Научная статья на тему 'Введение единого Приложения к диплому в целях признания квалификаций российских вузов за рубежом'

Введение единого Приложения к диплому в целях признания квалификаций российских вузов за рубежом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
308
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткач Геннадий Фёдорович, Чистохвалов Виктор Николаевич

В статье рассмотрен вопрос введения в российских вузах единой Европейской системы зачетных кредитов (ECTS) и единого Приложения к диплому (Diploma Supplement).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION OF THE UNIFIED DD

Some questions of introduction of diploma supplement in Russian higher educational institutes and Europe unified system of credits are considered.

Текст научной работы на тему «Введение единого Приложения к диплому в целях признания квалификаций российских вузов за рубежом»

2006

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Международная деятельность высшей школы

№ 102

УДК 378.1

ВВЕДЕНИЕ ЕДИНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ К ДИПЛОМУ В ЦЕЛЯХ ПРИЗНАНИЯ КВАЛИФИКАЦИЙ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ ЗА РУБЕЖОМ

Г.Ф. ТКАЧ, В. Н. ЧИСТОХВАЛОВ Статья представлена доктором философских наук, профессором Долженко О.В.

В статье рассмотрен вопрос введения в российских вузах единой Европейской системы зачетных кредитов (ECTS) и единого Приложения к диплому (Diploma Supplement).

В предыдущем выпуске этого издания были изложены представления авторов о предпосылках разработки, содержании и формате единого Приложения к диплому (ПД - Diploma Supplement), вводимого в рамках Болонского процесса в качестве одного из механизмов европейской интеграции высшего образования. В настоящей статье авторы считают необходимым продолжить затронутую тему, рассматривая её в конкретном аспекте интеграции - в плане облегчения признания академических квалификаций.

Анализируя возможности использования в целях признания в зарубежных странах российских дипломов существующей нормативно-правовой базы, приходится констатировать, что действующие в отношении Российской Федерации международные правовые акты в области признания не могут в настоящее время служить реальной нормативной правовой базой осуществления признания за рубежом квалификаций выпускников российских вузов (за исключением стран СНГ). В самом деле, Лиссабонская конвенция - основной многосторонний правовой акт в области признания содержит только определение ключевых терминов, формирующих понятийный аппарат признания, и описание соответствующих механизмов и процедур. Этот замечательный документ, к сожалению, не является правовым актом прямого действия, в котором хоть в какой-то мере сопоставлялись бы конкретные уровни подготовки и квалификации.

Единственным многосторонним документом прямого действия может считаться подготовленное в 1997 г. ЮНЕСКО/СЕПЕС «Руководство по признанию в Российской Федерации документов об образовании, полученных в других странах, и признанию российских документов об образовании в других европейских странах». В этом документе приводятся обобщенные сопоставления конкретных российских и иностранных квалификаций. Однако данный документ имеет рекомендательный характер и не является правовым документом, подлежащим исполнению. Тем не менее, его следует использовать в качестве рекомендации, исходящей от авторитетной международной организации.

Что касается двусторонних межправительственных соглашений (протоколов) о взаимном признании документов об образовании между РФ и другими странами, число которых превышает 70, то абсолютное большинство из них подписаны до введения в РФ многоуровневой структуры подготовки и поэтому неработоспособны (при решении вопросов признания дипломов специалиста эти устаревшие соглашения могут использоваться). По настоящему современными могут считаться только двусторонние соглашения, подписанные во второй половине 90-х годов со странами СНГ, а также с Намибией (1998), Республикой Чад (2000), Румынией (2000) и Монголией (2003).

Особое место занимает межправительственное соглашение РФ - Франции о взаимном признании российского диплома кандидата наук и диплома французского доктора, подписанное 12 мая 2003 года, которое представляет собой прорыв в области признания послевузовских квалификаций. Оно может эффективно использоваться в качестве прецедента для признания российского кандидата наук в третьих странах. Однако сфера применимости этого соглашения ограничена послевузовским образованием и не распространяется на наиболее массовые уровни подготовки - бакалавра, магистра и специалиста.

Что касается относительно свежих соглашений или деклараций о взаимном признании с Испанией (1990), Германией (1999), Грецией (1994), Китаем (1995) и Турцией (2000), то эти двусторонние правовые акты носят частный и во многом декларативный характер.

Таким образом, для подавляющего большинства выпускников РУДН существующие в настоящее время двусторонние соглашения не могут служить реальной правовой базой решения вопросов признания полученных ими в университете квалификаций.

В настоящее время отсутствует перспектива того, что сложившаяся ситуация с решением вопросов признания на основе двухсторонних соглашений о взаимном признании конкретных академических квалификаций между РФ и другими странами может существенно измениться в лучшую сторону. Известно, что подготовка и согласование подобных соглашений занимает длительное время, а для их окончательного подписания и введения в действие требуется наличие обеих сторон, что не всегда имеет место. Следует также учесть, что на современном этапе в практике осуществления признания страны довольно редко прибегают к заключению новых межправительственных соглашений, предпочитая делегировать полномочия по осуществлению признания непосредственно заинтересованным образовательным учреждениям.

