Научная статья на тему 'Вступительные испытания в магистратуру: отечественный и зарубежный опыт'

Вступительные испытания в магистратуру: отечественный и зарубежный опыт Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
346
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИСТРАТУРА / ПОСТУПЛЕНИЕ В МАГИСТРАТУРУ / ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ В МАГИСТРАТУРУ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вступительные испытания в магистратуру: отечественный и зарубежный опыт»

отчета о работе приемной комиссии и презентация этих результатов на общем собрании факультета.

Студсовет факультета управления и заместитель декана по воспитательной работе используют меры поощрения лучших студентов-волонтеров за работу в приемной комиссии. Это — рекомендации для получения университетской путевки для отдыха на море; направление в командировки для участия в конкурсах и олимпиадах в другие города России; включение на льготных условиях в образовательные поездки в зарубежные вузы и многое другое.

Можно сделать вывод, что работа по привлечению студентов к приемной кампании может стать органичной частью учебного процесса как вид практики, позволяющий формировать необходимые профессиональные навыки, накапливать опыт и развивать компетенции, владение которыми может пригодиться для будущей карьеры.

В. А. Погосян,

заведующая кафедрой раннего обучения иностранным языкам

ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ В МАГИСТРАТУРУ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ

И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

В течение всего периода работы по магистерским программам мы пытались оптимизировать и совершенствовать не только содержание и преподавание самих программ, но и содержание и форму вступительных испытаний в магистратуру. Так, кафедра раннего обучения иностранным языкам, предлагающая две программы магистерской подготовки в области раннего обучения иностранным языкам, от устного экзамена «Методика раннего обучения иностранным языкам», который принимался на русском языке, перешла к приему устного экзамена на английском языке, а в 2010 г. экзамен интегрировал устную и письменную части. Как видно, сначала мы изменили содержание экзамена. Причиной тому послужило осознание того, что основам методики мы сможем обучить магистрантов в процессе их обучения по программе, что касается иностранного языка, то магистерская программа может способствовать и развитию и совершенствованию владения им, но не позволяет осуществлять целенаправленное обучение этому предмету, хотя именно он составляет основу профессиональной деятельности будущего магистра, обучающегося по нашим программам.

Тем не менее рассматривать содержание и форму вступительных испытаний нужно в более широком контексте, в свете сложившейся современной ситуации в высшем образовании и тех перемен, которые происходят сегодня, так как вступительные испытания — это лишь один из компонентов набора на магистерские образовательные программы.

Если задача вступительных испытаний довольно конкретна — создать объективную базу для выбора наиболее достойных претендентов на обучение, — то задача всей вступительной кампании — осуществить набор на бюджетные места (что чрезвычайно актуально в условиях подушевого финансирования), а также набрать магистрантов, оплачивающих обучение. Содержание, форма, требования к вступительным испытаниям могут либо способствовать решению задач приема, либо вступить с ними в противоречия: например, уровень сложности испытаний может оказаться слишком высоким, отпугнуть потенциальных претендентов на обучение, оказаться непосильным для экзаменуемых, что в результате может привести к провалу всей кампании.

Вступительные испытания, как один из компонентов процесса конкурсного

отбора лучших претендентов на обучение, безусловно, помогают выбрать лучших и наиболее достойных претендентов на объективной основе. Однако в ситуации, когда имеются проблемы с осуществлением набора на бюджетные места (при этом нужно помнить, что в скором времени демографические проблемы отразятся и на количестве претендентов на обучение в магистратуре), слишком сложные испытания не позволят осуществить набор вообще.

