Научная статья на тему 'Вторжение "революционности" в "повседневность" (на примере событий английской буржуазной революции XVII века)'

Вторжение "революционности" в "повседневность" (на примере событий английской буржуазной революции XVII века) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
432
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ / АНГЛИЧАНЕ ЕЛИЗАВЕТИНСКОЙ ЭПОХИ / АНГЛИЙСКАЯ БУРЖУАЗНАЯ РЕВОЛЮЦИИ XVII В. / РЕВОЛЮЦИОННОСТЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вторжение "революционности" в "повседневность" (на примере событий английской буржуазной революции XVII века)»

Между тем прояснение этого вопроса позволило бы решить несколько научных задач, например, квалифицировать грамоту, сохранившуюся лишь в небольшом извлечении у В.Н. Шишонко, выданную Строгановым в 1686 г., на земли по левому берегу Камы к северу от р. Яйвы, либо как пожалование землями, либо как подтверждение прав на жалованные ранее земли.

Список источников и литературы

1.Бушмакина Ю.В. Пызновская курья: проблема северной границы строгановской вотчины по жалованной грамоте 1558 г. // Диалог культур и цивилизаций. Тобольск, 2013. С.121-123.

2.Введенский А.А. Дом Строгановых в XVI-XVП вв. М.,1962.

3.Головчанский Г.П., Мельничук А.Ф. Строгановские городки, острожки, села. Пермь,2005.

4.Дмитриев А.А. Пермская Старина. Вып. 1. Древности бывшей Перми Великой. Пермь,1889.

5. Дмитриев А.А. Следы русских поселений в Перми Великой до появления Строгановых // Труды Пермской ученой архивной комиссии. Вып. IV. Пермь,1901.

6.Жалованная грамота Григорью Строганову, о построении на реке Орле городка // Дополнения к актам историческим. Т. 1. СПб.,1846. С.168-171.

7.Жалованная грамота Якову Строганову, о владении прибавочными землями по реке Чусовой// Дополнения к актам историческим. Т.1. СПб., 1846. С.172-175.

8.Коровин В.К. Краткий исторический очерк дома Строгановых, приобретение ими прав и последовательность их на обладание людьми и землями // Пермские губернские ведомости. 1862. 22 июня, № 25.

9.Мухин В.В. История горнозаводских хозяйств Урала первой половины XIX в. Пермь,1978.

10.Первая царская грамота, жалованная Строгановым апреля 4 дня 7066 (1558) года // Миллер Г.Ф. Описание Сибирского царства. СПб,1750. С.76-80.

11.Петухов Д. Горный город Дедюхин и окольные местности. СПб.,1864.

12.Толковый словарь живого Великорусского языка Владимира Даля. Т.2. СПб-М.,1905.

13.Устрялов Н.Г. Именитые люди Строгановы. СПб.,1842.

14.Устюгов Н.В. Солеваренная промышленности Соли Камской в XVII веке: К вопросу о генезисе капиталистических отношений в русской промышленности. М.,1967. 15.Чупин Н.К. Географический и статистический словарь Пермской губернии. Пермь,1878.

16.Шостьин Н.А. Очерки русской метрологии XI-XIX века. М.,1975.

Бычкова К.И., исторический факультет. Научный руководитель: к.и.н, доцент В.С. Ковин

Вторжение «революционности» в «повседневность» (на примере событий Английской буржуазной революции XVII века)

Во второй половине XX века немецкий историк Альф Людтке ввел понятие «повседневности». Он определил задачу для повседневной истории как возможность «сделать так, чтобы «обычные люди обрели в истории собственные голоса и лица» (Журавлев С.В, 2010, с.3-27).

Ключевым в определении «повседневного» является регулярно повторяемое (Журавлев С.В, 2010, с.3-27). В Англии же повседневная история или социальная, как ее принято называть в Британии, начала

развиваться еще в начале XX века. Этому способствовало, что в британских архивах сохранилось множество источников в виде личных писем, памфлетов, записей в домовых книгах, кулинарных рецептах, мемуаров людей разных социальных слоев, которые открывают дверцу в будничную жизнь прошлых столетий.

