Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ЛИЧНОСТИ В РАННЕМ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ'

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ЛИЧНОСТИ В РАННЕМ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
128
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / ВОВЛЕЧЁННОСТЬ / КОНТРОЛЬ / ПРИНЯТИЕ РИСКА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Омарова Марина Карахановна

Цель исследования заключалась в изучении индивидуальных характеристик жизнестойкости личности - акцентуаций и свойств темперамента. Методы. Применялись «Тест жизнестойкости С. Мадди» (адаптация Д. А. Леонтьева), Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А. Е. Личко и Тест FPI (Фрайбургский личностный опросник). Результаты. Анализ результатов показал наличие устойчивых корреляционных связей между структурными элементами жизнестойкости и следующими личностными характеристиками: невротичность, уравновешенность, эмоциональная возбудимость, гипертимная, циклоидная, лабильная, астено-невротическая, сензитивная и интровертированная акцентуации характера. Вывод. Индивиды с высоким уровнем жизнестойкости отличаются низкими уровнями невротичности и эмоциональной возбудимости, а также высоким уровнем уравновешенности. При низком уровне жизнестойкости у индивида отмечается выраженность таких характерологических качеств, как склонность к перепадам настроения, раздражительность, повышенная утомляемость, замкнутость и закрытость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL СHARACTERISTICS OF PERSONALITY HARDINESS IN EARLY ADOLESCENCE

The aim of the article is to study the individual characteristics of the personality hardiness - accentuations and properties of temperament. Methods. We use the “S. Maddy Test of Vitality” (adapted by D. A. Leontyev), the Pathocharacterological Diagnostic Questionnaire (PDQ) of A. Lichko and the Test FPI (Freiburg Personality Questionnaire). Results. The analysis of the results shows the presence of stable correlations between the structural elements of hardiness and the following personal characteristics: neuroticism, poise, emotional excitability, hyperthymic, cycloid, labile, astheno-neurotic, sensitive and introverted character accentuations. Conclusion. Individuals with a high level of hardiness are distinguished by low levels of neuroticism and emotional excitability, as well as a high level of poise. An individual with a low level of hardiness has such strong characterological qualities as a tendency to mood swings, irritability, increased fatigue, isolation and closeness.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ЛИЧНОСТИ В РАННЕМ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ»

••• Известия ДГПУ. Т. 14. № 1. 2020

••• DSPU JOURNAL. Vol. 14. No. 1. 2020

Психологические науки / Psychological Science Оригинальная статья / Original Article УДК 159.923

DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-1-128-135

Инди видуальны е ха рактеристики жизнестойкости личности в раннем юношеском возрасте

Омарова М. К.

Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия; e-mail: makaom@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель исследования заключалась в изучении индивидуальных характеристик жизнестойкости личности - акцентуаций и свойств темперамента. Методы. Применялись «Тест жизнестойкости С. Мадди» (адаптация Д. А. Леонтьева), Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А. Е. Личко и Тест FPI (Фрайбургский личностный опросник). Результаты. Анализ результатов показал наличие устойчивых корреляционных связей между структурными элементами жизнестойкости и следующими личностными характеристиками: невротичность, уравновешенность, эмоциональная возбудимость, гипертимная, циклоидная, лабильная, астено-невротическая, сензитивная и интровертированная акцентуации характера. Вывод. Индивиды с высоким уровнем жизнестойкости отличаются низкими уровнями невротичности и эмоциональной возбудимости, а также высоким уровнем уравновешенности. При низком уровне жизнестойкости у индивида отмечается выраженность таких характерологических качеств, как склонность к перепадам настроения, раздражительность, повышенная утомляемость, замкнутость и закрытость.

Ключевые слова: жизнестойкость, вовлечённость, контроль, принятие риска, индивидуальные характеристики личности.

Формат цитирования: Омарова М. К. Индивидуальные характеристики жизнестойкости личности в раннем юношеском возрасте // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2020. Т. 14. № 1. С. 128-135. DOI: 10.31161/1995-0659-202014-1-128-135_

Individual Characteristics of Personality Hardiness in Early Adolescence

Marina K. Omarova

Dagestan State University, Makhachkala, Russia; e-mail: makaom@mail.ru

ABSTRACT. The aim of the article is to study the individual characteristics of the personality hardiness -accentuations and properties of temperament. Methods. We use the "S. Maddy Test of Vitality" (adapted by D. A. Leontyev), the Pathocharacterological Diagnostic Questionnaire (PDQ) of A. Lichko and the Test FPI (Freiburg Personality Questionnaire). Results. The analysis of the results shows the presence of stable correlations between the structural elements of hardiness and the following personal characteristics: neuroti-cism, poise, emotional excitability, hyperthymic, cycloid, labile, astheno-neurotic, sensitive and introverted character accentuations. Conclusion. Individuals with a high level of hardiness are distinguished by low levels of neuroticism and emotional excitability, as well as a high level of poise. An individual with a low level of hardiness has such strong characterological qualities as a tendency to mood swings, irritability, increased fatigue, isolation and closeness.

