Научная статья на тему 'Введение российской системы делопроизводства в губернской администрации Царства Польского'

Введение российской системы делопроизводства в губернской администрации Царства Польского Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
259
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛЬСКАЯ ГУБЕРНСКАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ / POLAND PROVINCIAL ADMINISTRATION / ДЕЛОПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИСТЕМА / SYSTEM OF RECORD MANAGEMENT / РЕФОРМА / REFORM / ПОЛИТИКА РУСИФИКАЦИИ / POLICY OF RUSSIFICATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Горак Артур Генрикович

В статье проанализирована реформа делопроизводственной системы в учреждениях губернской и уездной администрации Царства Польского 1867 г. Представлен анализ законодательных актов, регламентирующих данную реформу, процесс реализации реформы и основные ее трудности. В качестве заключения можно выделить основную задачу реформы приспособление польской делопроизводственной системы к традициям и особенностям деятельности российского имперского чиновничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The establishment of the Russian system of records management in the provincial administration in Kingdom of Poland

The article considers the transformation of system of record management in provincial and district administration of Poland in 1867. The author analyses the legislation, the process of realization of this reform and its main difficulties. On summary one can highlight the main purpose of this reform the adaptation of system of Poland records management to the interests and traditions of the Russian imperial officials.

Текст научной работы на тему «Введение российской системы делопроизводства в губернской администрации Царства Польского»

А.Г. Горак

ВВЕДЕНИЕ

РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В ГУБЕРНСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЦАРСТВА ПОЛЬСКОГО

В статье проанализирована реформа делопроизводственной системы в учреждениях губернской и уездной администрации Царства Польского 1867 г. Представлен анализ законодательных актов, регламентирующих данную реформу, процесс реализации реформы и основные ее трудности. В качестве заключения можно выделить основную задачу реформы - приспособление польской делопроизводственной системы к традициям и особенностям деятельности российского имперского чиновничества.

Ключевые слова: польская губернская администрация, делопроизводственная система, реформа, политика русификации.

Делопроизводственная система, введенная 1 января 1867 г. в новых учреждениях губернской и уездной администрации Царства Польского, не включала в себя важнейшие особенности предшествующей модели управления. В большей степени это было заимствование российской модели. Правда, эту систему уже прежде использовали в Царстве Польском в отдельных учреждениях, но в большей степени в связи с задачей русификации их штата. Таким образом, введенное делопроизводство хорошо сочеталось с облегчением адаптации «чиновников русского происхождения» в новых условиях.

Радикальные перемены системы делопроизводства, как правило, происходят очень редко. Бюрократический аппарат вынужден постоянно сохранять эффективность работы, и потому его орудие (система делопроизводства и письмоводства) меняется в большей степени эволюционно, чем революционно. Исследование генезиса делопроизводства позволяет рассмотреть всю систему комплексно

© Горак А.Г., 2014

и изучить отдельные ее компоненты1. При этом необходимо рассматривать российскую систему с учетом принципа историзма, возвращаясь в прошлое, так как форма стареет быстрее, чем содержание2. Исторические условия влияли не только на правила канцелярской работы, но и на самих российских чиновников, которые привнесли с собой в Царство Польское собственные опыт и навыки, лишь частично основанные на законодательной регламентации.

С другой стороны, исследователи выделяют такую важную черту русского делопроизводства, как правовое оформление работы с документами посредством высших нормативных актов, а также жесткую регламентацию всех ее изменений.

Однако подробное изучение практики работы в канцеляриях Царства Польского вызывает сомнения в четком соблюдении законодательных норм. Здесь следует учитывать известное несовершенство российских законов и естественную тенденцию чиновников к облегчению работы путем обхождения законов, что ограничивает качество и область применения российского законодательства в учреждениях Царства Польского.

