Научная статья на тему 'Наука как фактор эволюции интеграционных процессов'

Наука как фактор эволюции интеграционных процессов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛЬШАЯ ЕВРАЗИЯ / НАУКА / ОБРАЗОВАНИЕ / НАУЧНЫЕ ЦЕНТРЫ / ФОРУМЫ / НАУЧНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Спирина Марина Юрьевна, Торопыгина Анастасия Андреевна

В статье авторы рассматривают различные аспекты научной деятельности образовательных учреждений, научно-исследовательских институтов, различных организаций в процессе развития интеграцион- ных процессов на евразийском пространстве. Подчеркнута роль науки в эволюции мировой цивилизации и культуры. Охарактеризовано значение научной деятельности как фактора дальнейшего развития региональной интеграции в условиях глобализационных процессов и кризисов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наука как фактор эволюции интеграционных процессов»

М.Ю. Спирина, А.А. Торопыгина

Наука как фактор эволюции интеграционных процессов

Science as a factor in the evolution of the integration process

Спирина Марина Юрьевна

Санкт-Петербург, Российская Федерация Проректор по научной работе Межрегионального института экономики и права при МПА ЕврАзЭС,

кандидат исторических наук mus931@inbox.ru

Spir iim Marina Y.

Saint-Petersburg,

Russian Federation

Interregional Institute of Economics

and Law with IPA of the EurAsEC

Vice rector for Research,

Ph.D.

mus931@inbox.ru

Торопыгина Анастасия Андреевна

Санкт-Петербург, Российская Федерация Заместитель директора Центра евразийской интеграции при МПА ЕврАзЭС

Toropygina Anastasia Andreevna

Saint-Petersburg,

Russian Federation

Center for Eurasian integration with

IPA of the EurAsEC,

Deputy director

anastasiaat@list.ru

Аннотация: В статье авторы рассматривают различные аспекты научной деятельности образовательных учреждений, научно-исследовательских институтов, различных организаций в процессе развития интеграционных процессов на евразийском пространстве. Подчеркнута роль науки в эволюции мировой цивилизации и культуры. Охарактеризовано значение научной деятельности как фактора дальнейшего развития региональной интеграции в условиях глобализационных процессов и кризисов. Summary: In this article the authors discuss the various aspects of the scientific activities of educational institutions, research institutes, various organizations in the development of integration processes in the Eurasian space. The role of science in the evolution of world civilization and culture is emphasized. The value of scientific activity as a factor in the further development of regional integration in the conditions of globalization and different crises is characterized. Ключевые слова: Большая Евразия; наука; образование; научные центры; форумы; научное взаимодействие.

Keywords: Large Eurasia; science; education; research centers; forums; scientific cooperation.

В эволюции евразийской интеграции все яснее проявляется необходимость формирования научного обоснования интеграционных процессов на евразийском пространстве. Фактор науки в этих процессах, происходящих на фоне глобализационных явлений в мировом и региональных масштабах, составляет отдельную проблему научного поиска и практической деятельности. Евразийская интеграция сегодня требует не только политико-экономического рассмотрения, но и концептуально-идеологического подхода. Современные ученые считают, что евразийство следует рассматривать как мощную и синтетическую научно-философскую форму, у истоков которой стояли М.В. Ломоносов с его верой в Русь Азиатскую и А.С. Пушкин с трактовкой Руси Великой как собора славянских, тюрко-монгольских, угро-финских и палеоазиатских народов Севера. А.В. Иванов выделяет в качестве научных аргументов в пользу теории о существовании единого евразийского культурного пространства нерасторжимость общей истории, многочисленные факты мифологических, религиозных, языковых и бытовых культурных заимствований, а также психологическую комплементарность и общность ценностных установок евразий-

ских народов (трудолюбие, почитание Земли, семьи, нестяжательство, нацеленность на сотрудничество, а не на соперничество и т.д.)1. Необходимость разработки этой важнейшей научной проблемы евразийской интеграции подчеркнул и С.Ю. Глазьев в своем докладе Изборскому клубу2.