Key words: hardiness, involvement, control, risk taking, personality's individual characteristics.

For citation: Omarova M. K. Individual Characteristics of Personality Hardiness in Early Adolescence. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2020. Vol. 14. No. 1. Pp. 128-135. DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-1- 128-135(In Russian)_

Введение

Сегодня в условиях пандемии проблема жизнестойкости личности приобретает особенную актуальность. Сопровождающие эту непростую ситуацию политическая нестабильность, глубокий экономический кризис, приводящий к усилению социальной незащищенности граждан нашей страны, да и других народов, населяющих планету, выступают как важные детерминанты нарушения ощущения безопасности. Оказавшись в состоянии неопределенности, неспособности контролировать свою жизнь и отвечать за жизнь близких, люди теряют уверенность в своей способности противостоять жизненным трудностям и перестают считать себя субъективно благополучными. На жизнестойкость личности, на наш взгляд, большое влияние оказывают её индивидуальные свойства, характеризующие как динамическую сторону личности, так и её характерологические особенности.

Исследователи, изучающие проблему жизнестойкости, видят её как интегральную личностную характеристику, которая в процессе адаптации к активно меняющимся условиям среды занимает ведущее место, как качество, лежащее в основе противостояния стрессу, и, наконец, как показатель психического здоровья индивида. Феномен жизнестойкости также выступает как особенно важный при исследовании копинг-поведения человека, его адаптационного потенциала и как личностный ресурс в процессе учения и обучения [8].

Понятие жизнестойкости (hardiness) было введено в современную науку во второй половине прошлого века, когда такие ученые как С. Мадди и С. Кобейс впервые заговорили о том, что при объединении выносливости со стойкостью появляется интегративное качество личности, способствующее её противостоянию стрессовым ситуациям и сохранению внутренней гармонии. Тремя структурными элементами, образующими жизнестойкость, по их мнению, являются вовлеченность, контроль и принятие риска.

Вовлеченность представляет собой убежденность личности в том, что, принимая активное участие в деятельности и глубоко погружаясь в работу, мы делаем свою жизнь значимой и интересной, а это в дальнейшем позволяет с большей успеш-

ностью справляться с актуальными и возможными стрессовыми ситуациями.

Когда авторы говорят о контроле, то имеют ввиду установку на уверенность в самостоятельном управлении собственной жизнью.

Принятие риска - есть убеждённость в том, что любую жизненную ситуацию нужно рассматривать как имеющую пользу, так как и позитивный, и негативный опыт в равной степени важны для личностного развития человека.

Отечественная психология относительно недавно стала заниматься проблемой жизнестойкости. Ведущими специалистами в этом вопросе можно назвать Д. А. Леонтьева, Г. В. Ванакову, Е. И. Рассказову, Л. А. Александрову [1; 2; 6; 9] и др. В своих работах они предлагают собственное понимание феномена жизнестойкости. Так, Л. А. Александрова под жизнестойкостью понимает интегральную способность личности, благодаря которой она способна успешно адаптироваться в различных жизненных ситуациях. В интегральную способность включаются два блока: первый из них - блок общих способностей, состоит из базовых личностных установок (интеллекта, самосознания, смысла и ответственности); второй - блок специальных способностей, которые люди применяют в ситуациях межличностного взаимодействия и для преодоления сложных жизненных обстоятельств [1].

Проведено достаточное количество исследований, направленных на изучение взаимосвязи жизнестойкости с другими психологическими феноменами. К примеру, получены эмпирические данные, подтверждающие наличие её связи с субъективным благополучием и успешной адаптацией личности в социальной среде. Также выявлены положительные корреляционные связи с активными копинг-стратегиями, характеризующими самостоятельное разрешение личностью сложных жизненных проблем [3].

