Научная статья на тему 'Вступление в силу международных договоров как завершение процесса их заключения'

Вступление в силу международных договоров как завершение процесса их заключения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4447
681
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР / ВСТУПЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА В СИЛУ / ВЕНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ О ПРАВЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ / INTERNATIONAL LAW / INTERNATIONAL TREATY / COMING INTO EFFECT OF INTERNATIONAL TREATY / THE VIENNA CONVENTION ON THE LAW OF INTERNATIONAL TREATIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бальхаева Саяна Баировна

В статье рассматриваются нормативные и доктринальные положения, касающиеся вступления в силу международных договоров. Исследуется практика различных вариантов вступления международных договоров в силу. Делается вывод о необходимости обоснованной унификации заключительных положений международных договоров с целью упорядочения функционирования системы международного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concluding international treaties

The article is devoted to the normative and doctrinal provisions on coming into effect of international treaties. The practice of the different variants of coming into effect of international treaties is researched. The conclusion is drawn on the necessity to unify the final provisions of international treaties in order to improve the functioning of the system of international law.

Текст научной работы на тему «Вступление в силу международных договоров как завершение процесса их заключения»

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

УДК 341.24 (09) © С.Б. Бальхаева

Вступление в силу международных договоров как завершение процесса их заключения

В статье рассматриваются нормативные и доктринальные положения, касающиеся вступления в силу международных договоров. Исследуется практика различных вариантов вступления международных договоров в силу. Делается вывод о необходимости обоснованной унификации заключительных положений международных договоров с целью упорядочения функционирования системы международного права.

Ключевые слова: международное право, международный договор, вступление международного договора в силу, Венская конвенция о праве международных договоров.

S.B. Balkhaeva

Concluding international treaties roming into effect as the completion of the process

The article is devoted to the normative and doctrinal provisions on coming into effect of international treaties. The practice of the different variants of coming into effect of international treaties is researched. The conclusion is drawn on the necessity to unify the final provisions of international treaties in order to improve the functioning of the system of

international law.

Keywords: international law, international treaty, coming into effect of international treaty, the Vienna Convention on the law of international treaties.

Что следует понимать под юридической силой нормативного акта? В словаре С.И. Ожегова выражение «юридическая сила» определяется как действенность, правомочность правила, закона [1].

По словам С.С. Алексеева, понятие «юридическая сила» включает в себя реальное функционирование выраженных в акте юридических норм, фактическое проявление юридической энергии [2, 237]. Соглашаясь с последней точкой зрения, следует добавить, что юридическая сила является компонентным свойством каждого действующего нормативного акта, любого международного договора.

В международно-правовой литературе этот термин употребляется для обозначения обязательности договора. По словам финского юриста, специалиста международного права Яна Клаббер-са, юридическая сила международного договора вытекает из намерения двух и более субъектов международного права придать обязательный характер своим отношениям на основе норм международного права [3, 8]. Международные договоры создаются самими государствами. В основе их действительной силы (обязательности) лежит соглашение государств как результат согласования воли сторон, которая в свою очередь обусловлена интересами и потребностями договаривающихся государств. Ф. Мартенс писал: «Интерес, собственная польза заставляют государства заключать международные договоры, и интерес, польза

обеспечивают признание их обязательности» [4, 395].

Но как справедливо отмечает С.Ю. Марочкин, внутреннее право должно определять механизм их исполнения и возможность непосредственного применения. В этом смысле выполнение обязательств по международному праву именно «становится в зависимость от государственного права» [5, 121].

Вступление международного договора в силу

- это финальная (завершающая) стадия процесса его заключения. М. Ляхс справедливо замечает, что договор является не только заключительным актом процесса, но и началом его, ибо с момента вступления в силу он сам в свою очередь активно влияет на дальнейшее развитие истории, служит прогрессу или тормозит его [6, 19]. Термин «договор» обозначает соглашение между государствами в том виде, в каком оно окончательно принято и вступило в силу в качестве источника международно-правовых норм. Но наряду с этим термин «договор» обозначает текст положений, который составляется и согласовывается участвующими в переговорах государствами.

