Научная статья на тему 'ВТОРОЙ "ОПТИМИЗАЦИОННЫЙ ПАКЕТ" В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБОРОНЫ: УПРОЩЕНИЕ КАК НОВЫЙ ВИТОК РАЗВИТИЯ?'

ВТОРОЙ "ОПТИМИЗАЦИОННЫЙ ПАКЕТ" В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБОРОНЫ: УПРОЩЕНИЕ КАК НОВЫЙ ВИТОК РАЗВИТИЯ? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
101
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОПТИМИЗАЦИОННЫЙ ПАКЕТ / ЗАКУПКИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБОРОНЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗ / ЗАКРЫТЫЕ СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОСТАВЩИКОВ (ПОДРЯДЧИКОВ / ИСПОЛНИТЕЛЕЙ) / ЭЛЕКТРОННЫЕ СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОБЕДИТЕЛЯ / ПРЕДКВАЛИФИКАЦИОННЫЙ ОТБОР / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ПЛОЩАДКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кандыбко Наталья Викторовна, Денисов Денис Борисович, Петрошенко Андрей Иванович

На основе анализа актуального состояния и нормативной правовой базы в статье рассматриваются меры, предпринимаемые государством по реформированию контрактной системы в сфере закупок в части, касающейся обеспечения обороны и безопасности государства. Авторами раскрываются положительные и отрицательные аспекты многочисленных изменений в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд». В статье осуществлен анализ влияния на процесс осуществления закупок для обеспечения обороны процедур принятия первого и второго «оптимизационных пакетов» изменений в законодательство о контрактной системе в сфере закупок. В статье делается вывод о том, что основной причиной последних изменений стали многочисленные риски из-за введения «западных» санкций иностранными государствами, в том числе, в связи с имеющимся доступом к информации о заключенных контрактах, об участниках закупок, принимавших участие в таких процедурах, и заключенных государственных контрактах. Авторами осуществлена всесторонняя оценка отельных изменений в законодательстве, оптимизирующих закупки для нужд обороны и безопасности - отмечены их положительные и отрицательные стороны. На основе проведенного анализа изменений нормативных правовых актов, регулирующих сферу закупок для нужд обороны и практического опыта, авторами сформулированы предложения для устранения негативных последствий частых изменений законодательства, повышения эффективности закупок для решения задач для обеспечения обороны и безопасности государства, обеспечению эффективного перехода к закупкам на основе нововведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кандыбко Наталья Викторовна, Денисов Денис Борисович, Петрошенко Андрей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SECOND "OPTIMIZATION PACKAGE" IN PUBLIC PROCUREMENT FOR DEFENSE: SIMPLIFICATION AS A NEW ROUND OF DEVELOPMENT?

Based on the analysis of the current state and the regulatory legal framework, the measures taken by the state to reform the contractual system in the field of procurement in terms of providing the state defense and security are examined. The positive and negative aspects of numerous changes to the Federal Law of April 5, 2013 No. 44 "On the contract system in the procurement of goods, works, services for state and municipal needs" are revealed by the authors. The impact of the of the first and second "optimization packages" of amendments to the legislation on the contractual system in the field of procurement on the procurement process with the purpose of ensuring the defense is analyzed. The article concludes that the main reason for the recent changes was the numerous risks due to the imposition of "Western" sanctions by foreign states, and specifically due to the available access to the information about the awarded contracts, about procurement participants who took part in such procedures, and concluded government contracts. A comprehensive assessment of individual changes in legislation that optimize procurement for defense and security needs were carried out by the authors, the positive and negative sides of these changes are noted. Based on the analysis of changes in regulatory legal acts governing procurements for defense needs and practical experience, the authors formulated proposals for eliminating the negative consequences of frequent changes in legislation, increasing the efficiency of procurements solving issues of ensuring the state defense and security, and ensuring an effective transition to development-based procurements.

