Научная статья на тему 'Вуз здорового образа жизни в современных условиях'

Вуз здорового образа жизни в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
398
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / МОЛОДЕЖЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / UNIVERSITY / HEALTHY LIFESTYLE / YOUTH / EDUCATION / HEALTH CARE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сугробова Юлия Юрьевна, Сыч Татьяна Георгиевна

В статье рассматривается высшее учебное заведение как центр студенческой здоровьесберегающей среды. Обозначены её особенности в современных условиях и проблемы, решение которых требует управленческих и образовательных коррекций: системный и комплексный подход по формированию здорового образа жизни; целевое финансирование на развитие здоровьесберегающей инфраструктуры; введение во все образовательные программы специальной дисциплины по формированию зоровьесберегающих компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сугробова Юлия Юрьевна, Сыч Татьяна Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

University of a healthy lifestyle in

The article discusses university as the center of a health care environment. Its features and problems are marked in modern conditions which can be decided with the require management and educational adjustments: a systematic and comprehensive approach to promote a healthy lifestyle; targeted funding for the development of a health care infrastructure; the introduction in all educational programs of the special discipline on the formation of health care competences.

Текст научной работы на тему «Вуз здорового образа жизни в современных условиях»

УДК 367

ВУЗ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Ю.Ю. Сугробова1, Т.Г. Сыч2

1ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» 2Медицинская академия им. С. И. Георгиевского, Министерство образования Российской Федерации Республика Крым, г. Симферополь, Россия

Аннотация. В статье рассматривается высшее учебное заведение как центр студенческой здоровьесберегающей среды. Обозначены её особенности в современных условиях и проблемы, решение которых требует управленческих и образовательных коррекций: системный и комплексный подход по формированию здорового образа жизни; целевое финансирование на развитие здоровьесберегающей инфраструктуры; введение во все образовательные программы специальной дисциплины по формированию зоровьесберегающих компетенций.

Ключевые слова: вуз, здоровый образ жизни, молодежь, образование, здоровьесберегающие компетенции.

Введение. Вуз как основная среда студенчества, формирующая его профессиональные и общекультурные компетенции, априори несет ответственность за системный подход к формированию здорового образа жизни (ЗОЖ) молодежи в конкретный возрастной период, утверждающий мировоззренческие и поведенческие приоритеты. Однако, если в среднем образовании данная проблема удостоено пристального внимания, то высшие учебные заведении самостоятельно инициируют и внедряют в практику лишь фрагменты необходимого комплекса мероприятий. Это, на наш взгляд, свидетельствует об отсутствии достаточной научной разработанности проблемы.

Цель работы. Охарактеризовать позитивные и негативные факторы формирования ЗОЖ в студенческой вузовской среде на современном этапе, предложить пути решения.

Материалы и методы. В статье использованы материалы вузов по программам ЗОЖ, доклады международных конференций, отчеты ВОЗ. Применен компаративистский метод научного исследования.

Результаты и их обсуждение. От образа жизни студенчества, его здоровья зависит успешное

развитие современного российского государства, его реальной способности решать внутренние и внешние проблемы, участниками которых сегодня является молодое поколение. Но ситуация крайне неоднозначна. С одной стороны, неоспоримый факт — ярко выраженная социальная активность, исходящая от молодого человека в адрес социума. Это развитие волонтерского движения, огромное количество различных акций, формирующих ЗОЖ населения, форумы, конгрессы, круглые столы, совещания и т. д. Здесь необходимо констатировать системный характер, государственную поддержку, весомое финансирование. Но, с другой стороны, эффективность деятельности, направленной в другую сторону — на благо субъекта — молодого человека, остается желать лучшего. Обратимся к фактам.

Данные обобщенного доклада «Молодежь России» отражают весьма негативные показатели современного отечественного социокультурного пространства: 40% юношей и 30% девушек регулярно употребляют алкоголь, около 10% молодежи пробовали наркотики, 32,8 подростка из каждых 100 000 кончают жизнь самоубийством [1]. Совре-

—--—-

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 8

----—-

менная молодежь характеризуется небрежностью в отношении к своему здоровью. Многие студенты не только не умеют или не желают принимать меры по укреплению здоровья, но и часто его самостоятельно подрывают и тем самым ухудшают.

Однако есть и положительная тенденция: около 45% молодых людей регулярно занимаются спортом. Однако зачастую занятия спортом носят «извращенный позитивизм» в мотивациях. Единицы ставят главную цель — стать здоровым и от этого красивым. Они занимают малочисленную первую группу. Большинство молодых людей, составляющих вторую группу, ориентируются диаметрально в другую сторону — чтобы стать красивым телом придется быть здоровым. И если тело физически получает дивиденды в обоих случаях, то в сознании человека второй позиции происходит перекос, и данную ситуацию мы можем охарактеризовать как апорию — осложнение, острый предмет внимания.

Чтобы разорвать порочный круг требуются срочные меры, направленные на соответствующее образование молодых людей с раннего возраста, поощрение здорового образа жизни и неприятие поступков, наносящих вред здоровью [2].

