Научная статья на тему 'ВУЗОВСКАЯ МОЛОДЁЖЬ И НАУКА: ИЗ ОПЫТА УНИВЕРСИТЕТА ПРИ МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕЕ ЕВРАЗЭС'

ВУЗОВСКАЯ МОЛОДЁЖЬ И НАУКА: ИЗ ОПЫТА УНИВЕРСИТЕТА ПРИ МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕЕ ЕВРАЗЭС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЁЖЬ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ШКОЛА МОЛОДЫХ УЧЁНЫХ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ланина Елена Евгеньевна, Спирина Марина Юрьевна

Университет при МПА ЕврАзЭС - один из негосударственных вузов России, с момента образования избравший главным направлением своей деятельности евразийскую интеграцию. В нём обучаются представители молодёжи из разных евразийских государств. С учётом эволюции регионального интеграционного процесса университет развивает профессиональную подготовку инновационных кадров для стран Большой Евразии, включая в её содержание методы этнопедагогики и опираясь на традиционные ценности. Одним из важнейших аспектов образовательной деятельности выступает интеграция научных достижений в учебно-воспитательный процесс и вовлечение обучающихся в осуществление исследовательской работы с опорой на отечественный опыт. С этой целью разработаны новые формы организации научно-исследовательской деятельности молодых учёных разных стран, постепенно эффективно дополняющие систему организации научного поиска обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSITY YOUTH AND SCIENCE: FROM THE EXPERIENCE OF THE UNIVERSITY ASSOCIATED WITH THE IPA OF EURASEC

The University associated with the IPA of EurAsEC is one of the non-state universities in Russia, which has chosen Eurasian integration as the main direction of its activity since its formation. It is attended by young people from different Eurasian states. Taking into account the evolution of the regional integration process, the University develops professional training of innovative personnel for the countries of Greater Eurasia, including methods of ethnopedagogy in its content and relying on traditional values. One of the most important aspects of educational activity is the inclusion of scientific achievements in the educational process and the involvement of students in the implementation of research based on domestic experience. To this end, new forms of organizing the research activities of young scientists from different countries have been undertaken, which gradually effectively supplemented the system of organizing the scientific search of students.

Текст научной работы на тему «ВУЗОВСКАЯ МОЛОДЁЖЬ И НАУКА: ИЗ ОПЫТА УНИВЕРСИТЕТА ПРИ МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕЕ ЕВРАЗЭС»

Научная статья УДК 378.147

https://doi.org/10.24158/spp.2023.7.11

Вузовская молодёжь и наука: из опыта Университета при Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС

Елена Евгеньевна Ланина1, Марина Юрьевна Спирина2

12Университет при Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС, Санкт-Петербург, Россия 1elenalan@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0001 -6662-2732 2mus931@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0003-4590-4049

Аннотация. Университет при МПА ЕврАзЭС - один из негосударственных вузов России, с момента образования избравший главным направлением своей деятельности евразийскую интеграцию. В нём обучаются представители молодёжи из разных евразийских государств. С учётом эволюции регионального интеграционного процесса университет развивает профессиональную подготовку инновационных кадров для стран Большой Евразии, включая в её содержание методы этнопедагогики и опираясь на традиционные ценности. Одним из важнейших аспектов образовательной деятельности выступает интеграция научных достижений в учебно-воспитательный процесс и вовлечение обучающихся в осуществление исследовательской работы с опорой на отечественный опыт. С этой целью разработаны новые формы организации научно-исследовательской деятельности молодых учёных разных стран, постепенно эффективно дополняющие систему организации научного поиска обучающихся.

Ключевые слова: молодёжь, высшая школа, научное творчество, учебно-воспитательный процесс, школа молодых учёных

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Ланина Е.Е., Спирина М.Ю. Вузовская молодёжь и наука: из опыта Университета при Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС // Общество: социология, психология, педагогика. 202з. № 7. С. 77-85. https://doi.org/10.24158/spp.2023.7.11.

Original article

University Youth and Science: from the Experience of the University Associated with the IPA of EurAsEC

Elena E. Lanina1, Marina Yu. Spirina2

University associated with IA EAEC, St. Petersburg, Russia 1elenalan@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0001 -6662-2732 2mus931@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0003-4590-4049

Abstract. The University associated with the IPA of EurAsEC is one of the non-state universities in Russia, which has chosen Eurasian integration as the main direction of its activity since its formation. It is attended by young people from different Eurasian states. Taking into account the evolution of the regional integration process, the University develops professional training of innovative personnel for the countries of Greater Eurasia, including methods of ethnopedagogy in its content and relying on traditional values. One of the most important aspects of educational activity is the inclusion of scientific achievements in the educational process and the involvement of students in the implementation of research based on domestic experience. To this end, new forms of organizing the research activities of young scientists from different countries have been undertaken, which gradually effectively supplemented the system of organizing the scientific search of students.

Keywords: youth, higher school, scientific creativity, educational process, school of young scientists Funding: Independent work.

