Научная статья на тему 'Тема войны в европейском “авторском кино”. (к 50-летию фильма “отец солдата”)'

Тема войны в европейском “авторском кино”. (к 50-летию фильма “отец солдата”) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
349
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЕВРОПА / "АВТОРСКОЕ КИНО" / ХХ ВЕК / ПАЦИФИСТ / ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / ТЕМА ВОЙНЫ / КИНОПРИТЧА / ТРАГИЧЕСКОЕ / КОМИЧЕСКОЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ / КАХЕТИЯ / ГУРДЖААНИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тугуши Сосо Акакиевич

Статья рассказывает об “авторском кино” в рамках общеевропейского кинопроцесса, проблемах и темах, которыми оно занимается. Автор говорит о разнообразии жанров кино: это и документальные ленты, и жанр трагедии, комедии, и кинопритчи. Свой вклад в этот процесс вносят и грузинские мастера “авторского кино”. Примером может служить картина “Отец солдата”, снятая в жанре трагикомической кинопритчи и завоевавшая мировое признание. Фильм отметил 50-летие своего экранного существования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тема войны в европейском “авторском кино”. (к 50-летию фильма “отец солдата”)»

МИР ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

УДК 778.5 (778.504.072:8.01-21)

Coco ТУГУШИ

Посвящается светлой памяти создателей фильма: Режиссёру Резо Чхеидзе, Сценаристу Сулико Жгенти, Актёру Серго Закариадзе.

ТЕМА ВОЙНЫ В ЕВРОПЕЙСКОМ "АВТОРСКОМ КИНО". (К 50-летию фильма "Отец солдата")

Аннотация. Статья рассказывает об "авторском кино" в рамках общеевропейского кинопроцесса, проблемах и темах, которыми оно занимается. Автор говорит о разнообразии жанров кино: это и документальные ленты, и жанр трагедии, комедии, и кинопритчи. Свой вклад в этот процесс вносят и грузинские мастера "авторского кино". Примером может служить картина "Отец солдата", снятая в жанре трагикомической кинопритчи и завоевавшая мировое признание. Фильм отметил 50-летие своего экранного существования.

Ключевые слова: Европа, "авторское кино", XX век, пацифист, Первая мировая война, Вторая мировая война, тема войны, кинопритча, трагическое, комическое, психологическое, Кахетия, Гурджаани.

Кинематограф - детище XX века, именно в его недрах он сформировался как вид искусства, быстро набирая свой необъятный потенциал, со множеством авангардных течений и направлений. Среди них необходимо выделить "авторское кино", явившееся продуктом интеллекта мирового кинематографа.

"Авторское кино" как интеллектуальный феномен

"Авторское кино" нашло свой собственный путь восприятия и показа действительности, постижения настоящего и переход из прошлого в будущее. Авторов занимает многое - противостояние характеров, взрывы человеческих страстей, "спрессованные конфликты". Попытаться помочь человеку осознать истинную реальность условий своего существования, вернуть ему утерянные чувства, освободить его от иллюзии, потрясти выходом за пределы грустного, механического, недостойного существования - вот одна из задач "авторского кино".

© Тугуши Coco Акакиевич - кандидат искусствоведения, кинорежиссёр, член Гильдии кинорежиссёров РФ. Адрес: Гильдия кинорежиссёров РФ, Москва, ул. Васильевская, д. 3. тел.: 8(499)254-21-00. E-mail: ieras@mail.ru DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope12016138145

Главная тема в авторских фильмах - борьба добра и зла. Начиная с античной литературы и драмы тема противостояния добра и зла занимает центральное место, кинематограф спустя десятки веков взял её на вооружение. В экранном воплощении эта тема породила лучшие из кинематографических произведений.

Противостояние добра и зла чаще всего становится стержневым моментом в построении авторского фильма. Поэтому в нём одна из традиционных ситуаций - человек, исповедующий добро, борется со злом в разных экстремальных условиях. В фильме, где сталкиваются добро и зло, человек делает свой духовный, нравственный выбор, соотносит свою жизнь со всем человечеством, природой, космосом. В нём мы находим авторское раздумье о назначении человека, об извечной борьбе добра и зла, о торжестве любви.

