Научная статья на тему 'Вузовская лекция в зеркале качества высшего гуманитарного образования для XXI века'

Вузовская лекция в зеркале качества высшего гуманитарного образования для XXI века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3740
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ / ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЛЕКЦИЯ / HIGHER VOCATIONAL EDUCATION / QUALITY OF EDUCATION / HUMANITIES KNOWLEDGE / HUMANITIES EDUCATION / COMPETENCE / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / LECTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крулехт Мария Вадимовна

В статье рассматривается проблема повышения качества, модернизации образовательных технологий для высшего гуманитарного образования. На основе результатов исследовательской работы представлен анализ суждений студентов как основных потребителей образовательных услуг о вузовской лекции; рассматриваются пути повышения ее эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The University Lecture in the Mirror of the Quality of Higher Humanities Education for the 21st Century

The article considers the problem of the quality improvement, modernization of educational technologies for higher humanities education. On the basis of a research, the author presents an analysis of the assertions of students as the main consumers of educational services regarding the university lecture, as well as the ways for the improvement of its efficiency.

Текст научной работы на тему «Вузовская лекция в зеркале качества высшего гуманитарного образования для XXI века»

Вузовская лекция в зеркале качества высшего гуманитарного образования для XXI века

М. В. Крулехт (Московский гуманитарный университет)

В статье рассматривается проблема повышения качества, модернизации образовательных технологий для высшего гуманитарного образования. На основе результатов исследовательской работы представлен анализ суждений студентов как основных потребителей образовательных услуг о вузовской лекции; рассматриваются пути повышения ее эффективности. Ключевые слова: высшее профессиональное образование, качество образования, гуманитарное знание, гуманитарное образование, компетентность, образовательные технологии, лекция.

Гуманитарное образование требует особого подхода, связанного с восприятием и принятием истинных ценностей. Как отмечает И. М. Ильинский, «сегодня пора понять: образование — сфера проникновения в сознание российского общества, и прежде всего — молодежи» (Ильинский, 2012: 20). Поэтому педагогические технологии гуманитарного образования должны быть подчинены законам наследования и трансляции культуры, ориентированы на принципы духовной жизни, формирования Человека культуры, способного к проявлению своей индивидуальности в креативной деятельности. Многообразие гуманитарного знания, представленного разнообразием взглядов, подходов, концепций и теорий, обусловливает необходимость ориентироваться в нем, понять сущность концептуального подхода и эмоционально принять его или аргументированно опровергнуть как уже отжившее.

В контексте постиндустриальной культуры целевое назначение высшего гуманитарного образования связано со становлением студента как компетентной личности, готовой к самостоятельным размышлениям, поиску и диалогу в процессе решения фундаментальных и прикладных гуманитарных проблем. В рамках данного типа культуры творческая личность составляет генофонд страны, ее национальное достояние. Это породило актуальность поиска новых образовательных технологий для высшего гуманитарного образования.

Актуальность новой образовательной технологии высшего гуманитарного образования неоспорима. Без сомнения, верна идея Б. С. Гер-шунского, что повышение эффективности пе-

дагогического процесса в XXI в. связано с его принципиальной переориентацией, переходом от преимущественно исполнительской, репродуктивной деятельности обучающихся — к преобладанию творческого, поискового начала на всех этапах учебного процесса (Гер-шунский, 1998). Однако, на наш взгляд, чрезмерное увлечение поиском новых технологий привело к неправомерной критике традиционных форм и методов университетского образования. Так, вряд ли можно согласиться с мнением Д. В. Чернилевского, что «лекция как общеаудиторная форма обучения является самой неэффективной среди других форм обучения студентов в высшей школе» (Черни-левский, 2002: 140).

При всем многообразии современных образовательных теорий и концепций, стратегий, систем и дидактических технологий в высшей школе весьма опасно выделять и пропагандировать только инновационные, возводя их в разряд универсальных, ибо педагогическое творчество и инновационная деятельность непрерывно «подпитывают», обогащают и «расшатывают» устоявшиеся идеи и модели, модернизируя традиционные технологии. Это в полной мере относится и к вузовской лекции.

