Научная статья на тему 'Вуз: маркетинговая «Философия»'

Вуз: маркетинговая «Философия» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вуз: маркетинговая «Философия»»

вых целей в компьютерном обучении. Все это способствует, с одной стороны, активному усвоению содержания учебного предмета, а с другой - формированию и развитию социально-коммуникативных и лично-стно-валеологических компетентностей будущего специалиста. В контекстном обучении на младших курсах дидактическая игра доминирует среди различных форм, методов и средств обучения как фактор, определяющий ближайший ориентир в непосредственной познавательной деятельности и прорисовывающий перспективы деятельности профессиональной.

Автором статьи разработаны дидактические игры по математике для студентов инженерных, инженерно-экономических, технологических специальностей, зависящие от целей обучения на каждом конкретном этапе учебного процесса: игра-обзор, игра-тренинг, игра-контроль. При разработке заданий для этих видов игр использованы базовые положения теории поэтапного формирования умственных действий (ПЯ. Гальперин, Н.Ф. Талызина).

В целом можно отметить, что при изучении дисциплин естественнонаучного содержания на первых двух курсах вуза предметно-профессиональный контекст не выполняет необходимой мотивирующей роли для

студентов. Эту роль берет на себя в основном ближайший контекст учебной деятельности студентов на старших курсах, где математические и иные естественнонаучные знания служат средством решения учебных задач, выполнения курсовых и дипломных проектов, и еще в большей мере - игровой контекст, задаваемый структурой учебного процесса и необходимыми компонентами компетентностей специалиста.

Литература

1. Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: Материалы ко второму заседанию методологического семинара. -М., 2004.

2. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: Материалы к четвертому заседанию методологического семинара, 16 ноября 2004 г. -М., 2004.

3. Гершунский Б.С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры (прогностическая гипотеза образовательного триумфа). - М., 1997.

4. Вербицкий А.А, Бакшаева Н.А. Развитие

мотивации студентов в контекстном обучении. - М., 2000.

5. Вербицкий А.А, Дубовицкая Т.Д. Контек-

сты содержания образования. - М., 2003.

С. ПРОКОПЕНКО, профессор Кузбасский государственный технический университет

Необходимость маркетинга возникает по мере того, как отрасль переходит от ситуации «рынок продавца» к ситуации «рынок покупателя», когда наращиваемый объем предложения товаров превосходит доминировавший ранее спрос на них. По оценкам специалистов, предложение образовательных услуг за последние несколько лет в России сделало колоссальный скачок и в настоящее время опережает спрос рын-

Вуз: маркетинговая «философия»

ка. Это ведет к тому, что учебные заведения не только начинают конкурировать друг с другом, стремясь привлечь студентов, но и все больше зависеть в финансировании своей деятельности от дифференциации и диверсификации предлагаемых продуктов и услуг. Конкурируют школы и программы, активно ведется борьба за контингент обучаемых, за получение финансовой поддержки государства, зарубежной помо-

щи, грантов, за привлечение на свою сторону спонсоров [1].

По данным департамента науки и профессионального образования администрации Кемеровской области, количество обучающихся в вузах Кузбасса за последние пять лет увеличилось на 60%. Региональный рынок труда не способен принять такое количество молодых специалистов с высшим образованием, что оборачивается для молодежи жесткой конкурентной борьбой за рабочие места или безработицей [2]. Другими словами, вузы продолжают массовый выпуск товара, не обеспеченного запросами экономики. Это является следствием сохранения производственно-сбытовой концепции деятельности вузов, когда продаем «то, что можем делать, а не то, что нужно потребителю». Однако такой подход не соответствует задаче успешного функционирования вуза, поскольку в рыночной экономике ведущая роль отводится потребителю.

Со сменой задающей среды изменилась и логистическая схема высшей школы, которая на примере вузов Кемеровской области показана на рис. 1.

В условиях планово-директивной экономики она выглядела классически: «ресурс -производство - продукт». Абитуриент, прошедший конкурсный отбор в рамках планового набора, становился студентом университета, где бесплатно для семьи, обучаясь пять лет, выпускался молодым специалистом, директивно направляясь по распределению на предприятие или в организацию соответствующего профиля.

В условиях рыночной экономики логистическая схема вуза претерпела изменения в части связей и отношений. Появилась связь между семьей и университетом в виде обязательной оплаты за обучающегося на контрактной основе. Семья из бесплатного поставщика ресурса стала еще и потребителем услуг вуза, оплачивая производство товара и получая его по завершении обучения. Ослабла связь вуза с Министерством образования в части сокращения финансо-

вого потока на обучение, то есть государство стало приобретать меньшее количество товаров вуза. И что особенно важно, появилась конкуренция вузов между собой, стимулирующая их на повышение качества рыночного предложения.