Размышлений требует еще одна проблема, тесно связанная с набором в магистратуру: должен ли конкурс быть единым по определенному направлению подготовки или раздельным, то есть на каждую образовательную программу магистерской подготовки? Значимость данной проблемы и различных вариантов ее решения и соответствующих последствий этих решений становится понятной при рассмотрении ситуации, которая складывается в институте детства, который осуществляет набор по направлению «Педагогика» на самые различные программы подготовки магистров, предлагаемые десятью кафедрами. При объявлении единого конкурса, количество желающих обучаться по некоторым программам оказывается гораздо большим по сравнению с другими. Кроме того, как правило, претенденты на «популярные» программы имеют более высокий средний балл диплома бакалавра (чаще всего, максимальный, обладая красным дипломом), а также более высокие баллы по результатам вступительного экзамена. Вполне очевидно, что при едином конкурсе следует расширять прием на такие программы, при этом, закрывать остальные программы, так как количество бюджетных мест ограничено. Однако последствия такого решения отразятся на объемах учебных поручений и, соответственно, на количестве ставок профессорско-преподавательского состава кафедр, не набравших студентов. Такая ситуация предполагает конкурентную борьбу за магистрантов между кафедрами, что

в принципе нормально, учитывая общую тенденцию в современном высшем образовании, которая развивается по логике рыночной экономики.

Однако возможен и иной путь решения проблемы, который был апробирован в институте детства в рамках приема в магистратуру в 2010 г. Так, на программы магистратуры, предлагаемые кафедрой раннего обучения иностранным языкам, был объявлен отдельный конкурс, который на момент начала вступительных испытаний составил 2 человека на место, причем такой подход представляется оправданным в связи с тем, что вступительный экзамен на эти программы («Иностранный язык») отличается от экзамена на другие программы института детства. В результате нам удалось избежать конкуренции между кафедрами, провести объективный набор по результатам экзамена по иностранному языку, включавшего устную и письменную части, а также не «потерять» студентов, не прошедших по конкурсу, так как они сами, ознакомившись с результатами вступительных испытаний, перешли на другие образовательные программы университета.

Интересно отметить, что ситуация, в которой сегодня функционирует российское высшее образование, практически идентична европейской. Как пишет Джон Креджслер, профессор кафедры педагогической антропологии Датского педагогического университета1, с переходом университетов на подушевое финансирование, которое в течение последнего десятилетия существенно сократилось, университеты стали стремиться привлекать к обучению как можно больше студентов, а также сохранять студенческий контингент, то есть добиваться того, чтобы студенты сдавали экзамены и не отчислялись. Дж. Креджслер отмечает, что подушевое финансирование оказало влияние на то, как стали распределяться финансы внутри университетов: это распределение осуществляется в соответствии с тем, какое количество студентов

подразделение смогло набрать, а также доучить по своим образовательным программам. В результате, в связи с необходимостью выживания, университетские подразделения стали объединяться и укрупняться во всей Европе.

Комментируя современную ситуацию с финансированием британского высшего образования, профессор Ноттингемско-го университета Лиз Морриш пишет, что уже с 1990-х годов метафора «студент-как-единица-дохода» описывает реальное положение дел, так как бюджет каждого факультета и кафедры регулируется в соответствии с количеством студентов. При этом для привлечения студентов постоянно разрабатываются новые магистерские образовательные программы, которые Л. Морриш называет «дизайнерскими», содержащими «самые невероятные» комбинации, например: «Английский язык и урбанистика», «Английский язык и исследования окружающей среды» (Morrish 2000: 232—233)2.

Рассматривая данную проблему, можно полагать, что в условиях подушевого финансирования именно университеты заинтересованы в наборе максимального количества студентов, как на бюджетной, так и на платной основе. Каков интерес у студентов к обучению в магистратуре? Этот интерес высок, если человек знает, что, имея степень магистра, он получит более высокую, престижную, высокооплачиваемую должность, добьется более успешного карьерного роста. В этом случае он может быть уверен, что деньги, потраченные на обучение, в скором времени вернет.

Заинтересованы ли наши основные работодатели (администрация школ и органы образования) в приеме на работу магистров, отдается ли предпочтение магистрам по сравнению с бакалаврами? Судя по всему, такой заинтересованности они не проявляют. Зарплата у молодого специалиста, независимо от того, является ли он бакалавром или магистром, одинаковая, более того, учителя начальной школы и педагоги

дошкольных учреждений могут вообще не иметь высшего образования. Эта проблема тесно связана с заинтересованностью выпускников бакалавриата в обучении в магистратуре — получив степень магистра педагогики, в школе они будут получать ту же зарплату и иметь тот же статус, что и выпускники педагогических колледжей.