В юридической литературе отмечается, что международный договор характеризуется как основной источник международного права благодаря договорной форме, которая позволяет достаточно четко сформулировать правомочия и обязательства сторон, что благоприятствует всту-

плению в силу и применению договорных норм. Венская конвенция о праве международных договоров не исключает возможности заключения международных соглашений «не в письменной форме», т.е. в форме устных (так называемых джентльменских) соглашений, но они относятся скорее к былым временам, чем к современности [7, 141-142]. Факт выработки окончательного согласованного текста договора еще не свидетельствует о его заключении. Процесс заключения международного договора, как указывал Г.И. Тун-кин, есть процесс согласования воли государств, результатом которого является соглашение, воплощающееся в нормах договора. Завершение процесса заключения международного договора есть завершение процесса становления нормы международного права [8, 82].

В соответствии со ст. 24 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. договор вступает в силу в порядке и в дату, предусмотренные в самом договоре или согласованные между участвовавшими в переговорах государствами.

А.Н. Талалаев в комментарии к Венской конвенции отмечает, что «выражение «международный договор вступает в силу» означает, что положения данного договора становятся обязательными для его участников...» [9, 41-42].

В федеральном законе «О международных договорах Российской Федерации» [10] говорится, что международные договоры вступают в силу для Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и в порядке и сроки, предусмотренные в договоре или согласованные между договаривающимися сторонами» (п. 1 ст. 24). В этом случае налицо несоответствие: в Венской конвенции используется выражение «участвовавшими в переговорах государствами», а в Федеральном законе - «договаривающееся государство». На наш взгляд, в данном случае Федеральный закон неточен, т.к. термин «договаривающееся государство» подразумевает, что государство уже согласилось на обязательность для него договора, что не соответствует действительности. Следовательно, до момента вступления договора в силу государства-участники переговоров являются договаривающимися государствами и процесс заключения договора для них еще не завершен. Заключение международного договора оканчивается вступлением его в силу.

Дата вступления договора в силу часто не совпадает с выражением согласия на обязательность международного договора, поскольку вступле-

нию договора в силу во многих случаях предшествует дополнительный срок. Венская Конвенция о праве международных договоров недвусмысленно разделяет по времени и по юридическому предназначению эти два момента, помещая их в разные разделы.

Это объясняется двумя причинами: 1. установление необходимого времени для информирования граждан и органов государственной власти (официальная публикация); 2. установление необходимого времени для соответствующих изменений в национальном законодательстве, если того требует конкретный международный договор.

Подтверждением того, что процесс заключения международного договора завершается вступлением его в силу, является и то, что в Бюллетене международных договоров Российской Федерации [11] опубликование международного договора обязательно сопровождается сведениями о дате его вступления в силу, если он вступает в силу не с даты подписания.

Свидетельством того, что заключение договора завершается вступлением в силу, является и тот факт, что на официальном сайте Организации Объединенных Наций публикуются сведения о выполнении внутригосударственных процедур, подготовленных по материалам сайта Комиссии ООН, по наиболее значимым международным договорам. Характерным примером является Статус Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. [12], где по состоянию на 4 мая 2011 г. участвует 76 государств. В вышеуказанном документе сначала указывается государство-участник, далее способ и дата выражения согласия на обязательность международного договора (подписание и иные виды) и как завершающая стадия точная дата вступления в силу, так как именно с нее государства приобретают соответствующие права и обязанности. Например, Российская Федерация в соответствии с п. 3 ст. 91 Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. [13] присоединилась к ней 16 августа 1990 г. Однако данная Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 1 сентября 1991 г., что и является завершением процесса заключения этой Конвенции.

