Научная статья на тему 'Вступление в ВТО и защита национальных интересов России'

Вступление в ВТО и защита национальных интересов России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
359
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВТО / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ПЕРЕГОВОРЫ / РАБОЧАЯ ГРУППА / ПОДДЕРЖКА ОТРАСЛИ / УСТУПКИ / УСЛОВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магомедов P.M., Саркаров Н.Т.

Россия сегодня является страной с рыночной экономикой, что означает необходимость интеграции ее в мировое экономическое сообщество. В этой связи проблема вступления в ВТО для России сегодня является актуальной. В данной статье анализируется опыт разных стран по отстаиванию национальных интересов при вступлении в ВТО и даются рекомендации как вести России переговоры с рабочей группой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACCESSION TO WTO AND PROTECTION OF NATIONAL INTERESTS OF RUSSIA

Russia is today the country with market economy that means necessity of its integration into world economic community. Thereupon the problem of an accession to WTO for Russia is today actual. In given article experience of the different countries on upholding of national interests is analyzed at an accession to WTO and recommendations how to carry on Russia negotiations with working group are made.

Текст научной работы на тему «Вступление в ВТО и защита национальных интересов России»

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

_МАГОМЕДОВ P.M., САРКАРОВ Н. Т.

ВСТУПЛЕНИЕ В ВТО И ЗАЩИТА НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ

РОССИИ

Россия сегодня является страной с рыночной экономикой, что означает необходимость интеграции ее в мировое экономическое сообщество. В этой связи проблема вступления в ВТО для России сегодня является актуальной. В данной статье анализируется опыт разных стран по отстаиванию национальных интересов при вступлении в ВТО и даются рекомендации как вести России переговоры с рабочей группой.

_MAGOMEDOV R.M., SARKAROV N. Т.

ACCESSION ТО WTO AND PROTECTION OF NATIONAL INTERESTS

OF RUSSIA

Russia is today the country with market economy that means necessity of its integration into world economic community. Thereupon the problem of an accession to WTO for Russia is today actual. In given article experience of the different countries on upholding of national interests is analyzed at an accession to WTO and recommendations how to carry on Russia negotiations with working group are made.

Ключевые слова: ВТО, национальные интересы, переговоры, рабочая группа, поддержка отрасли, уступки, условия вступления.

Сегодня достаточно широко обсуждается проблема вступления России в ВТО. Обсуждаются вопросы, необходимо ли России быть членом ВТО и какие могут быть последствия от вступления в эту организацию, как при этом отстаивать свои национальные интересы и т.д.

Мы, как и подавляющее большинство экономистов, управленцев и политических деятелей, считаем, что сегодня проблема вступления в ВТО для России приобрела исключительную актуальность. Россия взяла курс на рыночную экономику, а это означает необходимость ее интеграции в мировое экономическое сообщество. Кроме того, как показывает исторический опыт, самоизоляция от внешнего мира приводит к застою экономического и социального развития.

По вопросу последствий для России (выгод или потерь) от вступления в ВТО имеются самые разные мнения. От таких, как «Россия станет экономически развитой державой», до - «Россия может потерять экономическую самостоятельность». Авторы считают, что от вступления в эту организацию Россия в перспективе получит больше выгод, чем потерь, которые она может иметь при вступлении и в начальный период членства в ВТО.

Проблема состоит в том, как вступить в эту организацию на наиболее выгодных для страны условиях, чтобы процесс вступления страны в ВТО проходил безболезненно.

Формально главным юридическим условием, открывающим возможность вступления в ВТО, является соответствие национального законодательства, административных правил и существующей в данной конкретной стране практики регулирования внешней торговли товарами и услугами принципам и правовым нормам, заложенным в систему ВТО. Поэтому юридически процедура приема той или иной страны в ВТО завершается присоединением этой страны к целому ряду многосторонних соглашений и договоренностей, составляющих правовой и организационный базис функционирования ВТО.

