Научная статья на тему 'Медицинский вуз как центр формирования здоровьесберегающего образовательного пространства региона. Крымский опыт'

Медицинский вуз как центр формирования здоровьесберегающего образовательного пространства региона. Крымский опыт Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СИСТЕМНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОХОД / ЦЕНТР / HEALTHY LIFESTYLE / HEALTH CARE COMPETENCES / HEALTH CARE EDUCATIONAL SPACE / SYSTEM-SYNERGETIC APPROACH / CENTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сугробова Юлия Юрьевна

В статье рассмотрены понятия здорового образа жизни, здоровьесберегающего образовательного пространства, системно-синергетического подхода к его формированию, технологии, формы и методы организации. Представлен опыт Медицинской академии имени С.И.Георгиевского, освещены итоги I Всероссийской конференции «Здоровые города здоровое общество…», предложены конструктивные пути развития ЗОЖ в современных условиях крымского региона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сугробова Юлия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDICAL UNIVERSITY AS THE CENTER FOR THE FORMATION OF HEALTH CARE EDUCATIONAL SPACE OF REGION. CRIMEAN EXPERIENCE

The concepts of healthy way of life are considered in the article, a health care educational space, system-synergetic going near his forming, technology, forms and methods of organization. Experience of the Medical Academy named after S.I. Georgievsky V.I. Vernadsky Crimean Federal University, is presented the results of I Interregional conference «Healthy cities are healthy society. Theoretical and practical aspects of realization of social projects of healthy way of life at regional and interregional level, the structural ways of development of healthy lifestyle in the modern terms of the Crimean region

Текст научной работы на тему «Медицинский вуз как центр формирования здоровьесберегающего образовательного пространства региона. Крымский опыт»

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 6 (17) 2018

УДК 61(061.2)+371.71(470-924.71)

Сугробова Юлия Юрьевна, доктор культурологии, профессор, зав. кафедрой медицинской этики и профессиональных коммуникаций Медицинской академии им. С.И. Георгиевского ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» (РФ, г. Симферополь). e-mail: [email protected]

МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ КАК ЦЕНТР ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

РЕГИОНА. КРЫМСКИЙ ОПЫТ

Аннотация: в статье рассмотрены понятия здорового образа жизни, здоровьесберегающего образовательного пространства, системно-синергетического подхода к его формированию, технологии, формы и методы организации. Представлен опыт Медицинской академии имени С.И.Георгиевского, освещены итоги I Всероссийской конференции «Здоровые города - здоровое общество...», предложены конструктивные пути развития ЗОЖ в современных условиях крымского региона.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, здоровьесберегающие компетенции, здоровьесберегающее образовательное пространство, системно-синергетический поход, центр.

MEDICAL UNIVERSITY AS THE CENTER FOR THE FORMATION OF HEALTH CARE EDUCATIONAL SPACE OF REGION. CRIMEAN

EXPERIENCE

Sugrobova Yu.Yu., Chief of the Department of Medical Ethics and Professional Communications of Medical S.I. Georgievsky Academy of Crimean Federal University

e-mail: [email protected]

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 6 (17) 2018

Annotation: the concepts of healthy way of life are considered in the article, a health care educational space, system-synergetic going near his forming, technology, forms and methods of organization. Experience of the Medical Academy named after S.I. Georgievsky V.I. Vernadsky Crimean Federal University, is presented the results of I Interregional conference «Healthy cities are healthy society. Theoretical and practical aspects of realization of social projects of healthy way of life at regional and interregional level, the structural ways of development of healthy lifestyle in the modern terms of the Crimean region.

Keywords: healthy lifestyle, health care competences, health care educational space , system-synergetic approach, center.

Актуальность исследования обусловлена общественным вниманием к аксиологическим - ценностным аспектам здоровья и осознания его человеком. Это продиктовано низким уровнем культуры здоровья, увеличением заболеваний населения, и, в связи с этим, острой необходимостью формирования ценностного отношения к своему личному здоровью человека и к общественному здоровью - здоровью нации, необходимостью формирования здоровьесберегающего пространства.

Эксперты ВОЗ определили иерархию факторов обеспечения здоровья современного человека: генетика - 15-20 %, экология - 20 - 25 %, лечение в медицинских учреждениях - 10 - 15 %, образ жизни человека и условия - 50 -55 %. Эти данные свидетельствуют о главенстве образа жизни как для самого человека, так и для его социально-полезной деятельности.

