сбор является произвольным, непроработанным законом, который непонятно какие цели решает и серьезно ущемляет права налогоплательщиков.

Основное понятие главы 33 для установления базы является определения «площадь торгового зала» в целях главы 33 НК РФ используется понятие из главы 26.5. НК РФ Патентная система налогообложения. Так «площадь торгового зала» - это «часть магазина, павильона, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов (ст. 346.43 НК РФ).

В главе 33 прописана особая схема информирования налоговых органов. Для выполнения требований по информированию о наличии/отсутствии операций, приводящих к взиманию торгового сбора статье 416 НК РФ содержатся жесткие требования. В течение 5 дней со дня наступления события, приводящего к необходимости уплаты торгового сбора, а также изменения площади торгового зала и т.д. необходимо направить уведомление в налоговые органы. Штрафы установлены достаточно высокие, так ведение торговли без постановки на учет приравнивается к ведению деятельности без постановки на учет в налоговом органе, т.е. может повлечь взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей. (см. статью 116 НК РФ). Кроме того на должностных лиц распространена и административная ответственность в виде штрафа согласно ст. 15.3 КоАП РФ (от 2 тыс. до 3 тыс. руб.).

Торговый сбор, должен уплачиваться не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Новшеством торгового сбора является его отношение к расходам и способу влияния на налог на прибыль. Внесенными изменениями Законом № 382-ФЗ в п. 10 ст. 286 НК РФ установлено, что плательщик имеет возможность уменьшить сумму авансового платежа по налогу на прибыль (налога на прибыль), исчисленного по итогам отчетного (налогового) периода, зачисляемую в консолидированный бюджет субъекта РФ, в состав которого входит муниципальное образование, где введен указанный сбор, на сумму торгового сбора, фактически уплаченного с начала налогового периода до даты уплаты авансового платежа (налога). При этом вариант отнесения сбо-

ра на расходы строго исключен, что закреплено в п.п. 19 ст. 270 НК РФ. Имеется ограничение уменьшения платежа по налогу на прибыль, тем, что «налогоплательщик, не представивший в налоговый орган уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора» не может его учесть.

Установление такого способа влияния на налог на прибыль, автоматически приводит к аналогичному способу исчисления Торгового сбора, при работе по упрощенной системе налогообложение. Таким образом, все кто находится на УСН, тоже автоматически стали плательщиками налога.

Причем, на мой взгляд, в текущей редакции, сумма превышения торгового сбора над суммой налога, исчисленного по правилам главы 25 и главы 26.2. не может быть отнесена на последующие периоды. Причина такого решения заключается, в особенностях формулировок п. 10 ст. 286 («налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа)») и статьи 283, которая гармонично встроена в главу 25 и распространяется только на нее. В соответствии с логикой главы 25 убыток - это превышение расходов над доходами. При этом в статье 286 отмечено, что торговый сбор уменьшает сумму налога на прибыль, а не включается в расчет налоговой базы. Получается, что законодатель фактически устанавливает рентабельности бизнеса и устанавливает минимальный порог рентабельности налогов на прибыль (сам налог на прибыль и УСН) для поступления в бюджет. Таким образом, нарушается вся концепция построения налоговой системы, и в частности налогов на результат экономической деятельности компании.

Ввиду того, что данный сбор, а фактически налог не является экономически проработанным. Представляется, что значительная часть бизнеса уйдет в теневой сектор экономики. Все это приведет к снижению деловой активности и снижению оборота торговли. Что в свою очередь потянет за собой промышленное производство, из-за снижения спроса со стороны торговых организаций. В этом случае производители будут вынуждены искать другие способы доставки своей продукции до потребителя, но все равно будут натыкаться на текущие негармонические правила работы в сфере торговли.

Рассмотрим все по порядку. Давайте взглянем на необходимость уплаты Торгового сбора организациями, которые являются специализированными в своих отраслях. Например, организацию, представляющую комплексные финансовые услуги потребителям, типа Сбербанк России и транспортные компании типа Аэрофлот и Федеральную пассажирскую компанию.

Крупные организации стараются развивать дополнительные сервисы для своих клиентов, представлять комплексные услуги, и всеми возможными способами повышать их лояльность, при этом зарабатывать дополнительные средства.

Например, Сбербанк реализует золотые монеты и слитки населению, которые используются населением как вложение денежных средств и удовлетворение своих потребностей, например коллекционеры. Данная операция сточки зрения торгового сбора должна попасть под данный вид предпринимательской деятельности. Данная позиция подтверждается Письмом ЦМ РФ от 29.09.1997 № 524 «О совершении кредитными организациями операций купли - продажи монет из драгоценных металлов» в котором ключевым является то, что банки производят операции купли-продажи. Кроме того, тот

же Сбербанк анонсировал открытие мини магазина по продаже сувенирной продукции со своей символикой3.

