Информационный электронный журнал
Новые исследования Тувы: www.tuva.asia 2009, №№ 1-2
ВТОРАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ ШКОЛА МОЛОДЫХ ЭТНОСОЦИОЛОГОВ «ТРАДИЦИИ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ЭТНОСОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ»
С. А. Мадюкова1, Е. А. Ерохина1 2
THE SECOND INTERNATIONAL SCHOOL OF YOUNG ETHNOSOCIOLOGISTS
«TRADITIONS AND SOCIAL CULTURAL TRANSFORMATIONS: THE THEORY AND TECHNIQUE OF ETHNOSOCIAL RESEARCHES»
S. A. Madyukova, E. A. Erohina
С 26 июня по 2 июля 2008 г. Институт философии и права СО РАН (г. Новосибирск) совместно с Хакасским госуниверситетом им. Катанова (г. Абакан), при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда провел Вторую международную школу молодых этносо-циологов. Для обмена знаниями, опытом, налаживания контактов собрались 13 преподавателей и 14 слушателей - известные ученые, молодые исследователи, аспиранты, студенты из различных регионов России, а также Казахстана и Монголии.
Первая международная школа молодых этносоциологов, проведенная в июле 2006 года на базе кемпинга «Млечный путь» недалеко от пос. Чемал в Республике Алтай, была посвящена рассмотрению теоретико-методологических и конкретно-социологи -ческих аспектов этносоциологии и этносоциологических исследований. Вторая Школа приурочена к 100-летию академика А.П. Окладникова. Как отметил в своей лекции «Теоретико-методологические проблемы этносоциологических исследований. Вклад академика А.П. Окладникова в изучение этносоциальных процессов» руководитель
1 Мадюкова Светлана Александровна - преподаватель Школы.
2 Ерохина Елена Анатольевна - ученый Секретарь Школы.
Постоянный адрес статьи: http://www.tuva.asia/joumal/issue_1-2/167-ethnosoc.html
391
Информационный электронный журнал
Новые исследования Тувы: www.tuva.asia 2009, №№ 1-2
Школы, доктор философских наук Ю. В. Попков, его заслуга состоит в том, что он заложил методологические основания современных этносоциальных исследований. На базе археологических, этнографии-ческих и исторических изысканий он сделал открытие огромного культурно-исторического массива, специфической чертой которого является определенная непрерывность этнического субстрата от палеолита до современности при известной трансформации отдельных культур. Чрезвычайно важной для этносоциологии была также его идея о длительных и разнообразных взаимодействиях народов и цивилизаций Евразии.
А.П.Окладников был последовательным сторонником комплексного подхода в гуманитарных науках. Именно его ориентация на интеграцию разных наук для решения задач, стоящих перед возглавляемым им научным направлением, воплотилась в организации Института истории, филологии и философии СО АН СССР, объединявшего несколько научных дисциплин гуманитарного профиля. Применительно к социологическим исследованиям это нашло отражение в создании при его непосредственном участии в рамках института сектора комплексных исследований проблем развития народов Сибири. Заложенный в названии сектора подход был реализован в развитии новосибирской школы этносоциологии.
Наряду с лекцией Ю.В. Попкова в Школе прочитаны лекции общетеоретического и методологического характера: «Цивилизационный подход в этносоциологии» (кандидаты философских наук В. Г. Кос-тюк и Д.В. Ушаков); «Методологические особенности этносоциальных исследований в современной поликультурной среде» (доктор философских наук Р. Н. Ибрагимов). Серия лекций была посвящена проблематике этнокультурных трансформаций в эпоху глобализации: «Этно-конфессиональные отношения в переходном обществе», (доктор фило-
392
Информационный электронный журнал
Новые исследования Тувы: www.tuva.asia 2009, №№ 1-2
софских наук Л. В. Анжиганова); «Социокультурные трансформации в современной Хакасии» (доктор исторических наук В. Н. Тугужекова); «Традиции и новации в современных социокультурных трансформациях» (С. А. Мадюкова).
Наряду с обширной теоретической программой Школы была проведена серия мастер-классов. Кандидат философских наук И. В. Удалова рассказала слушателям об особенностях организации и проведения полевых этносоциологических исследований, научный сотрудник ИФПР СО РАН Г. С. Гончарова обучила «школьников» подготовке анкетных данных к компьютерной обработке, кандидат философских наук Е. А. Ерохина на своем мастер-классе сделала акцент на теоретикометодологических и прикладных проблемах исследования межэтнических взаимодействий, доктор педагогических наук М. А. Абрамова, используя Тест Шварца и Индивидуально-дифференцированный опросник, продемонстрировала слушателям возможности использования социальнопсихологического подхода в этносоциологическом исследовании.
Бурную дискуссию вызвали проблемы, поставленные на круглом столе «Образ «своего» и «чужого» в школьном образовании», который провела кандидат социологических наук Т. И. Зеленецкая. Проведение и последующее обсуждение тренинг-игры «Основы межкультурной коммуникации», которую провели Ю. В. Попков и Е. А. Ерохина, вскрыли для слушателей проблематику толерантности, поскольку в изучении межкультурных коммуникаций данный тренинг порождает игровое переживание, благодаря чему участники глубже познают интересы взаимодействующих сторон, их формы поведения, развивается способность к восприятию норм и ценностей чужой культуры.
В ходе работы слушатели Школы сделали презентации докладов, в которых нашел отражение опыт собственных социологических ис-
393
Информационный электронный журнал
Новые исследования Тувы: www.tuva.asia 2009, №№ 1-2
следований. В материалах представлена этносоциальная проблематика тех регионов, которые они представляют.
Прошел и традиционный этнофестиваль, в рамках которого лекцию на тему обычаев и культуры хакасского народа прочитали Л. В. Анжиганова и А. И. Котожеков.
Как представляется, проведение Второй Международной Школы молодых этносоциологов можно считать важной вехой в развитии эт-носоциологии, поскольку Школы не только повышают теоретический и методический уровень молодых этносоциологов, способствуют становлению региональных социологических центров в Сибири и сопредельных регионов Евразии, но и вовлекают их в реализацию крупных российских и международных научных проектов.
394