Из жизни вуза
77
Ю.П. ВЕТРОВ, профессор, проректор по научноисследовательской и инновационной Вузовская наука -
деятельности
В.Е. ЛОБА, канд. юрид. наук, региону
начальник управления научноисследовательской деятельностью
В статье рассматриваются актуальные проблемы развития вузовской науки, дается анализ современного состояния педагогического образования и его роли в развитии Краснодарского края, изложен опыт организации научно-исследовательской работы в вузе.
Ключевые слова: вузовская наука, социально-ориентированная модель развития вуза, экономика лидерства, педагогическая наука, направления научных исследований, педагогическое образование
Современные условия функционирования российского общества актуализируют роль и значение науки, которая не только выступает как важная производительная сила, но и приобретает действенную роль как «социальная сила». Не случайно среди наиболее перспективных отраслей науки сегодня четко вычленяются не только создающие био-, инфо- и нанотехнологии, но и те, что обеспечивают развитие не менее важных когнитивных технологий, связанных с процессами познания и принятия решений.
Россия ставит перед собой амбициозные цели долгосрочного развития: обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих мировую повестку дня. Единственным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития. Это означает необходимость формирования экономики лидерства и инноваций, экономики знаний. Особое значение приобретает вузовская наука как сфера воспроизводства интеллектуального потенциала для всех отраслей современной экономики. Вузовская наука и экономика должны быть заинтересованными партнерами: без востребованности научной
продукции со стороны отраслей производства замедляется развитие научного потенциала, а без научной поддержки невозможно обновление продукции, обеспечение ее конкурентоспособности не только на региональном и общероссийском, но и на мировом рынке товаров и услуг.
Рассматривая стратегические направления развития науки в современных условиях, следует остановиться на особой миссии региональных вузов - развитии научно-технологического комплекса региона и обес-
78
Высшее образование в России • № 4, 2014
печении его необходимыми кадровыми, интеллектуальными ресурсами. Это возможно за счет проведения широкого спектра исследований по актуальным научным направлениям, трансфера технологий в экономику и социальную сферу и формирования пояса высокотехнологичных инновационных компаний вокруг вузов.
Активно внедряемая в современных условиях модель тройной спирали, описывающая процесс инновационного развития как сбалансированное взаимодействие образования, власти и бизнеса, строится на лидирующей роли образования в этой связке. Согласно данной модели, по отношению к власти и бизнесу вузы (а значит, и вузовская наука) играют главную роль по причине наличия системы производства знания в виде научных исследований, а также концентрации в них значительной части молодежи.
Весьма значимое место в системе гуманитарных знаний занимает педагогическая наука, так как она находится в особо тесной взаимообусловленности с процессом воспроизводства субъектов инновационной деятельности. Обозначенная роль педагогической науки, выступающей в этом плане реальным ресурсом развития современного социума в новых условиях его существования, обусловливает необходимость не просто серьезной корректировки проблематики и тематики научных исследований, но развертывания новых направлений научной деятельности, проведения исследований, обеспечивающих формирование образовательного пространства нового качества. Ориентируясь на вызовы завтрашнего дня, мы обязаны особое внимание уделить следующим темам:
■ влияние реальной политической, экономической, социальной ситуации на развитие растущего человека (выявление, раскрытие, описание соответствующих характеристик современной социокультурной и технологической среды);
■ создание многомерной методологии
психодиагностического измерения и оценки умственного и личностного развития детей разных возрастов, разработка психологических и физиологических требований к новым технологиям обучения, методов психологической и физиолого-гигиенической оценки влияния компьютерной техники на детский организм ;
■ построение целостной картины психического, нейропсихологического, психофизиологического, личностного развития современных детей, подготовки их к жизни в быстроменяющемся мире, где на наших глазах происходит разрушение межпоколенческого и культурного пространства;
■ соотношение информации и целенаправленно формируемых знаний, переход информации в знание, организация информационного пространства в рамках образовательного процесса. На первый план выходит поиск путей формирования информационной культуры, связанной с проблемой выбора необходимой информации, умения ее ранжировать, выработки соответствующего к ней отношения.
Этим важнейшим направлениям уделяется у нас особое внимание. Научные исследования, объединенные в научную тему «Армавирская государственная педагогическая академия - региональный центр развития личностного ресурса субъектов образования», проводятся по следующим 17 направлениям:
1) экология и экологическая культура;
2) школа социокультурной и экзистенциально-философской антропологии;
3) межкультурная коммуникация как средство формирования аксиологических ориентиров личности в современном мире;
4) системные преобразования в современном русском языке;
5) стилистика жанров художественной речи;
6) язык массовой коммуникации;
7) личностно-развивающая психологическая практика в образовании;
8) подготовка педагогов к внедрению
Из жизни вуза
79
системы инклюзивного образования детей с ОВЗ;
9) развитие содержания и организация математического образования;
10) кавказоведческая школа;
11) правовые трансформации в России XIX-XXI вв.;
12) алгебраические и геометрические методы мультипликативного интегрирования;
13) подготовка будущих социальных педагогов: инновации и традиции;
14) разработка автоматизированной системы управления мультиголовочными дозаторами;
15) системный подход к поиску, развитию и поддержке одарённой студенческой молодежи в условиях многоуровневой подготовки будущих бакалавров в педагогических вузах;
16) модель подготовки педагога начальной школы в соответствии с требованиями профессионального стандарта;
17) этнолокальные сообщества в поликультурном пространстве России: проблемы универсализма и идентичности.
