УДК 378.4(470.5) ББК Ч448.94
ГСНТИ 14.09.95
Код ВАК 13.00.01
Галагузова Минненур Ахметхановна,
доктор педагогических наук, профессор, кафедра социальной педагогики, Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург); 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, к. 408; e-mail: gala_36@mail.ru.
ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ С ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА...
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: техническое творчество; студенческое конструкторское бюро; научные публикации; кандидатская и докторская диссертация; социальная педагогика; методология педагогики.
АННОТАЦ ИЯ. В статье представлены некоторые вехи научной творческой деятельности ректора Уральского государственного педагогического университета Б. М. Игошева.
Galaguzova Minnenur Akhmetkhanovna,
Doctor of Pedagogy, Professor of the Chair of Social Pedagogy, Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg).
ALL BEGAN WITH TECHNICAL CREATIVE WORK.
KEY WORDS: technical creative work; student’s construction bureau; scientific publications; candidate’s and doctoral dissertation; social pedagogy; methodology of pedagogics.
ABSTRACT. The article presents some landmarks of the scientific creative activity of the Rector of the Ural State Pedagogical University B. M. Igoshev.
Н
аучные интересы Бориса Михайловича Игошева определились еще в студенческие годы. В Свердловском государственном педагогическом институте в 1950-1960-е гг. (где он учился на физикоматематическом факультете) под руководством Давида Ивановича Пеннера и Давида Матвеевича Комского была организована студенческая группа, которая занималась проблемами технического творчества школьников и популяризацией научных знаний среди населения. Умение найти свое направление в научном поиске, пройти путь от первых робких тезисов и статей до серьезных научных работ, преодолевать разочарование и неудачи в творческой работе и многое другое - все это заслуга Д. И. Пеннера и Д. М. Комского - людей энциклопедических знаний, высокой профессиональной культуры и огромного человеческого достоинства.
Первое направление творческой деятельности студентов было связано с лекторской группой, которая была создана в институте - это была первая в СССР группа студентов-лекторов. В то время началось освоение космоса: запуск искусственных спутников Земли, полеты космонавтов и др. Студенты читали об этом лекции для школьников, учителей, рабочих, колхозников и др. Свои впечатления от поездок по деревням и селам, рассказы о разных курьезных случаях в поездках студенты записывали в рукописный журнал (жаль, что он не сохранился в Музее истории УрГПУ). Чтение лекций давало возможность будущим учителям, если выражаться «высоким штилем», формировать свое ораторское искусство, ведь приходилось читать лекции всем, начиная от школьников до маститых ученых на заводах, фабриках, в научных учре-
ждениях, школах, профессиональных учебных заведениях - трудно перечислить всех слушателей и все места этих лекций.
Второе направление творческой деятельности Б. М. Игошева связано с созданием и активным участием в работе студенческого конструкторского кружка. Д. И. Пен-нер и Д. М. Комский активно привлекали к конструкторской работе студентов, которые были влюблены в физику. Среди них был Б. М. Игошев. Конструкторскую деятельность он начал еще студентом, потом активно ее продолжал по окончании института. Студенты не только разрабатывали различные технические устройства, но и публиковали их описание и материалы по использованию в работе технических кружков. Для этого в институте издавалось периодическое издание - «Методическое пособие для школьного конструкторского кружка», в котором публиковались и работы Б. М. Иго-шева (2; 4; 8).
В дальнейшем подобные работы Б. М. Игошев публиковал в популярном журнале «Моделист-конструктор», редактором которого был известный ученый в области технического творчества Ю. С. Столяров. Материалы о новых направлениях развития технического творчества были опубликованы и в журнале «Советская педагогика» (13). Опубликоваться в то время в центральной печати, тем более в журнале «Советская педагогика», было непростой задачей. Эта публикация свидетельствует об актуальности и значимости развития технического творчества школьников.
В дальнейшем Б. М. Игошевым вместе с коллегами были опубликованы программы по техническому творчеству (3; 9; 10; 12), за которые Борис Михайлович получил сереб-
© Галагузова М. А., 2014
ряную медаль ВДНХ СССР. Это, пожалуй, было совсем неординарное награждение за образовательные программы в то время.
Многочисленные статьи, программы по техническому творчеству позволили Б. М. Иго-шеву опубликовать книги по техническому творчеству школьников, которые вышли в центральных издательствах большими тиражами (6; 5; 11 и др.).