Для евразийских государств одним из актуальных направлений развития науки предстает формирование тесной научной кооперации между всеми участниками интеграционных процессов. Современное ее состояние образно определено следующим высказыванием: «Все говорят о необходимости синтеза знаний, но мало кто может сказать, как это сделать, и каждый продолжает копать свою шахту в гранитных научных пластах»3. По мнению С.Ю. Глазьева, деятельность по развитию евразийского интеграционного процесса, вне всякого сомнения, нуждается в серьезной научной экспертизе и исследовательской работе4. В целях качественной организации и координации такой работы создан целый ряд научных центров, из которых назовем Научный центр евразийской интеграции в системе РАН, Центр интеграционных исследований при Евразийском банке развития, Центр евразийской интеграции при МПА ЕврАзЭС (на базе Межрегионального института экономики и права при МПА ЕврАзЭС). Наличие у МИЭП при МПА

1 Иванов А.В. Евразийство - идеологическая конструкция или цельное национально-государственное мировоззрение? // Евразийство: теоретический потенциал и практические приложения: материалы Пятой Всеросс. научно-практ. конференции (с международным участием) (г. Барнаул, 28-29 июня 2010 г.) / под ред. В.Я. Баркалова, А.В. Иванова. - Барнаул: изд-во АГАУ, 2010. - 431 с. С. 19.

2 Глазьев С.Ю. Перспективы Единого экономического пространства и Евразийского союза [Электронный ресурс] URL: http://trueinform.ru/modules.php?n ame=News&file=article&sid=23913 (дата обращения 06.07.2014)

3 Современное состояние науки управления [Электронный ресурс] URL: http://rudocs.exdat.com/docs/ index-162761.html (время обращения 27.12.2012)

4 Вступительное слово [Электронный ресурс]

URL: http://www.eaisc.org/node/50 (дата обращения 06.07.2014)

ЕврАзЭС большого числа партнеров (вузов и научных центров) позволяет вводить в научный оборот на евразийском пространстве достижения континентальной науки в самых разных отраслях научного знания и активизировать научное взаимодействие.

В сегодняшнем мире наука приобретает особую роль. Она выступает одновременно источником инноваций и экономического роста, одним из важнейших факторов повышения качества жизни и обеспечения безопасности государства. Нельзя при этом забывать и о значении науки для развития самого человека и человеческого общества. Жизнь современной человеческой цивилизации невозможна без научных достижений, использование которых пронизывает все сферы деятельности людей, от повседневных забот до всемирных проблем третьего тысячелетия.

Развитие науки является определяющей основой для жизнедеятельности государств. Никакая модернизация и инновационное развитие страны невозможны без соответствующего научного сопровождения. И сегодня наука сохраняет свое главное предназначение - увеличение знаний человека об окружающем мире, самом человеке и человеческом обществе. Современные исследователи отмечают также возрастание роли науки в улучшении качества жизни людей. Актуальные научные знания становятся основным фактором обеспечения экономического роста различных евразийских государств в условиях устойчивого развития. «Ценность создается не только капиталом и трудом. В равной мере необходимо для создания предмета ценности и творчество. <...> Этим сознательным и бессознательным творчеством проникнута вся экономическая жизнь, и без него она столь же верно обречена на погибель, как без капитала и без труда»5. Носители научных знаний как эксперты способствуют принятию адекватных решений в разнообразных сферах человеческой деятельности, во взаимодействии на региональном, национальном и международном уровнях.

5 Развитие представлений В.И. Вернадского о ноосфере. М.: Философское общество СССР, Общественный институт ноосферы, 1991. 193 с. С. 546.

После распада СССР наука в новых независимых государствах оказалась в сложном положении по целому ряду причин. Главными из них стали нарушение целостности научного взаимодействия и недостаточность финансирования, связанные с переориентацией на прикладные исследования при минимальном финансовом обеспечении развития фундаментальной науки. Новые евразийские государства основное внимание стали уделять развитию сотрудничества с учеными европейских стран и США, но не России. Развитие науки во многом определяет позитивный имидж страны, ее можно рассматривать как своеобразное средство «мягкой силы» в геополитике6. Наука и ее эволюция способствуют любому евразийскому государству занять достойное место в интеграционных процессах и стать активным участником региональной интеграции в условиях жесткой глобальной конкуренции.

