Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ ПРИ ФИНАНСИРОВАНИИ ЗАКУПОК ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

ПРИМЕНЕНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ ПРИ ФИНАНСИРОВАНИИ ЗАКУПОК ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
66
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА / ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЗАКАЗЧИК / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НУЖДЫ / ПОСТАВЩИК / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ТОРГОВЫЕ ПЛОЩАДКИ / ЭЛЕКТРОННАЯ ПОДПИСЬ / ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / AUTOMATED SYSTEM / MILITARY AND ECONOMIC SECURITY / CUSTOMER / PUBLIC PROCUREMENT / PUBLIC NEEDS / SUPPLIER / LOGISTICS / ELECTRONIC PROCEDURES / ELECTRONIC TRADING PLATFORMS / ELECTRONIC SIGNATURE / FINANCIAL SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петрошенко А.И., Палюх А.И., Сплендер В.А.

В статье на основе анализа актуального состояния и практического опыта электронных закупок рассмотрены проблемы применения автоматизированных систем при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения обороны и безопасности государства. В статье рассмотрены и раскрыты положительные возможности применения информационных систем при осуществлении закупок для государственных нужд в обеспечение военно-экономической безопасности государства. Отражены положительные качества применяемой системы, ее эффективность. Одновременно, наряду с отраженными положительными свойствами, показаны и негативные последствия широкого внедрения информационных систем и технологий, в том числе и для обеспечения военно-экономической безопасности страны. Авторы полагают, что указанные недостатки могут иметь далеко идущие последствия и привести к значительным расходам бюджетных средств, выделяемых на обеспечение обороны и безопасности Российской Федерации, срыву выполнения заданий государственного оборонного заказа, несвоевременному обеспечению необходимым имуществом силовые ведомства со всеми вытекающими последствиями. На основе проведенного анализа нормативных правовых актов и практического опыта, автором сформулированы предложения для повышения эффективности применения информационных систем и технологий в то числе и для решения задач обеспечения обороны и безопасности государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF AUTOMATED SYSTEMS IN THE FINANCING OF PROCUREMENT TO ENSURE THE MILITARY AND ECONOMIC SECURITY OF THE STATE: PROBLEMS AND WAYS TO SOLVE THEM

In the article, based on the analysis of the current state and practical experience of e-procurement, the article considers the problems of using automated systems in the procurement of goods, works, and services to ensure the defense and security of the state. The article considers and reveals the positive possibilities of using information systems in procurement for state needs to ensure the military and economic security of the state. The positive qualities of the applied system and its effectiveness are reflected. At the same time, along with the reflected positive properties, the negative consequences of the widespread introduction of information systems and technologies, including for ensuring the country's military and economic security, are also show. The authors believe that these shortcomings can have far-reaching consequences and lead to significant expenditures of budget funds allocated for the defense and security of the Russian Federation, failure to fulfill the tasks of the state defense order, late provision of necessary property to law enforcement agencies with all the ensuing consequences. Based on the analysis of normative legal acts and practical experience, the author formulated proposals for improving the effectiveness of information systems and technologies, including for solving problems of ensuring the defense and security of the state.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ ПРИ ФИНАНСИРОВАНИИ ЗАКУПОК ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.todav 2020, №2, Том 12 / 2020, No 2, Vol 12 https://esj.today/issue-2-2020.html URL статьи: https://esj.today/PDF/69ECVN220.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Петрошенко А.И., Палюх А.И., Сплендер В.А. Применение автоматизированных систем при финансировании закупок по обеспечению военно-экономической безопасности государства: проблемы и пути их решения // Вестник Евразийской науки, 2020 №2, https://esj.today/PDF/69ECVN220.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Petroshenko A.I., Palyuh A.I., Splender V.A. (2020). The use of automated systems in the financing of procurement to ensure the military and economic security of the state: problems and ways to solve them. The Eurasian Scientific Journal, [online] 2(12). Available at: https://esj.today/PDF/69ECVN220.pdf (in Russian)

УДК 339.1 ГРНТИ 06.71.09

Петрошенко Андрей Иванович

ФГБОУ ВО «МИРЭА - Российский технологический университет», Москва, Россия

Институт кибернетики Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: an.petrov22@bk.ru

Палюх Андрей Иванович

Федеральная служба войск национальной гвардии, Москва, Россия

Заместитель начальника отдела Кандидат экономических наук E-mail: nata.paluh@gmail.com

Сплендер Виктор Анатольевич

ФГКВОУ ВО «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации, Москва, Россия Профессор кафедры «Финансов и управления банковской деятельности в Вооруженных Силах»

