ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКМЕОЛОГИЯ
УДК 37.034
ВВЕДЕНИЕ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» И ФОРМИРОВАНИЕ КАРТИНЫ МИРА РЕБЕНКА
В. Л. Бенин
Башкирский государственный педагогический университет им. м. Акмуллы E-mail: [email protected]
В статье, носящей полемический характер, рассматривается моральная обстановка современного российского общества и связанные с ней проблемы введения общеобразовательной школе нового предмета «основы религиозных культур и светской этики».
Ключевые слова: мораль, воспитание, образование, религия, культура.
Establishment of the Course «The Bases of Religious Cultures and Secular Ethics» and Organization of Children's Worldview
V. L. Benin
The article is having a discussion nature and addressed to the moral situation in the modern Russian society. It studies the related problems of inroduction into the school programm of a new subject «The bases of religious cultures and secular ethics».
Key words: morality, bringing up, education, religion, culture.
Одним из заметных новшеств в российской системе образования последнего времени стало экспериментальное введение в школе предмета «Основы религиозных культур и светской этики». И хотя итоги этой новации подводить рано, мы сочли необходимым поделиться своими взглядами как на сам предмет, так и на его возможное влияние на формирование картины мира ребенка.
В 1993 г. коллектив авторов из Башкирского педагогического института выпустил книгу «Возвращение к нравственности: в помощь учителю». Она не стала бестселлером тогда, мало кто помнит ее сейчас, но именно в ней ставились те вопросы, которые выдают за откровение нынешние поборники введения в школе предмета «Основы религиозных культур и светской этики».
«Сегодня уже невозможно оспаривать, что страна и общество находятся в глубоком нравственном кризисе. Эта печальная реальность нашей жизни многогранна и многолика, поэтому не видим необходимости перечислять ее конкретные проявления. Может быть, стоит упомянуть лишь те, которые вызывают особое беспокойство и тревогу за будущее: резкое снижение трудолюбия, порядочности, ответственности перед семьей и обществом, разгул психологии иждивенчества, бесчестья»1. Цитате 18 лет. Дети, родившиеся в том году, сегодня окончили школу. Что изменилось? Многое, но, увы, не в лучшую сторону. Вот лишь несколько штрихов к моральному портрету современного российского общества.
По данным Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, в России на «социальное дно» опустились 14 млн чел., из них 4 млн бомжей, 3 млн нищих, 4 млн беспризорных детей, 3 млн уличных проституток. По данным ВЦИОМ, в России не менее 80% работников имеют деградированное трудовое сознание. Из 60 млн трудоспособного населения примерно одна треть (20 млн) - хронические алкоголики, 4 млн - наркоманы, 1 млн - заключенные2. Средний возраст
НАУЧНЫЙ
ОТДЕЛ
© Бенин В. Л, 2012
последних - 31,5 года. 106 тыс. из них страдают психическими расстройствами, 70 тыс. больны туберкулезом, 35 тыс. инфицированы ВИЧ3.
По признанию первого заместителя генерального прокурора РФ А. Буксмана, объем рынка коррупции в современной России сопоставим по доходам с федеральным бюджетом и оценивается в 240 млрд долл.4 По числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тыс. детского населения, Россия занимает первое место в мире. Почти 50% детского населения страны (около 18 млн) находится в зоне социального риска5.
Впору вспомнить эпиграф к роману Э. Хемингуэя: «Не спрашивай, по ком звонит колокол...» Так что сама постановка вопроса о необходимости моральной реанимации российского общества вопросов не вызывает, чего не скажешь о средствах, предлагаемых для его решения. Если уйти от риторики и предельно упростить мотивацию, то средство это его разработчикам видится в поголовном воцерковлении россиян, причем силами школы на рубеже четвертого и пятого классов.
Мне кажется абсолютно естественным стремление любой организации (религиозной в том числе) расширять свое влияние, увеличивая число сторонников, поэтому о позиции религиозных конфессий говорить не будем. С ними все ясно. Интереснее позиция светской власти, верной конституции и провозглашенному в ней принципу свободы совести.
