3. Pochinina N. E. Mifopoetika v sovremennom kino (na primere tvorchestva Emira Kusturitsy). Avtoreferat diss. kand. filos. nauk [Mythopoetics in contemporary cinema (on the example of creativity of the Emir Kusturica). Synopsis cand. philos. sci. diss.]. Tomsk, 2010. 30 p.
4. Khrenov N. A. "New Wave" in Russian Cinema: Andrei Zvyagintsev's Films. International Journal of Cultural Research. 2011, No. 2 (3): Art Theory and Artistic Imagination in the Twenty-First Century. Pp. 67—74.
5. Yakovlev L. S. Russian Cinema in the Era of Paradigmatic Shift. International Journal of Cultural Research. 2011, No. 2 (3): Art Theory and Artistic Imagination in the Twenty-First Century. Pp. 94—107.
ВТОРСКОЕ КИНО В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ СЕМИОТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
УДК 008:791.43 Т. Н. Суминова
Московский государственный институт культуры
В статье рассматривается авторское кино как философский концепт социально-культурной информационной реальности. Посредством собственных текстов произведений авторское кино генерирует семиотическое информационное пространство смыслов, идей, знаний, дискурсов и контентов. Подчёркивается, что особое влияние на развитие авторского кино оказала экзистенциальная философия, вследствие чего в текстах произведений ставятся различные проблемы, в том числе проблема некоммуникабельности. Автор делает акцент и на сущности, специфике и структуре текста произведения авторского кино как информационной и коммуникативной системы, в котором отражается контекст реальности, образ мира автора, интертекстуальность, гипертекст и информационный мир.
Ключевые слова: авторское кино, текст произведения, экзистенциальная философия, проблема некоммуникабельности, хаосмос, контекст, образ мира, смыслы, дискурс, интертекст, гипертекст, информационная реальность.
T. N. Suminova
Moscow State Institute (University) of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
AUTEUR CINEMA IN THE CONTEXT OF CURRENT TRANSFORMATIONS SEMIOTIC SPACE
The article discusses the author's cinema as a philosophical concept of social and cultural information of reality. Through its own texts of author's cinema generates a semiotic information space of meanings, ideas, knowledge, discourses and content. It is emphasized that the particular influence on the development of auteur cinema has had an existential philosophy, resulting in texts are different issues including the problem of miscommunication. Author focuses on the essence, specificity and the structure of the text of the works of auteur cinema as an information and communication system, which reflects the context of reality, the image of the world of the author, intertextuality, hypertext and information world. Keywords: auteur cinema, text works, existential philosophy, the problem of miscommunication, chaotic space, context, image of the world, meanings, discourse, intertext, hypertext, information reality.
СУМИНОВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА — доктор философских наук, профессор кафедры менеджмента социально-культурной деятельности факультета социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры
SUMINOVA TATYANA NIKOLAEVNA — Full Doctor of Philosophy, Professor of Department of management of social and cultural activities, Faculty of social and cultural activities, Moscow State Institute (University) of Culture
e-mail: [email protected] 79
© Суминова Т. Н., 2016
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2016 ♦ 3 (71) май - июнь ^
Достижения техники, высокий уровень художественного и эстетического восприятия/отражения действительности способствовали генерации одного из ярчайших феноменов социально-культурной информационной реальности — кинематографа, трансформировавшегося с течением времени в искусство кино, интересное для «препарирования» спектром различных наук — философией, социологией, экономикой, эстетикой, этикой, инфор-мациологией и т.д.
Но лишь проведение междисциплинарных исследований позволяет создать целостное представление об искусстве кино как составляющей духовной культуры и его различных проблемах.
Известно, что кинематограф подразделяется на две составляющие — коммерческую и некоммерческую. Если в первой главной фигурой является в большей степени продюсер, «правящий бал», то в некоммерческой — режиссёр-постановщик, диктующий собственное, авторское, видение, собственное мышление, собственный «образ мира» внутренней Вселенной. Хотя понятно, что и коммерческий сектор кинематографа зависит и нуждается в выдающихся мастерах-режиссёрах, чьё творчество становится значимым для успешного производства аудиовизуального произведения как прибыльного бизнес-проекта. Вспомним, в частности, таких режиссёров, как Альфред Хичкок, Орсон Уэллс, которые и в контексте конвейерной студийной системы кинопроизводства Голливуда являлись яркими личностями с уникальным восприятием и отражением собственного образа мира, проблем реальности в текстах художественных произведений, то есть в кинофильмах.
Именно в авторских кинопроизведениях находит отражение синтез эстетики отношений и т.д., что способствует генерации и восприятию авторского кино в качестве
особого, художественно-философского направления и феномена.
Авторский кинематограф позволяет обозначить и обратить внимание на спектр проблем, в которых находится человек, чтобы заставить реципиента задуматься над собой, своими действиями, своим окружением и т.д.
Именно авторское кино способствовало выявлению философской основы/природы данного вида искусства, а также отразило значимость его философской составляющей, что свидетельствует о философском подходе к отражению реальности и творчества мастеров. Вот почему авторское кино способно предложить новую, иную картину мира, собственную метафизику, посредством которых можно «препарировать» бытие и проблемы социума и его представителей.