Тенгиз Абуладзе в

задавался вопросом, зло из законов бытия? ра - "Мольба" (1968), (1975), "Покаяние" следование природы человека других

(1958) (1969)

Л. Л.

злом. Об мастеров: Буньюэля; Висконти;

П. Пазолини; "Сад" мена; "Дитя из Мако-Гринуэя и т.д.

Борьба добра и гом показана в тех

Режиссер фильма «Отец солдата» Резо Чхеидзе.

своих фильмах не вытекает ли Трилогия масте-"Древо желания" (1984) есть ис-зла, испытание этом фильмы и "Назарин" "Гибель богов" "Медея" (1970) (1990) Д. Джар-на" (1993) П.

зла первым дол-фильмах, кото-

рые повествовали о кризисных ситуациях ушедшего века, в частности о двух мировых войнах, которые сотрясли человечество и сделали XX век самым жестоким.

Изучая авторский фильм, прежде всего надо интересоваться теми формами иносказания, которые востребованы в творчестве мастеров кино, в частности, сказкой, притчей, а также легендой и мифологическим мышлением. Для осмысления действительности режиссеры используют традиции, сложившиеся веками, символические, аллегорические формы мышления, язык метафоры, а также такие средства, как гротеск, фарс, пародия, парадокс, фантасмагория.

Авторский кинематограф оказался для ведущих мастеров мирового кино возможностью видеть, ощущать мир как художник, исследовать его как учёный, а выносить свой приговор как мыслитель. Мастера "авторского кино" для показа и исследования реального мира, помимо своего жизненного опыта, применяли и применяют научную мысль.

Авторский фильм - сложная художественная форма. Его можно рассматривать и исследовать не только с позиции киноведения, но и с позиции других гуманитарных наук, в частности, эстетики (присутствие эстетических категорий, кантовская триада), философии (экзистенциализма, феноменологии), психоанализа (фрейдизм, аналитическая психология К.Г. Юнга), постструктурализма (художественный ши-зоанализ), а также, психологизма (психологизм как художественный метод).

Итак, "авторское кино" сформировалось как интеллектуальный феномен мировой культуры и в этом заслуга, прежде всего, мастеров европейского кино, которые

оказались мыслителями, тонкими психологами и эстетами. Поэтому оно стало предметом изучения философии, психологии и эстетики на каждом этапе его эволюции, на пути поиска смысла жизни и защиты красоты.

Пацифизм в авторском фильме

Представителей "авторского кино" волновали те кризисные ситуации XX века, которые вели разные страны к противостоянию.

С самого начала XX века крупнейшие державы занимались наращиванием своей военной мощи, созданием и упрочением союзов, составлением планов ведения войны. Первая мировая война ярко отразилась в авторских фильмах мастеров немого кино представляющих разные национальные киношколы. Режиссёры стремились рассказать правду о той войне, где было использовано оружие массового уничтожения, о войне, которая потрясла мир в новом веке.

В картине "Боевой клич мира" (1915) С. Блэктон отобразил стремление США вступить в Первую мировую войну. В "Цивилизации" (1916) Т.Х. Пне показал ужасы войны, её разрушительные последствия. "Вечный мир" (1916) X.

, Мадсена был создан по роману "Долой войну"

Автор сценария фильма .

«Отец солдата» Сулико Жгенти. писательницы Берты фон Зуттер. Фильм сохранил патетическии тон этого произведения, обращенного к созданию благородных правителей и не менее благородных торговцев оружием, которых автор призывал прекратить войну и установить на земле вечный мир" [Комаров, 1965: 321].

Льюис Майлстоун - автор одного из самых лучших фильмов о Первой мировой войне. "На западном фронте без перемен" (1930) снят по роману Э. М. Ремарка. Картина повествует о немецких школьниках старших классов. Они решают идти на фронт, исходя из патриотического долга. Молодёжь не может осознать тот факт, что война несёт в себе не только разруху, но самое страшное - смерть. Это картина - правда о войне, жертвах кризисных ситуаций, которые потрясли ушедшее столетие. Яростное осуждение жестокости войны присутствует в картине "Западный фронт" (1930) Георга Пабста. Действие картины разворачивается на немецко-французском фронте. Автор рассказывает о судьбе немецких солдат на войне, где они гибнут, и о последствиях войны. Фильм "Разве жизнь не чудесна" (1924) Д.У. Гриффита повествует о последствиях Первой мировой войны в послевоенной Германии, о нищете, которая охватила страну, о быте простых людей.

