Научная статья на тему 'Блог как компонент психологического пространства личности'

Блог как компонент психологического пространства личности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
521
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКУРС / МЕТАФОРА / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ГРАНИЦЫ ЛИЧНОСТИ / БЛОГ / BLOG (WEBLOG) / DISCOURSE / METAPHOR / HUMAN SPACE / INNER LIMITS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Волохонская Марина Сергеевна

В статье предлагается описание блога как компонента психологического пространства личности. Определяя основные категории психологического пространства, автор ссылается на концепции К. Левина, С. К. Нартовой-Бочавер и других авторов. Приводятся конкретные примеры оригинальных текстов, иллюстрирующие феномен проявления пространственного дискурса в блогах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Blog as a component of human psychological space

The article aims to describe a blog as a component of human psychological space. To define main categories of the space the author refers to the conceptions of K. Lewin, S. K. Nartova-Bochaver and others. The article contains a few examples taken from the original texts to illustrate externalization of the space discourse in blogs.

Текст научной работы на тему «Блог как компонент психологического пространства личности»

УДК 159.9.072.432 М. С. Волохонская

Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2012. Вып. 1

БЛОГ КАК КОМПОНЕНТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ЛИЧНОСТИ1

Введение

В контексте психологического исследования блогов принято считать, что объектом изучения выступает авторский текст, оформленный в виде поста или комментария. Такого рода объект изучается в различных областях: в психосемантике и психолингвистике [1, 2], при нарративном анализе [3, 4], при дискурс-анализе [5-7] и т. п. Блоги как объект психосемантического исследования рассматриваются аналогично «бумажным» дневникам (вариант «для себя») или средствам массовой информации (вариант «для других»). Однако если обратить внимание на некоторые особенности дискурса, к которому прибегают авторы и читатели блогов, то можно заметить, как возникает измерение, которое, насколько можно судить по опыту изучения традиционных «бумажных» дневников и СМИ, является относительно новым. Речь идет о пространственном измерении.

В самом деле, когда мы говорим об Интернете в целом, то часто используем термин «виртуальное пространство» и ряд пространственных метафор, например: «погрузиться», «войти», «выйти», «сидеть», «найти». С. Лукьяненко в серии научно-фантастических романов «Диптаун» [8], посвященных развитию виртуальности в будущем, пользуется для ее именования словом «глубина», как если бы речь шла о погружении под воду. Следует также отметить, что такого рода метафоры используют не только пользователи Интернета и мастера художественной прозы, но и исследователи виртуальной реальности. Например, Дж. Сулер [9] предлагает рассматривать Интернет как киберпростран-ство, которому свойственны некоторые особые, отличающие его от привычного нам, характеристики — отсутствие пространственных и временных ограничений, редукция ощущений, изменение состояния сознания. Обращает на себя внимание то, что эти качества киберсреды придают пребыванию в ней сходство со сновидением, что позволяет автору рассматривать киберпространство как продолжение интрапсихического мира человека. Пространство в этом мире теряет некоторые привычные свойства, однако, тем не менее, успешно сохраняет другие свои характеристики.

В 2008 году вышла книга Ю. М. Кузнецовой и Н. В. Чудовой «Психология жителей Интернета» [10], в самом названии которой подразумевается, что Интернет есть некое пространство, населенное людьми. Помимо этого, авторы обращают внимание читателя на то, что виртуальное пространство дает пользователю возможность экс-териоризации собственного внутреннего мира способом, который сходен с украшением собственного дома предметами искусства. Ю. М. Кузнецова и Н. В. Чудова пишут: «ХХ век характеризуется, как известно, трагедией отчуждения человека, в частности, и от своего внутреннего мира. <...> Реакция на такое разрушение внутреннего мира и агрессию внешнего в отношении личности может быть разная, но созданная в конце ХХ века виртуальная реальность Интернета предоставляет новые возможности для

1 Исследование проведено при поддержке гранта РГНФ № 10-06-00354а «Феномен доверия в публичной интернет-коммуникации».

