Научная статья на тему 'Анализ обеспеченности и поставки тракторов'

Анализ обеспеченности и поставки тракторов Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
535
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАТРАТЫ НА МЕХАНИЗИРОВАННЫЕ РАБОТЫ / COSTS OF MECHANIZED OPERATIONS / СТРУКТУРА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТРАКТОРОВ ПО КЛАССАМ / THE STRUCTURE OF DISTRIBUTION OF TRACTORS ACCORDING TO CLASSES / ПЛАНИРОВАНИЕ И ОПТИМИЗАЦИЯ МТП / SCHEDULING AND OPTIMIZATION BY ICC / РЕМОНТНО-ОБСЛУЖИВАЮЩАЯ БАЗА / REPAIR AND SERVICE BASE / РЫНОК СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ / MARKET OF AGRICULTURAL MACHINERY / ТЕХНИЧЕСКИЙ СЕРВИС / TECHNICAL SERVICE / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ / MAINTENANCE AND REPAIR

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Маслов Максим Михайлович

Произведен анализ состава машинно-тракторного парка и сравнение фактического количества тракторов с нормативной потребностью. Для сельскохозяйственных организаций Нижегородской области определен недостаток в 5 511 тракторов. Кроме общей нехватки техники полученные результаты выявляют тенденции дефицита тракторов малой мощности и дефицит гусеничных тракторов. Дефицит использования тракторов тягового класса 0,6 и гусеничных тракторов 2 класса обусловлен активным развитием фермерских хозяйств, личных подворий, подсобных участков земли, садово-огороднических кооперативов и тепличных хозяйств, которые являются важным резервом производства продуктов питания и в последнее время получили активное развитие. Вторая тенденция обусловлена тем, что хозяйства Нижегородской области недостаточно эффективно используют тракторы на гусеничном ходу. Это связано с трудоемкостью транспортирования к месту работ, ремонта и большими затратами на техническое облуживание и ремонт. Тем не менее их использование целесообразно в связи с тем, что их применение позволяет расширить агротехнические сроки выполнения полевых работ, что положительно сказывается на урожайности возделываемых культур. Произведен анализ продажи тракторов на территории России в 2014 году и выявлены закономерности распределения продаж. Проанализированы поставки техники и основные ее поставщики, в результате чего выявлено, что наибольшим спросом пользуются трактора тягового класса 1,4, которые имеют наибольший объем продаж. Выявлено, что российским производителям следует уделить особое внимание производству тракторов тяговых классов 0,2 и 7,8, которые представлены исключительно импортной, а также тракторам тяговых классов 1,4 и 2,3, которые пользуются наибольшим спросом на рынке. К тому же в сложившейся экономической ситуации цены на импортную технику растут и ведется активная политика импортозамещения, отечественная техника получает все больше приоритет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF TRACTOR PROVIDING AND DELIVERY

The analysis of machine and tractor fleet composition and compare the actual number of tractors with the regulatory requirement. For agricultural organizations of the Nizhny Novgorod region determined the deficiency in 5 511 a tractor. In addition to General shortage of equipment the results reveal trends of the shortage of tractors of low power and lack of crawler tractors. The deficiency of use of tractors of drawbar category 0,6 and crawler tractors 2 class, due to the active development of farms and private farms, subsidiary plots, garden-nursery cooperatives and greenhouses, which are an important reserve of food and recently got active development. The second trend is due to the fact that the economy of the Nizhny Novgorod region is not enough efficient use of tractors on caterpillar tracks. This is due to the complexity of transportation to the place of work, repair and high cost for maintenance and repair. However, their use is appropriate due to the fact that their use allows extending the agro technical terms of performance of field works, which positively affects the yield of crops. It is done the analysis of sales of tractors in Russia in 2014 and the regularities of distribution sales. Analyzes the supply technique and its main suppliers, resulting in identified that the greatest demand is for the tractor of 1,4 drawbar category which have the highest amount of sales. It was revealed that Russian manufacturers should pay special attention to the manufacture of tractors of traction class 0,2 and 7-8, which are presented exclusively imported and tractors of traction class 1.4 and 2-3 that are most in demand in the market. Moreover, in the current economic situation, the price of imported machinery is growing and active policy of import substitution, domestic machinery gets more and more priority.

