Научная статья на тему 'Вторичный рынок отечественных и зарубежных тракторов в России'

Вторичный рынок отечественных и зарубежных тракторов в России Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
1390
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВТОРИЧНЫЙ РЫНОК / ДИЛЕР / ЗАРУБЕЖНЫЙ / ИЗНОС / РЫНОК / НАРАБОТКА / ПОДЕРЖАННЫЙ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ТЕХНИКА / ТРАКТОРА / ФИРМА / ЦЕНА / RELIABILITY / SECONDARY MARKET / DEALER / USED / SALE / MANUFACTURER / REPAIR / COST / FARM EQUIPMENT / TRACTOR / OPERATING TIME / THE FOREIGN MODEL / PRICE / FIRM

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Гладцын Александр Юрьевич

Ведущие зарубежные фирмы-производители сельскохозяйственных и промышленных тракторов в последнее время усиливают попытки закрепиться на рынке России, учитывая его значительный потенциальный объем. Кроме продолжающихся пока еще в незначительных объемах прямых продаж своих тракторов, фирмы предлагают использовать для закупок техники кредитные линии, расширяют предложения по поставкам на условиях лизинга и применяют другие методы активизации спроса. Характер рассеивания средних сроков эксплуатации и средних наработок предлагаемых к продаже тракторов различных фирм одной и той же группы мощности относительно своих средних значений примерно одинаков. Доли вторичного рынка, занимаемые ведущими фирмами, достаточно близки к их позициям на первичном рынке. При этом доли новых тракторов John Deere и Fendt несколько превышают их доли на вторичном рынке, а по тракторам Case, Deutz-Fahr и Massey Fergusson наблюдаются обратные соотношения. Основное число предложений о продажах подержанных сельскохозяйственных тракторов (около 30 %) приходится на тракторы мощностью 80-100 л. с., примерно равное количество предложений (по 15-17 %) имеется по тракторам мощностью 60-80; 100-120 и 120-150 л. с., тракторы малой (до 60 л. с.) и большой (свыше 150 л. с.) мощности занимают соответственно около 8 и 12 % вторичного рынка. Сопоставление данных по тракторам различных групп мощности показывает, что закономерности снижения цены предложения с ростом срока эксплуатации тракторов имеют аналогичный характер, однако темп снижения цены с ростом срока эксплуатации у более мощных тракторов оказывается заметно выше.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SECONDARY MARKET OF DOMESTIC AND FOREIGN TRACTORS IN RUSSIA

Leading foreign manufacturers of agricultural and industrial tractors recently stepped up attempts to gain a foothold in the Russian market, given its significant potential volume. In addition to continuing still to some extent in direct sales of its tractors, firms propose to use for the procurement of the equipment line of credit, extend offers to supply on lease and use other methods of enhancing the demand. The nature of the dispersion medium in terms of operation and medium-sized practices offer for sale of tractors of different companies in the same group of power relative to their average values are about the same. The share of the secondary market, occupied the leading firms that are close enough to their positions in the primary market. While the percentage of new tractors John Deere and Fendt are slightly higher than their shares in the secondary market, and in the Case tractors, Deutz-Fahr and Massey Fergusson observed an inverse relation. The main number of proposals for the sales of used farm tractors (about 30 %) tractors with a capacity of 80-100 HP, roughly equal to the number of proposals (15-17 %) available at tractors 60-80; and 120-150 100-120 HP, small tractors up to 60 HP) and large (over 150 HP) of power are respectively about 8 and 12 % of the secondary market. Compare tractors of different power groups shows that the patterns of price reduction deals with the growth of the life of the tractors are similar in nature; however, the pace of price reduction with the increase of life of more powerful tractors can be significantly higher.

Текст научной работы на тему «Вторичный рынок отечественных и зарубежных тракторов в России»

Perennial grasses are of great ecological importance. They are in first place among all other crops for soil protection role. Their powerful grass reliably sheltering the soil from rainfall and wind. Thanks to well developed root system they strengthen the soil, turning the top layer into the reservoir, which is not subject to destruction by water or wind.

