Круглый стол
«СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ НЕОТРАДИЦИОНАЛИЗМ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ РОССИИ»1
Аннотация: В статье представлен обзор работы круглого стола, основные идеи некоторых докладов.
Ключевые слова: круглый стол, социокультурный неотрадиционализм, развитие, Россия, регионы, исследования, ученые.
Round table: "SOCIOCULTURAL NEOTRADITIONALISM AND STEADY DEVELOPMENT OF
RUSSIAN REGIONS”
Abstract: Article represents overview of round table session as well as main ideas of some reports.
Keywords: round table, sociocultural neotraditionalism, development, Russia, regions, research, scientists.
25-27 марта 2010 года в Новосибирском государственном университете прошла Международная научно-практическая конференция «Регионы для устойчивого развития: образование и культура народов Российской Федерации». Конференция проводилась при поддержке Европейской Комиссии, Министерства образования и науки РФ, Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, Сибирского отделения Российской академии наук, Администрации Но-
1 Постоянный адрес статьи: http://www.tuva.asia/journal/issue_6/1796-lamajaa-kst.html
14
восибирской области и более 20 региональных министерств, управлений, департаментов и комитетов образования и учреждений культуры на территории Приволжского, Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов РФ.
Главной целью конференции было обсуждение наиболее актуальных проблем и приоритетных направлений развития региональной культуры и современных средств расширения доступа к традиционной народной культуре регионов посредством инновационного сетевого образования на базе современных информационно-коммуникационных технологий.
В рамках работы конференции был проведен круглый стол «Социокультурный неотрадиционализм и устойчивое развитие регионов России», руководителем которого выступил известный отечественный этносоциолог, философ — доктор философских наук, профессор, заместитель директора по науке и заведующим сектором этносоциальных исследований Института философии и права (ИФПР) СО РАН Ю. В. Попков.
На круглом столе обсуждались следующие конкретные темы:
■ традиция и модернизация в западных и восточных обществах,
■ роль традиций в механизмах устойчивого общественного развития национальных государств и локальных сообществ,
■ традиция, традиционализм, социокультурный неотрадиционализм,
■ роль образования в сохранении и возрождении этнокультурных традиций,
15
■ социокультурная идентичность регионов как фактор устойчивого развития российского общества.
Как сообщил Ю. В. Попков, заявленная на круглом столе общая тема в последние годы активно разрабатывается в его секторе этносоциальных исследований ИФПР СО РАН, все сотрудники которого были участниками стола. Коллектив плотно сотрудничает с исследовательскими центрами ряда сибирских регионов в плане организации и проведения конкретных этносоциальных исследований. При этом, подчеркнул руководитель круглого стола, термин «наотрадиционализм» часто использовался в неотрефлексированном виде. «В осознанном варианте он стал применяться не так давно», — сказал он. В 2008 г. С. А. Мадюко-ва, аспирантка Ю. В. Попкова, защитила кандидатскую диссертацию по проблемам социокультурного неотрадиционализма. Сейчас сотрудники сектора заняты теоретической проработкой проблемы, что находит свое отражение в ряде новых публикаций коллектива, а также в новом исследовательском проекте.
В совместном докладе Ю. В. Попкова и кандидата философских наук С. А. Мадюковой, который по сути был конкретизацией поставленных Ю. В. Попковым на пленарном заседании проблем, перечисляются основные обстоятельства, стимулировавшие, по их мнению, изучение проблемы социокультурного неотрадиционализма. В том числе, признание мировыми общественными организациями ценности культурного разнообразия: Конвенция
ЮНЕСКО 2003 года об объектах нематериальной культуры, Декларация ООН о правах коренных народов. Исследователи также констатируют изменение взглядов ученых на роль традиций в
16
процессе модернизации. Отмечено, что в процессе глобализации происходит включение локальных культур в глобальный контекст, что помимо всего прочего порождает спрос, моду на традиционную этническую культуру как экзотику. Материальные и нематериальные элементы традиционной этнической культуры часто становятся объектами купли-продажи. Тем самым традиции приобретают новую жизнь, возникают вариации старых традиций. Особое внимание докладчики обратили на тот факт, что обращение к прошлому порой возникает тогда, когда с ним уже произошел разрыв. В этих условиях старая традиция неизбежно выступает как обновленная традиция, неотрадиция.
Все эти факторы, по мнению Ю. В. Попкова и С. А. Мадю-ковой, определяют большой круг исследовательских проблем. Например, о сферах функционирования социокультурного неотрадиционализма; о синхроническом и диахроническом аспектах интерпретации феномена; об оценках его социального значения; о возможности использования социокультурного неотрадиционализма в деле устойчивого развития общества.
