Научная статья на тему 'ВВЕДЕНИЕ ПРОГРЕССИВНОГО ПОДОХОДНОГО НАЛОГА С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИИ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ. ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН'

ВВЕДЕНИЕ ПРОГРЕССИВНОГО ПОДОХОДНОГО НАЛОГА С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИИ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ. ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ / ПРОГРЕССИВНАЯ ШКАЛА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / ДОХОД / БЮДЖЕТ / НЕОБЛАГАЕМЫЙ МИНИМУМ / TAX / TAXATION / PERSONAL INCOME TAX / PROGRESSIVE TAXATION SCALE / INCOME / BUDGET / NON-TAXABLE MINIMUM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Железнякова С.И., Гладун А.Н.

В статье рассматривается идея введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц. Исследуются положительные и отрицательные стороны изменения системы налогообложения. Анализируется зарубежный опыт налогообложения физических лиц, оценивается возможность его применения в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION OF PROGRESSIVE INCOME TAX FROM INDIVIDUALS IN RUSSIA: PROS AND CONS. EXPERIENCE OF FOREIGN COUNTRIES

The article considers the idea of introducing a progressive scale of tax on personal income. The positive and negative aspects of changing the tax system are investigated. The foreign experience of taxation of individuals is analyzed, the possibility of its application in Russia is evaluated.

Текст научной работы на тему «ВВЕДЕНИЕ ПРОГРЕССИВНОГО ПОДОХОДНОГО НАЛОГА С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИИ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ. ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»

УДК 336.225

Железнякова С.И. студент 4 курса юридический институт Рязанский Государственный Университет имени С.А. Есенина

научный руководитель: Гладун А.Н., к.ист.н.

доцент Россия, г. Рязань ВВЕДЕНИЕ ПРОГРЕССИВНОГО ПОДОХОДНОГО НАЛОГА С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИИ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ. ОПЫТ

ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Аннотация: В статье рассматривается идея введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц. Исследуются положительные и отрицательные стороны изменения системы налогообложения. Анализируется зарубежный опыт налогообложения физических лиц, оценивается возможность его применения в России.

Ключевые слова: налог; налогообложение; налог на доходы физических лиц; прогрессивная шкала налогообложения; доход; бюджет; необлагаемый минимум.

Zheleznyakova S.I.

student

4 year, Law Institute, Ryazan State University named after S.A.

Yesenina

Scientific adviser: Gladun A.N., Candidate of Historical Sciences

Associate Professor Russia, Ryazan

INTRODUCTION OF PROGRESSIVE INCOME TAX FROM INDIVIDUALS IN RUSSIA: PROS AND CONS. EXPERIENCE OF

FOREIGN COUNTRIES

Abstract: The article considers the idea of introducing a progressive scale of tax on personal income. The positive and negative aspects of changing the tax system are investigated. The foreign experience of taxation of individuals is analyzed, the possibility of its application in Russia is evaluated.

Key words: tax; taxation; personal income tax; progressive taxation scale; income; budget; non-taxable minimum.

В последнее время активно обсуждается вопрос изменения существующей налоговой системы Российской Федерации, а именно возможность установления прогрессивного подоходного налога с физически лиц. Действующий Налоговый Кодекс РФ устанавливает фиксированную налоговую ставку в размере 13% на большинство доходов резидентов РФ (такими доходами являются, например, заработная плата,

доходы от продажи имущества, некоторые иные доходы). Кроме того, по ставке 13% облагаются некоторые доходы физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, например, например, доход от исполнения трудовых обязанностей членами экипажей судов, плавающих под Государственным флагом РФ. Сторонники введения прогрессивного налогообложения, в первую очередь, аргументируют свою позицию тем, что такой подход поможет произвести сглаживание в неравенстве доходов бедных и богатых слоев населения, поскольку в современной России остро стоит проблема разрыва между доходами беднейших слоев и богатейших слоев. В 2019 году 5 самых богатых россиян имели столько же, сколько 36,6 млн. бедных. Заработную плату в размере до 11280 руб. в месяц получают более 775 тыс. граждан России, заработная плата в диапазоне от 33,9 тыс. до 40 тыс. руб. приходится на более 2,6 млн. человек29.

Прогрессивное налогообложение представляет собой такую систему налогообложения, при которой налоговая ставка увеличивается в связи с увеличением налогооблагаемой базы. На сегодняшний день многие развитые страны используют прогрессивную шкалу налогообложения. К таковым относятся: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Испания, Италия, Китай, Польша, Франция, США, Чехия, Швейцария и многие другие.