Не устаревает картина Жана Ренуара "Большая иллюзия" (1936), включённая в список 12 лучших фильмов "всех времён и народов". Режиссёр писал: "... придёт такой день, когда люди доброй воли найдут общий язык.я убеждён в том, что, показывая правду без прикрас, я работаю для прогресса человечества. Показывая людей, которые, согласно законам общества, при существующих условиях выполняют свой долг, я считаю, что вношу свой скромный вклад в дело мира во всём мире"

[Пляжевский, 1965]. Картина заканчивается фразой "Быть может, это уже последняя война". Ренуар сам был участником войны и в основе фильма лежат реальные факты и персонажи. "Зрелище жизни обогащает в тысячу раз больше, чем самые пленительные выдумки нашего разума", - утверждал режиссёр [Ренуар, 1985: 125]. Интерес вызывает картина "Жюль и Джим" (1962) Ф. Трюффо, повествующая о дружбе двух писателей разных национальностей до, во время и после Первой мировой войны.

По окончании Первой мировой войны люди ждали наступление нового, мирного порядка. "Ревущие двадцатые" завершились всеобщим экономическим кризисом. Италия оказалась во власти фашистов, в Германии Гитлер начал заново строить могущественную империю, в Испании власть захватил генерал Франко, что вылилось в гражданскую войну. О ней напоминает картина "Герника" П. Пикассо, которая передаёт ужасы войны.

К сожалению, после Первой мировой мир не дал длительной передышки государствам. Лига Наций не смогла остановить подготовку Германии к новой мировой войне. Империалистические планы нацистского диктатора привели к скорому началу этой катастрофической бойни, которая закончилась ядерной бомбардировкой Японии. Президент США Ф. Трумен цинично заявил, что Америка "...использовала атомные бомбы, чтобы прекратить ужасы войны".

Вторая мировая война в кино

Фильмы о Второй мировой войне созданы в разных киножанрах мастерами "авторского кино", представляющими разные национальные киношколы. Их волновали все те конфликты, которые вели мир к войне.

3. Кракауэр в работе "Психологическая история немецкого кино. От Калигари до Гитлера" (1947) попытался проанализировать немецкие картины и дать характеристику тем социальным процессам, которые привели к установлению фашизма в Германии и к приходу к власти фюрера. Мастеров кино не только в 1930-ые и 1940-ые годы, но и позднее волновал вопрос: "Как вырастали из простого обывателя такие фигуры, какими были Гитлер, Муссолини и им подобные диктаторы?". В картине "Обыкновенный фашизм" (1966) М. Ромм глубоко и логично проанализировал этот процесс, объяснив социальную природу фашизма, размышляя о судьбе послевоенного мира.

4. Чаплин снял картину-сатиру "Великий диктатор" (1940), в которой отразилась его позиция по отношению к фашизму, вскрывалась сущность этой идеологии. Г. Муланлер создал ряд фильмов, разоблачающих агрессию немецкого тоталитаризма - "Скачи сегодня ночью" (1942), "Возгорится пламя" (1943).

Итальянские неореалисты, а затем их последователи передали военное время в таких фильмах, как: "Рим - открытый город" (1945) Р. Росселини, "Солнце ещё всходит" (1946) А. Вергано, "Опасно, бандиты!" (1951) К. Лидзани, "Чочара" (1960) и "Генерал Делла Ровере" (1959) В. Де Сика, "Они шли за солдатами" (1965) В. Дзурлини, "Сало, или 120 дней Содома" (1975) П. П. Пазолини и др.