Впервые в нашей новейшей истории вопрос о введении религиозных предметов в школе был поднят Патриархом Алексием II, обратившимся в Министерство образования РФ с предложением вести их как факультативы по желанию учащихся. В 2002 г. министр В. Филиппов издает приказ о введении факультативной дисциплины «Основы православной культуры». В 2004 г. уже министр
A. Фурсенко объявляет о скором введении в школьную программу новой дисциплины - истории мировых религий. Как видим, здесь другое название предмета и иной статус - о факультативности речь уже не идет.
В июле 2009 г. состоялась встреча Президента РФ Д. А. Медведева с представителями религиозных конфессий, по её итогам было дано поручение Председателю Правительства РФ
B. В. Путину, в котором говорилось о том, что необходимо обеспечить решение организационных и финансовых вопросов, касающихся введения в 2010 г. в 18 субъектах Российской Федерации, а с 2012 г. во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных школах новых предметов: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики
- для изучения учащимися по их выбору или по выбору их родителей (законных представителей). С 1 апреля 2010 г. преподавание этих предметов началось в 19 регионах России, в 12 тыс. школ,
в 20 тыс. классов. У 256 тыс. учащихся их ведут 44 тыс. учителей.
Итак, новый педагогический эксперимент начался. Итоги его еще неизвестны, но по результатам с 2012 г. предписано внедрять повсеместно этот предмет. То ли разработчики так уверены в исходе (почему бы тогда сразу не ввести сию новацию во всей стране, чем остальные субъекты федерации хуже отобранных девятнадцати?), то ли в нашей науке появились качественно новые эксперименты, итоги которых подводить вовсе не обязательно? Похоже, второе. Ведь не подводили же серьезных итогов экспериментального введения ЕГЭ, что не помешало его повсеместному внедрению. Но дело в том, что по своим масштабам и общественным последствиям все эти переходы на ЕГЭ, стандарты нового поколения и подушевое финансирование, в ряду которых стоит и введение обсуждаемого комплекса предметов, представляют собой не очередное нововведение в образовательной сфере, а социальное явление. А коли так, то и анализировать его необходимо не с педагогических, а с социокультурных позиций.
Как видим, тотальный моральный кризис общества налицо. Что делать? Логика обыденного сознания подсказывает простой ответ: «исконная Россия» была верующей, потому с моралью в ней все было хорошо. Советская Россия была атеистической, и с моралью все стало плохо. Вывод: надо восстанавливать веру, «как в старые добрые времена». Для культуролога в таком взгляде нет ничего удивительного, ибо в нем проявляется обычный реакционный аспект культуры. Но поскольку культурология не относится к числу всеми почитаемых знаний, поясню: память - вот слово, играющее здесь главную роль.
Чем дольше человек живет, тем грустнее ему становится, ибо он отчетливо понимает, что счастье, как правило, исчисляется днями, если не часами, а в основном жизнь проходит довольно сложно, тяжело и совсем не так радостно, как хотелось бы. Однако если постоянно в своих воспоминаниях акцентировать внимание только на том, что было плохого, тяжелого и безрадостного, можно наложить на себя руки. И естественная защитная реакция заключается в том, что прежде всего высвечиваются те моменты, которые добавляют нам оптимизма, а не уменьшают его. Память народов складывается из памяти людей; память культур складывается из памяти народов. Величественный и гармоничный Аполлон, а не скорченный раб символизирует для нас античную Грецию. Я это называю эффектом аберрации исторической памяти.
На все встающие перед ним вопросы человек ищет ответ в усвоенной им культуре, но она предлагает ему не слишком богатый выбор - современный или прошлый опыт. Нельзя использовать то, чего нет: образно говоря, потерявший спички Робинзон Крузо не может воспользоваться газовой зажигалкой. Эта удобная вещь его времени ему
еще не известна и единственное, что ему остается, - это трение палочки о палочку, «как в старые добрые времена». Старые времена нам кажутся добрыми именно потому, что при воспоминании о них мы, прежде всего, фиксируем внимание на том, что в них было позитивного.
