Научная статья на тему 'Педагогика высшей школы: чему и как учить студентов гуманитарного университета'

Педагогика высшей школы: чему и как учить студентов гуманитарного университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
660
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ / ПОЗИЦИЯ СУБЪЕКТА ПОЗНАНИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТА / QUALITY OF EDUCATION / HUMANITARIAN KNOWLEDGE / POSITION OF COGNITION SUBJECT / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крулехт Мария Вадимовна

Рассматривается проблема повышения качества гуманитарного образования. Представлен анализ современных концепций, позволяющих определить цель и задачи современного гуманитарного образования. На основе результатов опытно-экспериментальной работы раскрывается технология психолого-педагогического сопровождения студентов, ориентированная на становление и развитие субъектной позиции в осваиваемых видах деятельности, формирование компетентности как личностного качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

University Pedagogy: How to Teach Students of University for the Humanities

The article covers the problem of refinement of education for the humanities. The author presents an analysis of the modern pedagogical conceptions that let us determine the aim and tasks for the modern humanitarian education. The technology of psychological and pedagogical support of students, which is oriented on formation and making of subject position in occupations that being mastered, training of competence as a personal quality, is revealed on the ground of the results of the pilot-experimental work.

Текст научной работы на тему «Педагогика высшей школы: чему и как учить студентов гуманитарного университета»

Педагогика высшей школы: чему и как учить студентов гуманитарного университета

М. В. Крулехт (Московский гуманитарный университет)*

Рассматривается проблема повышения качества гуманитарного образования. Представлен анализ современных концепций, позволяющих определить цель и задачи современного гуманитарного образования. На основе результатов опытно-экспериментальной работы раскрывается технология психолого-педагогического сопровождения студентов, ориентированная на становление и развитие субъектной позиции в осваиваемых видах деятельности, формирование компетентности как личностного качества.

Ключевые слова: качество образования; гуманитарное знание; позиция субъекта познания; психолого-педагогическое сопровождение студента.

University Pedagogy: How to Teach Students of University for the Humanities

M.V. Krulekht

(Moscow University for the Humanities)

Abstract: The article covers the problem of refinement of education for the humanities. The author presents an analysis of the modern pedagogical conceptions that let us determine the aim and tasks for the modern humanitarian education. The technology of psychological and pedagogical support of students, which is oriented on formation and making of subject position in occupations that being mastered, training of competence as a personal quality, is revealed on the ground of the results of the pilot-experimental work.

Keywords: quality of education, humanitarian knowledge, position of cognition subject, psychological and pedagogical support of students.

Нобелевский лауреат, писатель, активный пропагандист культурной миссии англичан на Востоке Джозеф Редьярд Киплинг в свое время справедливо заметил, что образование — величайшее из человеческих благ, но при одном условии, если оно высокого качества. С этим трудно не согласиться. В настоящее время проблема качества образования — предмет пристального внимания ученых, педагогов, общественных и политических деятелей. Для оценивания качества образования предложены разнообразные методики и алгоритмы, позволяющие судить как о качестве работы образовательного учреждения в целом (комплексная экспертиза качества в процессе аттестации), так и об успешности освоения учащимися отдельных учебных предметов, а также качестве

образования при завершении определенной ступени непрерывного образования (ЕГЭ, итоговая аттестация студентов вузов). Неудовлетворенность качеством современного российского образования, на что неоднократно обращал внимание в последние годы министр образования и науки России А. А. Фурсенко, обусловливает необходимость дальнейшей разработки подходов к решению проблемы качества образования для ХХ! в.

В педагогике к началу XXI в. сложилась определенная совокупность теоретических представлений о качестве современного образования, направлениях его повышения. Несмотря на явную неоднозначность подходов к определению сущности данного понятия, связанного с его многозначностью, воз-

* Крулехт Мария Вадимовна — доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета. Тел.: (495) 374-74-59. Эл. адрес: krulekht@rambler.ru

можностью трактовать качество в его абсолютном и относительном значении, качество образования характеризуется как определенный уровень знаний и умений, интеллектуального, нравственного и физического развития, которого достигли обучаемые на определенном этапе образования в соответствии с его целями; а также как степень удовлетворения ожиданий всех участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг. Следовательно, и решение проблемы повышения качества современного высшего гуманитарного образования надо рассматривать в неразрывном единстве этих двух составляющих качества.