Однако этому моменту предшествует длительный процесс двусторонних переговоров страны-кандидата на вступление с ее основными торгово-экономическими партнерами из числа стран-членов ВТО, которые формируют так называемую рабочую группу по переговорам. Именно в ходе этих переговоров определяются конкретные условия, на которых страна войдет в ВТО.

Россия ведет переговоры о вступлении в ВТО с 1995 года. Они ведутся по двум составляющим:

❖ на предмет изучения торгового режима страны;

❖ по определению условий участия России в этой организации.

Из указанных составляющих, более проблемной и затяжной по времени является вторая составляющая. Именно перечень этих конкретных условий и покажет баланс плюсов и минусов от присоединения каждой конкретной национальной экономики к ВТО.

В свою очередь, эти конкретные условия тоже можно подразделить на две составляющие. Первая - это то, что требуют от любой страны-кандидата на вступление. Например, в ходе переговоров практически со всеми членами рабочей группы ВТО страна кандидат оговаривает некие «пороговые» уровни финансовой поддержки своих национальных производителей, с тем, чтобы впоследствии эти уровни не увеличивать. Иными словами, страна- кандидат оговаривает условия возможной государственной поддержки национального предпринимательства. Здесь фактически и закладываются будущие права государства по поддержке приоритетных отраслей реального сектора экономики.

Здесь также оговариваются вопросы защиты еще одного ключевого сектора национальной экономики - банковско-финансового. Имеется ввиду определение степени допуска иностранных конкурентов на отечественный рынок банковско-страховых услуг.

Вторая составляющая конкретных условий, выставляемых каждой стране, стремящейся в ВТО, - это те самые «пороговые» уступки, которых от нее добиваются ведущие партнеры в зависимости от политического веса, влияния данной страны и той опасности, которую она представляет как потенциальный конкурент в международных отношениях.

Таким образом, задача официальной делегации, сформированной правительством любой из стремящихся в ВТО стран, на переговорах в рамках упомянутой рабочей группы сводится к тому, чтобы максимально жестко отстаивать «пороговые» уровни поддержки приоритетных для этой страны отраслей, а также не менее жестко отбивать всякого рода неэкономические, связанные с политиканством требования.

Наиболее яркий пример успешных переговоров о вступлении в ВТО дает Китайская Народная Республика.

Переговоры продолжались в течение 15 лет. При этом:

❖ во-первых, китайская сторона никуда не спешила, торговалась с западными партнерами до последнего, одновременно проводила модернизацию экономики и производства - проходило масштабное приоритетное стимулирование как целых отраслей (например, черной металлургии), так и отдельных предприятий, имеющих стратегическое значение для китайской экономики. Государство, обеспечивая развитие базовых отраслей своей экономики, одновременно «точечными» капиталовложениями, системой налоговых амортизаторов и льгот готовило отечественных производителей к решающей схватке с серьезными зарубежными конкурентами.

❖ во-вторых, в результате самих переговоров Китай добился для себя как будущего члена ВТО важных преимуществ по защите своего рынка и национальных производителей. Так, КНР снижает уровень импортных пошлин на автомобили только до 25 процентов, и то - в течение определенного амортизационного периода - до 2006 года; доля зарубежных инвесторов во владении пакетами акций в совместных фондах управления ценными бумагами в первые три года членства КНР в ВТО не должна была превышать 33 процента, а по истечении этого срока - 49 процентов, т.е. контрольные пакеты акций оставались за китайской стороной.

Пример Китая доказывает, что вступление в ВТО и защита национальной экономики - вещи отнюдь не взаимоисключающие, требуются только политическая воля руководства страны и желание скрупулезно работать во имя поддержки собственных производителей.

В ходе многолетних переговоров по вступлению России в ВТО, летом 2002 года определились главные предметы интереса стран-членов ВТО к нашей стране.