Когда социальные катаклизмы сотрясают общество и жизнь человека становится невыносимой, а актуальная культура ни в экономике, ни в политике, ни в идеологии не дает ответа на животрепещущие вопросы, человек начинает искать ответ за ее пределами. И здесь иного, чем традиция, культура ему не дает. Люди ищут ответ на актуальные вопросы в прошлом, потому что больше им искать негде. При этом общество уподобляется человеку, идущему вперед, повернув голову назад. Как удобно такое хождение и чем оно заканчивается объяснять излишне.
Полагаю, что если мы, действительно, озабочены решением проблем нравственной реабилитации нашего общества, то начинать следует не с введения нового школьного предмета, а с осознания того, «как мы дошли до жизни такой». Воспоминания Библию, можно сказать, что худые сообщества разрушают добрые нравы, следовательно, причины кризиса следует искать в самом обществе - в его экономическом и политическом устройстве и порожденных им отношениях. Корни современной ситуации уходят глубоко: в советские годы мораль вытеснялась политикой и носила подчиненный ей характер: наша нравственность выводится из интересов классовой борьбы пролетариата (В. И. Ленин). В сознание закладывались не только атеистическое мировоззрение, но и убежденность в том, что капитализм может быть лишь безнравственным и всегда строится на бессовестном и ничем не ограниченном грабеже. Внедрили эти мысли в сознание большинства населения страны советские пропагандисты (не в последнюю очередь, и учителя) хорошо. Поэтому в начале 1990-х гг. строить новый российский капитализм в массе своей стали те, кто уже не знал ни безусловных ценностей религиозной морали, ни страха сталинской поры, а потому были лишены любых моральных регуляторов.
В ходе приватизации собственность стоимостью в 1 трлн долл. была продана частным лицам всего за 5 млрд долл6 В 1989 г. в Российской Федерации насчитывалось 2 млн бедных, имевших в своем распоряжении менее 4 долл. в день. По данным Всемирного банка, к середине 1990-х гг. в России проживало уже 74 млн бедных, 72 млн человек обнищали за 8 лет7.
Академик Д. Львов отмечает страшную поляризацию общества: «...менее чем 100 семей современных олигархов владеют сегодня 92% доходов от природных богатств страны. А 8% -приходится на более чем 140 миллионный народ России!»8. При этом с 1990 по 2005 г. производство станков снизилось с 74,2 до 4,9 тыс. шт. (до
6,7%), автоматических и полуавтоматических линий для машиностроения и металлообработки - с 556 до 1 комплекта (до 0,2%). Посевные площади сократились с 1990 по 2006 гг. с 117,7 до 76,1 млн га (на 35%), крупный рогатый скот - с 57 до 21 млн голов (на 36,8%). Зато импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья возрос за период с 1999 по 2006 г. с 7,4 млрд до 21,6 млрд долл., т. е. почти в три раза9. Иначе говоря, создана паразитическая система беззастенчивого грабежа природных ресурсов. Как все это оценить с позиций высокой морали?
Подведем итоги. Наше общество и прежде не отличалось чрезмерной нравственностью. Но за последние два десятилетия его аморальность возросла многократно за счет безнравственной социально-экономической системы. Государство всегда было, есть и будет одним из главных воспитателей. И если его социальная и экономическая политика с моральной точки зрения, мягко говоря, весьма далека от идеала, то было бы странно ждать высокой моральной позиции от граждан. И никакие «Основы религиозных культур и светской этики» здесь принципиально ничего изменить не в состоянии. Если же руководство страны действительно желает изменить к лучшему наш моральный климат, не лучше ли вспомнить гоголевские «Мертвые души»? Только не первый том, который знают все, а финал второго, мало кем прочитанного: «Но оставим теперь в сторону, кто кого больше виноват. Дело в том, что пришло нам спасать нашу землю; что гибнет уже земля наша не от нашествия двадцати иноплеменных языков, а от нас самих; что уже, мимо законного управленья, образовалось другое правленье, гораздо сильнейшее всякого законного. Установились свои условия; все оценено, и цены даже приведены во всеобщую известность. И никакой правитель, хотя бы он был мудрее всех законодателей и правителей, не в силах поправить зла, как ни ограничивай он в действиях дурных чиновников приставленьем в надзиратели других чиновников. Все будет безуспешно, покуда не почувствовал из нас всяк, что он также, как в эпоху восстанья народ вооружался против в10рагов, так должен восстать против неправды»10.
