Научная статья на тему 'Вставные конструкции и индивидуально-авторский стиль'

Вставные конструкции и индивидуально-авторский стиль Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
470
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ / ЭКСПРЕССИВНЫЙ СИНТАКСИС / ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКИЙ СТИЛЬ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ТИПЫ ВСТАВНЫХ КОНСТРУКЦИЙ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕЧЕВЫХ ПЛАНОВ / ЯЗЫКОВАЯ ИГРА С ЧИТАТЕЛЕМ / АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА / EXPLETIVE CONSTRUCTIONS / LITERARY TEXT / EXPRESSIVE SYNTAX / INDIVIDUAL AUTHOR''S STYLE / FUNCTIONAL TYPES OF EXPLETIVE CONSTRUCTIONS / EMOTIONALLY EVALUATIVE INFORMATION / INTERACTION OF SPEECH ASPECTS / LANGUAGE GAME / ACTUALIZATION OF VISUAL IMAGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кулаковский Михаил Николаевич

В статье рассматривается вопрос о том, насколько последовательно проявляются индивидуальные черты авторского стиля в плане использования различных функциональных типов вставных конструкций. Для этого был проведен количественный анализ функциональных типов вставных конструкций в нескольких произведениях одного автора (по трем основным группам вставок: 1) вставкам, имеющим характер уточнения, 2) вставкам, передающим дополнительную информацию, 3) вставкам, передающим информацию, имеющую эмоционально-экспрессивный и оценочный характер). Материалом исследования послужили произведения В. В. Набокова «Защита Лужина» (1929), «Подвиг» (1932), «Камера обскура» (1931-1932) и М. А. Булгакова «Белая гвардия» (1923-1924), «Собачье сердце» (1925). Приведенные данные количественного анализа позволяют сделать вывод о том, какие особенности авторского стиля при использовании различных функциональных типов вставных конструкций прослеживаются последовательно, а какие из них определяются особенностями конкретного произведения (содержательными, композиционными, повествовательными, жанровыми и т. д.). Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что при определении стилевой манеры автора в плане использования вставных конструкций необходимо учитывать как основные тенденции и характерные, повторяющиеся приемы употребления вставок, так и те явления, которые определяются особенностями конкретного произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Expletive constructions and individual author''s style

The article considers individual features of the author's style in terms of using different functional types of expletive constructions. The author conducted quantitative analyses of expletive constructions in several works of the same author (according to three main groups: 1)specifying constructions, 2) constructions giving additional information, 3) constructions giving emotionally expressive and evaluative information). The research is based on the works by V. V. Nabokov The Defense (1929), Glory (1932), Laughter in the Dark (Camera Obscura) (1931-1932) and M. A. Bulgakov The White Guard (1923-1924), Heart of a Dog (1925). The data of the quantitative analysis shows that the use of different types of expletive constructions depends on the author's style and the features of certain novels (context, composition, narrative, genre, etc.) The author makes the conclusion that defining the author's style in terms of using expletive constructions we should consider both the main tendencies and typical, repetitive techniques of using expletives and characteristic features of a particular literary work.

Текст научной работы на тему «Вставные конструкции и индивидуально-авторский стиль»

УДК 81

М. Н. Кулаковский

Вставные конструкции и индивидуально-авторский стиль

В статье рассматривается вопрос о том, насколько последовательно проявляются индивидуальные черты авторского стиля в плане использования различных функциональных типов вставных конструкций. Для этого был проведен количественный анализ функциональных типов вставных конструкций в нескольких произведениях одного автора (по трем основным группам вставок: 1) вставкам, имеющим характер уточнения, 2) вставкам, передающим дополнительную информацию, 3) вставкам, передающим информацию, имеющую эмоционально-экспрессивный и оценочный характер). Материалом исследования послужили произведения В. В. Набокова «Защита Лужина» (1929), «Подвиг» (1932), «Камера обскура» (1931— 1932) и М. А. Булгакова «Белая гвардия» (1923-1924), «Собачье сердце» (1925). Приведенные данные количественного анализа позволяют сделать вывод о том, какие особенности авторского стиля при использовании различных функциональных типов вставных конструкций прослеживаются последовательно, а какие из них определяются особенностями конкретного произведения (содержательными, композиционными, повествовательными, жанровыми и т. д.). Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что при определении стилевой манеры автора в плане использования вставных конструкций необходимо учитывать как основные тенденции и характерные, повторяющиеся приемы употребления вставок, так и те явления, которые определяются особенностями конкретного произведения.