Numerous plant residues form in the upper layers of the soil plenty of humus, which glues soil particles into structural aggregates. So after perennial grasses the soil has a high content of water-stable structural aggregates, firmly opposing to erosion. Well strukturunda perennial grasses the soil after treatment has a loose structure and high water holding capacity. Perennial grasses are capable of learning and transfer in organic form large amount of mineral substances of the soil, including the insertion of mineral fertilizers. In the composition of plant residues perennial grasses these substances are not washed out of the soil and do not pollute the environment.

Key words: white mustard, turf, fodder units, red clover, legume bacteria, perennial grasses, spring wheat and winter wheat, predecessor, cover crops, light-gray forest soil, yield.

УДК 338.433.4

ВТОРИЧНЫЙ РЫНОК ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ТРАКТОРОВ В РОССИИ

© 2015

А. Ю. Гладцын, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры «Технический сервис»

Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия)

Аннотация. Ведущие зарубежные фирмы-производители сельскохозяйственных и промышленных тракторов в последнее время усиливают попытки закрепиться на рынке России, учитывая его значительный потенциальный объем. Кроме продолжающихся пока еще в незначительных объемах прямых продаж своих тракторов, фирмы предлагают использовать для закупок техники кредитные линии, расширяют предложения по поставкам на условиях лизинга и применяют другие методы активизации спроса. Характер рассеивания средних сроков эксплуатации и средних наработок предлагаемых к продаже тракторов различных фирм одной и той же группы мощности относительно своих средних значений примерно одинаков.

Доли вторичного рынка, занимаемые ведущими фирмами, достаточно близки к их позициям на первичном рынке. При этом доли новых тракторов John Deere и Fendt несколько превышают их доли на вторичном рынке, а по тракторам Case, Deutz-Fahr и Massey Fergusson наблюдаются обратные соотношения. Основное число предложений о продажах подержанных сельскохозяйственных тракторов (около 30 %) приходится на тракторы мощностью 80-100 л. с., примерно равное количество предложений (по 15-17 %) имеется по тракторам мощностью 60-80; 100-120 и 120-150 л. с., тракторы малой (до 60 л. с.) и большой (свыше 150 л. с.) мощности занимают соответственно около 8 и 12 % вторичного рынка.

Сопоставление данных по тракторам различных групп мощности показывает, что закономерности снижения цены предложения с ростом срока эксплуатации тракторов имеют аналогичный характер, однако темп снижения цены с ростом срока эксплуатации у более мощных тракторов оказывается заметно выше.

Ключевые слова: вторичный рынок, дилер, зарубежный, износ, рынок, наработка, подержанный, сельскохозяйственная техника, трактора, фирма, цена.

Ведущие зарубежные фирмы-производители сельскохозяйственных и промышленных тракторов в последнее время усиливают попытки закрепиться на рынке России, учитывая его значительный потенциальный объем. Наиболее существенным сдерживающим фактором в настоящее время является значительный (в 2-4 раза) разрыв цен на новые тракторы зарубежного производства по сравнению с аналогичными по производительности тракторами, выпускаемыми заводами РФ и стран СНГ. В этой ситуации следует ожидать в ближайшем будущем расширения предложений о продаже более дешевой подержанной зарубежной тракторной техники.

По сельскохозяйственным тракторам наибольший объем предложений подержанных машин пока еще относится к наиболее мощным тракторам, аналоги которых не выпускаются отечественными заводами.

По промышленным тракторам предложения относятся ко всем классам тракторов, выпускаемых отечественными заводами. При это заметно активизировалась деятельность российских фирм, предлагающих подержанные промышленные тракторы (и другую строительно-дорожную технику) не только со складов на территории РФ (Москва, Екатеринбург, Владивосток и др.), но и под заказ, с поиском необходимых машин, в первую очередь на вторич-

19

ном рынке Евросоюза, оказанием содействия в оценке их технического состояния, приобретении, доставке и таможенном оформлении. Рекламируется, что такие машины известных во всем мире фирм-производителей имеют высокие технические характеристики и значительный запас работоспособности и могут быть поставлены по ценам, сопоставимым с ценами аналогичных новых отечественных (СНГ) промышленных тракторов.

