Научная статья на тему 'Торговый сбор: теория, практика, перспективы'

Торговый сбор: теория, практика, перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2061
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шадурская Мария Михайловна, Черных Алена Евгеньевна

В статье дается понятие торгового сбора, рассмотрены его характерные черты и специфика. Выявлены достоинства и недостатки торгового сбора, а также особенности исчисления и уплаты. Определены проблемы, с которыми сталкиваются плательщики торгового сбора и оценены его преимущества и перспективы развития. В результате исследования выявлено, что идея введения торгового сбора заключается в привлечении к уплате налогов недобросовестных налогоплательщиков, изыскивающих возможности занижения налоговой базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Торговый сбор: теория, практика, перспективы»

2. Гаспарян В. Охота на Снарка. ОтшсИаппе1 - взаимодействие с клиентом // По результатам исследований Delloite [Электронный ресурс]: http://cx-forum.ru/docs/papers/ 2016/ 011145.pdf (дата обращения: 20.09.2016)

3. Гаспарян В. Цепочка поставок в рамках omnichannel - ритейла // По результатам исследований Delloite. ПЛАС - Форум «Online & Offline Retail 2016». [Электронный ресурс]: http://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/consumer-business/ russian/ OnlineOffline-retail.pdf (дата обращения: 20.09.2016)

4. Сюй В. JD.ru: повода ожидать конкурентных войн нет // Retail&Loyalty. - 2015. - №8 (53).

5. Холязников В. KupiVip: последние тренды российского fashion - ритейла // Retail&Loyalty. - 2015. - №4 (49).

Hlieva Julia Sergeevna, PhD student

(yulia-hlieva@yandex.ru)

Rostov State University of Economics (RSEU)

Rostov-on-Don, Russia

EMPIRICAL FEATURES OF TRANSITION FROM THE MULTICHANNEL SALES TO OMNI-SELLING MODEL IN THE SHARING BUYING PATTERNS

Abstracts: The author summarizes the complexity of changing sales model in the process of expanding and complicating the shopping experience in a variety of sales channels, the integration of which it forms an omni-sales model. Key words: online retail, shopper, online - logistics, omni-sales-model, multichannel marketing.

ТОРГОВЫЙ СБОР: ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, ПЕРСПЕКТИВЫ Шадурская Мария Михайловна, к.э.н., доцент Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия (e-mail: mshdom@yandex.ru) Черных Алена Евгеньевна, студент (e-mail: alena_alena12@mail.ru) Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург, Россия

В статье дается понятие торгового сбора, рассмотрены его характерные черты и специфика. Выявлены достоинства и недостатки торгового сбора, а также особенности исчисления и уплаты. Определены проблемы, с которыми сталкиваются плательщики торгового сбора и оценены его преимущества и перспективы развития. В результате исследования выявлено, что идея введения торгового сбора заключается в привлечении к уплате налогов недобросовестных налогоплательщиков, изыскивающих возможности занижения налоговой базы.

Ключевые слова: торговый сбор, законодательство, торговля, муниципальное образование, деятельность, торговый зал, налогообложение.

В Налоговом кодексе Российской Федерации с 1 июля 2015 года произошло изменение, была добавлена 33 глава, предусматривающая порядок исчисления и уплаты торгового сбора. Торговый сбор, по определению законодательства, может быть введен только в городах федерального значения, то есть в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. На данный момент, торговый сбор действует лишь на территории города Москвы, Севастополь и Санкт-Петербург еще не воспользовались своим правом на принятие соответствующего закона.

Основные элементы, относительно торгового сбора, закреплены Налоговым кодексом РФ. Кодекс определяет плательщиков сбора, объект обложения, виды предпринимательской деятельности, в отношении которых устанавливается сбор и прочие положения. На территории города Москвы действует закон от 17.12.2014 г. № 62 «О торговом сборе», в котором изложены особенности применения нового местного налога для хозяйствующих субъектов муниципального образования.

Торговый сбор - это местный налог, следовательно, органы местного самоуправления вправе регулировать те вопросы, которые им поручены в соответствии с Налоговым кодексом. Торговый сбор вводится именно муниципалитетами, а плательщиками этого сбора будут являться те лица, которые ведут торговую деятельность.