Так, в Китае действует 9-ступенчатая шкала налогообложения. Минимальная налоговая ставка установлена в размере 3% и распространяется на тех налогоплательщиков, чей заработок в месяц не превышает 5 тысяч юаней. Максимальная ставка достигает 45%30. Весь суммарный доход за один год делится на части, каждая из которых облагается по соответствующей ставке.

По нашему мнению, такой подход представляется справедливым. Международный валютный фонд поместил Китай на второе мест в рейтинге стран с самой сильной экономикой за 2019 год, Франция заняла 7 место31. Данный показатель зависит, в том числе, и от установленной системы налогообложения.

Во Франции шкала налоговых ставок подоходного налога 6-ступенчатая. Парламент Франции каждый год пересматривает и утверждает налоговую ставку (критериям утверждения налоговых ставок являются показатели уровня инфляции, бюджета и экономической ситуации в стране). Также устанавливается минимальный предел дохода, с которого налог не

29 Материалы новостного Интернет-портала РБК. URL: ttps://www.rbc.ru/economics/19/07/2019/5d308b039a79478a848a385f (дата обращения: 13.04.2020)

30 См.: Тун Вэй Развитие финансовой системы КНР в условиях проведения налоговых реформ // ПСЭ. 2017. №4 (64). С 162.

31 Материалы официального сайта Международного валютного фонда. URL: https://www.imf.org/external/russian/index.htm (дата обращения: 20.03.2020).

взимается вовсе32.

Полагаем, ежегодное установление налоговой ставки процесс затруднительный, однако оправдан тем, что подобное регулирование благоприятно отражается как на финансовом положении каждой отдельно взятой семьи, так и на экономической ситуации страны в целом. При рассмотрении прогрессивной шкалы налоговых ставок во Франции, а так же в некоторых других странах, необходимо указать, что в налоговой шкале указан не доход одного физического лица, а величина среднегодового дохода в расчёте на одного члена семьи.

Считаем, что в России справедливо учитывается именно персональный доход налогоплательщика. Изменение такого порядка аналогично системе, установленной во Франции, может привести к мошенничеству со стороны населения в целях снижения налоговой ставки (в условиях введения прогрессивного подоходного налога с физических лиц). Например, граждане могут заключать фиктивные браки, в которых один из супругов не будет работать.

В США также установлен прогрессивный подоходной налог с налоговой ставкой в зависимости уровня дохода от 10 до 39,6 %33. Он состоит их трёх пунктов: федеральный налог, налог штата, местные налоги. Два последних налога зависят от самого штата проживания и места работы налогоплательщика. Например, в 6-ти штатах США (Техас, Луизиана, и др.) полностью отсутствует налог штата. Местные налоги варьируются в диапазоне от 0% до 4%.

В применении такой системы, мы наблюдаем, решение проблемы нерационального распределения налоговых отчислений между территориальными единицами страны. При введении прогрессивной шкалы налогообложения, Россия может позаимствовать подобный опыт перераспределения денежных средств между субъектами. В целом налоговая система США обеспечивает 30% ВВП страны. Налоговая нагрузка США признана мировым сообществом одной из самых низких среди индустриальных стран.

В России были сделаны попытки по внедрению в НК РФ прогрессивной шкалы налогообложения. 12 октября 2017 в Государственную Думу РФ было внесено предложение о возможности введения необлагаемого налогового минимума. Предлагалось освободить от уплаты подоходного налога граждан, которые зарабатывают менее 180 тыс. рублей в год, а для лиц, чей суммарный доход в год составляет свыше 200 млн. рублей установить налоговую ставку НДФЛ в размере 50% всего годового дохода. Также в законопроекте, предложенным группой депутатов

32 Ровнейко Р.В. Налогоплательщики и объект налога на доходы физических лиц в Российской Федерации и Франции: сравнительный аспект // Вестник науки и образования. 2018. №6 (42). С 20.

33 Материалы Парламентской газеты. URL: https://www.pnp.ru/economics/2016/11/23/nalogi-20172019-bogatye-tozhe-zaplatyat.html (дата обращения: 17.03.2020).

от «Справедливой России», выдвигались следующие налоговые ставки: 25% для годового дохода от 24 млн. до 100 млн. рублей; 35% - от 100 млн. до 200 млн. рублей34. Но рассматриваемый законопроект был отклонен в первом чтении.

