Научная статья на тему 'ВВЕДЕНИЕ'

ВВЕДЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
39
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВВЕДЕНИЕ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

МУБАРАКШИНА ЕКАТЕРИНА

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Самооценка личности относится к числу актуальных теоретических и практических проблем в психологии. Самооценка выступает как одна из важнейших составляющих человеческого «Я». Несмотря на то, что самооценка достаточно давно находится во внимании психологов, работ, посвященных ей, как и практических исследований, недостаточно много, особенно в отечественной психологии. Особого внимания, на мой взгляд, требует изучение особенностей влияния самооценки на профессиональную самореализацию женщин, так как в современном мире женщины наравне с мужской половиной населения строят успешную карьеру на предприятиях и занимаются бизнесом. Особенно актуальным этот вопрос стал с развитием интернета и распространением модной тенденции «работать на себя» и продвигаться в социальных сетях. Количество экспертов в различных направлениях увеличилось в сотни раз за последние несколько лет. Отсутствие точных знаний и методологии работы с женщинами, которые развиваются как эксперты в какой-либо области накладывает отпечаток на качество жизни выросшей группы населения (женщины-эксперты, которые работают сами на себя.). Это отсутствие обусловлено новизной тенденции.

Чаще всего, представительницы этой социальной группы работали много лет на предприятиях, офисах, и эта атмосфера и принадлежность к системе глубоко зафиксировалась в их сознании. При самостоятельной работе необходимо вырабатывать новые личностные качества и делать много непривычных действий, которые могли быть под запретом при работе в найме. И самый главный фактор - «продажа» себя, как специалиста предполагает стабильную нормальную самооценку и уверенность в своей ценности. Этих характеристик часто лишены люди, работающие в найме. И нестабильная самооценка оказывает колоссальное влияние на результаты и состояние женщины. Есть много методов работы с самооценкой, но они не заточены на женщин, которые занимаются продвижением себя как эксперта. Следовательно, есть необходимость выработать методику работы на уровне самооценки с женщинами, которые хотят построить успешную карьеру в этой области, но нет точных данных по взаимосвязи самооценки и реализации женщины. Это делает данный вопрос невероятно актуальным и требующим изучения.

Цель работы: выявление особенностей взаимосвязи самооценки женщин и их профессиональной реализации.

Объект исследования - самооценка профессионально реализующихся женщин.

Предмет исследования - самооценка женщин с профессиональной реализацией в разных областях.

Гипотезы исследования: в ходе исследования мы предположили, что:

- присутствует взаимосвязь между самооценкой и профессиональной самореализацией;

- инструменты коучинга, направленные на гармонизацию самооценки могут способствовать повышению уровня профессиональной самореализации у женщин.

Исходя из сформированной цели, были определены следующие задачи исследования: зучить научные подходы к понятию самооценки личности в отечественной и зарубежной литературе;

ассмотреть самореализацию личности в качестве феномена психологической науки; сследовать вопрос самооценки женщин, которые занимаются профессиональной самореализацией в разных сферах;

ровести эмпирическое исследование женской самооценки и профессиональной самореализации женщин, которые являются

самозанятым/индивидуальными предпринимателями (организовать исследование, подобрать методики для исследования самооценки женщин и профессиональной самореализации); азработать программу психологического сопровождения с применением коучинговых технологий, направленную на гармонизацию самооценки самореализующихся женщин. роанализировать результаты, полученные в ходе эмпирического исследования и дать оценку эффективности предлагаемой программе.

Цель, гипотеза, задачи исследования определили выбор комплекса методов исследования:

- теоретические методы (анализ, обобщение, систематизация научных данных);

- психодиагностические методы (тестирование, опросники);

- статистические методы обработки данных (описательный, сравнительный и корреляционный анализы).

Для обработки данных были использованы следующие статистические методы:

- Критерий Колмогорова-Смирнова для оценки нормальности распределения данных;

- Коэффициент ранговой корреляции Спирмена для непараметрических данных;

- Коэффициент Манна Уитни для сравнения контрольной и экспериментальной групп;

- Т-критерий Вилкоксона для оценки сдвигов в экспериментальной группе до и после эксперимента.

Для сбора эмпирических данных использовались методики:

- Тест-опросник «Определение уровня самооценки» по С. В. Ковалеву

- Психодиагностическая методика «Тип и уровень профессиональной самореализации» по Е. А. Гавриловой

- Многомерный опросник самореализации личности» (С. И. Кудинова)

База исследования: В исследовании приняло участие 60 человек в зрелом возрасте (от 25 до 35 лет), все респонденты были женского пола и ведущие деятельность в качестве самозанятого эксперта. (по периодизации Дж Биррена 25-50, но более узкий диапазон)

Теоретическая значимость заключается в том, что проведен теоретический анализ исследований самореализации женщины с разным уровнем самооценки и были выявлены взаимосвязи между этими величинами.

Практическая значимость состоит в том, что результаты эмпирического исследования могут выступить доказанным основанием для разработки практических рекомендаций по самореализации с опорой на уровень самооценки женщины.

Теоретическую основу исследования составили такие зарубежные и отечественные исследователи, как Кудинов, С.И., Гаврилова, Е.А., Захарова А.В., Леонтьеву А.Н., Выготского Л.С., Ананьева Б.Г., Теплова Б.М., Рубинштейна С.Л., Мясищева В.Н., Адлер А., Фромм Э., Маслоу А., Гольдшейном К., Роджерсом К., Бернс Д.

Основные научные подходы к понятию самооценки личности в отечественной и зарубежной литературе

Понятие человеческой самооценки в современной психологии привлекает значительное внимание как зарубежных, так и отечественных исследователей. Рассматривается понятие не только в контексте одного из основополагающих компонентов личности, но и как самостоятельное образование личностного типа, являющееся регулятором человеческого поведения в плане оценки своего места среди других людей и в мире. В современной психологической науке имеется ряд комплексных подходов, занимающихся проблематикой самооценки, её природы и развития.

Р. Бернс в своих работах указывает на то, что повышенная степень самооценки личности позволяет человеку овладеть навыком установки контактов с другими членами социума, что позволит указать на собственную ценность в различных аспектах без серьёзных усилий. Многие поступки, совершаемые или, наоборот, не совершаемые человеком, напрямую связаны с его уровнем собственного достоинства. Кто не думает о себе, как о достойном и талантливом человеке, тот не будет стремиться к завышенным по своим меркам целям и не огорчится, если у него что-то не

получится. Для улучшения своей работы и судьбы в общем человек, считающий себя никчёмным, никаких усилий прилагать не будет. А люди с высокой самооценкой, наоборот, будут напряжённо и полноценно работать, поскольку для них низкий уровень труда и самоотдачи ниже уровня собственного достоинства.

Концепция собственного Я представляет собой относительно осмысленную, практически стабильную, ощущаемую субъектом, как система взаимосвязанных суждений личности о себе. На основании этой концепции человек выстраивает собственное взаимодействие с самим собой и другими личностями. Есть также отличия в структуре собственного Я и подходах к его оценке, выбор конкретной модели оценки отображает конкретные особенности оценки со стороны определённого учёного, при этом разные модели дополняют друг друга, формируя целостную картину. Одна из наиболее распространённых схем включает в себя 3 основных компонента:

- познавательный или когнитивный (сведения о собственной личности, о своих личностных или профессиональных качествах и потенциале их развития, внешности, индивидуальных особенностях и способностях, значимости в социуме);

- эмоциональный компонент (самоунижение, самолюбие, самоуважение);

- волевой или оценочный поведенческий компонент (взгляд на самого себя и самооценка, целеустремлённость, желание развиваться, повышение собственной самооценки, завоёвывать уважение со стороны других членов социума).

Уровень притязаний собой представляет уровень собственного «Я», проявляющегося в том, насколько серьёзны ставящиеся человеком перед собой цели. Исследователь в области психологии Джемс У. ввёл в обиход формулу для расчёта:

Уровень самооценки = реальный успех/уровень собственных личностных притязаний [34]

Формула указывает на зависимость личностной самооценки от притязаний человека. Указывает она также на то, что склонность субъекта к повышению собственной самооценки реализуется 2 основными вариантами. Человек может значительно повысить уровень собственных личностных притязаний, чтобы повысить вероятный успех, либо, напротив, понизить притязания, чтобы гарантированно получить успех, пусть и маленький. При любом успехе уровень притязаний обычно растёт, поскольку человек имеет повышенный энтузиазм и готов решать значительно более тяжёлые задачи. При неуспехе часто понижается уровень притязаний.