Современная цивилизация характеризуется как постиндустриальное, или информационное общество. Информационные потоки стремительно нарастают, мгновенно распространяются и также быстро устаревают. Информация, умение ее добывать, осмысливать и использовать — все это значимые показатели современного образованного человека. Становится все более очевидным, что образование не завершается с получением диплома о высшем образовании. Информационное общество требует от каждого человека готовности к самообразованию на протяжении всей жизни, что связано с освоением позиции субъекта познания в процессе обучения.

В современном мире неуклонно возрастает значимость гуманитарного знания как ориентированного на понимание, постижение, осмысление мира и человека. Гуманитарное знание призвано подготовить человека к жизни, к цивилизованному способу решения разнообразных профессиональных и жизненных проблем, важных для человека и человечества в целом. Гуманитарное знание базируется на аксиологии, неразрывно связано с системой исторически меняющихся ценностей. Для гуманитарного знания характерна многозначность подходов и оценок, идея множественности истин.

Ключевой тенденцией информационного общества является ориентация гуманитарно-

го знания на человека как высшую ценность. Существенно возрастает при этом роль пси-холого-педагогического знания, обеспечивающего возможность человеку реализовать свой творческий потенциал во взаимодействии с миром и другими людьми. В исследованиях по педагогике высшей школы (Н. В. Бордовская, А. М. Столяренко и др.) все более подчеркивается значимость знания педагогики для современного образованного человека, его личной жизни и профессиональной деятельности.

Поэтому высшее гуманитарное образование следует рассматривать как способ вхождения человека в науку и культуру. Сущностью образовательного процесса при этом становится целенаправленное превращение социального опыта в опыт личный, освоение студентами позиции субъекта познания, способности понимать происходящее своим собственным умом.

Анализ современных концепций гуманитарного образования позволяет определить его цели и задачи. Так, в концепции И. М. Ильинского цель гуманитарного образования связывается с воспитанием жизнеспособного поколения (Ильинский, 2001: 320-354; Ильинский, 2006: 230-263). Согласно И. М. Ильинскому жизнеспособность выражается в духовно-нравственной целостности и гармоничной устойчивости; способности «продолжать себя во времени», взяв от старшего поколения эстафету претворения в жизнь общечеловеческих ценностей. Жизнеспособность, по И. М. Ильинскому, — это способность как человека, так и поколения в целом выжить в жестких социальных условиях, не деградируя, а духовно возвышаясь. В понимании И. М. Ильинского, жизнеспособная личность — это человек, «подключенный» к культурно-историческому процессу развития цивилизации в качестве его активного, творческого субъекта.

В исследованиях доктора психологических наук А. А. Реана раскрывается значимость воспитания социальной зрелости личности, что можно рассматривать как цель гуманитарного образования (Реан, 1999).

Согласно концепции социальной зрелости личности А. А. Реана основными, базовыми составляющими социальной зрелости являются ответственность, терпимость, саморазвитие, положительное мышление и позитивное отношение к миру. При этом актуальная потребность в саморазвитии, стремление к самосовершенствованию и самореализации, по мысли А. А. Реана, не только представляют огромную ценность сами по себе, но и являются показателем личной зрелости и одновременно условием ее достижения. По утверждению А. А. Реана, актуальная потребность в саморазвитии, в самоактуализации — это источник физического и социального, личностного активного долголетия человека. В данной концепции именно субъектная позиция рассматривается как показатель и средство формирования социально зрелой личности.

Специальное исследование, проведенное совместно со студентами факультета психологии и социальной работы МосГУ, показывает, что идеи, высказанные И. М. Ильинским и А. А. Реаном, принимаются студентами всех курсов. Так, 90% опрошенных студентов разделяют мнение А. А. Реана о том, что гиперопека губительна для молодежи; вопрос о мере свободы должен решаться с учетом возрастных и иных конкретных особенностей и обстоятельств жизни; формирование ответственности прямо связано с предоставлением личности свободы в принятии решений. Более 75% студентов солидарны с позицией И. М. Ильинского, считающего, что жизнеспособность молодого поколения проявляется в духовно-нравственной целостности и гармоничной устойчивости, предполагает активность и творчество человека как субъекта. Полученные данные весьма важны и указывают на положительную мотивацию молодых людей и готовность к восприятию и усвоению воспитательных воздействий в данном направлении.