Доктор военных наук, доцент E-mail: sva-777@mail.ru РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile. asp?id=534094

Применение автоматизированных систем при финансировании закупок по обеспечению военно-экономической безопасности государства: проблемы и пути их решения

Аннотация. В статье на основе анализа актуального состояния и практического опыта электронных закупок рассмотрены проблемы применения автоматизированных систем при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения обороны и безопасности государства. В статье рассмотрены и раскрыты положительные возможности применения информационных систем при осуществлении закупок для государственных нужд в обеспечение военно-экономической безопасности государства. Отражены положительные качества применяемой системы, ее эффективность. Одновременно, наряду с отраженными положительными свойствами, показаны и негативные последствия широкого внедрения информационных систем и технологий, в том числе и для обеспечения военно-экономической безопасности страны. Авторы полагают, что указанные недостатки могут иметь далеко идущие последствия и привести к значительным расходам бюджетных средств, выделяемых на обеспечение обороны и безопасности

Российской Федерации, срыву выполнения заданий государственного оборонного заказа, несвоевременному обеспечению необходимым имуществом силовые ведомства со всеми вытекающими последствиями. На основе проведенного анализа нормативных правовых актов и практического опыта, автором сформулированы предложения для повышения эффективности применения информационных систем и технологий в то числе и для решения задач обеспечения обороны и безопасности государства.

Ключевые слова: автоматизированная система; военно-экономическая безопасность; заказчик; государственные закупки; государственные нужды; поставщик; материально-техническое обеспечение; электронные процедуры; электронные торговые площадки; электронная подпись; финансовое обеспечение

Одной из важных составляющих эффективного функционирования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов управления, обеспечивающих военно-экономическую безопасность , выступает финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности, которая в значительной степени зависит от ряда таких важных факторов как: своевременное и достаточное финансирование, целевое использование денежных средств федерального бюджета, обоснованной необходимости закупок при планировании закупок товаров, работ и услуг, а также их соответствия требуемым показателям качества. Это все касается как вооружения, военной и специальной техники, военного имущества, так и продовольственных и непродовольственных товаров для нужд вооруженных сил и других силовых структур страны.

В Российской Федерации правовое регулирование закупок товаров, работ и услуг государственными органами и подведомственными им казенными учреждениями, в том числе и силовыми ведомствами, осуществляется в соответствии и по правилам законодательства о контрактной системе в сфере закупок (далее - Закон № 44-ФЗ) и переход на электронные закупки был и остается основной целью регулятора контрактной системы в лице Министерства финансов России [2].

В настоящее время без использования информационных систем и электронного документооборота функционирование контрактной системы невозможно. Основой информационного обеспечения контрактной системы является единая информационная система в сфере закупок (ЕИС), а электронные процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) проводятся с применением электронных торговых площадок (ЭТП), либо в особых случаях специализированных электронных площадок (СЭП). ЕИС является комплексной автоматизированной системой, которая предоставляет:

• для государственных заказчиков - автоматизацию процессов подготовки, размещения и проведения закупок;

• для участников закупки - современные сервисы поиска и доступа к размещаемой информации, сервиса подписки и уведомлений об изменениях размещаемой информации, в перспективе - возможность подготовки и подачи заявок полностью в электронной форме.

При этом, необходимо отметить, что заказчики, осуществляющие закупки для нужд обороны и безопасности государства (Министерство обороны, федеральная служба войск национальной гвардии, Министерства внутренних дел и чрезвычайных ситуаций) на осуществление закупок в электронной форме с 1 января 2019 года фактически в полном объеме не перешли. Это, прежде всего, связано с осуществлением большей части закупок в закрытом режиме с учетом особенностей, определенных Правительством Российской Федерации.

Учитывая эти особенности, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2017 г. № 1428, Министерство обороны, другие силовые ведомства Российской Федерации осуществляют закрытые закупки в электронной форме только путем закрытого аукциона с использованием функционала специализированной электронной площадки ООО «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа» (АСТ ГОЗ) и только для случаев, когда информация о закупках не содержит сведений, составляющих государственную тайну [3]. Остальные конкурентные процедуры осуществляются с применением ранее действовавших правил определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Конкурсные процедуры методами запроса котировок или запроса предложений согласно указанному выше нормативному правовому акту не применяются (за исключением запроса котировок для подразделений, находящихся за пределами страны) [6].