Текст научной работы на тему «Анализ обеспеченности и поставки тракторов»

the geometry of pump and compressor equipment, caps and shafts of electric motors, parts of internal combustion engines, transmissions and other original equipment.

The restoration of worn surfaces of parts by means of flame spraying allows to improve the physic-mechanical properties of recovered parts and eliminate the occurrence of cracks in the coating during the subsequent thermal treatment.

The technology of flame spraying is an effective substitute for time-consuming technological processes of recovery of galvanic coatings, chemical heat treatment, etc.

In this article the device settings flame spraying to improve the reliability and restoration of details of agricultural machines.

Keywords: agriculture, restoration parts, gas protective, coatings protective, the technology of flame spraying, a patent search, preparation of the surface, the metal powders.

УДК 631.12

АНАЛИЗ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ И ПОСТАВКИ ТРАКТОРОВ

© 2015

М. М. Маслов, аспирант

Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия)

Аннотация. Произведен анализ состава машинно-тракторного парка и сравнение фактического количества тракторов с нормативной потребностью. Для сельскохозяйственных организаций Нижегородской области определен недостаток в 5 511 тракторов. Кроме общей нехватки техники полученные результаты выявляют тенденции дефицита тракторов малой мощности и дефицит гусеничных тракторов. Дефицит использования тракторов тягового класса 0,6 и гусеничных тракторов 2 класса обусловлен активным развитием фермерских хозяйств, личных подворий, подсобных участков земли, садово-огороднических кооперативов и тепличных хозяйств, которые являются важным резервом производства продуктов питания и в последнее время получили активное развитие. Вторая тенденция обусловлена тем, что хозяйства Нижегородской области недостаточно эффективно используют тракторы на гусеничном ходу. Это связано с трудоемкостью транспортирования к месту работ, ремонта и большими затратами на техническое облуживание и ремонт. Тем не менее их использование целесообразно в связи с тем, что их применение позволяет расширить агротехнические сроки выполнения полевых работ, что положительно сказывается на урожайности возделываемых культур. Произведен анализ продажи тракторов на территории России в 2014 году и выявлены закономерности распределения продаж. Проанализированы поставки техники и основные ее поставщики, в результате чего выявлено, что наибольшим спросом пользуются трактора тягового класса 1,4, которые имеют наибольший объем продаж. Выявлено, что российским производителям следует уделить особое внимание производству тракторов тяговых классов 0,2 и 7,8, которые представлены исключительно импортной, а также тракторам тяговых классов 1,4 и 2,3, которые пользуются наибольшим спросом на рынке. К тому же в сложившейся экономической ситуации цены на импортную технику растут и ведется активная политика импортозамещения, отечественная техника получает все больше приоритет.

Ключевые слова: затраты на механизированные работы, структура распределения тракторов по классам, планирование и оптимизация МТП, ремонтно-обслуживающая база, рынок сельскохозяйственной техники, технический сервис, техническое обслуживание и ремонт.

Материально-техническая база сельскохозяйственного производства в значительной мере определяет уровень конкурентоспособности сельского хозяйства, основными факторами которого являются себестоимость производимой продукции и рентабельность производства.

В большинстве сельскохозяйственных регионов парк энергонасыщенной техники снизился до 45-50 % и продолжается тенденция его старения, что вынуждает сельхозтоваропроизводителей воз-

вращаться к примитивным технологиям выращивания сельскохозяйственных культур с использованием старой непроизводительной техники. Выбытие тракторов при износе 60-70 % превышает обновление в 5 раз, по зерноуборочным комбайнам в 3 раза. Из-за технологического отставания и недостаточного обеспечения техникой ежегодно на полях остается до 14 % выращенного урожая,

до 11 % теряется из-за несовершенства техники. В

39

результате общие потери достигают до 25 % [1, с. 1].

