Научная статья на тему 'ВСПЫШКИ КИШЕЧНЫХ ДИСФУНКЦИЙ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ВЫСОКОЙ КОНЦЕНТРАЦИЕЙ СУЛЬФАТОВ В ПИТЬЕВОЙ ВОДЕ'

ВСПЫШКИ КИШЕЧНЫХ ДИСФУНКЦИЙ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ВЫСОКОЙ КОНЦЕНТРАЦИЕЙ СУЛЬФАТОВ В ПИТЬЕВОЙ ВОДЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
18
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВСПЫШКИ КИШЕЧНЫХ ДИСФУНКЦИЙ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ВЫСОКОЙ КОНЦЕНТРАЦИЕЙ СУЛЬФАТОВ В ПИТЬЕВОЙ ВОДЕ»

УДК 616.34-008.63-02:613.32:546.226

ВСПЫШКИ КИШЕЧНЫХ ДИСФУНКЦИИ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ВЫСОКОЙ КОНЦЕНТРАЦИЕЙ СУЛЬФАТОВ

В ПИТЬЕВОЙ ВОДЕ

А. С. Ан, В. А. Дудина, Н. И. Недоступова

Санэпидстанция ст. Ташкент-1 Среднеазиатской железной дороги

Советскими исследователями в эксперименте установлено неблагоприятное действие на функцию желудочно-кишечного тракта человека и животных повышенной концентрации сульфатов в питьевой воде (А. И. Малевская; А. И. Бокина и И. С. Кан-дор). При концентрации сульфатов, равной 500 мг/л, отмечается незначительное, а при концентрации 1000 мг/л — достоверное снижение свободной кислотности желудочного сока. Сульфаты препятствуют всасыванию воды из кишечника, чем обусловливают понос. У животных понос наблюдается при концентрации сульфатов в питьевой воде 2500 мг/л. Для человека этот порог находится на более низком уровне. Известно, что ГОСТ 2874-54 «Вода питьевая» допускает наличие в воде сульфатов не более 500 мг/л.

В практике нередко наблюдаются случаи пользования населением высокоминерализованной водой, с большим содержанием сульфатов. Это характерно для мест с колодезным водоснабжением в зоне пустынь и полупустынь Средней Азии.

Примечателен известный факт адаптации местных жителей к минерализованной воде. Приезжие люди при употреблении воды с высоким содержанием сульфатов жалуются на поносы и чувство тяжести в желудке. Нам довелось наблюдать 2 аналогичных случая повышения концентрации сульфатов в воде артезианских скважин, питающих питьевые водопроводы 2 отдельных поселков.

В железнодорожном поселке ст. Шумилова Среднеазиатской железной дороги в 1961 г. пробурили разведочную скважину глубиной 140 м, которая вскрыла 4 водоносных горизонта. В I—II и IV горизонтах вода оказалась высокоминерализованной, а в III она имела плотный остаток 1330 мг/л, общую жесткость 12,4 мг/экв, сульфаты в концентрации 550 мг/л и хлориды в концентрации 34 мг. Учитывая отсутствие на станции других источников, санитарная организация железной дороги разрешила использовать для хозяйственно-питьевых целей воду из III водоносного горизонта.

В течение года скважину эксплуатировали без заметных изменений физико-хими-ческих показателей воды по сравнению с исходными. Но с февраля 1963 г. жители поселка стали отмечать ухудшение вкусовых качеств воды, появление горьковатого привкуса, особенно после кипячения. Наблюдались расстройства стула после употребления этой воды.

Лабораторным исследованием было установлено, что общая жесткость воды повысилась с 12,4 до 27,6 мг/экв, плотный остаток с 1330 дошел до 2290 мг/л, а количество сульфатов увеличилось с 571 до 1235 мг/л. Лишь количество хлоридов существенно не изменилось. Бактериологические показатели воды оставались неизменными и отвечали требованиям ГОСТ. При анкетном опросе населения 85% опрошенных указали на появление поноса после употребления воды из водопровода.

Причиной увеличения минерализации воды в скважине послужило нарушение плотности тампонажа вышележащих водоносных горизонтов в процессе эксплуатации и поступления воды из них в скважину.

У всех обратившихся за медицинской помощью с расстройством стула работники станционного здравпункта брали кал для исследования на возбудителя дизентерии. Случаи, при которых шигелл не обнаруживалось, диагностировали как энтерит или гастроэнтерит. Это обязывало работников санэпидстанции проводить в очагах ряд профилактических мероприятий, а также повторно обследовать на дизентерию переболевших при снятии их с учета.

Заболеваемость острыми кишечными заболеваниями в поселке в I и II кварталах 1963 г. резко возросла (18 и 44 заболевания) по сравнению с соответственным периодом 1962 г. (2 и 3 заболевания). Увеличение числа заболеваний группы острых кишечных заболеваний изменило соотношение острой дизентерии с остальными заболеваниями этой группы. Если в первом полугодии 1962 г. оно составляло 1 : 1,5, то в первом полугодии 1963 г. составило 1 : 8.