For citation: Lanina, E.E. & Spirina, M.Yu. (2023) University Youth and Science: from the Experience of the University Associated with the IPA of EurAsEC. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (7), 77-85. Available from: doi:10.24158/spp.2023.7.11 (In Russian).

Введение. В последние десятилетия всё чаще и шире стали обсуждать вопросы мотивирования молодёжи на занятия наукой. Вполне понятно, что проблема трудно решаема, поскольку после распада Советского Союза в жизнедеятельности российского общества наука превратилась в самый непривлекательный вид человеческого творчества. Её хроническое недофинансирование и ликвидация научно-исследовательских организаций привели к тому, что научный поиск на долгие годы остался сферой деятельности ученых старших поколений, а участие в нём молодых исследователей обрело характер мечты.

© Ланина Е.Е., Спирина М.Ю., 2023

Сложившееся положение необходимо было менять, поскольку никакая сфера жизни государства не может развиваться без научного обоснования, что касается в первую очередь сферы образования как основного источника подготовки высококвалифицированных специалистов для систем хозяйствования разных стран. Негативное воздействие на высшую школу, многие десятилетия готовившую практических работников и исследователей, оказало и объявление всей системы образования сферой услуг, а также её переориентация на западные образцы. Сегодня предприняты определённые шаги по изменению ситуации в перспективном направлении. Участие студентов в научно-исследовательской работе в условиях инновационной экономики, базирующейся на знаниях и информационных технологиях, будет способствовать удовлетворению спроса на высококвалифицированных специалистов, обладающих способностями к творческому (нетривиальному) решению сложных теоретических и прикладных задач в своей профессиональной деятельности.

Поскольку деятельность АНО ВО «Университет при МПА ЕврАзЭС» носит преимущественно международный характер, то и включение обучающихся, представляющих молодёжь различных евразийских государств, в научную деятельность должно учитывать изменения в политическом ландшафте континента и ориентацию новых государственных структур на различные образовательные системы западных и восточных стран. В связи с этим всем известная и широко распространённая схема организации научно-исследовательской работы студентов (НИРС) была дополнена новыми компонентами, мы рассмотрим лишь некоторые из них. Такие дополнения можно назвать своего рода модернизацией исторически отработанной системы организации научно-исследовательской работы обучающихся в вузах России. Её целью определено прежде всего применение исторического подхода и отечественных научно-образовательных наработок для повышения качества подготовки квалифицированных специалистов из молодёжи евразийских государств и сохранение значения российского образования в евразийском научно-образовательном пространстве.

Полагаем, что описание такого опыта формирования научной основы и практических мероприятий АНО ВО «Университет при МПА ЕврАзЭС» может представлять интерес для организаций высшей школы, показав им возможность изучения опыта отечественного профессионального образования (в частности, методов этнопедагогики) и полноценного его применения в текущих условиях.

Основная часть. Университет при МПА ЕврАзЭС - один из негосударственных вузов России, образовавшихся в 1990-х гг. Отличительной чертой его стала ориентация на участие в процессе евразийской интеграции, поскольку среди абитуриентов отмечалось большое количество представителей молодёжи из постсоветских республик. Учитывая различные аспекты образовательной деятельности в тот период, университет довольно быстро одним из принципов своей работы утвердил включение научной составляющей в повседневный учебно-воспитательный процесс. Для этого исследовали и опыт коллег, прежде всего, из бывших советских республик (Шубаро, 2015).

Переход к ведению образовательной деятельности как оказанию услуги привёл к тому, что высшая школа России была включена в болонскую систему образования, нарушилась преемственность в образовательной сфере, деятельность вузов приобрела прикладной характер, а наука отодвинулась на задний план. Вследствие этого произошёл отказ от принципа историзма, от опыта советской высшей школы. Возобладало подражание западным образцам, что сохраняется в высшем образовании и ныне (Зеер, Степанова, 2023: 77). Но постепенно вузовские работники, понимая необходимость повышения качества профессиональной подготовки специалистов, стали разрабатывать свои приёмы вовлечения студентов в научный поиск (Родионова, 2017). Главным принципом их работы вновь стал принцип историзма. Эволюция отечественной педагогической науки содержит образцы разработки именно российских образовательных форм и использования зарубежного опыта. Достаточно привести в качестве примера первого русского императора, который при всём своём западничестве не чурался и опыта восточного образования, направляя дворянских детей учиться не только в европейские страны, но и в Китай (Кречетова, 1958: 229).

Подобная поисково-педагогическая работа (с учётом изменений молодёжного мировоззрения в условиях рыночной экономики и информационно-коммуникативных технологий) способствует расширению теоретического кругозора, складыванию и развитию у обучающихся навыков активного самостоятельного овладения научными знаниями, «самостоятельной правильной организации своей работы по поиску необходимых материалов и их изучению, по практическому применению полученных в ходе работы знаний и навыков» (Лохонова, 2010), то есть таких навыков, которые приобретаются преимущественно в ходе выполнения исследовательских работ как в процессе учебного труда, так и при проведении внеучебной работы в различных формах. Отдельное место занимает привитие молодым исследователям правил научной этики.