Однако у сторонников перехода к прогрессивному налогообложению есть и противники, которые приводят свои аргументы.

Так, введение ппрогрессивной шкалы НДФЛ в России может спровоцировать росту недоверия бизнеса к власти, оттоку иностранных инвестиций и переводу отечественного капитала за границу. Сторонники данной позиции утверждают, что изменение системы налогообложения

35

приведет к уходу доходов в тень35.

Считаем, данный аргумент не является убедительным, поскольку и на сегодняшний момент власти сталкиваются с проблемой сокрытия доходов физическими лицами. Проблема легализации теневых выплат должна решаться посредством разработки и введения эффективного контроля и надзора, в том числе контроля за расходами физических лиц.

Также утверждается, что прогрессивная шкала НДФЛ может привести несправедливому и нерациональному распределению средств от налоговых поступлений в бюджеты регионов страны. Полагаем, это возможно урегулировать на законодательном уровне. Предлагаем решить данную проблему, учитывая опыт иностранных государств. Например, налоговые отчисления с заработной платы в ФРГ распределяются согласно принципу «участия в налогах», то есть каждый уровень власти (федерация, земли, общины) получает свою долю.

Конечно, прогрессивная шкала имеет недостатки. Однако она обладает и существенными преимуществами.

Установление социальной справедливости и сглаживание различий в доходах богатой и бедной части населения. С помощью прогрессивного налогообложения физических лиц возможно перераспределение доходов между малоимущими и богатыми гражданами населения36.

Характерной чертой современного российского общества является колоссальное неравенство в распределении богатства. По словам Президента РФ В.В. Путина «недопустимо, вызывающе велика дифференциация доходов. Каждый восьмой гражданин России все ещё

34 См.: Филиппова Е.В. Прогрессивный налог на доходы физических лиц представили сразу три фракции Госдумы // Парламентская газета. - 2017, 12 октября. [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://www.pnp.ru/economics/progressivnyy-nalog-na-dokhody-iizicheskikh-lic-predstavili-srazu-tri-irakcii-gosdumy.html (дата обращения: 17.03.2020).

35 См.: Абрамова Э.К. Проблемы и перспективы совершенствования налога на доходы физических лицв Российской Федерации // Актуальные проблемы налоговой политики [Электронный ресурс] : IX Международной научно-практической конференции молодых налоговедов (Минск - Москва -Екатеринбург - Иркутск - Владивосток, апрель 2017 г.) : сб. статей, Владивосток.2017. С 10.

36 См.: Гончаренко Л.И., Мельникова Н.П. Обзор работы круглого стола. 27 октября 2016 г. г. Москва, Финансовый университет: "Налоговая политика Российской Федерации: корректировка целей и задач в условиях глобальных изменений" // Экономика. Налоги. Право. 2016. № 4. С 142.

живёт за официальной чертой бедности37». Один из путей решения данной проблемы Президент РФ обозначил в своем обращении к гражданам от 25.03.2020. Он предложил ввести для граждан, чей общий объём банковских вкладов или инвестиций в долговые ценные бумаги превышает 1 млн. рублей налог на процентный доход в размере 13%. Тогда же В.В. Путин предложил установить налог в размере 15% на дивиденды, перечисляемые из России на зарубежные счета.

Давая оценку данному нововведению, считаем, что оно будет являться важным фактором положившим начало более справедливому перераспределению доходов в обществе, пополнению всех уровней бюджетной системы РФ и ослаблению социальной напряженности.

Следует подчеркнуть, что сегодня все сторонники введения прогрессивного налогообложения доходов физических лиц обращают внимание на необходимость введения необлагаемого минимума для населения с низкими доходами.

Также полагаем, что положительным результатом изменения системы налогообложения станет пополнение бюджета страны за счет больших налоговых отчислений граждан с высокими доходами38. В 2019 году суммарный дефицит 35 регионов страны оценивается в 233 млрд руб.39 (дефицит областного бюджета Рязанской области на 2020 год - 1 638 935 500,00 рубля40).

В Германии подоходный налог является основным источником налоговых поступлений в бюджет Германии (около 40%) и рассчитывается по прогрессивным ставкам. Минимальная ставка этого налога составляет 19%, максимальная - 53%. По таким же высоким ставкам облагаются и доходы юридических лиц - до 45% с прибыли. Поэтому налоги Германии в состоянии стабильно обеспечить большую часть доходов бюджета - около 80%.