В определённом виде деятельности уровень личностных притязаний обычно устанавливается адекватно при наличии нормальной самооценки. После того, как самооценка определена в плане уровня, она делится на различные типы: неадекватную (пониженную), оптимальную или адекватную, повышенную. По мнению большого

количества исследователей, при самооценке с адекватным уровнем, субъект способен верно оценивать свои социальные и профессиональные способности, личностные качества, адекватно себя критикует, оценивая свои удачи и неуспех, ставит перед собой достижимые для себя цели и задачи. Самооценка адекватного типа оптимальна для конкретных условий, ситуаций и обстоятельств.

Самооценка может быть и неадекватной: сильно завышенной или, наоборот, заниженной. Неоптимальный уровень самооценки приводит к формированию у субъекта некорректного суждения о своих способностях и силах, идеализации собственного образа в плане личностного потенциала и особенностей, значимости для окружающих и общества в целом. В такой ситуации человек игнорирует свои неудачи для сохранения самооценки завышенного типа. У человека происходит отторжение в плане эмоций всего того, что может вызвать разрушение представлений о самом себе завышенного типа. Восприятие личности становится искажённым, поскольку отношение в плане самооценки становится исключительно эмоциональным.

Заниженная степень самооценки не позволяет человеку даже думать о том, чтобы поставить перед собой трудные и сложно достижимые задачи, они себя ограничивают выполнением только простых и лёгких целей, обладают высокой степенью критичности к самому себе. Самооценка неадекватного уровня полностью разрушают возможность управления своими эмоциям и знаниями, навыками и способностями, искажает самоконтроль личности. Особенно это заметно в процессе общения с людьми с нормально развитой самооценкой, при коммуникации с которыми нередко возникают различные эксцессы и конфликты.

Завышенная самооценка обычно позволяет развиваться межличностным конфликтам, вызываемым откровенно пренебрежительным обращением с другими людьми и неуважительного к ним отношения, необоснованно резких бездумных высказываний в адрес других индивидов, нетерпимости к существованию иной точки зрения в спорах и разговорах. Низкий уровень самокритичности не даёт им понять, что их оскорбление является оскорбительным и откровенно обидным. Связана такая самооценка с сильно повышенным уровнем собственных притязаний, переоценкой имеющихся

возможностей для саморазвития, перспектив в плане работы.

Низкий уровень самооценки обычно провоцирует конфликты, вызываемые чрезмерной степенью критичной оценки со стороны таких людей к другим субъектам. Они обычно невероятно требовательны к мелочам, которые обычно даже не стоит принимать во внимание, не прощают минимальных ошибок в работе, часто некорректно подчёркивают различные просчёты других людей и их недостатки, вознося их в абсолют. Отражается в минимальных собственных притязаниях

относительно работы и жизненных ситуаций, такой человек постоянно ждёт неуспеха и неудачного развития событий вне зависимости от их сложности, снижении работоспособности и активности в решении рутинных задач.

Психологи отечественной школы, которые рассматривали явление самооценки, подчёркивали значение профессиональной деятельности индивида. По Леонтьеву А.Н. она является важнейшим из факторов, позволяющих сформировать у индивида развитую личность. Выступает при этом она в виде мотива, побуждая его становиться более притязательным и соответствовать ожиданиям, предъявляемым обществом и окружающими его людьми. Липкина А.И. рассматривает явление самооценки в качестве оценки человеком себя в плане имеющихся возможностей, личностных и профессиональных качеств, места, занимаемого в социуме. От неё будут зависеть отношения человека с другими членами социума, уровень его требовательности к себе и окружающим, а также отношение к достигаемым целям. Таким образом, самооценка личности будет напрямую влиять на эффективность профессиональной деятельности конкретного человека и формирование цельной личности.[17]

Чаще всего в современной психологической науке используется концепция собственного Я по Бернсу. У него самооценка выступает в качестве одной из составляющих Я, будучи тесно связанной с различными другими параметрами, являясь при этом крайне эффективной структурой для оценки самоосознания личности. Может иметь разную интенсивность. В качестве объекта для самооценки человеком может выступать тело, личностные характеристики или параметры, способности, социальные навыки, иные проявления личностных особенностей. [31]

У автора выделяется 3 основных аспекта разработанной им концепции:

- принятие себя или самооценка. Ценностный аспект аффективного плана, который представляет собой совокупность характеристик оценочного плана, отношения к себе в соотношении со структурой личностных ценностей конкретного индивида;

- Я в качестве образа. Знания о себе, как об уникальной личности, в различных сферах деятельности и жизненных областях;

- установки поведенческого типа. Это то, что выражается в виде общения человека с другими представителями социума. Общение формируется на основе самооценки и образа собственного Я.

Самооценка, таким образом, отвечает за регуляторную функцию личности. Невозможность человека свободно приспособиться к изменяющимся условиям социума и среды, а также откровенно неадекватные поступки зачастую вызваны неспособностью человека трезво и объективно себя оценивать, Человек, у которого самооценка занижена, будет даже заслуженный

успех воспринимать, как случайность, а к неудачам будет относиться как к чему-то должному. Самореализация личности в качестве феномена психологической науки

Современные исследования становления индивида в профессиональном аспекте развития личности указывают на то, что успешность, профессиональное развитие и эффективность работы любого специалиста будут напрямую зависеть от способности индивида к саморефлексии на этапе становления в качестве работника в какой-либо сфере. Именно рефлексия зачастую выделяется в качестве одного из ведущих факторов профессионального развития личности в профессиях, которые напрямую связаны с общением человека с другими людьми (преподаватели и учителя, врачи, продавцы и другие). Рефлексия является одним из важных механизмов, которые способствуют развитию личности в прогрессивную сторону, закрепляется в итоге в качестве одной из профессиональных способностей, действия профессионального характера, которое выступает также в качестве активности в аспекте мотивационной сферы.

Особенно стоит выделить исследования, проведённые Эриксоном Э., который много времени уделил исследованию как общего понятия личности, так и различных аспектов её формирования. Самореализация у него связана с понятием личностной идентичности.

Самоидентичность же у него представляет собой личностную тождественность самой себе, целостность образа, который она принимает в различных аспектах взаимодействия с окружающим миром и социумом. Успешная реализация индивида в личностном аспекте является самоосознанием и принятием человеком самого себя, как цельной и полной личности. [18].

Основы современной психологической науки в плане исследования самореализации человека в России были положены в работах Выготского Л.С., Ананьева Б.Г., Теплова Б.М., Рубинштейна С.Л., Мясищева В.Н. и других исследователей. Сейчас самореализация рассматривается в качестве психологической формации неопределённого и многоаспектного типа. Максимальное внимание к проблематике личностной самореализации было проявлено исследователями в России в конце XX-начале XXI века со стороны таких учёных, как Асмолов А.Г., Реан А.А., Абульхановой-Славской К.А., Бодалева А.А. и других исследователей.

Отечественные современные психологи чаще всего самореализацию личности относят к ценностным ориентациям, относящимся к смыслу жизни. В своих работах они рассматривают разные ценностные аспекты личностной самореализации. Расскажем об основных исследуемых концепциях:

- самореализация является самовыражением, рассматриваемым через призму познания собственных способностей (Абульханова-Славская К.А., Рубинштейн С.Л.);

- рассматривается в качестве активности социального типа, используемую для развития

собственного Я (Коростылёва Л.А., Ярославцева Е.И., Ананьев Б.Г., Кон И.С.);

- одна из форм, которыми проявляется явление самоорганизации личности (Галажинский Э.В., Клочко В.Е.);

- процесс, который относится к формированию человеческой индивидуальности и самовыражения (Селезнёва Е.В., Крылова Н.Б.);

- форма активности человека в плане развития личности, а также потребность в развитии и конечный результат этого процесса (Леонтьев Д.А., Анциферова Л.И., Егорычева И.Д.);

- процесс актуализации внутренних резервов человеческой личности и их раскрытия (Коган Л.Н.);

- полисистемное многомерное образование (Коростылёва Л.А., Никитина Е.А., Клочко В.Е., Кудинов С.И.);

- системный комплексный подход (Галажинский Э.В., Костакова И.В., Коростылёва Л.А., Кудинов С.И.).