Это объяснялось неправильностью диагноза, поставленного больным. Следовало диагностировать у них функциональное расстройство кишечника, как рекомендует номенклатура заболеваний (см. класс IX «Болезни органов пищеварения», группа 52 «Прочие болезни кишечника и брюшины» за № 573). Но работники амбулаторно-по-ликлинической сети почти совсем не прибегали к этому диагнозу, чем вносили путаницу как в регистрацию заболевания, так и в противоэпидемические мероприятия.

В июле 1963 г. санэпидстанция предписала приостановить эксплуатацию скважины; был организован подвоз доброкачественной питьевой воды в автоцистернах. Заболеваемость поносом в поселке резко сократилась и не стала превышать уровня, свойст-

венного данному сезону в предыдущие годы. Такое положение сохранилось и после того, как в августе 1963 г. в поселке была пробурена новая эксплуатационная скважина с забором воды из III горизонта, благоприятного по солевому составу.

Второй аналогичный случай зарегистрирован на ст. Алмазар, где водоснабжение также осуществлялось из артезианской скважины. До января 1964 г. вода в водопроводе имела хорошие органолептические, химические и бактериологические показатели. С начала 1964 г. местные жители стали предъявлять жалобы на ухудшение ее вкусовых качеств и появление у них поноса. Содержание сульфатов поднялось до 1348 мг/л. Бактериальный состав соответствовал ГОСТ. Как и в поселке при ст. Шумилова, здесь регистрировали рост заболеваний острыми кишечными заболеваниями и ни в одном случае не диагностировали функционального расстройства кишечника.

В марте того же года скважину опечатали. Одновременно был организован подвоз воды в цистерне. Жалобы на понос сразу прекратились.

В августе 1964 г. была сдана в эксплуатацию вновь пробуренная скважина. Употребление воды из новой скважины не вызывало жалоб у населения. Содержание сульфатов в воде составляло 210 мг/л.

Выводы

1. Повышение концентрации сульфатов в питьевой воде в обоих случаях явилось причиной появления поноса среди местного населения.

2. Отнесение поноса функционального характера в группу острых кишечных заболеваний приводит к искажению эпидемиологической статистики.

3. Лечебные учреждения должны прибегать к диагнозу функционального расстройства кишечника, рекомендованному номенклатурой заболеваний.

ЛИТЕРАТУРА

Б о к и н а А. И. Гиг. и сан., 1956, № 2, с. 7. — О н а же, К а н д о р И. С. Там же, 1960, № 5, с. 14, —Малевская И. А. Там же, 1954, № 4, с. 117.

Поступила 9/VIII 1966 г.

УДК 616.995-084(-202)

ОПЫТ БОРЬБЫ С ГЕЛЬМИНТОЗАМИ В СЕЛЬСКИХ УСЛОВИЯХ

А. Г. Маевский, Г. Б. Ивков Тернопольская областная санэпидстанция

Значительное распространение геогельминтозов, в первую очередь аскаридоза, обусловлено природно-климатическими условиями и санитарно-гигиеническими показателями населенных пунктов. Известно, что наиболее благоприятные предпосылки для существования геогельминтов имеются в сельской местности. При отсутствии канализации и фекальном загрязнении почвы в местах выращивания овощей достижение полного оздоровительного эффекта без санитарного благоустройства населенных мест невозможно.

Динамика заболеваемости гельминтозом за 1958—1964 гг. в связи с некоторыми показателями оздоровительной работы, проведенной в Тернопольской области, приведена на рис. 1. В 1960 г. показатель общей пораженности населения был 34,2%, в том числе аскаридозом 25,6% и трихоцефалезом 8,7%. В 1964 г. среднеобластной показатель общей инвазированности составил 23,5%, в том числе заболевание аскаридозом 17,2% и трихоцефалезом 7,4%. В 1963 г., как и в предыдущие годы, наибольшая по-раженность аскаридозом (21,9—26,1%) отмечалась на севере и западе области (Кре-менецкий, Бережанский, Бучачский и другие районы), где распространены тяжелые серые оподзоленные грубопылеватые суглинки, оподзоленные черноземы с песчано-су-глинистым механическим составом или дерновые почвы с песчаным и легкосуглинистым механическим составом. Эти же районы характеризуются повышенным увлажнением и наибольшей облесенностью (грабовые, грабово-дубовые и реже хвойные леса).

Меньшая пораженность аскаридозом (14,2—14,8%) отмечается в центральных и восточных районах (Теребовлянский, Чортковский, Подволочисокий и др.); там распространены глубокие малогумусные деградированные черноземы с грубопылеватым легкосуглинистым механическим составом или лессовидные почвы. Интенсивные очаги трихоцефалеза совпадают с зоной наибольшего распространения аскаридоза неповсеместно и регистрируются не только на севере и западе, но и на юге и востоке, а так-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.