Научная статья на тему 'ВСТРЕЧАЕМОСТЬ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ СРЕДИ СТУДЕНТОВ Г. БАРНАУЛ'

ВСТРЕЧАЕМОСТЬ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ СРЕДИ СТУДЕНТОВ Г. БАРНАУЛ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
210
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Осанка / группы здоровья / сколиоз / здоровье студентов / Posture / health groups / scoliosis / students' health

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пашков А.П., Шипунов В.П.

Статья посвящена оценке осанки у студентов с выявлением патологий. В работе проведен социологическое исследование среди лиц с нарушением осанки, которое позволяет судить об информированности студентов о возможных последствиях данных нарушений и предлагать пути решения проблемы. На основании работы авторами предложено включение общего блока упражнений по укреплению мышечного корсета позвоночника в уроки физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пашков А.П., Шипунов В.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INCIDENCE OF POSTURE DISORDERS AMONG STUDENTS IN BARNAUL

The article is devoted to the assessment of posture in students with the identification of pathologies. In the work, a sociological study was carried out among persons with postural disorders, which allows one to judge the awareness of students about the possible consequences of these violations and propose ways to solve the problem. Based on the work, the authors proposed the inclusion of a general block of exercises to strengthen the muscular corset of the spine in physical culture lessons.

Текст научной работы на тему «ВСТРЕЧАЕМОСТЬ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ СРЕДИ СТУДЕНТОВ Г. БАРНАУЛ»

лазмы обогащенной тромбоцитами. Однако, в случае раннего остеоартрита у молодых пациентов, обезболивающее действие наблюдалось в первые сутки после инъекции аутоплазмы. Также применение аутоплазмы оказалось экономически более выгодным для пациентов, а в некоторых случаях потребовалось комбинированное применение ауто-плазмы и гиалуронатов.

References

1. Rheumatology: national guidelines / Ed. E.L. Nasonov, V.A. Nasonova. M.: GEOTAR-Media, 2008. - S. 573-588 [Published in Russian].

2. Kavalerskiy G.M., Kavlerskiy M.G., Dugina Yu.L., Rukin Ya.A. Comparative characteristics of the rheological properties of intra-articular prostheses based on hyaluronic acid // Department of Traumatology and Orthopedics. - 2018 .-- 1 (25). - S. 18-22 [Published in Russian].

3. Martusevich N.A. Osteoartroz. Voprosy epidemiologic etiopatogeneza, kliniki, diagnostiki i lech-eniya: Metod. rekomendatsii / N.A. Martusevich. -Mn.: BGMU, 2003. - 28 p. [Published in Russian]

4. Strakhov M.A., Zagorodny N.V., Skoroglya-dov A.V. and other Features of the treatment and prevention of osteoarthritis at a young age //Russian medical journal. -2016. - №.8. - P. 498-504[Published in Russian].

5. http://www.sportmedicine.ru.

6. Hootman J.M., Dick R., Agel J. Epidemiology of Collegiate Injuries for 15 Sports: Summary and Recommendations for Injury Prevention Initiatives // J Athl Train. -2007. -Vol. 42 (2). - P. 311-319.

7. Yashar A., Loder R.T., Hensinger R.N. Determination of skeletal age in children with Osgood-

Schlatter disease by using radiographs of the knee // J Pediatr Orthop.- 1995.- Vol. 15 (3). - P. 298-301.

8. Zhang W., Moskowitz R.W., Nuki G. et al. OARSI recommendations for the management of hip and knee osteoarthritis, Part II: OARSI evidence-based, expert consensus guidelines // Osteoarthritis Cartilage.

- 2008. - Vol. 16 (2). - P.137-162.

9. Clinical guidelines. Osteoarthritis: Diagnostics and management of patients with osteoarthritis of the knee and hip joints / ed. O. M. Lesnyak. M.: GEOTAR-Media, 2006. - 176 p. [Published in Russian].

10. Strakhov M.A., Skoroglyadov A.V. Current trends in the use of synovial fluid replacement agents based on bound hyaluronic acid in the treatment of patients with injuries and diseases of the musculoskeletal system. N.N. Priorov. - 2013. - No. 4. - P. 2-6 [Published in Russian].

11. Hall M.P., Band P.A., Meislin R.J., Jazrawi L.M., Cardone D.A. Platelet-rich plasma: current concepts and application in sports medicine. // J Am Acad Orthop Surg. - 2009. - V0l.17. - P.602-608.