Таким образом, приходим к выводу, что единого понятийного аппарата относительно самого определения самореализации, его организацию в плане структуры и сущность. Именно системный подход является системой исследований, заслуживающей особенного внимания, особенно в разрезе работ под авторством Кудинова С.И. В его работах выведена концепция полисистемного развития личности в аспекте её самореализации. В них автор указывает, что самореализация является психологическим многомерным образованием, определяемым наличием совокупности внутренних и внешних факторов, которые обеспечивают в процессе жизни успешность личности в плане её самореализации в разных социальных и жизненных моментах. [12]

В его концепции отдельно выделены формы, которыми может самореализация проявляться, условия её формирования и виды, рассмотрена и утверждена единая структура феномена в психологическом аспекте, а также разработана и успешно внедрена единственная действующая сейчас на территории РФ методика психодиагностического исследования личности со стороны её самореализации. Называется методика МОСЛ (многомерный опросник личностной самореализации).

Одной из актуальных и используемых в рамках современной психологической науки становится проблематика соотношения личностной (осознание смысла жизни и достижение при ней значимых для индивида ценностей) и профессиональной (карьерный рост на выбранном месте работы) самореализации. Соотношение этих видов личностного развития не совсем явное и далеко не всегда друг с другом сочетается гармонично и без проблем для человека. Для планомерного и поэтапного изучения проблематики нам необходимо обратиться к современным психологическим исследованиям

профессиональной и личностной самореализации в

работах современных психологов отечественной школы.

Проведённый анализ современных психологических исследований профессиональной и личностной самореализации даёт нам основания для выделения двух основных подходов к наличию соотношения личностной самореализации с её профессиональным типом:

Личностная и профессиональная

самореализация рассматриваются в качестве отдельных образований, их изучение и рассмотрение производится полностью отдельно друг от друга. Исследования проводятся в области особенностей самореализации в различном возрасте, гендерные отличия, рассмотрение взаимосвязи отдельных аспектов самореализации с характеристиками личности. Основу исследований здесь составляют особенности самореализации личностного типа и основные тенденции развития (Кулагина И.В., Денисова Е.А., Архипочкина К.В., Гордеева В.В., Плотникова Е.С.).

Наличие стойкой взаимосвязи и зависимости личностной и профессиональной самореализации друг от друга. Направленность подобных исследований от различных авторов позволяет выделить самореализацию личности не только в рамках конкретной профессии, но и его осуществление в социуме, различных жизненных аспектах, действиях социального характера (Абульханова-Славская К.А., Непомнящая Н.И., Леонтьев Д.А., Анциферова Л.И.). При опоре на проведённые этими психологами исследования предположим, что профессиональная

(деятельностная) и личностная самореализация не противоположны в кардинальном смысле, а выступают в качестве связанных друг с другом процессов, определяющих в своей совокупности возможность личностной самореализации индивида (Архипочкина К.В., Богатырёва О.В., Костакова И.В., Сизова Л.А., Акиндинова И.А., Белоусова С.С., Владимирова Ю.В., Марцинковская Т.Д. и другие).

В большинстве рассмотренных в ходе написания работы исследований отечественных психологов проблематика самореализации рассматривается ими в качестве когнитивной либо поведенческой характеристики, рассмотрение происходит в полном отрыве от характеристик и свойств личности в целом (кроме типа темперамента), которые относятся к эмоциональной, нравственной, волевой, рефлексивной либо другим сферам. Важно отметить также, что влияние условий конкретной среды здесь во внимание не принимается (как со стороны профессиональной деятельности, так и в плане социального окружения индивида).

Это имеет важное значение в контексте работы, поскольку формирует условия для детерминации внешнего типа и приводит на конкретный путь становления самореализации. Поэтому имеются перспективы проведения дальнейших профессиональных исследований феномена профессионально-личностной

самореализации. Сейчас развитие психологии в Российской Федерации рассматривает в качестве одной из основных проблем для исследований проблематику самореализации в разрезе составного важнейшего компонента формирования цельной личности. [8].

Исходя из вышеописанного, Кудинов С.И. определяет самореализацию как совокупность стилевых, инструментальных, смысловых и мотивационных личностных характеристик, которые обеспечивают при совместном действии успешное личностное самовыражение в процессе жизни в различных её сферах [13].

Зарубежная психологическая наука в плане изучения самореализации представлена такими исследователями, как Фромм Э., Маслоу А., Адлер А., Роджерс К. Первым в своих трудах термин самореализации упомянул Адлер А. в своих исследованиях личностной психологии. По его мнению, основное стремление человека заключается именно в достижении собственного превосходства. Это стремление будет свойственно для человека с момента его рождения, поскольку именно в этом заключается смысл человеческого существования. По мнению исследователя, человек будет сам формировать свою собственную личность за счёт постановки перед собой целей и установке путей для их достижения. [25].

Проведение комплексного анализа трудов зарубежных и отечественных исследователей, которые изучали явление самореализации, мы делаем следующие важные выводы: основное количество исследователей вне зависимости от региона и времени проведения исследований считает, что самореализация полностью отражает стремление личности к чему-то большему, чем он обладает на данный момент.

Программа «Проявление» для женщин для гармонизации самооценки

Цель программы: сформировать самооценку женщин и повысить их уровень профессиональной самореализации с помощью коучинг - программы.

Задачи программы:

- определить методы коучинг-программы;

- сформировать этапы программы;

- разработать по неделям упражнения и целевые установки программы.

Этапы программы:

1) Организационные вопросы, работа по инструменту «Колесо баланса».

2) Планирование, приоритеты, ценности, работа по «Колесу баланса».

3) Карьера и Деньги. Предназначение, финансовые установки.

4) Здоровье и Отдых, физическое и ментальное здоровье, эмоции, ресурсное состояние.

5) Работа с эмоциональным выгоранием - Я и мои «демоны».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6) Человеческие ресурсы: время, деньги, энергия, знания. Работа с энергией.

7) Механизмы защиты личности.

8) Ответственность за жизнь.

9) Работа с самооценкой.

10) Самореализация по пирамиде Маслоу.

11) Сценарии жизни.

12) Блок «Мой успех».

Планируемые результаты: предполагается, что программа поможет сформировать высокий уровень самооценки и профессиональной направленности у испытуемых.

Программа состоит из групповых коуч-сессий и практических заданий. Для обмена информацией, отслеживанием групповой динамики и проверки домашних заданий использовался канал и чат в мессенджере Telegram. Для групповых сессий была использована платформа Zoom.

Программа основана на коучинговом инструменте «Колесо баланса» и ее результатом является гармонизация всех сфер жизни женщины, через гармонизацию самооценки и отношений с окружающими. Как было выявлено из теоретического исследования, на успех женщины в профессиональной сфере влияют и другие сферы жизни. И необходимо гармонизировать жизнь женщины в целом, чтобы избежать «синдрома достигатора». Программа рассчитана на 3 месяца работы с частотой 1 встреча в неделю.

Описание программы по темам и срокам:

1 неделя

Тема встречи: Организационные вопросы, работа по инструменту «Колесо баланса», определение своей «точки А» на программе.

2 неделя

Тема встречи: Планирование, приоритеты, ценности, работа по «Колесу баланса».

3 неделя

Тема встречи: Карьера и Деньги. Предназначение, финансовые установки.

4 неделя

Тема встречи: Здоровье и Отдых, физическое и ментальное здоровье, эмоции, ресурсное состояние.

Зависимость от мнения окружающих. Как избавиться от неё и начать жить свою прекрасную жизнь. Учимся уважать свой выбор.

5 неделя

Тема встречи: Я и мои «демоны».

1) Эмоциональное выгорание.

2) Теневая сторона личности.

3) Раскрытие своей теневой стороны.

4) Почему важно уметь «брать» по жизни.

5) То, чему не учат девочек в детстве.

6 неделя

Тема встречи: Человеческие ресурсы: время, деньги, энергия, знания. Работа с энергией.

7 неделя

Тема встречи: как мы сами себя обманываем и как перестать это делать. Механизмы защиты личности.

