Научная статья на тему 'Модели участия студентов в приемной кампании (опыт факультета управления)'

Модели участия студентов в приемной кампании (опыт факультета управления) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
428
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РГПУ ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА / ПРИЕМНАЯ КАМПАНИЯ / ПРИВЛЕЧЕНИЕ АБИТУРИЕНТОВ / ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ / УЧАСТИЕ СТУДЕНТОВ В ПРИЕМНОЙ КАМПАНИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модели участия студентов в приемной кампании (опыт факультета управления)»

Результаты эксперимента по организации приема абитуриентов...

приличные результаты на контрольном тестировании, а те студенты, которые продемонстрировали невысокие результаты, эти занятия практически не посещают или делают это нерегулярно.

При этом возникает ряд вопросов методического характера. К чему следует готовить студентов первого курса на дополнительных занятиях по математике? К повторному тестированию, чтобы получить более высокие баллы ЕГЭ при министерской проверке? Или в рамках этих занятий повышать общую математическую подготовку студентов? Может быть, следует проводить занятия таким образом, чтобы подготовить студентов к успешной сдаче экзамена по вузовскому курсу математики? Наверное, необходимо выработать правильную стратегию проведения дополнительных занятий, как это начали делать в некоторых инженерных вузах.

Например, Ленинградский электротехнический институт (ЛЭТИ), начиная с сентября, организует занятия по математике для всех студентов первого курса, чтобы разрешать возникающие проблемы. В начале сентября в институте проводятся тесты, призванные выявить остаточные знания первокурсников. На основании их результатов студентам рекомендуются те или иные дополнительные занятия, которые проводятся бесплатно. Так, в 2009/10 учебном году для первокурсников были организованы дополнительные занятия по физике (2 часа в неделю), по математике (4 часа в неделю) и по информатике (2 часа в неделю). Предполагается, что эти дополнительные занятия не только позволят устранить существующую сегодня разницу между освоением школьного курса математики и требованиями к математической подготовке студентов в вузе, но и помогут успешно сдать первую экзаменационную сессию. Профессорско-преподавательский состав вуза уверен (как сказано на сайте ЛЭТИ), что введение дополнительных занятий на первом курсе — единственно возможный путь, ведь выпускники вуза работают в высокотехнологичных отраслях промышленности, высоко ценятся на рынке труда, и «снижать планку» в образовании ни в коем случае нельзя.

Наверное, и другие вузы вскоре пойдут по этому пути. Нам, как вузу педагогическому, следует правильно определиться со стратегическими целями и тактиками такой корректирующей деятельности. Таким образом, можно сделать общий вывод: не только выполнение плана приема студентов на первый курс является важной проблемой, но и сохранение контингента зачисленных студентов. Пожелаем себе в этом успехов!

Л. А. Громова,

декан факультета управления

МОДЕЛИ УЧАСТИЯ СТУДЕНТОВ В ПРИЕМНОЙ КАМПАНИИ (ОПЫТ ФАКУЛЬТЕТА УПРАВЛЕНИЯ)

Принимая во внимание новые, усложнившиеся внешние условия работы вузов по набору будущих студентов, факультет управления активно включился в процесс оптимизации деятельности приемной комиссии. Обобщая опыт работы приемной комиссии факультета и университета в 2010/11 учебном году, можно предложить к распространению следующие модели вовлечения студентов в процесс работы с абитуриентами.

1. Диверсификация образовательных программ. Всего на факультете 14 образовательных программ: 2 — бакалавриата, 7 — магистратуры, 5 — специалитета. Это позволяет

ПРИЕМНАЯ КАМПАНИЯ

факультету развивать образовательную среду с разнообразными возможностями для формирования профессиональных и общекультурных компетенций будущих менеджеров. Кроме того, многообразие программ дает возможность компенсировать незначительное количество бюджетных мест приемом внебюджетных студентов на различные программы. Всего на I курсе на дневной форме обучения — 186 студентов, из них 97 — бюджетники и 89 учатся на платной основе. На заочную форму обучения на внебюджетной основе принято в 2010 г. 75 студентов. По результатам опроса студентов I курса, почти третья часть из них пришла на факультет по рекомендации друзей или родственников.

2. Эффективным оказался опыт двухмесячных (пока бесплатных) курсов подготовки к поступлению в магистратуру. Для распространения информации об их работе как в Герценовском университете, так и в других вузах, были привлечены магистранты и студенты факультета управления. В результате на курсах в 2010 г. обучалось 49 человек. Бюджетных мест в магистратуру было выделено — 15, в конкурсе, который составил 3 человека на место, приняли участие выпускники курсов. Часть из них поступила на внебюджетное обучение. Сегодня в магистратуре обучается 60 человек, из них 16 на внебюджетной основе, в том числе 6 иностранных студентов.