Второе сомнение связано с тем, что закон никогда не регулирует всех действий, связанных с канцелярским обслуживанием разработки и принятия решений. В связи с этим возникает вопрос, существовали ли текущие (не регламентированные законодательством) привычки и обычаи, укоренившиеся в работе польской и российской администраций, носителями которых были чиновники. Одним словом, речь идет о влиянии канцелярской практики и традиции на работу с документами. Это особенно важно в период бурных перемен, когда законодатель часто не в состоянии предвидеть практические препятствия и недостатки преобразований, а чиновник вынужден самостоятельно находить их modus operandi (операционный режим).

В рамках данной статьи мы представим законодательную регламентацию в контексте процесса введения и коректировки новой системы делопроизводства в провинциальной администрации Царства Польского. Законодательной основой новой системы являлось Положение от 19/31 декабря 1866 г., однако в нем законодатели лишь поверхностно касались вопросов работы с документами, ссылаясь на выработку будущих правил и на Учредительный комитет в Царстве Польском3. Но государственным учреждениям надо работать постоянно, без ожидания новых инструкций. Обеспокоенность такой обстановкой мы находим в циркуляре Главного директора Правительственной комиссии внутренних дел (ПКВД, исполняла роль МВД в Царстве Польском) от 1/13 января 1867 г. Там

прямо указывалось, что Положение о преобразовании управления в Царстве Польском имеет подчиненный характер по отношению к имперским законам. Юрисдикция последних распространялась на все вопросы, не прописанные в данном положении4. Журналы надо было вести в форме, определенной в примечании к ст. 773 Положения, а образец делопроизводства был представлен в ст. 812-852 (т. II, ч. 1 Свода законов РИ) с оговоркой, что обязанности начальников столов и секретарей отделений в Царстве Польском исполняют делопроизводители. Также было указано, что в отношении распределения обязанностей впоследствии будет издано отдельное распоряжение5. Поскольку решение о применении имперских правил принято под влиянием времени и обстоятельств, можно сомневаться в аккуратности их исполнения.

Реформаторы Царства Польского (Николай Алексеевич Милютин, Владимир Александрович Черкасский, Юрий Федорович Самарин) хорошо знали недостатки имперской администрации и во многом ее критиковали. Можно даже подозревать, что в Царстве Польском задумали создать образцовую администрацию. Некоторые нововведения прежде не использовались ни в Царстве Польском, ни в Российской империи. Косвенно этот факт подтверждает и то, что содержание вышеуказанного Положения не вполне идентично имперским законам.

Через полгода после введения Положения обнаружилось, что в местных губернских правлениях нет должности старшего секретаря, и надо было объяснить, почему его обязанности должен исполнять секретарь присутствия. Обяснение сделано в связи с акцией ПКВД, когда было обнаружено, что в 10 губернских правлениях Царства Польского неоднозначно трактованы правила имперского делопроизводства (ст. 812-852 т. II, ч. 1 СЗРИ). Тогда же было сделано первое ограничение и законодатели отказались от ведения в канцеляриях губернаторов отдельного алфавита входящих бумаг на имя губернатора (указанных в ст. 709)6.

В каком-то смысле реформаторы предвидели такие проблемы. Ведь невозможно полностью принять и использовать законы и структуру учреждений, созданные в других условиях. Временный комитет, действовавший под председательством Н.А. Милютина в 1865-1866 гг. в Варшаве, разработал проекты, ставшие основой административных преобразований7. Среди них было и Приложение Б к № 2 «Общий порядок делопроизводства в Губернском Правлении».

В указе, вводившем Положение о губернском и уездном управлениях, отмечалось, что причиной преобразования являет-

ся «чрезмерная сложность и обременительность переписки», которую надо отменить «с возможным упрощением порядка... делопроизводства»8. Конечно, это только краткое обоснование, но важно даже само заявление о наличии проблем в Положении о делопроизводстве9.

Вышеупомянутое Приложение Б предназначалось для последующей разработки инструкции по делопроизводству10, но свелись только к предложениям о разделении дел между канцеляриями. Другим средством, которое позволило бы уменьшить неразбериху в делопроизводстве, была рассылка «Временных правил о преобразовании губернских учреждений ведомства внутренних дел в 37 губерниях и в Бессарабской области»11.