Что же касается нового комплекса учебных предметов, то первое, с чего, на наш взгляд, надо начать, это перестать лукавить и честно сказать: то, что называется «Основами православной культуры», является не основами православной культуры, а основами православия11. Аналогично и три других учебных предмета являются не основами исламской, буддийской и и1у2дейской культуры, а основами ислама, буддизма 2 и иудаизма1 . Но надо ли разделять детей в столь раннем возрасте по религиозным конфессиям и будет ли это способствовать росту толерантности в нашем обществе? Я уже не говорю о более чем странном и ничем не обоснованном разделении предмета:
последняя четверть четвертого и первая четверть пятого классов.
Светский подход к проблеме культурных различий между народами заключается в поиске, описании и интерпретации этнических, социальных, мифологических, религиозных, художественных и политических символов, функционирующих в той или иной культуре, а также в их сравнении с символами других культур. Ничего подобного данные курсы не предполагают. Да и совпадают в них только темы «Россия - наша Родина» в начале, «Любовь и уважение к Отечеству» в финале, да невразумительные «Творческие работы учащихся» по окончании четвертого класса. Причем изучать эти единые темы детям предстоит порознь!
Сколько бы ни произносил наш министр публичных заклинаний о том, что важно воспитывать «не столько т1е4рпимость, а взаимопонимание, взаимоуважение»1 , разводя детей во время этих уроков «по разным конфессиональным квартирам» (а это вам не то же самое, что на «чужие» английским с немецким на уроках иностранного!), мы объективно будем работать если не на межкон-фессиональное противопоставление, то уж, как минимум, на консервацию конфессионального незнания, непонимания и недоверия.
Кстати говоря, обеспокоенные судьбой своих детей, родители прекрасно это понимают, предпочитая четырем названным предметам светский экуменический вариант. Так, в 122-х школах Красноярска, где 6186 детей уже изучают эти курсы, примерно 62% выбрали светскую этику, еще около 23% - мировые религии (приблизительно 85%), 15% - основы православной культуры, 0,5% (29 человек) - основы исламской культуры и четыре человека - основы иудейской культуры15. Красноярский феномен? Нет! Мониторинг родителей, проведенный перед началом эксперимента, показал: «Основы православной культуры» выбрали 20,6% опрошенных (7 тыс. чел.); «Основы исламской культуры» - 1,4% (459 чел.); «Основы буддийской культуры» - 0,3% (116 чел.); «Основы мировых религиозных культур» - 23% (более 8 тыс. чел.); «Основы светской этики» - 54,6% (более 19 тыс. чел.). Как видим, больше трех четвертей опрошенных избирают светский или экуменический вариант предмета.
Еще один крайне важный аспект проблемы -кто будет преподавать? Интернет поведал миру о позиции в этом вопросе министра А. Фурсенко. Отвечая на соответствующий вопрос, он не исключил, что интересующий нас предмет могли бы вести, например, физики, поскольку у них есть «своя система видения»16. И господин министр абсолютно прав! Правда, «своя система видения» характеризует не только физиков. Формирование профессионального типа мышления, накладывающего специфический отпечаток на весь образ мышления и поведения человека, является давно установленным тривиальным фактом психологии. Поэтому столь же «своя система видения» суще-
ствует у учителей труда или ОБЖ, не говоря уже об учителях физкультуры: те давно проповедуют принцип «В здоровом теле - здоровый дух!». И кто сегодня помнит, что провозгласившие его римляне (Mens sana in corpore sano) имели в виду не моральное совершенство, а дух вполне телесный, утробный, а потому земной и обоняемый.