Трагической мощью пронизаны фильмы других режиссёров, в том числе советских: "Дневник пани Ганки" (1963) С. Ленартовича, "Пассажирка" (1963) А. Мунка, "Козара" (1962) и "Битва над Неретвой" (1969) В. Булайча, "Молодая гвардия" (1948) С. Герасимова, "Они сражались за родину" (1975) С. Бондарчука и т.д.

Некоторые фильмы снимались в жанре кинокомедии. Среди них: "Бабетта идет на войну" (1959) Кристиана-Жака, "Мистер Питкин в тылу врага" (1959) Дж. Пэдди Костэйрса, "Агент поневоле" (1961) Гезы фон Радвани, "Большая прогулка" (1966) Ж. Ури.

Есть картины о Второй мировой войне, снятые в жанре кинопритчи. Обращение к иносказательным формам о войне, было предпринято ещё в немом кино. В фильме "Конец мира" (1916) А. Блом ".иносказательно пытался внушить зрителю идею обречённости мира" [Комаров, 1965: 321]. Г. Муландер по пьесе К. Мунка снял картину "Слово" (1943), в которой показана политическая аллегория.

Притча является самым сложным жанром во всех видах искусства, и, к сожалению, арсенал кинематографа, прозы, драмы, живописи и музыки не может похвастаться его изобилием. Притча в XX веке во всех видах искусства сформировалась как сложное, философско-художественное произведение. Кинопритча предстаёт перед зрителями экзистенциально-психологической драмой со сложной художественной структурой, как форма художественного мышления.

Скудным является перечень фильмов, снятых в жанре кинопритчи о Второй мировой войне в практике мирового кино. Кроме упомянутых картин, можно назвать и такие: "Сало, или 120 дней Содома" (1975) П. Пазолини, "Жестяной барабан" (1979) Ф. Шлёндорфа, "Бал" (1983) Э. Скола, "Список Шиндлера" (1993) С. Спилберга, "Восхождение" (1977) Л. Шепитько, "Иди и смотри" (1985) Э. Климова.

Свой вклад внесли и мастера грузинского "авторского кино". Об этом говорят картины разных режиссеров: "Падение Берлина" (1950) М. Чиауреди, "Прерванная песня ' (1960) Н. Санишвили,1 "Отец солдата" (1965) и "Ну и молодёжь" (1969) Р. Чхеидзе.

"Отец солдата "

Известный во всём мире фильм "Отец солдата" режиссёра Резо Чхеидзе и сценариста Сулико Жгенти2 отметил своё пятидесятилетие. Успех фильма, снятого в жанре кинопритчи, заложен в самом сценарии. В его основе лежит личный, фронтовой опыт сценариста, который хотел рассказать о пережитом, высказаться о самой страшной войне не как, например, неореалисты методом документализма, а теми художественными средствами, которые показали бы не только им пережитую

драму, но приблизили бы и зрителя к духовному и психологическому переживанию человека, который пережил на фронте одновременно жизнь и смерть, и после этой трагедии остался мудрецом, духовно стойкой личностью, воплощением лучших черт грузинской нации. Сценарист обратился к эстетическим категориям комическое и трагическое, то есть к языку комедии и трагедии. Фильм "Отец солдата" по типологии кинопритчи представляет собой трагикомическую притчу.

Актёр Серго Закариадзе.

1 Фильм - совместное производство "Грузия-фильм" и киностудии "Колиба" (Чехословакия).

2 С. Жгенти и Р. Чхеидзе выпускники ВГИКа 1953-1954 гг.

Актёр Серго Закариадзе

Что привлекло в этих эстетических категориях автора сценария, если картина повествует о грузинском крестьянине-виноградаре Георгии, который попадает на фронт в поиске единственного сына, в духовном мире крестьянина, его доброте и противостоянии злу?__

Драматургия фильма выстроена так, что комическое и трагическое не тельно, они, сменяя друг как ослаблению, так и уси-в нужных обстоятельствах. ные сцены естественно вынесут в себе порой малоза-нотку. Автор сценария так трагическое в фильм, что в тельствах они оказываются шить разные конфликтные психологическое состояние

существуют самостоя-друга, способствуют лению накала фильма В картине комедий-зывают смех, но они метную трагическую вплетает комическое и необходимых обстоя-способными разре-ситуации, выявляют

Актёры Серго Закариадзе и Александр Назаров.