Ключевые слова: вставные конструкции, художественный текст, экспрессивный синтаксис, индивидуально-авторский стиль, функциональные типы вставных конструкций, эмоционально-оценочная информация, взаимодействие речевых планов, языковая игра с читателем, актуализация зрительного образа.

M. N. Kulakovsky

Expletive constructions and individual author's style

The article considers individual features of the author's style in terms of using different functional types of expletive constructions. The author conducted quantitative analyses of expletive constructions in several works of the same author (according to three main groups: 1)specifying constructions, 2) constructions giving additional information, 3) constructions giving emotionally expressive and evaluative information). The research is based on the works by V. V. Nabokov The Defense (1929), Glory (1932), Laughter in the Dark (Camera Obscura) (1931-1932) and M. A. Bulgakov The White Guard (1923-1924), Heart of a Dog (1925). The data of the quantitative analysis shows that the use of different types of expletive constructions depends on the author's style and the features of certain novels (context, composition, narrative, genre, etc.) The author makes the conclusion that defining the author's style in terms of using expletive constructions we should consider both the main tendencies and typical, repetitive techniques of using expletives and characteristic features of a particular literary work.

Key words: expletive constructions, literary text, expressive syntax, individual author's style, functional types of expletive constructions, emotionally evaluative information, interaction of speech aspects, language game, actualization of visual image.

В художественной прозе ХХ века наблюдается существенное расширение функций вставных конструкций. Они становятся важным элементом экспрессивного синтаксиса, формирующим индивидуальные языковые особенности многих писателей. В этой связи представляется актуальным проследить, насколько последовательно проявляются индивидуальные черты авторского стиля в плане использования различных функциональных типов вставок. Для этого мы провели количественный анализ функциональных типов вставных конструкций в нескольких произведениях одного автора. Для анализа были взяты произведения

В. Набокова «Защита Лужина» (1929), «Подвиг» (1932), «Камера обскура» (1931-1932), общее количество вставных конструкций в которых примерно одинаково, и М. Булгакова «Белая гвардия» (1923-1924), «Собачье сердце» (1925).

В результате анализа были получены следующие данные количественного присутствия различных функциональных типов вставок в текстах произведений (за 100 % принималось общее количество вставных конструкций в каждом конкретном произведении) (см. Таблицу 1).

© Кулаковский М. Н., 2017

Таблица 1

Функциональные типы вставных конструкций в произведениях В. В. Набокова и М. А. Булгакова

Характер передаваемой вставкой информации В. Набоков М. Булгаков

«Защита Лужина» «Подвиг» «Камера обскура» «Белая гвардия» «Собачье сердце»

1. Информация, имеющая характер уточнения 1.1. Уточнение информации основного предложения 10,9 % 11,3 % 7,9 % 10,9 % 6 %

1.2. Объяснение информации основного предложения 1,6 % - - - -

1.3. Толкование слов - - - 2,2 % 6 %

1.4. Пояснение собственных имен - 3,2 % 3,2 % 2.2 % -

1.5. Пояснение эвфемистической замены - - 3,1 % - -

2. Дополнительная информация 2.1. Дополнительная информация обстоятельственного характера 15,6 % 12,9 % 12,7 % 13 % 9,2 %

2.2. Дополнительная информация присоединительно- распространительного характера 2.2.1. Информация об окружающем мире героя 10,9 % 16,1 % 9,5 % 13 % 3 %

2.2.2. Информация о герое 12,5 % 19,4 % 23,8 % 13 % -

2.2.3. Информация, связанная с автором (повествователем) 6,3 % 4,8 % 1,6 % 2,2 % -

2.3. Указание на источник информации - - - - 3 %

2.4. Создание зрительного образа 15,6 % 9,7 % 3,2 % - 36,4 %

2.5.Взаимодействие речевых планов 18,7 % 16,1 % 25,4 % 39,1 % 24,2 %

3. Информация эмоционально-экспрессивного и оценочного характера 3.1. Эмоционально-оценочная информация 4,7 % 1,6 % 6,3 % 3 %