Эти маловразумительные разговоры будут идти до тех пор, пока мы не определимся с сутью предмета. И если он по сути своей религиозен, то и вести его должны представители соответствующих конфессий и не стоит ссылаться на отсутствие у них педагогического образования. Если же это предмет светский, а я в этом убежден, ибо уважаю действующую конституцию и основанное на ней законодательство, то вести его должен светский педагог, и не просто светский, а хорошо и соответственно подготовленный педагог. Таковым в сегодняшней школе является учитель, преподающий мировую художественную культуру (МХК): во-первых, потому, что нельзя преподавать этот предмет без опоры на мировые религии и ознакомления с ними учеников; во-вторых, потому, что нельзя преподавать МХК без опоры на моральные нормы. Наконец, потому, что учителя МХК уже давно и успешно занимаются распространением межконфессиональной толерантности и этическим просвещением. Вот лишь один (далеко не единственный) тому пример: более полутора десятков лет назад в первых классах уфимской гимназии № 39 были введены уроки этики. В подборе материала авторы исходили из трех принципиальных моментов:
1) курс этики в первом классе должен основываться на широком общекультурном фоне, что позволит не только познакомить учащихся с закономерностями возникновения этических норм, но и заложить базу для дальнейшего усвоения материала по истории, литературе, религиоведению, этнографии;
2) нельзя вести речь об этике, оставляя в стороне религиозную мораль, но говорить о ней в школе допустимо только в светском плане и с экуменических позиций, освещая все конфессии и не акцентируя внимания школьников на преимуществах какой-то одной;
3) учитывая возраст школьников, педагогу следует особо активно использовать игровые формы проведения занятий17.
Уроки были столь успешны, а дети занимались на них с такой пользой и с таким удовольствием, что в скором времени по инициативе родителей в гимназии был введен авторский курс «Этика в младших классах» уже для второго, третьего и четвертого классов 8. Он основан на убеждении, что этика является неотъемлемой частью духовной культуры общества, следовательно, и ознакомление с ее нормами должно происходить на широком историко-культурном фоне. На уроках совершались путешествия во времени и пространстве. Оказавшись в каменном веке,
дети участвовали в составлении семейного табу, принимали важные решения на пиру у Зевса, слушали советы мудреца Конфуция в Древнем Китае, задумывались над запретами Гаутамы (Будды), путешествовали по страницам Библии и Корана. Такой прием не только дает возможность знакомить учеников с элементарными началами культурологии, этнографии и даже философии (что помогает в дальнейшем при изучении истории, литературы, мировой художественной культуры), но и пробуждает у них желание анализировать собственные поступки и приводить их в соответствие с общепринятыми нормами нравственности. И подобного рода разработок, действительно, развивающих у учащихся моральное сознание, межконфессиональное взаимопонимание и взаимоуважение, много в школах нашей страны. Почему бы их не использовать?
Впрочем, есть во введении нового комплекса предметов и еще один, отнюдь не духовный, а вполне светский аспект - это учительская оплачиваемая нагрузка. Распределяет её и, соответственно, оплачивает директор учебного заведения. А поскольку среди директорского корпуса учителей МХК практически не встречается, но широко представлены излюбленные министром физики и математики, нетрудно понять, как, исходя из «своей системы видения», они эти часы будут делить, а затем, соответственно, преподавать. Так что же делать?
Хорошо известный педагогической общественности спор на тему о том, кто должен воспитывать ребенка - семья или школа - дискуссия чисто советская. В прошлом ее быть не могло за очевидностью ответа. Традиционно, из века в век, ответственность за воспитание возлагалась обществом на семью и церковь. Воспитывала семья, но на тех ценностях, которые провозглашались в церкви, мечети, синагоге, пагоде. Поэтому в основе нравственного воспитания традиционно лежала религиозная мораль. Говорить о том, хорошо это или плохо, не имеет смысла. Этот факт не подлежит оценке, его надо принять как данность.