В академии действуют три хоздоговорных научныхподразделения: научно-исследовательский центр, центр археологических исследований и научно-исследовательский центр внедрения информационнообразовательных технологий. Научно-исследовательский центр занимается обеспечением реализации научно-технических проектов, финансируемых за счет средств федерального и краевого бюджета, а также средств государственных и негосударственных научных фондов. Особую значимость имеет регулярная финансовая поддержка научных исследований, осуществляемая Министерством образования и науки РФ, Российским гуманитарным научным фондом, Администрацией Краснодарского края.
Основными задачами центра археологических исследований являются: участие в охранно-спасательных археологических
исследованиях на территории Краснодарского края, подготовка кадров археологов, ввод в научный оборот раскопочных материалов, совершенствование материальнотехнической базы. ЦАИ АГПА с 2012 г. участвует в реализации ведомственной целевой программы «Сохранение культурного наследия Краснодарского края». Проведены работы по подготовке документации для формирования единого государственного реестра и составлению учетной документации по объектам археологического наследия муниципального образования город Армавир Краснодарского края. Научно-исследовательские материалы и отчеты представляются по всем видам работ в Управление государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края и Институт археологии РАН.
Научно-исследовательский центр внедрения информационно-образовательных технологий при Армавирской государственной педагогической академии создан в феврале 2011 г. Его целями являются:
■ научно-методическое сопровождение в области информатизации в подсистемах образования Краснодарского края;
■ интеграция инновационных потоков в информатизации образования;
80
Высшее образование в России • № 4, 2014
■ сотрудничество и взаимодействие с ведущими разработчиками цифровых информационно-образовательных ресурсов, интерактивных средств обучения, программно-технического обеспечения образовательного процесса.
Центр сотрудничает с компаниями «Майкрософт», «ЛабораторияКасперского», «Новый Диск», «МедиаХауз», iSpring, «ТВ-Знание », издательствами «БИНОМ », «Дрофа» в деле апробации новых технологий и обучающих программ, в экспертизе программно-методических и учебно-мето-дическихкомплексов, участвует в создании информационных образовательных ресурсов сложной структуры, образовательных программ и фильмов. Он руководит шестью федеральными апробационными площадками, оказывает содействие образовательным учреждениям в создании эффективного информационно-образовательного пространства. Сотрудниками центра совместно с крупнейшими IT-компаниями созданы уникальные программно-методические комплексы («Мирприроды», «Учимся говорить правильно », трёхсерийный образо-вательнй фильм «Мы - сограждане»), электронные образовательные ресурсы для дошкольников и младших школьников.
С 2011 г. по настоящее время в рамках повышения квалификации в академии обучено более 2200 педагогов школ, колледжей и высших учебных заведений Краснодарского, Ставропольского краев, Кемеровской области, Республики Молдова.
В АГПА функционирует фонд «Наука», финансирующий актуальные для вуза научные исследования. Фонд формируется из внебюджетных средств академии и призван стимулировать развитие научных исследований в вузе. Ежегодно фонду выделяются средства на усиление материально-технической базы, на научные командировки и на внутренний конкурс научных проектов (на грантовой основе). Аналогов этой системе в педагогических вузах на Юге России нет.
Ежегодно на базе АГПА проводятся около 30-40 научныхконференций, основная их часть - международные. В них участвуют ученые из России, стран СНГ, Германии, Франции, Японии, Китая и других стран. Преподавателями вуза ежегодно публикуется более 1000 научных работ, в том числе несколько десятков монографий. В академии издается периодический научный журнал «Вестник АГПА» по трем направлениям: гуманитарное, естественнотехническое, педагогическое.
Традиционным для АГПА стало ежегодное проведение Недели науки с целью демонстрации и обобщения результатов научно-исследовательской работы профессорско-преподавательского состава, докторантов, аспирантов, студентов за последний год. В рамках Недели науки организуются заседания научных секций, конференции, круглые столы, олимпиады. В их работе задействованы все факультеты и кафедры, представляющие научные доклады и сообщения. Лучшие материалы публикуются. Высокую активность в области НИР проявляют студенты академии, многие из них участвуют в конференциях и олимпиадах всех уровней. Научные работы наших студентов отмечены медалями и дипломами Министерства образования и науки РФ, Департамента образования и науки Краснодарского края.