Повседневная жизнь людей - это ежедневная обыденность. Англичане елизаветинской эпохи чувствовали себя относительно благополучно, любили праздники и обряды, любили плотно поесть. Иногда количество блюд на приемах в знатных домах варьировалось до 200 наименований. Сама королева Елизавета была рада пиршествам. Стало модно использовать столовые предметы, конечно над манерами еще нужно было много работать. Знать занималась теннисом, конной ездой, бадминтоном и т.д. В народе было множество игр, многие из которых были агрессивными, даже футбол, который отличался от современных правил игры, приносил травмы. Недаром жители других стран считали англичан северными варварами. Жизнь у англичан налаживалась. Старались модно одеваться, использовать косметику, парфюм. Дарили на Рождество и Новый год оригинальные подарки. Стало модно организовывать пышные много затратные свадьбы, похороны. Конечно, при Елизавете тоже были высокие налоги, но они не касались простого народа, никому не приходилось голодать из-за поборов.

Однако в виду ряда политических событий в период правления первых Стюратов современники отмечают, что ситуация стала меняться. При Карле I в относительно благополучную повседневную жизнь людей ворвалась «революционность», которая произвела коренные изменения во всех сферах жизни. Революция стала ответом на те злоупотребления, которые расцвели в период «персонального», «беспарламентского» правления короля. Особенно негативно на повседневной жизни отразились возросшие налоги и бесчисленные монополии. Были введены «монополии» на мыло, соль, вино, кожу, морской уголь, на табак, пиво, шелк, бумагу, колониальные товары и на все предметы первой необходимости. Были введены бочоночные и фунтовые сборы, суммы которых превышали ценность товара. У населения отнимались права на заливные земли («Великая ремонстрация...», 1641г. «Ордонанс о быстром взимании и сборе денежных средств.», 1643 г.).

В программном документе революции «Великой ремонстрации 1641 г.», где перечислялись злоупотребления короля, говорится о собрании «сумм после роспуска парламента путем займа», которые приравнивались «по своему размеру пяти субсидиям». Кто не желал платить, тех сажали в тюрьму, «где многие из них приобрели себе такие болезни, которые стоили им жизни». Суд выносил приговоры, не руководствуясь правом, а осуществляя свои политические комбинации поддержания монополий, различным поборам людей. Наказывали неповинных людей. Устраивали демонстрационные страшно унизительные для человеческого и социального достоинства наказания так называемым провинившимся. После таких наказаний люди оставались без друзей, супругов разлучали на много лет принудительным путем не исключая насилие, человек лишался возможности

заниматься своей профессией. Взяточничество царило в судах, адвокатурах и многих других учреждениях. Люди боялись доносов. Но обыденным было и запугивание различных госслужащих и джентльменов, чтобы они принимали «нужные» меры на заседании суда или заставляли людей брать займы («Великая ремонстрация...», 1641 г.).

Работник регулярно работающий «мог заработать в год максимум 10 ф.8 шилл.». А на содержание семьи в урожайный год и уплату «ренты за коттедж требовалось минимум 11-14 ф.ст.в год». Причем такое содержание семьи едва ли отделяло ее членов от голодной смерти («Великая ремонстрация.», 1641 г.). Были грузовой и весовой сборы «на товары ввозимые и вывозимые», платежи и взимание «корабельной подати», но это не спасало купцов и их корабли от пиратских разбоев. За неуплату «корабельной подати» и налогов, «за не подчинение комиссиям по делам о патентах на монополии» лишают граждан свободы. И это все в последствии образовало застой в торговле, т.к граждане не могут «ни покупать. Ни продавать, ни платить, ни получать, как ранее, и ведут к полному разорению жителей Лондона, упадку мореплавания, а также суконного дела и промышленного английского королевства» («Петиция граждан города Лондона. », 1640 г.). Многие граждане уезжали в Америку или Голландию «с целью избежать нищеты», перевозя с собой «свои суконные мануфактуры» и свой наличный капитал («Великая ремонстрация. », 1641 г.).

Такое финансовое положение людей приводило к росту пауперов. По закону пауперам должна была оказываться помощь, но на практике это сводилось к тому, что нищих выгоняли из прихода под разными предлогами или заставляли наниматься на работу на ужасных условиях работодателя или заключить его в работный дом. Исходя их таких условий, пауперы стремились перебиваться случайными заработками и милостынями, воровством скитаясь по улицам, несмотря на то, что существовали законы против бродяг и нищих, согласно которому нищих можно было посадить в тюрьму или прилюдно бичевать («Великая ремонстрация.», 1641 г.).