Такое положение обусловило необходимость проведения исследований вторичного рынка зарубежных тракторов в целях установления структуры предложений подержанных тракторов (по мощности, сроку эксплуатации и наработке), закономерностей формирования ценовой политики и, в конечном счете - поиска ответа на вопрос о значимости конкурентной угрозы продукции отечественного тракторостроения со стороны подержанной зарубежной техники.

По сельскохозяйственным тракторам анализ был проведен на примере одного из наиболее развитых рынков подержанной техники Германии на базе предложений о продажах тракторов, опубликованных в журналах за 2012 и 2013 гг.

Структура предложений о продажах подержанных сельскохозяйственных тракторов, в том числе распределения числа тракторов по фирмам-производителям, достаточно узким диапазонам мощности, срокам эксплуатации и наработкам до момента продажи заметно не различаются в весенне-летний и осенне-зимний периоды, а усредненные данные за 2012 и 2013 гг. практически совпадают. Поэтому в дальнейшем анализе, за исключением специальных случаев, использовался весь массив исходных данных по тракторам ведущих фирм: John Deere, Fendt, Case, Deutz-Fahr и Massey Fergusson. На тракторы первых четырех из указан-

ных фирм приходится по 12-17 % вторичного рынка, на долю Massey Fergusson около 7 % (в сумме -более 65 % рынка). Доли остальных участников рынка существенно ниже: тракторы New Holland и Mersedes Benz составляют примерно по 5 %, еще около 15 фирм по 1-2 % рынка в основном тракторов малой мощности.

Доли вторичного рынка, занимаемые ведущими фирмами, достаточно близки к их позициям на первичном рынке. При этом доли новых тракторов John Deere и Fendt несколько превышают их доли на вторичном рынке, а по тракторам Case, Deutz-Fahr и Massey Fergusson наблюдаются обратные соотношения. Основное число предложений о продажах подержанных сельскохозяйственных тракторов (около 30 %) приходится на тракторы мощностью 80-100 л. с., примерно равное количество предложений (по 15-17 %) имеется по тракторам мощностью 60-80; 100-120 и 120-150 л. с., тракторы малой (до 60 л. с.) и большой (свыше 150 л. с.) мощности занимают соответственно около 8 и 12 % вторичного рынка.

На рисунке 1 показаны средние величины наработки предлагаемых к продаже тракторов различных групп мощности. Несмотря на различия средних сроков эксплуатации, тракторы различной мощности имеют близкую среднюю наработку. При этом расчетная среднегодовая наработка тракторов до 60 л. с. (при сроке эксплуатации более 20 лет) составляет порядка 250 час., тракторов мощностью 80-100 л. с. при сроке эксплуатации от 5 до 20 лет - от 300 до 600 час., а наиболее мощных (180 л. с. и более) за 4-5 лет эксплуатации -порядка 800-1200 час. Наибольшую наработку по всем группам мощности имеют тракторы Fendt, а наименьшую Massey Fergusson [1, c. 10-12].

Рисунок 1 - Средние величины наработки предлагаемых к продаже тракторов различных групп мощности

20

Структура вторичного рынка по мощности тракторов достаточно близка к структуре продаж новых тракторов, однако если для тракторов мощностью до 120 л.с. доли вторичного рынка превышают доли продаж новых машин, то для тракторов большей мощности наблюдается обратная картина. Таким образом, на вторичном рынке Германии широко представлены сельскохозяйственные тракторы в диапазоне мощностей от 30-40 до 280 л. с., в том числе и тех мощностей, которые заводами России и стран СНГ не выпускаются (или выпускаются пока еще в незначительных количествах), хотя и пользуются заметным спросом у зарубежных сельхозпроизводителей.