Каковы же меры воздействия на студенчество по формированию ЗОЖ в вузе? Отрадно, что многие, но не все, к сожалению, высшие учебные заведения активно разрабатывают и внедряют Комплексные программы по формированию ЗОЖ. Программы направлены на совершенствование системы организации медицинского обслуживания, раннее выявление функциональных нарушений, в том числе расстройств репродуктивного здоровья у студенток, взаимосвязи между структурными подразделениями, деканатами и студенческим отделением поликлиник в деле формирования и активного внедрения здорового образа жизни в повседневную жизнь студентов, интернов, ординаторов и аспирантов. Программы призваны привлечь внимание обучающихся к активному сотрудничеству по решению проблем, касающихся их собственного здоровья и социального благополучия, изменению их отношения к своему здоровью в соответствии с принципами здорового образа жизни.

Мы изучили комплексные программы «Вуз здорового образа жизни». Обобщив материал, можем констатировать, что все они сходны в основных направлениях: организация ежегодной диспансеризации и медицинского обслуживания

обучающихся; оптимизация составления расписаний занятий, режима труда и отдыха обучающихся; совершенствование санитарно-гигиенических условий в аудиториях и учебных помещениях (освещенность, вентиляция, температурный режим), организации питания учащихся; изучение образа жизни и здоровья обучающихся и разработка предложений по реализации результатов исследования; спортивно-оздоровительная работа среди обучающихся; пропаганда основ здорового образа жизни, информирование обучающихся о вреде табакокурения, употребления алкоголя, наркотиков и других негативных для здоровья привычек; участие во Всероссийских конкурсах «Вуз здорового образа жизни»[3].

Однако, далеко не все вузы могут принять участие в подобных конкурсах, проходящих уже в седьмой раз в России. Не все обладают теми необходимыми базами, фондами, средствами, позволяющими соответствовать основным критериям таких соревнований.

И, особо важно, редко в каком вузе существует самостоятельная учебная дисциплина, даже вариативного формата, целенаправленная не на все студенчество вуза (единого объекта), а на формирование здоровьесберегающих, здоровьеформиру-ющих знаний каждого (как субъекта) и соответствующих им компетенций. Так, например, во время нашего исследования, удалось все-таки отыскать некоторые университеты, в которых на предметах «Педагогика и психология» буквально несколько часов изучаются самостоятельные темы по ЗОЖ: о правильном питании, факторах риска, вакцинации и т. д. Вместе с тем, есть и положительная динамика. В Медицинской академии имени С.И. Георгиевского КФУ (Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского) на лечебном, педиатрическом и фармацевтическом факультетах введен вариативный курс «Здоровьесберегающие технологии», где основным является образовательный аспект по формированию ценностного отношения студентов к здоровьесбережению как мировоззренческой установки личности.

Выводы. Таким образом, при определении перечня ключевых задач формирования здорового образа жизни, следует обратить внимание на следующее:

1) для решения поставленной проблемы на уровне вуза следует добиться включения цели — формирования здорового образа жизни молодежи в число одного из основных приоритетов

—--—-

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

Сугробова Ю.Ю., Сыч Т.Г. Вуз здорового образа жизни в современных условиях

высшего учебного заведения, не только обычно декларируемых, но и обеспечиваемых достаточными ресурсами. Руководство вуза обязано признать свою ответственность в данной области задач, фундаментом которых должна стать развитая здо-ровьесберегающая инфраструктура;

2) наличие комплексных программ по формированию ЗОЖ — задача каждого вуза, регламентирующего вышестоящим министерством. Основываясь на существующих уже моделях ЗОЖ, каждый коллектив образовательного учреждения, может разрабатывать свои технологии по здоровье-сбережению молодого поколения, исходя из своих традиций, особенностей образовательного профиля и своеобразия региона;

3) средствами идеологии и воспитания исправить сложившееся положение невозможно, здесь необходима планомерная образовательная составляющая, в которой самостоятельная учебная дисциплина по ЗОЖ «заставит» каждого студента овладеть необходимыми знаниями и зоровьесбе-регающими компетенциями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Jane Armstrong, Russian youth keep hard-drinking tradition alive, Globe and Mail, 13 June 2008.

2. Молодежь в России. Обзор литературы. Москва, 2010 // http://www.unrussia.ru/sites/default/files/doc/ youth in Russia Executive Summary rus.pdf.

3. Программа «Вуз здорового образа жизни» на 2015—2017 гг. // http://szgmu.ru/rus/s.

UNIVERSITY OF A HEALTHY LIFESTYLE IN

Yu.Yu. Sugrobova\ T.G. Sych2

1 Federal .state autonomous educational institution of higher education "Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky " 2Medical Academy named after S.I. Georgievsky The Ministry of education of the Russian Federation

Annotation. The article discusses university as the center of a health care environment. Its features and problems are marked in modern conditions which can be decided with the require management and educational adjustments: a systematic and comprehensive approach to promote a healthy lifestyle; targeted funding for the development of a health care infrastructure; the introduction in all educational programs of the special discipline on the formation of health care competences.

Key words: university, healthy lifestyle, youth, education, health care competence.

REFERENCES

1. Jane Armstrong, Russian youth keep hard-drinking tradition alive, Globe and Mail, 13 June 2008 (in Russian).

2. Molodej v Rossii. Obzor literature. Moskva, 2010 [Electronic recource] // http://www.unrussia.ru/sites/default/

files/doc/youth_in_Russia_Executive_Summary_rus.pdf (in Russian).

3. Programma "Vuz zdorovogo obraza jizni" na 2015—2017 gg. [Electronic recource] // http://szgmu.ru/rus/s (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.