Научная статья на тему 'Вступительная статья к разделу'

Вступительная статья к разделу Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
70
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вступительная статья к разделу»

2012

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 12

Вып. 1

ИНТЕРНЕТ И ДОВЕРИЕ

Этот тематический раздел является результатом первого года работы по гранту РГНФ № 10-06-00354а «Феномен доверия в публичной интернет-коммуникации», который стал продолжением проводившегося в 2005-2006 годах исследовательского проекта, посвященного феномену блогов — публичных интернет-дневников. В опубликованной тогда книге «Личность и межличностное взаимодействие в сети Интернет. Блоги: новая реальность» можно найти первые попытки дать ответы на самые очевидные вопросы, возникшие у людей, которые попытались взглянуть на этот феномен с позиции своей науки — психологии, социологии, антропологии. Зачем люди ведут блоги? Связано ли как-то увлечение сетевым общением с личностными особенностями? Почему люди ведут его публично и не соблюдают анонимность? Как они выражают там свои эмоции и что это дает в становлении индивидуальности человека? Каковы социальные функции блога?

В новом проекте мы решили перейти к более конкретным проблемам, которые ставит перед нами распространение интернет-коммуникации. Следует отметить, что формат блога всегда предполагает определенное отношение читателей к автору текста, наличие у автора репутации, которую он создает и поддерживает, в отличие от средств массовой информации, в которых это явление достаточно редко и специфично. Доверие к конкретному блоггеру и его сообщениям становится более мощной побудительной силой, нежели доверие к сообщению в средствах массовой информации. Так, например, сообщения о тяжелобольных людях, игнорируемых Минздравом, или о нарушениях закона представителями власти становятся источником разнообразной социальной активности читателей блогов, начиная от дальнейшего распространения полученной информации и заканчивая организацией митингов и пикетов. В связи с высокой побудительной силой блогов проблема определения истинности появляющихся в них сообщений становится более острой, заметен дефицит наших знаний в сфере механизмов оценки людьми достоверности этих сообщений.

Однако по мере погружения в решение этих задач становится понятно, что, помимо определения какой-то интернет-специфики, необходимо предварительно ответить на ряд вопросов (или дать рабочие определения ряда понятий), которые связаны с чтением авторских текстов в принципе, а не только в ходе интернет-коммуникации. Так, в статье студента 5 курса кафедры общей психологии Артема Каташева рассматривается вопрос о том, основан ли образ автора на объективных характеристиках текста или же является не привязанными к нему фантазиями читателя. В статье его одно-группницы Надежды Петровой осуществляется попытка дать теоретическое описание процесса накопления репутации автором текста, процесса оценки уровня доверия к сообщению. В следующей статье она приводит результаты экспериментального исследования влияния грамматических и орфографических ошибок на уровень доверия

к тексту, которые выглядят довольно неожиданно. Аспирант кафедры общей психологии Андрей Четвериков связывает доверие к тексту с легкостью его когнитивной переработки и эмоциональным отношением к нему, а доцент той же кафедры Юлия Зайцева — с уровнем раскрытия личной информации в «аватаре» — фотографии пользователя в социальной сети. В моей работе дана попытка связать доверие к участнику интернет-коммуникации с количеством актов такой коммуникации с ним, а доцент кафедры психологии человека РГПУ им. Герцена Марина Волохонская использует анализ дискурса для доказательства наличия пространственного компонента в восприятии интернет-коммуникации, представления о собственном блоге как о суверенном пространстве.

Владимир Волохонский, младший научный сотрудник факультета психологии СПбГУ, руководитель исследовательского проекта «Феномен доверия в публичной интернет-коммуникации»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.