3.2. Контактоустанавливающая информация - - 1,6 % - -

3.3. Акцентирование информации основного предложения - - - - 9,2 %

3.4. Информация, имеющая характер сравнения 3,2 % 4,9 % 1,7 % 4,4 % -

Данный анализ показывает, что в количественном плане особенности авторского стиля при использовании различных функциональных типов вставных конструкций последовательно прослеживаются лишь в общем плане и во многом определяются особенностями конкретного произведения. Так, в рассмотренных нами романах Набокова сохраняется примерно равное количественное присутствие вставок, уточняющих информацию основного предложения (10,9 % - 11,3 % - 7,9 %), что примерно соответствует среднему показателю рассмотренных нами произведений данного периода- 20-30-х годов ХХ века (10,5 %) [1].

Аналогичная последовательность прослеживается и по отношению к вставным конструкциям, передающим информацию обстоятельственного характера (15,6 % - 12,9 % - 12,7 %). В целом этот показатель ниже среднего (17,9 %), однако отдельные функциональные типы таких вставок формируют особенности стиля данного автора

(указание на время, причину, следствие, образ и способ действия).

Более существенные количественные различия наблюдаются в отношении вставок, передающих дополнительную информацию об окружающем мире персонажа (от 9,5 до 16,1 %). В романах «Камера обскура» и «Защита Лужина» этот показатель приближается к среднему (9,7 %), а «Подвиге» показ окружающего мира героя становится более значимым (16,1 %), что, вероятно, объясняется содержательными особенностями произведения.

Дополнительная информация о персонаже реже встречается во вставках в «Защите Лужина» (12,5 %), поскольку большая ее часть содержится в основном предложении и не актуализируется с помощью вставных конструкций (средний показатель присутствия данной информации во вставках - 15,9 %). Кроме того, данная тенденция мотивируется преимущественным вниманием автора к главному герою повествования и меньшей проработкой образов второстепенных персонажей (меньшей актуализацией деталей, связанных с ними). В романе «Камера обскура» подобная информация представлена в большей степени

(23,8 %) и связана с актуализацией различных персонажей.

Прямо противоположная тенденция наблюдается в отношении информации, связанной с автором (повествователем): в романе «Камера обскура» он почти не «проявляет» себя во вставках (1,6 %), а в «Подвиге» и «Защите Лужина» подобные переклички с внетекстовой действительностью являются более характерными (соответственно 4,8 % и 6,3 %), поскольку сюжет произведения тесно переплетается с воспоминаниями самого автора (средний уровень таких вставок несколько выше - 6,9 %, однако связано это со значительным присутствием подобных вставных конструкций в произведениях автобиографического характера и текстах, в которых повествователь является активным действующим лицом).

Активно используются В. Набоковым и вставные конструкции, осуществляющие взаимодействие различных речевых планов (от 16,1 % до 25,4 %), особенно в романе «Камера обскура», что мотивируется большим количеством перекличек речевых планов различных персонажей, а также актуализацией взаимодействия внешней и внутренней речи.

Небольшое различие наблюдается и в количестве вставок, передающих эмоционально-оценочную информацию (от 1,6 % до 6,3 %) и информацию, имеющую характер зрительного образа (от 1,7 % до 4,9 %). Однако здесь можно отметить следующую закономерность. Так, в «Подвиге» минимально представлены вставки, передающие эмоционально-оценочную информацию (1,6 %), и максимально - информацию, имеющую характер сравнения (4,9 %), а в романе «Камера обскура» наблюдается совершенно противоположная тенденция: максимум первой информации (6,3 %) и минимум второй (1,7 %). Вероятно, подобная взаимная «компенсация» вставок объясняется тем, что сравнение является одним из средств выражения косвенной оценки. Таким образом, можно говорить об относительной стабильности данной информации.

Более существенное различие наблюдается в отношении вставок, которые актуализируют зрительный образ: от минимального присутствия в романе «Камера обскура» (3,2 %) до максимального в «Защите Лужина» (15,6 %). Вероятно, для автора в данном произведении построение зрительного ряда через детали становится более важным (среднее количество в текстах - 3,6 %). Кроме того, важную роль в композиции произведения играет сквозной образ открытки («Приехали.

Ждем вас вечером»), который организует графическое восприятие текста и формирует его зрительный образ.