Для профессорско-преподавательского состава Университета при МПА ЕврАзЭС особую важность приобрело формирование комфортной учебно-исследовательской среды, в которой особое внимание уделялось педагогике сотворчества учителя и ученика, ярким представителем которой был К.Д. Ушинский. Первоначально научно-педагогические работники университета естественным образом стремились пользоваться отечественным опытом: ввести в содержание образовательной деятельности последние научные достижения, но вскоре поняли, что этого недостаточно. Во-первых, научные исследования в стране никак не стимулировались1 (даже в 2023 г. наука в России получит от государства менее 1 % ВВП); во-вторых, заниматься научной деятельностью стало сложно, поскольку за это ничего не платили, а для обеспечения финансового благополучия преподавателям приходилось работать одновременно в двух - трёх вузах, поэтому на исследования не хватало времени; в-третьих, как и во всей жизнедеятельности России, в образовании господствовали европоцентристские воззрения. Такие условия серьёзно затрудняли деятельность университета, который изначально ориентировался на евразийское пространство. Но профессорско-преподавательский состав вуза осознавал необходимость учета перехода глобальной экономики на новый мирохозяйственный уклад2, что требовало и подготовки инновационных кадров для всех государств на евразийском пространстве (Искаков, 2020).

В процессе анализа текущей образовательной деятельности выявился тревожный фактор: обучающихся никак не привлекала научная работа. Отметим, что такая же ситуация имела место и в других вузах (Формирование у студентов вузов мотивации к научно-исследовательской деятельности ..., 2012). Реалии жизни в постсоветской России всеми средствами ориентировали молодёжь на достижение материального благополучия, а этого научная деятельность обеспечить молодым специалистам не могла. Требовалось искать иные стимулы для включения обучающихся в научные исследования. Анализ сложившейся ситуации показал, что преподаватели вполне могут использовать в качестве одного из стимулов желание будущих юристов, экономистов, рекламистов, дизайнеров и прочих специалистов получить после окончания университета доходную должность, поскольку многие из обучающихся признали необходимость повышения уровня своей профессиональной подготовки посредством участия в разного рода научных мероприятиях.

Естественно, что профессорско-преподавательский состав университета обратился к созданию вузовской системы вовлечения студентов в проведение исследований: для них постепенно вводились новые формы учебной работы при сохранении традиционных научных кружков, научных обществ и т.п.

Привлекательной формой приобретения новых знаний и навыков практической работы стали научно-учебные семинары. Их характерной чертой является участие представителей научного сообщества, преподавателей, общественных организаций, будущих работодателей, студентов других вузов. Для подобного рода занятий выбирались актуальные темы: «Патриотизм как ценностный ориентир студенческой молодёжи», «Организация медико-психологического обеспечения в период чрезвычайных ситуаций», «Эколого-правовой режим особо охраняемых природных территорий» и др. Научные руководители формулировали такие темы исследования, которые продемонстрировали бы обучающимся необходимость не только пользоваться текстами из сети Интернет, но и обращаться к изданиям прошлых лет, поскольку исторический подход стимулировал у студентов интерес к отечественным исследованиям и давал им возможность овладеть научным русским языком. Выступления на семинарах активно всеми обсуждались. Результаты этих дискуссий использовались в последующем при выполнении рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ.

Студенты учились самостоятельному поиску актуальных научных проблем, умению выступать, вести диалог на специальные темы, защищать свои идеи и предложения, делать выводы, применять новые знания на практике. Безусловно, все это способствует личностному и профессиональному росту будущего специалиста. Постепенно рос интерес студентов к ведению научного поиска. Его результаты стали представляться на других научных мероприятиях, организованных специально для обучающейся молодёжи. Таким образом налаживалось профессиональное общение молодых исследователей из разных стран, что соотносилось с формированием умения работать в многонациональной команде.

Со временем научно-педагогические работники университета приняли во внимание стремление студентов к соревновательности, вследствие чего в институтах и на факультетах были организованы внутривузовские конкурсы научных (творческих) работ. Одним из них стал «Евразийская интеграция и развитие - XXI век», уже много лет проводящийся на юридическом факультете.

1 Сокращение финансирования науки и «план по открытиям» для ученых [Электронный ресурс] // Дзен. Статьи. Новые известия. Ш1_: https://dzen.rU/a/Y--VC2upYig6wBrJ (дата обращения: 25.07.2023).

2 Глазьев С.Ю. Управление развитием систем хозяйствования в государствах Евразии : учебное пособие : в 2 т. СПб., 2020. Т. 1. 368 с.

Представленные на него работы обязательно проходят процедуру открытой защиты, на которую может прийти и высказать своё мнение любой желающий. Здесь же проявляется и приобретается умение этичного научного общения.

Результативность внутривузовских конкурсов стимулировала со временем разработку такого проекта, как Международный конкурс научно-исследовательских и проектно-творческих работ молодых учёных Евразии. Тема его была сформулирована следующим образом: «Наука и творчество: диалог и развитие», что отвечало задачам Всемирного дня культурного разнообразия во имя диалога и развития (ЮНЕСКО).