Через несколько месяцев после преобразования делопроизводства была проведена ревизия. Ее следствием стало донесение на имя директора ПКВиДД, в котором единственным положительным моментом было названо ведение дел в новом порядке и их хранение у делопроизводителей с 1 января текущего года. Остальные замечания подчеркивали недостатки новых правил и режима их введения: дела неправильно сформированы, сшиты и не имеют описей документов; во входящих журналах содержание записей не соотносилось с заголовками; в некоторых делопроизводствах невозможно определить содержание документов; было обнаружено много неисполненных писем и вовсе без надлежащих отметок; настольные реестры были заведены только в одном делопроизводстве; много дел заведено по предметному принципу, а не по номинальному; справки в журналах выписывались не по форме и т. д.12 Одним словом, администрация не знала форм ведения и учета документов и дел, а чиновники не знали не только правил делопроизводства, но и русского языка. Результаты проверки обратили на себя внимание властей, и был издан особый циркуляр министра. В нем после перечисления всех недостатков было отмечено, что их причиной является неадекватный состав чиновников. Таким образом, все сводилось к дальнейшему усилению русификации, хотя уже было известно, что деловые качества и опыт присланных русских чиновников были далеко не блестящими13. Одним из положительных результатов проверки стало ускорение делопроизводства путем введения единоличного решения значительного количества дел. До того в Царстве Польском преобладала коллегиальная форма принятия решений14.

В качестве подтверждения приведем пример. Люблинский губернатор обращал внимание на медлительность и ненадежный состав чиновников15, несмотря на низкое качество самих Правил и

сложность их адаптации. В такой обстановке деятельность учреждения в области делопроизводства не вполне отвечала нуждам вла-стей16. Здесь нужно учитывать и то, что в 1860-е годы количество нерешенных дел превышало количество новых дел.

Интересные последствия имело еще одно изменение в ведении делопроизводства. Все началось с организации консультаций. Директор ПКВД обратился к местным органам с просьбой высказать мнения по вопросу замены настольных реестров, предусмотренных в СЗРИ (ст. 830, Т. 2), описями дел17. Начальники отделений однозначно ответили, что положительно относятся к такой перемене18. Одним из аргументов было то, что настольные реестры повторяли опии писем, находящиеся в начале каждого дела19. На этом основании с 1 января 1868 г. было произведено изменение в делопроизводстве, так как настольные реестры были введены в местной администрации в целях лучшего ознакомления чиновников с новым (российским) порядком ведения дел20.

В связи с противоречивыми и неточными правилами и затруднениями в получении от властей однозначных ответов, местная администрация прибегала как к вертикальным, так и горизонтальным консультациям. Примером может служить переписка между правителями канцелярий Радомского, Плоцкого и Люблинского губернаторов, в которой они обменялись рядом вопросов и давали друг другу советы21. Схожие консультации осуществлялись между секретарями губернских правлений22. Секретарь Ф.А. Шиман-ский подсказал и другой путь получения информации о делопроизводстве, а именно получать неофициальным путем из Москвы составы формуляров, которые собирались ввести с нового 1868 года. Он указал еще один источник - общие, не включенные в закон пра-вила23, т. е. обычаи, которые всегда дополняли закон, а часто и позволяли адаптировать его к жизни.

Канцелярские обычаи не были полностью беззащитны перед лицом закона, хотя и основывались на опыте работы. Существовала целая отрасль профессиональной литературы, посвященная принципам и практике делопроизводства, - так называемые письмовники. Большинство из них были лишь собранием образцов документов, но некоторые подсказывали правила ведения дел в учреждениях и «обряды делопроизводства» с приложением надлежащих формуляров. Среди такой литературы особое место занимает работа Н.В. Варадинова «Делопроизводство, или Теоретическое и практическое руководство к гражданскому и уголовному, коллегиальному и одноличному письмоводству, к составлению всех правительственных и частных деловых бумаг и к ведению самих дел», первое из-

дание которой (двухтомник) вышло в Санкт-Петербурге в 1857 г.24 Важность этой работы для нашего анализа обусловлена не только ее достоинствами, но и тем, что это издание было доступно и для местных чиновников, причем даже в Люблине25. Автор в первом издании прямо пишет о формах, не основанных на законах: «Я убедился, что не для всех родов бумаг, составляющих канцелярскую и деловую переписку, существуют в законах образцы, и что не во всех присутственных местах и ведомствах употребляются одинаковые для них формы»26. В другом месте Варадинов, описывая источники своей книги, кроме законов и литературы указывает на обычаи, как не менее важные для делопроизводства27.