В связи с вышеизложенным представляется целесообразным шире использовать в целях признания механизмы, предписанные Болонской декларацией. Имеются два таких механизма, обозначенных как в самой Болонской декларации, так и постоянно упоминаемых во всех последующих документах Болонского процесса.

Речь идет о введении единой Европейской системы зачетных кредитов (ECTS) и единого Приложения к диплому (Diploma Supplement). Именно повсеместное введение этих механизмов рассматривается в качестве наиболее действенного способа содействия решению проблемы признания в соответствии с духом и буквой Болонской декларации, поскольку обеспечивает «понятность» и «сопоставимость» квалификаций.

В настоящее время несколько российских вузов, в том числе Челябинский ГУ, Воронежский ГУ, Самарский ГУ, Тюменский ГУ, Санкт-Петербургский ТГУ по собственной инициативе разработали и выдают своим выпускникам и выпускникам других вузов «европейские» Приложения к диплому. Эти документы сделаны по существующим европейским образцам и представляются достаточно добросовестными по исполнению. Однако все они характеризуются наличием существенных отклонений от нормативной образовательной терминологии, относящейся к обозначению квалификаций, профессионального статуса и других ключевых понятий. Это создает прецеденты неоднозначной интерпретации квалификаций российского ВПО там, где они представляются к рассмотрению в целях трудоустройства или продолжения образования.

Наряду с указанными вузами Российский университет дружбы народов является одним из первопроходцев в аналитическом изучении названных выше механизмов и в разработке предложений по их использованию в национальной системе образования. Начиная с 2000г. университет участвует во всех федеральных и ведомственных программах и проектах, посвященных обоснованию и разработке рекомендаций по введению зачетных единиц, совместимых с кредитами ECTS. Эта работа фактически уже прошла экспериментальную апробацию на факультете социальных и гуманитарных наук и находится в стадии перевода полученных результатов в практическое использование.

Что касается Приложения к диплому, то в 2004 году в рамках федеральной научной программы был выполнен большой проект по исследованию всех аспектов, связанных с введением единого ПД. В заключительной части проекта были представлены разработанные варианты российского Приложения к диплому для бакалавра, магистра и специалиста соответственно.

Представляется весьма перспективным, что можно было бы существенно облегчить проблему признания российских дипломов за рубежом, если бы в дополнение к диплому и приложению государственного образца вузы выдавали своим выпускникам, которым предстоит решить проблему признания дипломов в других странах, также приложение к диплому, выполненное по европейскому формату. Для этого можно использовать проектные разработки ПД, выполненные перечисленными выше российскими вузами, адаптировав их для конкретных направлений и уровней подготовки. Не следует ждать, пока Минобрнауки подготовит и введет типовые формы - это может затянуться ещё на несколько лет, хотя, как известно, соответствующая работа ведется, и в этой работе по-прежнему участвует РУДН. Отметим, однако, что по состоянию на 2005 год уже 90% стран, участвующих в Болонском процессе, ввели или находятся в стадии введения единого Приложения к диплому.

Вводимое Приложение к диплому, выполненное в соответствии с европейским Diploma Supplement, будет внутренним вузовским документом, содержание и форма которого не обязательно должны строго соответствовать установленным стандартам. В этом документе может быть отражена

специфика обучения в конкретном вузе, в частности, если речь идёт об иностранных студентах, обучавшихся на подготовительном факультете, то соответствующий год обучения может быть отражён в Приложении как год «предуниверситетской» подготовки.

Ниже в обобщённой тезисной форме изложены наиболее существенные рекомендации, которых, по мнению авторов, следовало бы придерживаться при разработке и ведении Diploma Supplement российскими вузами, не дожидаясь поступления утверждённых Министерством типовых образцов.

По насыщенности информацией действующее в РФ Приложение к диплому нового образца дает ответ практически на все вопросы, связанные с организацией и содержанием учебного процесса и полученной квалификацией. Обновленное Приложение значительно более информативно и наглядно по сравнению с прежней Выпиской из зачетной ведомости.

Действующее российское Приложение, как и его предшественники, задумывалось исключительно для внутреннего потребления, то есть для пользователей, которые хорошо ориентируются в особенностях национальной системы высшего образования.

Следует однако признать, что система российского высшего образования не просто одна из многих существующих в мире систем, хотя, возможно, все ещё одна из лучших, но она существенно отличается от абсолютного большинства существующих в мире других систем образования.

Введение Приложения к дипломам ВПО в Российской Федерации по модели, внедряемой в рамках мероприятий Болонского процесса, призвано, таким образом, не просто сделать более понятными и «прозрачными» квалификации, присваиваемые российскими вузами, и отразить их содержательную сущность и наиболее характерные особенности, но и должно способствовать выявлению «узких мест», недостатков или чрезмерностей осуществляемой подготовки.