Стоит отметить, что сумма сбора должна определяться налогоплательщиком самостоятельно. Особенность исчисления торгового сбора заключается в том, что уплата его производится хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность на территории муниципального образования, принявшего соответствующий закон о его введении, а не исходя из места государственной регистрации.

Охарактеризовать торговый сбор можно следующими признаками:

- для организаций и физических лиц торговый сбор - обязательный платеж;

- плата сбора осуществляется только при том условии, если вид предпринимательской деятельности закреплен в 33 главе ст.413 НК РФ;

- хозяйствующий субъект обязан уплачивать торговый сбор, исходя из места осуществления торговой деятельности, если оно совпадает с местом, на котором распространено действие соответствующего торгового сбора.

Новый местный налог охватывает стационарную и нестационарную торговлю, то есть субъект, который осуществляет свою деятельность в магазине (без торгового зала или с ним), в павильоне, в киосках или палатке, торговлю со склада, в передвижных палатках, на раскладных столах и прилавках или занимается организацией розничных рынков, то есть ярмарок, обязан уплачивать торговый сбор.

Торговый сбор не касается:

- индивидуальных предпринимателей, которые применяют Патентную систему налогообложения в торговле (то есть, если индивидуальный предприниматель купил патент на розничную торговлю, например, в киоске или в магазине площадью до 50 м., то он освобожден от уплаты торгового сбора);

- плательщиков Единого сельскохозяйственного налога (то есть производителей сельскохозяйственной продукции, которые производят и реализуют свою продукцию, независимо от места организации торговли, через которое осуществляется реализация);

- плательщиков ЕНВД (невозможно применение и торгового сбора и ЕНВД единовременно, то есть местные органы власти должны выбрать, что применять на территории своего муниципального образования торговый сбор или ЕНВД);

- интернет-магазинов, которые осуществляют доставку товаров без отпуска со склада (если магазин - это только точка выдачи, а не розничная продажа, то торговый сбор не уплачивается, а если интернет-магазин имеет свой склад, где покупатель осуществляет оплату за свой товар, то продавец будет являться плательщиком торгового сбора);

- заказов по каталогам и почтовых отправлений;

- общественного питания (например, рестораны быстрого обслуживания);

- торговли через автоматы.

Сумма сбора зависит от площади торговли или торгового зала, то есть, например, на ярмарках, вероятнее всего, будет ограниченный ассортимент, то есть торговцы могут предлагать товар не только тот, который на прилавке, но и под заказ, для того, чтобы не увеличивать и не занимать большую торговую площадь.

Торговый сбор исчисляется плательщиком самостоятельно, уплата производится до 25 числа следующего за отчетным кварталом месяца. В качестве налогового периода определен квартал.

Сумму торгового сбора определяют местные законы, то есть для каждого города федерального значения правительство устанавливает свои определенные ставки. Ставки рассчитываются исходя из фиксированной суммы за 1 кв.м. или на один объект торговли.

Одним из важных моментов в определении ставки торгового сбора является то, что она имеет ограничение, связанное со стоимостью патента по аналогичному виду деятельности сроком на 3 месяца. Индивидуальный предприниматель имеет право выбора между торговым сбором и патентной системой налогообложения, в зависимости от того, что ему будет выгоднее. Но, если площадь торгового зала более 50 кв.м., то ставка сбора рассчитывается по определенной формуле. Например, для г. Москвы ставки торгового сбора указаны в законе города № 62 «О торговом сборе» от 17.12.2014 г. в статье 2. Помимо регулирования ставок торгового сбора

муниципальные образования имеют право устанавливать льготы. Законом города Москвы определены отдельные виды торговой деятельности, не попадающие под обложение торговым сбором.

На взгляд авторов, существует несколько проблем торгового сбора:

Во-первых, предпринимателю, вероятнее всего, бывает сложно определить, что относится к площади торгового зала. К площади торгового зала следует относить лишь ту часть магазина, которая оснащена прилавками, столами, которые предназначены для выкладки с целью демонстрации товаров; на которой установлено оборудование для совершения денежных расчетов и обслуживания покупателей; которая является местом для рабочих и обслуживающего персонала и та часть, которая служит проходом к магазину для покупателей. Стоит четко понимать то, что не относится к площади торгового зала. Это подсобные, административно-бытовые помещения, это места для приема и хранения товаров, места для подготовки товаров к продаже. Другими словами, это та часть магазина или павильона, где не осуществляется обслуживание покупателей. Для определения площади торгового зала, стоит обратиться к инвентаризационным и правоустанавливающим документам. Например, определение, что является площадью зала, часто указывают в договоре аренды или проекте здания.