Приоритеты молодежи в формировании своего образа жизни относительно физической активности выглядят, на первый взгляд, не плохо -около 45 % молодых людей занимаются спортом. Однако их отношение к таким занятиям сегодня можно определить, в основном, как к моде, а не как к ключевой ценности. Зачастую, в спортзалы идут ради красоты мышц, а не ради здоровья и здоровьеформирующего время провождения.

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 6 (17) 2018

Данные обобщенного доклада «Молодежь России» отражают весьма негативные показатели: 40 % юношей и 30 % девушек регулярно употребляют алкоголь, около 70 % молодежи - курят, 10 % - принимают наркотики, около 33 подростков из каждых 100 000 заканчивают жизнь самоубийством [9] (J.Armstrong, 2008). Современная молодежь, да и в большей своей части, все население РФ характеризуются небрежностью по отношению к своему здоровью. Многие не только не умеют или не желают принимать меры по укреплению здоровья, но и часто его самостоятельно подрывают и тем самым ухудшают. Исходя из этого, мы можем охарактеризовать данную ситуацию как апорию - осложнение, острый предмет внимания.

Что же такое ЗОЖ? Традиционно считают, что это отсутствие вредных привычек, не переедание и занятия физической культуры. Однако, ЗОЖ необходимо трактовать гораздо шире, как активную деятельность человека, направленную на сохранение и улучшение своего здоровья и включающую три компонента: основополагающий - культуру здоровья;

здоровьесберегающие виды активности и условия их реализации.

Сегодня мы не можем говорить о практическом воплощении данных постулатов: ценность ЗОЖ лишь декларируется в обществе, а конкретные условия жизни не позволяют материально, содержательно и концептуально сформировать здоровьесберегающее пространство. И как следствие: «За последние 10 лет существенно ухудшилось состояние здоровья, например подрастающего поколения. Так распространенность функциональных отклонений среди учащихся младшей школы повысилась почти на 85 %, хронических болезней - на 84 %, среди учащихся старшей школы - соответственно на 74 % и 40 %» [2].

Вместе с тем, необходимо отметить, что в настоящее время начинаются и позитивные процессы по решению данной проблемы. Так 7 мая 2018г. президентом РФ России В. Путиным подписал указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В указе подчеркнутоб «Правительство должно обеспечить выход на

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 6 (17) 2018 следующие показатели: устойчивый естественный рост численности населения; повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году — до 80 лет); снижение показателей смертности населения трудоспособного возраста; обеспечение охвата всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами не реже одного раза в год» [6]. Соответствующую задачу поставила и министр здравоохранения В. Скворцова: «В настоящее время только 40 % россиян ведут здоровый образ жизни. Необходимо принимать меры по привлечению населения к ЗОЖ, чтобы к 2024 году этот показатель достиг не менее 60 %» [8].

Выдвижение целей формирования ЗОЖ населения в число приоритетных задач развития общества обусловливает актуальность научной и методической разработки данной проблемы по созданию здоровьесберегающего пространства.

И начинать формировать такое пространство необходимо с образовательных учреждений разного уровня, которые в комплексе создают единое образовательное пространство. Ведь ЗОЖ - критерий не столько материального достатка, когда человек может себе позволить посещать тренажерные залы, бассейны, спа-процедуры, сколько критерий воспитания и образования. Мы солидарны с исследователем Р.А. Касимовым в том, что именно образовательный процесс должен сформировать: «Способность к саморазвитию в различных жизненных обстоятельствах, уверенность в себе и в собственной ценности; мотивацию укрепления здоровья, посредством установки на ценность собственного здоровья; приобретение знаний о своем здоровье; овладение способами, охраняющими и умножающими здоровье; умение применять формы накопления здоровья к особенностям своего организма; культуру здоровья через профессиональную и социальную компетентность в вопросах здоровья, сформировавшиеся устойчивые потребности в здоровом образе жизни, умения и навыки их удовлетворять на основе здоровьесберегающих видов активности» [4].