Анализ данных о сроках эксплуатации сельскохозяйственных тракторов показал, что средний срок эксплуатации предлагаемых на вторичном рынке машин существенно зависит от мощности тракторов и незначительно отличается у машин различных фирм. Если у тракторов до 60 л. с. средний срок эксплуатации до продажи составляет 22-24 года, то по мере увеличения мощности он снижается. Тракторы мощностью более 150 л. с. предлагаются к продаже уже после 4-7 лет эксплуатации.

Характер рассеивания средних сроков эксплуатации и средних наработок предлагаемых к продаже тракторов различных фирм одной и той же группы мощности относительно своих средних значений примерно одинаков. Например, в наиболее востребованном диапазоне мощности 80-100 л. с. имеется значительный объем предложений тракторов, отработавших всего один год, а также широкий максимум распределения, примерно соответствующий среднему сроку эксплуатации. Максимум объема предложений в зависимости от наработки трактора соответствует примерно 6 тыс. мото-час., что достаточно близко к средней величине наработки (около 5 тыс. мото - час.), хотя имеется и значительный объем предложений тракторов с наработкой, существенно меньше средней.

Бесспорный интерес, как для производителей, так и для потребителей тракторной техники, представляет уровень цен на вторичном рынке. Наиболее четко проявляется зависимость между ценой предложения и сроком эксплуатации; зависимость между ценой и наработкой трактора характеризуется заметно большим разбросом.

—DEUTZF —■— CASE FENDT —J.DEERE

Годы

Рисунок 2 - Изменение цен предложения на подержанные сельскохозяйственные тракторы от срока их эксплуатации

На рисунке 2 в качестве примера показано изменение цен предложения на подержанные сельскохозяйственные тракторы ведущих фирм-производителей мощностью 80-100 л. с. В зависимости от срока их эксплуатации.

Сопоставление данных по тракторам различных групп мощности показывает, что закономерности снижения цены предложения с ростом срока эксплуатации тракторов имеют аналогичный ха-

рактер, однако темп снижения цены с ростом срока эксплуатации у более мощных тракторов оказывается заметно выше. Так, при расчете по аппроксимирующим функциям (экспоненциальным) снижение цены подержанного трактора до уровня 50 % от начальной цены происходит по тракторам мощностью 80-100 л. с. за 9,9 года, а по тракторам мощностью 120-150 л. с. - за 7,4 года. Это связано с меньшими величинами средних сроков эксплуа-

21

тации предлагаемых к продаже более мощных тракторов.

Представляет интерес оценка возраста и наработки зарубежных тракторов, которые могут быть приобретены за цену, сопоставимую с ценами на аналогичные по мощности отечественные тракторы. Так, в первой половине 2014 г. за цены, сопоставимые с ценами на новые тракторы МТЗ-82 и Беларус-1221, на рынке Германии можно было приобрести (без учета затрат на доставку и таможенных сборов), например, тракторы John Deere со сроками эксплуатации и наработками соответственно: около 20 лет и 8 тыс. мото-час. при мощности 80-100 л.с. и порядка 12 лет и 6 тыс. час. при мощности 120-150 л. с. Темпы роста цен на отечественные (СНГ) тракторы на рынке РФ за последнее время существенно превышают темпы роста цен на вторичном рынке зарубежных сельскохозяйственных тракторов, поэтому в настоящее время за сопоставимые цены можно приобрести несколько более «молодые» подержанные зарубежные тракторы [6, с. 13-16].

Таким образом, потенциальную конкуренцию новым промышленным тракторам отечественного производства могут составить около 70 % от общего числа предлагаемых на вторичном европейском рынке и широко известных в России тракторов Caterpillar и Komatsu.

Проведенный анализ позволяет сделать некоторые предварительные выводы о том, какие подержанные промышленные тракторы могут быть приобретены в России за цены, сопоставимые с ценами отечественных аналогов.