Всё это позволило Борису Михайловичу в 1988 г. в НИИ СиМО АПН СССР защитить под руководством Д. М. Комского и А. А. Кузнецова кандидатскую диссертацию на тему «Изучение вычислительной техники во внеклассной работе по физике в средней школе». Особенность этой защиты состояла в том, что соискатель защищался по совокупности опубликованных работ. Это, наверное, единственный подобный случай с кандидатской диссертацией.
Следующая важная веха в научной деятельности Б. М. Игошева связана с перестройкой в нашей стране. Известно, что после того, «как был опущен железный занавес», начались тесные контакты отечественных ученых с зарубежными коллегами. Свердловский педагогический институт был первым из педагогических вузов, который работал по международному гранту в области образования с университетами США. Для общения с коллегами из-за рубежа коллектив нашего института, в том числе Б. М. Игошев, опубликовали «Краткий русско-английский и англо-русский словарь по педагогике и образованию» (1993 г.) и «Краткий русско-немецкий и немецко-русский толковый словарь по педагогике и образованию» (1993 г.). Эти словари послужили толчком для разработки важного методологического направления -понятийного аппарата педагогики и образования. На сегодняшний день выпущено семь таких сборников, в которых активное участие принимает Б. М. Игошев в качестве постоянного автора и члена редакционной коллегии. Эти научные сборники широко известны педагогическому сообществу, имеют положительные отзывы, в том числе опубликованные в центральной печати, высокий индекс цитирования. Работа над методологическими проблемами педагогики и образования позволила нашему университету совместно с Институтом теории и истории педагогики РАО подготовить к публикации монографический сборник «Методология педагогики: понятийный аспект». В сборнике помещена статья Б. М. Игошева, написанная совместно с С. А. Новоселовым, «Диссертация по педагогике как объект охраны интеллектуальной собственности» , -эта работа, по нашему мнению, посвящена сверхактуальной проблеме.
Следующее важное направление научной деятельности Б. М. Игошева связано со введением в нашей стране института социальной педагогики (1990 г.), соответствующим развитием области профессиональной деятельности социальных педагогов и теории социальной педагогики. Введение института социальной педагогики в России совпало с революционными политическими, социально-экономическими, нравственно-психологическими и другими преобразованиями в стране, вызванными общей тенденцией гуманизации и демократизации российского общества. В решении Коллегии Государственного комитета по народному образованию от 13 июля 1990 г. «О введении института социальных педагогов» были обозначены стартовые начала становления такого института - дана общая квалификационная характеристика социального педагога. В трехмесячный срок предполагалось представить соответствующую учебно-методическую документацию, разработать учебные планы и программы переподготовки и повышения квалификации социальных педагогов.
Свердловский педагогический институт стал первым в стране, где началась подготовка социальных педагогов. Любая профессиональная сфера, как известно, включает в себя три обязательные составляющие: собственно практическую деятельность специалистов, систему подготовки профессиональных кадров и развитие соответствующей отрасли научного знания. Взаимодействие этих трех направлений обеспечивает успешное развитие и функционирование любой сферы профессиональной деятельности в обществе. Одной из особенностей возникновения и развития социальной педагогики явилось то обстоятельство, что она начала развиваться одновременно во всех качественных состояниях: как область научной и практической деятельности и профессиональной подготовки кадров.
Кто такой социальный педагог, чем он будет заниматься, как готовить такого специалиста, никто в то время не знал, а иностранная литература в тот период также была недоступна. Коллектив авторов Свердловского пединститута взялся за решение этой сложной и совершенно новой задачи. Был выпущен сборник документов и программно-методических материалов для педагогических учебных заведений по подготовке социальных педагогов (1; 14 и др.). Прежде всего был разработан учебный план и программы по подготовке социальных педагогов. Учебный план состоял из двух разделов: в него входили общественные, социально-педагогические и специальные курсы. Второй раздел - это дисциплины специализации. Одна из первых спе-
циализаций, предложенная и разработанная под руководством и при непосредственном участии Б. М. Игошева, - социальный педагог - организатор технического творчества учащихся. Таким образом, Свердловский педагогический институт первым в стране начал полноценную подготовку социальных педагогов.