героя в самых острых обстоятельствах. Режиссёр смог воссоздать атмосферу военной эпохи, создать поразительные образы людей, раскрыть взаимоотношения между персонажами и главное - народный дух. Фильм начинается и продолжается несколькими комическими сценами, характеризующими теплоту, человечность грузинского виноградаря.

Профессионализм, дар перевоплощения актёра С. Закариадзе, сыгравшего роль отца солдата, даёт ему возможность показать в своём естестве трагическое и комическое, приблизить зрителя к своему внутреннему состоянию, волнению, и зритель становится соучастником комедийного и трагического пафоса фильма. Актёр делает это настолько мастерски, что зритель максимально погружается в те обстоятельства, в которых он оказывается и, естественно, реакция зрителя на всё это - смех и слезы. Этому способствует и тот факт, что режиссер Р. Чхеидзе использует натурные съёмки, все ситуации сняты в таком ракурсе, чтобы они способствовали раскрытию внутреннего мира, психологического состояния виноградаря.

Пройдя вместе с наступающими советскими солдатами весь путь, Георгий оказывается на немецкой земле. Весна, Германия. По широкому мосту движется военная техника, грузовики с солдатами. Среди них Георгий. Он замечает надпись на арке моста: "Здесь первыми прошли танки старшего лейтенанта Махарашвили". Георгий спрыгивает с машины и по слогам читает надпись. В этот момент он забывает, что находится на войне, ведь он "встретился" с сыном. Это психологическая ситуация. Этот психологический момент даёт ему заряд силы действовать дальше. Он идёт к цели: здесь - мой сын, я найду его, найду! Я его найду, здесь он, близко.! Вот, думаю я, каким стал теперь мой сын. У Георгия появляется надежда, что и движет его вперёд.

Пройдя через усадьбу, Георгий прыгает через поваленный забор и натыкается на виноградник, не веря своим глазам. Затем нагибается, ласкает каждую лозу, каждый листок, шепча, говорит про себя: ты откуда взялась здесь, лоза любимая.

По легенде, Грузия Богом избранная земля, и он дал ей около пятисот видов лозы, поэтому в Грузии лоза - культовая фигура. В народе говорят, что тот, кто лозу срежет, его накажет сам Бог. Для виноградаря лоза - живое, он всю жизнь лелеет её. Лоза воспевается в старинных грузинских многоголосных песнях и стихах. Георгий продолжает разговаривать с лозой: как ты обрадовала меня, родимая!...как я

соскучился по тебе, ненаглядная. Виноградарь находит на земле врага то, что надо сберечь, - лозу, то есть жизнь.

Однако финальные кадры фильма омрачены трагическим... Солдаты атакуют большое старинное здание, на третьем этаже которого закрепились советские солдаты. Задача наступающих - уничтожить врага, находящего на втором этаже, и освободить воинов с третьего этажа. После сильной перестрелки - затишье. Вдруг с третьего этажа слышится грузинская песня. Прислушавшийся к ней Георгий радостно кричит: эй, парень, ты что, грузин? Им оказывается Годердзи, его сын, когда промелькнёт силуэт его фигуры. Георгий продолжает кри-Актёр Серго Закариадзе. чать.

- Георгий я, Георгий, отец твой! Наконец я встретил тебя!

Старик со счастливой улыбкой смотрит вверх. В его глазах любовь и нежность. Здесь важен следующий диалог.

Годердзи - Отец! А как там мать?

Георгий - Кто знает, пишет, что хорошо.

Годердзи - Как наш виноградник?

Георгий - Твоя лоза оказалась удачной и вино доброе даёт.

Не случайно фильм начинается сценой, где Георгий поднимает и поправляет лозу. Для него лоза и сын - одно, самое дорогое в жизни.

В это время на третьем этаже раздаётся взрыв. Георгий кричит: Годердзи! Годердзи! Ответа нет.