Природа механизмов защиты личности. Обнаружение своих любимых защит.

8 неделя

Тема встречи: Позиция ребёнка и позиция автора своей жизни. Ответственность за жизнь.

9 неделя

Тема встречи: как стать мамой для своего внутреннего ребёнка и «долюбить» себя за своих родителей. Работа с самооценкой.

10 неделя

Тема встречи: Пирамида Маслоу.

Почему нам сложно быть счастливыми, и мы все время преодолеваем трудности. Формирование самооценки и самоактуализации личности.

11 неделя

Тема встречи: Сценарии жизни.

Работа с детством через ценности и ваше состояние сейчас. Обнаружение травм, работа с ними.

12 неделя

Тема встречи: Работа с бессознательными установками, которые мешают быть счастливой и зарабатывать.

Результаты эмпирического исследования и оценка эффективности программы

Согласно первичной диагностике в исследуемой выборке женщин средний уровень самооценки по тесту С.В. Ковалева составил по группе 63,10±16,90 баллов (таблица 1). Как мы видим, показатель самооценки достаточно вариативен среди исследуемых женщин. При этом средний показатель и стандартная отклонения показывают, что показатели самооценки соответствует низкому уровню. Наглядно распределение по уровню самооценки среди женщин представлено на рисунке 1

Таблица 1

Результаты по тест-опроснику «Определение уровня самооценки» по С. В. Ковалеву

(описательные статистики)

Показатель Минимум Максимум Среднее Стандартная отклонения

Самооценка 31 93 63,10 16,90

Самооценка

10; 17%

0; 0%

Низкий уровень (от 46 до 128 баллов)

Средний уровень (от 26 до 45 баллов)

Высокий уровень (от 0 до 25 баллов)

50; 83%

Рис. 1 Распределение женщин по уровню самооценки (n=60), %

50 исследуемых женщин (83% от выборки) имеют низкий уровень самооценки. При таком уровне люди склонны к болезненному переживанию критических замечаний в свой адрес, они достаточно часто подстраиваются под чужое мнение, также сильно страдают от избыточной застенчивости.

При таком уровне очень сложно самореализоваться в профессиональном плане, так как для этого необходимо принимать часто

собственные решения в независимости от мнения других, критически относится ко всему происходящему, адекватно воспринимать критику, иметь лидерские качества, то есть всё то, что не достаёт людям с низкой самооценкой.

Для оценки профессиональной

самореализации использовалась методика Е.А. Гавриловой «Тип и уровень профессиональной самореализации. Описательные статистики представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты диагностики по методике Е.А. Гавриловой «Тип и уровень профессиональной

Показатель Минимум Максимум Среднее Стандартная отклонения

Целевой компонент 9 31 18,63 4,95

Ресурсный компонент 13 29 20,08 3,26

Феноменологический компонент 9 29 19,78 5,91

Профессиональная самореализация 41 85 58,50 11,14

Средний уровень профессиональной самореализации среди женщин составляет 58,50±11,14 баллов, что соответствует уровню профессиональной самореализации «реализация ролей и норм в организации». Распределение по уровням профессиональной самореализации, выделенным Л.А. Коростылевой, представлено на рисунке 2.2.

Полученные результаты в целом подтверждают наш вывод о том, что женщинам с низким уровнем самооценки достаточно сложно

профессионально самореализоваться. Так, среди исследуемых женщин у 20 (33% процента от выборки) выявлен индивидуально -

исполнительский уровень. Для таких женщин особое затруднение вызывает принятие решений, а проблемы в профессиональной деятельности связаны с преобладанием «сильных» ситуаций над «слабой» личностью. Последнее может приводить к неуверенности, неуспеху и малоактивной профессиональной позиции.

Самореализация

4; 7% 0 0%

36; 60%

20; 33%

примитивно-исполнительский уровень (от 0 до 25 баллов)

индивидуально-исполнительский уровень (от 26 до 51 баллов)

уровень реализации ролей и норм в организации (от 52 до 77 баллов)

уровень смысложизненной и ценностной реализации (от 78 до 102 баллов)

Рис. 2 Распределение женщин по уровню профессиональной самореализации (п=60), %

Ещё 36 женщин (60% от выборки) имеют уровень реализации ролей и норм в организации. В данном случае у женщин характер профессиональной деятельности имеет оттенок долженствования, а интерес к профессии выражен на фоне недостаточной аутентичности.

Всего 4 женщины (7% от выборки) имеют уровень смысложизненной и ценностной реализации. При таком уровне профессиональная деятельность выбирается и осуществляется при ведущей роли осознанных ценностных и смысложизненных ориентаций.

Таким образом, можно сделать вывод, что 56 женщин (93%) от выборки имеют низкий уровень профессиональной самореализации.

При этом в структуре их профессиональной самореализации преобладает ресурсный компонент, средний уровень которого по группе составил 20,08±3,26, что говорит о том, что у большинства женщин данной выборки данный компонент не выражен. Показатели по другим компонентам имеют ещё более низкую выраженность. Наглядно распределение по уровню выраженности каждого из компонентов профессиональной самореализации представлено на рисунках 3-5.

Ресурсный

0; 0%

■ компонент отсутствует (от 0 до 10 баллов)

■ компонент не выражен (от 11 до 22 баллов)

■ компонент выражен (от 23 до 34 баллов)

Рис. 3 Распределение женщин по выраженности ресурсного компонента в структуре профессиональной самореализации (п=60), %

Феноменологический компонент

4; 7%

21; 35%

35; 58%

компонент отсутствует (от 0 до 10 баллов)

компонент не выражен (от 11 до 22 баллов)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

компонент выражен (от 23 до 34 баллов)

Рис. 4 Распределение женщин по выраженности феноменологического компонента в структуре

профессиональной самореализации (п=60), %

Ценностный компонент

0; 0%

36; 64%

20; 36%

компонент отсутствует (от 0 до 10 баллов)

компонент не выражен (от 11 до 22 баллов)

компонент выражен (от 23 до 34 баллов)

Рис. 5 Распределение женщин по выраженности целевого компонента в структуре профессиональной

самореализации (п=60), %

Ресурсный компонент выражен только у 15 женщин (25% от выборки). То есть профессиональная самореализация у этих женщин достаточно обеспечивается с процессуальной стороны. Данный компонент включает в себя процессы, свойства и состояния, задающие скоростные, темповые и количественные характеристики профессиональной

самореализации (энергетические ресурсы). Выраженность данного компонента также обеспечивает адекватность субъекта в оценке имеющихся у него профессиональных компетенций (ресурсы самосознания). Основная роль этого компонента связана с обеспечением функций самосознания и саморегуляции. У 75% исследуемых женщин данный компонент не выражен, что может оказать негативное влияние на их самооценку в рамках профессиональной деятельности, а также на самосознание и саморегуляцию.

Выраженность феноменологического

компонента, который включает в себя основные аспекты внешнего и внутреннего проявления профессиональной самореализации наблюдается у 21 женщины (35%). У 35 женщин (58%) данный компонент не выражен, что может привести к непониманию профессиональной самореализации

как некоего условного, промежуточного результата профессионального развития. Высокий уровень профессиональной самореализации субъекта труда может выражаться в карьерном успехе, высоком профессионализме и продуктивности

деятельности, удовлетворенности трудом. Люди с выраженным подобным компонентам четко осознают это.

Последним в структуре профессиональной самореализации по Е.А. Гавриловой является целевой компонент, который интегрирует конкретные цели, ценности, мотивы субъекта труда в общую ценностно-смысловую концепцию его профессионального пути. Данный компонент определяет выбор, приоритет и содержание того или иного направления профессионального развития. По данному компоненту у более чем половины женщин отмечается выраженность (36 женщин - 64%), у оставшихся 36% компонент не выражен.

Совокупная оценка выраженности компонентов позволяет определить тип профессиональной самореализации, присущей респонденту. Если все 3 компонента выражены, то такая профессиональная самореализация считается успешной. Такой тип выявлен только у 4 женщин (7% от выборки). Для них характерна осознанная

профессиональная деятельность, которая при этом У достаточно большого количества женщин

соответствует их собственным ценностям и (14 человек - 23% от выборки) выявлена ложная смыслам. профессиональная самореализация.