В современной дидактике высшей школы лекция не рассматривается как единственная форма организации обучения студентов. Однако нельзя недооценивать ее значимость в формировании теоретической компетентности. В современных условиях сложность поставленной задачи определяется в первую очередь тем, что жесткие сроки университетского образования требуют от студентов за счита-ные годы воспринять как эстафету дальнейше-

го развития совокупность всего, что человечество создавало тысячелетиями за весь период становления современной цивилизации. Насколько это реально и при каких условиях вузовская лекция способна это реализовать? Рассмотрим данный вопрос на примере педагогики как учебной дисциплины гуманитарного университета.

В современном мире все более и более осознается понимание педагогики как науки, которая необходима каждому образованному и культурному человеку, живущему в поликуль-турном обществе с разными культурно-воспитательными и образовательными традициями, вне зависимости от его будущей профессиональной деятельности. В этом контексте преподавание педагогики в гуманитарном университете должно быть ориентировано на процесс постижения студентами базиса современной педагогической культуры, формирование компетентности, обеспечивающей способность выпускника к включению в креативно-преобразовательную, созидательнотворческую по своей сути педагогическую деятельность.

Центральная задача преподавания педагогики в гуманитарном университете — помочь студентам осознать важность педагогической культуры как составляющей общей культуры современного человека и подготовить к гуманному и компетентному решению жизненно важных задач в системе «человек — человек», которые возникают в семье, повседневной жизни и общении людей.

Задача преподавателя — «погрузить» студентов и сориентировать в мире многообразия педагогических теорий и концепций, развить их любознательность и научить думать на правах Старшего, Наставника, Мастера, Ученого; мотивировать и помочь включиться в инновационный педагогический процесс. Все это требует аналитического подхода в использовании педагогических технологий преподавания на основе удовлетворения ожиданий студентов. Бинарная природа обучения как интеграции взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов актуализирует важность обратной связи. Иными словами, что же хочет, на что ориентирован, как оценивает студент исполь-

зуемые в высшей школе педагогические технологии? Что по этому поводу говорит собственный многолетний опыт преподавания педагогики? Желание получить ответы на поставленные вопросы определило необходимость проведения специального исследования в нескольких московских вузах гуманитарного профиля, где изучается педагогика как учебная дисциплина. В анонимном анкетировании с использованием методов ранжирования и незаконченных предложений приняли участие 150 студентов старших курсов.

Полученные результаты свидетельствуют, что большинство студентов гуманитарных вузов (72%) связывают сущностное отличие вузовского обучения с лекциями. Студенты достаточно высоко оценивают эффективность лекций — 4,4 балла по 5-балльной шкале, при этом оценки эффективности практических (семинарских) занятий и лекций совпадают.

Многолетнее преподавание педагогики в высшей школе показывает, что студентам, особенно очной формы обучения, не имеющим жизненного опыта, достаточно трудно осмыслить сложность процессов воспитания и обучения человека, понять закономерности развития педагогической теории и практики, проникнуть в глубину истории педагогики и образования, чтобы извлечь необходимые уроки, прогнозировать и проектировать перспективы развития. Вместе с тем опыт показывает, что именно лекция, во время которой происходит непосредственный контакт, встреча преподавателя и студентов в аудитории, имеет огромное значение в решении данной задачи при условии, если преподавателю удается проявить свои способности и талант как ученого и интересного для студентов человека.

Студенты ценят эрудированность лектора, его способность четко представить достоверную, логически аргументированную и свободную от личных пристрастий информацию. Не менее важны личностная позиция, эмоциональность изложения материала, взаимосвязь теории и практики, наличие примеров, доступность изложения.

Как показало анкетирование, современные студенты гуманитарных университетов предъявляют весьма высокие требования к лектору.