Упразднение польской системы делопроизводства в местной администрации произошло не из-за ее непригодности, а было вызвано русификаторской политикой империи. Основная причина - необходимость замещения всех должностей имперскими чиновниками, привыкшими к российской системе. Преобразования были плохо подготовлены, причем особенно в области делопроизводства. Местная администрация была вынуждена еще несколько лет разработывать правила, которые позволили бы адаптировать российскую систему делопроизводства к местным структурам и законам. К основным недостаткам российской системы можно отнести:

- неопределенностъ правил ведения новых дел и продолжения уже заведенных; делопроизводители использовали этот факт для «улучшения» статистики, в конце года причисляли много дел к уже решенным. Это позволяло им отчитываться и доказывать, что их структурное подразделение работает с высоким качеством, а в новом году все дела «возвращались», и делопроизводитель оформлял их как новые дела. Получалось, что чем больше новых дел заводит конкретное подразделение, тем более оно требует увеличения если не штата, то оклада;

- неопределенность правил ведения дел: некоторые делопроизводители дробили все дела, другие, наоборот, собирали все дела в одну кучу. В итоге обычно велись два или три тома под общими, не раскрывающими содержаний заголовками, а позднее даже было прекращено ведение особых описей дел;

- дело получало заголовок на основании первого письма и потому далеко не всегда совпадало с его содержанием после закрытия папки;

- децентрализация заведывания текущими делами и отделение регистратуры от архива стало причиной хаотичности и отсутствия надзора за формированием фондов местных учреждений28.

Радикальное и не вполне подготовленное изменение системы делопроизводства было частью реформы администрации, но и после 1870-х годов преобразование местной администрации Царства Польского оставалось незавершенным. Главным стремлением была замена существующих штатов чиновниками русского происхождения, а улучшение деятельности канцелярий отошло на второй план или было вовсе забыто. В начале нового века администрация Царства Польского считалась уже устаревшей.

Примечания

1 См.: Gorak A. Geneza rosyjskiego systemu kancelaryjnego akt spraw // Wschodni Rocznik Humanistyczny. 2004. Т. 1. S. 115-138.

2 См.: Шепелев Л.Е. Чиновный мир России. XVIII - начало XX в. СПб., 1999; Mitiajew K.G. Teoria i praktyka pracy archiwalnej. Warszawa, 1954.

3 Ссылки на будущие распоряжения Учредительного комитета можно найти в нескольких статьях Положения: ст. 38 обязывал комитет определить форму журнала заседаний присутствия Губернского правления и правил его ведения; ст. 81 - разработать тщательное распределение занятий между канцелярий присутствия и отделениями и делопроизвод-ствами, а также ясную инструкцию ведения дел в канцлярии и отделениях Губернских правлений; прим. к ст. 100 - определить компетенции, изъятые из полицейских дел магистратов уездных городов и переданных уездным управлениям; ст. 103 - определить полицейские обязанности магистратов и гминных управлений; прим. к ст. 109 - определить форму журналов и резолюций присутствия уездного управления (см.: Дневник законов Царства Польского (ДЗЦП). Warszawa, 1954. Т. 66. Высочайше утвержденное положение о губернском и уездном управлениях от 19/31 декабря 1866 г.). Комитет не издал этих правил ни в 1867 г., ни позже. Он был уничтожен указом от 23 марта/5 апреля 1871 г.

4 См.: Smyk G. Administracja publiczna Krolestwa Polskiego w latach 18641915. Lublin, 2012.

5 Государственный архив в Люблине (ГАЛ). Ф. «Люблинское губернское правление» (ЛГП). Д. K 1867:3: письмо директора Правительственной комиссии внутренних и духовных дел (ПКВиДД) от 1/13 января 1867 г.