4; 7%

37; 61%

ТИП ПС

3; 5%

1; 2% 1; 2%

14; 23%

Успешная ПС

Прогнозируемая успешная ПС

Романтическая ПС

Астеническая ПС

Прогнозируемая ложная ПС

Нерефлексируемая

(мнимая) ПС Ложная ПС

Рис. 6 Распределение женщин по типу профессиональной самореализации (п=60), %

При таком типе профессиональной самореализации наличие статусных отличий и профессионализма номинально. На самом деле такие люди хотят от профессиональной деятельности не то, что имеют. Истинные жизненные цели и ценности не соответствуют профессиональной деятельности и не реализуются в ней.

У большинства женщин в исследуемой выборке (37 человек - 61%) выявлен тип профессиональной самореализации «формальное выполнение деятельности». Для таких женщин

трудовая деятельность не является значимой сферой жизнедеятельности субъекта, поэтому при выполнении своей деятельности соблюдается минимально приемлемый качественный уровень.

Для получения дополнительной

диагностической информации по вопросу как профессиональной самореализации, так и по самореализации личности в целом была проведена диагностика по многомерному опроснику для оценки самореализации личности С.И. Кудинова.

В общем виде результаты по исследуемой выборке представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты по многомерному опроснику для оценки самореализации личности С.И. Кудинова

Показатель Минимум Максимум Среднее Стандартная отклонения

1. Социально-корпоративные установки самореализации 0 29 15,53 5,84

2. Субъектно-личностные установки самореализации 4 29 14,02 6,93

3. Активность 4 31 15,27 6,87

4. Инертность 4 30 15,52 6,74

5. Оптимистичность 4 27 14,83 5,58

6. Пессимистичность 0 34 12,80 7,29

7. Интернальность 0 27 14,23 7,26

8. Экстернальность 0 28 11,95 7,41

9. Социоцентрическая мотивация самореализации 0 24 12,63 5,78

10. Эгоцентрическая мотивация самореализации 0 29 13,70 7,15

11. Креативность 4 27 13,98 6,36

12. Консервативность 4 27 12,80 6,17

13. Конструктивность 4 29 15,35 6,85

14. Деструктивность 0 29 14,28 8,22

15. Социальные барьеры 4 31 17,00 6,93

16. Личностные барьеры 0 31 15,12 7,59

Уровень самореализации 0 50 13,28 12,36

Личностная самореализация 6 60 20,72 12,23

Социальная самореализация 0 31 6,78 6,07

Профессиональная самореализация 0 20 3,65 3,27

Учитывая одинаково возможное количество баллов по выраженности каждого из 16 компонентов, по данным таблицы 3 можно сделать вывод о том, что наиболее выраженной переменной в конструкте самореализации у исследуемых женщин являются социальные барьеры - среднее значение по группе составило 17±6,93 баллов.

Высокие показатели по данной шкале характеризуют трудности, препятствия в самореализации, обусловленные

несформированностью способов и приемов самовыражения личности. Данные барьеры могут быть связаны с малой информированностью индивида, недостаточным опытом и знаниями, односторонними интересами, неблагоприятными внешними условиями, низким профессиональным уровнем и несформированной способностью к прогнозированию отдаленной перспективы.

Наименьший уровень выраженности у данных женщин наблюдается по шкале экстернальности, которая характеризует слабость самоконтроля и самоорганизации индивида при самореализации. Низкие баллы, однако, указывают на высокий порог самоорганизации. При таком уровне экстернальности люди в целом готовы брать на

себя ответственность за все, что с ними происходит, в работе, семье, социуме, собственном совершенстве. Они не перекладывают ответственность на других людей и обстоятельства.

Для большей наглядности выявленные уровни выраженности переменных самореализации представлены на рисунке 7.

В целом по всем шкалам у большинства женщин выраженность компонентов находится на среднем уровне. Значительное число с ярко выраженными социальными барьерами нами уже отмечено. Помимо этого, значительное число женщин имеют высокий уровень деструктивности (28,3%). По данной шкале даётся оценка несовершенству и непродуктивности

самореализации личности. Высокие баллы свидетельствуют о том, что все усилия в работе над собой или в деятельности, общественных мероприятиях не достигают нужного результата, сопряжены с ошибками, некачественной работой и т.д. Самовыражение вместо удовлетворения приносит разочарование в своих способностях и возможностях, утрату веры в себя. Работа становится рутиной, где медленно тянется время, не развиваются профессиональные компетенции.

Выраженность переменных самореализации

16. Личностные барьеры 15. Социальные барьеры 14. Деструктивность 13. Конструктивность 12. Консервативность 11. Креативность

23,3 1 55 21,7

21,7 1 48,3 30

36, 7 35 28,3

30 ■ 48,3 21,7

41,7 1 48,3 10

31,7 51,7 16,7

33,3 51,7 15

35 56,7 8,3

40 46,7 13,3

30 ■ 48,3 21,7

40 48,3 11,7

25 ■ 61,7 13,3

31,7 45 23,3

28,3 ■ 48,3 23,3

35 48,3 16,7

18,3 63,3 18,3

10. Эгоцентрическая мотивация самореализации

9. Социоцентрическая мотивация самореализации

8. Экстернальность 7. Интернальность 6. Пессимистичность 5. Оптимистичность 4. Инертность

3. Активность

2. Субъектно-личностные установки самореализации

1. Социально-корпоративные установки самореализации

0% 20% 40% 60% 80% 100%

■ низкий уровень (0-10 баллов) ■ средний уровень (11-20)

■ высокий уровень (21-36 баллов)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 7 Распределение женщин по уровню выраженности переменных самореализации, %

При этом по шкале деструктивности отмечены негативный психоэмоциональный настрой и низкие показатели у большого количества субъекта.

женщин (36,7%). 37% исследуемых женщин также имеют

40% женщин имеют низкий уровень низкий уровень деструктивности.

консервативности, что указывает на низкую

Однако

совокупность

компонентов

интеллектуальную, коммуникативную и самореализации у женщин структурирована так,

поведенческую стереотипность. Такие женщины что у большинства женщин выявлен

предпочитают идти не по накатанному и знакомому иррациональный тип самореализации (у 78%

пути, а готовы экспериментировать. женщин) и инертный тип самореализации (у 22%

40 % женщин при этом имеют низкий уровень женщин). пессимистичности, которая характеризует

Самореализация

■ Интенсивный (151 и более)

47; 78%

13; 22%

Гармоничный (101-150)

Адаптивный (51-100)

Инертный (21-50)

Иррациональный (0-20)

Рис. 8 Распределение женщин по типу самореализации (п=60), %

Инертный уровень самореализации характерен для людей, которые не проявляют особой активности, чтобы изменить себя, расширить свой кругозор, развить эрудицию и другие интеллектуальные, личностные и морально-нравственные качества. Профессия для многих является не как компонент самореализации, а как необходимость, с которой приходится мириться, поэтому обычно у таких людей нет желания повышать свой профессионализм и мастерство.

Иррациональный уровень самореализации характеризуется безынициативностью и отсутствием активности как в деятельности, так и в самосовершенствовании. В целом таких людей особо не беспокоит уровень развития, они склонны считать, что все само собой происходит, поэтому не нужно прилагать каких-либо усилий для своего развития, так как это скучно и неинтересно. Такие люди в большинстве своём и вовсе не стремятся быть профессионально компетентными и сделать карьеру, поскольку это сопряжено с трудностями.

Полученные результаты доказываются данными по видам самореализации (рисунок 8). Доминирующим в конструкте самореализации у

исследуемых женщин является личностная. Доминирование личностной самореализации указывает на постоянство стремлений к личностному совершенству и росту индивида, самовыражению своих личностных качеств с целью достижения высоких результатов в личностном и духовном развитии.

Чуть менее значимой является социальная самореализация, которая свидетельствует о значимости для индивида общественной деятельности. Самовыражение субъекта в данном случае связано с социальной активностью индивида. Субъект все свои усилия направляет на реализацию своих возможностей в социальной, общественной, политической сфере.

Профессиональная самореализация находится на низком уровне доминирования у 97% респондентов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что исследуемым женщинам присущ достаточно низкий уровень самооценки, низкий уровень профессиональной деятельности и в целом низкий уровень самореализации.