Текст научной работы на тему «ВТОРОЙ "ОПТИМИЗАЦИОННЫЙ ПАКЕТ" В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБОРОНЫ: УПРОЩЕНИЕ КАК НОВЫЙ ВИТОК РАЗВИТИЯ?»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.today 2021, №5, Том 13 / 2021, No 5, Vol 13 https://esj.today/issue-5-2021.html URL статьи: https://esj.today/PDF/07ECVN521.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Кандыбко, Н. В. Второй «оптимизационный пакет» в государственных закупках для обеспечения обороны: упрощение как новый виток развития? / Н. В. Кандыбко, Д. Б. Денисов, А. И. Петрошенко // Вестник евразийской науки. — 2021. — Т. 13. — № 5. — URL: https://esj.today/PDF/07ECVN521.pdf

For citation:

Kandybko N.V., Denisov D.B., Petroshenko A.I. The second "optimization package" in public procurement for defense: simplification as a new round of development? The Eurasian Scientific Journal, 13(5): 07ECVN521. Available at: https://esj.today/PDF/07ECVN521.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

Кандыбко Наталья Викторовна

ФГКВОУ ВО «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации, Москва, Россия

Начальник научно-исследовательского отдела (военно-гуманитарных исследований)

Доктор экономических наук, профессор E-mail: Nataliya_v_@mail.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=762744

Денисов Денис Борисович

ФГБОУ ВО «МИРЭА — Российский технологический университет», Москва, Россия

Институт кибернетики Преподаватель кафедры «Проблем управления» E-mail: ddbfi@yandex.ru

Петрошенко Андрей Иванович

ФГБОУ ВО «МИРЭА — Российский технологический университет», Москва, Россия

Институт кибернетики Доцент кафедры «Проблем управления» Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: pai-68@mail.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=407752

Второй «оптимизационный пакет» в государственных закупках для обеспечения обороны: упрощение как новый виток развития?

Аннотация. На основе анализа актуального состояния и нормативной правовой базы в статье рассматриваются меры, предпринимаемые государством по реформированию контрактной системы в сфере закупок в части, касающейся обеспечения обороны и безопасности государства. Авторами раскрываются положительные и отрицательные аспекты многочисленных изменений в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд». В статье осуществлен анализ влияния на процесс осуществления закупок для обеспечения обороны процедур принятия первого и второго «оптимизационных пакетов» изменений в законодательство о контрактной системе в сфере закупок. В статье делается вывод о том, что основной причиной последних изменений стали многочисленные риски из-за введения «западных» санкций иностранными государствами, в том числе, в связи с имеющимся доступом к информации о заключенных контрактах, об участниках закупок, принимавших участие в таких процедурах, и заключенных государственных контрактах. Авторами осуществлена всесторонняя оценка отельных изменений в законодательстве, оптимизирующих

закупки для нужд обороны и безопасности — отмечены их положительные и отрицательные стороны.

На основе проведенного анализа изменений нормативных правовых актов, регулирующих сферу закупок для нужд обороны и практического опыта, авторами сформулированы предложения для устранения негативных последствий частых изменений законодательства, повышения эффективности закупок для решения задач для обеспечения обороны и безопасности государства, обеспечению эффективного перехода к закупкам на основе нововведений.

Ключевые слова: оптимизационный пакет; закупки для обеспечения обороны; государственный оборонный заказ; закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков; исполнителей); электронные способы определения победителя; предквалификационный отбор; специализированная электронная площадка

В современных условиях обострения международной обстановки — укрепление потенциала Вооруженных Сил Российской Федерации является естественным и жизненно необходимым ответом России на вызовы времени. Поддержание в достаточной боевой готовности Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов и их содержание осуществляется посредством процедур закупок для обеспечения обороны, регулируемых большим объемом законодательных актов о контрактной системе.

Законодательство о контрактной системе Российской Федерации в последнее время привлекает пристальное внимание со стороны Президента, Правительства, профессионального и научного сообщества [1]. И этому есть понятное и логичное обоснование, так как развитие контрактной системы оказывает большое влияние на эффективность выполнения различных функций государства, в том числе таких, как оборона [2]. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации обороне страны уделено особое внимание, так как она является одним из значимых стратегических национальных приоритетов 1 . Исходя из главенствующей значимости обороны страны, государственные закупки как инструмент повышения эффективности, результативности, прозрачности, предотвращения коррупции и других злоупотреблений встроены в сферу государственного оборонного заказа, приобретение необходимых товаров, работ и услуг для Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск [3].

