Научная статья на тему 'О III международной школе этносоциологов в Монголии и презентации проекта о молодежи Тувы'

О III международной школе этносоциологов в Монголии и презентации проекта о молодежи Тувы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
79
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования Тувы
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ / ETHNOSOCIOLOGY / ШКОЛА / SCHOOL / МЕТОДОЛОГИЯ / METHODOLOGY / МЕТОДИКА / METHODS / СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / COMPARATIVE RESEARCHES / MONGOLIA / СОТРУДНИЧЕСТВО / COLLABORATION / КОНФЕРЕНЦИЯ / CONFERENCE / PRESENTATIONS / НОВЫЕ ЗНАНИЯ / NEW KNOWLEDGE / ЯРКИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ / VIVID IMPRESSIONS / ПРЕЗЕНТАЦИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кан Валерия Сергеевна

В статье освещены некоторые итоги командировки в Монголию (при поддержке гранта РГНФ 090163205 а/Т), в том числе впечатления участника Третьей международной школы молодых этносоциологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кан Валерия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About III International school of young ethnosociologists in Mongolia and presentations about the project of Tuvan youth

The article is considered some results of professional business trip in Mongolia (with RHF 090163205 a/T grant supporting) including the member’s impressions of the Third International school of young ethnosociologists.

Текст научной работы на тему «О III международной школе этносоциологов в Монголии и презентации проекта о молодежи Тувы»

электронный научный журнал

«НОВЫЕ

ИССЛЕДОВАНИЯ

ТУВЫ»

www.tuva.asia

№ 4 2010 г.

О III международной школе этносоциологов

В МОНГОЛИИ И ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРОЕКТА О МОЛОДЕЖИ ТУВЫ

В. С. Каи1

Аннотация: В статье освещены некоторые итоги командировки в Монголию (при поддержке гранта РГНФ 090163205 а/Т), в том числе впечатления участника Третьей международной школы молодых этносоциологов.

Ключевые слова: этносоциология школа методология методика сравнительные исследования Монголия сотрудничество конференция презентации новые знания яркие впечатления.

ABOUT III INTERNATIONAL SCHOOL OF YOUNG ETHNOSOCIOLOGISTS IN MONGOLIA AND PRESENTATIONS ABOUT THE PROJECT OF TUVAN YOUTH

V. S. Kan

Abstract: The article is considered some results of professional business trip in Mongolia (with RHF 090163205 a/T grant supporting) including the member's impressions of the Third International school of young ethnoso-ciologists.

Keywords: ethnosociology, school, methodology, methods, comparative researches, Mongolia, collaboration, conference, presentations, new knowledge, vivid impressions.

Начало школы

6 сентября 2010 года в г. Улан-Батор состоялось торжественное открытие Третьей международной школы мо-

1 Кан Валерия Сергеевна — кандидат исторических наук, научный сотрудник Тувинского института гуманитарных исследований при Правительстве Республики Тыва.

Постоянный адрес статьи: http://www.tuva.asia/journal/issue_8/2549-kan2.html

340

электронный научный журнал

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ > ТУВЫ»

www.tuva.asia

№ 4 2010 г.

лодых этносоциологов «Методология и методика сравнительных этносоциальных исследований: монгольский ракурс». С приветственным словом к участникам школы обратился доктор физико-математических наук, профессор, директор Института исследований Монгольского Алтая, секретарь национального Совета Монголии по науке и технологиям Ц. Хинаят. Он отметил, что проведение данного, очень важного для Монголии, мероприятия является результатом плодотворного сотрудничества между монгольскими и российскими исследователями из Института исследований Монгольского Алтая, Института философии, социологии и права АН Монголии и Института философии и права СО РАН.

Работу школы открыл ее руководитель, доктор философских наук, профессор, зам. директора по науке и зав. сектором этносоциальных исследований Института философии и права Сибирского отделения РАН Ю. Попков. Он подчеркнул, что впервые в организации данного мероприятия участвует такое количество научных учреждений России и Монголии: Институт философии и права СО РАН, Институт социологии РАН, Институт философии, социологии и права Академии наук Монголии, Институт исследований монгольского Алтая. Школа проводится при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Министерства образования, культуры и науки Монголии.

Ю. Попков выразил огромную благодарность профессору Цэдэву Наваану, поскольку благодаря его личному

341

электронный научный журнал

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ > ТУВЫ»

www.tuva.asia

№ 4 2010 г.

вкладу значительно расширились рамки российско-монгольского сотрудничества. В его выступлении также было отмечено, что впервые в этом году в конкурсе на право участия в школе соревновалось немало состоявшихся исследователей с учеными степенями кандидатов наук. Это говорит о престиже школы и определило высокий квалификационный уровень ее слушателей.