Во-вторых, еще не урегулирован вопрос сдачи отчетности по уплате торгового сбора. То есть специальная отчетность, например, декларация по уплате сбора пока не предусмотрена.

В-третьих, торговый сбор больше по своим признакам и характеристикам подходит к категории налог, поэтому неясно, почему новый местный налог называется сбором.

Рассматривая теоретическое значение торгового сбора, исходя из понятия сбора, закрепленного статьей 8 НК РФ, следует отметить, что сбору должны быть присущи признаки: обязательности, возмездности и нерегулярности внесения платежей. Принцип обязательности соблюдается, т.к. в качестве плательщиков сборов закреплены организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговую деятельность, которые, все без исключения, обязаны уплачивать данный сбор. Что касается возмездного характера отношений, то он отсутствует в чистом виде. Уплата торгового сбора не предполагает совершения в отношении плательщика сбора со стороны государственных органов власти юридически значимых действий, выдачу каких-либо разрешений или лицензий. Если рассмотреть воз-мездность в случае с торговым сбором, то она весьма условная, которая, возможно, реализуется в виде якобы предоставленного устного разрешения муниципальными органами власти субъектам хозяйствования на осуществление торговой деятельности на территории муниципального образования, введшего данный сбор. Ну, а принцип единовременности или нерегулярности платежей вообще не соблюдается, т.к. Налоговым кодексом определена периодичность внесения сбора в бюджет г. Москвы - раз в квартал. Проведенный анализ признаков сбора показал, что сущность тор-

гового сбора более характерна для интерпретации его как «налог». В случае замены названия «торговый сбор» на «торговый налог», что было бы вполне логичным и научно обоснованным, следует обратить внимание на определение всех обязательных элементов налогообложения, без законодательного закрепления которых налог не будет считаться установленным.

На сегодняшний день в законодательстве отсутствует налоговая база по торговому сбору, хотя по формальным признакам она там определена, но не выделена в отдельную статью, т. к. пока платеж законом определен как сбор, а не как налог. Объект осуществления торговой деятельности или его площадь могут быть определены для торгового сбора как налоговая база. Все остальные элементы, необходимые для того, чтобы налог считался установленным, определены: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговые ставки, налоговый период, порядок исчисления и порядок и сроки уплаты налога.

Для корректности взимания, организации регулирования и контроля следует правильно определить статус платежа, иначе проблем, связанных с нестыковкой законодательных положений, практики применения теоретических основ, не избежать. На основе проведенного исследования, авторы считают, что торговый сбор необходимо переименовать в налог и внести соответствующие изменения в главу 33 Налогового Кодекса РФ.

В-четвертых, в федеральном законе, которым регламентируется торговый сбор, нет коэффициента, регулирующего размер торгового сбора в зависимости от рентабельности продаж. Поскольку ассортимент реализуемых товаров хозяйствующими субъектами различен, то и уровень рентабельности может в разы отличаться, но при этом, осуществляя торговую деятельность с использованием одинакового размера торговой площади, субъектами предпринимательства будет уплачиваться одинаковый по сумме торговый сбор.

Торговый сбор обладает своими преимуществами и недостатками. К главным преимуществам можно отнести то, что этот сбор помогает сделать сквозную систему налогообложения, то есть заставляет платить налоги такие торговые предприятия и ИП, которые раньше уклонялись от уплаты налогов или минимизировали их. Также государству этот сбор выгоден, так как предполагает фиксированные и легко прогнозируемые суммы платежей, облегчающие их планирование и контроль. При этом, нагрузка на добросовестных налогоплательщиков не увеличивается, так как законодательством предусмотрены следующие особенности исчисления:

- при применении общего режима налогообложения организациями торговый сбор включается в состав расходов, уменьшая налоговую базу по налогу на прибыль;

- предприниматели, применяющие общий режим, уменьшают сумму исчисленного налога на доходы физических лиц на сумму торгового сбора, но с условием, что они осуществляют торговую деятельность в месте государственной регистрации;

- индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом доходы минус расходы, имеют право учитывать сумму сбора, которую они уплатили, в своих расходах. При применении объекта доходы, разрешено уменьшить сумму исчисленного единого налога по упрощенной системе на сумму торгового сбора, при условии уплаты единого налога на территории того города федерального значения, где введен торговый сбор.