Виды самореализации Профессиональная самореализация

Социальная самореализация 16,7

Личностная самореализация

96,7 3,3

16,7 81,7 3,3

15,0 51,7 30,0 3,3

0%

20%

40%

60%

80%

100%

■ очень низкая (0-10 баллов) ■ низкая (11-20 баллов) ■ средняя (21-59)

Рис.8 Распределение женщин по уровню доминирования видов самореализации в конструкте общей

самореализации, %

Так как участниками исследования являлись в основном самозанятые женщины, то возможно у большинства из них желание развивать своё дело связано не с потребностью в этом деле реализоваться, а с тем, что при наличии тех же детей, женщинам так удобнее. Немаловажным фактором (особенно для мам с детьми) является то, что в найме женщине реализоваться сложнее. Для многих самозанятость - это вынужденная мера в связи с необходимостью заботиться о семье и детях, а профессиональная самореализация в целом не является для них желанной

Однако низкий уровень включенности в свою профессиональную самореализацию, на наш взгляд, не помогает женщинам наиболее раскрыться в своей предпринимательской деятельности. Это требует развития целого ряда качеств. На наш взгляд повышение самооценки является одним из возможных методов развития самореализации у женщин. Слишком ярко выраженный социальный компонент

самореализации показывает, что женщины в данной выборке стремятся не к личностной и профессиональной самореализации, что может

быть как раз следствием заниженной самооценки и выбором не в пользу себя.

При интерпретации значения критерия Колмогорова-Смирнова мы смотрим на значение расчёта асимптотической значимости: если её значение составляет меньше 0,05, мы делаем вывод о том, что распределение признака в исследуемой выборке отличается от нормального вида. В нашем случае асимптотическая значимость по некоторым шкалам составляет 0,000, то есть распределение в данных шкалах не является нормальным. Так как нами проводится корреляционный анализ по всем полученным показателям, то считать для них распределение нормальным нельзя. В связи с этим корреляционный анализ проводится при помощи ранговой корреляции Спирмена для непараметрических данных.

Результаты полного корреляционного анализа между всеми исследуемыми показателями представлены в Приложении 9. В таблице 4 представлены полученные корреляции для самооценки с другими исследуемыми показателями.

Таблица 4

Корреляционный анализ самооценки с исследуемыми показателями (ро Спирмена)

Показатель Самооценка

Целевой компонент Коэффициент корреляции 0,115

Знач. (двухсторонняя) 0,380

Ресурсный компонент Коэффициент корреляции 0,147

Знач. (двухсторонняя) 0,262

Феноменологический компонент Коэффициент корреляции -0,012

Знач. (двухсторонняя) 0,928

Профессиональная самореализация Коэффициент корреляции 0,108

Знач. (двухсторонняя) 0,410

Ш1. Социально-корпоративные установки самореализации Коэффициент корреляции -0,097

Знач. (двухсторонняя) 0,462

Ш2. Субъектно-личностные установки самореализации Коэффициент корреляции -0,037

Знач. (двухсторонняя) 0,778

Ш3. Активность Коэффициент корреляции -,264*

Знач. (двухсторонняя) 0,041

Ш4. Инертность Коэффициент корреляции -0,206

Знач. (двухсторонняя) 0,115

Ш5. Оптимистичность Коэффициент корреляции -0,164

Знач. (двухсторонняя) 0,210

Ш6. Пессимистичность Коэффициент корреляции -0,030

Знач. (двухсторонняя) 0,819

Ш7. Интернальность Коэффициент корреляции -0,056

Знач. (двухсторонняя) 0,671

Ш8. Экстернальность Коэффициент корреляции 0,062

Знач. (двухсторонняя) 0,640

Ш9. Социоцентрическая мотивация самореализации Коэффициент корреляции -0,040

Знач. (двухсторонняя) 0,760

Ш10. Эгоцентрическая мотивация самореализации Коэффициент корреляции 0,059

Знач. (двухсторонняя) 0,654

Ш11. Креативность Коэффициент корреляции 0,001

Знач. (двухсторонняя) 0,995

Ш12. Консервативность Коэффициент корреляции 0,030

Знач. (двухсторонняя) 0,822

Ш13. Конструктивность Коэффициент корреляции 0,019

Знач. (двухсторонняя) 0,886

Ш14. Деструктивность Коэффициент корреляции 0,166

Знач. (двухсторонняя) 0,206

Ш15. Социальные барьеры Коэффициент корреляции 0,053

Знач. (двухсторонняя) 0,688

Ш16. Личностные барьеры Коэффициент корреляции 0,131

Знач. (двухсторонняя) 0,319

Самореализация Коэффициент корреляции -0,056

Знач. (двухсторонняя) 0,670

Личностная самореализация Коэффициент корреляции -0,160

Знач. (двухсторонняя) 0,223

Социальная самореализация Коэффициент корреляции 0,013

Знач. (двухсторонняя) 0,922

Профессиональная самореализация Коэффициент корреляции -0,003

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Знач. (двухсторонняя) 0,981

Самооценка имеет обратную взаимосвязь только со шкалой активности из методики по оценке общего уровня самореализации Кудинова. Данная шкала обусловлена силой и слабостью нервной системы и свойств темперамента. Согласно выявленной корреляция взаимосвязь данных показателей обратная, то есть чем выше значение активности, тем ниже значения по шкале самооценки, а её уровень соответственно выше, так как в тесте на самооценку используется обратная шкала. Таким образом чем выше активность, тем выше самооценка, или наоборот (взаимосвязь двухсторонняя).

С другими показателями самореализации взаимосвязей у самооценки не обнаружено. Возможно, это связано с тем, что у большинства исследуемых женщин в рамках изучаемых показателей слишком низкие показатели как по самооценке, так и по самореализации, как обычной, так и профессиональной. Это может быть также связано с тем, что самозанятость многие женщины выбирают по необходимости, а не по желанию, поэтому у них в целом нет потребности к высокой профессиональной самореализации и этот вопрос

для них не актуален. Зато актуальным для них является гармонизация самооценки, уровень которой у большинства женщин достаточно низкий.

Программа была внедрена в экспериментальной группе из 30 человек. Контрольная группа в программе не участвовала. На начало эксперимента группы были разделены по уровню самооценки таким образом, чтобы статистически они были не различны, что было доказано при помощи критерия и-Манна-Уитни. По результатам выявлено, что группы статистически не различаются также по уровню профессиональной самореализации по методике Е.А. Гавриловой, нет также статистически значимых различий по общему уровню самореализации личности и профессиональной самореализации по методике С.И. Кудинова. Таким образом, в случае статистически значимых различий по данным показателям после проведения программы, можно будет говорить об эффективности программы.

Наглядно распределение по среднему значению на группы представлено на рисунке.

80 60 40 20 0

63,13 63,07

до эксперимента

59,03 57,97

17 9,57 4,5 2,8

Самооценка

Профессиональная Самореализация Профессиональная

самореализация (по Е.А. Гавриловой)

самореализация (по С.И. Кудинову)

■ КГ "ЭГ

Рис. Результаты контрольной и экспериментальной группы до эксперимента (среднее значение), баллы

После 12 недель эксперимента в контрольной и экспериментальной группах была проведена повторная оценка по тем же методикам

При сравнении показателей отмечено, что уровень самооценки в группах статистически

отличается, как и уровень профессиональной самореализации и по методике Е.А. Гавриловой и по методике С.И. Кудинова. Однако уровень общей самореализации между группами статистически не

различается. Наглядно изменения представлены на рисунке.

70 60 50 40 30 20 10 0

63,03

Самооценка

59,1

после эксперимента 63,83

17,2 14,77

Профессиональная Самореализация самореализация (по Е.А. Гавриловой)

5,2 6,97

Профессиональная самореализация (по С.И. Кудинову)

■ КГ "ЭГ

Рис. Результаты контрольной и экспериментальной группы до эксперимента (среднее значение), баллы

Стоит отметить, что произошли также самооценкой позволила женщинам повысить свои

статистически значимые изменения и между энергетические ресурсы и ресурсы самосознания.

другими показателями. Так стал значимо Уровень социальной самореализации, который

различаться ресурсный компонент между статистически отличался до эксперимента, после

группами. Можно предположить, что работа над эксперимента отличий больше не имеет (рисунок).