Сокращение парка сельскохозяйственной техники товаропроизводителей, его износ и старение, низкая эксплуатационная надежность и готовность машин не позволяют своевременно, качественно и в полном объеме выполнять все механизированные процессы. А это, в свою очередь, не позволяет реализовать все потенциальные возможности по получению стабильно высоких урожаев и сохранения качества выращенной продукции.

Вопрос воспроизводства парка сельскохозяйственных машин в последнее время все обостряется. Этот вопрос прорабатывают следующие ученные: Воронцов С. Ф., Юданова А. В., Агафонов Н. И., Иванцов П. И., Ежевский А. А. и др. [2-18].

При воспроизводстве материальнотехнической базы руководителям сельскохозяйственных организаций приходится решать очень сложную задачу. При наличии большого разнообразия марочного состава и значительного числа производителей отечественной и импортной техники необходимо учитывать отзывы о работе техники [19].

С целью анализа обеспеченности тракторами сельскохозяйственных организаций был проведен расчет их нормативной потребности на примере Нижегородской области. В таблице 1 представлен сравнительный анализ нормативной потребности и фактического количества тракторов в Нижегородской области, рассчитанной по методике нормативов Министерства сельского хозяйства [19, 20].

Недостаток тракторов для хозяйств Нижегородской области по всем тяговым классам составил 5 511 физических тракторов.

Кроме общей нехватки техники полученные результаты выявляют еще две тенденции:

- дефицит тракторов малой мощности;

- дефицит гусеничных тракторов.

Дефицит использования тракторов тягового

класса 0,6 и гусеничных тракторов 2 класса обусловлен активным развитием фермерских хозяйств, личных подворий, подсобных участков земли, садово-огороднических кооперативов и тепличных хозяйств, которые являются важным резервом производства продуктов питания и в последнее время

получили активное развитие. В области зарегистрировано 3 120 крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, 554 тысячи личных хозяйств граждан [20]. Их характерной особенностью является то, что возделываемые площади невелики и использовать на них высокопроизводительную сельскохозяйственную технику экономически неоправданно. Эффективное производство продуктов питания на малых площадях может быть осуществлено при условии широкого применения тракторов малой мощности с универсальными наборами орудий. Тракторы малой мощности обладают легкой транспортабельностью, большой маневренностью, универсальностью и повышенной точностью выполняемых работ, поэтому идеально подходят для этих хозяйств.

Вторая тенденция обусловлена тем, что хозяйства Нижегородской области недостаточно эффективно используют тракторы на гусеничном ходу. Это связано с трудоемкостью транспортирования к месту работ, ремонта и большими затратами на техническое облуживание и ремонт. Тем не менее их использование целесообразно в связи с тем, что их применение позволяет расширить агротехнические сроки выполнения полевых работ, что положительно сказывается на урожайности возделываемых культур.

Произведенные расчеты показали, то что для нужд сельскохозяйственных организаций Нижегородской области по нормативам необходимо в 1,8 раза больше техники, чем имеется на данный момент. Кроме того, более 40 % тракторов Нижегородской области выработало свой срок эксплуатации и требует замены, ее неприхотливости к нашим условиям эксплуатации [20].

Поэтому необходимо особое внимание уделять воспроизводству машин, которое должно быть экономически, технологически и организационно целесообразно. Но на данный момент структура тракторного рынка России складывается из поставок на него пяти основных групп производителей: традиционных отечественных заводов, российских предприятий, работающих по лицензиям ПО МТЗ, и зарубежных фирм, Беларуси и Украины, иностранных фирм.