Наиболее важными позициями, отстаиваемыми все последующие годы российской стороной на переговорах, стали следующие:

❖ поддержка отечественной авиационной и автомобильной промышленности;

❖ допуск иностранных банков на российский рынок через институт дочерних компаний, но без права открывать филиал;

❖ сохранение ныне действующего ограничения участия западных компаний в российском страховом бизнесе в 25 процентов;

❖ право на поднятие «порога» поддержки отечественного агропромышленного комплекса с нынешнего, составляющего порядка 3,5 миллиарда долларов в год, до, хотя бы, 10-12 миллиардов;

❖ наконец, сохранение права определять внутренние цены на энергоносители, отличные от цен мирового рынка, по которым наша страна экспортирует нефть и газ.

С первым из указанных выше направлений дискуссий на переговорах вроде бы все ясно. Сегодня вряд ли кому-то не ясно, что если при вступлении в ВТО не будет оговорен приемлемый уровень пошлин на зарубежные автомобили и гражданские самолеты, то уже очень быстро Россия полностью потеряет эти две отрасли. Достаточно напомнить, что до последнего времени пять крупнейших в России авиационных заводов, выпускающих самолеты разных марок для гражданской авиации, расположенных в Воронеже, Казани, Самаре, Ульяновске и Саратове, общими усилиями производили по 5-7 самолетов в год, хотя их проектная мощность составляет порядка 150-180 авиалайнеров. В настоящее время для устойчивого роста в отечественном самолетостроении необходимы совместные усилия как по линии оживления государственного заказа (с возможным применением условий лизинга) для внутренних авиалиний, так и кооперирования усилий заинтересованных стран СНГ. Именно такая политика способна одновременно поддержать производительные силы регионов и «застолбить» выгодную для России «нишу» на внешних рынках, в то время как беспрепятственный допуск на наши авиалинии американских «боингов» и западноевропейских «аэробусов», напротив, окончательно похоронит нашу авиационную промышленность.

То же самое можно сказать и об автомобильной промышленности страны.

Хорошо известно о том, что поддержка банковского и страхового сектора экономики представляет собой предмет особой заботы всех развитых государств. Возьмем для примера сферу страхования.

Введение ограничений на деятельность зарубежных страховых компаний предполагает сохранение за отечественными страховщиками таких ключевых областей, как страхование жизни и, ставшее столь значимым в последние несколько лет для российских водителей, обязательное страхование ответственности владельцев транспортных средств. Тем более, имеется негативный пример ряда стран Центральной и Восточной Европы (в частности, Польши и Венгрии), в которых рынок страховых услуг в области страхования автогражданской ответственности оказался захваченным крупными западными компаниями, вследствие чего эти государства недосчитывают существенных поступлений в казну.

Что касается такой важнейшей сферы, как аграрная, то, по официальным данным Министерства сельского хозяйства РФ, в настоящее время в западноевропейских странах уровень пошлин на импорт продовольствия примерно в 10 раз выше, чем в России, а государственные дотации сельским товаропроизводителям в расчете на 1 га пашни больше российских в 50-60 раз. Это притом, что за последние 10-12 лет объем государственных субсидий

сельскому хозяйству России и так уже сократился в 50 раз. Перед нами -опять-таки, пример того самого жесткого протекционизма в аграрной сфере, который, несмотря на членство в ВТО, практикуют ведущие западные государства. Получается, что страны, использующие на собственной территории целую систему государственной защиты и субсидирования аграрного сектора экономики, одновременно требуют от России в рамках переговоров о вступлении в ВТО фактической отмены государственной поддержки села и снятия чуть ли не всех существующих в нашей стране ограничений на импорт их продовольствия.

Недаром в феврале 2005 года очень жестко прозвучало мнение специалистов Российской академии сельскохозяйственных наук (РАСХН), что если в ходе продолжающихся переговоров с США Россия не отстоит интересы отечественного АПК, то суммарные потери в результате поспешного вступления в ВТО могут составить до 4 миллиардов долларов в год.

