Научная статья на тему 'Встречи подранков гусей и казарок в Карелии'

Встречи подранков гусей и казарок в Карелии Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
166
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Встречи подранков гусей и казарок в Карелии»

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2014, Том 23, Экспресс-выпуск 977: 752-758

Встречи подранков гусей и казарок в Карелии

Н.В.Лапшин

Николай Васильевич Лапшин. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт биологии Карельского научного центра Российской академии наук, ул. Пушкинская, 11, Петрозаводск, 185910, Россия. E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 3 марта 2014

В период весенней охоты на водоплавающую дичь, которая в южной Карелии открывается обычно с 1 по 1G мая, значительное число птиц, прежде всего гусей и казарок, «крепких» на выстрел, получают только разной степени тяжести ранения. Чаще всего это случается в местах крупных скоплений этих птиц по трассе пролёта, например, в окрестностях и на самих сельскохозяйственных угодьях Олонецкой равнины, где издавна ежегодно формируется одно их самых крупных в Северной Европе весенних скоплений многих видов гусеобразных (Зимин и др. 2007), Здесь группа орнитологов Института биологии Карельского научного центра РАН из Петрозаводска каждый год начиная с 1993-го в апреле-мае проводит систематические исследования.

Обычно охота на гусей на Олонецких полях ведётся во время их суточных перелётов: вечером — с полей, где они кормятся молодыми побегами однолетних и многолетних трав, на Ладожское озеро, расположенное примерно в 18 км, а также на окрестные крупные массивы болот, и утром — при возвращении гусей на поля. Местные охотники и егеря «Спортивно-охотничьего клуба», базирующего в Олонце, хорошо знают наиболее перспективные места для охоты, добывают птиц сами и организуют охоты для многочисленных приезжих охотников.

Стрельба в этот период ведётся очень интенсивно и часто на пределе или выше дистанции верного выстрела, т.е. «на авось». Результатом таких охот и бывает значительное число подранков. Птицы, потерявшие способность к полёту в местах, где отсутствуют подходящие для них корма, рано или поздно погибают, чаще всего становясь жертвой хищников - пернатых (орлана-белохвоста Haliaeetus albicilla или беркута Aquila chrysaetos) или наземных (лис Vulpes vulpes, волков Canis lupus, енотовидных собак Nyctereutes procyonoides). Особям, которым удаётся долететь до полей, судьба даёт шанс выжить, но их подстерегают те же враги, а также дворовые собаки из окрестных населённых пунктов, живущих подчас на «полувольном содержании».

Подранки, не потерявшие способности есть, даже если они не могут передвигаться на задних конечностях, щиплют траву вокруг себя, переползая по земле какое-то расстояние. Так, в начале мая 1998 года во время наблюдений с вышки за кормящимися на полях гусями я отме-

тил в 300 м от себя «подранка» белолобого гуся Anser albifrons, который в течение двух дней держался на площади 2 -3 м2. При попытке приблизиться он подпустил меня лишь на 20 м, затем с трудом поднялся на крыло и, неуверенно пролетев несколько сотен метров, тяжело опустился в заросшую кустами дренажную канаву и скрылся там.

Рис. 1. Затаившийся белолобый гусь Атег а1Ы[тт. Олонецкие поля, 19 мая 2009. Фото автора.

Рис. 2. Тот же гусь вышел из укрытия и пошёл в центр поля. Фото автора.

Гуси, потерявшие способность к полёту, но могущие передвигаться на задних конечностях, пытаются кормиться, но при опасности, в том числе и при приближении человека, искусно затаиваются среди окружающей их растительности, чаще всего в складках местности. Такого

белолобого гуся я наблюдал на Олонецких полях 19 мая 2009. Он подпустил меня на 4 м, несколько минут, пока я его фотографировал, лежал, распластавшись по земле (рис. 1), а затем поднялся на ноги, не торопясь пошёл (рис. 2), вышел на асфальтированную дорогу, перешёл на противоположную сторону и удалился к центру поля.