Георгий срывается с места, бежит наверх, охваченный тревогой. Вместе с солдатами пробирается по развалинам в дыму и пыли. И вдруг, увидев сына лежащего на полу вниз лицом, он восклицает: Горе мне, сын мой. Георгий подходит к сыну, осторожно берёт его на руки. Годердзи медленно открывает глаза и произносит всего лишь одно слово - отец и повисает на его руках. Георгий, опустив голову, склоняется над телом сына. Отец нашёл сына, но судьба отняла его.

Этой трагической сценой заканчивается фильм, но там же, режиссёр показывает кадр, снятый на мосту и повествующий: здесь первыми прошли танки Героя Советского Союза старшего лейтенанта Махарашвили. Это значит, что никто не забыт, ничто не забыто, герои остаются во времени, в истории.

* * *

Рассказ о старом человеке на войне производит сильное впечатление, заставляя зрителя поразмышлять о том, что Георгий Махарашвили не только отец погибшего солдата. Он обобщённый образ всех отцов, сыновья которых воевали и погибали за освобождение своих родных земель, за свободу.

Отец солдата символизирует духовную стойкость человека, его мудрость и здравый разум, неся в себе дух тех героев грузинской нации, благодаря которым Богом избранная многострадальная грузинская земля за время своего существования, в течение веков, выжила от нашествии внешних врагов. Отец солдата - живой монумент вечной жизни, он национальный герой, сохранивший в себе все ценности древней земли. В восточной Грузии, в Кахетии, в селе Гурджаани, откуда уехал Георгий на фронт, после выхода фильма был воздвигнут памятник отцу солдата, который напоминает всем о мужестве и храбрости грузинских воинов.

Есть фильмы, которые остаются в памяти на всю жизнь. Такой картиной предстаёт "Отец солдата". Эта картина - притча о войне, тем не менее, говорит о том, как надо жить ради жизни, как человек должен сохранять истоки жизни, проявлять человечность и доброту. Поэтому правомерно повторить наполненные глубоким смыслом слова виноградаря, обращённые к сыну: твоя лоза оказалась удачной и вино доброе даёт.

Список литературы

Комаров С. (1965) История зарубежного кино. В 2-х т. М.: Искусство. Т. 1. 321 с.

Плажевский Е. (1960) Большая иллюзия. "Фильм", № 42. (Польша)

Ренуар Ж. (1981) Моя жизнь и мои фильмы. М.: Искусство. 125 с.

Померанц Г. (1995) Выход из транса. М.: "Юрист". С. 380.

Феллини Ф. (1988) Феллини о Феллини. М.: Радуга. С. 190.

Сартр Ж.П. (1989) Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М.: Политическая литература. С. 328.

References

Comarov S. (1965) Istoria zaroubejnogo kino.// Comarov S. Story of forcing cinema.M.: Iscusstvo. 321 s.

Plajevsky E. (1960) Bolchaia illuzia. // Plajevsky E. The great illusion. "Film", № 42. Poland.

Renoir J. (1985) Moia jizn i moi filmi. // Renoir J. My life end my films. M.: Iscusstvo. 125 s.

Pomerenz G. (1995) Vjchod iz transa. // Pomerenz G. Out of trens. M.: "Iurist". 380 s.

Fellini F. (1988) Fellini o Fellini. // Fellini F. Fellini on Fellini. M.: Radouga. 190 s.

Sartr J.P. (1989) Existentializm - eto gumanism. // Sartr J.P. Existentialism - this is humanism. // Twilights of Heaven. M.: Politicheskaia literature. 328 s.

The Theme of War in the European Auteur Cinema

Author. Soso Tougouchi. Film-maker, Degree in Art Studies, Member of the Cinema Directors' Guild. Address: 3 Vasilyevskaya Street, Moscow, Russia; tel: +7 499 2542100. E-mail: ieras@mail.ru

Abstract. The article describes the auteur cinema within the European film process, its problems and trends. The author explains the diversity of film genres, such as documentary, tragedy, comedy, and parable. The Georgian artists and auteurs have also strongly contributed to this process. The excellent example is "Father of a Soldier," the movie conducted in the genre of tragicomic parable, which won worldwide acclaim. The film recently marked the 50th anniversary since its first show.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: Europe, auteur cinema, pacifist, theme of war, tragic, comic, psychologic, Chachetia, Gurd-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.