Вопросы повышения эффективности закупок для обеспечения обороны, направленного на рациональное использовать национальных бюджетов, были, остаются и будут актуальными для ученых и органов государственного и военного управления всех стран мира. Как самостоятельная проблема повышения эффективности государственных закупок для обеспечения обороны в разных ракурсах изучалась в трудах таких специалистов в области военной экономики, как: Андреев А.А., Агафонов А.Н., Бабкин А.В., Бахарев Г.А., Буренок В.М., Викулов С.Ф., Горохова Т.А., Кандыбко Н.В., Лавринов Г.А., Литвиненко А.Н., Подистов Г.С., Сплендер В.А. и других2 [4-9]. Анализ научных источников позволяет авторам

1 Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. — Москва, 03.07.2021. — URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001.

2 Агафонов А.Н., Гуров А.А. К вопросу о методах аналитической оценки эффективности государственных закупок при выполнении оборонного заказа в условиях изменения внешней среды [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-metodah-analiticheskoy-otsenki-effektivnosti-gosudarstvennyh-zakupok-pri-vypolnenii-oboronnogo-zakaza-v-usloviyah (дата обращения: 26.02.2019 г.).

Страница 2 из 10

07ECVN521

утверждать, что исследование теоретико-методических вопросов повышения эффективности закупок для обеспечения обороны является важной научной проблемой, а ее решение имеет большое практическое значение для укрепления обороноспособности государства.

На сегодня через государственные закупки распределяются значительные объемы бюджетных средств, выделяемых из бюджетов различных уровней, так в 2020 году объемы ассигнований, распределяемых через контрактную систему, составили порядка 8,93 трлн рублей3. И расходы «силовых ведомств», причастных к обеспечению обороны, занимают в закупках главенствующие позиции. По открытым данным единой информационной системы в сфере закупок Минобороны России и Росгвардия ежегодно размещают извещения о проведении конкурентных закупок более чем на 190 млрд рублей (табл. 1)3.

Таблица 1

Конкурентные закупки Минобороны России и Росгвардии

Наименование силового ведомства Объем закупок (млрд рублей) Количество извещений

2019 г. 2020 г. 2019 г. 2020 г.

Министерство обороны Российской Федерации 157,0 134,72 2722 2487

Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации 50,5 61,4 21606 11753

Пристальное внимание руководства страны, профессионального и научного сообщества к государственному заказу подталкивает регулирующие органы к постоянному совершенствованию контрактной системы, а, следовательно, и изменению нормативной правовой базы в указанной сфере. Так, Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) в 2014-2021 годах подвергался изменениям более 80 раз4. Подзаконные акты, регламентирующие отдельные вопросы функционирования вышеназванного закона, а их порядка 100, в совокупности — более чем 600 раз.

В первую очередь, необходимо отметить положительные аспекты этих изменений, оказывающих воздействие на развитие контрактной системы в России и их влияние на закупки для обеспечения обороны. Так, наиболее существенными законами, которые внесли значительный вклад в совершенствование законодательства о контрактной системе, являлись следующие:

• Федеральный закон от 4 июня 2014 г. № 140-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»5;

• Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. № 504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»6.

3 Сайт единой информационной системы в сфере закупок: [сайт]. URL: http://www.zakupki. gov.ru.

4 Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2013. — № 14, ст. 1652.

5 Федеральный закон от 4 июня 2014 г. № 140-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2014. — № 23, ст. 2925.

6 Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. № 504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2018. — № 1 (часть I), ст. 88.

Внесение перечисленных выше и других изменений в законодательство о контрактной системе позволило различным заказчикам, в том числе из состава Минобороны России и Росгвардии:

• заключать контракты по закупкам малого объема в устной форме;

• осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по п. 4 ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе в объеме до 2 млн рублей;

• не согласовывать закупки с контрольным органом в сфере закупок в связи с несостоявшимся электронным аукционом;

• заключать контракты на аренду нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для обеспечения федеральных нужд без проведения конкурентных процедур закупок;

• не формировать отчеты с обоснованием закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении закупок: у субъектов естественных монополий; малого объема; на поставку российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем, с поставщиком таких вооружения и военной техники, включенным в реестр единственных поставщиков таких вооружения и военной техники; на поставки товара, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения деятельности объектов государственной охраны и т. д.;

• применять электронные способы определения победителя в закупке (конкурс, запрос котировок, запрос предложений);

• использовать предусмотренные на сайте единой информационной системы в сфере закупок библиотеку типовых контрактов, типовых условий и каталог товаров, работ, услуг;

• осуществлять закупки продукции, как правило, являющейся специфической, для обеспечения обороны у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по перечням, утвержденным соответствующим федеральным органом исполнительной власти;

• повысить качество исполнения государственных контрактов и многое другое.