25 20 15 10 5 0

статистически значимые различия после эксперимента

21,73

20,07 20,1

20

8,87 8,55

4,7 6,55

1 Шш

Ресурсный компонент Ресурсный компонент Социальная Социальная

до эксперимента после эксперимента самореализация до самореализация после

эксперимента эксперимента

■ КГ ЭГ

Рис. Выявленные статистические различия по отдельным показателям после эксперимента

(среднее значение), баллы

Изменения показателей в экспериментальной группе наглядно представлены на рисунке.

до и после эксперимента в экспериментальной группе

70 60 50 40 30 20 10 0

63,06

63,83

14,77 ■

9,57 6,97 2,8

Самооценка Профессиональная Самореализация Профессиональная самореализация (по самореализация (по

Е.А. Гавриловой) С.И. Кудинову)

до после

Рис. Изменение показателей самооценки и самореализации в экспериментальной группе

(среднее значение по группе), баллы

Из рисунка видно, что уровень самооценки в группе после участия в программе повысился, повысился уровень профессиональной

самореализации и в целом самореализации. Сдвиги были оценены при помощи критерия Т-Вилкоксона. Согласно полученным результатам, можно сделать вывод, что в экспериментальной группе характерные и статистические значимые сдвиги произошли по следующим показателям: понизились баллы по самооценке, что, согласно методике, свидетельствует о повышении её уровня; повысился целевой, ресурсный и

феноменологический компоненты

профессиональной самореализации (по методике Е.А. Гавриловой), что соответственно привело к повышению общего уровня профессиональной самореализации. Повысился также общий уровень по самореализации (по методике С.И. Кудинова) за счёт повышения уровня социальной и профессиональной самореализаций.

Таким образом, по результатам повторной диагностики и сравнения полученных результатов по самооценке и профессиональной самореализации в экспериментальной группе с показателями контрольной группы и с показателями на начало эксперимента можно сделать вывод об эффективности предложенной программы по гармонизации самооценки, результатом которой также стало увеличение уровня профессиональной самореализации и в целом уровня самореализации у исследуемых женщин.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования выявлено, что самооценка женщин влияет на их профессиональных выбор, самореализацию своих способностей. Самооценку формируют: оценка от других членов социума, в том числе от родственников и близких друзей; оценка исключительно от близких родственников или

иной значимой для индивида группы; сравнение своих личностных качеств и навыков с другими людьми; сравнение реального «Я» с собственным идеализированным образом; замер результатов своей профессиональной деятельности или итогов пребывания в социуме.

Выборка исследования состояла 60 девушек в возрасте от 25 до 35 лет, которые занимаются профессиональной реализацией. В исследовании принимали участие женщины, которые занимаются профессиональной самореализацией в статусе самозанятого.

Согласно первичной диагностике в исследуемой выборке женщин средний уровень самооценки по тесту С.В. Ковалева составил по группе 63,10±16,90 баллов. Показатели соответствует низкому уровню самооценки, который был выявлен у 83% исследуемых женщин. При таком уровне очень сложно самореализоваться в профессиональном плане, так как для этого необходимо принимать часто собственные решения в независимости от мнения других, критически относится ко всему происходящему, адекватно воспринимать критику, иметь лидерские качества, то есть всё то, что не достаёт людям с низкой самооценкой.

Средний уровень профессиональной самореализации среди женщин составляет 58,50±11,14 баллов. 60% женщин имеют уровень профессиональной самореализации ролей и норм в организации, то есть характер профессиональной деятельности имеет оттенок долженствования, а интерес к профессии выражен на фоне недостаточной аутентичности, поэтому профессиональная самореализация приобретает характер идентификации с профессиональной группой. У 33% женщин выявлен индивидуально -исполнительский уровень, для которого характерны трудности в принятии решений, а проблемы в профессиональной деятельности

связаны с преобладанием «сильных» ситуаций над «слабой» личностью. Последнее может приводить к неуверенности, неуспеху и малоактивной профессиональной позиции.

Таким образом сделан вывод о том, что 93% женщин имеют низкий уровень профессиональной самореализации, в рамках которой при этом отсутствуют ярко выраженные её компоненты. Преобладает ресурсный компонент, но выраженность его достаточно слабая. У 23% женщин выявлена ложная профессиональная самореализация. При таком типе профессиональной самореализации наличие статусных отличий и профессионализма номинально. Такой тип профессиональной самореализации свидетельствует о несоответствии профессиональной деятельности истинным жизненным целям и ценностям. Всё это в конечном счёте приводит к тому, что тратятся энергоресурсы на попытку стабилизировать желания и реальность, в конце концов энергия и интерес к работе могут иссякнуть

У большинства женщин выявлен тип профессиональной самореализации «формальное выполнение деятельности». Для таких женщин трудовая деятельность не является значимой сферой жизнедеятельности субъекта, поэтому при выполнении своей деятельности соблюдается минимально приемлемый качественный уровень. Это в целом доказывает одно из предположений, сделанных в ходе эмпирического исследования о том, что самозанятость у большинства женщин -это вынужденная мера, поэтому уровень профессиональной самореализации достаточно низкий, что подтверждается также и показателями по методике С.И. Кудинова.

Совокупность компонентов самореализации у женщин структурирована так, что у большинства женщин выявлен иррациональный тип самореализации (у 78% женщин) и инертный тип самореализации (у 22% женщин), для которых характерны отсутствие желания расти, менять себя, расширять свой кругозор, развивать эрудицию и другие интеллектуальные, личностные и морально-нравственные качества. Профессия для этих женщин является не как компонент самореализации, а как необходимость, с которой приходится мириться, поэтому обычно у таких людей нет желания повышать свой профессионализм и мастерство.

Доминирующим в конструкте самореализации у исследуемых женщин является личностная, что указывает на желание самовыражения своих личностных качеств с целью достижения высоких результатов в личностном и духовном развитии, а не профессиональном. Профессиональная самореализация находится на низком уровне доминирования у 97% респондентов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что исследуемым женщинам присущ достаточно низкий уровень самооценки, низкий уровень профессиональной деятельности и в целом низкий уровень самореализации. При этом

профессиональная самореализация не является желаемым результатом их жизни на данном этапе. Так как участниками исследования являлись в основном самозанятые женщины, то возможно у большинства из них желание развивать своё дело связано не с потребностью в этом деле реализоваться, а с тем, что при наличии тех же детей, женщинам так удобнее.

Однако низкий уровень включенности в свою профессиональную самореализацию, на наш взгляд, не позволяет женщинам больше раскрыться в своей предпринимательской деятельность, так как это требует развития большого количества различных качеств, которые при этом зависят и от самооценки личности. Правда значимых связей между показателями самооценки и профессиональной самореализацией у данных женщин не выявлено.

Таким образом, гипотеза о взаимосвязи самооценки и профессиональной самореализации не подтвердилась. Возможно, это связано с тем, что у большинства исследуемых женщин в рамках изучаемых показателей слишком низкие показатели как по самооценке, так и по самореализации, как обычной, так и профессиональной и сила их взаимосвязи на данный момент нарушена. Это может быть также связано с тем, что самозанятость многие женщины выбирают по необходимости, а не по желанию, поэтому у них в целом нет потребности к высокой профессиональной самореализации и этот вопрос для них не актуален и поэтому является независимым от их личностных характеристик компонентом. Зато актуальным для этих женщин является гармонизация самооценки, уровень которой у большинства женщин достаточно низкий.

В рамках исследования была разработана и проведена в экспериментальной группе из 30 человек программа «Проявление» по гармонизации самооценки.

На начало эксперимента группы статистически не различались по уровню самооценки, по уровню профессиональной самореализации по методике Е.А. Гавриловой и по общему уровню самореализации личности и профессиональной самореализации по методике С.И. Кудинова.

После 12 недель эксперимента в контрольной и экспериментальной группах была проведена повторная оценка по тем же методикам. При сравнении показателей отмечено, что уровень самооценки в группах статистически отличается, как и уровень профессиональной самореализации и по методике Е.А. Гавриловой и по методике С.И. Кудинова. Однако уровень общей самореализации между группами статистических различий не показал. Но произошли статистически значимые изменения между другими показателями. Так стал значимо различаться ресурсный компонент между группами. Можно предположить, что работа над самооценкой позволила женщинам повысить свои энергетические ресурсы и ресурсы самосознания.