3. Привлекательными для студентов стали новые виды заданий на практику. Например, включение в различные виды практик профориентационной работы студентов в образовательных учреждениях в течение учебного года, их участие в организации и проведении дней открытых дверей университета и факультета, участие в проведении гер-ценовских олимпиад, конференций, семинаров, Дня карьеры менеджера, публикации о жизни факультета и университета в различных СМИ и др. Все это оценивается по балльной системе и отражается в итоговой оценке за практику.

4. Успешно апробирована модель привлечения студентов для работы в качестве волонтеров в приемной комиссии как вида производственной практики. Принимая во внимание ограниченное количество мест (в комиссию необходимо 5—7 человек), отбор студентов осуществляется на конкурсной основе. Учитываются их коммуникативные навыки, внешний вид, манеры, культура речи. Из опроса первокурсников выяснилось, что для 4-х человек на выбор специальности при поступлении повлиял студент, работавший в приемной комиссии волонтером и проводившей с ними беседу о факультете.

5. Еще одна форма работы студентов в приемной комиссии была предложена студсо-ветом факультета. Это — кураторство абитуриентов, поступающих на обучение на внебюджетной основе. Волонтеры проводят разъяснительную работу и записывают потенциального студента в группу по выбранной образовательной программе, обмениваются электронными адресами и телефонами для передачи оперативной информации и дальнейшего курирования поступивших. Такие первокурсники чувствуют себя увереннее, а помощь старшекурсников им особенно необходима, учитывая их низкий конкурентный уровень довузовской подготовки.

Что дает студентам работа в приемной кампании? Отвечает ли содержание работы во время данного вида практики требованиям образовательных стандартов к формируемым компетентностям? Положительный ответ на этот вопрос подтверждает простой перечень видов деятельности приемной комиссии, в которую вовлечены будущие менеджеры: консультации абитуриентов и их родителей при выборе образовательной программы и приеме документов; работа с документами, формирование компьютерной базы данных; подготовка протоколов и распоряжений; деловое общение с различными структурными подразделениями университета; подготовка аналитического

Вступительные испытания в магистратуру: отечественный и зарубежный опыт

отчета о работе приемной комиссии и презентация этих результатов на общем собрании факультета.

Студсовет факультета управления и заместитель декана по воспитательной работе используют меры поощрения лучших студентов-волонтеров за работу в приемной комиссии. Это — рекомендации для получения университетской путевки для отдыха на море; направление в командировки для участия в конкурсах и олимпиадах в другие города России; включение на льготных условиях в образовательные поездки в зарубежные вузы и многое другое.

Можно сделать вывод, что работа по привлечению студентов к приемной кампании может стать органичной частью учебного процесса как вид практики, позволяющий формировать необходимые профессиональные навыки, накапливать опыт и развивать компетенции, владение которыми может пригодиться для будущей карьеры.

В. А. Погосян,

заведующая кафедрой раннего обучения иностранным языкам

ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ В МАГИСТРАТУРУ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ

И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

В течение всего периода работы по магистерским программам мы пытались оптимизировать и совершенствовать не только содержание и преподавание самих программ, но и содержание и форму вступительных испытаний в магистратуру. Так, кафедра раннего обучения иностранным языкам, предлагающая две программы магистерской подготовки в области раннего обучения иностранным языкам, от устного экзамена «Методика раннего обучения иностранным языкам», который принимался на русском языке, перешла к приему устного экзамена на английском языке, а в 2010 г. экзамен интегрировал устную и письменную части. Как видно, сначала мы изменили содержание экзамена. Причиной тому послужило осознание того, что основам методики мы сможем обучить магистрантов в процессе их обучения по программе, что касается иностранного языка, то магистерская программа может способствовать и развитию и совершенствованию владения им, но не позволяет осуществлять целенаправленное обучение этому предмету, хотя именно он составляет основу профессиональной деятельности будущего магистра, обучающегося по нашим программам.

Тем не менее рассматривать содержание и форму вступительных испытаний нужно в более широком контексте, в свете сложившейся современной ситуации в высшем образовании и тех перемен, которые происходят сегодня, так как вступительные испытания — это лишь один из компонентов набора на магистерские образовательные программы.

Если задача вступительных испытаний довольно конкретна — создать объективную базу для выбора наиболее достойных претендентов на обучение, — то задача всей вступительной кампании — осуществить набор на бюджетные места (что чрезвычайно актуально в условиях подушевого финансирования), а также набрать магистрантов, оплачивающих обучение. Содержание, форма, требования к вступительным испытаниям могут либо способствовать решению задач приема, либо вступить с ними в противоречия: например, уровень сложности испытаний может оказаться слишком высоким, отпугнуть потенциальных претендентов на обучение, оказаться непосильным для экзаменуемых, что в результате может привести к провалу всей кампании.

Вступительные испытания, как один из компонентов процесса конкурсного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.