12. Jeong D.U., Lee C.R., Lee J.H. et al. Clinical applications of platelet-rich plasma in patellar tendi-nopathy._//Biomed Res Int. - 2014

13. Leitner G.C., Gruber R., Neumüller J. et al Platelet content and growth factor release in platelet-rich plasma: a comparison of four different systems. // Vox Sang. - 2006. - Vol.91. - P.135-139.

14. Ryabinin S.V. Possibilities of pathogenetic treatment of gonarthrosis using autogenous growth factors. // Diss. Cand. honey. Sciences - Voronezh, 2020.

- 159s [Published in Russian].

THE INCIDENCE OF POSTURE DISORDERS AMONG STUDENTS IN BARNAUL

Pashkov A.P.

Associate Professor, Candidate of Medical Sciences, Head of the Department of Medical Knowledge and Life Safety,

Altai State Pedagogical University Shipunov V.P

student of the Altai branch of the Russian Academy of National Economy

and Public Administration under the President of the Russian Federation

ВСТРЕЧАЕМОСТЬ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ СРЕДИ СТУДЕНТОВ Г. БАРНАУЛ

Пашков А.П.

Доцент, к.м.н., заведующий кафедрой медицинских знаний и безопасности жизнедеятельности Алтайского государственного педагогического университета

Шипунов В.П.

Студент Алтайского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной

службы при Президенте РФ

Abstract

The article is devoted to the assessment of posture in students with the identification of pathologies. In the work, a sociological study was carried out among persons with postural disorders, which allows one to judge the awareness of students about the possible consequences of these violations and propose ways to solve the problem.

Based on the work, the authors proposed the inclusion of a general block of exercises to strengthen the muscular corset of the spine in physical culture lessons.

Аннотация

Статья посвящена оценке осанки у студентов с выявлением патологий. В работе проведен социологическое исследование среди лиц с нарушением осанки, которое позволяет судить об информированности студентов о возможных последствиях данных нарушений и предлагать пути решения проблемы. На основании работы авторами предложено включение общего блока упражнений по укреплению мышечного корсета позвоночника в уроки физической культуры.

Keywords: Posture, health groups, scoliosis, students' health

Ключевые слова: Осанка, группы здоровья, сколиоз, здоровье студентов

Студенты являются той группой населения, здоровье которой предопределяет многие социально-экономические процессы в нашей стране. В настоящее время здоровье молодых людей имеет тенденцию к ухудшению, не смотря на пропаганду здорового образа жизни в средствах массовой информации. Образ жизни современного студента зачастую не вписывается в рамки здорового. Наблюдается рост заболеваемости болезнями сердечнососудистой системы, болезнями нервно-психической сферы и многими другими. Снижение физической активности ведет к гиподинамии и запускает процессы нарушения работы многих органов и систем. Увеличение количества новой информации и необходимого объема знаний, делают учебу студента все более тяжелой и напряженной. Использование гаджетов продиктовано как учебной деятельностью, так и зависимостью от социальных сетей и компьютерных игр. Все это ведет к увеличению умственной работы в ущерб физической.

В научной литературе говорится, что более двух третей студентов в нашей стране имеют хронические заболевания.

Одним из частых нарушений здоровья является нарушение осанки. На это влияет огромное количество факторов: нерациональные привычные позы, слабость мышечного корсета и др. Важно понимать, что именно нарушение осанки может стать предпосылкой к развитию хронических заболеваний костной, нервно-мышечной, сердечно-сосудистой систем [1-3].

В жизненном ритме студента самым доступным и действенным способом для поддержания осанки является занятие физической культурой.

Многие студенты относятся к 1 или 2 группе здоровья, но большинство из них имеют проблемы с осанкой, в той или иной степени. У многих студентов проблемы с осанкой начались еще во время учебы в школе. По последним данным около 70% выпускников школ имеют проблемы с осанкой. Медики выделяют ряд основных факторов повышающим вероятность нарушений осанки: недостаточная физическая активность, неблагоприятные условия окружающей среды, социально-гигиенические факторы (длительное пребывание студента в неправильном положении тела), телосложение, развитие мышц. Если у человека имеется хотя бы один из этих факторов, то ему необходимо следить за правильностью своей позы, за развитием мышечного корсета [4,5].

В работе было исследовано 106 студентов г. Барнаула (41 девушка, 64 парня). Информация по состоянию осанки у студентов бралась из данных медицинского осмотра. Кроме того, было проведено анкетирование исследуемой группы с целью выявления факторов, способствующих ухудшению осанки, выяснения информированности студентов об их патологии с целью предложения корригирующих мероприятий.