В связи с этим можно полагать, что в России обучение в магистратуре по направлению «Педагогика» гораздо менее привлекательно для студентов, чем, например, в Европе и Америке. Так, в большинстве стан Европы, например в Финляндии, бакалавр не имеет права работать учителем, для этого требуется степень магистра. В США бакалавр для работы в школе должен получить лицензию учителя, то есть пройти еще один год обучения в университете.

Рассматривая вопрос о вступительных испытаниях, в частности в магистратуру, следует учитывать не только наш собственный опыт, но и опыт других стран, тем более, что зарубежный опыт имеет более давнюю историю развития многоуровневой системы высшего образования. Интересно отметить, что зарубежный опыт представляет совершенно разные модели проведения набора в магистратуру. В США для поступления в магистратуру необходимо сдать стандартизированные тесты, набрав при этом достаточное количество баллов. Для обучения по программам по экономике, менеджменту — это тест GMAT, для поступления на гуманитарные факультеты — тест GRE.

Тест GMAT (Graduate Management Admissions Test) — это стандартизованный тест, предназначенный для проверки аналитических и деловых коммуникативных способностей, а также способности успешно обучаться по программам экономики и управления, в частности по программам MBA (магистр делового администрирования). Тест проводится на английском языке и состоит из 3 частей: Вербальный раздел (Verbal section); Математический раздел

(Quantitative section); Аналитическое письмо (Analytical Writing).

Первая часть теста — «Оценка аналитического письма» (англ. The Analytical Writing Assessment (AWA)) состоит из двух эссе. В первом из них тестируемый должен проанализировать доводы, а во втором — проанализировать спорный вопрос. На написание каждого эссе отводится 30 минут. Количественная часть состоит из 37 вопросов множественного выбора, на которые надо ответить за 75 минут. Здесь предлагается

2 типа вопросов: решение задач и достаточность данных. Вербальная часть состоит из 41 вопроса множественного выбора, для ответа на которые отводится 75 минут. Предлагается 3 типа вопросов: исправление предложений, критическая аргументация и понимание письменного текста.

GRE (Graduate Record Examination) — это тест, который необходимо сдать для поступления в США на магистерские программы. Существуют несколько вариантов теста — General Test (общий тест) и предметные тесты — Subject Tests. Общий тест GRE направлен на то, чтобы оценить вербальные, математические и аналитические способности экзаменуемого и не связан с какой-либо отдельной научной дисциплиной. Предметные тесты GRE созданы с целью помочь приемной комиссии оценить квалификацию поступающего в магистратуру в какой-либо определенной области знаний. Общий тест GRE включает в себя

3 раздела. Вербальный раздел содержит 30 вопросов и рассчитан на 30 минут. С помощью вопросов этого раздела определяется способность анализировать прочитанный материал и синтезировать полученную информацию, понимать взаимосвязи между составными частями предложений, между словами и мыслями в предложении. Темы вопросов, включенных в раздел, разнообразны, они касаются как проблем повседневной жизни, так и гуманитарных и естественных наук. Математический раздел включает 28 вопросов, на которые

нужно ответить в течение 45 минут. Этот раздел проверяет способность к пониманию основных математических концепций, к математическому доказательству и решению количественных задачек. Для ответа на вопросы нужны знания арифметики, алгебры, геометрии и анализа данных на школьном уровне. Аналитический раздел состоит из двух письменных заданий — Issue Task (45 минут) и Argument Task (30 минут). Аналитический раздел позволяет определить способности к анализу, аргументации, видению внутренних взаимосвязей, формулированию заключений, поиску причинно-следственных связей и т. п.