Анализ практического опыта проведения конкурсных процедур показывает, что применение информационных систем в государственных закупках позволяет:

обеспечить неограниченный доступ к закупке в независимости от места нахождения участников;

создать возможность подачи заявки в любое удобное для участников время; обеспечить прозрачность закрытых закупок; гарантировать анонимность участников закупок;

формировать честную конкуренцию, исключающую неценовые методы ведения борьбы;

достигать равных прав для всех поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

создавать высокий уровень безопасности и защиты с учетом применения средств электронной подписи;

минимизировать возможности сговора участников;

сокращать затраты участников закупки, связанных с участием в процедурах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

вести реестр получателей заданий государственного заказа, который ведется в реальном масштабе времени;

осуществлять сквозной контроль каждой закупки (от планирования до выполнения контракта).

Это является неоспоримым преимуществом применения информационных систем в сфере госзакупок.

Вместе с тем, есть и негативные последствия широкого внедрения информационных систем и технологий для обеспечения госзакупок, приводящие к нарушению сроков их размещения, ограниченной возможности предоставления необходимой информации и т. п., что в конечном итоге может отражаться и на качественном выполнении Министерством обороны, федеральной службы безопасности, службы внешней разведки своих функций. Так, во-первых, следует отметить технические проблемы, связанные с работой ЕИС:

• сбои в связи с обновлениями системы;

• перегрузки в связи с окончанием отчетных периодов;

• вступление в силу значительных и частых изменений законодательства.

69ECVN220

Во-вторых, имеются случаи принятия законодательства, без предварительной оценки и подготовки технических возможностей информационных систем, в результате чего данное законодательство обязательно для исполнения, но не применимо на практике.

В настоящее время Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 84.1 Закона № 44-ФЗ принят нормативный правовой акт об особенностях проведения закрытых электронных процедур , а также порядка аккредитации на специализированных электронных площадках, который вступил в силу с 1 января 2020 г. [3]. Эти особенности включают алгоритмы проведения всех закрытых электронных процедур, в том числе с содержанием сведений, составляющих государственную тайну.

Перевод в электронную форму остальных закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляемых Министерством обороны, федеральной службы безопасности, службой внешней разведки Российской Федерации позволит обеспечить [5-7]:

• возможность управлять процессом закупок с применением единообразных процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в единой информационной среде, которая позволит передавать информацию со степенью секретности «совершенно секретно»;

• снижение временных затрат на обработку документации;

• уменьшение расходов на почтовые и фельдъегерские отправления;

• возможность учитывать при приглашении на процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) всех участников закупок, аккредитованных на специализированной электронной площадке;

• фиксацию всех действий заказчика и участников закупки.

Вместе с тем, помимо положительных аспектов в сфере электронизации закупок для нужд обороны и безопасности, есть и отрицательные стороны, которые могут иметь негативные последствия, в том числе:

• вероятность взлома системы безопасности и утечки информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну;

• значительная стоимость оборудования для обеспечения безопасной среды в закупках, содержащих сведения, составляющие государственную тайну;

• снижение количества участников закупок по причине отсутствия заинтересованности в значительных расходах на приобретение оборудования и программного обеспечения;

• необходимость содержания 1Т-специалистов для обслуживания информационных систем;

• появление платы за участие в процедурах закупок, содержащих сведения, составляющих государственную тайну.

Также следует обратить внимание на ряд недоработок в уже установленных Правительством России особенностях, таких как [6-8]:

• недостаточная проработка алгоритмов осуществления закупок, содержащих сведения, составляющих государственную тайну;

Вестник Евразийской науки 2020, №2, Том 12 ISSN 2588-0101

The Eurasian Scientific Journal 2020, No 2, Vol 12 https://esj.today

• отсутствие возможности согласования закрытых электронных процедур с уполномоченным органом, посредством специализированной электронной площадки;

• отсутствие переходного периода необходимого: (1) для разработки программного обеспечения, учитывающего специфику применения закрытых электронных способов; (2) подготовки и обучения должностных лиц заказчиков; (3) осуществления закупки необходимого оборудования и программного обеспечения заказчиками и участниками закупок.

Указанные недостатки могут иметь далеко идущие последствия и привести к значительным расходам бюджетных средств, выделяемых на обеспечение обороны и безопасности Российской Федерации, срыву выполнения заданий государственного оборонного заказа, несвоевременному обеспечению необходимым имуществом Министерства обороны, федеральной службы безопасности, службы внешней разведки Российской Федерации со всеми вытекающими последствиями.