В результате проведенного исследования, анализа налоговых систем Российской Федерации и зарубежных стран предлагаем оптимизировать систему налогообложения следующим образом:

1.Ввести прогрессивную шкалу налогообложения на доходы физических лиц. Установить необлагаемый минимум для повышения материального благосостояния лиц с низкими заработными платами.

2. На законодательном уровне установить доли, по которым будет происходить распределение налоговых отчислений от заработной платы на

37 Материалы Российской газеты. URL: https://rg.ru/2012/02/13/putin-statya.html (дата обращения: 19.03.2020).

38 Балацкий Е.В, Екимова Н.А. Сравнительные характеристики прогрессивной и плоской шкалы подоходного налога // JIS. 2018. №3. С 119-120.

39 Материалы новостного Интернет-портала РБК. URL: https://www.rbc.ru/economics/12/02/2020/5e4281299a79471b4769c391 (дата обращения: 20.03.2020).

40 Закон Рязанской области от 21 декабря 2019 года N 69-ОЗ «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».

федеральном, региональном, муниципальном уровнях. Данное положение позволит сбалансировать поступления денежных средств в государственный бюджет всех уровней власти и не усиливать разрыв между богатыми и бедными регионами страны.

Представленные нововведения являются перспективными, однако их введение не должно быть спонтанным. Для их реализации потребуется серьезная переработка налогового законодательства. Россия в соответствии с Конституцией социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В этой связи изменения существующей системы налогообложения в первую очередь должны быть направлены на исполнение социальных обязательств перед гражданами страны, гарантированных им Конституцией, за счет увеличения фискальной составляющей, которая позволит аккумулировать дополнительные денежные средства в бюджет страны.

Использованные источники:

1. Абрамова Э.К. Проблемы и перспективы совершенствования налога на доходы физических лицв Российской Федерации // Актуальные проблемы налоговой политики [Электронный ресурс] : IX Международной научно -практической конференции молодых налоговедов (Минск - Москва -Екатеринбург - Иркутск - Владивосток, апрель 2017 г.) : сб. статей, Владивосток. - 2017. - С 10;

2. Балацкий Е.В, Екимова Н.А. Сравнительные характеристики прогрессивной и плоской шкалы подоходного налога // JIS. 2018. - №3. - С 119-120;

3. Гончаренко Л.И., Мельникова Н.П. Обзор работы круглого стола. 27 октября 2016 г. г. Москва, Финансовый университет: "Налоговая политика Российской Федерации: корректировка целей и задач в условиях глобальных изменений" // Экономика. Налоги. Право. 2016. - № 4. - С 142;

4. Ровнейко Р.В. Налогоплательщики и объект налога на доходы физических лиц в Российской Федерации и Франции: сравнительный аспект // Вестник науки и образования. 2018. - №6 (42). - С 20;

5. Тун Вэй Развитие финансовой системы КНР в условиях проведения налоговых реформ // ПСЭ. 2017. - №4 (64). - С 162;

6. Филиппова Е.В. Прогрессивный налог на доходы физических лиц представили сразу три фракции Госдумы // Парламентская газета. - 2017, 12 октября. [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://www.pnp.ru/economics/progressivnyy-nalog-na-dokhody-fizicheskikh-lic-predstavili-srazu-tri-frakcii-gosdumy.html (дата обращения: 17.03.2020).

7. Закон Рязанской области от 21 декабря 2019 года N 69-ОЗ «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»;

8. Материалы новостного Интернет-портала РБК. URL: https://www.rbc.ru/economics/12/02/2020/5e4281299a79471b4769c391 (дата

обращения: 20.03.2020);

9. Материалы Парламентской газеты. URL: https ://www.pnp.ru/economics/2016/11/23/nalogi-20172019-bogatye-tozhe-zaplatyat.html (дата обращения: 17.03.2020);

10. Материалы новостного Интернет-портала РБК. URL: ttps://www.rbc.ru/economics/19/07/2019/5d308b039a79478a848a385f (дата обращения: 13.04.2020);

11.Материалы официального сайта Международного валютного фонда. URL: https://www.imf.org/external/russian/index.htm (дата обращения: 20.03.2020);

12.Материалы Российской газеты. URL: https://rg.ru/2012/02/13/putin-statya.html (дата обращения: 19.03.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.