Естественно, что тексты произведений авторского кино наполнены особой поэтикой, позволяющей особым образом создавать и передавать мифы, легенды, сновидения, сверхобразы, реальность как мир абсурда, и собственной иронией, гротеском и иной «начинкой».
На развитие философской составляющей авторского кино оказал влияние экзистенциализм, посредством которого мастера в своих текстах смогли отразить бессмысленность, безысходность действительности, отчаяние, страх, отчуждение и абсурдность как конкретной эпохи — ХХ столетия, так и бытия человека как песчинки этого мира, то есть драму реальности. Вот почему авторское кино как информационный феномен, генерирующий спектр смыслов, идей, информации, ощущений и т.д., является экзистенциальной драмой, значимой для развития различных философских концепций.
Фильмы мэтров мирового кино Т. Абуладзе, М. Антониони, И. Бергмана, Л. Бунюэля, В. Вендерса, Л. Висконти, Ж.-Л. Го-
дара, С. Кубрика, П. П. Пазолини, Х. Тэ-сигахара, Ф. Феллини, М. Формана, М. Хуциева и других отличает постановка ряда экзистенциальных проблем, например, отчуждённости, одиночества, отчаяния, страха смерти, духовной и эмоциональной усталости человека, морального разложения вследствие психологии отчаяния и нищеты.
В частности, любопытной в авторском кино (например, в фильмах 1960-х годов М. Антониони) видится некоммуникабельность как одна из экзистенциальных проблем, приводящая к духовному омертвению, разочарованности личности. При этом назовём цикл «Крик» (1957), «Приключение» (1960), «Ночь» (1961), «Затмение» (1962), «Красная пустыня» (1964), в котором Антониони говорит, что люди разобщены и не могут понять друг друга, не могут найти общий язык, что приводит их к жизненной драме.
Интерес в этом контексте представляет притча Ф. Феллини «Дорога» (1954), в которой повествуется о сверхжестокости и человеческом страдании, о сложных отношениях некоммуникабельных Джельсомины и Дзампано. О некоммуникабельности людей свидетельствует и начальная сцена пробки в туннеле, отражённая в фильме этого киномастера «8 1/2» (1963).
Некоммуникабельны герои притч Л. Висконти «Посторонний» (1967) — Мерсо, который не в состоянии найти общий язык с окружающими людьми, «Семейный портрет в интерьере» (1974) — старый профессор, ушедший в себя и предпочитающий общению с людьми коллекционирование картин и книг.
Певцом одиночества, отчуждения и некоммуникабельности в 1960—1970-е годы воспринимался, наряду с М. Антониони, И. Бергман, который в фильме «Персона» (1966) отразил идею сложности пре-
одоления человеком состояния одиночества и отчаяния.
Проблема некоммуникабельности подверглась переосмыслению в работе В. Вен-дерса «Ложное движение» (1974), в которой герой понимает, что бежать от себя — это ложный путь, а необходимо войти в реальность/действительность.
В фильме Ф. Трюффо «Карманные деньги» (1976) анализируются причины конфликтов между детьми и взрослыми, что также является основой для их разобщённости. При этом становится понятно, что и мир детства является миром страха и отчаяния.
Трагикомическая картина Р. Олтмена «Короткие истории» / «Короткий монтаж» (1993) рассказывает о бездуховности, жестокости, некоммуникабельности жителей Лос-Анджелеса, что приводит к разложению социума, отчуждению, страху, бессмысленности бытия.
Изложенное позволяет констатировать, что во второй половине ХХ столетия тексты произведений авторского кино трансформировались в интеллектуальные, философские шедевры, чему способствовала именно экзистенциальная философия.
Единицей авторского кино является текст произведения, который вследствие его информационной хаотичности, многогранности, смысловой многозначности и множества различных вариантов истолкований являет собой хаосмос с уникальной и специфической структурой.
Структура текста произведения авторского кино содержит художественные образы, состоящие из спектра разноопре-деляемых и разнотрактуемых знаков, а также ряда информационно-смысловых высказываний, являющихся сообщениями.
В тексте произведения авторского кино заключается «индивидуальная мифология» автора/художника/режиссёра, его
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2016 ♦ 3 (71) май - июнь ^
художественный стиль, характерология и т.д., что позволяет вскрывать глубинные аспекты динамики и статики информационной составляющей авторского кинематографа, процессы генерации фильма.
Творец/креатор авторского фильма генерирует собственную художественную реальность, художественный мир, базируясь, как уже отмечалось, в большей степени на экзистенциальной философии, проникая в проблемы социальной действительности, художественно точно отражая и фиксируя «сущность» мира.
Современное культурологическое знание справедливо предлагает иное отношение к проблеме художника как субъекта креативной деятельности, когда говорится о «смерти Автора», «смерти субъекта». Не случайно Ж. Делез определяет художника и как пациента, и как врача цивилизации, а также и «извращенца» от цивилизации. Всё это наиболее актуально для авторского кинематографа, поскольку здесь творцы — уникальные, яркие и особые личности, в которых кумулируется социально детерминированное рациональное и эмоциональное отношение к окружающей действительности.