Указанные выше изменения значительно упростили закупки специфической продукции, обеспечили возможность заказчикам с небольшими объемами расходов бюджетных средств осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на срочные нужды, сократили количество и объем отчетной документации, повысили эффективность формирования описания объекта закупки и т. п.

Особо необходимо отметить изменения, осуществленные в 2019 году (первый «оптимизационный пакет»), которые позволили снизить нагрузку в области планирования закупочных процедур7. Так, были отменены планы закупок и обоснования, значительно упрощен порядок формирования плана-графика закупок. Тем более, что никакого практического применения для участников закупок названные плановые документы не

7 Федеральный закон от 1 мая 2019 г. № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2019. — № 18, ст. 2198.

Страница 4 из 10

обеспечивали. Юридические лица и индивидуальные предприниматели ими попросту не пользовались, а для заказчиков формирование этих документов доставляло немало хлопот.

Нельзя не упомянуть о неоднократно внесенных изменениях, затрагивающих контрактную систему в сфере закупок, в Федеральный закон от 28 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»8 в части касающейся размещения государственного оборонного заказа, в результате чего: закупки по государственному оборонному заказу не учитываются при формировании, утверждении и ведении планов-графиков закупок; при размещении государственного оборонного заказа на создание, модернизацию, поставки, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники обеспечение исполнения государственного контракта, в отношении которого будет осуществляться банковское или казначейское сопровождение, не требуется9. Также было внедрено банковское и казначейское сопровождение государственных контрактов, что в конечном итоге позволило осуществлять жесткий контроль за расходованием бюджетных средств в рамках государственного оборонного заказа.

Во исполнение поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в настоящее время принят Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» об упрощении и оптимизации контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которым вносятся поправки, значительно изменяющие процедуры закупок (второй «оптимизационный пакет»)10. Текст поправок был опубликован на 301 листе и большинство положений вступают в силу с 1 января 2022 г.

Так, полностью переписаны процедуры проведения конкурсов и аукционов, единые требования к участникам распространены на закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), электронные процедуры проводятся по одному шаблону, предусмотрено значительное сокращение избыточного количества подзаконных нормативных правовых актов, существенно сокращены положения, устанавливающие требования к извещениям и документации. Все эти изменения сокращают количество формируемых заказчиками документов, минимизируют возникновение ошибок технического характера, предусматривают автоматизацию процесса формирования закупочных документов11 [10].

Второй «оптимизационный пакет» также сильно затронул сферу закупок Минобороны России и Росгвардии. Так, сформированы новые положения о проведении закрытых электронных процедур в целях обеспечения обороны страны и необходимой защиты информации ограниченного доступа, вводятся не используемые ранее случаи проведения закрытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при

8 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2021. — № 18, ст. 3076.

9 Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. № 132-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2012. — № 53 (часть I), ст. 7600.

10 Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. — Москва, 02.07.2021. — URL: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001202107020093.

11 Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упрощения и оптимизации порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Официальный сайт Министерства финансов РФ. URL: https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=130288-poyasnitelnaya_zapiska (дата обращения: 12.08.2021).

осуществлении закупок на создание, модернизацию, поставку, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники и т. д.

Внедрение новых случаев применения закрытых процедур обусловлено такими факторами как отказ участников закупок от участия в проводимых конкурентных способах закупок по причине наличия рисков введения «западных» санкций иностранных государств, недружественных России, в том числе вторичных, в связи с имеющимся доступом к информации о заключенных контрактах, об участниках закупок, принимавших участие в таких процедурах, и заключенных государственных контрактах.

Изменения содержат порядок проведения закрытых закупок с применением закрытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проводимых только в электронной форме, что позволит расширить возможности участия в таких процедурах (которые в настоящее время осуществляются с применением бумажного документооборота и соответствующих носителей информации).