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 6 (17) 2018

Здоровьесберегающее образовательное пространство, обладая протяженностью, объемом, структурностью, взаимосвязями элементов, формируется на определенных уровнях: локальном уровне (в своей семье, внутри своего учебного заведения), муниципальном уровне (в городе, поселке, селе), уровень региона [1,76].

Обратимся к позиции современного социолога Вяйно Сильмы: «Структуру общества образуют три основных сектора: первый сектор -государственные учреждения и учреждения местного самоуправления; второй - частные предприятия; третий сектор - организации и объединения граждан» [3,44]. Это позволяет говорить, в целом, о «секторе общества» и разрешает рассматривать взаимодействие всех уровней организация и учреждений государственных как межсекторальное в вопросах формирования ЗОЖ.

Исходя из вышесказанного, можно перейти к определению регионального здоровьесберегающего образовательного пространства, данного исследователем Р.А. Касимовым: «Сложная система развивающегося взаимодействия между субъектами образовательного пространства, представляющими разные сектора общества, с целью сохранения и укрепления здоровья обучающихся на основе формирования ЗОЖ и создания здоровьесберегающих условий, обеспечивающих эффективность данного процесса, а также возможностей для самоорганизации и эффективного саморазвития новых субъектов этого пространства» [4]. Таким образом, формирование ЗОЖ - одна из основных целевых функций регионального здоровьесберегающего образовательного пространства, а также фактор, объединяющий все его отдельные здоровьесберегающие части в единое эволюционное целое.

Если говорить о едином региональном здоровьесберегающем пространстве, то его «ядром» является регионального образовательное здоровьесберегающее пространство. Все другие элементы: ведомства и секторы общества формируют внешнюю среду «ядра» [5,27].

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 6 (17) 2018

Концепция формирования РЗОП (регионального здоровьесберегающего образовательного пространства) базируется на системно-синергетическом подходе. Системный подход означает совокупность её элементов, находящихся во взаимодействии между собой и окружающей средой для достижения определенной цели. Синергетический подход определяет взаимодействия разных структур на основе принципов самоорганизации и саморазвития, не допускает авторитарным методам управления задавить инициативу, творчество, новизну.

Эффективность формирования РЗОП определяют формы и методы и технологии его организации. К основным организационно-педагогическим технологиям относятся: проектная деятельность по вопросам формирования РЗОП; компетентностный рост руководителей и специалистов в вопросах формирования РЗОП; выбор образовательных средств формирования РЗОП; информационное освещение всего процесса формирования РЗОП; разумное межсекторальное управление процессом формирования РЗОП.

Весь процесс формирования РЗОП требует участия в нем специалистов в вопросах ЗОЖ, подготовка которых ложится на плечи, в первую очередь профильных вузов. Именно Медицинские вузы могут и должны стать центрами формирования здоровьесберегающего образовательного пространства регионов, определив свои следующие задачи: обучение и выпуск специалистов высшей категории в вопросах общественного здоровья и ЗОЖ; разработка концепции ЗОЖ конкретного региона; написание и реализация проектов ЗОЖ; развитие добровольческого движения волонтеров - медиков; организация обучающих семинаров для волонтеров из числа студентов; просветительская деятельность по профилактике заболеваний; подготовка и проведение различных акций, мероприятий по ЗОЖ; участие и проведение специальных мониторингов, соц. опросов и других видов анализа по проблемам здоровья; инициирование и руководство студенческих научных исследований по темам и проблемам ЗОЖ; плановая организация и проведение уроков здоровья по школам региона; организация обучающих семинаров,

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 6 (17) 2018 тренингов по вопросам взаимодействия педагогов и мед. работников в вопросах формирования РЗОП; организация и проведение научно-практических конференций по ЗОЖ; создание и организация работы регионального образовательного центра ЗОЖ с целью изучения и популяризации передового опыта, планирования деятельности, разработке региональных программ здоровьесбережения, внедрения передовых, современных технологий в РЗОП и др.

Мы проанализировали деятельность некоторых мед.вузов РФ. Отрадно, что некоторые из них активно разрабатывают и внедряют комплексные программы «ВУЗ здорового образа жизни» [7]. Однако, далеко не все ВУЗы могут принять участие в подобном конкурсе, не все обладают необходимыми базами, фондами, средствами, позволяющими соответствовать основным критериям таких соревнований. И, особо важно, редко в каком ВУЗе существует самостоятельная учебная дисциплина, целенаправленная на формирование здоровьесберегающих, здоровьеформирующих компетенций.