Предлагаемые к продаже на вторичных рынках европейских стран как промышленные, так и сельскохозяйственные тракторы, как правило, проходят предпродажную подготовку и по своему внешнему виду не сильно отличаются от новых машин. В начальный период использования приобретенные «во вторые руки» тракторы, по-видимому, обеспечат показатели производительности, а также условия труда оператора и удобство управления на уровне, близком к уровню аналогичных новых машин соответствующих лет выпуска. Принципиальным является вопрос о том, какой уровень надежности следует ожидать у таких машин [10, с. 116].

Наиболее частым аргументом в пользу приобретения зарубежных тракторов отдельные специалисты выдвигают их более высокую надежность. В подтверждение такой точки зрения ссылаются на положительный опыт эксплуатации отдельных образцов или даже небольших партий тракторов ведущих зарубежных фирм-произво-дителей.

Как известно, зарубежные фирмы-производители как сельскохозяйственных, так и промышленных тракторов не приводят в доступной потребителю документации каких-либо количественных характеристик надежности своих машин. Достаточные по длительности и числу образцов испытания (подконтрольная эксплуатация) тракторов отечественного и зарубежного производства в сопоставимых условиях использования в нашей стране никогда не проводились. Поэтому необходимая основа для прямого сравнения уровней надежности отечественных и зарубежных тракторов отсутствует.

Тем не менее некоторые сравнительные оценки на основе всей совокупности имеющейся информации возможны. Так, не вызывает сомнений, что предлагаемые на вторичном рынке сельскохозяйственные тракторы ведущих фирм-производителей с наработкой 4-8 тыс. часов еще имеют запас работоспособности (ресурс) основных агрегатов и ответственных деталей. Для отечественных колесных тракторов в конце 80-х годов требования к долговечности основных агрегатов устанавливались (и подтверждались испытаниями!) в виде 80 % гамма-ресурсов на уровне 8-10 тыс. мотто-часов. То есть при такой наработке достигали предельного состояния (требовали капитального ремонта) не более 20 % от общего числа испытываемых образцов. При этом средние ресурсы превышали в 1,3—1,5 раза гамма-процентные. Имеющиеся данные подтверждают, что и у зарубежных сельскохозяйственных тракторов ведущих фирм корпусные и базовые детали основных агрегатов сохраняют свою работоспособность до наработок 8 и более тысяч мотто-часов [13, с. 25-28].

Уровень безотказности большинства выпускавшихся в конце 80-х годов сельскохозяйственных колесных тракторов (МТЗ-80/82, ЮМЗ-6АЛ/КЛ, Т-40М/АМ, Т-25А) характеризовался подтвержденной результатами испытаний на машиноиспытательных станциях (МИС) средней наработкой на «сложный» отказ порядка 450-550 мото-часов (за наработку 3 тысячи мото-часов.).

Из-за отсутствия испытаний в нашей стране в сопоставимых условиях зарубежных тракторов и для большей объективности воспользуемся зарубежными данными о результатах испытаний. Классификация отказов и расчет средней наработки на сложный отказ выполнен специалистами НАТИ по действующей нормативно-технической документации по оценке надежности тракторной техники.

22

Таблица 1- Показатели безотказности зарубежных тракторов по результатам испытаний их единичных образцов

Модель трактора Наработка, час Наработка на сложный отказ, час

John Deere 6800 700 350

Steyr 9145A 796 400

Fendt Favorit 716 1000 330

New Holland 8870 1000 333

Case-IH МХ 135 1000 200

Ford 7740 SLE 1454 365

Deutz-Fahr Agrotron 106 1000 170

Естественно, что рассчитанные по единичному образцу за короткий, начальный период эксплуатации (от 700 до 1454 час.) значения средней наработки на сложный отказ не могут служить объективной характеристикой уровня безотказности тракторов соответствующих моделей. Тем не менее близкие значения этих оценок (от 170 до 400 часов) для тракторов разной мощности (от 95 до 210 л. с.), различных моделей и фирм-производителей позволяют утверждать, что уровень безотказности тракторов даже ведущих зарубежных фирм-производителей практически за гарантийный период существенно не отличается от показателей отечественных (СНГ) колесных тракторов, достигнутых к концу 80-х годов и подтвержденных эксплуатационными испытаниями партий машин на МИС. Справедливости ради отметим, что доля наиболее сложных (3 группа сложности) отказов, для устранения последствий которых требуется достаточно глубокая разборка основных агрегатов трактора, в общем количестве сложных отказов у отечественных тракторов в начальный период эксплуатации, как правило, заметно выше, чем у зарубежных.