Для уменьшения нагрузки на заказчиков, которые обязаны осуществлять закупки с использованием закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), изменениями предполагается двукратное увеличение (с 90 до 180 дней) периода действия согласования на применение закрытого способа закупки, полученного от органа, уполномоченного Правительством Российской Федерации, на соответствующее разрешение.

Уменьшаются сроки осуществления конкурентных процедур закупок (в том числе

сокращены сроки рассмотрения заявок) при применении различных способов определения

поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Процедуры закупок описаны по единым методикам 12

и алгоритмам12.

При осуществлении электронных процедур допускается в случае уклонения участника закупки, признаваемого «победителем», от заключения контракта направление проекта контракта для заключения участнику процедуры закупки, заявке которого присвоен очередной порядковый номер. Такие действия заказчика могут осуществляться до заключения контракта. Ранее такая возможность была только для первого и второго участника. Указанный выше алгоритм существенно расширяет возможности заключения контракта заказчиком со следующим участником процедуры без повторного осуществления новой закупки.

Впервые во втором «оптимизационном пакете» предусмотрен порядок закрытия доступа к информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок, наличие которой может привести к раскрытию сведений, составляющих государственную тайну.

Вводится предквалификационный отбор участников, который предусматривает возможность допуска к участию в процедурах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с начальной (максимальной) ценой контракта свыше 20 млн рублей, только участников, имеющих положительный опыт исполнения обязательств по контрактам, заключенным в соответствии с законодательством о контрактной системе независимо от предмета контракта. Объем исполненных обязательств по таким контрактам должен быть в размере не менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта. Реализация указанных изменений направлена на определение заказчиками поставщиков (подрядчиков, исполнителей), обладающих необходимой квалификацией, выражающейся в опыте участия в

12 Сплендер В.А., Цаликов З.Р. Новые подходы к организации контроля выполнения заданий государственного оборонного заказа по переоснащению вооруженных сил новыми образцами вооружения и техники // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. — 2016. № 6(34). — С. 9. (точка доступа интернет-портала 1Шр://юа. gostinfo.ru/magazine_2016_06(34).html).

Страница 6 из 10

07ECVN521

государственных и муниципальных закупках, и исключение участия в закупках недобросовестных участников, фирм-однодневок [11].

К сожалению, частое изменение законодательства в контрактной системе и подзаконных нормативных правовых актах не всегда приводят только к положительным результатам. Многочисленные исправления нормативных правовых актов и отсутствие «обкатки изменений на практике» могут привести к снижению эффективности закупочной деятельности, осуществляемой на их основе, в результате чего: увеличиваются расходы бюджетных средств, возрастают риски срыва исполнения государственного оборонного заказа и повторного проведения процедур, в результате чего возрастают затраты времени на осуществление закупок в условиях острой необходимости закупок товаров, работ и услуг, в том числе товаров для нормального жизнеобеспечения и другим негативным проявлениям [11-12].

Так, изменение планирования и контроля закупок в 2017 году привело к срыву закупочных процедур более чем 70 тысяч заказчиков из 280 тысяч, зарегистрированных в единой информационной системе в сфере закупок на тот момент, до 1 марта 2017 г. Не остались в стороне и Минобороны России с Росгвардией. Указанные ведомства смогли запустить закупочные процессы только в феврале 2017 г. [10; 11].

Также среди отрицательных последствий изменений законодательства в сфере закупок, снижающих их эффективность, в том числе для деятельности «силовых ведомств» необходимо отметить следующие:

1. Недостаточная проработка внедряемого предквалификационного отбора в закрытых электронных процедурах.

Это связано с тем, что исходя из принятых положений второго «оптимизационного пакета», в случаях закупок товаров, работ, услуг «общегражданского назначения», когда не устанавливаются единые требования о наличии лицензий, членства в саморегулируемых организациях, аккредитационных документов или дополнительных требований (п. 1 ч. 1 ст. 31 или ч. 2, 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе), специализированная электронная площадка будет передавать заказчику для отбора участников информацию о всех аккредитованных на площадке лицах (юридических и физических, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуального предпринимателя), а комиссия по осуществлению закупок вынуждена будет в течение двух рабочих дней пытаться проверять этих участников на соответствие предъявляемым единым требованиям. По состоянию на 1 июля 2021 г. на специализированной электронной площадке ОАО «АСТ ГОЗ» аккредитовано более 35 тысяч участников.