Важнейшим способом осуществления последовательной работы с обучающимися по вовлечению их в научный поиск стали включение традиционных ценностей в учебно-воспитательный процесс и личностно-ориентированное обучение. Именно работа с каждым из обучающихся в отдельности позволила в дальнейшем организовать их в некие коллективы (иногда в рамках просто учебной группы), которые брали для рассмотрения отдельные аспекты жизнедеятельности стран-участниц регионального интеграционного процесса. Таким образом, двигаясь от единичного, частного к общему, от реферата к выпускной квалификационной работе, от выступления отдельного студента на учебном занятии к научно-учебному семинару в рамках курса, вуза, научно-педагогические работники университета отрабатывали методику мотивирования будущих специалистов к ведению научных исследований. Результатом стали не только межвузовские, но и межстрановые научные студенческие мероприятия. Учитывая рамки данной работы, мы приведём лишь отдельные примеры.

Международные молодёжные мероприятия отражают особенность университета, чья деятельность с самого начала носит евразийский характер. Постоянными стали студенческие научные мероприятия, проводимые в рамках крупной международной площадки «Евразийский научный форум». Участие в разного рода мероприятиях вуза способствовало тому, что студенты университета успешно представляли вуз на конференциях, симпозиумах, конкурсах в других, в том числе и зарубежных, организациях высшего образования. Так, постоянный характер обрело участие студентов Невского института дизайна в международной научно-практической студенческой конференции «Современные знания - в жизнь» в г. Минске, инициатором которой выступает Институт современных знаний им. А.М. Широкова1. Обучающиеся на факультете экономики и таможенного дела активно участвуют в ежегодно проводимом международном форуме «Студенческая научная зима в Бресте» (Республика Беларусь). Таким образом восстанавливается профессиональное общение исследователей разных стран и разных поколений. Заметим, что здесь можно говорить ещё об удовлетворении стремления современной молодёжи к публичности. Кропотливое воспитание в обучающихся интереса к научному поиску (с учётом их возрастной психологии) получило результат в виде постоянного роста числа молодых исследователей. Например, если 15 лет назад в мероприятиях Евразийского научного форума участвовали 1-2 студента, то теперь их число превышает 30 % от общего состава участников мероприятия.

Особо следует отметить обязательную публикацию научных работ студентов в разного рода сборниках. Увеличение числа публикаций молодых учёных является одним из важных результатов разнообразной научно-организационной деятельности университета. Активное научное руководство со стороны профессорско-преподавательского состава оказало воздействие на совершенствование качества студенческих работ. Показателем такого повышения качества могут служить также успехи обучающихся в университете на различных конкурсах, олимпиадах, иных научных мероприятиях. Проблемы научного руководства стали темой исследований в современной педагогической науке (Вопияшина, Пшеничнова, 2017).

Эффективность такой работы продемонстрировали, например, преподаватели факультета бизнес-коммуникаций Н.П. Кирсанова и О.Б. Кузьминых. Их подопечные, обучающиеся по направлению «Туризм», стали дипломантами IV Всероссийской олимпиады по сервису и туризму. В ней приняли участие более 6 тыс. студентов и школьников из 58 регионов Российской Федерации и 13 других государств. Студенты университета получили: С. Ильина - диплом победителя II степени, К. Ильина и М. Черняев - дипломы победителей III степени.

Научные руководители поддерживают и международные контакты между молодыми исследователями. Так, в апреле 2021 г. в Карагандинском университете имени академика Е.А. Буке-това на Международной дистанционной олимпиаде по специальности «Маркетинг» команда студентов факультета бизнес-коммуникаций по руководством И.Г. Дашевской заняла третье место (среди 25 коллективов из Республики Казахстан, России и Украины).

Работа с обучающимися постоянно варьируется и модернизируется. В 2021 г. университет инициировал новый научно-издательский проект «Учитель - Ученику», посвящённый родоначальнику русской научной педагогики К.Д. Ушинскому. Цель проекта - оказание научно-методической

1 Университет при МПА ЕврАзЭС является соорганизатором конференции.

- 80 -

помощи обучающимся в расширении профессионального кругозора и повышении квалификации посредством ознакомления с исследованиями сотрудников университета (их научные статьи разных лет образуют специальные сборники)1. Одновременно такие издания стимулируют совместную научную деятельность преподавателей и обучающихся, возрождают межпоколенные научные взаимоотношения, пробуждают у студентов желание читать специальную литературу.

В разгар пандемии коронавирусной инфекции университет инициировал проведение международной научно-практической школы молодых учёных Евразии «Научная весна». Впервые она состоялась в заочной форме, количество её участников превысило 50 чел. Были изданы два тома научных работ молодых учёных из евразийских государств2.