В любой религии так или иначе выражены моральные ценности, идеалы добра, справедливости, гуманности, но мир противоречив. Первые пророки, призывавшие к добру и терпимости, встречались с непониманием, насмешками, притеснением. Гонимые, они должны были защищаться, поневоле ограничивая круг единомышленников своими близкими, единоверцами. По отношению ко всем остальным стала развиваться нетерпимость, доходящая до фанатизма и оттесняющая гуманистическую трактовку веры. Так, идеи справедливости, гуманности, приходящие в противоречивый мир добра и зла, сами проникались его противоречивостью. «Не убивай» -предостерегает одна из ветхозаветных заповедей, но штурмом взят Иерихон, и те, кто исповедовал эту заповедь, «предали заклятию все, что в роде, и мужей и жен, и молодых и старых, и волов, и овец,
и ослов, все истребили мечом» (Книга Иисуса Навина, 6: 20). «Не следует верующему убивать верующего < . > - наставлял пророк Мухаммед.
- А если кто убьет верующего умышленно, то воздаянием ему - геенна, для вечного пребывания там» (Коран, 4: 94). Но рядом многократно повторяются проклятия в адрес не вступивших на путь Аллаха и нетерпимость к «неверным».
Попытка проведения в жизнь принципа «Лучше никакой нравственности, чем нравственность религиозная» показала его ошибочность, но и внедрение в жизнь лозунга министра Э. Дне-прова «Лучше никакого воспитания, чем воспитание советское» дало плачевные результаты. Наше общество не просто поняло, оно выстрадало понимание того, что когда нет никакой нравственности, ничего доброго не получится. Однако чем искусственно насаждаемая религиозность лучше искусственно насаждаемого атеизма? Вера (в коммунизм или в Бога), в сущности, - сугубо личная, глубоко интимная сфера. Свобода совести - великое благо только тогда, когда в эту интимную сферу человека допускаются лишь самые близкие - мать и отец, когда нет места атеистическому или религиозному «промыванию мозгов», государственной пропаганде. Иначе свобода совести очень быстро превращается в свободу от совести.
Я уверен в том, что религиозная мораль лучше, чем отсутствие морали. Но уверен я и в том, что выход не в смене в школе диктата атеистов на диктат духовенства. Не только в экономике монополия ведет к загниванию. Свободомыслие и вечный спор сторонников и противников религиозной веры - вот путь познания, следуя которым человек вернет себе высокие идеалы нравственности, а с ней и спокойного безопасного существования.
Примечания
1 См.: Возвращение к нравственности : в помощь учителю / сост. и науч. ред. Г. П. Ников. Уфа, 1993. С. 3.
2 См.: Гончаров С. З. Логико-категориальное мышление : в 3 ч. / Екатеринбург, 2008. Ч. 2. С. 206.
3 См.: Сломчинский А. Г. Гуманизация образовательного процесса в пенитенциарной системе. Екатеринбург, 2009. С. 94-95.
4 См.: Гончаров С. З. Указ. соч. С. 206.
5 См.: Вогулкин С. Возвращение домой // Семья и будущее России : материалы 5-й междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2008. С. 164.
6 См.: ПанаринА. С. Искушение глобализмом. М., 2000. С. 129.
См.: Хамахер М. Великое противостояние // Лит. газ. 2008. 13-19 февр. (№ 6).
Львов Д. Справедливость и духовный мир человека // Завтра. 2007. № 15.
9 См.: Подольских Ф. Разоружение до зубов // Сов. Россия. 2008. 2 февр.
10 См.: ГогольН. В. Собр. соч. : в 6 т. М., 1959. Т. 5.
11 См.: Тематика уроков : Россия - наша Родина ; культура и религия ; человек и Бог в православии ; православная молитва ; Библия и Евангелие ; проповедь Христа ; Христос и его крест ; Пасха ; православное учение о человеке ; совесть и раскаяние ; заповеди ; милосердие и сострадание ; золотое правило этики ; храм ; икона ; творческие работы учащихся ; подведение итогов ; как христианство пришло на Русь ; подвиг ; заповеди блаженств ; зачем творить добро? ; чудо в жизни христианина ; православие о Божием суде ; таинство Причастия ; монастырь ; отношение христианина к природе ; христианская семья ; защита Отечества ; христианин в труде ; любовь и уважение к Отечеству.