6 ГАЛ. ЛГП. Д. K 1867:4. Л. 61-65об., письмо директора Правительственной комиссии внутренних дел от 1/13 июня 1867 г.; ГАЛ. ЛГП. Д. A I 1867:17. Л. 125-129: копия предложения директора ПКВД от 1/13 июня 1867 г.

7 «Первоначальные проекты по административному преобразованию в Царстве Польском (1865-1866 г.)»: ГАЛ. ЛГП. Д. КР 1867:3; ГАЛ. ЛГП. Д. К 1867:3. Л. 1-1об., предписание директора ПКВиДД от 1/13 янв. 1867 г. К письму приложен образец резолюции вице-губернатора и формы для уездных Управлений.

8 ДЗЦП. Т. 66. С. 114.

9 Затруднения при введении нового делопроизводства обращали внимание и авторов преобразований, например Черкасского: KozlowskiJ. Иеа1-1гае]'а ге&гту а^шз^асу'пе] w Кго1е81'ше Рокк!т w ^асЬ 1867-1975 //

И1з1;огусгпу. 1998. Т. 89. 8. 234.

10 ГАЛ. ЛГП. Д. К 1867:3. Л. 2.

11 Там же. Д. К 1867:4. Л. 52-53об.

12 Там же. Д. А I 1867:17. Л. 59: предписание губернатора из канцелярии от 18/30 марта 1867 г.

13 Там же. Д. А I 1868:49. Л. 80: копия циркулярного предписания министра внутренних дел от 13 мая 1868 г.

14 Там же. Л. 79.

15 Там же. Л. 77: губернатор к уездным начальникам, президенту и полицмейстеру г. Люблина от 24 июня/6 июля 1868 г.

16 Там же. Д. К 1868:7. Л. 66: письмо от 23 дек./4 янв. 1868/9 г.

17 Там же. Д. К 1867:4. Л. 61-65об.: письмо директора ПКВД 1/13 июня 1867 г.; Д. А I 1867:17. Л. 125-129: копия предложения директора ПКВД от 1/13 июня 1867 г.

18 Там же. Д. К 1867:4. Л. 69, 76: мнение административного и финансового советников.

19 Там же. К. 71: мнение асессора страхового; Л. 72, 74: мнения советников военно-полицейского и юридического советников.

20 Там же. Д. А I 1867:17. Л. 235об.: копия предложения директора ПКВД люблинскому губернатору от 10/21 окт. 1867 г.

21 ГАЛ. Канцелярия Люблинского губернатора. Д. 1886:393. Л. 1: письмо от 18 октября 1886 г.; Л. 3: письмо от 24 сентября 1887 г.

22 ГАЛ. ЛГП. Д. К 1867:4. Л. 102, секретаря Плоцкого к секретарю Люблинского губернского правления.

23 Там же. Д. К 1867:4. Л. 103-105: ответ секретаря Люблинского губернского правления секретарю Плоцкого губернского правления от 5/17 августа 1867 г.

24 Издание второе и третье, исправленное и гораздо пополненное 7пас7ше шире1шопе (четырехтомные) выпущено уже в обеих столицах в 1873 и 1887 гг. под измененным заглавием - «Делопроизводство. Руководство к составлению всех родов деловых бумаг и актов, по данным формам и образцам» (прим. авт.).

25 Экземпляр этой книги с печатью мужской гимназии находится до сих пор в Библиотеке им. Г. Лопатинского в Люблине (прим. авт.).

26 Варадинов Н.В. Делопроизводство, или Теоретическое и практическое руководство к гражданскому и уголовному, коллегиальному и однолич-ному письмоводству, к составлению всех правительственных и частных деловых бумаг и к ведению самих дел. СПб., 1857. Надпись С.С. Ланскому министру внутренних дел.

27 Там же. С. 6.

28 См.: Gorak A. Rosyjska kancelaria akt spraw w urz^dach lubelskiej gubernial-nej administracji og lnej w latach 1867-1918. Lublin, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.