Следует определить ряд негативных моментов, возникающих при введении торгового сбора:

- повышение риска увеличения стоимости товаров для потребителей;

- желание хозяйствующих субъектов сократить сумму сбора может вызвать для потребителей неудобства, связанные с сокращением торговых площадей отдельными хозяйствующими субъектами, например;

- поскольку размер торгового сбора зависит от величины торговой площади, а не от финансового результата деятельности, то у хозяйствующих субъектов, у которых будет в налоговом периоде отсутствовать по каким-либо причинам прибыль, могут возникнуть проблемы, связанные с уплатой торгового сбора.

Идея введения торгового сбора заключается в привлечении к уплате налогов недобросовестных налогоплательщиков, изыскивающих возможности занижения налоговой базы. Торговый сбор установлен в фиксированных, закрепленных законом суммах, что существенно затрудняет занижение платежей по данному сбору и уклонение от его уплаты. Для современной кризисной ситуации, сложившейся в стране, данный сбор актуален и перспективен в плане расширения географии применения. Список литературы

1. Налоговый кодекс РФ. Ч. 1 и 2. (по сост.на 05.02.2016).; Издательство Эксмо-Пресс, - Москва, 2016. 1760 c.

2. О торговом сборе [Электронный ресурс]: Закон г. Москвы от 17.12.2014 г. N 62 -Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru

Shadurskaya Maria Mihajlovrn, Cand.Econ.Sci., associate professor Ural Federal University named after the first Russian President Boris Yeltsin, Yekaterinburg, Russia

(e-mail: mshdom@yandex.ru) Chernykh Alena Evgenievna, student (e-mail: alena_alena12@mail.ru)

Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia

SALES TAX: THEORY, PRACTICE, AND PROSPECTS

Abstract. The article provides the concept of trading fee, discussed its characteristics and specifics. Identified the advantages and disadvantages of a trade collection, and features of calculation and payment. Identified the problems

faced by the trading fee payers and assess its advantages and prospects. The study revealed that the idea of introduction of the sales tax is the employment tax unfair to taxpayers seeking ways of understating the tax base.

Keywords: sales tax, legislative act, trafic, municipal corporation, occupation, front shop, taxation load.

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВЕННОГО

КОМПЛЕКСА Шох Маргарита Альбертовна, к.э.н., доцент (e-mail: margaritashoch@mail.ru) Нижегородская академия МВД России, г.Нижний Новгород, Россия

В статье раскрываются проблемы повышения сбалансированности местных бюджетов за счет увеличения поступлений от более эффективного использования объектов муниципального имущественного комплекса.

Ключевые слова: муниципальное имущество, муниципальная казна, местный бюджет, управление муниципальным имуществом, муниципальное предприятие.

Итоги проводившихся более 15 лет административной и муниципальной реформ управления показали, что они не в полной мере учитывали соответствие провозглашенных принципов, поставленных целей и задач развития субъектов РФ, муниципальных образований их правовому и финансовому обеспечению.

Ни региональные, ни муниципальные бюджеты де-факто не получили финансовую самостоятельность, а несоответствие доходных источников делегируемым обязательствам привело к невозможности формирования бюджетов нижестоящего уровня без финансовой помощи бюджета вышестоящего уровня (бюджетной системы РФ). Недостаток доходов региональных и муниципальных бюджетов приводит к проблеме ежегодного регулирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ «в ручном режиме», что в результате ставит под вопрос их сбалансированность, а также эффективность использования государственного и муниципального имущества. Характеристика асимметрии существующего механизма стабилизации собственных доходных источников обусловлена незавершенностью формирования правового и институционального блоков, неразработанностью методологических основ его построения и совершенствования.

На современном этапе процесс управления муниципальным имуществом должен быть направлен на создание эффективного механизма использования имеющейся собственности. Это, в свою очередь, потребует изменения функций государственных и муниципальных органов по управлению иму-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.