Наиболее полый анализ теоретических подходов к феномену жизнестойкости в отечественной и зарубежной психологии представлен в монографии А. Н. Фоминой «Жизнестойкость личности» [10].

В проведенном С. И. Кудиновым исследовании жизнестойкость рассматривалась как фактор самореализации личности в трудных ситуациях жизни. Согласно ре-

••• Известия ДГПУ. Т. 14. № 1. 2020

••• DSPU JOURNAL Уо!. 14. N0. 1. 2020

зультатам, индивиды с низкими значениями по шкале жизнестойкости отличаются экстернальным локусом контроля, консервативностью, эгоцентрической мотивацией, пессимистичностью, личностными целями самореализации. Высокий уровень жизнестойкости, напротив, присущ людям с интернальным локусом контроля, опти-мистичностью, активностью, креативностью и конструктивностью [5].

Цель и методика исследования

Цель нашего исследования заключалась в изучении индивидуальных характеристик жизнестойкости личности - акцентуаций и динамических свойств личности. Была выдвинута гипотеза о том, что при выраженной жизнестойкости отмечается низкий уровень невротичности, эмоциональной стабильности и высокий уровень уравновешенности, а также жизнестойкость связана с теми акцентуациями характера, основными чертами для которых выступают раздражительность, замкнутость, склонность к перепадам настроения, повышенная эмоциональная чувствительность и жизненная активность.

Для изучения индивидуальных особенностей жизнестойкости нами было так же

Коэффициенты корреляции межд

проведено эмпирическое исследование с применением таких диагностических методик как «Тест жизнестойкости С. Мадди» (адаптация Д. А. Леонтьева) [6], Опросник ПДО (А. Е. Личко) [7] и Тест FPI (шкалы невротичности, уравновешенности и эмоциональной возбудимости). Выборку испытуемых представляли студенты начальных курсов Даггосуниверситета и Даггосмеду-нивеситета, общая численность опрошенных - 80 человек в возрасте 17-18 лет.

Результаты эмпирического исследования и обсуждение

Обработка эмпирических данных была начата нами с проверки выборки на нормальность распределения. Для этого был применен А-критерий Колмогорова-Смирнова, на основании результатов использования которого мы получили данные об отсутствии нормального распределения, поэтому для дальнейшей обработки данных применялись методы непараметрической статистики.

Результаты корреляционного анализа между шкалами опросников С. Мадди и FPI представлены в таблице 1.

Таблица 1 шкалами опросников С. Мадди и БР!

Шкалы опросника С. Мадди Шкалы опросника FPI

Невротич-ность Уравновешенность Эмоциональная лабильность

Вовлеченность Коэффициент корреляции -0,446** 0,493** -0,703**

Знач. (2-х сторонняя) 0,000 0,000 0,000

Контроль Коэффициент корреляции -0,339** 0,259* -0,510**

Знач. (2-х сторонняя) 0,002 0,020 0,000

Принятие риска Коэффициент корреляции -0,386** 0,497** -0,435**

Знач. (2-х сторонняя) 0,000 0,000 0,000

Жизнестойкость Коэффициент корреляции -0,452** 0,482** -0,672**

Знач. (2-х сторонняя) 0,000 0,000 0,000

N=80

Корреляционный анализ показал, что между всеми выбранными для него шкалами двух опросников есть статистически значимые коэффициенты корреляции.

Так, установлено, что при высоких значениях по шкале вовлечённости личность имеет низкие показатели эмоциональной лабильности (г=-0,703, при p<0,000). То

есть, чем более неустойчиво эмоциональное состояние, проявляющееся в повышенной раздражительности, возбудимости, недостаточной саморегуляции, тем меньше в человеке убежденность в том, что его вовлеченность в деятельность даст шанс найти что-то стоящее и интересное. Отрицательные коэффициенты выявлены также между эмоциональной лабильностью и контролем (г=-0,510, при р<0,000), принятием риска (г=-0,435, при р<0,000) и общим показателем жизнестойкости (г=-0,672, при р<0,000). Следовательно, чем выше эмоциональная стабильность и лучше развито умение владеть собой, тем больше индивид уверен, что способен кон-

Коэффициенты корреляции между

тролировать свою жизнь, склонен рассматривать жизнь как способ приобретения опыта и готов для его приобретения действовать на свой страх и риск.