Нужно подчеркнуть, что баллы, полученные за тесты GMAT и GRE, не являются единственным критерием отбора студентов, кроме баллов за тесты, при зачислении в магистратуру учитывается средний балл оценок бакалавриата, опыт работы, а также рекомендательные письма и характеристики.

Совершенно иной подход к требованиям к зачислению в магистратуру используется в большинстве европейских стран: здесь обычно не проводятся вступительные испытания, а рассматривается пакет документов претендентов на обучение.

Таким образом, зарубежный опыт показывает два основных варианта набора на магистерские программы — единый стандартизированный тест и отказ от вступительных испытаний. С одной стороны, данные варианты практически полностью противоположны — один подразумевает вступительные испытания, второй — нет. С другой стороны, в обоих вариантах вступительные испытания не проводятся университетом. Американские тесты GMAT и GRE проводятся коммерческими аккредитованными организациями и являются платными.

Американские стандартизированные тексты, перенесенные на российскую почву, скорее всего, окажутся аналогом ЕГЭ.

О реализации целевого приема в магистратуру (опыт факультета физики)

С другой стороны, сам подход к содержанию американских тестов, к формату заданий, может быть адаптирован для разработки экзаменационных материалов, в этом смысле американский опыт представляется интересным и полезным. Вполне вероятно, что было бы целесообразным создать на

основе такой адаптации тесты и апробировать подобные экзаменационные материалы. При этом, стоит упомянуть, что Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета принимает в магистратуру на основе американского теста GMAT.

Примечания

1. Krejsler, John (2006) Universities, Truth Regimes and Academics — Reflections on conditions for academics' subject construction // NERA 34th Congress in Orebro Sweden, Symposium: Education and Individualizing Technologies. March 9—11, 2006.

2. Morrish, L. A Feminist's Response to the Technologization of Discourse in British Universities // European Journal of Women's Studies. 2000. #7. Pp. 229—238.

Н. И. Анисимова,

декан факультета физики

О РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВОГО ПРИЕМА В МАГИСТРАТУРУ (ОПЫТ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИКИ)

В продолжение доклада Евгения Александровича Филиппова, остановлюсь более подробно на некоторых аспектах целевого приема в магистратуру, реализуемого на факультете физики.

В целях содействия подготовки магистров соответствующего профиля в соответствии с правилами приема Герценов-ский университет заключает договоры о целевой контрактной подготовке магистров с органами государственной власти или органами местного самоуправления. Именно они выступают заказчиками, а не вуз или факультет. РГПУ им. А. И. Герцена рассматривает заявки на целевой прием, принимает решение о выделении целевых мест, финансируемых за счет средств федерального бюджета, в рамках контрольных цифр государственного задания и информирует об этом заказчиков и заключает с ними д оговоры. Количество мест для целевого приема на каждое направление подготовки не должно превышать 20% от общего количества бюджетных мест на направление. На целевые места организуется отдельный конкурс. При этом допускается участие в конкурсе только на одно направление подготовки. Лица, не прошедшие по конкурсу

на целевые места, могут участвовать в общем конкурсе.

С ходатайством о выделении дополнительных мест для целевого приема заказчик может обратиться в Министерство образования и науки РФ, конкретно в департамент профессионального образования.

Целевой прием в магистратуру факультета физики был впервые реализован в 2004 г. Нашим первым партнером стал Барнаульский государственный педагогический университет. Факультет принял на обучение по направлению подготовки «010700 — Физика» на магистерскую программу «Физика конденсированного состояния вещества» двух бакалавров физики. За два года обучения в магистратуре они сделали огромный шаг вперед. В 2006 г. оба магистра поступили в аспирантуру. В 2008 г. один из них выиграл конкурс молодых ученых на получение гранта Правительства Санкт-Петербурга за научную работу, посвященную наноструктурной модификации поверхности монокристалла висмута методом электрохимической литографии, и в 2009 г. блестяще защитил кандидатскую диссертацию. Готовит диссертацию к защите и другой аспирант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.