Им хочется, чтобы он в полной мере соответствовал требованиям духовной культуры, был интеллигентным человеком, владеющим культурой деловых и межличностных отношений. Им важно, чтобы внешний облик их педагога соответствовал принятым в обществе критериям моды в костюме, прическе и других компонентах внешнего вида, чтобы он был в курсе актуальных явлений и процессов культурной жизни. Студентам импонирует, если вместо «сухого изложения» преподаватель оживляет лекцию материалом, где он предстает как участник научных дискуссий и конференций, член диссертационного совета и как человек, связывающий свое свободное время с различными видами досуга, способный воспринимать и оценивать современное искусство, происходящие в мире события.

Опрос студентов показывает: сегодня нет оснований утверждать, что вузовская лекция отжила свое, превратилась в анахронизм университетского образования и не способна обеспечить формирование у студентов тех компетентностей, которые требует современное гуманитарное образование XXI в. Не утрачивая своего сущностного своеобразия как формы организации высшего образования, она должна стать иной, в большей степени соответствующей ожиданиям студентов как основных потребителей образовательных услуг университета. Именно в этом направлении следует ориентировать усилия теоретиков отечественной дидактики высшей школы.

Наиболее сложным и менее разработанным в психологии и педагогике высшей школы является процесс инкультурации, т. е. вовлечения студента в мир педагогической культуры. Воспринимая устную речь, человек в первую очередь ориентируется на новизну информации. Не случайно анализ студенческих анкет показал, что 58% респондентов считают «время потраченным напрасно, если на лекции не было ничего нового» или недостаточно информации, а 89% студентов определяют главным требованием к лекции наличие содержательной информации, которую нельзя почерпнуть из других источников.

Студенты требуют, чтобы изложение материала было ясным и доступным, стимулирую-

щим к дальнейшему осмыслению, самостоятельной работе. При этом главной причиной, побуждающей многих студентов (84%) не пропускать лекции, является именно стремление лучше понять сложный материал при непосредственном общении с преподавателем (например, возможность задать вопрос, уточнить, получить разъяснения и пр.). Все это говорит о необходимости изучения и дальнейшей разработки методик преподавания, которые должны строиться с учетом специфики дифференцированного восприятия студентами лекционного материала, обратной связи на основе контрольных вопросов, тестирования и мониторинга достижений.

Нельзя недооценивать и значимость коллективных форм общения на лекции, когда срабатывают методики внушения и заражения. Весьма высоко оценивают студенты проблемные лекции, где преподаватель вовлекает их в процесс поиска снятия противоречий реальной жизни, а также так называемые лекции вдвоем, когда преподаватели включают студенческую аудиторию в научный диспут, моделируют разные подходы к решению педагогических проблем. К сожалению, как свидетельствует анкетирование, не во всех вузах эти виды лекций широко используются.

Сегодняшние студенты выросли в новой информационной среде, и информационный формат для них привычен, поэтому 93% наших респондентов отметили наличие мультимедийного сопровождения как их требование к современной лекции. Вместе с тем большинство студентов (87%) не связывают будущее вузовского образования с дистанционным обучением, когда лекции студентам читают всемирно известные ученые, а обучение основано на сотрудничестве нескольких образовательных учреждений. Возможно, что это связано с тем, что студенты мало информированы в моделях дистанционного обучения, а их опыт ограничивается использованием лазерных компакт-дисков (CD-ROM) с материалами по отдельным учебным курсам, электронных учебников по отдельным предметам и сайтов своего учебного заведения в сети Интернет.

Студенты положительно оценивают лекции-визуализации, когда при чтении лекции

используется видеоряд, не только иллюстрирующий устную информацию, но и являющийся носителем содержательной информации. Однако, как показывает анкетирование, далеко не все лекторы владеют умением перекодировки содержания лекции в визуальную форму, не соблюдают визуальную логику и ритм подачи материала, дозировку, стиль общения. Студентов раздражает «слишком большой объем материала», превращение лекции в «переписывание слайдов», «боязнь не успеть записать все» и пр. Следует отметить, что и материально-техническое обеспечение даже столичных российских гуманитарных университетов не в полной мере отвечает современным требованиям, позволяющим осуществлять лекцию-диалог, лекцию-пресс-конференцию. Оборудование студенческой аудитории не дает возможности преподавателю оперативно анализировать, как происходит освоение образовательного содержания лекции через обратную связь, реагировать на возникающие вопросы, использовать метод «мозговой атаки» и другие методы, активизирующие познавательный процесс.