40

Таблица 1 - Сравнительный анализ нормативной потребности и фактического количества тракторов

Тяговый класс Тип движителя Норматив Факт Отклонение

Тип трактора э- й э- со К -е э- й э- со К -е э- й ч <D СО К -е

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Универсальные 0,6 686 2 143 0 0 -686 -2 143

0,9 260 521 42 84 -218 -437

Универсально-пропашные 1,4 колесные 461 839 69 125 -392 -714

2 222 2 964 3 065 4 086 842 1 122

2 2 234 1 655 612 453 -1623 -1 202

Специальные 2 гусеничные 355 355 0 0 -355 -355

колесные 1 927 1 042 1 865 1 008 -62 -34

3 гусеничный 1 820 1 655 788 716 -1033 -939

гусеничный 2 187 1 183 0 0 -2187 -1 183

Общего назначения колесные 496 184 510 189 0 5

5 95 45 1 128 537 14 492

гусеничный 236 88 0 0 1033 -88

6 гусеничный 95 35 0 0 -236 -35

Всего в парке 13 074 12 709 8 077 7198 -4 997 -5 511

41

Рисунок 1 - Структура российского рынка тракторов

Рынок сельскохозяйственных тракторов России в 2014 году по отношению к 2013 году снизился на 3,8 %. Общий объем продаж тракторов за январь-декабрь 2014 года составил 43 850 ед., из которых только 1 316 тракторов российских марок (доля рынка всего 3,1 %) [21].

В 2014 году в структуре рынка тракторов произошло увеличение рыночной доли импорта новых тракторов иностранных марок, которая выросла с 26,1 % до 39,0 %, а доля импорта под держанных машин выросла с 7,1 % до 8,2 %. Общая доля импорта новых тракторов, включая импорт из Республики Беларусь изменилась с 77,1 % до 77,8 % рынка.

Совокупные продажи собранных в России новых тракторов иностранных марок (John Deere, Claas, Case New Holland, Versatile) и ХТЗ сократились на 16 % с 2 683 ед. до 2 254 ед. при сужении их рыночной доли с 5,9 % до 5,1 %. В 2014 году продажи белорусских тракторов российской сборки упали на 27,8 % до 2,6 тыс. шт., а их доля на рынке сузилась с 7,8 % до 5,8 % [23].

В 2014 году наибольшим спросом пользовались зарубежные колесные тракторы мощностью от 50 до 80 л. с. и от 102 до 122 л. с. Спрос на колесные тракторы мощностью более 122 л. с., а также гусеничные был меньше. Продолжали пользоваться высоким спросом и тракторы, бывшие в эксплуатации.

Объемы тракторов из России, ближнего и дальнего зарубежья, дифференцированные по стандартным тяговым классам от 0,2 до 8, показывают,

что наибольшие поставки тракторов были в тяговом классе 1,4.

Из-за отсутствия в модельном ряде производителей тракторов из России, Беларуси и Украины тяговых классов 0,2 и 7-8 тракторов эта ниша заполнена импортными тракторами стран дальнего зарубежья.

Тракторы тягового класса 0,6-0,9 на рынке России в основном представлены колесными полноприводными «Беларус» (38,6 %) и фирм дальнего зарубежья, при этом доля России (преимущественно из тракторов ОАО ВМТЗ) не превышала 1/5 рынка. Роль монополиста в наиболее массовом тяговом классе 1,4 попрежнему принадлежала колесным полноприводным тракторам «Беларус», занимающим фактически весь рынок тракторов этого тягового класса (98,1 %) [22, с. 4].

В тракторах тяговых классов 2-3 наибольшим спросом пользуются колесные полноприводные тракторы МТЗ (Беларуси) и ХТЗ (Украины).

Если говорить о тракторах тягового класса 4-6, то их составляли мощные тракторы в основном российских тракторных заводов (44,6 %), а также ПО МТЗ (36,6 %) и фирм дальнего зарубежья (16,9 %) [22, с. 5].