Наука понимается как часть культуры в широком ее значении (М.С. Каган, Э.С. Мар-карян). Наука являет собой интегратора общества (социальный фактор сплочения людей), что особенно важно не только для формирования национального единства в условиях полиэтничности и поликонфессиональности большинства новых евразийских государств, но и формирования единого культурного евразийского пространства. Современная наука должна приобрести актуальный характер, прежде всего, вследствие утверждения принципа трансдисциплинарности, глубокой исторической обоснованности, тесной связи с практикой, учета географического фактора (Л.Н. Гумилев). Для дальнейшего развития интеграционных процессов на евразийском пространстве необходима новая евразийская философия, учитывающая историческое евразийство (труды Н.Н. Алексеева, Г.В. Вернадского, Л.П. Карсавина, А.А. Ливена, П.Н. Савицкого, П.П. Сувчинского, Н.С. Тру-

6 Велихов Е.П. Доклад о состоянии науки в Россий-

ской Федерации // [Электронный ресурс] URL: http:// www.ecolife.ru/zhurnal/articles/10472/ (дата обращения 15.09.2013)

бецкого, Г.В. Флоровского, М.В. Шахматова, Р.О. Якобсона), исследования Н.Н. Моисеева, А.С. Панарина, В.В. Кожинова, Л.Н. Гумилева, а также практическое евразийство Н.А. Назарбаева, В.В. Путина, А.Г. Лукашенко.

Каждое евразийское государство должно придерживаться триады единения науки, образования и промышленности, ибо экономика, определяемая сегодня как главный вектор региональной интеграции, может активно развиваться, прежде всего, за счет инновационных, высокотехнологичных, наукоемких отраслей. Однако, чисто экономическими интересами ограничиваться нельзя. Для полноценного развития такого притягательного проекта, как евразийская интеграция, необходимо обеспечение ее научного сопровождения в самых разных отраслях науки. Так, например, без науки невозможно понять глубокие традиции и историю евразийских народов, их взаимоотношения друг с другом, нельзя правильно осознать происходящие сегодня в них социальные, политические и иные процессы и прогнозировать будущее новых независимых государств и ЕАЭС.

В большинстве современных государств, по мнению ряда ученых, наука сегодня выступает, с одной стороны, как мощный и эффективный инструмент достижения деловых и политических целей, с другой - как чрезвычайно выгодный товар глобального характера. Необходимым условием ее активного развития является наличие системы научных грантов, которая служит результативным средством отбора перспективных проектов и одновременно позволяет осуществлять жесткий контроль уровня научно-исследовательских работ. Грантовое финансирование предназначено обеспечивать поддержку активно работающих научных коллективов, поскольку уровень развития науки является одним из важных показателей уровня развития государства в целом, определяет международный престиж страны. Развитие евразийской грантовой системы представляется важным направлением социоэкономи-

ческой деятельности в будущем Евразийском экономическом союзе.

Отдельное место занимают научные достижения в осуществлении образовательной деятельности на ее различных уровнях. Современное образование обязательно должно обладать научной основой. В отличие от науки, которая интернациональна по сути, образованию необходимо оставаться, прежде всего, национальным. В.И. Вернадский, много занимавшийся проблемами высшей школы и не чуравшийся идей евразийства, писал: «Долго нельзя задерживать жизнь живой страны и живого народа в рамках, не отвечающих его национальному самосознанию»7. В новых независимых государствах на два десятилетия практически забыли о воспитании, а без воспитания нет и образования. Вспомним слова Пушкина о том, что воспитание, точнее сказать, отсутствие воспитания есть «корень всякого зла». Более резко, но точно звучит высказывание Д.И. Менделеева о том, что «обучение без воспитания -это меч в руках сумасшедшего».

В современном мире все более распространенной становится мысль, что выход из тупиков прогресса и кризиса техногенной цивилизации надо искать не вне человека, а в самом человеке. Современные исследователи выделяют идею нового глобального мышления и идею первостепенной значимости внутренних качеств человека для осуществления социальной реконструкции общества. Воспитать человека будущего Евразийского союза в условиях антропологического кризиса можно будет только при условии создания целостного научно-образовательного пространства.

Сегодня необходимость возродить культ знаний становится все более и более насущной. Бесчисленные телевизионные шоу-дискуссии стали основным «источником знаний» для большинства населения. Они