Вывод об отсутствии резкого разрыва уровней безотказности отечественных и зарубежных сельскохозяйственных тракторов подтверждается также весьма представительными материалами, опубликованными в выпуске немецкого журнала . «Agrar Technik aktuel» за 2012 г. [№№ 1-45].

На долю 6 ведущих фирм (Case, Deutz-Fahr, Fendt, John Deere, Massey Fergusson и New Holland) приходится примерно 90 % всех рассмотренных моделей. Количество моделей тракторов с мощностью двигателя от 70 до 100 л. с. составляет порядка 36 % от общего числа моделей. На долю тракторов с мощностью от 100 до 150 л. с. приходится 49 % всех моделей, тракторов с мощностью 150-200 л. с. - всего 15 %, по тракторам мощностью свыше 200 л. с. приведены данные только по четырем моделям тракторов фирмы Fendt.

В связи с различием величин средних наработок тракторов разных моделей исходные данные

о количестве и стоимости ремонтов были преобразованы и сопоставлены с величинами средних наработок тракторов соответствующих моделей, что соответствует традициям оценки надежности в отечественной практике. Следует отметить, что заметных отличий в количестве ремонтов за соответствующую наработку тракторов различной мощности не наблюдается, что позволяет рассматривать результаты в том числе и без дифференциации по группам мощности тракторов.

Приведем только некоторые обобщенные результаты проведенного анализа (более полные материалы содержатся, в частности, в ряде опубликованных ранее работ [4, с. 9-11; 5, с. 3-7]. Из ряда числа моделей тракторов, характеризующихся различным уровнем безотказности, следует, что по основному количеству моделей сельскохозяйственных тракторов ведущих зарубежных фирм удельное (в расчете на 1000 часов) количество отказов находится в диапазоне от 2 до 5, что соответствует средней наработке на учтенный отказ от 500 до 2000 часов.

Таким образом и эти материалы подтверждают необоснованность высказываемого мнения о существенно более высокой безотказности зарубежных сельскохозяйственных тракторов по сравнению с отечественными машинами.

Полученные результаты опровергают также и мнение о том, что у зарубежных сельскохозяйственных тракторов, в отличие от отечественных, в первый период эксплуатации практически отсутствуют отказы.

Примерно у 33 % моделей тракторов средняя наработка была менее 1000 час., при этом среднее число ранних, по существу «гарантийных», ремонтов составляет от 1 до 5 в расчете на 1 000 часов эксплуатации. Например, по тракторам New Holland из 10 моделей, имевших среднюю наработку не более 1000 часов, по 6 моделям среднее число отказов в расчете на 1 000 часов эксплуатации составляет от 1,7 до 3,5, по 2 моделям от 6,9 до 7,5, а по моделям ТМ165 и ТМ135 с наработкой 481 и

23

269 часов 10,8 и 17,3 отказов соответственно. Даже по наиболее надежным тракторам Jоhn Deere со средней наработкой менее 1000 часов (8 моделей) среднее количество отказов в расчете на 1000 часов составляет от 1,1 до 4,0 [7, с. 28-30].

Отметим наличие заметной тенденции возрастания средней стоимости одного ремонта по мере роста средней наработки, даже в пределах до 3 тысяч часов. Относительная средняя стоимость одного ремонта, выраженная в процентах к цене трактора, достаточно близка для тракторов различной мощности и фирм-производителей и составляет от 0,1 до 0,4 % к цене трактора (для наработок около 3 тысяч часов), что соизмеримо с относительной средней стоимостью запасных частей, расходуемых при устранении последствий одного сложного отказа отечественных колесных тракторов.