Таким образом, анализ структуры отечественного рынка тракторной техники показывает общее снижение поставок тракторов из-за сокращения объемов производства и значительную неравномерность распределения поставляемых тракторов по стандартным тяговым классам. Кроме вышеуказанных проблем на отечественном рынке сельхозтехники имеются следующие трудности:

42

- машиностроители не могут эффективно планировать производство и свою программу, не имея обоснованной системы машин для регионов;

- покупатели техники затрудняются, какие машины приобретать и какой из альтернативных отдать предпочтение;

- неуверенность сельхозтоваропроизводителей в государственной поддержке;

- рост кредитных ставок;

- колебание валютного курса и рост цен на комплектующие [21, с. 2-3].

В соответствии со стратегией модернизации сельского хозяйства России на период до 2020 года [14] 85 % в структуре рынка сельскохозяйственной техники должна занимать отечественная продукция. На текущий момент ситуация на рынке кардинально противоположная.

В связи с этим российским производителям следует уделить особое внимание производству тракторов тяговых классов 0,2 и 7-8, которые представлены исключительно импортной и тракторам тяговых классов 1,4 и 2-3, которые пользуются наибольшим спросом на рынке. К тому же в сложившейся экономической ситуации цены на импортную технику растут и ведется активная политика импортозамещения, отечественная техника получает все больше приоритет.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Липовский М. И. Рациональный обмолот зерновых культур. СПб. : СЗНИИМЭСХ, 2005. 140 с.

2. Воронцов С. Ф., Герасимов В. С., Русаков

А. Н. Пути развития технического сервиса АПК РФ в условиях кризиса // Труды ГОСНИТИ [Электронный ресурс]. URL: http://www.gosniti.ru/ docu-

ments/articles/18.pdf (дата обращения: 28.10.2014).

3. Юданова А. В. Технико-экономическое обоснование комплексов отечественных и зарубежных машин [методические положения на примере выбора техники для возделывания и уборки зерновых культур в МТС]. М. : Инженернотехническое обеспечение АПК. Реферативный журнал №1. 2004. 190 с.

4. Константинов В. Н. Сравнительная оценка и расчет нагрузочных характеристик на тракторы при обычной технологии возделывания пшеницы и модифицированной технологии с применением оптимально подобранных тракторов. М. : Инженерно-техническое обеспечение АПК. Реферативный журнал № 4. 2002. 984 с.

5. Парахин Н. В., Полухин А. А. Экономическая оценка технического переоснащения растениеводства орловской области. ВНИИМСХ. : Сель-

скохозяйственные машины и технологии №4. 2014. 48-51 с.

7. Елизаров В. П., Антышев Н. М., Бейлис В. М., Шевцов В. Г. Исходные требования и технологические операции в растениеводстве // Сельскохозяйственные машины и технологии. № 1. 2011. 11-14 с.

8. Полухин А. А., Алпатов А. В., Ставцев А. Н. Оценка состояния, использования и воспроизводства материально-технической базы сельскохозяйственных организаций Орловской области. Вестник ОрелГАУ, № 5. 2012. 78-85 с.

9. Агафонов Н. И. Современные тенденции организации использования машинно-тракторного парка, трудовых и материальных ресурсов в хозяйствах различных форм собственности. Тр. ГОСНИ-ТИ/Всерос. науч.-исслед. технол. ин-т ремонта и эксплуатации маш.-тракт. парка. Москва Т. 100.

2007. 33-38 с.

10. Агафонов Н. И. Сельскохозяйственные общественные организации в поисках путей преодоления агроэкономической отсталости на Дону и Северном Кавказе во второй половине XIX - начале XX века. Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион, серия: общественные науки. Южный федеральный университет № 6. 2010. 50-55 с.

11. Иванцов П. И. Методология и практика создания новых организационно-правовых форм хозяйствования. Известия высших учебных заведений. Северо-кавказский регион, серия: общественные науки. Южный федеральный университет № 1.

2008. 25-29 с.