Другим примером может быть реализация сувенирной продукции (кепки, зонты ручки и т.д.) компаниями, которые оказывают услуги по перевозке пассажиров. Предположим, что в офисе продаж авиакомпании или ФПК можно приобрести при заключении договора сувенир. В этом случае, с точки зрения Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» №381-ФЗ, это является торговой деятельностью, причём при наличии нескольких офисов, может трактоваться как торговая сеть. Данная позиции подтверждается национальным стандартом РФ «Торговля» ГОСТ Р 51303-2013 (п.1. «торговая деятельность (торговля): вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров.»)

Таким образом, вся территория офисов собственной продажи должна подпадать под определение действие главы 33 НК РФ «Торговый сбор» и такого типа организации должны производить уплату торгового сбора со всей площади офиса.

В сложившейся ситуации, организации, скорее всего, откажутся от непрофильной деятельности и прекратят такую торговлю. Ведь затраты на ее ведение в виде значительного отвлечения денежных средств на уплату сбора и его администрирование могут быть значительно выше чем доходность от продажи ручек и брелоков с логотипами фирмы.

Также следует понимать, что для небольших отечественных производств это потеря покупателя, что не может не сказаться отрицательно.

Кроме того, это снижение объема заказываемых товаров крупными организациями, т.е. потеря заказчика товаров для небольших производителей товаров. Много ли купят авиакомпании и банки футболок на продажу? Это не их основной бизнес, скорее всего, объём заказов будет очень большой и такой заказчик не будет интересен крупной текстильной фабрике, а вот небольшая, скорее всего, возьмется за заказ. Это же можно будет сказать и про сувенирную продукцию: брелоки, чашки, зонтики, кепки и т.д.

Но представляется, что это часть проблемы для крупных компаний. Дня них это будет отказ от одного из, причем не основного, вида деятельности.

Однако давайте порассуждаем еще над данной проблемой. Причем решение по ней может быть не совсем очевидным. Например, продажа парфюмерии, алкоголя, еды, да и той же сувенирной продукции на борту самолета и в вагоне поезда. В статье 411 нет никаких изъятий для места реализации. Важным условием является вид предпринимательской деятельности для той или иной территории, на которой находится организация или осуществляет свою деятельность.

Исходя из логики статьи 412 НК РФ под объект налогообложения попадает, в т.ч. движимое имущество, которое используется, в т.ч. и для торговли. То, что продажа продукции в салоне самолета или вагоне попадает под вид предпринимательской деятельности, представляется очевидным и никаких изъятий на эту тему кажется быть не может.

Есть еще один сложный вопрос. Как определить регион, в котором производится реализация. Для этого предлагается рассмотреть следующие варианты определения региона:.

3 «Сбербанк показал акционерам, как «Крымнаш» отразился на бизнесе» / газета Ведомости от 29.05.2015г.

1. По месту совершения фактической реализации. Предположим, появляются специальные средства, которые позволяют идентифицировать регион продажи и производить уплату торгового сбора. Данный вариант представляется неправильным с точки зрения логики. Ведь в этом случае под торговый сбор будут в разных регионах попадать площади одних и тех же основных средств. Причем все-таки фактически хозяйственная деятельность в регионе не оказывается.

2. Место отправления. В этом случае определяется, откуда отправился самолет, состав и производится уплата сбора по ставкам и порядке региона отправления транспортного средства.

3. Место назначения. Аналогично п.2, но меняем на направление движения.

Критика налогообложения в п.2. и.3. состоит в том, что непонятно, как быть с пассажирами, которые проехали не весь маршрут или наоборот едут с пересадкой. В этом случае, что дня них место назначения и место отправления не совпадает с начальной и конечной точкой движения транспортного средства.

Место регистрации транспортного средства. В данном случае предложенный вариант представляется самым логичным. Все транспортные средства, в т.ч. вагоны и самолеты имеют регион постановки на учет. Так вагоны имеют регион постановки, а самолеты аэропорт базирования. Представляется, что по месту регистрации должен производиться расчет и уплата торгового сбора.

Давайте теперь, попробуем определить, что есть для самолетов и вагонов поездов площадь торгового зала? Представляется, что в текущих терминах ГОСТ Р 51303-2013 и НК РФ, это будет вся площадь вагона и самолета, за исключением туалетов, кабины пилота и тамбуров (в случае с вагоном). Ведь площадь данных транспортных средств полностью состоит их проходов и зон для выкладки товаров, тем более, что данный товар предлагается купить по каталогу или из специальной торговой тележки. В последнем случае, с учетом понятия «торговая тележка - это нестационарный торговый объект, представляющий собой оснащенную колесным механизмом конструкцию на одно рабочее место и предназначенный для перемещения и продажи штучных товаров в потребительской упаковке4. Таким образом, при продаже продукции в любом случае будет взиматься торговый сбор. Однако с площади он будет взиматься или с «тележки» необходима более детальная проработка с учетом возможных договорных отношений.