Вторая «Научная весна» проводилась в 2023 г. в очно-заочной форме. Поскольку развитие туристической деятельности на евразийском пространстве вошло в стратегические направления развития евразийской интеграции, определенные до 2025 г.3, темой ее стали актуальные проблемы эволюции индустрии туризма и гостеприимства в евразийских государствах. Стремление к достижению полноты и целостности познания явлений и процессов в современном мире обусловило преобладание при разработке программы мероприятия трансдисциплинарного подхода, который в последние годы находит всё более широкое применение в науке и образовании (Кре-жевских, 2020). Мы поддерживаем тезис И.А. Колесниковой о том, что знание о том, как воспитывать и учить человека, изначально трансдисциплинарно, поскольку педагогика объединяет в себе черты философии, религии, науки, ремесла, искусства, техники, народной мудрости (Колесникова, 2014). Благодаря его применению работа международной научно-практической школы молодых учёных Евразии подразделялась на дни, получившие каждый своё название: науки, туризма, гостеприимства, русского языка, традиционных ценностей. Для каждого дня было также принято деление на теоретическую и практическую части.

Мы кратко охарактеризуем процесс проведения занятий в рамках этого мероприятия, потому что в нём сочетались формы, приёмы и методы обучения молодых учёных, применявшиеся в прошлом и появившиеся в последние годы; очное и заочное (дистанционное) участие, доклады и сообщения; проявлялось единство теории и практики, происходили профессиональные диалоги участников школы, принадлежащих разным поколениям исследователей; привлекались представители сопредельных отраслей научного знания и различных направлений образовательной деятельности вузов. Особую роль сыграло применение информационно-коммуникативных технологий, предусматривалось совершенствование навыков их использования.

Открывалось мероприятие лекциями ведущих специалистов Евразии, в текстах которых нашли отражение самые злободневные проблемы. Так, например, в День науки большой аналитический доклад на тему «К вопросу обоснования сущности геополитики многополярного мира в контексте современной международной обстановки и установления социокультурных контактов между евроазиатскими народами» сделал Н.В. Карпиленя4. В День туризма прозвучало содержательное сообщение Д.В. Морозова, директора Национального агентства по туризму Республики Беларусь, охарактеризовавшего некоторые вопросы формирования туристических маршрутов в стране. День русского языка был организован как научное мероприятие Года русского языка в странах СНГ. Слушателей и других участников заседания увлёк своим фееричным выступлением на тему «Русский язык в поликультурном мире» В.А. Ефремов5. Его доклад принял форму профессионального полилога со слушателями и гостями школы. Завершился День русского языка художественно выполненной презентацией «Великий и могучий русский язык...» А.А. Метель и Г.П. Пиркулыевой - преподавателей Центра социальных технологий Университета при МПА ЕврАзЭС. Такая презентация отвечала ещё одной задаче мероприятия: ввести художественный компонент в подготовку специалистов для осуществления туристической деятельности в евразийских государствах, что имело истоком науку этнопедагогику (Спирина, 2021). Дальнейшее развитие это направление в работе школы получило в сообщениях студентов Невского института дизайна Университета при МПА ЕврАзЭС и Института современных знаний имени А.М. Широкова (Республика Беларусь).

1 Орешкин В.Г. Гуманитарные этюды : сборник работ. СПб., 2021. 174 с.; Карцева А.А. Социально-экономическое развитие национально-культурных традиций сельских территорий : сборник работ. СПб., 2022. 208 с.

2 Научная весна молодых учёных Евразии : в 2 ч. / под ред. М.Ю. Спириной. СПб., 2021. Ч. 1. 250 с. ; Ч. 2. 228 с.

3 О стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года : решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.12.2020 № 12 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4 Николай Васильевич Карпиленя - профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин государственного учреждения образования «Институт пограничной службы Республики Беларусь», доктор военных наук, профессор; действительный член Академии военных наук Российской Федерации.

5 Валерий Анатольевич Ефремов - заведующий кафедрой русского языка Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, доктор филологических наук, профессор.

Значимое место в работе школы отвели практическим работникам, уже имеющим опыт единения науки и практики. Символом его стало открытие работы школы Н.М. Гвичия, заместителем председателя Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга. Ярким спичем приветствовал слушателей и гостей Д.А. Павлович, заместитель главы администрации Пушкинского района1. Его рассказ о новых дестинациях Царского Села значительно расширил представление слушателей об этом районе Санкт-Петербурга.

В День гостеприимства заседание вела В.Ю. Кичова, генеральный директор проекта «Неделя свадебной моды в Санкт-Петербурге», член правления АОМ «События и Проекты». Неподдельный интерес слушателей вызвало выступление О.А. Зубовой, руководителя по работе с ключевыми клиентами ООО «Воздушные ворота "Северной столицы"» на тему «Авиаперевозки как часть индустрии гостеприимства. Смещение фокуса развития - стратегия 2023». Она с разных сторон охарактеризовала пример формирования научного обоснования производственной деятельности аэропорта Пулково и раскрыла возможности внедрения результатов научного поиска в повседневную жизнь предприятия.