При централизованной плановой экономике рынок вузов был представлен государством, выступавшим плательщиком услуг высшей школы и гарантированным потребителем молодых специалистов. В процессе реформирования экономики страны на этом рынке появились новые рыночные сегменты - промышленные предприятия, научные, проектные, коммерческие организации, домашние хозяйства - со своими запросами к качеству, стоимости, срокам, условиям подготовки молодых инженеров. И если пока еще на некоторых предприятиях сохраняется тенденция занижения требований к получаемому из вуза товару, то в ближайшее время неизбежен рост запросов рынка к качеству подготовки специалистов как ведущему фактору повышения конкурентоспособности организаций.

Смена условий внешней среды, состава и характера логистики в образовательной сфере определяет необходимость проведения соответствующих внутриорганизацион-ных изменений в системе университетов. Без непрерывной адаптации под ужесточающиеся требования конкурентной среды невозможно долго оставаться участником рынка. По некоторым оценкам, государственные образовательные учреждения, отягощенные грузом прежних традиций, взглядов, персоналом пенсионного возраста, отсталостью аудиторного и лабораторного фонда и т.п., проводящие преобразования недостаточными темпами, - вполне реальные кандидаты на вытеснение с рынка при дальнейшем усложнении рыночной конъюнктуры. К числу ожидаемых угроз рынка следует отнести и уже озвученную (хотя и отложенную) приватизацию вузов, и встраивание в рамки Болонского соглашения, и дальнейшее сокращение бюджетного фи-

б)

Министерство образования

Планово-контрактный конкурсный прием

Семья

абитуриент

платежи

г_ специалист.-- _ I _

безработный

хо

- ЦТ

к к о к

го К и И

к

Т

Обучение | \ целевой контрактный прием

Конкурсный прием на работу

КузГТУ

студент

пп

КемГУ

студент

СибГИУ

: £ специалисты

1о \ \ /

К-1 К 1 N . Ж

А. ^

! \/ N

студент

/

Предприятие 1

Предприятие 2

Предприятие 3

Предприятие N

Рис. 1. Логистическая схема высшей школы в процессе подготовки специалистов при планово-директивной (а) и рыночной экономике (б).

Типы связей:--стабильные;-----нестабильные;

^И^ - конкурентные

нансирования, и отсутствие кадрового ресурса, способного восполнить выбытие квалифицированного преподавательского персонала по возрасту и т.д.

Обострение конкуренции и необходи-

мость повышения конкурентоспособности вузов определяют потребность ускоренного освоения ими маркетинговой философии хозяйствования как системы достижения целей организации через изу-

чение и качественное удовлетворение запросов потребителей.

Открытие новых и укрепление перспективных специальностей, провозглашение политики качества обучения, проведение конкурентного анализа и т.д. следует рассматривать как первые шаги в освоении рыночного подхода к управлению вузом. Предстоит системная работа по исследованию и прогнозированию запросов различных рыночных сегментов, позиционированию университета и его образовательных услуг на рынке, мониторингу и управлению их конкурентоспособностью, оптимизации товарного портфеля, выработке маркетинговых стратегий и планов поведения на различных сегментах, разработке под них «маркетинг-микс», укреплению имиджа университета, выработке миссии и стратегической цели, обновлению персонала и его менталитета и т.д. Предстоящий объем и разнообразие перечисленной маркетинговой работы свидетельствуют о важности маркетинговой функции и необходимости ее развития в структуре вуза до полнокровного маркетингового управления с введением руководителя в состав управляющей команды на уровне маркетинг-проректора.

Освоение университетом маркетинговой концепции деятельности должно сочетаться с непрерывным внутрипроизводственным изменением, нацеленным на освоение новых стандартов функционирования, задаваемых динамикой внешней среды. Для системного проведения преобразований предлагается метод повышения конкурентоспособности университета. Суть метода состоит в следующем.

Основу университета, как и любой хозяйствующей в рынке структуры, составляют следующие функциональные системы: коммуникационная, управляющая, организационная и технологическая. Эти системы, их структура и функции должны обеспечивать непрерывное освоение стандартов в отношении уровня преподавательского персонала и его производительности, качества процесса обучения и выпускаемых

специалистов, а также нормы расхода ресурсов в соответствии с целевой функцией вуза. Исследованиями [3] показано, что целевая функция хозяйствующего субъекта -эффективное участие в ресурсных потоках - обеспечивается наличием в основных системах предприятия требуемых функций по всем уровням организации: управление, организация, регулирование, операция.