Иногда на практике встречаются случаи, когда момент окончательного согласования текста договора совпадает с моментом подписания, который в свою очередь и определяет момент вступления договора в силу. В подобных ситуациях отсутствует разрыв во времени между моментом

окончательного согласования текста договора и моментом вступления его в силу. Как правило, такое положение складывается тогда, когда не предусмотрена ратификация договора. Так, например, в ст. 10 Соглашения о сотрудничестве между Министерством юстиции Российской Федерации и Министерством юстиции Социалистической Республики Вьетнам 2010 г. говорится: «Настоящее Соглашение вступает в силу со дня подписания.» [14]. Иначе говоря, окончательно сформулированные правила поведения становятся сразу обязательными. Но весьма распространена и такая процедура, при которой с момента окончательного формулирования правил поведения до момента установления их обязательности проходит определенный промежуток времени.

Когда в договоре точно определена календарная дата вступления его в силу, то можно говорить о безусловно-определенном моменте начала его действия. Например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Государства Бруней-Даруссалам об упразднении визовых формальностей для владельцев дипломатических и служебных (официальных) паспортов при осуществлении краткосрочных поездок в форме обмена Нотами между МИД Российской Федерации от 7 октября 2009 г. и Посольством Государства Бруней-Даруссалам от 12 октября 2009 г., где говорится: «Нота Министерства иностранных дел Российской Федерации и настоящая Нота составляют Соглашение между двумя Правительствами, которое вступит в силу 11 ноября 2009 г.» [15, 44-47].

В этом Соглашении четко определена во времени начальная граница его действия. При этом следует отметить, что возможны случаи, когда в договоре указывается календарная дата его временного применения. В качестве примера можно привести ст. 13 Соглашения об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин. В ней указывается: «Настоящее Соглашение подлежит ратификации и временно применяется со дня вступления в силу договора о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 г.» [16].

Имеются международные договоры, в которых начальный момент их действия (момент вступления их в силу) определяется условно, то есть фиксируется то условие, с которым связано вступление его в силу, но не указывается конкретно, когда должно наступить это условие. Такие договоры нельзя назвать договорами с неопределенным

моментом вступления их в силу, поскольку в них указывается необходимость достижения определенных условий для начала их юридического действия. Если будет выполнено предусмотренное в договоре условие, он вступит в силу. Если такое условие не будет соблюдено, договор в силу не вступит. Возможны и такие случаи, когда соблюдение юридического условия для вступления договора в силу связывается с наступлением того или иного события. Например, в п. 1 ст. 3 Соглашения о порядке таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых между государствами - участниками Соглашения

о создании зоны свободной торговли 1999 г., указывается, что «настоящее Соглашение применяется каждой из Сторон при условии вступления в силу Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г. и Протокола о внесении изменений и дополнений к нему от 2 апреля 1999 г.» (Соглашение вступило в силу для Российской Федерации 13 апреля 2000 г.) [17, 26-29].

Известны случаи заключения комплекса договоров, каждый из которых считается самостоятельным источником международного права, но их толкование и реализация предполагают согласованное действие [7, 141]. В этом случае один международный договор вступает в силу при условии, что одновременно вступит в силу другой международный договор. Характерным примером является ст. 8 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов в Республику Казахстан: «Настоящее Соглашение вступает в силу после получения последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу, одновременно с Соглашением о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации от 9 декабря 2010 г. ...» [18].

К договорам с неопределенным моментом вступления в силу относятся такие, в которых не указан ни точный момент начала их действия, ни условие, с которым связывается начало их действия. Необходимо отметить, что в современной практике такие договоры встречаются крайне редко, что свидетельствует о положительной тенденции. Так как момент вступления договора в силу является завершением процесса создания

договора и игнорировать его при создании международного договора - источника международноправовых норм - недопустимо. А.Г. Ходаков замечает, что отсутствие в договоре «положений о вступлении в силу может порождать сомнения в отношении самого характера документа (договор это или заявление о намерениях и т.п.)» [19, 21].