Уровень социальной самореализации, который статистически отличался до эксперимента, после эксперимента отличий больше не имеет.

На основе анализа показателей до и после в экспериментальной группе по критерию Т-Вилкоксона можно сделать вывод о том, что произошедшие изменения связаны с воздействием проведенной в экспериментальной группе программы.

Таким образом, по результатам повторной диагностики и сравнения полученных результатов по самооценке и профессиональной самореализации в экспериментальной группе с показателями контрольной группы и с показателями на начало эксперимента можно сделать вывод об эффективности предложенной программы по гармонизации самооценки, результатом которой также стало увеличение уровня профессиональной самореализации. Таким образом вторая гипотеза о том, что работа с самооценкой при помощи инструментов коучинга будет способствовать повышению уровня профессиональной самореализации у женщин доказана.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: пер. с нем. Боковикова А.М. / Адлер А. - М. : Фонд «за экономическую грамотность», 2001 - 375 с

2. Азаренок Н. В. Успех в представлениях мужчин и женщин с разной степенью выраженности ролевого конфликта. - 2016.

3. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. - 384 с.

4. Анцыферова А.И. Концепция самоактуализирующейся личности А.Маслоу // Вопросы психологии, 2000, № 4, с.173-180. 4. Анцыферова Л.И. Системный подход к изучению формирования и развития личности. // Проблемы психологии личности.-М.,2003.

5. Батурин Н.А. Эмоциональные составляющие успеха и неудачи / Н.А. Батурин, И.Н. Мартель // Теоретическая, экспериментальная и прикладная психология : Сборник научных трудов / под ред. Н.А.Батурина. - Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2004. - Т. 1. - С. 98-107.

6. Бороздина Л.В. Что такое самооценка // Психологический журнал. 2009. № 4. С. 99-100.

7. Бойко И.М. Современные тенденции профессионального развития женщин в России // Педагогическое образование в России. 2016. №6

8. Баранова Л.А. Самореализация человека в обществе как предпосылка эффективности общественных преобразований // Вестник балтийской академии. Вып. 6. — 2001 г.

9. Братченко С.Л., Миронова М.Р. Личностный рост и его критерии. // Психологические проблемы самореализации личности. — СПб, 2009. — с.38-46.

10. Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. - М.: ИП РАН, 2010. - 346 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гаврилова, Е.А. Психологические факторы профессиональной самореализации руководителей коммерческих организаций: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.03 / Гаврилова Евгения Александровна; [Место защиты: Твер. гос. ун-т]. - Тверь, 2010. - 179 с.

Гаврилова, Е.А. Психодиагностическая методика «Тип и уровень профессиональной самореализации»: разработка, описание и психометрия / Е.А. Гаврилова // Весстникк ТвГУ. Серия "Педагогика и психология". - 2015. - № 33. -С. 19-34

11. Дерманова И.Б., Коростылева Л.А. Некоторые аспекты феномена самореализации // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростылевой. - СПб.:Изд-во С.-Петербургского университета, 2003. - С. 20 - 47.

12. Данилевская Н.В., Ху Сяосюэ. Русская и китайская «Успешная женщина»: восприятие и толкование современниками // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2014. №3 (27).

13. Дюбина Т.Г. Социально-психологические факторы, влияющие на рассогласование между самооценкой и объективной оценкой качеств личности : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.05. М., 2006. 210 с.

14. Комплексный словарь русского языка / под ред. д-ра филол. наук А. Н. Тихонова. М.: Рус.яз., 2005. Т. 4. 1230 с.

15. Коростылева. Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. СПб. 2005. С.97-98.

16. Кудинов С.И., Ежова Н.А. Психологические предпосылки самореализации женщин в современной России // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2011. №2.

17. Климов Е.А. Психология профессионала. М., 2004. 400с.

18. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 2008.

19. Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. — М., 2009. — 256 с.

20. Ковалёв А.Г., Мясищев В.Н. Психологические особенности человека. М., 1961. Т.2.

21. Кон И.С. В поисках себя: Личность и её самосознание.-М.,2000.

22. Коростылева Л.А. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке. // Психологические проблемы самореализации личности. СПб, 2009. - 240 с.

23. Костенко Н.В., Оссовский В.Л. Ценности профессиональной деятельности. Киев, 2004. 150 с.

24. Кошелева А. Н. Изучение карьерных ориентаций на этапе вхождения в профессию // Практическая психология. Методология и методики научных исследований: Сб. ст. - СПб., 1996. - 152 с.

Кудинов, С.И. Психодиагностика личности: учебное пособие / С. И. Кудинов, С. С. Кудинов. -Москва : Российский ун-т дружбы народов, 2018. -228 с.

25. Кузнецова И.В. Психологический анализ подготовки и принятия решения о выборе профессии. Автореферат кандид. дисс. М.,1986.

26. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Изд. Группа «Евразия», 2011. С.21.

27. Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 1999. — 478 с.

28. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу. - 2-е изд., испр. - М. : Смысл: Альпина нон-фикшн, 2011. - 496 с.

29. Менегетти А. Женщина третьего тысячелетия. — М.: Онтопсихология, 2003.

30. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 9 изд., стереотип.- М.: Академия,2004, 456с.

31. Мартынюк И.О. Жизненные цели личности: понятие, структура, механизмы формирования. -Киев,1999.

32. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. -М. ,1982.

33. Мерлин В.С. «Психология индивидуальности». Изб. труды - М.: Воронеж. Изд-во «Ин-т практической психологии. НПО «МОДЭК» Психология отечества. 1996г. 448с.

34. Немов Р.С. Психология : Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. -2-е изд. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2009, 496 с.

35. Панферов В.Н. Психология человека: человек и его психические свойства. СПб, 2003.

36. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986.

37. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.,2012. 256 с.

38. Радина Н.К. Об использовании гендерного анализа в психологических исследованиях //Вопросы психологии. — 2000.

39. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. - М. : «Прогресс», 2001. - 129 с.

40. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М, 1994.

41. Романова Е.С. Психология профессионального становления личности. Автореф. кандид. дисс., М, 2000.

42. Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии», СПб:, Питер 2003г. ( Серия «Мастера психологии») 688с.

43. Рудкевич Л.А., Рыбалко Е.Ф. Возрастная динамика самореализации личности // Психологические проблемы самореализации личности. СПб., 2003.

44. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубенштейн. - СПб: Питер Ком, 2000, 705 с.

45. Словарь современного русского литературного языка / под ред. Н. З. Котеловой, Н. М. Меделец. М.; Л.: Наука, 2009. 1611 с.

46. Словарь-тезаурус современной русской идиоматики / под ред. А. Н. Баранова, Д. О. Добровольского. М.: Аванта+, 2007. 1135 с.

47. Современный фразеологический словарь русского языка / сост. А. В. Жуков, М. Е. Жукова. М.: АСТ, 2009. 444 с.

48. Сейтешев А.П. Профессиональная направленность личности. Теория и практика воспитания. Алма-Ата, 1990. 336с.

49. Семенов И.Н., Репецкий Ю.А. Личностное самоопределение как ключевой фактор образования взрослых // Мир психологии. - 1999. -№ 2. - С. 32 - 38.

50. Столяренко Л.Д, Самыгин С.И. «Психология управления». Уч.пособие. - Ростов нД.: Изд-во «Феникс», 2003г. 512с.

51. Столин В.В. Самосознание личности.-М.,2003.

52. Тимербулатова Э.С. Влияние профессиональной деятельности женщин-матерей на уровень их удовлетворенности жизнью // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2012. №3.

53. Толковый словарь русского языка: в 3 т. / под ред. Д. Н. Ушакова. М.: Вече, мир книги, 2001. Т. 3. 672 с.

54. Фразеологический словарь русского языка / сост. А. Н. Тихонов, А. Г. Ломов, Л. А. Ломова. 5-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2011. 336 с.

55. Фромм, Э. Здоровое общество / Э. Фромм; пер. Т.В. Банкетовой. — Москва : Аст, Хранитель, 2006. — 544 с.

56. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произв. М.: Просвещение, 2007, 448 с.

57. Фромм Э. Характер и социальный процесс «Психология личности». - М.: изд-во МГУ, 2005, с. 48-59

58. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост; Вып.4,- М. 2000.

59. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. В 2т.- М.,2004.

60. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.