создают у участников и зрителей иллюзию причастности к решению сложных научных, технических, политических и других проблем и одновременно уверенность в том, что решать такие проблемы может каждый, независимо от имеющегося у него образования и опыта практической работы. Таким образом происходит разрушение авторитета профессионального знания. Отсутствие высокого профессионализма вызывается невозможностью получения истинно научного знания и отсутствием его в содержании учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях. Особенно остро эта проблема ощущается в профессиональном образовании. Проблема может решиться только разработкой педагогической наукой качественно новой модели вузовского образования, основанной на междисциплинарном подходе, преемственности разноуровневых образовательных программ, сетевых технологий, системе прямых и обратных связей вузов, академических институтов и промышленных предприятий. Актуален и сегодня вывод В.И. Вернадского о том, что интеграция различных ступеней образования необходима для достижения организации научной исследовательской работы человечества8. Эта работа имеет своей целью изучение различных сторон жизни всего человечества в прошлом, настоящем и будущем, что, безусловно, необходимо для развития современных интеграционных процессов. Без использования исторического опыта нет будущего. Во время видеомоста «Минск-Москва»: «Евразийский выбор: Беларусь-2014» представитель белорусской науки определил ЕАЭС как укрепление генетического исторического кода9.

Идея евразийской интеграции в науке

7 Вернадский В.И. Начало и вечность жизни / сост., вступ. ст., коммент. М.С. Бастраковой, И.И. Моча-лова, В.С. Неаполитанской. М.: Сов. Россия, 1989. 704 с. (Публицистика классической отечественной науки) С. 249.

8 Вернадский В.И. Начало и вечность жизни / сост., вступ. ст., коммент. М.С. Бастраковой, И.И. Моча-лова, В.С. Неаполитанской. М.: Сов. Россия, 1989. 704 с. (Публицистика классической отечественной науки) С. 260.

9 Белорусский ученый: В евразийской интеграции наступает «время больших смыслов» [Электронный ресурс] URL: http://belarus.regnum.ru/news/1815057. html (дата обращения 18.08.2014)

ярко отразилась в появлении в России регулярно проводимых специализированных евразийских научно-организационных мероприятий (конференций и форумов) на Алтае, в Татарстане и Санкт-Петербурге. Каждое из этих мероприятий имеет оригинальный характер, но вместе образуют, можно сказать, единое научное пространство, а поскольку организаторами выступают образовательные учреждения - Алтайский государственный университет, Казанский (Приволжский) федеральный университет и Межрегиональный институт экономики и права при МПА ЕврАзЭС (вкупе с Санкт-Петербургским научным центром РАН), то можно говорить о научно-образовательном взаимодействии (интеграции).

Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «Евразийство: теоретический потенциал и практические приложения» проводится в Барнауле один раз в два года. По своему содержанию эта конференция демонстрирует уровень теоретического освоения евразийского наследия, с особым упором именно на историю и научные основы евразийской теории как феномена отечественной философской и социально-политической мысли. В ее работе все большее место занимают практические аспекты евразийства, что полностью отвечает потребностям современного евразийского пространства.

На базе Приволжского федерального университета проходит в г. Казани Евразийский научный форум. Непосредственным организатором мероприятия выступает Центр евразийских и международных исследований Университета, созданный в 2006 г. Каждый год меняется тематика научного мероприятия. Оно собирает ученых, университетских преподавателей, общественных деятелей, специалистов из регионов России и зарубежья (Ирана, Турции, других исламских стран). В работе казанского форума реальной становится интеграция славянских и тюркских народов.

Однако, нельзя забывать, что развитие

научных исследований в новых независимых государствах происходит на фоне интеграции мировых научных процессов, которая определяется сегодня как основа общественного прогресса. Решению проблемы научно-образовательного взаимодействия ученых и работников высшей школы, интеграции научно-исследовательской деятельности в евразийских странах особенно способствует Евразийский научный форум, ежегодно проводимый в Санкт-Петербурге. В каждом таком форуме принимают участие до 500 представителей науки, образования, бизнеса и власти из таких государств, как Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Латвия, Литва, Таджикистан, Узбекистан, Украина, Эстония, из стран дальнего зарубежья. За годы проведения форум превратился в международную платформу для диалога представителей научных, образовательных, производственных, иных организаций с целью формирования научно-методического обеспечения развития процесса евразийской интеграции. Издание и распространение сборников материалов форумов по таким научным направлениям, как исторические, экономические, политические, философские, социологические, юридические, психологические, педагогические науки, культурология, искусствоведение, др., среди научно-образовательной общественности стран континента позволяет расширять круг научного общения, обмениваться результатами проведенных исследований, координировать научно-исследовательскую и научно-организационную деятельность, вводить в образовательную деятельность вузов новые научные знания. Научная евразийская кооперация приобретает все новые формы с помощью Центра евразийской интеграции при МПА ЕврАзЭС. Сегодня евразийская интеграция, которая ранее сводилась в основном к экономической, событийно-поверхностной стороне интеграционных процессов, начинает приобретать новые аспекты. Л.Е. Криштапович, заместитель

директора Информационно-аналитического центра при Администрации Президента Республики Беларусь, определил это явление как наступление времени больших смыслов10.