В свою очередь, по мнению руководства Министерства сельского хозяйства РФ, Россия в переговорном процессе в рамках вступления в ВТО намерена по-прежнему отстаивать свое право применять все инструменты защиты сельхозпроизводителей, которые широко используются развитыми странами.

Наконец, высказываемое до последнего времени в адрес нашей страны переговорщиками от США, Канады и ряда других стран требование уравнять внутрироссийские цены на топливо и, прежде всего, на газ с экспортными ценами вообще является беспрецедентным в практике ведения переговоров о вступлении новых членов в ВТО.

По ситуации, сложившейся к началу 2008 года, достигнуты договоренности и состоялось подписание соответствующих протоколов о присоединении Российской Федерации к ВТО с такими ведущими мировыми державами, как Япония, Канада, Швейцария, Бразилия и др. Сложно проходили переговоры российской и американской делегаций, стороны не достигли компромисса по самым принципиальным вопросам, среди которых еще ранее обозначились поддержка сельского хозяйства в России, торговля авиационной техникой и проблема доступа американских финансовых организаций - банков и страховых компаний - на российский рынок.

Еще один важный отрицательный момент, выявившийся на фоне затягивающихся переговоров, - это попытки тех стран-членов ВТО, которые уже дали «добро» на вступление России в эту организацию, оказать давление на нашу страну по различным вопросам под угрозой отзыва своей подписи под согласованными документами. Так, Грузия уже объявляла об отзыве своей подписи; о возможности такого развития событий заявляли и заявляют Молдова и некоторые страны ближнего и дальнего зарубежья. Со своей стороны, весной 2006 года и Евросоюз попытался выдвинуть России фактический ультиматум, требуя скорейшей отмены компенсационных выплат иностранных авиакомпаний за пролет по российским транссибирским магистралям. В этой связи следует напомнить о территориальной протяженности России на восток и о том, что указанные платежи наша страна использует на обновление

воздушного парка отечественных авиакомпаний и на модернизацию аэронавигационной системы. Само же появление подобных требований означает искусственное затягивание вопроса о присоединении России к ВТО нашими торговыми партнерами.

На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Обеспечить национальные интересы в экономике, в том числе - во внешнеэкономической сфере, при вступлении в ВТО, в принципе, представляется возможным, если в ходе переговоров добиться приемлемых условий по конкретным позициям.

2. Уступки в пользу стран-членов ВТО со стороны вновь вступающей в эту организацию страны (такие, как общее и отраслевое снижение таможенных пошлин, облегчение доступа конкурентов на отечественный рынок и др.) неизбежны. Однако их отрицательный эффект возможно компенсировать фиксацией определенного переходного периода, а также договоренностью о сохранении права субсидирования национальных предпринимателей по определенным отраслям, регионам, а также отдельным предприятиям и проектам.

3. России, в ходе продолжающихся переговоров, необходимо удержать основные позиции: по поддержке отечественной авиационной и автомобильной промышленности; по ограничению допуска иностранных банков и других финансовых институтов на российский рынок; по фиксированию права нашей страны на поднятие «порога» поддержки отечественного агропрома до величины в 10-12 миллиардов долларов в год, а также права на установление внутренних цен на энергоносители, отличных от цен мирового рынка, по которым мы поставляем эти ресурсы на внешний рынок.

4. Необходимо жесткое неприятие всякого рода первоначально не оговоренных «дополнительных» требований к России. Например, скорейшей отмены компенсационных выплат за нанесенный иностранными авиакомпаниями экологический ущерб в ходе транзитного перелета по российским транссибирским магистралям и т.п.

Литература

1. Амутинов А.М. Вступление России в ВТО: возможные риски и выгоды. Махачкала, 2004г.

2. Вступление России в ВТО. Аргументов «против» больше, чем «за» [электронный ресурс Интернет].

3. Вступление России в ВТО. Что сулит и чем чревато вступление России в ВТО? [электронный ресурс Интернет].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.