Отдельные типы вставных конструкций представлены в некоторых произведениях в незначительном количестве, что, вероятно, мотивируется конкретной авторской задачей и содержательными особенностями текста: вставки, объясняющие информацию основного предложения в «Подвиге» (1,6 %), поясняющие эвфемистическую замену (3,1 %) и передающие обращение к читателю или герою (1,6 %) в романе «Камера обскура»

Вставки, поясняющие собственные имена, в одинаковом количестве встречаются в романах «Подвиг» и «Камера обскура» (по 3,2 %), но отсутствуют в «Защите Лужина». Данная тенденция аналогична той, которую мы наблюдали по отношению к дополнительной информации о персонаже, и, вероятно, также связана с меньшим вниманием автора к второстепенным персонажам в плане актуализации определенной детали.

Практически отсутствуют у В. Набокова во всех трех романах вставки, передающие толкование слов, указывающие на источник информации и акцентирующие внимание на информации основного предложения. Однако данные типы вставок характеризуются нерегулярностью употребления в целом (средние показатели соответственно: 0,6 % - 0,8 % - 0,5 %).

В произведениях М. Булгакова наблюдаются более значительные различия количественных показателей использования функциональных типов вставок, что мотивируется большими различиями самих произведений (их содержания, манеры повествования, эмоциональной окрашенности и т. д.). Близкие количественные характеристики мы наблюдаем в отношении вставок, уточняющих информацию основного предложения (10,9 % -6 %), передающих информацию обстоятельственного характера (13 % - 9,2 %) и осуществляющих взаимодействие различных речевых планов (39,1 % - 24,2 %).

В отличие от прозы В. Набокова, в текстах М. Булгакова регулярно употребляются вставки, передающие толкование слов или уточняющие их через усложнение (соответственно 2,2 % и 6 %, при среднем показателе 0,6 %), что связано с последовательной передачей в произведениях письменных текстов (в частности - дневника Бормен-таля). Этим мотивируется и регулярное использование вставок, актуализирующих зрительный образ, в «Собачьем сердце» (36,4 %), и отсутствие их в «Белой гвардии».

Пояснение собственных имен во вставках более характерно для «Белой гвардии» (2,2 %). Существенные различия наблюдаются в отношении дополнительной информации о персонаже и его окружающем мире (соответственно 13 % - 13 % в «Белой гвардии» и 3 % - 0 % в «Собачьем сердце»). Следовательно, в первом произведении подобная разноплановость при создании образов персонажей становится более актуальной. Кроме того, в «Белой гвардии» в большей степени проявляется и образ самого автора (дополнительная информация, связанная с ним - 2,2 %).

Значительное количество вставок, актуализирующих информацию основного предложения, в «Собачьем сердце» (9,2 %) объясняется передачей письменных текстов (различных графических средств акцентирования). Как и в прозе В. Набокова, наблюдается своеобразная компенсация во вставках эмоционально-оценочной информации и информации, имеющей характер сравнения: в «Собачьем сердце» используется только первая (3 %), а в «Белой гвардии» - только вторая (4,4 %).

Следовательно, данный анализ позволяет сделать вывод, что особенности количественного употребления вставных конструкций определенных функциональных типов последовательно прослеживаются лишь в общих чертах и в значительной степени связаны с особенностями конкретного произведения (содержательными, компо-

зиционными, повествовательными, жанровыми и т. д.). Однако характерные авторские приемы их использования выделяются тем не менее достаточно четко. Поэтому при определении стилевой манеры автора в плане использования вставных конструкций необходимо учитывать как основные тенденции и характерные, повторяющиеся приемы употребления вставок, так и те явления, которые определяются особенностями конкретного произведения. Совокупность данных подходов и позволяет выделить наиболее значимые черты индивидуального стиля писателя.

Библиографический список

1. Кулаковский, М. Н. Функции вставных конструкций в художественном тексте [Текст] / М. Н. Кулаковский // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - № 1. Том I (Гуманитарные науки). - С. 88-92.

Bibliograficheskij spisok

1. Kulakovskij, M. N. Funkcii vstavnyh konstrukcij v hudozhestvennom tekste [Tekst] / M. N. Kulakovskij // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2014. - № 1. Tom I (Gumanitarnye nauki). - S. 88-92.

Дата поступления статьи в редакцию: 09.02.2017 Дата принятия статьи к печати: 16.02.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.