Жизнестойкость и все её составляющие коррелируют с уравновешенностью, характеристикой, отражающей устойчивость к стрессу. Это значит, что чем выше показатели по шкалам «вовлеченность», «принятие риска», «контроль» и «жизнестойкость», тем лучше субъект защищен от воздействия стрессогенных факторов в обычной жизненной ситуации. Защищенность эта основывается на уверенности в себе, активности и оптимистичности.

Таблица 2 ами опросников С. Мадди и А. Е. Личко

Корреляции

Вовле- Принятие Жизне-

Тип акцентуации ченность Контроль риска стойкость

Р о Гипертим-ный Коэффициент корреляции 0,337** 0,110 0,136 0,240*

Знач. (2-х сторонняя) 0,002 0,332 0,230 0,032

С п Циклоидный Коэффициент корреляции -,225* -0,219 -0,287** -0,271*

и Знач. (2-х сторонняя) 0,045 0,051 0,010 0,015

р м Лабильный Коэффициент корреляции -0,346** -0,380** -0,311** -0,407**

а Знач. (2-х сторонняя) 0,002 0,001 0,005 0,000

н а Асте-но_невроти Коэффициент корреляции -,461** -0,395** -0,391** -0,491**

ческий Знач. (2-х сторонняя) 0,000 0,000 0,000 0,000

Сензитив-ный Коэффициент корреляции -0,405** -0,304** -0,236* -0,388**

Знач. (2-х сторонняя) 0,000 0,006 0,035 0,000

Тревож-но_педанти Коэффициент корреляции -0,112 -0,155 -0,242* -0,168

чный Знач. (2-х сторонняя) 0,321 0,169 0,031 0,135

Интровер-тирован- Коэффициент корреляции -0,412** -0,149 -0,274* -0,358**

ный Знач. (2-х сторонняя) 0,000 0,186 0,014 0,001

Возбудимый Коэффициент корреляции -0,057 -0,064 -0,149 -0,114

Знач. (2-х сторонняя) 0,618 0,571 0,189 0,314

Демонстративный Коэффициент корреляции 0,230* 0,152 -0,063 0,167

Знач. (2-х сторонняя) 0,040 0,177 0,580 0,140

Неустойчивый Коэффициент корреляции 0,066 -0,224* 0,039 -0,019

Знач. (2-х сторонняя) 0,558 0,046 0,733 0,865

** Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя)

* Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя)

••• Известия ДГПУ. Т. 14. № 1. 2020

••• DSPU JOURNAL Уо!. 14. N0. 1. 2020

Обратные коэффициенты корреляции выявлены между жизнестойкостью и показателями невротичности личности. Уровень жизнестойкости тем выше, чем менее невротичным является индивид. И, поскольку феномен жизнестойкости рассматривается как неотъемлемое качество в противостоянии стрессу, то низкая невротич-ность при высоких показателях всех компонентов жизнестойкости, может рассматриваться как закономерное и ожидаемое явление.

Следующим шагом в изучении индивидуальных особенностей жизнестойкости было исследование взаимосвязи жизнестойкости с акцентуациями характера. При помощи корреляционного анализа (по Спирмену) были выявлены статистически значимые связи с такими акцентуациями, как гипертимная (г=0,240, p=0,032), циклоидная (г=-0,271, p=0,015), лабильная (г=-0,407, p=0,000), астено-невротическая (г=-0,491, p=0,000), сензитивная (г=-0,388, p=0,000) и интровертированная (г=-0,358, p=0,001). В таблице 2 представлены полученные данные.

Обратим внимание, что все полученные коэффициенты показывают обратную корреляцию, за исключением корреляции с гипертимной акцентуацией. У представителей циклоидной, лабильной, астено-невротической, сензитивной и интровер-тированной акцентуаций в той или иной

степени выражены в структуре характера такие черты, как склонность к частым перепадам настроения, раздражительность, утомляемость, замкнутость, низкий уровень развития коммуникативных качеств, которые очевидно не выступают как системообразующие при характеристике жизнестойкости и отдельных её компонентов. При этом связь с гипертимными чертами, напротив, указывает на них как на возможные характеристики при описании жизнестойкой личности. В частности, жажда деятельности, склонность к риску, оптимистичность, инициативность выступают качествами, которые в равной степени могут быть использованы при характеристике жизнестойкости и отдельных её компонентов.

И, наконец, для подтверждения гипотезы о связи жизнестойкости с индивидуальными характеристиками личности нами из числа респондентов в рандомном порядке были отобраны 28 человек со средним уровнем жизнестойкости и по 14 человек с низким и высоким уровнями. Организация такой выборки была необходима для использования критерия ^Краскала-Уоллиса для нескольких независимых групп. В таблице 3 представлены показатели критерия для примененных в работе шкал опросников ПДО и FPI.