Представление структуры университета в виде систем и уровней организации позволяет выделить элементы и осуществить их функциональный анализ. Сопоставление функций систем и элементов в условиях директивной и рыночной экономики представлено на рис. 2.

Изменение экономических отношений в сфере высшего образования привело к изменению состояния задающей среды - рынка. Наряду с прежним собственником (государством), появляются и новые - частные владельцы негосударственных вузов. Собственник выступает в качестве задающего субъекта.

Если в условиях директивной экономики целевая функция университета заключалась в участии в ресурсных потоках, централизованных государством, то в рыночных условиях организация должна встраиваться в потоки конкурентного ресурсного обмена.

При переходе к рыночным отношениям у вузов появилась новая функция во внешней среде, а во внутренней среде наблюдается различное сочетание старых и новых функций производственной структуры с преобладанием на сегодняшний день первых. Приведение фактических функций в соответствие с требуемыми осуществляется по алгоритму (рис. 3), основной принцип которого состоит в последовательном устранении несоответствий от верхнего уровня организации к нижнему в направлении от коммуникационной системы к технологической.

В соответствии с предлагаемым методом определяется устройство функций каждого структурного элемента основных систем предприятия; определяются места и вели-

РЫНОК дающая с р

Было - план набора, федеральное финансирование, распределение специалист ое

) Нужно - запросы рынка, качество ресурсов, конкурентоспособность товара

31

_СОБСТВЕННИК ПРЕДПРИЯТИЯ (задающий субъект)- стратегия предприятия_

системы униЬерситеУа, их структуры и функции

Цв1 е< ая функций предприятия: участие в ресурсных потеках Было - участие в ресурсных потоках, ц пр&лизованных ео^уйарством; Нужно - участие в потоках конкурентного ресурсного обмена

Коммуникационная

БЫЛО.' плановый набор поО бюджетное ф una u Ппаноаоа раепр*йаление СЛвф унО: конкурентный оймен с внешней С|

У Р

Было: Набор под контрольные показат епи иинистерст еа. выпуск специалистов по способностям университ em а

Н ужн о:

Маркетинговое взаимодействие на рыж

-------в ч товаров. Снабжение yppanni

стены достоверной рыночной и

формацией

рссдро.

О В

Привлечение ресурсов и передача товара через приемную комиссию и cmуденческий от-Оеп кадров

Взаимодействие со средой через управление маркетинга универ-с и.те та

О в

Требование выполнения плане по валу. ПсОгОнтй фактических результатов под требуемые показатели отчетности

ГГзученТГе "рогнозйро'вание рыночного опроса и корректировка выпуска товара под выявленные запросы

у р

Набор и распределение по министерскому плану. Отчет по валовый показат епям приема и

.........jUUUXKil.............

инвзжениЁ лучшими ресурсами ИЗ РЫ-Щ ночных потоков к передача в ник конкурентоспособного товара Оценка удов пвтворвнности потребителей.

— Управляющая

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Было, рвсурсараспорпжение Нужно: целепопагание и контроль

Было: В ыполнение зосуд a рем венных планов и распоряжений и инист ерст ва

Н ужн о:

Выработка миссии, целевых установок и стратегии. Постановка целей асем системам.

ГАИ

Подбор и расстановка менеджеров ло личным симпдтуяи с проведением через конкурс. Формирование коллектива по утеер-

_____жденндиу штату

Ф срмирование"упра%ляю"щей команды и персонала университета по деловому потенциалу

н

Рассмотрение ходе выполнения плана на заседаниях ректората и Ученого Совета Принятие коллект ивных решений. Деггетиргпта-Яйе-Етолнтпгачяй-Я персонализация спроса за результаты. Работа на упреждение появления проблей

о в

н

Контроль плановых заданий по набору и выпуску, расходованию ресурсов

Контроль прироста капитала соб--ственника, доходности персонала и эффективности веек систем

Организационная

"Быпо: распределение аудиторного фочд( ~~ и расстановка преподавателей ясно: соподчинение частей цела

В л

Было:

Подавление личных интересов общ ест венными Прееы ш ение коллективной от вет cm венност и над персональной

Н уж н о:

Баланс интересов и ответственносги. Регулярный анализ-синтез структуры и функций организации