В последние годы проблема повышения качества высшего образования активно разрабатывается в рамках компетентностного подхода. Именно компетентность многие ав-

торы рассматривают как результат образования, дающий возможность судить о его высоком качестве (А. А. Ахаян, Н. Ф. Радио-нова, А. П. Тряпицына и др.), как сформированное в процессе образования личностное качество (И. А. Зимняя). Обобщенный анализ исследований, посвященных проблеме компетентности, позволяет определить общекультурную компетентность как цель и результат современного высшего гуманитарного образования. В самом общем виде общекультурная компетентность — оптимальный уровень гуманитарной образованности, который является достаточным для дальнейшего самообразования, а также способности решать возникающие в социуме задачи, предвидя отсроченные результаты и последствия предлагаемых способов их решения. Общекультурная компетентность базируется на ценностных ориентациях личности, личностных качествах, в ее основе единство знаний и опыта, позволяющее человеку успешно разрешать проблемные ситуации в социально-личностной и профессиональной сферах.

Для педагогики высшей школы особое значение имеет проблема разработки педагогических технологий компетентностного подхода. Компетентность как личностное качество, проявляющееся в деятельности, имеет сложную структуру, все компоненты которой взаимосвязаны. Так, мотивационный компонент обнаруживается в готовности к проявлению компетентности, что связано с мобилизацией субъектных сил. С ним теснейшим образом связан ценностно-смысловой компонент, определяющий отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения. Когнитивный компонент основан на владении содержанием компетентности, его дополняет поведенческий компонент, включающий опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях. Эмоционально-волевой компонент обеспечивает регуляцию процесса деятельности и получение результата проявления компетентности.

Деятельностная сущность компетентности ориентирует на ее формирование в раз-

ных видах деятельности в единстве всех названных компонентов через освоение студентами позиции субъекта осваиваемой деятельности. Опытно-экспериментальная работа, проводимая на кафедре педагогики и психологии высшей школы МосГУ (зав. кафедрой проф. В. А. Ситаров), показывает, что компетентностный подход в высшем образовании предполагает особую организацию образовательного процесса гуманитарного вуза. Полученные результаты убедительно доказывают важность психологопедагогического сопровождения для формирования субъектной позиции студентов, которая является системообразующим условием, обеспечивающим компетентность.

Психолого-педагогическое сопровождение ориентировано на учет уникальности, индивидуальности, неповторимости и нелинейности развития студента как активного участника образовательного процесса. Это требует от преподавателя осуществления образовательного процесса с опорой на предшествующие достижения студента, его возможности, устремления и ожидания. Ведущим методом познания в процессе преподавания становится герменевтический метод интерпретации педагогической действительности, когда преподаватель не дает готовые ответы, а знакомит с педагогическими теориями и концепциями, предлагает студентам проанализировать и оценить эффективность различных воспитательных систем и моделей педагогического взаимодействия. Практические и семинарские занятия строятся в режиме диалога и посвящены поиску ответов на вопросы рефлексивного плана, развитие способности мыслить и понимать. Особое внимание уделяется самостоятельной работе студентов исследовательского характера (мини-исследования, работа в составе рабочей группы по разработке педагогических проектов и др.).

Как показала исследовательская работа, важную роль в формировании субъектной позиции для освоения всех компонентов компетентности могут играть студенческие учебные мини-конференции. Так, например,