Естественно, при подготовке программы школы не остался без внимания и воспитательный аспект. В связи с этим С.А. Вишнякова2, например, избрала для освещения проблему «Воспитание патриотизма и гражданственности на занятиях по русскому языку и культуре речи».

День 28 апреля был посвящён традиционным ценностям. Туристическая деятельность тесно связана с необходимостью сохранения национальной идентичности и национального самосознания евро-азиатских народов (Ланина, 2022). Опора на традиционные ценности обеспечивает эффективное и устойчивое социально-экономическое развитие евразийских государств, поскольку традиционные ценности, сохранившиеся в культуре евроазиатских народов, содержат богатейший потенциал для дальнейшей эволюции этих этносов, и следует настоятельно рекомендовать включить их как важнейший фактор в современное профессиональное образование. Этот день открылся докладом Н.М. Калашниковой, заведующей отделом этнографии Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы Российского этнографического музея, «Фестивали народного искусства в событийном туризме»3. Её высокопрофессиональное, аналитическое и творческое выступление украсили примеры из практического применения результатов научного поиска автора в организации специализированных выставок в Российском этнографическом музее. Таким образом, слушателям школы были представлены новые примеры соединения науки и практики в музейном деле и современной разновидности туристической деятельности - событийном туризме.

Для расширения знаний собравшихся о научном компоненте туризма в программу работы школы входило ознакомление с одним из мало известных молодёжи видов путешествий - научным туризмом. О деятельности Комиссии научного туризма Русского географического общества рассказал её глава - С.В. Голубев, много лет организовывающий экспедиции по поиску колоколов Соловецкого монастыря. Слушателям школы была предоставлена редчайшая возможность посмотреть небольшой авторский фильм об одной из таких сложнейших экспедиций.

Каждодневный ход мероприятий строился таким образом, чтобы их участники получали новые знания, ориентировались на традиционные ценности, обретали интерес к включению науки в свою будущую практическую работу. Новой чертой их взаимодействия стало сочетание очной и дистанционной форм общения непосредственно при обсуждении той или иной конкретной задачи.

В процессе работы в рамках школы творческих мастерских слушатели получали домашние задания для самостоятельного выполнения (например, творческая мастерская Т.А. Сорвиной4 «Проектные инициативы молодёжи как фактор регионального интеграционного процесса на евразийском пространстве: особенности разработки и реализации»). Их целями явились: обучение умению осуществлять проектную деятельность, проверка результатов, предоставление слушателям возможности проявить самостоятельность и творчество при решении текущих учебных заданий. При этом учитывалось, что формирование креативной личности современными нормативными документами, касающимися работы российской общеобразовательной школы, включается в число приоритетных задач обучения и воспитания (Креативность для каждого: внедрение развития навыков XXI в. в практику российских школ ..., 2018).

1 Школа работала в новом учебном корпусе университета в Царском Селе.

2 Светлана Алексеевна Вишнякова - профессор межфакультетской кафедры социально-гуманитарных дисциплин Университета при МПА ЕврАзЭС, доктор педагогических наук, профессор, вице-президент Петровской академии наук и искусств.

3 Наталия Моисеевна Калашникова - доктор культурологии, профессор; заслуженный деятель науки РФ, член Союза художников России, член Международного совета музеев, член Европейской текстильной ассоциации, эксперт по культурным ценностям РФ.

4 Таисия Андреевна Сорвина - начальник научно-образовательного отдела Центра креативных технологий Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, кандидат экономических наук, доцент.

В ходе проведения мероприятий школы имели место и неожиданные события. Своего рода сюрпризом для организаторов оказалось активное участие научных руководителей слушателей в дискуссиях, обсуждениях, иных формах общения. После докладов Д.В. Морозова и О.Б. Кузьминых, начальника учебно-методического отдела АНО ВО «Университет при МПА ЕврАзЭС», произошло преобразование занятия в своеобразное рабочее совещание, участники которого в результате достигли договорённости о совместной деятельности по осуществлению инновационного проекта университета «Жемчужное ожерелье Евразии».

Сообщения слушателей школы отличались разнообразием тематики. Научные доклады отражали сложность развития туристической отрасли в ряде евразийских стран, таких как Белоруссия, Казахстан, Россия, Таджикистан. Назовём лишь некоторые темы: «Роль Казахстана в туристическом развитии Прикаспийского региона» (Р. Акимова), «Паломнический туризм как средство единения русской диаспоры на евразийском пространстве» (Е. Егорова), «Пути усиления государственной поддержки в развитии туристической отрасли» (Ж. Тарбанова), «Замок Пусловских как арт-объект» (С. Борисова), «Развитие туризма на Дальнем Востоке в условиях регионального интеграционного процесса» (О. Цеделенкова) и др.

Университет при МПА ЕврАзЭС внимательно проанализировал рабочий процесс проведенного мероприятия, многие его нововведения будут использованы в очередной международной научно-практической школе молодых учёных Евразии «Научная весна», которая состоится через два года - в 2025 г.