Индивидуальные характеристики личности Степень свободы ^критерий Краскала-Уоллиса Уровень значимости

Гипертимный тип акцентуации 2 5,364 0,068

Циклоидный тип акцентуации 2 6,594 0,037

Лабильный тип акцентуации 2 6,149 0,046

Астено-невротиический тип акцентуации 2 10,710 0,005

Сензитивный тип акцентуации 2 5,274 0,072

Тревожно-педантический тип акцентуации 2 4,794 0,091

Интровертированный тип акцентуации 2 9,975 0,007

Возбудимый тип акцентуации 2 0,950 0,622

Демонстративный тип акцентуации 2 3,137 0,208

Неустойчивый тип акцентуаци 2 0,749 0,688

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Невротичность 2 9,470 0,009

Уравновешенность 2 18,772 0,000

Эмоциональная возбудимость 2 18,874 0,000

N=56

Таблица 3

Показатели критерия Н-Краскала-Уоллиса для шкал опросников ПДО (Личко А.Е.) и БР!

Психолого-педагогические науки ••• 133

Psychological and Pedagogical Sciences •••

На рисунках 1 и 2 графически изображены распределения испытуемых с высоким, низким и средним уровнями жизне-

Как видим, астено-невротические и ин-тровертированные черты ярче всего выражены у испытуемых с низким уровнем жизнестойкости. То есть, при низком уровне жизнестойкости отмечается выраженность таких качеств, как раздражитель-

стойкости по шкале астено-невротической и интровертированной акцентуаций характера.

ность, повышенная утомляемость, замкнутость и закрытость.

Рисунки 3, 4, 5 отражают распределения респондентов с разной степенью выраженности жизнестойкости по шкалам невро-тичности, уравновешенности и эмоциональной возбудимости.

Рис. 3. Н-Критерий Краска-ла-Уоллиса для независимых выборок по шкале «невротичность»

Рис. 4. Н-Критерий Краска-ла-Уоллиса для независимых выборок по шкале «уравновешенность»

Рис. 5. Н-Критерий Краска-ла-Уоллиса для независимых выборок по шкале «эмоциональная возбудимость»

Рис. 1. Н-Критерий Краскала-Уоллиса для независимых выборок по шкале «астено-невротический» тип акцентуации характера

Респонденты с низким уровнем жизне- как невротичные и эмоционально возбу-стойкости могут быть охарактеризованы димые, в то же время испытуемые с высо-

••• Известия ДГПУ. Т. 14. № 1. 2020

••• DSPU JOURNAL. Vol. 14. No. 1. 2020

ким уровнем жизнестойкости отличаются более высокими показателями уравновешенности.

Таким образом, проведенное эмпирическое исследование показало, что индивиды с разным уровнем жизнестойкости отличаются по степени выраженности невротич-ности, уравновешенности, эмоциональной возбудимости и некоторых акцентуаций характера. Анализ результатов позволил сформулировать следующие выводы:

1. Индивиды с высоким уровнем жизнестойкости отличаются низкими уровнями невротичности и эмоциональной возбудимости, а также высоким уровнем уравновешенности.

2. Личность, для которой характерно неустойчивое эмоциональное состояние, проявляющееся в повышенной раздражительности, возбудимости, недостаточной саморегуляции, в меньшей степени убеждена в том, что её вовлеченность в деятельность даст шанс найти что-то стоящее и интересное.

стойкости в психологии. Сибирская психология сегодня: сборник научных трудов. Вып. 2 / под ред. М. М. Горбатовой, А. В. Серого, М. С. Яс-ницкого. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. С. 82-90.

2. Ванакова Г. В. Жизнестойкость как социальная и психологическая проблема личности // Среднее профессиональное образование. 2013. № 11. С. 46-49.

3. Евтушенко Е. А. Жизнестойкость личности как психологический феномен // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2016. № 60. С. 72-78.

4. Зимбардо Ф. Как побороть застенчивость. М. : Альпина Диджитал, 2013. 312 с.