Рис. 3. Белолобые гуси Атег а1Ы/гот и белощёкие казарки ЪгаМа kucopsis кормятся близ деревни. Олонецкие поля, 16 мая 2011. Фото автора.

Гуси и казарки часто кормятся совсем близко от домов и дворовых построек (рис. 3), среди них порой встречаются и подранки. Думаю, что большинство нелетающих или плохо летающих птиц погибает от различных хищников или их отлавливают жители ближайших деревень. Люди обходят поля, где концентрируются кормящиеся гуси, нередко с беспородными собаками, которые отыскивают затаившихся или пытающихся взлететь гусей, ловят птиц их и используют в пищу. В центре полей, куда люди не добираются, порой бывают интересные находки.

Так, 7 мая 2008 тракторист, обрабатывающий поле, нашёл труп помеченного шейной меткой и металлическим кольцом белолобого гуся и передал его нам (рис. 4). Знакомый механизатор и охотник в течение нескольких лет «передерживает» подобранных на полях и неспособных жить самостоятельно подранков гуменника Anser fabalis и белолобого гуся в уличной вольере на своей усадьбе, иногда осенью используя их на охоте в качестве манных птиц.

Рис. 4. Труп белолобого гуся Атег аШ/гот с шейной меткой. Найден на поле у деревни Алексала. 7 мая 2008. Фото автора.

До нас доходили слухи, что иногда летом на олонецких полях люди встречали выводки гусей. О наблюдении гусиного выводка, спускающегося к Ладожскому озеру по реке Обжанке, нам рассказал местный охотник И.И.Плечов. Предполагали, что это размножались выжившие подранки. Возможно, так оно и есть, но не исключено, что на поля выходили выводки западного таёжного гуменника Л. f. fabalis, изредка гнездящегося в единичном числе на окрестных болотах. Одиночную взрослую особь белолобого гуся в июне 1999 года видели и фотографировали финские орнитологи Э.Ламми и И.Хейсканен на полях у деревни Обжа. 19 июня 2011 я наблюдал плохо летающего подранка белолобого гуся на речке Гумбарке на территории Ладожской орнитологической станции Санкт-Петербургского университета, близ границы с Карелией (рис. 5). Он держался в 70 м от меня и не проявлял признаков беспокойства, хорошо плавал, пил воду, но когда я стал к нему приближаться, тяжело, с большим разбегом по воде взлетел и улетел в сторону Ладоги.

Чёрные казарки БтапЬа Ьегпісіа весной пролетают над Карелией транзитом в середине мая — начале июня, уже после сезона охоты. Тем не менее, на побережье Ладожского озера нередко встречаются явно раненые особи. Вероятно, в силу своей доверчивости они попадают под выстрелы браконьеров, и те из них, которые получают тяжёлые ранения, миграцию не продолжают. В июне и июле в районе Ладожского орнитологического стационара ИБ КарНЦ РАН «Маячино» на восточном берегу Ладоги мы периодически встречаем одиночек, пары и небольшие стайки птиц этого вида. Одиночки или одна особь из пары, как правило, оказывается с признаками ранения (рис. 6).

Рис. 5. Белолобый гусь Атег albifгons на речке Гумбарке. 19 июня 2011. Фото автора.

Рис. 6. Пара чёрных казарок Вгапіа Ьегпісіа на берегу Ладоги.

Орнитологический стационар Маячино. 10 июля 2008. Фото автора.

Гусей и казарок с признаками ранения или истощения несколько раз наблюдали в черте города Петрозаводска. Впервые о встрече четырёх чёрных казарок в Петрозаводске я узнал 20 октября 1994. Их увидели юннаты кормящимися в сумерках на газоне в нескольких десятках метров от берега Онежского озера, против мэрии. При приближении к чёрным казаркам людей все взлетели, кроме одной. Она была очень истощена и летать уже не могла, а ноги у неё были сведены судорогой. Птицу принесли ко мне домой, но она ничего не ела и к утру умерла. Внешних повреждений к неё не обнаружено.