Как видно глава 33 НК РФ является крайне непроработанной. Только один из примеров фактически приводит к абсурду деятельность авиакомпаний и железнодорожных компаний по представлению дополнительных услуг пассажирам, которые позволяют повысить качество сервиса и предлагать комплексную качественную услугу мирового сервиса.

Пока введение нового платежа вызывает лишь вопросы. Прогнозировать, как данный факт скажется и как далеко зайдет реализация норм, слишком рано: нет нормативных актов, устанавливающих конкретные цифры (ставки) и преференции в отношении потенциальных плательщиков сбора, отсутствует практика применения и практика рассмотрения дел в судах. Власти г. Москвы только за 6 месяцев вносили два уточнения в

4 п. 67 ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. «Торговля. Термины и определения» (утв. Приказом Росстандар-та от 28.08.2013 « 582-ст)

Закон г. Москвы «О торговом сборе», т.к. под действие торгового сбора попадали социально значимые объекты - кинотеатры, музеи, планетарий, театры, церкви и мечети, парикмахерские и т.д.

Можно уже сейчас предположить, что оперативные изменения позволят мелким предприятиям как-то приспособиться к действию нового сбора, но можно утверждать, что они будут закрываться, освобождая торговые площади. Вместе с тем, оставшиеся на плаву будут вынуждены оптимизировать деятельность, делать все для того, чтобы вывести ее в разряд прибыльной. Ведь величина торгового сбора никак не зависит от полученного дохода плательщика. Он взимается, повторим, если хотя бы один раз в течение квартала объект движимого и недвижимого имущества использовался для торговой деятельности. Сумма сбора будет одинаковой во всех случаях: день велась торговля или полный квартал.

Также можно будет констатировать тот факт, что при наличии небольшой фантазии исполнительной власти, большое количество хозяйствующих субъектов будут плательщиками данных сборов. Например, отечественные транспортные компании будут платить сборы с площади транспортных средств все услуги по продаже товаров смогут быть обложены. При этом иностранные компании благополучно смогут развивать у себя подобные сервисы на рейсах в /из России, тем самым еще раз повышая свое конкурентное преимущество перед отечественными предприятиями.

На сегодняшний день ПАО «Сбербанк России» фактически свернул продажу золотых монет и слитков в своей сети г. Москвы и сосредоточил продажу в нескольких центральных офисах. ПАО «Аэрофлот» осуществляет продажу только в двух офисах г. Москвы.

Список литературы:

1. Проект Федерального закона № 527250-6 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 21.05.2014)

2. Заключение Правительства РФ от 17.09.2014 « 6091п-П13 «На проект Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Выписка из протокола заседания Совета ГД ФС РФ от 22.09.2014 № 191 «О проекте Федерального закона №527250-6 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

4. Заключение ПУ Аппарата ГД ФС РФ от 03.10.2014 № 2.2-1/4986 «По проекту Федерального закона N 527250-6 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (первое чтение)

5. Решение Комитета по бюджету и налогам от 06.10.2014 «По проекту Федерального закона №527250-6 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (первое чтение)

6. Постановление ГД ФС РФ от 14.10.2014 № 5119-6 ГД «О проекте Федерального закона №527250-6 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Петухова Алексея Михайловича «Гармонизация работы различных видов транспорта на территории РФ путем установления

льготной ставки по НДС» В статье рассматривается вопрос регулирования деятельности посредством налоговой ставки НДС и субсидий. Регулирование транспорта предлагается строить с учетом видовой особенности транспорта и особенностей его работы на территории субъекта России в случае оказания услуг местных перевозок.

В статье обосновывается возможность и даже необходимость установления льгот с учетом видовых особенностей транспорта. Такой способ установления льгот позволит избежать создание искусственной конкуренции из-за представления льгот. В работе также делается предложение распространить предложенный механизм на субсидирование перевозок из федерального и региональных бюджетов.

С целью обоснования предложений анализируются статистические данные, анализируется работа каждого вида транспорта.

На основе проведенного исследования автор предполагает, что исследование может лечь в основу для будущих обсуждения изменений работы транспорта и изменений налогообложения. Статья может быть основой для обсуждения изменения в законы, уточнение транспортной карты регионов. Полученные результаты статьи могут быть использованы с целью повышения эффективности работы транспорта, что особенно важно из-за высокой социальной нагрузки на него.

Статья написана научным языком, автор использует специальную терминологию, авторитетные источники. Статья рекомендована к публикации.

Рецензент, д-р экон. наук

С.Ю. Попков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.