В работе школы приняли участие сотрудники Института социологии РАН (г. Москва). М. Горшков, член-корреспондент, директор ИС РАН отметил, что проведение школы является своевременным и актуальным, поскольку этносоциология — одно из перспективных направлений науки. Она находится на стыке различных наук и имеет множество нитей, связывающих ее с этнографией, историей, психологией и др. Данные этой научной дисциплины способствуют обогащению научного знания в целом.

С приветственным словом выступила также ученый секретарь ИФСП Академии наук Монголии, кандидат философских наук М. Золзоя. По ее мнению, главные отличительные особенности этой школы — тематика (монгольский ракурс) и место проведения.

7 сентября участники и гости школы приняли участие в работе международной научно-практической конференции «Социально-политические процессы в условиях глоба-

Конференция

342

электронный научный журнал

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ > ТУВЫ»

www.tuva.asia

№ 4 2010 г.

лизации», тем самым получая своеобразный мастер-класс от старших коллег.

Пленарное заседание конференции открыл академик, директор Института философии, социологии и права АН Монголии Ж. Амарсанаа. С приветственным словом к участникам конференции выступил Президент АН Монголии . Энхтувшин. С интереснейшими докладами выступили ведущие ученые России и Монголии: М. Горшков и

З. Голенкова (Институт социологии РАН), А. Железняков «Региональные аспекты цивилизационного взаимодействия во Внутренней Азии» (ИС РАН), Ю. Попков «Роль социокультурного неотрадиционализма в современном развитии локальных культур» (Институт философии и права СО РАН), В. Тикунов «Опыт создания электронного «Атласа устойчивого развития России» (МГУ), М. Абрамова «Мульти-культурализм — концепция коллективного взаимодействия» (Институт философии и права СО РАН), Г. Чулуунбаатар «Проблемы демократизации монгольского общества» (Институт философии, социологии и права АН Монголии), С. Цэрэндорж «Права человека в Монголии: достижения и проблемы» (Центр исследования прав человека и демократии), Д. Ганбат «Оценка качества демократии в Монголии» (Академия политического образования).

Первым с докладом «Социально-политические аспекты модернизационного проекта России» выступил М. Горшков. Он сказал, что говорить о высокой готовности российского

343

электронный научный журнал

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ > ТУВЫ»

www.tuva.asia

№ 4 2010 г.

общества к модернизационному рывку будет явным преувеличением. Вместе с тем, неоднократные попытки модернизации России «сверху» не оказались для нее напрасными. Социальной базой модернизационного прорыва может стать только так называемый «новый средний класс», объединяющий, прежде всего, профессионалов и концентрирующий значительную часть тех, кого называют модернистами. Именно они заинтересованы в перестройке российской экономики и переводе ее на новые рельсы.

Руководитель ИС РАН вручил монгольским коллегам награды: Б. Энхтувшину и профессору Г. Чулуунбаатару — почетные серебряные медали им. Питирима Сорокина.

Большой интерес присутствующих вызвал доклад профессора З. Голенковой «Парадоксы трансформационных процессов в условиях глобализации». Она выделила следующие парадоксы: 1) чем сильнее тенденции интеграции в деловом мире в условиях глобализации, тем все большее значение приобретает локальная этническая идентичность; 2) конфликт между государством и гражданским обществом; 3) противоречия между развитием экономической системы на основе частной собственности и демократическая составляющая, связанная с вмешательством в рыночную экономику и сетью социальных прав и социальной защиты; 4) непрофессионализм экономической элиты на новом этапе развития общества.

Из аудитории выступающим задавались вопросы и высказывались слова поддержки.

344

электронный научный журнал

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ > ТУВЫ»

www.tuva.asia

№ 4 2010 г.

Презентация журнала «Новые исследования Тувы»

8 сентября в рамках работы школы я провела презентацию журнала «Новые исследования Тувы». Дело в том, что молодые ученые нередко сталкиваются не столько с проблемой размещения статей в научных изданиях, сколько с их своевременной публикации, а также быстрым поиском нужной информации. В выступлении было отмечено, что ресурсы, размещенные в сети Интернет, дают большие возможности ученым для продвижения результатов своих научных исследований в глобальной информационной сети и установления социальных, деловых контактов.

Из моего выступления слушатели узнали о структуре и тематических приоритетах журнала, о редколлегии и т.д. Был продемонстрирован вид главной страницы сайта, ее рубрик. Ю. Попков, руководитель школы и член редсовета журнала отметил, что сайт уже завоевал авторитет среди ученых, его знают и в журнале публикуются известные исследователи, редколлегия имеет свой «портфель».

Все присутствующие проявили большой интерес к электронному ресурсу, задавали вопросы. Я отметила, что редколлегия журнала старается поощрять молодых исследователей, выделив специальную рубрику «Проба пера» и оказывая хорошую методическую поддержку. Слушатели школы, являющиеся жителями разных регионов, Сибири и Дальнего Востока изъявили желание посетить сайт, познакомить с ним своих коллег и разместить информационные

345

электронный научный журнал

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ > ТУВЫ»

www.tuva.asia

№ 4 2010 г.