На основе проведенного анализа нормативных правовых актов и практического опыта, авторами предлагается [7; 9]:

• осуществить более детальную проработку нормативных правовых актов, предлагаемых Правительством Российской Федерации и направленных на регулирование закрытых электронных процедур, с привлечением всех заинтересованных силовых ведомств и специализированной электронной площадки АСТ ГОЗ;

• принимать изменения требований к размещению информации в ЕИС и в целом в нормативную правовую базу, регулирующую сферу государственных закупок для силовых структур после тщательного анализа последствий и практической предварительной «обкатки»;

• предусмотреть в особенностях осуществления закрытых электронных процедур возможность их согласования с уполномоченным органом посредством применения функционала АСТ ГОЗ;

• включить в особенности осуществления закупок переходный период для подготовки всех участников, задействованных в закрытых электронных процедурах (заказчиков, участников закупок, АСТ ГОЗ).

Рассмотренные выше предложения позволят, по мнению авторов, добиться того, чтобы контрактная система государственных закупок в России стала одним из ярких примеров эффективного применения информационных средств, технологий и систем, в том числе и для решения задач военно-экономической безопасности при обеспечении обороны и национальной безопасности государства [4; 8; 9].

ЛИТЕРАТУРА

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Военная доктрина Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 г. № 146. // Российская газета. 2010. -06 февраля 2010 г.

Федеральный закон от 5.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд».

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2019 г. № 223 «Об особенностях проведения закрытых электронных процедур, а также порядка аккредитации на специализированных электронных площадках» // Собр. законодательства Российской Федерации. 2019. - № 11, ст. 1116.

Экономическая безопасность: Учебное пособие / под редакцией д.в.н., доцента Сплендера В.А., - 1-ое изд., - М.: ФГКВОУ ВО «Военный университет», 2018.

Сплендер В.А., Цаликов З.Р. Новые подходы к организации контроля выполнения заданий государственного оборонного заказа по переоснащению вооруженных сил новыми образцами вооружения и техники // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. - 2016. № 6 (34). - С. 9.

Кандыбко Н.В. Эффективность функционирования системы размещения государственного оборонного заказа: методические аспекты // Аудит и финансовый анализ. 2012. № 4. С. 350-354.

Сплендер В.А., Попов М.В. Современные информационные технологии как важнейший инструмент развития отраслей производства Российской Федерации // Развитие инновационной экономики: достижения и перспективы: материалы VI Международной научно-практической конференции / под ред. М.Я. Парфеновой, Л.Г. Руденко, И.А. Зуевой [Электронное издание]. - М.: изд-во «МУ им. С.Ю. Витте», 2019. - С. 428-437.

Сплендер В.А., Рожковская П.В. Основные направления совершенствования эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на обеспечение обороны Российской Федерации // Развитие инновационной экономики: достижения и перспективы: материалы VI Международной научно-практической конференции / под ред. М.Я. Парфеновой, Л.Г. Руденко, И.А. Зуевой [Электронное издание]. - М.: изд-во «МУ им. С.Ю. Витте», 2019. - С. 760-76.

Чистов И.В., Кандыбко Н.В. Актуальные проблемы выполнения государственных контрактов предприятиями оборонно-промышленного комплекса России // Экономика и предпринимательство. 2015. № 2 (55). С. 783-

786.

Petroshenko Andrey Ivanovich

Institute of cybernetics MTU - MIREA, Moscow, Russia

E-mail: an.petrov22@bk.ru

Palyuh Andrey Ivanovich

Federal service for the national guard, Moscow, Russia E-mail: nata.paluh@gmail.com

Splender Viktor Anatol'yevich

Military university of the ministry of defense of Russia, Moscow, Russia

E-mail: sva-777@mail.ru

The use of automated systems in the financing of procurement to ensure the military and economic security of the state: problems and ways to solve them

Abstract. In the article, based on the analysis of the current state and practical experience of e-procurement, the article considers the problems of using automated systems in the procurement of goods, works, and services to ensure the defense and security of the state. The article considers and reveals the positive possibilities of using information systems in procurement for state needs to ensure the military and economic security of the state. The positive qualities of the applied system and its effectiveness are reflected. At the same time, along with the reflected positive properties, the negative consequences of the widespread introduction of information systems and technologies, including for ensuring the country's military and economic security, are also show. The authors believe that these shortcomings can have far-reaching consequences and lead to significant expenditures of budget funds allocated for the defense and security of the Russian Federation, failure to fulfill the tasks of the state defense order, late provision of necessary property to law enforcement agencies with all the ensuing consequences. Based on the analysis of normative legal acts and practical experience, the author formulated proposals for improving the effectiveness of information systems and technologies, including for solving problems of ensuring the defense and security of the state.

Keywords: automated system; military and economic security; customer; public procurement; public needs; supplier; logistics; electronic procedures; electronic trading platforms; electronic signature; financial security

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.