Проблеме взаимосвязи собственно традиций и устойчивого развития посвятил свой доклад секретарь круглого стола — кандидат философских наук Е. А. Тюгашев (г. Новосибирск). Он сообщил, что в документах ООН, посвященных вопросам устойчивого развития, термин «традиция» упоминается крайне редко, притом в уничижительном смысле. Таким образом, возникает парадокс, подчеркивает исследователь, ведь традиция по сути — исторически известный механизм устойчивого развития. Как разрешить этот парадокс?
17
На базе краеугольных камней, или «трех китов» концепции устойчивого развития (поколеноцентризма, экономоцентризма и природцентризма) возникает образ экономики устойчивого развития, которая, во-первых, рационально эксплуатируют природные ресурсы, и, во-вторых, оптимизирует их межпоколенное использование. Однако, применение рыночных инструментов для достижения целей устойчивого развития не приводит к какому-либо значимому эффекту.
Соответственно докладчик полагает, что экономика устойчивого развития может существовать и развиваться в нерыночном формате. При этом, по совокупности двух критериев: рационального использования природных ресурсов и обеспечения межпоколенной трансляции природных ресурсов — экономику устойчивого развития следует отнести, считает Е. А. Тюгашев, к системе традиционной экономики — экономики услугообмена, основанной на взаимных обязательствах и принципе справедливости.
Доктор философских наук А. В. Иванов (г. Барнаул) категорично делит традиции на «живые» и «мертвые». По его мнению, становление духовно-экологической цивилизации невозможно без возвращения к мудрости прежних времен, забытых в ходе безудержной техногенно-потребительской гонки. При этом исследователь обнаруживает парадокс: если нет сознательного возвращения к живительным традициям, то вместо отвергнутой мудрости предков неизбежно происходит реабилитация разрушительных и темных традиций прошлого. Гипертрофированный, но бездуховный рационализм породил всплеск откровенного иррационализма.
18
Незаслуженно забытыми традициями и практиками, нуждающимся в возрождении, А. В. Иванов считает: экологические знания древних народов, мудрость и умеренность предков в использовании природных богатств, обряды и традиции по укреплению и сакрализации семьи, уважение к старшему поколению.
С большим интересом аудитория восприняла предложения докладчика по возрождению конкретных положительных традиций отечественного и зарубежного прошлого. Например, традицию монгольской державы по публичной полемике и диалогу представителей разных религиозных конфессий; китайскую традицию сдачи чиновниками экзаменов по гуманитарным предметам, традицию царских университетов с публичными лекциями ведущих профессоров для широких кругов общественности при их широкой рекламе.
Доклад о традициях и новациях в межэтническом региональном сообществе Республики Хакасии сделала новосибирская ученая, кандидат философских наук Е. А. Ерохина. Пусковым механизмом, приводящим в движение «самобытный» сценарий мо-дернизационного развития, по ее мнению, является активизация самоорганизации на местах, в локальных и региональных сообществах. Например, в период «парада суверенитетов», когда проблема сохранения стабильности в межэтнических отношениях народов России стояла наиболее остро, региональные гражданские сообщества в ряде субъектов РФ сыграли позитивную роль в снижении потенциала межэтнического напряжения. В этом плане определенный интерес представляет опыт регионального сообщества Республики Хакасия. Исследовательница отмечает следую-
19
щие доминанты регионального самосознания молодых жителей Республики Хакасия — русских и хакасов: экофильность и бережное отношение к природе, сочетание традиционализма с ориентацией на динамический идеал, характерный для обществ инновационного типа, высокая оценка культурного наследия своей «малой родины» как части исторического наследия России, значимость культурного ландшафта для исторической памяти.
Далее хакасская тема была продолжена сообщением доктора философских наук, директору гуманитарного научно-исследовательского института Хакасии Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова Л. В. Анжигановой, которая недавно стала заместителем министра национальной и территориальной политики Республики Хакасия. Для хакасов главный процесс, который они переживают сегодня, по ее мнению, это процесс обретения культурной целостности, причем в него входят парадоксальные моменты — использование новых, или древних почти забытых традиций.
Доктор исторических наук из Омска В. Г. Рыженко рассказала об авторском курсе «Регионоведение», предназначенном для студентов факультета культуры и искусств ОмГУ. При его разработке изначально учитывалось возрастание научно-практического интереса к проблемам устойчивого развития регионов и роли в этом региональной социокультурной идентичности как одной из фундаментальных в структуре идентификационной матрицы человека.