материалы о нем в своих научных и образовательных учреждениях.

Дальнейшая работа школы была продолжена в живописном месте в окрестностях Улан-Батора на туристической базе «Нухт». Ее программа включала в себя лекции и семинары ведущих российских и монгольских исследователей— этносоциологов, а также презентации исследовательских проектов слушателей.

Весьма интересными и содержательными были презентации наших монгольских коллег, сотрудников Института философии, социологии и права АН Монголии: Ж. Бад-жаргал — о современном состоянии семьи в Монголии, Д. Энхболда — о социально-психологических аспектах семейных отношений в монгольских семьях, Н. Баярцэцег — о ценностях молодежи Западного региона Монголии (на примере тувинской и казахской молодежи сумонов Цэн-гельского и Баян-Олгийского аймаков). После каждого выступления развертывалась дискуссия.

Я рассказала слушателям и преподавателям школы о целях и основных результатах своего научно-

исследовательского проекта «Социальное самочувствие молодежи Тувы в связи со строительством железной дороги и освоением месторождений», реализованного при поддержке РГНФ в 2009-2010 гг. (№ 090163205 а/Т). Презентация также вызвала живой отклик слушателей, было задано много вопросов и высказаны пожелания.

Презентация проекта о молодежи Тувы

346

электронный научный журнал

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ > ТУВЫ»

www.tuva.asia

№ 4 2010 г.

Некоторые результаты данного исследования были опубликованы в журнале «Новые исследования Тувы» (Кан, 2010: Электр. ресурс).

Помимо официальной части, работа школы включала обширную культурную программу. Теплая погода благоприятствовала этому. В рамках школы традиционно был проведен этнофестиваль. На нем Л. Анжиганова представила традиционный хакасский костюм, Е. Ерохина — нанайский костюм, А. Сысоева — костюм горожанки XIX в., а я — стилизованный тувинский костюм.

Мы побывали в буддийском храме «Гандан» и монастыре медитаций, увидели вид столицы с высоты памятника воинам-освободителям, участвовавших в событиях на Хал-хин-Голе, познакомились с традиционным бытом и кухней монгольских кочевников, сфотографировались у памятников Чингис-Хану и группе «Битлз».

Особо мне понравилось посещение Национального музея Монголии. В нем хранится богатая коллекция по истории, археологии и этнографии Монголии, состоящая из более 50000 экспонатов. Здесь представлены уникальные золотые украшения — другие по форме по сравнению с находками из кургана Аржаан-2.

Мы посетили музей после обеда и поэтому, к сожалению, мало посмотрели последние залы: социалистической (1921—1990 гг.) и демократической Монголии (1991 г. — до наших дней). Лучше приходить в музей с утра. В следую-

Культурная программа

347

электронный научный журнал

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ > ТУВЫ»

www.tuva.asia

№ 4 2010 г.

щий раз хотелось бы побывать в пустыне Гоби, древней столице Чингис-Хана и других удивительных местах этой страны.

12 сентября по завершении занятий все участники школы получили сертификаты. Поездка в Монголию в целом была насыщенной и незабываемой. Мы почерпнули из занятий немало ценных знаний по теории и методике сравнительных этносоциальных исследований новосибирской школы этносоциологов, установили полезные контакты с учеными России и Монголии своего профиля, приобрели новых друзей.

К сожалению, в рамках школы я не услышала общую и конкретную информацию по теоретическим направлениям и методике сравнительных этносоциальных исследований других исследовательских школ (методологическое и методическое многообразие, слабости и преимущества различных парадигм). Надеюсь, что организаторы учтут высказанные мною пожелания, в том числе о проведении занятий по обработке социологических данных в форме семинара, а не лекции.

Я рекомендую всем посетить Монголию — эту удивительную страну.

Выражаю благодарность всем организаторам школы и хочу отметить большую работу, проделанную Юрием Владимировичем Попковым, ученым секретарем школы Еленой Александровной Ерохиной (сотрудником Института фило-

Итоги и перспективы

348

электронный научный журнал

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ > ТУВЫ»

www.tuva.asia

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ 4 2010 г.

софии и права СО РАН) и Цеценбилэг Цэвээний (заведующим отделом социологии ИФСП АН Монголии).

Следующую — IV школу этносоциологов я предложила провести в Туве — с участием ТИГИ, ТывГУ и ТИКОПР СО РАН.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Кан, В. С. (2010) Социальное самочувствие молодежи Республики Тыва // Новые исследования Тувы. № 3. URL: http://www.tuva.asia/jour-nal/issue 7/2155-kan.html

349

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.