Текст авторского кино создаётся в определённом контексте как синтезе мировоззренческих, эмоционально-психологических, инновационных, социокультурных и информационных аспектов, характерных для субъекта креативной деятельности, то есть режиссёра, и поддерживаемых его личным опытом и рядом различного рода предпочтений и отношений к окружающей действительности. Вот почему контекст выступает в качестве когнитивной субстанции, оказывающей влияние на дальнейшую интерпретацию и креацию смыслового поля текста. Изменение внешнего контекста подвергает изменениям и внутренний (текстовый) контекст и смысл произведения.
Режиссёр как автор кинотекста фиксирует в произведении собственный образ мира посредством определённой знаковой, информационно-семиотической, информационной системы. Одновременно транслируется определённый смысл, идея, информация, имеющая культурные основания, поскольку содержит социальную информацию.
Одной из составляющих текстов произведений киноискусства, а в большей степени авторского кино, является интертекстуальность как множество и разнообразие связей, существующих между текстами (адаптация, перевод, подражание, аллюзия, пародия, плагиат). Именно этот феномен оказал существенное влияние/ воздействие на художественную практику, в том числе на процесс генерации текстов произведений, самосознание современного художника (в данном случае — кинорежиссёра) и кинематограф как информационный и коммуникативный мир.
Однако, безусловно, интертекстуальность как одно из свойств текста кинопроизведения способствует размыванию его границ, и он перестаёт быть законченным, закрытым и «защищённым».
Текст художественного произведения, а тем более авторского кино, кроме свойств, обозначенных Ж. Деррида: внутренняя неоднородность, многоязычие, открытость, множественность и интертекстуальность, приобретает ещё ряд свойств — сверхсемиотичность («скроен» из знаков/языков различных видов искусства) и отсюда полиинформатиность, поскольку каждая грань этого феномена культуры создаёт новую «грань», отблеск информации, каждый раз и каждым «прочитываемый» по-новому и по-своему, в том числе и вследствие социокультурного контекста.
Приём «интертекстуальности» действительно способствует тому, что текст художественного произведения (в данном слу-
чае — авторского кино) приобретает удивительные, даже не предполагавшиеся его создателем новые смыслы, а также вызывает у потребителя/реципиента богатейшие, в том числе «гипертекстовые» (в смысле разных связок различных информационных объектов, в качестве которых могут выступать и выступают персонажи, актёры, предметы художественной реальности и т.д.) ассоциации.
На смену классическому модернистскому интертексту сегодня приходит более современная, совершенная, пластичная технология и «приспособление» — гипертекст.
Характерными особенностями постмодернистского текста произведения (в том числе авторского кино) являются его многоуровневая организация, принцип монтажа, нелинейность структуры, фрагментарность и т.д. Достаточно легко это представлено в гипертексте как современной информационной технологии. Гипертекст представляет собой образец нелинейной структуры, позволяющей легко переходить от одного фрагмента текста к другому. Вот почему цитатное заглавие художественных текстов постмодернизма предстаёт переменной величиной, наполнение которой вариативно, и «мерцает» множественностью всевозможных вариантов интерпретаций.
Гипертекст текста произведения авторского кино — это «нелинейный лабиринт», заключающий в себе и одновременно при обращении к нему раскрывающий картину/образ мира того или иного худож-
ника и реципиента, постигающего представленную информацию/смыслы/идеи.
Попадая в качественно новую, виртуальную картину текста произведения авторского кино как информационный мир, потребитель информации осуществляет активный поиск информации, смыслов и ориентацию в пространственно-временном континууме социокультурного контекста. Это позволяет говорить о создании гиперреальности, гиперреального мира авторского кино как информационной и коммуникативной системы, состоящей из автора, текста произведения и реципиента.
Авторское кино посредством созданных текстов как информационных ресурсов формирует информационное пространство со множеством смыслов/информации/знаний. Текст произведения авторского кино — это не застывшая сущность, а постоянный диалог между автором, потребителем и теми культурными контекстами, образами мира, которые присутствуют в авторе, тексте и реципиенте, а также креатируются в семиосфере и инфосфере, порождая бесчисленное количество интерпретаций, новых смыслов, новых текстов и новой информации.
Таким образом, мы утверждаем, что авторское кино представляет собой философский концепт социально-культурной информационной реальности, а посредством собственных текстов произведений генерирует семиотическое информационное пространство смыслов, идей, знаний, дискурсов и контентов.
Примечания
1. Воеводина Л. Н. Функционал и сюжетная организация мифов архаических обществ // Вестник Московского государственного университета культуры и искусства. 2015. № 6 (68). С. 66—73.
2. Есаков В. А. Искусство или бизнес? Перспективы государственно-частного партнёрства в вузах культуры и искусств // Вестник Московского государственного университета культуры и искусства. 2015. № 3 (65). С. 193—198.
3. Лобанов И. В. Развитие Московского государственного института культуры в процессе реализации культурной политики в Российской Федерации // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 1 (69). С. 11—22.