Заключение. Анализ деятельности научных и научно-педагогических работников Университета при МПА ЕврАзЭС показал, что они добились определённых успехов в мотивировании обучающихся к ведению научного поиска. У значительной части студентов проявился интерес к участию в конференциях, подготовке статей для публикации в изданиях университета и других вузов. Исследовательская деятельность молодых учёных активизировалась и расширилась, что проявилось, в частности, в увеличении числа участников научных мероприятий и их публикаций. Укрепились международные научные контакты вузовской молодёжи, начато осуществление проекта молодёжного интеграционного клуба «Содружество». Можно отметить повышение престижа научно-исследовательской деятельности в вузовской среде, формирование и стимулирование у студентов стремления к инновационной деятельности, что свидетельствует о повышении личностного уровня их профессиональной подготовки.

В университете сложилась эффективная система исследовательской работы обучающихся, которая, помимо студенческих научных обществ, кружков, постоянно приобретает новые формы, способствующие повышению качества профессионального обучения и воспитания. Тематика научных работ, выполняемых студентами, отличается новизной и отвечает потребностям современного социума в части обеспечения рынка труда квалифицированными специалистами, а потребительского рынка - изделиями, отвечающими запросам граждан. Темы исследований стали более актуальными, приобрели историческую основу, обращены на разработку текущих проблем эволюции интеграционных процессов на евразийском пространстве, межрегионального и международного взаимодействия по расширению научного сотворчества обучающихся в разных странах Большой Евразии; анализ текущих проблем будущей профессиональной деятельности. Ожидается активизация работы над проектом туристического маршрута «Жемчужное ожерелье Евразии», который привлёк внимание Евразийской экономической комиссии.

Успешным является осуществляемое преподавателями университета научное руководство исследовательской и творческой деятельностью студентов, что находит своё отражение в проведении разного рода конкурсов и организации мероприятий международной научно-практической школы молодых учёных Евразии. Особо отметим, что «Научная весна - 2023» произвела большое впечатление на слушателей, их научных руководителей и может стать образцом для проведения подобных мероприятий в других странах евразийского пространства.

Дальнейшего развития требует включение этнопедагогических методов в профессиональное образование специалистов в сфере туризма и гостеприимства, а также введение в содержание образовательной программы традиционных ценностей евро-азиатских народов.

Список источников:

Вопияшина Я.А., Пшеничнова И.В. Проблемы становления научной мотивации студентов-первокурсников // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 4-5. С. 679-681.

Зеер Э.Ф., Степанова Л.Н. Акмеологическая технология прогнозирования индивидуальных профессионально-ориентированных траекторий развития личности студентов // Образование и наука. 2023. Т. 25, № 6. С. 69-98. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-6-69-99.

Искаков И.Ж. Инновационные кадры Евразии: проблемы подготовки // Евразийство: теоретический потенциал и практические приложения. Барнаул, 2020. С. 30-34.

Колесникова И.А. Трансдисциплинарная стратегия непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. 2014. № 4 (8). С. 1-23.

Креативность для каждого: внедрение развития навыков XXI в. в практику российских школ / Н.А. Авдеенко [и др.] // Вопросы образования. 2018. № 4. С. 282-304. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2018-4-282-304.

Крежевских О.В. Трансдисциплинарный подход в науке и образовании // Философия образования. 2020. Т. 20, № 4. С. 32-47. https://doi.org/10.15372/PHE20200403.

Кречетова М.Н. Из истории торговых отношений России и Китая в XVII-XVIII веках // Труды Государственного Эрмитажа : в 117 т. СПб., 1958. Т. 2. С. 226-238.

Ланина Е.Е. Развитие евразийского туризма и сохранение социокультурной памяти // Россия: Тенденции и перспективы развития : в 3 ч. М., 2022. Ч. 3. С. 455-457.

Лохонова Г.М. Научно-исследовательская работа студентов вуза как компонент профессиональной подготовки будущих специалистов // Актуальные проблемы современной педагогики : в 2 ч. Новосибирск, 2010. Ч. 2. С. 81-85.

Родионова И.В. Практика формирования интереса к научным исследованиям у студентов экономического вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. № Т3. С. 238-247.

Спирина М.Ю. Об актуализации древних гуманитарных технологий в современном образовании // МАЫЕКО. 2021. № 1. С. 106-116.

Формирование у студентов вузов мотивации к научно-исследовательской деятельности / Е.В. Реутов [и др.] // Среднерусский вестник общественных наук. 2012. № 4-1 (25). С. 59-64.

Шубаро О.В. Формирование мотивации студентов к научно-исследовательской деятельности // Взаимосвязь научно-исследовательской деятельности и педагогического процесса в высшей школе. Минск, 2015. С. 58-61.

References:

Avdeenko, N. А., Denishcheva, L. О., Krasnyanskaya, K. А., Mikhaylova, A. M. & Pinskaya, M. А. (2018) Creativity for Everyone: Integrating the 21st Century Skills in Russian Schools. Educational Studies Moscow. (4), 282-304. Available from: doi:10.17323/1814-9545-2018-4-282-304. (In Russian).