Резкое нарастание интенсивности отказов и удорожание ремонтов (особенно стоимости запасных частей к устаревшим маркам) зарубежных сельскохозяйственных тракторов после наработки 4-5 тыс. часов является, по мнению ряда специалистов, одной из важнейших причин покупки нового трактора и, соответственно, продажи подержанного. Отметим также, что, по приблизительным оценкам, средняя стоимость устранения одного отказа отечественных тракторов оказывается в 2-4 раза ниже, чем аналогичных по мощности зарубежных в условиях их использования в сельском хозяйстве РФ [9, с. 148].

Приведенные выше данные показывают, что безотказность подержанных зарубежных тракторов, которые могут быть приобретены за цены, сопоставимые со стоимостью новых отечественных (СНГ) тракторов-аналогов, даже в первые 1-2 года использования подержанной машины вряд ли будет заметно выше, чем безотказность нового отечественного трактора при значительно больших затратах на устранение каждого отказа. Резкое нарастание интенсивности и усложнение отказов зарубежных тракторов после наработки 6-8 тыс. часов и, особенно, необходимость проведения сложных («капитальных») ремонтов или замены основных агрегатов, по нашему мнению, сделают их дальнейшую эксплуатацию экономически неэффективной.

По нашему мнению, подержанные зарубежные тракторы, которые могут быть приобретены по ценам, сопоставимым с ценами на новые отечественные тракторы, объективно не представляют серьезной конкурентной угрозы продукции отечественных тракторных заводов по критерию «цена-надежность». Однако, по мере продолжающегося

роста цен на отечественные тракторы этот «запас прочности» будет постепенно исчезать.

В этих условиях работы по повышению надежности, в первую очередь качества изготовления отечественной тракторной техники, а также качества фирменного сервиса приобретают особое значение. Не менее важным представляется получение и активное использование в маркетинговой политике отечественных тракторных заводов объективных данных о достигнутом уровне надежности как собственной продукции (особенно машин новых марок), так и машин-конкурентов. Результатом работ по повышению надежности, улучшению других технических характеристик и качества сервиса должно стать обеспечение конкурентоспособности отечественных тракторов в сравнении не только с подержанными, но и в перспективе с новыми машинами ведущих зарубежных фирм-производителей [18, с. 10-12].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Архипов В.С., Нисневич А.И., Щельцын H. А. Некоторые характеристики рынка подержанных зарубежных тракторов. «Тракторы и с./х. машины», 2013. № 2. C. 12-13.

2. Архипов В. С., Нисневич А. И., Щель-цын H. А.. Надежность зарубежных тракторов -мифы и реальность. «Сельский механизатор». № 9. 2003. С. 5-12.

3. Буренко JI. A., Винокуров В. Н. Ремонт сельскохозяйственных машин. М. : Росагропромиз-дат, 2001. 201 с.

4. Быков В. В., Голубев И. Г., Дружков Г. Ф. и др. Перспективы развития технического сервиса // Лесная промышленность. 2008. № 4. С. 9-11.

5. Гуськов В. А. Развитие вторичного рынка сельскохозяйственной техники // Тракторы и сельскохозяйственные машины. 2005. № 2. С. 3-7.

6. Горячев С. А., Малышев А. В. Экономическая эффективность восстановления деталей при ремонте импортной сельскохозяйственной техники // МТС. 2009. № 1. С. 13-17.

7. Крикунов А. Н. Проблемы и перспективы

развития рынка тракторной техники //Тракторы и сельскохозяйственные машины. 2013. № 6.

С.28-30.

8. Конкин Ю. А. Рынок подержанной техники. АПК : Экономика и управление. 2001. № 2. С.90-95.

9. Кормаков Л. Ф., Михалев А. А., Орсик Л. С., Стопалов С. Г. Вторичный рынок сельскохозяйственной техники. Проблемы и решения. М. : ФГНУ «Росинфрмагротех», 2013. 148 с.