В итоге конфликт между парламентом и королем, вылился в гражданскую и в религиозную войну между их сторонниками, англиканами и пуританами. В годы революции ситуация еще более ухудшилась. Война повлекла за собой политико-экономический кризис, который отразился, прежде всего, на жизни простых людей, «трудящихся бедняках», которым нечего было есть и одевать. Едва ли они могли получить хлеб раз в неделю, изношенная одежда могла быть заменена лишь в конце года (Барг М.А., 1991, с.78). Эти люди трудились целыми днями на износ, пытаясь получить хотя бы немного хлеба. Один из активных политических деятелей времен революции Дж.Лильберн в своих мемуарах пишет о страданиях английского народа следующее: «В самом деле, когда мы посмотрим, какие мучения и страдания народ испытал от расстройства торговли, дороговизны продуктов и многих других бедствий, например, военных постоев, насилий и прочих тягостей, связанных с войной, то мы найдем, что его поддерживала во всем

этом только надежда на свободу и на то, что государство будет, в конце концов, благоустроено» (Лильберн Дж., 1937).

В годы революции к политическим и налоговым притеснениям добавились религиозные со стороны пуритан, которые стремились объединить всех англичан в одну единую религию на основе пресвитерианства. Парламентом было предложено лишать права голоса тех, кто будет по-прежнему исповедовать католичество, детей католиков воспитывать в протестантских школах. Изменялся религиозный церемониал, преследовались «духовные лиц дурного поведения». Хотя в 1649 г. было принято соглашение, которое вводило терпимость к различным религиям, но католичество и англиканство нельзя было исповедовать публично.

Трудно было и преподавателям, и творческим деятелям. Демократ Дж.Лильберн говорит о запрете распространять различную агитационную литературу, о накладывании ценза (запрета) на неугодные печатные издания. Неугодных парламенту авторов обвиняли в заговорах и прочих плохих делах. В дома врывались дебоширы, кузнецы, полицейские и под видом поиска запрещенных книг забирали все, что понравится, хозяев отправляли в тюрьму («Защита прирожденного права Англии...», 1645 г.).

Все это превратило жизнь людей в кошмар. Бурлящая позитивная жизнь людей превратилась в голод, издевательства. Простой народ пытался не умереть с голоду или не сгнить в тюрьме за то, что они обнищавшие граждане не могли платить налоговые поборы. Знать боялась угроз. Взятки, доносы, заговоры держали в страхе все слои населения. Никто ни от чего не был защищен. Религиозные организации под вуалью веры осуществляли свои политические цели. Людям некому было верить, некоторые продолжали верить в короля, который уже не мог их защитить от произвола парламента.

Таким образом, сначала тирания, а затем и революция ворвались в повседневность людей и выдернули их из спокойной жизни, они изменила образ жизни всех слоев населения. Все это непосредственно повлияло не только на современников этих событий, но и на их потомков. Англия не один год восстанавливалась после таких испытаний.

Список источников и литературы

1.«Великая ремонстрация», 1641г.// Кислица Н.А. Английская буржуазная революция середины XVII века. Практикум по Новой истории. I. - М., 1963.- С.27-32.

2. «Защита прирожденного права Англии.», 1645 г.// Кислица Н.А. Английская буржуазная революция середины XVII века. Практикум по Новой истории. I. -М., 1963.-С.132.

3. «Ордонанс о быстром взимании и сборе денежных средств ...», 1643 г.// Кислица Н.А. Английская буржуазная революция середины XVII века. Практикум по Новой истории. I. -М., 1963.- С.46-47.

4. «Петиция граждан города Лондона.», 1640 г.// Кислица Н.А. Английская буржуазная революция середины XVII века. Практикум по Новой истории!.-М., 1963.- С.14-15.

5. Лильберн Дж. Памфлеты М., 1937.

6. Барг М.А. Великая английская революция в портретах ее деятелей. М.,1991.

7. Журавлев С.В. Предисловие/Людтке А. «История повседневности» в Германии: Новые подходы к изучению труда, войны и власти. М, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.