учебная дисциплина «Теория и методика воспитания» предполагает две такие учебные конференции, которые проходят в форме деловой игры. Учебная конференция «Воспитательный потенциал основных мировых религий» позволяет студентам самостоятельно выделить и обсудить достаточно широкий круг проблем, связанных с воспитанием в духе христианства, иудаизма, ислама, буддизма как основных религий современной мировой культуры. Итоговая миниконференция «Культура как основа воспитания личности: актуальные проблемы воспитания человека в онтогенезе» строится как научно-практическая. На обсуждение выносятся шесть основных направлений, охватывающих все стороны воспитания: воспитание физической культуры, духовной культуры, интеллектуальной культуры, экологической культуры, культуры межнационального общения, экономической культуры. Готовясь к конференции, студенты распределяют между собой названные направления и в составе рабочей группы готовят педагогический проект по решению частной задачи, связанной с выбранным направлением. Выступление на конференции проходит в форме презентации разработанного педагогического проекта с помощью современной компьютерной техники. Особая творческая атмосфера конференций, их эмоциональная насыщенность, диалог участников способствуют обогащению опыта делового общения, готовности взаимодействовать, сотрудничать в группе, находить адекватные разным ситуациям решения.

Результаты исследовательской работы подтвердили особую значимость для освоения студентами позиции субъекта рейтинговой оценки их учебной деятельности. Рейтинговая система оценки рассматривается нами как суммарная, дифференцированная оценка успешности освоения требований государственного образовательного стандарта по конкретной учебной дисциплине. Рейтинговые показатели характеризуют реальные возможности и уровень знаний студента по отношению к требованиям стандарта. Мно-

гообразие видов и форм контрольных и тестовых заданий способствует развитию самоконтроля у студентов, что является важным педагогическим условием становления субъектной позиции. Текущая аттестация качества усвоения содержания учебной дисциплины выполняет функции стимулирования посещения занятий и активизирует самостоятельную работу студентов при подготовке к практическим (семинарским) занятиям. Вариативность и рейтинговая оценка заданий текущей аттестации стимулируют инициативу студентов к выбору более сложных работ, ориентированных на развитие их творческого потенциала. Промежуточная аттестация предполагает выполнение тестовых (контрольных) заданий по основным темам курса. Собеседование по результатам выполнения тестов позволяет каждому студенту самому адекватно оценить успешность процесса освоения курса, увидеть свои сильные и слабые стороны, лучше подготовиться к экзамену.

Итоговая аттестация по учебной дисциплине «Теория и методика воспитания» осуществляется в форме устного экзамена. Теоретические вопросы выявляют полноту и осознанность освоения содержания курса. Второй вопрос билета — практико-ориенти-рованные задания и педагогические задачи по методике воспитания. Задания и задачи предусматривают анализ и (или) проектирование воспитательного процесса, моделирование воспитательных ситуаций, выбор оптимальных методов и средств воспитания базовой культуры личности, ее гуманистической направленности (различные аспекты воспитания нравственных качеств, интеллектуальной, физической, экологической, эстетической, экономической культуры личности), а также анализ современных проблем семейного воспитания и педагогического сопровождения семьи педагогом-психологом.

Текущая, промежуточная и итоговая аттестация как рейтинговая система снижает

роль случайности при сдаче экзамена, обеспечивает защищенность студентов от излишних стрессов, способствует становлению деловых и личностных отношений между преподавателями и студентами.

Важным средством педагогического сопровождения для становления субъектной позиции студентов являются учебно-методические пособия для их самостоятельной работы, построенные по принципу путеводителя. Такие пособия позволяют каждому студенту самостоятельно организовать процесс собственного образования по конкретной учебной дисциплине. Разработка таких пособий по всем учебным дисциплинам педагогического цикла — важная задача дальнейшего совершенствования высшего психо-лого-педагогического образования.

Таким образом, совершенно очевидно, что качество современного гуманитарного образования, ориентированного на воспитание жизнеспособного поколения, социальной зрелости личности, неразрывно связано с целенаправленным формированием компетентности как личностного качества. Формирование компетентности в единстве всех его компонентов требует психолого-педаго-гического сопровождения, направленного на становление и развитие субъектной позиции студента в осваиваемых им видах деятельности.

Именно такой путь следует рассматривать как педагогическое условие, обеспечивающее возможность подготовки в гуманитарном вузе действительно образованного человека XXI в.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ильинский, И. М. (2001) Молодежь и молодежная политика. М. : Голос.

Ильинский , И. М. (2006) Образование. Молодежь. Человек: статьи, интервью, выступления. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та.

Реан, А. А. (1999) Психология изучения личности. СПб. : Изд-во В. А. Михайлова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.