Польский юрист М. Франковская исследовала

1 579 договоров, содержащихся в 100 томах сборников договоров ООН, и обнаружила, что только в 151 из них не содержалось указания на момент вступления договора в силу, причем в большинстве это были договоры государств с международными организациями [20, 143].

Неопределенность момента вступления договора в силу заключается в том, что из текста договора, его содержания не ясно, когда он начинает действовать. Венская конвенция о праве международных договоров предусматривает (п. 2 ст. 24), что договор вступает в силу, как только будет выражено согласие всех участвующих в переговорах государств на обязательность для них договора.

Исследование данного вопроса позволяет сделать вывод о целесообразности установления общего правила, отражающего сложившиеся наиболее типичные для договорно-правовой практики решения. Постановления, касающиеся вступления договоров в силу, имеют значение для оценки их (договоров) в качестве источников международноправовых норм; государства, насколько возможно, не должны произвольно пренебрегать формулированием этих постановлений. Отсутствие или наличие преамбулы и разнообразие наименований не имеют значения для оценки качества международного договора [21, 15], что нельзя сказать о постановлениях, касающихся вступления его в силу. Как справедливо замечает И.И. Лукашук; «их отсутствие или неполнота (заключительных положений. - Прим. авт.) способны в дальнейшем породить немалые трудности, связанные с действием договора» [21, 598]. В связи с этим обоснованная унификация, с нашей точки зрения, способствовала бы более упорядоченному функционированию всей системы международного права.

Литература

1. http://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=28634

- Состояние на 23.09.2011.

2. Алексеев С.С. Общая теория права. - М., 1982.

- Т. 2. - С. 237.

3. Jan Klabbers. The concept of treaty in international law. - 1996. - P.8.

4. Мартенс Ф. Современное международное право

цивилизованных народов. 1898. - С.395.

5. Марочкин С.Ю. Действие и реализация норм международного права в правовой системе Российской Федерации. - М., 2011. - С.121.

6. Ляхс М. Многосторонние договоры / под ред.

B.Н. Дурденевского. - М., 1960. - С.19.

7. Цит. по: Международное право: учебник / отв. ред. Г.В. Игнатенко, И.О Тиунов. 5-е изд. - М., 2009.

- С.141-142.

8. Тункин Г.И. Теория международного права: учебник / под общ. ред. Л.Н. Шестакова. - 2009. - С.82.

9. Талалаев А.Н. Венская конвенция о праве международных договоров. Комментарий. - М., 1997. -

C.41-42.

10. Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 29. Ст. 2757.

11. Официальное издание - выходит ежемесячно с марта 1993 г. в соответствии с Федеральным законом о международных договорах Российской Федерации 1995 г.

12. http://www.uncitral.org

13.http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/pdf/cisg.pdf - по состоянию на 21 сентября 2011 г.

14. Документ опубликован не был.

15. Бюллетень международных договоров. - 2010.

- № 3. - С. 44-47.

16. Документ опубликован не был.

17. Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. № 3(33). - С. 26-29

18. Документ опубликован не был

19. Комментарий к федеральному закону «О международных договорах Российской Федерации». - М., 1996. - С.21.

20. Талалаев А.Н. Право международных договоров. - 1980. - С.143.

21. Гидирим А.В. Понятие международного договора. Советский Союз и международные договоры: сб. ст. - М., 1980. - Вып. 8. - С. 15.

22. Лукашук И.И. Современное право международных договоров. - М., 2004. - С. 598.

Бальхаева Саяна Баировна - младший научный сотрудник, аспирант, отдел международного публичного права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (научный руководитель - д-р юр. наук, проф. Тиунов Олег Иванович). Тел.: 8-926-429-10-60. E-mail: [email protected]

Balkhaeva Sayana Bairovna - researcher, postgraduate student, department of international public law, Institute of Legislation and Comparative Law Studies under the Government of the Russian Federation (scientific supervisor - doctor of law, professor Tiunov Oleg Ivanovich).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.