© М. С. Волохонская, 2012

построения "своего" мира. Вопрос о границах Я и содержимом "моего" мира легко операционализируется в Сети. Результатом процесса решения задачи поиска себя может явиться как талантливый анализ волнующих человека событий, опубликованный в ЖЖ, так и выкладывание собственных фотографий ню на эксгибиционистском сайте — ценности самого появления нового инструмента конструирования внутреннего мира это не снижает» [8, с. 14-15].

Предмет исследования

Блоги, представляя собой одну из разновидностей виртуального мира, приобретают по сравнению с другими характер частного, интимного, личного пространства. У блога есть «хозяин» и «гости» (как у дома); говоря о своем блоге, люди используют выражения вроде «повесить пост» (как будто вешают картину), читатели блога «приходят» и «уходят». Даже не вполне цензурное расхожее выражение «прийти и на...ть в комментах», означающее, что кто-то написал в комментариях к посту нечто, вызывающее у остальных участников дискуссии резко отрицательные эмоции, носит ярко выраженный пространственный характер, ибо представляется сложным надругаться вышеописанным образом над чем-то, что воспринимается вне рамок пространственной локализации, хотя и не обязательно сугубо приватного характера. Итак, в случае исследования блогов как частного случая виртуального пространства мы имеем дело, в числе прочего, с вариантом экспликации внутреннего мира субъекта.

Психологическое пространство личности и виртуальное пространство

С какими известными нам психологическими феноменами можно это соотнести? Пространство в широком смысле этого слова определяется в первую очередь своими рамками, границами, которые могут быть более или менее проницаемыми, и степенью доступности/недоступности своего содержимого — того, что расположено внутри этих границ. Подобная трактовка жизненного пространства как среды, окружающей человека и активно с ним взаимодействующей, встречается уже у К. Левина [11]. В работе же С. К. Нартовой-Бочавер «Человек суверенный. Психологическое исследование субъекта в его бытии» используется термин «психологическое пространство личности», которому дается следующее определение: «Психологическое пространство личности (ППЛ) мы понимаем как субъективно значимый фрагмент бытия, определяющий актуальную деятельность и стратегию жизни человека. Оно включает комплекс физических, социальных и чисто психологических явлений, с которыми человек себя отождествляет (территорию, личные предметы, социальные привязанности, установки). Эти явления становятся значимыми в контексте психологической ситуации, приобретая для субъекта личностный смысл, и начинают охраняться всеми доступными ему физическими и психологическими средствами. Ключевое место в феноменологии психологического пространства занимает состояние его границ — физических и психологических маркеров, отделяющих область личного контроля и приватности одного человека от таковой области другого» [12, с. 136-137]. Согласно мнению Нартовой-Бо-чавер, прочность границ психологического пространства дает человеку переживание суверенности собственного «Я», чувство уверенности, безопасности, доверия к миру.

Опираясь на эти предварительные посылки, мы можем допустить, что людям свойственно наделять виртуальное пространство, в том числе и блогосферу, ха-

рактеристиками пространства реального, однако при этом, по всей видимости, используются только те из них, которые принципиально задействованы в процессе экспликации собственного внутреннего мира. Регулярно будут использоваться такие универсальные для внутреннего и внешнего мира пространственные параметры как границы, приватность, свобода, комфорт и т. п. Тема доверия в публичной интернет-коммуникации, некоторое время назад привлекшая внимание исследователей [2, 5, 6], может быть, таким образом, описана не только как доверие/недоверие к текстам как таковым, или к их авторам, или к самому акту коммуникации, но и как доверие/недоверие как феномен, возникающий в жизненном пространстве (Мегоот, термин К. Левина) и связанный с переживанием суверенности собственных границ.

Намечая приблизительные направления исследования блога как компонента психологического пространства личности, необходимо прежде всего получить представление о том, как может выглядеть символическое оформление границ субъекта в этом пространстве, как они нарушаются и защищаются, как проявляется суверенность психологического пространства и т. д. Приведем несколько примеров, которые позволяют составить некоторое представление о феноменологии психологического пространства блогов, с комментариями автора статьи. В цитатах сохранены авторская орфография и пунктуация.