У 60 % (64) студентов из группы было обнаружено нарушение осанки. Причем встречались вариации нарушений: сутулая спина (доминирует грудной кифоз, остальные кривизны намечены слабо, вертикальная ось проходит сзади от линии, соединяющей центры головок бедренных костей) встретилась у 19% из данной группы (12 человек), лордо-тическая осанка выявлена у 6 человек (9 %). У остальных (46 человек, 71 %) было выявлено ско-лиотическое искривление (изгиб во фронтальной плоскости разного угла наклона, не обязательно с ротацией позвонка) как основной вид нарушения осанки.

При анкетировании было выявлено, что у 85 % исследуемых студентов (у 100 % с нарушением осанки) имеется один и более факторов риска нарушения осанки. Только 12 % из них делают специальные упражнения, направленные на укрепление мышечного корсета либо сознательно контролируют свою сидячую позу, походку. 60 % студентов из тех, у кого выявлено нарушение осанки не придают значения данной патологии, так как на данный момент она абсолютно не сказывается на качестве их жизни, соответственно данные студенты не знают особенностей влияния здоровья позвоночника на работу органов и систем. 82 % опрошенных заявили, что не знают специальных методик и упражнений направленных на профилактику и лечение нарушения осанки. Для большинства студентов из предложенных вариантов профилактики нарушений осанки и укрепления мышечного корсета удобнее было бы выполнять подобные упражнения в рамках занятий по физической культуре.

В процессе формирования правильной осанки выделяется два типа упражнений: подготовительные (1 этап) и основные (2 этап). На первом этапе решается задача увеличения гибкости позвоночника и его восстановление путем специальных упражнений. На втором этапе основой является задача воспитания и контроля правильной осанки. Суть корригирующих упражнений в том, чтобы восстановить мышечный баланс, напряженные

мышцы надо расслабить, а расслабленные мышцы наоборот сократить и таким образом, восстановить нормальную работу мышц, удерживающих туловище в правильном положении. Также корригирующие упражнения могут выполняться без снарядов, со снарядами и на снарядах, их можно выполнять как дома, так и на уроках физической культуры.

Очень важно соблюдать ряд правил при выполнении упражнений на осанку: на протяжении выполнения комплекса упражнений необходимо уделять внимание своей позе и осанке, чтобы не усугубить проблему. При выполнении нагрузок учитывать группу здоровья и вид нарушения осанки. Соблюдать врачебно-педагогический контроль, избегать резких движений.

Если студент числиться во 2 или 3 группе здоровья из-за заболевания опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиоз), следует проконсультироваться с врачом по комплексу упражнений. Зачастую этой группе здоровья рекомендуется плавание, гребля, прогулки на лыжах, упражнения на расслабление и координацию. Ограниченно рекомендована осевая нагрузка на позвоночник. Противопоказаны упражнения, фиксирующие позвоночник и его искривление, прыжки в длину и высоту, поднятие тяжестей, висы с расслабленной спиной. Найти один общий метод для коррекции нарушений осанки невозможно. Однако имеется много общих методов, которые направлены в целом на укрепление мышечного корсета

спины, повышение кровообращения в проблемных зонах.

Таким, образом, результаты исследования еще раз иллюстрируют высокий процент встречаемости нарушений осанки среди студентов, основной причиной которых является малоподвижный образ жизни и малая информированность о значении здоровья позвоночника для здоровья в целом. Многие студенты, имеющие патологию осанки, не знают о методах и механизмах коррекции нарушения. Результаты анкетирования показали, что систематическое внедрение базовых упражнений для укрепления осанки в уроки по физической культуре, могло бы быть самым удобным и действенным механизмом для студентов.

References

1. Bragg P. The spine - the keey for health. -Boston, 2001. - 96 p.

2. Dangerfield P.H. Classification of spinal deformities // Pediatr. Rehabilit. - 2003. Vol. 6, N 3-4. -P.133-136

3. Leyet Y. Et al. Spinal pathology in adolescents: its progressijn and treatment // Spine deformation in adolescence. - Boston, 2004. - P. 38-48

4. Miley W.M. Types of college student-to-student learning correlated interactions // Psychol Rep. 2004. Vol. 94, N 1. - P. 257-258

5. Powis D.A. Selecting medical students. // Med. Educ. - 2003. - Vol.37, N12. P. 1061-1065.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.