Исключительную актуальность сегодня приобретает развернутая психолого-педагогическая проработка средств и методов воспитания молодых людей, требующая объединения усилий философов и психологов, социологов и педагогов, антропологов и физиологов, медиков, юристов и других специалистов, действующих в содружестве с практиками-организаторами как школ, так и молодежных движений, клубов, отрядов, групп. Вынесенная ошибочно в 1990-е годы за пределы школьного образования проблема воспитания детей встала сегодня с особой остротой. И когда мы утверждаем, что психолого-педагогическая наука составля-
Из жизни вуза
81
ет ресурс развития социума, то исходим из того, что именно она может, должна и способна находить, раскрывать социокультурные, психофизиологические и иные резервы воспитания, то есть совершенствования человека. Определение таких резервов, раскрытие их механизмов, условий оптимизации воспитательных воздействий, выбор технологий их осуществления и составляют одну из важнейших задач нашей науки, которой предстоит практически заново построить теорию воспитания.
Региональный педагогический вуз правомерно оказывается на переднем крае инновационного развития, где от него требуется не только выполнение образовательных функций, но и создание научных заделов для развития социокультурной сферы территории, проведение научной экспертизы бизнес-проектов и социальных программ, разработка наукоемких социальных, гуманитарных и педагогичес-кихтехнологий.
Разрабатывая концептуальные основы развития педагогической академии, мы исходим из того, что педагогическое образование Краснодарского края в целом и отдельных его районов - это часть общенациональной образовательной системы, бережно сохраняющей и развивающей интеллектуальное, историко-культурное, этническое, природно-географическое наследие региона. Педагогическое образование призвано нести в себе межнациональную, межэтническую солидарность, уважение к национальным традициям и культуре, всемерно поощряя этнокультурные инициативы при сохранении целостности общероссийского образовательного пространства.
На новом этапе цивилизационного развития педагогическое образование должно
выступить в качестве реального преобразующего социокультурного механизма и обрести статус доминантной социокультурной системы, нацеливающей будущих педагогов на овладение новыми социокультурными, образовательными, профессионально-педагогическими компетенциями. Для этого необходима консолидация региональных элит, ориентированных на сферу образования, оптимальное использование интеллектуальных, финансово-экономических, материальных, кадровых, информационных ресурсов для опережающего развития регионального образования.
Литература
1. Берулава Г.А. Методологические аспекты
развития системы высшего образования в современном информационном обществе // Вестник Университета РАО. 2009. № 1. С. 21-35.
2. Ветров Ю.П., Игропуло И.Ф. Психолого-
педагогическая подготовка преподавателей вуза к использованию методов интерактивного обучения // Высшее образование в России. 2012. №5. С. 89-95.
3. Ветров Ю.П. Высшее образование в России:
проблемы, перспективы // Высшее образование в России. 2006. №11. С. 168-172.
4. Ефимов B.C., Лаптева А.В. Высшее обра-
зование в России: вызовы XXI века // Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. 2011. № 1.
82
Высшее образование в России • № 4, 2014
Авторы:
ВЕТРОВ Юрий Павлович - д-р пед. наук, профессор, проректор по научно-исследовательской и инновационной деятельности, Армавирская государственная педагогическая академия, [email protected]
ЛОБА Всеволод Евгеньевич - канд. юрид. наук, начальник управления научно-исследовательской деятельностью, Армавирская государственная педагогическая академия, [email protected]
VETROV YU. P, LOBA VS. E. UNIVERSITY RESEARCH FOR REGIONAL DEVELOPMENT
Abstract. The article discusses the current problems of development of university research, analyzes the current state of teacher education and its role in the development of the Krasnodar Territory, describes the experience in the organization of research work at the university.
Keywords: university science, innovation-based model of social development, economy leadership, education science, research areas in teaching
References
1. Berulava G.A. (2009) [Methodological aspects
of the development of higher education in today’s information society]. Vestnik Univer-siteta RAO [Bulletin ofthe University of RAO]. No 1, pр. 21-35.
2. Vetrov Yu.P., Igropulo I.F. (2012) [Psycho-
pedagogical training of higher school teachers to use interactive teaching methods]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No 5, pр. 89-95.
3. Vetrov Yu.P. (2006) [Higher education in
Russia: Problems and Prospects]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No 11, pp. 168-172.
4. Efimov V.C., Lapteva A.V. (2011) [Higher
education in Russia: Challenges of the XXI century]. Zhurnal Sibirskogo federal’nogo universiteta. Gumanitarnye nauki [Journal of Siberian Federal University. Humanities]. No 1.
Authors:
VETROV Yury P. - Dr. Sci. (Pedagogy), Prof., Pro-rector, Armavir State Pedagogical University, [email protected]
LOBA Vsevolod E. - Cand. Sci. (Law), Armavir State Pedagogical University, [email protected]
Профессиональная
подготовка психолога:
И.В. ТКАЧЕНКО, д-р психол. наук, необходимость первый проректор
конструктивных
трансформаций
В статье рассматриваются актуальные вопросы качественной подготовки психологов в образовательных организациях. Отмечаются требующие новых подходов направления, влияющие на включенность человека в профессиональную деятельность, накопление личного позитивного опыта в ходе ее реализации, успешное овладение профессиональными компетенциями, смысловое отношение к профессии.
Ключевые слова: психолог, практический психолог, профессиональная подготовка, психодиагностические методики, психокоррекционные техники, субъектность личности, самореализация