12 Тематика уроков : Россия - наша Родина ; культура и религия. Введение в буддийскую духовную традицию ; Будда и его учение ; буддийский священный канон «Трипитака» ; буддийская картина мира ; добро и зло ; принцип ненасилия ; любовь к человеку и ценность жизни ; сострадание и милосердие ; отношение к природе ; буддийские учители ; семья в буддийской культуре и её ценности ; творческие работы учащихся ; обобщающий урок ; буддизм в России ; путь духовного совершенства ; буддийское учение о добродеятелях ; буддийские символы ; буддийские ритуалы и обряды ; буддийские святыни ; буддийские священные сооружения ; буддийский храм ; буддийский календарь ; буддийские праздники ; искусство в буддийской культуре ; любовь и уважение к Отечеству.
13 Тематика уроков : Россия - наша Родина ; введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия ; Тора - главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гилеля». Письменная и устная Тора. Классические тексты иудаизма ; патриархи еврейского
народа ; евреи в Египте : от Йосифа до Мойше ; Исход из Египта ; дарования Торы на горе Синай ; пророки и праведники в иудейской культуре ; Храм в жизни иудеев ; назначение синагоги и её устройство ; суббота (Шабат) в иудейской традиции. Субботный ритуал ; молитвы и благословления в иудаизме ; добро и зло ; творческие работы учащихся ; иудаизм в России ; основные принципы иудаизма ; милосердие, забота о слабых, взаимопомощь ; традиции иудаизма в повседневной жизни евреев ; совершеннолетие в иудаизме. Ответственное принятие заповедей ; еврейский дом - еврейский мир : знакомство с историей и традицией ; ценность семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейское народа; любовь и уважение к Отечеству.
14 Фурсенко А. А. Учителя физики могли бы успешно преподавать. [Электронный ресурс]. ИЯЬ: ИйрУ/пешз. datanews.ru/id/13347/text-uchitelya_fiziki_mogli_bi_ uspeshno_prepodava//. (дата обращения : 01.06.2010).
15 В красноярских школах основы религии преподают за счёт других уроков [Электронный ресурс]. ИЯЬ: http://www/newslab.ru/news/316900 (дата обращения : 28.05.2010).
16 См.: Фурсенко А. А. Указ. соч.
17 См.: ПерельманИ. М., Бенин В. Л. Этика в первом классе : поурочные разработки (методические материалы для учителя). Уфа, 1995. С. 4.
18 См.: Перельман И. М. Этика в младших классах : программа курса и поурочные разработки // Культура и образование : сб. ст. / под ред. В. Л. Бенина. Уфа, 2003. Вып. 5 ; Перельман И. М. Этика в младших классах : программа курса и поурочные разработки // Культура и образование : сб. ст. / под ред. В. Л. Бенина. Уфа, 2004. Вып. 6. С. 162-176.
УДК 159.922
СУЩНОСТЬ СЕМЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Т. В. Хуторянская
Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
В статье представлены результаты анализа различных трактовок понятия «сотрудничество» с позиций педагогической и психологической наук; раскрывается сущность семейно-педагогического сотрудничества в современной школе.
Ключевые слова: учитель, семья, семейно-педагогическое сотрудничество, современная школа.
Essence of Family-Pedagogical Cooperation at Modern School Т. V. Hutoryanskaya
In article results of the analysis of various treatments of concept «cooperation» with positions of pedagogical and psychological sciences
are presented. The essence of family-pedagogical cooperation at modern school reveals.
Key words: teacher, family, family-pedagogical cooperation, modern school.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-I «Об образовании» одной из основных задач, стоящих перед современной школой, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Сегодня значительно возросла роль семейного воспитания, что отражено в концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., где подчеркивается исклю-
© Хуторянская Т. В., 2012