24

10. Комплект нормативно-технической документации для организации и функционирования вторичного рынка подержанной техники в АПК (концепция, положения, методики, норм.). М. : ГОСНИТИ, 2010. 116 с.

11. Лиходедова Н. Н. Рынок сельскохозяйственной техники: Сб. науч. трудов «Актуальные экономические проблемы деятельности предприятий агропромышленного комплекса». М. : МГАУ, 2012.С. 181.

12. Морозова О. И. Организационноэкономические проблемы становления рынка подержанной техники в ЛПК // Надежность и качество: труды международного симпозиума. Пенза, ПГУ, 2005. С. 426-427.

13. Северный А. Э., Халфин М. А. Вторичный рынок сельскохозяйственной техники. Достижение науки и техники АПК. 2010. № 9. С. 25-28.

14. Северный А. Э., Буклагин Д. С., Халфин М. А. и др. Организация вторичного рынка сельскохозяйственной техники (состояние, опыт, перспективы). М. : ФГНУ «Росинформагротех», 2001.

С. 37.

15. Севеный А. Э., Халфин И. А. Опыт работы сервисных предприятий по использованию списанной сельскохозяйственной техники // Достижения науки техники АПК. 2000. № 12. С. 29-33.

16. Северный А. Э., Буклагин Д. С., Халфин М. А. и др. Организация вторичного рынка сельскохозяйственной техники (состояние, опыт, перспективы). М. : ФГНУ «Росинформагротех», 2011. С. 37.

17. Ткаченко В. Н. «Росагролизинг» формирование рынка материально-технического обеспечения АПК//МЭСХ. 2003. № 6. С. 20-21.

18. Черноиванов В. И. и др. О формировании вторичного рынка сельскохозяйственной техники. «Техника и оборудование для села», 2009. № 10. С.10-12.

19. Черноиванов В. И., Ежевский А. А., Краснощеков Н. В., Федоренко В. Ф., Жалнин Э. В., Буклагин Д. С. Мониторинг технического уровня и надежности основных видов сельскохозяйственной техники. М. : ФГНУ «Росинформагротех», 2009. С. 108.

20. «Agrar Technik aktuel», 2012. № № 1-45; 2013. № № 1-21.

THE SECONDARY MARKET OF DOMESTIC AND FOREIGN TRACTORS IN RUSSIA

© 2015

A. J. Gladtsyn, the candidate of economic sciences, the senior teacher of the chair «Technical service» Nizhniy Novgorod state engineering-economic university, Knyaginino (Russia)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Annotation. Leading foreign manufacturers of agricultural and industrial tractors recently stepped up attempts to gain a foothold in the Russian market, given its significant potential volume. In addition to continuing still to some extent in direct sales of its tractors, firms propose to use for the procurement of the equipment line of credit, extend offers to supply on lease and use other methods of enhancing the demand. The nature of the dispersion medium in terms of operation and medium-sized practices offer for sale of tractors of different companies in the same group of power relative to their average values are about the same.

The share of the secondary market, occupied the leading firms that are close enough to their positions in the primary market. While the percentage of new tractors John Deere and Fendt are slightly higher than their shares in the secondary market, and in the Case tractors, Deutz-Fahr and Massey Fergusson observed an inverse relation. The main number of proposals for the sales of used farm tractors (about 30 %) tractors with a capacity of 80-100 HP, roughly equal to the number of proposals (15-17 %) available at tractors 60-80; and 120-150 100-120 HP, small tractors up to 60 HP) and large (over 150 HP) of power are respectively about 8 and 12 % of the secondary market.

Compare tractors of different power groups shows that the patterns of price reduction deals with the growth of the life of the tractors are similar in nature; however, the pace of price reduction with the increase of life of more powerful tractors can be significantly higher.

Keywords: reliability, secondary market, dealer, used, sale, manufacturer, repair, cost, farm equipment, tractor, operating time, the foreign model, price, firm.

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.