и

квалификация - сколько сможешь, т рудоот дача - по расписанной нагрузке

Ц

Квалификация и трудоотдача -по стандартам рынка и стратегическим установкам

л и

Выборочное обучение персонала и продвижение по службе

Систематическая развивающая аттестация персонала. Система правил;

Ч ОП,Ч» Д, ОП CP Ч - человек; Д должность, ОП - образовательная программа, CP -стандарты рынка

о п

Р А Ц И

Контроль занятости аудитории, посещения занятий и текущей успеваемости

Контроль качества и развитие стандартов обучения под растущие запросы рынка

Технологическая

было, выполнение яа&нв ло валу ужно выполнение заказов потребителей чество, специализация, сроки, стоим ост

Было:

Утверждение учебных прогремим, штатного расписания и пори ати-вов ресурсопотребления исходя

_____й-Ч ----

Н ужно:

Жесткий мониторинг качества работы преподавателей и успеваемости студентов. Оценка соответствия твхчологического процесса стратегии университета.

И

И

Размещение технологии в устаревшем аудиторном фонде с укомппектоеанием имеющимися кадрами

Размещение технологии в современно оборудованных аудиториях с укомплектованием требуемыми кадрами

н и

Завышение положительной оценки нвус-пебающих Опя сохранения количества /побора. Поощрение отличников ловышелие» стипендии. Попустительство низкого уровня преподавания.

Пр.

|веденне а соответствие требованиям роста сад ержани* образовательных програн мР hfa-

П родукты

Обучение по традиционныи технологиям передачи знаний

Обучение по передовым технологиям под контрактные требования

Т-

Рис. 2. Функции университета, его систем и элементов

Рис. 3. Алгоритм устранения функциональных несоответствий в элементах систем

университета

чины несоответствия по требуемым стандар- тета на основе мониторинга конкурентной там и нормам, устанавливаются приорите- среды (ёмкость рынка, его структура, цены, ты и осуществляются последовательные, качество услуг) формирует требования к со-взаимосогласованные преобразования. ставу и объему образовательных программ,

Коммуникационная система универси- их квалификационному и материально-тех-

ническому обеспечению, срокам обучения, расходу ресурсов. Установки проверяются на соответствие аттестационным требованиям Министерства образования.

На основе полученной информации управляющая система университета оценивает возможности, вырабатывает корпоративную стратегию, ставит цели для всех систем и осуществляет контроль их достижения. Выполняется анализ структуры функций в каждом элементе и оценка их эффективности по заданным критериям. Обеспечение эффективного взаимодействия на основе соподчинения всех элементов выполнению принятой стратегии производится организационной системой. Далее оцениваются возможности технологической системы по подготовке молодых специалистов с требуемыми по условиям потребителей параметрами. Полученные результаты соотносятся с данными мониторинга конкурентной среды.

Эффективность преобразования университета и организации взаимодействия его структурных элементов оценивается по общесистемному критерию - конкурентоспособности оказываемых рынку услуг. Если достигаемый уровень конкурентоспособности обеспечивает возможность реализации выбранной стратегии поведения вуза на рынке, то запускается программа преобразования производственной системы с установлением сроков и ответственных лиц.

При недостижении требований действия по выработке программы преобразования повторяются или университет вырабатывает новую стратегию рыночных действий.

Выводы

Ситуация на рынке образовательных услуг характеризуется превышением предложения над спросом и обострением конкурентных отношений. При дальнейшем сокращении государственной поддержки вузов некоторые из них, наиболее отягощенные консерватизмом персонала, отсталостью производственной базы, слабостью управляющих команд и т.д, могут не выдержать конкурентной борьбы и уйти с рынка

или существенно сократиться до размеров «организаций-нишеров».

Условием выживания вуза в такой перспективе является принятие активных мер по освоению рыночного пространства на основе маркетинговой концепции деятельности в сочетании с системными структурными преобразованиями внутренней среды в направлении повышения конкурентоспособности.

Литература

1. Шевченко Д.А. Ситуация на рынке марке-

тинговых исследований образовательных услуг. - http://www.marketologi.ru/lib/ sheVmou.html

2. Жигалова И.А, Малороссиянова О.И.

Обеспечение качества профессионального образования в условиях рыночной экономики // Образование и общество. -2004. - №5. - С. 23-26.

3. Прокопенко С.А. Метод преобразования

угледобывающего предприятия под требования конкурентной среды // Энергетическая безопасность России. Новые подходы к развитию угольной промышленности: Труды междунар. науч.-практ. конф. - Кемерово, 2000. - С.62-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.