2. Возрастающая нагрузка на специализированную электронную площадку в связи с увеличением количества федеральных органов исполнительной власти и их подведомственных организаций, обязанных осуществлять закупки с ее применением, что, по мнению авторов, приведет к неминуемым сбоям в работе площадки.

Так, с 1 января 2022 г., помимо Минобороны России, ФСБ России и СВР России, организаций, осуществляющих проведение закрытых электронных процедур в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в обязательном порядке на специализированной электронной площадке будут осуществлять закрытые электронные закупки подразделения ФСО России и Росгвардии, а это порядка 600 заказчиков.

К сожалению, конкуренцию по применению специализированных электронных площадок в систему госзаказа до настоящего времени внедрить не удалось.

3. Отсутствие достаточного времени для разработки нового программного обеспечения.

В первую очередь, необходима разработка программного обеспечения для единой информационной системы в сфере закупок. В дальнейшем, на основе созданных решений необходимо последующая разработка программных продуктов специализированной электронной площадки, внедрения, состыковки, отладки и исправления ошибок после опыта практического применения. Ретроспективы развития контрактной системы свидетельствуют о том, что полгода для этой процедуры недостаточно.

4. Наличие по-прежнему большого количества положений Закона о контрактной системе, отсылающих к механизмам реализации, регламентируемым Правительством Российской Федерации. Что также влияет на сроки разработки программного обеспечения, на возможности его практического использования сотрудниками заказчика, так как все новые положения требуют изучения, осмысления и понимания порядка применения. Сроки принятия необходимых нормативных правовых актов вторым «оптимизационным пакетом» не определены.

5. Отсутствие сроков для переучивания сотрудников заказчика, обеспечивающих осуществление закупок.

По мнению авторов, для устранения негативных последствий частых изменений законодательства, влияющих на закупки для обеспечения обороны, необходимо:

1. В связи с большим объемом изменений, предусмотренных во втором «оптимизационном пакете», увеличить сроки для вступления в силу данного законодательного акта с учетом готовности всех элементов контрактной системы (заказчиков, единой информационной системы в сфере закупок, специализированной электронной площадки).

2. Обеспечить конкуренцию при использовании специализированной электронной площадки по опыту применения электронных площадок в открытых закупках, что позволит проводить закрытые электронные процедуры у другого оператора в случае сбоев на одной из площадок.

3. Предусмотреть для закупок в сфере обороны исключения в форме закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на случай сбоев в работе единой информационной системы и (или) специализированной электронной площадки.

4. Совершенствовать процедуры и способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), которые позволят достичь целей, стоящих перед органами военного управления, по обеспечению Вооруженных Сил необходимыми товарами, работами и услугами, а также учитывающих особенности оценки их качества и снижения рисков невыполнения государственных контрактов.

Резюмируя, необходимо отметить, что в настоящее время контрактная система в сфере закупок в связи с изменяющейся политической и социально-экономической ситуацией в стране и мире, находится в процессе кардинальных изменений и многие ее элементы, связанные с закупками для обеспечения обороны, еще будут претерпевать трансформацию.

Развитие контрактной системы в сфере закупок, электронных процедур, внедрение перспективных методик осуществления закупок, устранение недостатков и недоработок в регулировании контрактной системы в целом должны привести к повышению эффективности расходования бюджетных средств, распределяемых через закупочные процедуры. При этом, частые и непроработанные изменения, сводят на нет имеющийся положительный опыт и

приводят к негативным последствиям особенно в такой важной и чувствительной сфере, как оборона страны.

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Свининых Е.А. О правовых режимах закупок товаров, работ, услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства // Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение. 2015. — № 12. С. 92-105. (не потеряла актуальность).

2. Кандыбко Н.В. Особенности проведения военными организациями мониторинга исполнения государственных контрактов в условиях формирования федеральной контрактной системы // Право в вооруженных силах-военно-правовое обозрение.

— 2012. № 12. — С. 97-103. (не потеряла актуальность).