Все студенты, принявшие участие в исследовании, уверены, что хорошая лекция — это наука и искусство; преподаватель гуманитарного вуза должен быть ученым и философом, педагогом и артистом, лекция которого затрагивает чувства и воздействует на сознание, формируя гуманистическое мировоззрение. Это подтверждает мысль В. А. Ситарова, что «любая технология не может воплотиться в жизнь автоматически; эффективность ее внедрения зависит от личности педагога и его способности выстраивать отношения с учащимися на ненасильственной основе» (Ситаров, 2012: 261). Студенты убеждены, что преподаватель должен тщательно готовиться к каждой лекции, однако чуть более 50% респондентов осознают, что к лекции должен готовиться не только преподаватель, но и студент. При этом ярко прослеживается зависимость данного осознания от сложившейся в вузе практики: в одних вузах большинство студентов (до 90-100%) считают свою подготовку к лекции обязательной, в других — практически все отрицают ее необходимость.

Аналогична картина ответов на вопросы, должны ли лекции дать минимум знаний, чтобы сдать экзамен по данной учебной дисциплине; и следует ли, чтобы «облегчить жизнь студентам», все тексты лекций размещать в Интернете.

Итак, насколько многогранен мир, настолько разнообразна и педагогическая традиция. По мере развития высшего образования совершенствовались его содержание, формы организации и методы обучения. Для большинства современных студентов высшее образование для XXI в. ассоциируется с вузовскими лекциями. Стоит ли безжалостно разрушать данные традиции? Более продуктивно, на наш взгляд, следовать по пути их модернизации, раскрытия педагогического потенциала лекции через планомерное повышение уровня профессионально-педагогической культуры профессорско-преподавательского состава и создание современной технической базы гуманитарных университетов, позволяющей читать лекции на принципиально ином уровне.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Гершунский, Б. С. (1998) Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориен-тированных образовательных концепций). М. : Совершенство.

Ильинский, И. М. (2012) «Модернизация» российского образования в контексте мировой глобализации // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 3-23.

Ситаров, В. А. (2012) Ненасильственные технологии организации обучения и воспитания детей в образовательных учреждениях // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 261-265.

Чернилевский, Д. В. (2002) Дидактические технологии в высшей школе. М. : Юнити-Дана.

Дата поступления: 15.08.2013 г.

THE UNIVERSITY LECTURE IN THE MIRROR OF THE QUALITY OF HIGHER HUMANITIES EDUCATION FOR THE 21ST CENTURY M. V. Krulekht (Moscow University for the Humanities)

The article considers the problem of the quality improvement, modernization of educational technologies for higher humanities education. On the basis of a research, the author presents an analysis of the assertions of students as the main consumers

of educational services regarding the university lecture, as well as the ways for the improvement of its efficiency.

Keywords: higher vocational education, quality of education, humanities knowledge, humanities education, competence, educational technologies, lecture.

BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION) Gershunskii, B. S. (1998) Filosoflia obrazovaniia dlia XXI veka (v poiskakh praktiko-orientirovan-

nykh obrazovatel’nykh kontseptsii). M. : Sover-shenstvo.

Ilinskiy, I. M. (2012) «Modernizatsiia» rossiisko-go obrazovaniia v kontekste mirovoi globalizatsii // Znanie. Ponimanie. Umenie. № 3. S. 3-23.

Sitarov, V. A. (2012) Nenasil’stvennye tekhno-logii organizatsii obucheniia i vospitaniia detei v ob-razovatel’nykh uchrezhdeniiakh // Znanie. Poni-manie. Umenie. № 3. S. 261-265.

Chernilevskii, D. V. (2002) Didakticheskie tekh-nologii v vysshei shkole. M. : Iuniti-Dana.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.