В Медицинской академии имени С.И. Георгиевского КФУ (Крымского Федерального Университета имени В.И. Вернадского) студенты изучают вариативный курс «Здоровьесберегающие технологии», итогом которого является не только формирование ценностного отношения к здоровью, но и выход в практическое поле - написание своих собственных социальных проектов по ЗОЖ в аспекте конкурса «Моя идея!». Проектное творчество студентов-медиков играет очень важную роль, связывая две грани процесса познания. С одной стороны это метод обучения, с другой стороны -практическое применение полученных знаний и умений в будущей профессиональной деятельности.

I Межрегиональная научно-практическая конференция «Здоровые города - здоровое общество. Теоретические и практические аспекты реализации социальных проектов здорового образа жизни на региональном и межрегиональном уровне», которая была подготовлена и проведена кафедрой медицинской этики и профессиональных коммуникаций, также вносит

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 6 (17) 2018 весомый вклад в развитие здоровьесберегающего образовательного пространства, открывая новую страницу сотрудничества между мед. вузами Крыма и Санкт - Петербурга. На конференции были представлены научные доклады по проблемам ЗОЖ и подписано соглашения о сотрудничестве между Первым Санкт-Петербургским университетом им. акад. И.П. Павлова и Крымским федеральным университетом им. В.И. Вернадского (структурным подразделением) Медицинской академией имени С.И. Георгиевского.

Предметом настоящего Соглашения стало сотрудничество сторон в сферах, которые являются весомыми для научных, образовательных, производственных, общественных интересов и потребностей сторон, с целью развития научных исследований и их практической реализации в области медицины, формирования здорового образа жизни, подготовки научных и профессиональных кадров, реализации социальных проектов в сфере формирования ЗОЖ, обмена научной информацией, опытом педагогической и социальной работы.

Одним из наиболее перспективных и актуальных событий, зафиксированного в данном соглашении, станет организация и открытие на базе Медицинской академии им. С.И. Георгиевского Межвузовского центра содействия формированию здоровьесберегающей среды региона. Такой центр станет экспериментальной площадкой по разработке стратегии ЗОЖ и её реализации в крымское образовательное пространство.

Выводы. Исходя из анализа вышеизложенного, можно резюмировать о том, что педагогические средства формирования РЗОП представляют многоуровневую и многообразную систему материализованных объектов, предметов и технологий, которые активно используются образовательными субъектами в здоровьеформирующей деятельности.

Сочетание высокой компетентности лиц, осуществляющих образовательную деятельность и принимающих решения в вопросах формирования РЗОП, с умением профессионально подбирать и применять

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 6 (17) 2018 педагогические средства в данной работе обеспечивает эффективность и высокое качество здоровьесберегающей деятельности.

Список литературы:

1. Абаскалова, Н.П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса (школа-ВУЗ): автореф. дис. док. пед. наук / Н.П. Абаскалова. - Новосибирск, 2001. - 48 с.

2. Баранов, А.А. Оценка состояния здоровья детей: новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: рук./ А.А. Баранов, Р.В. Кучма, Л.Ф. Сухарева. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 432с.

3. Вяйно С. Межсекторальное сотрудничество/ С. Вяйно // Bourdieu. - Хельсинки, 2003, - С. 44.

4. Касимов, Р.А. Здоровьесберегающее образовательное пространство как социально-педагогическая система / Р.А. Касимов // Психологическое и социально-педагогическое сопровождение детей и молодежи: матер. международ. науч. конф. - Ярославль, 2005. - С.178-180.

5. Купреева, Е.С. Негосударственные образовательные учреждения в региональном образовательном пространстве (на материале Владимирской области): дис. канд. пед. наук / Е.С. Купреева. - Владимир, 2004. - 197 с.

6. Путин подписал майский указ о развитии России до 2024 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/politics

7. Программа "ВУЗ здорового образа жизни" на 2015-2017 гг.[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://szgmu.ru/rus/s

8. Россиян заставят вести здоровый образ жизни 'По материалам юридической социальной сети [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.9111.ru

9. Jane Armstrong, Russian youth keep hard-drinking tradition alive, Globe and Mail, 13 June 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.