3. Кандыбко Н.В., Денисов Д.Б. Закупки для обеспечения обороны: правовая регламентация и особенности осуществления // Вестник военного права. — 2020.

— № 1. — С. 74-80.

4. Бабкин Г.В., Косенка А.А., Лавринов Г.А. Структура системы показателей и критериев эффективности использования средств федерального бюджета, выделяемых на выполнение государственного оборонного заказа / Известия РАРАН. — 2018. № 107. С. 8-14.

5. Буренок В.М. Эволюция и перспективы программно-целевого планирования развития системы вооружения Российской Федерации // Вооружение и экономика. 2012. — № 4(20). — С. 6-19. (не потеряла актуальность).

6. Кандыбко Н.В. Эффективность функционирования системы размещения государственного оборонного заказа: методические аспекты / Аудит и финансовый анализ. — 2012. № 2. С. 350-354. (не потеряла актуальность).

7. Бабкин Г.В., Косенка А.А., Лавринов Г.А. Структура системы показателей и критериев эффективности использования средств федерального бюджета, выделяемых на выполнение государственного оборонного заказа / Известия РАРАН. — 2018. № 107. С. 8-14.

8. Храмкин А.А. О критериях эффективности системы закупок / Вестник Института госзакупок. — 2017. — № 3. — с. 17-18.

9. Башлыков-Николаев И., Кирпичев М. Экономическое стимулирование снижения цен в сфере государственного оборонного заказа. // Новый оборонный заказ. Стратегии. 2015. № 5. С. 74.

10. Палюх А.И., Петрошенко А.И., Сплендер В.А. Применение автоматизированных систем при финансировании закупок по обеспечению военно-экономической безопасности государства: проблемы и пути их решения // Вестник Евразийской науки, 2020 Т. 12. № 2. С. 60-65.

11. Кандыбко Н.В., Денисов Д.Б., Петрошенко А.И. Правовые аспекты применения технологий электронной торговли в государственных закупках для обеспечения обороны // Вестник военного права. — 2021. — № 1. — С. 120-129.

12. Беляева О.А., Михашин А.В. Цифровизация закрытых закупок для нужд обороны и безопасности государства: поиск оптимальных правовых решений // Международный научно-практический журнал «Право и цифровая экономика». 2019. — № 1. — С. 12-17.

Kandybko Natalia Viktorovna

«Military University» of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Moscow, Russia

E-mail: Nataliya_v_@mail.ru RSCI: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=762744

Denisov Denis Borisovich

MIREA — Russian Technological University, Moscow, Russia

Institute of Cybernetics E-mail: ddbfi@yandex.ru

Petroshenko Andrey Ivanovich

MIREA — Russian Technological University, Moscow, Russia

Institute of Cybernetics E-mail: pai-68@mail.ru RSCI: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=407752

The second "optimization package" in public procurement for defense: simplification as a new round of development?

Abstract. Based on the analysis of the current state and the regulatory legal framework, the measures taken by the state to reform the contractual system in the field of procurement in terms of providing the state defense and security are examined. The positive and negative aspects of numerous changes to the Federal Law of April 5, 2013 No. 44 "On the contract system in the procurement of goods, works, services for state and municipal needs" are revealed by the authors. The impact of the of the first and second "optimization packages" of amendments to the legislation on the contractual system in the field of procurement on the procurement process with the purpose of ensuring the defense is analyzed. The article concludes that the main reason for the recent changes was the numerous risks due to the imposition of "Western" sanctions by foreign states, and specifically due to the available access to the information about the awarded contracts, about procurement participants who took part in such procedures, and concluded government contracts. A comprehensive assessment of individual changes in legislation that optimize procurement for defense and security needs were carried out by the authors, the positive and negative sides of these changes are noted.

Based on the analysis of changes in regulatory legal acts governing procurements for defense needs and practical experience, the authors formulated proposals for eliminating the negative consequences of frequent changes in legislation, increasing the efficiency of procurements solving issues of ensuring the state defense and security, and ensuring an effective transition to development-based procurements.

Keywords: optimization package; defence procurement; state defense order; closed methods for determining suppliers (contractors; performers); electronic methods for determining the winner; prequalification; specialized electronic platform

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.