21 сентября 2012 чёрную казарку с признаками ранения я отметил в устье реки Неглинки при её впадении в Онежское озеро. Птица была обнаружена сидящей среди камней на берегу озера. Спустя несколько минут она спустилась на воду и, проплыв метров 20 вдоль берега в мою сторону, вошла в речку, где люди наблюдали и подкармливали уток. Казарка к ним не присоединилась, а вышла на противоположный берег и стала кормиться на газоне у небольшой гостиницы (рис. 7). Кормёжка продолжалась более 20 мин. Задняя часть тела у птицы была неестественно опущена, а спинная часть не полностью прикрывалась крыльями. Птица часто ощипывала клювом надхвостье. Вероятно, казарка здесь жила давно, «летовала» здесь, знала, где прятаться и кормиться, а к людям, похоже, уже привыкла.

Рис. 7. Чёрная казарка Вгап1а Ьетк1а на Неглинке в Петрозаводске. 21 сентября 2012. Фото автора.

В тот же год, 10 октября 2012, о встрече трёх чёрных казарок, кормящихся в Петрозаводске на газоне между берегом Онежского озера и Дворцом бракосочетания, что в нескольких десятках метров от места встречи предыдущей птицы, мне сообщил Е.В.Холодов.

11 июля 2013 в центре Петрозаводска на пляже реки Лососинки я издали увидел стоявшую белощёкую казарку ВтапЬа ІвисорвІБ. Погода в тот день была прохладная и ветреная, поэтому людей на пляже совсем не было. Птица первоначально не проявляла признаков беспокойства, но когда я подошёл к ней на 40-50 м, не без труда взлетела, низко над водой пересекла плёс и опустилась в 100 м на травяной островок в центре реки. На правом крыле отсутствовала часть маховых

перьев, т.е., очевидно, она получила в это крыло ранение. Выше пляжа вдоль реки на 2GG м тянется разнотравный луг с редкими деревьями. Вероятно, когда позволяла ситуация, казарка вылетала сюда кормиться, а скрывалась среди густого и высокого бурьяна на островке. По сообщению охотоведа Общества охотников В.И.Трепалина, в августе в этом же месте на траве он наблюдал кормящегося белолобого гуся.

Участившиеся в последнее десятилетие встречи гусей и казарок, в том числе и в городах, в частности в Санкт-Петербурге (Домбровский 2G14), вероятно, связано с всё возрастающей популярностью охоты на них. Но охота сейчас становится довольно дорогим удовольствием, доступным далеко не каждому. Те же, кому она по карману, не скупятся на дорогое, как правило, автоматическое оружие и заряды. Охота на гусей весной на Олонецких полях (в разрешённых местах) порой смахивает на военные действия, где помимо многозарядных ружей (когда уж тут думать о меткости выстрела и числе потраченных зарядов!), многочисленных и разнообразных манков, использовались сигнальные ракеты и вертолёт для провоцирования гусей к подъёму на крыло в зоне существующего здесь сезонного заказника. Отсюда и большое число подранков, судьба большинства которых — медленная смерть.

Литература

Домбровский К.Ю. 2G14. Об осенних и зимних встречах гусей с Санкт-Петербурге // Рус.

орнитол. журн. 23 (970): 514-523.

Зимин В.Б., Артемьев А.В., Лапшин Н.В., Тюлин А.Р. 2GG7. Олонецкие весенние скопления птиц. Общая характеристика. Гуси. М.: 1-299.

ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2014, Том 23, Экспресс-выпуск Э77: 758-762

Линька маховых у некоторых воробьиных птиц на западе Полтавской области

А.П.Шаповал

Анатолий Петрович Шаповал. Биологическая станция «Рыбачий», Зоологический институт РАН, посёлок Рыбачий, Калининградская область, 238535, Россия. E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 7 марта 2014

Данные по линьке маховых у ряда видов птиц, собранные нами в 1990-1997 годах в западной части Полтавской области (село Лазорки Оржицкого района), уже представлены в нескольких публикациях (Шаповал 2G13, 2014а,б). В настоящей работе приводятся сведения о некоторых видах птиц семейств Hirundinidae, Alaudidae, Motacillidae,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.