Следует иметь в виду, что новое Приложение к диплому предназначено не только, и не столько в целях его использования за рубежом. Оно необходимо также, а в условиях России может быть в первую очередь, для внутреннего использования, чтобы восстановить и консолидировать естественное соответствие между продукцией высшей школы и общественными потребностями.

В этой связи Приложение к диплому предназначено:

- стать одним из действенных механизмов реализации обратной связи между двумя важнейшими социально-экономическими категориями - «спрос на специалистов» и «выпуск специалистов»;

- существенно облегчить академическое и профессиональное признание российских квалификаций за рубежом и способствовать росту экспорта образовательных услуг из РФ в другие страны;

- содействовать модернизации российского ВПО, в частности, благодаря возможности участия в интеграционных мероприятиях по формированию единого образовательного пространства СНГ и в рамках Болонского процесса.

Указанные факты предопределяют актуальную необходимость создания образцов российских типовых Приложений к диплому, совместимых с Diploma Supplement. Это однако не может быть обоснованно сделано до тех пор, пока не будет окончательно решен вопрос о полномасштабном использовании в высшем образовании Российской Федерации зачетных единиц (кредитов), что является непременным условием введения Приложения к диплому. Для этого надо принять окончательную однозначно установленную технологическую схему применения зачетных единиц для оценки всех элементов получаемого образования.

Необходимо также воссоздать значимость существующей 5-балльной шкалы оценок, возможно, сформулировав с этой целью жесткие критерии применения отдельных оценок, особенно в отношении оценки «отлично», средняя частотность которой в зачетных ведомостях, как правило, превышает соответствующий здравому смыслу предел, приравниваемый в европейских странах к 10%.

Таким образом, следует признать, что введение нового Приложения к диплому можно будет считать целесообразным при условии предварительного решения двух задач:

- окончательной адаптации к особенностям российских образовательных программ уже проходящей апробацию в ряде вузов России системы зачетных кредитов на базе ECTS, в частности, установления критериев обоснованного выражения в кредитах курсовых работ и проектов, выпускных работ и практик. Необходимо иметь в виду, что в странах Западной Европы уже началась практическая модернизация системы ECTS с целью придания ей в дополнение к переводной функции (трансфертной) также и накопительной функции, в результате чего система ECTS трансформируется в систему ECATS;

- ревалоризации действующей шкалы оценок для достижения большего соответствия выставляемых оценок реальным знаниям и результатам обучения. Для этого могут пригодиться концепции и разработки, использованные при введении единой шкалы оценок, совместимой с ECTS.

Порядок оформления Приложения к диплому, которое в отличие от других документов ВПО не обязательно будет иметь статус документа государственного образца, должен осуществляться в точном соответствии с действующей Инструкцией о порядке выдачи государственных документов о высшем профессиональном образовании, изготовлении и хранении соответствующих бланков документов (Приложение к приказу Госкомвуза России от 04.06.96 № 989).

Структура Приложения к диплому должна точно соответствовать структуре окончательной модели Diploma Supplement, разработанной Европейской Комиссией, Советом Европы и ЮНЕСКО/СЕПЕС и одобренной к внедрению на совместном совещании представителей этих организаций 15 мая 1998г. в Брюсселе.

Форма Приложения к диплому и содержание его разделов должны, по возможности, приближаться к рекомендованным образцам, представленным, в частности, в настоящем отчете в переводе на русский язык. При этом следует иметь в виду, что требования этого соответствия не являются абсолютными и что допустимы отклонения в содержательном заполнении рубрик, обусловленные особенностями конкретного диплома и конкретного вуза.

Структура, форма и содержание Приложения к диплому впоследствии могут быть приведены в соответствие с образцами типовых Приложений к основным дипломам высшего и послевузовского образования Российской Федерации, которые будут в дальнейшем разработаны и приняты Минобрнауки и представлены вузам для практического руководства.

INTRODUCTION OF THE UNIFIED DIPLOMA SUPPLEMENT FOR RECOGNITION OF RUSSIAN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTES’ QUALIFICATIONS ABROAD

Tkach G.E., Chistokhvalov V.N.

Some questions of introduction of diploma supplement in Russian higher educational institutes and Europe unified system of crédits are considered.

Сведения об авторах

Ткач Геннадий Фёдорович 1938 г.р., окончил МГУ им. М.В. Ломоносова (1961), кандидат физикоматематических наук, доцент Российского университета дружбы народов, автор более 70 научных работ, область научных интересов - сравнительный анализ систем образования РФ и зарубежных стран.

Чистохвалов Виктор Николаевич 1951 г.р., окончил Российский университет дружбы народов (1979), кандидат химических наук, начальник Учебно-методического управления РУДН, директор Центра сравнительного и международного образования, член Американской Ассоциации работников образования, автор более 60 научных работ, область научных интересов - сравнительный анализ организации и содержания высшего образования разных стран, международное образовательное сотрудничество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.