12. Сысоева И. Качели для трактора / Газета «Крестьянин», № 40 (1165), 1-7 октября 2014. С. 10.

13. Система регионального машинно-строения: состояние и перспективы развития // Сборник науч. докл. XIII Межд. науч.-практ. конф. «Новые технологии и техника для ресурсосбережения и повышения производительности труда в сельскохозяйственном производстве» (5-6 октября 2005 г. Москва). М. : ВИМ, 2006. 172 с.

14. Стратегия машинно-технологической модернизации сельского хозяйства России на период 2020 года. М., 2009. С. 3.

15. Производство и рынок сельскохозяйственной техники в Российской Федерации. Ежемесячный информационный бюллетень. М. : Росагро-маш, 2013 (декабрь). С. 16

16. Липкович Э. Экономические проблемы технического и технологического перевооружения сельского хозяйства России // АПК: Экономика, управление. 2014. № 5. С. 16

43

17. Ежевский А. А. Техническая и технологическая обеспеченность сельскохозяйственного производства России на 2013-2020 годы // Сельскохозяйственные машинны и технологии. 2014. № 1.

18. Плаксин А. М. Алгоритм теоретического обоснования структуры технико-технологической модернизации производства хлопка // Материалы L111 международной научно-технологической конференции «Достижение науки - Агропромышленному производству». Ч. 2. Челябинск, ЧГАА. 2014.

19. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации «Нормативы потребности АПК в технике для растениеводства и животноводства». М. : ФГНУ «Росинформагротех», 2003.

20. Министерство сельского хозяйства и про-

довольственных ресурсов Нижегородской области официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http:Wwww.msxnnov.ru. (дата обращения:

26.07.2014).

21. Маслов Г. Г. Отечественный рынок сельскохозяйственной техники в 2015 году: трудности и преимущества // Сельский механизатор. 2015. № 3. С. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Нефедов А. М. Тракторы: производство и рынок в России // Сельский механизатор. 2014. № 5. С. 12.

23. Портал машиностроения. Источник от-

раслевой информации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mashportal.ru/machinery_russia-

38284.aspx (дата обращения: 24.06.2015)

© 2015

THE ANALYSIS OF TRACTOR PROVIDING AND DELIVERY

M. M. Maslov, the post-graduate student

Nizhniy Novgorod state engineering-economic university, Knyaginino (Russia)

Annotation. The analysis of machine and tractor fleet composition and compare the actual number of tractors with the regulatory requirement. For agricultural organizations of the Nizhny Novgorod region determined the deficiency in 5 511 a tractor. In addition to General shortage of equipment the results reveal trends of the shortage of tractors of low power and lack of crawler tractors.

The deficiency of use of tractors of drawbar category 0,6 and crawler tractors 2 class, due to the active development of farms and private farms, subsidiary plots, garden-nursery cooperatives and greenhouses, which are an important reserve of food and recently got active development.

The second trend is due to the fact that the economy of the Nizhny Novgorod region is not enough efficient use of tractors on caterpillar tracks. This is due to the complexity of transportation to the place of work, repair and high cost for maintenance and repair. However, their use is appropriate due to the fact that their use allows extending the agro technical terms of performance of field works, which positively affects the yield of crops. It is done the analysis of sales of tractors in Russia in 2014 and the regularities of distribution sales. Analyzes the supply technique and its main suppliers, resulting in identified that the greatest demand is for the tractor of 1,4 drawbar category which have the highest amount of sales. It was revealed that Russian manufacturers should pay special attention to the manufacture of tractors of traction class 0,2 and 7-8, which are presented exclusively imported and tractors of traction class 1.4 and 2-3 that are most in demand in the market. Moreover, in the current economic situation, the price of imported machinery is growing and active policy of import substitution, domestic machinery gets more and more priority.

Keywords: costs of mechanized operations, the structure of distribution of tractors according to classes, scheduling and optimization by ICC, repair and service base, the market of agricultural machinery, technical service, maintenance and repair.

44

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.