Еще одна сотрудница новосибирского Института философии и права Г. С. Гончарова представила аудитории результаты социологических исследований, посвященных проблемам измене-
20
ний ценностных ориентаций в сфере семейно-брачных отношений. На фоне существующего демографического кризиса в России автор считает такой анализ актуальной научной задачей, решение которой является фактором устойчивого развития страны и ее регионов, в особенности Сибири.
В результате исследований выяснилось, что отход от традиций в сфере семейно-брачных отношений происходит у всех народов тюрко-монгольской группы, но у алтайцев этот процесс наиболее интенсивен и проявляется в несоответствии между демографическим поведением населения и ценностными ориентациями молодежи.
Доктор исторических наук Е. Ф. Фурсова (г. Новосибирск), исследуя современную культуру восточнославянских народов Сибири, также пришла к выводу о необходимости теоретического осмысления феномена этнического неотрадиционализма. Его оно трактует как мотивированное обращение во времени и пространстве к национальным и этническим традициям. Если процессы модернизации основываются на базовых этнических ценностях, то культура народа активно отзывается, общество переживает социально-экономический, демографический, духовно-нравственный подъем. Если же эти процессы идут врознь, модернизация не находит отклика в этнографической памяти народа, то появляются такие феномены как «потерянное поколение», «отчужденное население» и пр.
Серьезное отношение к неотрадиционализму необходимо еще и потому, считает Е. Ф. Фурсова, что нашим современникам нужно не просто сохранить доставшиеся от предков памятники и нематериальное наследие, но вдохнуть в них новую жизнь.
21
Два доклада на круглом столе представляли тувинскую тему. Кандидат философских наук Ч. К. Ламажаа представила сообщение об архаических социальных общностях в современной Туве, кандидат исторических наук М. М.-Б. Харунова — выделила периоды возрождения национальных традиций тувинцев в постсоветский период истории Тувы.
Доктор философских наук из Санкт-Петербурга А. Е. Зим-були поделился своими впечатлениями традиционного мировосприятия русского народа глазами этнического грека.
Конкретное социологическое исследование молодежи Республики Саха (Якутия) позволило новосибирским ученым — доктору педагогических наук М. А. Абрамовой и кандидату философских наук В. Г. Костюку сделать вывод о том, что и соблюдение традиций в семьях родителей, и позитивное отношение молодежи к сохранению традиций в наши дни, и установки юношей и девушек на преемственность традиций в своих семьях способствуют более успешной социокультурной адаптации молодежи разных национальностей.
Интересный доклад представила «ученица» Ю. В. Попкова — аспирантка В. Н. Гололобова. Она рассказала о представлениях о здоровье и традиционных способах сохранения здоровья в молодежной среде студентов Бурятии. Изучение этой темы позволило ей сделать вывод о том, что традиционная культура представителей разных этнических групп оказывает влияние на их представление о здоровье и отношение к здоровью. Студенты, как и молодежь в целом, представляют собой наиболее прогрессивную, открытую к новому группу. Тем не менее, влияние этнокультурных,
22
религиозно-конфессиональных факторов оказывается заметным. Немаловажную роль в сохранении как традиционной культуры, так и здоровья играет религия. Более религиозное бурятское население показывает более ответственное отношение к вопросу здоровья и лучшие показатели здоровья.
Проблемам традиционного образа жизни и образования коренных малочисленных народов Севера были посвящены сообщения кандидата философских наук И. В. Удаловой (г. Новосибирск) и доктора педагогических наук Р. З. Хайруллина (г. Москва).
Монгольская молодежь, ее социализация и роль в ней традиций народа — были в центре внимания кандидата философских наук Д. В. Ушакова (г. Новосибирск).
Ученая из Барнаула, кандидат философских наук О. М. Казакова побывала в Индии и провела параллели, сравнения проблем современного бытования индийских и российских традиций.
В целом, хотя и заседание круглого стола проходило в форме заслушивания подготовленных докладов (с минимумом, в силу многочисленности участников и ограниченности времени, задаваемых вопросов), оно было весьма интересным и насыщенным по содержанию информации, географии докладов и представителей разных научных центров. Исследователей объединяло желание оценить современное состояние традиций народов, а также определить возможности их использования для задач современного социального развития.
По итогам работы конференции в ближайшее время будет издан объемный сборник материалов.
23
В данном номере нашего журнала мы, с любезного разрешения организаторов конференции, круглого стола, прежде всего члена нашего редакционного совета — Ю. В. Попкова, публикуем тексты четырех докладов. Еще несколько материалов круглого стола будет опубликовано в следующем номере журнала (№ 3 за 2010 г.).
Ч. К. Ламажаа2
2 Ламажаа Чимиза Кудер-ооловна — кандидат философских наук, главный редактор журнала «Новые исследования Тувы».
24