Наука выступает устойчивым и истинным фундаментом всех видов человеческой деятельности: экономической, политической, социокультурной, др. ХХ столетие неоднократно называли «золотым веком науки», ведь открытия ученых и технические достижения прошлого столетия коренным образом изменили как жизнь отдельных людей, так и развитие мировой цивилизации. Научные исследования и практическое применение их результатов в XXI веке должны активно включаться в эволюцию интеграционных процессов на евразийском пространстве. Науку следует рассматривать как высшую ценность в этом развитии. Именно наука способствует разрешению проблем, вызванных глобализационными процессами и кризисами: антропологическим, экологическим, экономическим, др. Ее роль в эволюции интеграционных процессов трудно переоценить. Уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также показателем экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития евразийских государств и интеграционных объединений на евразийском пространстве. Вследствие этого актуализируется проблема активного взаимодействия ученых и практических работников континентальных стран, принимающих участие в процессе региональной интеграции. В их научном труде формируется синергетический тип научного мировоззрения, основывающийся на идеях единства мира, эволюции, самоорганизации и системного подхода. Такое целостное мировоззрение должно опираться на опыт всей человеческой (и евразийской) культуры за прошедшие времена. Оно характеризуется

10 Белорусский ученый: В евразийской интеграции наступает «время больших смыслов» [Электронный ресурс] URL: http://belarus.regnum.ru/news/1815057. html (дата обращения 18.08.2014)

трансдисциплинарностью, комплексностью, системностью, а также высоким императивом. Наука в евразийской интеграции имеет культурно-мировоззренческие функции, функции производительной и социальной силы. Вспомним убеждение В.И. Вернадского в том, что научная мысль есть явление планетное, и не забудем деятельностное понимание им науки, в коей «главным живым содержанием» является «научная работа живых людей»11.

Использованная литература:

1. Белорусский ученый: В евразийской интеграции наступает «время больших смыслов» [Электронный ресурс] URL: http://belarus.regnum.ru/news/1815057.html (дата обращения 18.08.2014)

2. Велихов Е.П. Доклад о состоянии науки в Российской Федерации // [Электронный ресурс] URL: http:// www.ecolife.ru/zhurnal/articles/10472/ (дата обращения 15.09.2013)

3. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление [Электронный ресурс] URL: http://vernadsky.lib.ru/e-texts/archive/thought.html (дата обращения 18.09.2013)

4. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни / сост., вступ. ст., коммент. М.С. Бастраковой, И.И. Мочалова, В.С. Неаполитанской. М.: Сов. Россия, 1989. 704 с. (Публицистика классической отечественной науки)

5. Вступительное слово [Электронный ресурс] URL: http://www.eaisc.org/node/50 (дата обращения 06.07.2014)

6. Глазьев С.Ю. Перспективы Единого экономического пространства и Евразийского союза [Электронный ресурс] URL: http://trueinform.ru/modules.php?name=News&file=arti cle&sid=23913 (дата обращения 06.07.2014)

7. Иванов А.В. Евразийство - идеологическая конструкция или цельное национально-государственное мировоззрение? // Евразийство: теоретический потенциал и практические приложения: материалы Пятой Всеросс. научно-практ. конференции (с международным участием) (г. Барнаул, 28-29 июня 2010 г.) / под ред. В.Я. Баркалова, А.В. Иванова. - Барнаул: изд-во АГАУ, 2010. - 431 с.

8. Развитие представлений В.И. Вернадского о ноосфере. М.: Философское общество СССР, Общественный институт ноосферы, 1991. 193 с.

9. Современное состояние науки управления [Электронный ресурс] URL: http://rudocs.exdat.com/docs/ index-162761.html (время обращения 27.12.2012)

10. Ученые охарактеризовали состояние российской науки - катастрофическое [Электронный ресурс] URL: http://www.newsru.com/russia/07dec2012/rasn.html (время обращения 27.12.2012)

11 Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление [Электронный ресурс] URL: http://vernadsky. lib.ru/e-texts/archive/thought.html (дата обращения 18.08.2014)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.