Iskakov, I. Zh. (2020) Innovatsionnye kadry Evrazii: problemy podgotovki [Innovative personnel of Eurasia: problems of training]. In: Evraziistvo: teoreticheskiipotentsial i prakticheskie prilozheniya. Barnaul, рр. 30-34. (In Russian).

Kolesnikova, I. A. (2014) Transdisciplinary Strategy of Lifelong Education Research. Nepreryvnoe obrazovanie:XXI vek. (4 (8)), 1-23. (In Russian).

Krechetova, M. N. (1958) Iz istorii torgovykh otnoshenii Rossii i Kitaya v XVII-XVIII vekakh [From the history of trade relations between Russia and China in the XVII-XVIII centuries]. Trudy Gosudarstvennogo Ermitazha. Vol. 2. St. Petersburg, рр. 226-238. (In Russian).

Krezhevskikh, O. V. (2020) Тransdisciplinary Approach in Science and Education. Philosophy of Education. 20 (4), 32-47. Available from: doi:10.15372/PHE20200403. (In Russian).

Lanina, E. E. (2022) Razvitie evraziiskogo turizma i sokhranenie sotsiokul'turnoi pamyati [Development of Eurasian tourism and preservation of socio-cultural memory]. In: Rossiya: Tendentsiiiperspektivy razvitiya. Vol. 3. Moscow, рр. 455-457. (In Russian).

Lokhonova, G. M. (2010) Nauchno-issledovatel'skaya rabota studentov vuza kak komponent professional'noi podgotovki budushchikh spetsialistov [Research work of university students as a component of professional training of future specialists]. In: Aktual'nye problemy sovremennoi pedagogiki. Vol. 2. Novosibirsk, рр. 81-85. (In Russian).

Reutov, E. V., Kolpina, L. V, Reutova, M. N. & Shiyanova, E. N. (2012) Formirovanie u studentov vuzov motivatsii k nauchno-issledovatel'skoi deyatel'nosti [Formation of motivation for research activities among university students]. Central Russian Journal of Social Sciences. (4-1 (25)), 59-64. (In Russian).

Rodionova, I. V. (2017) Praktika formirovaniya interesa k nauchnym issledovaniyam u studentov ekonomicheskogo vuza [The practice of forming interest in scientific research among students of an Economic University]. Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal «Kontsept». (T3), 238-247. (In Russian).

Shubaro, O. V. (2015) Formirovanie motivatsii studentov k nauchno-issledovatel'skoi deyatel'nosti [Formation of students' motivation for research activities]. In: Vzaimosvyaz' nauchno-issledovatel'skoi deyatel'nosti i pedagogicheskogo protsessa v vysshei shkole. Minsk, рр. 58-61. (In Russian).

Spirina, M. Yu. (2021) Ob aktualizatsii drevnikh gumanitarnykh tekhnologii v sovremennom obrazovanii [On the actualization of ancient humanitarian technologies in modern education]. MANEKO. (1), 106-116. (In Russian).

Vopiyashina, Yа. A. & Pshenichnova, I. V. (2017) Problems of Formation of Scientific Motivation among First-Year Students. Mezhdunarodnyi studencheskii nauchnyi vestnik. (4-5), 679-681. (In Russian).

Zeer, E. F. & Stepanova, L. N. (2023) Acmeological Technology of Forecasting Individual Professional-Oriented Trajectories of Students' Personality Development. Education and Science Journal. 25 (6), 69-98. Available from: doi:10.17853/1994-5639-2023-6-69-99. (In Russian).

Информация об авторах Е.Е. Ланина - кандидат философских наук, первый проректор Университета при Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС, Санкт-Петербург, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=364690

М.Ю. Спирина - кандидат исторических наук, проректор по научной работе Университета при Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС, Санкт-Петербург, Россия. https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=668512

Вклад авторов:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Е.Е. Ланина - анализ материала для выработки основных направлений работы с обучающимися из евразийских государств, написание части текста статьи, участие в мероприятиях, формулирование ряда выводов об итогах проделанной работы.

М.Ю. Спирина - концепция исследования; выбор методологии; написание части текста статьи, научное редактирование, участие в мероприятиях, формулирование ряда выводов; исправления на основании рецензий.

Конфликт интересов:

авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors E.E. Lanina - PhD in Philosophy, First Vice-Rector, University associated with IA EAEC, St. Petersburg, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=364690

M.Yu. Spirina - PhD in History, Vice-Rector for Research, University associated with IA EAEC, St. Petersburg, Russia.

https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=668512

Contribution of the authors: E.E. Lanina - analysis of the material for developing the main directions of work with students from the Eurasian states, writing part of the text of the article, participating in events, formulating a number of conclusions about the results of the work done.

M.Yu. Spirina - research concept; selection of methodology; writing part of the text of the article, academic editing, participation in activities, formulation of a set of conclusions; corrections based on reviews.

Conflicts of interests:

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 13.06.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 11.07.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 25.07.2023.

Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.