Пространственные метафоры нередко используются в целях обозначения блога и его элементов как частей личного пространства.

1. Запись в юзеринфо одного живого журнала: «N6/ *ужасно не люблю, если берут мои уникальные интересы». Автор имеет в виду, что ему не нравится, когда кто-нибудь указывает в рубрике «интересы» своего юзеринфо уникальные категории, придуманные лично им. Такая формулировка прямо отсылает нас к пространственным представлениям и границам; контекст употребления слова «интересы» аналогичен контексту, используемому в беседе о вещах, предметах быта.

2. Цитата из коллективного блога «СвободноХабр», демонстрирующая пространственную метафору: «Пара неудачных комментов, несогласие с господствующей точкой зрения и все на Хабре слили мне карму и рейтинг. Больше ходить туда и писать что-либо "на угоду публике", не собираюсь. Пришел на СвободноХабр в поисках человеческого отношения к отдельно взятому индивидууму». В этом примере мы читаем о том, что автор данного текста самостоятельно «ушел» из одного места, где его «обижали» и не позволяли говорить все, что хотелось, и «пришел» в другое место, где надеется на другое отношение к своим словам.

Установление и поддержание границ.

1. Установление границ свободы высказываний в блоге 10-летней девочки, приветствующей своих читателей «В моем бложике не разрешается грустить и плакать. Тут все обязаны улыбаться!». В данном случае мы наблюдаем попытку воздействовать на посетителей блога, побудить их (и себя заодно) к проявлению одних эмоций и запретить проявление других. По всей видимости, при нарушении запрета должны последовать какие-либо санкции, их наличие подразумевается выражениями «не разрешается» и «обязаны», однако они не оговариваются.

2. Отдельный интерес представляет использование бана, то есть авторского запрета на дальнейшее комментирование записей в блоге конкретным читателем, в качестве санкции за нарушение границ личного психологического пространства. В качестве

примера рассмотрим процедуру установления автором границ взаимодействия в пространстве своего личного блога:

«...Не рекомендуется

— учить автора что ему писать или не писать в его собственном блоге.

— вызывать автора на какие-то эпические дуэли (он совершенно никому ничего не обязан)

— звать автора на обсуждения в других блогах и сообществах.

Разрешается

— Критика материала, автора блога, христиан, Русской Православной Церкви, православных священнослужителей и христианства.

Наказывается баном:

— Оскорбления автора блога, христиан, Русской Православной Церкви, православных священнослужителей и христианства. (Да, господа антихристиане, не удивляйтесь: этот пункт не противоречит пункту 1.1.: критиковать можно без оскорблений. Что является оскорблением в моем блоге решает не Суд РФ, не Толковый словарь, не комиссия экспертов, а лично я.).»

Отметим, что в данном примере бан: а) выступает в качестве единственной санкции за нарушение границ; б) представляет собой не полное изгнание из соответствующего пространства, а просто лишение права голоса. Забаненный пользователь по-прежнему имеет возможность читать записи данного автора, однако теряет возможность на них публично реагировать. Интересно, что в межличностном общении двух равных по статусу людей такая возможность регулировать границы психологического пространства отсутствует — этикетом личного общения не предусмотрена возможность лишения человека права голоса с сохранением его права слушать собеседника. Можно сказать, что появление механизма бана в пространстве блога дает межличностному общению новые возможности более тонкого регулирования границ.

3. Регулирование личного пространства может осуществляться при помощи использования открытых и закрытых записей:

«Этот дневник я создаю в основном для собирания абсолютно всех моих стишков. Поскольку красотой и мастерством они не блещут, я буду рад услышать конструктивную критику. Некоторые из них, уж совсем непригодные, я буду держать в закрытых записях. Если вдруг они кого-то заинтересуют, можете смело попросить, и я открою их для вас. Все остальное буду держать открытыми для всех». Автор демонстрирует гибкость границ своего блога и возможность их изменения под влиянием не только собственного мнения, но и пожеланий читателей.