5. Кудинов С. И., Кудинов С. М., Хаммад С. М. Жизнестойкость как предиктор самореализации личности в трудных жизненных ситуациях // Известия Саратовского Университета. Новая

zhiznestojkosti v psihologii. Sibirskaya psihologi-ya segodnya: sbornik nauchnyh trudov [On the concept of hardiness in psychology. Siberian Psychology today: a collection of scientific papers]. Ed. 2. Ed. by M. M. Gorbatova, A. V. Serov, M. S. Yasnitsky. Kemerovo, Kuzbassvuzizdat Publ., 2004. Pp. 82-90. (In Russian)

3. Чем выше эмоциональная стабильность и лучше развито умение владеть собой, тем больше у индивида выражена уверенность в том, что он способен контролировать свою жизнь, склонен рассматривать жизнь как способ приобретения опыта и готов для его приобретения действовать на свой страх и риск.

4. Чем выше показатели по шкалам «вовлеченность», «принятие риска», «контроль» и «жизнестойкость», тем лучше субъект защищен от воздействия стрессо-генных факторов в обычной жизненной ситуации.

5. При низком уровне жизнестойкости у индивида отмечается выраженность таких характерологических качеств, как перепады настроения, раздражительность, повышенная утомляемость, замкнутость и закрытость.

развития. 2017. Т. 6. № 3. С. 229-238.

6. Леонтьев Д. А. Тест жизнестойкости. М : Смысл, 2006. 63 с.

7. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.psychology.ru/ ПЬгагу/00034.вМ:т1 (Дата обращения: 05.01.2020 г.).

8. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 1. С. 16-24.

9. Осин Е. Н., Рассказова Е. И. Краткая версия теста жизнестойкости: психометрические характеристики и применение в организационном контексте // Вестник МГУ. Серия 14: Психология. 2013. № 2. С. 147-165.

10. Фоминова А. Н. Жизнестойкость личности. М. : Прометей, 2012. 280 с.

and psychological problem of the individual. Srednee professional'noe obrazovanie [Secondary vocational education]. 2013. No. 11. Pp. 46-49. (In Russian)

3. Evtushenko E. A. Personal hardiness as a psychological phenomenon. Lichnost', sem'ya i obshchestvo: voprosy pedagogiki i psihologii [Personality, family and society: questions of

Литература

1. Александрова Л. А. К концепции жизне- серия. Акмеология образования. Психология

References

1. Aleksandrova L. A. K koncepcii 2. Vanakova G. V. Hardiness as a social

pedagogy and psychology]. 2016. No. 60. Pp. 72-78. (In Russian)

4. Zimbardo F. Kak poborot' zastenchivost' [How to overcome shyness]. Moscow, Alpina Didzhital Publ., 2013. 312 p. (In Russian)

5. Kudinov S. I., Kudinov S. M., Kham-mad S. M. Hardiness as a predictor of personal self-realization in difficult life situations. Izvestiya Saratovskogo Universiteta. Novaya seriya. Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya [Proceedings of Saratov University. New series. Acmeology of education. Developmental psychology]. 2017. Vol. 6. No. 3. Pp. 229-238. (In Russian)

6. Leontyev D. A. Test zhiznestojkosti [Viability test]. Moscow, Smysl Publ., 2006. 63 p. (In Russian)

7. Lichko A. E. Psychopathies and character accentuation in adolescents. [Electronic resource]. Mode of access:

http://www.psychology.ru/ li-

brary/00034.shtml (accessed: 05.01.2020).

8. Maklakov A. G. Personal adaptive potential: its mobilization and forecasting in extreme conditions. Psihologicheskij zhurnal [Psychological journal]. 2001. Vol. 22. No. 1. Pp. 16-24. (In Russian)

9. Osin E. N., Rasskazova E. I. Short version of the Viability test: psychometric characteristics and application in an organizational context. Vestnik MGU. Seriya 14: Psihologiya [Bulletin of the Moscow State University. Series 14: Psychology]. 2013. No. 2. Pp. 147-165. (In Russian)

10. Fominova A. N. Zhiznestojkost' lichnos-ti [Resilience of the individual]. Moscow, Prometey Publ., 2012. 280 p. (In Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Принадлежность к организации Affiliation

Омарова Марина Карахановна, кандидат Marina K. Omarova, Ph. D. (Psychology),

психологических наук, доцент, кафедра об- assistant professor, the chair of General and So-

щей и социальной психологии, Дагестанский cial Psychology, Dagestan State University, Ma-

государственный университет, Махачкала, khachkala, Russia; e-mail: makaom@mail.ru Россия; e-mail: makaom@mail.ru

Принята в печать 20.01.2020 г. Received 20.01.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.