Перелистывая старые материалы из личного архива, я вижу, какие гуманистические идеи были заложены в подготовку социальных педагогов. Позднее некоторые из программ были включены в государственные стандарты профессионального образования. Конечно, с позиции сегодняшнего дня специализация «организатор технического творчества» кажется несколько наивной. Но вся социальная педагогика вышла у нас в России из внеклассной и внешкольной работы педагога, поэтому мне иногда думается, что социальная педагогика начала развиваться, как ни странно, во всяком случае в нашем институте, из технического творчества.
Активная работа по развитию технического творчества Б. М. Игошева была несколько замедлена в связи с переходом на административную службу - вначале в должности проректора по научной работе, а потом и ректора вуза. Однако всё, что было сформировано в творческой деятельно-
ЛИТЕРАТУРА
1. Игошев Б. М. Подготовка социальных педагогов к развитию технической творческой деятельности учащихся // Профессиональная подготовка социального педагога : материалы Всерос. семинара-совещания / под ред. Б. М. Игошева. М., 1992 С. 43-44.
2. Игошев Б. М. Простой играющий автомат //Метод. пособие для школьного конструкторского кружка (В помощь студентам и преподавателям). Владимир, 1974. С. 3-7.
3. Игошев Б. М. Физика и полупроводниковое производство // Физико-технические кружки. Физические производственно-технические кружки. М. : Просвещение, 1987. С. 83-89.
4. Игошев Б. М. Электрифицированная азбука // Метод. пособие для школьного конструкторского кружка (В помощь студентам и преподавателям). Владимир, 1976. Вып. 6. С. 42-46
5. Игошев Б. М., Комский Д. М. Кибернетика в самоделках. М. : Энергия, 1978.
6. Игошев Б. М., Комский Д. М. Кибернетика, автоматы, жизнь. Свердловск : Средн.-Урал. книжн. изд-во, 1976.
7. Игошев Б. М., Комский Д. М. Книга для учащихся и руководителей технических кружков. Вильнюс : Млкслас, 1981.
8. Игошев Б. М., Комский Д. М. Простые играющие автоматы // Метод. пособие для школьного конструкторского кружка (В помощь преподавателям и студентам) / под ред. Д. М. Комского. Свердловск, 1975. С. 5-27.
9. Игошев Б. М., Комский Д. М. Физика и вычислительная техника // Физико-технические кружки. Физические производственно-технические кружки. М. : Просвещение, 1987. С. 6-66.
10. Игошев Б. М., Комский Д. М. Физика и электронные игры // Физико-технические кружки. Физические производственно-технические кружки. М. : Просвещение, 1987. С. 66-69.
11. Игошев Б. М., Кузнецов А. А. [и др.] Изучение основ информатики и вычислительной техники в средней школе. М. : Просвещение, 1987.
12. Игошев Б. М., Кузнецов А. А. Физика и микропроцессорная техника // Физико-технические кружки. Физические производственно-технические кружки. М. : Просвещение, 1987. С. 76-83.
13. Кузнецов А. А., Галагузова М. А., Игошев Б. М. Овладение компьютерной грамотностью в процессе технического творчества // Советская педагогика. 1986. № 2. С. 29-32.
14. Социальный педагог. Документы, программно-методические материалы для педагогических учебных заведений : в 2 ч. /под ред. Б. М. Игошева, М. А. Галагузовой. М. : Гос. комитет СССР по народному образованию, 1992. Ч. 1.
сти студента, соискателя и преподавателя, подготовило Б. М. Игошева и позволило ему перспективно и оперативно решать сложные задачи управленца. Он умеет быстро принимать решение, сосредоточивать внимание на одном деле и контролировать сразу несколько дел, умеет преодолевать трудности, определять деловые качества каждого человека в большом коллективе, постоянно самосовершенствоваться. Все эти качества привели не только к личным достижениям Бориса Михайловича, но и к расцвету вуза, которым он руководит.
Творческий опыт администратора позволил Б. М. Игошеву в 2008 г. успешно защитить докторскую диссертацию по актуальной теме современного образования и педагогики - «Системно-интегративная организация подготовки профессионально мобильных педагогов».
Сегодня, когда огромной груз ответственности за развитие вуза, за коллектив сотрудников и студентов университета наконец «упадет с плеч», а большой опыт эффективного менеджера и ученого останется у Б. М. Игошева, появится возможность от-рефлексировать знания, накопленные годами, написать на их основе книги и способствовать, как это делали Д. М. Комский и Д. И. Пеннер, развитию творчества студентов и учителей.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Ю. Н. Галагузова.