4. И, наконец, пример одного из последствий нарушения границ в пространстве блога. Пишет в собственном блоге нарушитель (или тот, кто считает себя ответственным за нарушение):

«Избыток эмоций закономерно превращается в слона в чужой посудной лавке. Сорри, хозяин! Очень сожалею!( »

Ответный комментарий, очевидно, принадлежит упомянутому хозяину:

«Ты, эта, не сОрри, ты не сорИ! Придут, панимаеш, пройдут, а потом убирай после них».

В данном случае извинение и относительно благосклонная реакция на него используются как одна из форм урегулирования конфликта на почве нарушения правил индивидуального пространства блога. При этом, как мы можем наблюдать, снова

используются пространственные категории: слон в посудной лавке (указание на неуклюжесть), сорить, приходить, проходить, убирать.

Выводы

Итак, мы рассмотрели ряд примеров, иллюстрирующих некоторые проявления пространственного дискурса в блогах. В дальнейшем это направление исследований можно развить в различных аспектах. К примеру, автору данной статьи представляется интересным воспользоваться опытом С. К. Нартовой-Бочавер в области изучения суверенности психологического пространства и рассмотреть взаимосвязи между нарушением суверенности физического пространства и пространства виртуального. Интересно было бы, например, проверить гипотезу о том, сказывается ли ранний опыт со-хранности/депривации физических (телесных, территориальных) границ личности на ее взаимодействии с виртуальным пространством. Автор надеется учесть означенное направление в своих дальнейших научных изысканиях.

Литература

1. Herring S. C., Scheidt L. A., Kouper I., Wright E. A longitudinal content analysis of weblogs: 20032004 // Blogging, citizenship and the future of media / ed. by M. Tremayne. London: Routledge, 2006.

2. Блоги: новая реальность. Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet: сб. статей / под ред. В. Л. Волохонского, Ю. Е. Зайцевой, М. М. Соколова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. унта, 2006. 196 с.

3. Lindemann K. Live(s) Online: Narrative Performance, Presence, and Community in Livejournal. com // Text and Performance Quarterly. London: Routledge, 2005. Vol. 25, No 4. P. 354-372.

4. Scheidt L. A. Adolescent diary weblogs and the unseen audience // Digital Generations: Children, Young People and New Media / eds D. Buckingham, R. Willett. London: Lawrence Erlbaum, 2006.

5. Волохонская М. С. Дискурс-анализ как метод исследования доверия в интернет-коммуникации // Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей: мат-лы науч.-практ. заоч. конференции «Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей» / под редакцией В. Н. Панферова, Е. Ю. Коржовой и др. СПб.: Изд-во Независ. исслед. ин-та разв. рыночн. реф-м, 2011. С. 203-207.

6. Волохонская М. С. Недоверие к описанию проблемной ситуации в публичной интернет-коммуникации. // Психология XXI века: мат-лы междун. науч.-практ. конф-и 21-23 апреля 2011 года. Санкт-Петербург / под науч. ред. О. Ю. Щелковой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011. С. 445-447.

7. Сергеева А. С. Критический дискурс-анализ как инструмент исследования организационного дискурса // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. 2009. № 2(2). С. 257-265.

8. Лукьяненко С. Лабиринт отражений. Фальшивые зеркала. Прозрачные витражи. М.: АСТ, 2006. 800 с.

9. Suler J. The Psychology of Cyberspace [Электронный ресурс]. URL: http://users.rider. edu/~suler/psycyber (дата обращения: 04.09.2011).

10. Кузнецова Ю. М., Чудова Н. В. Психология жителей Интернета. М.: Издательство ЛКИ, 2008. 224 с.

11. Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб.: Речь, 2000. 368 с.

12. Нартова-Бочавер С. К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии. СПб.: Питер, 2008. 400 с.

Статья поступила в редакцию 14 ноября 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.