Научная статья на тему 'ВСПЫШКА ПИЩЕВОЙ ТОКСИКОИНФЕКЦИИ, ВЫЗВАННАЯ ПРОТЕЕМ '

ВСПЫШКА ПИЩЕВОЙ ТОКСИКОИНФЕКЦИИ, ВЫЗВАННАЯ ПРОТЕЕМ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
164
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВСПЫШКА ПИЩЕВОЙ ТОКСИКОИНФЕКЦИИ, ВЫЗВАННАЯ ПРОТЕЕМ »

в течение 30—35 дней был в основном равен более 300 (лишь в 1 колодце он не превышал 111), количество колоний в 1 мл снизилось с 80—310 до 2—17.

В химическом составе воды из 10 колодцев, где проводили ее обеззараживание, отмечены следующие изменения. Жесткость воды продолжала оставаться прежней либо возрастала на 0,1—1,3 мг-экв/л, содержание железа увеличилось на 0,002—0,025 мг/л, сухой остаток возрос на 3—205 мг/л, уровень хлоридов увеличился на 2—23 мг/л.

Выводы

1. Дозирующие патроны, выпускаемые Хустским керамическим заводом, обеспечивают достаточный бактерицидный эффект на протяжении 30—35 дней от момента погружения их в колодцы.

2. Диффузия активного хлора из дозирующего патрона в колодец и равномерное его распределение во всей толще воды проходят достаточно хорошо не только при подвешивании патронов на определенной глубине, но и при размещении их в непосредственной близости от дна колодцев.

3. Металлический каркас, с помощью которого патроны помещаются вблизи дна колодцев, не влияет на органолептические свойства воды; отмечается некоторое увеличение содержания железа (на 0,002—0,065 мг/л).

Поступила 22/11 1969 т.

УДК в1в.»в1.47-022.3в

вспышка пищевой токсикоинфекции, вызванная протеем

В. К. Гриценко, Ф. И. Брызгалову И. Н. Соболев

Среди пищевых токсикоинфекций бактериальной природы значительное место (по данным различных авторов, до 30%) занимают отравления, вызванные так называемыми условно патогенными бактериями — кишечной палочкой и ее разновидностями, палочкой Моргана, протеем и др. Расшифровка пищевых отравлений, вызванных условно патогенными бактериями, представляет определенные трудности для практических врачей в связи с разнообразием клинических проявлений и сложностью бактериологических исследований.

Поэтому вызывают интерес материалы расследования вспышки пищевого отравления, вызванной протеем, которую мы наблюдали в сентябре 1968 г. Вспышка возникла в организованном коллективе в результате употребления в пишу холодца, который был приготовлен с грубыми нарушениями санитарных правил и хранился в течение 18 часов при температуре свыше 30°.

Заболевание началось с урчания и болей в животе, жидкого стула. Осмотр и обследование пострадавших проводились в первые 4—12 часов от начала страдания. У обследованных отмечались однократная рвота, озноб, слабость, головная боль, отсутствие аппетита, боли в животе, жидкий стул до 5—6 раз в сутки, ложные позывы, тенезмы. У всех больных имелся серовато-белый налет на языке, температура тела повышалась до 37,6°.

При ректороманоскопии определялся катарально-слизистый проктосигмоидит (обращало на себя внимание обилие слизи.) Изменений в крови и моче не отмечено. Клиническое выздоровление наступило на 3—4-й день.

Для характеристики заболевания приводим выписку из истории болезни.

Больной JI., 21 года, в 18 часов 18/IX 1968 г. съел около 100 г холодца. Заболел в 6 часов 19/IX, когда появились общая слабость, тошнота, однократная рвота, схваткообразные боли и урчание в животе, жидкий стул, повторявшийся в течение дня до 5 раз. В момент осмотра (19/IX) состояние удовлетворительное. Температура тела 37,2°. Язык обложен серовато-белым налетом, урчание и болезненность по ходу поперечнообо-дочной кишки при ее пальпации. При ректороманоскопии обнаружено: складки слизистой оболочки на протяжении 20 см отечны, гиперемированы, с единичными подслизистыми петехиями, обилие слизи в просвете кишки и жидкий кал. При бактериологическом исследовании кала выделен вульгарный протей. Реакция агглютинации с сывороткой крови больного, взятой на 7-й день, и гретым при 70° в течение часа суточным аутоштаммом вульгарного протея, .а также со штаммом, выделенным из холодца, была положительной в титрах 1:200. Проведено лечение витаминами и биомицином (4,8 г на курс). Клиническое выздоровление наступило к 4-му дню от начала отравления. При ректороманоскопии на 6-й день картина нормальной слизистой оболочки.

Для выявления возбудителя, вызвавшего пищевое отравление, произведено бактериологическое исследование холодца, смывов с объектов пищеблока и испражнений заболевших. Первичный посев холодца и смывов проводился на бактоагар Плоскирева, Эндо,

кровяной агар, среды Никодемуса, Китт — Тароцци, Мюллера, солевой 6,5 и 10% бульон. Для определения титра бактерий соответствующие разведения холодца засевались на сахарный бульон и по методу [Дукевича. Испражнения больных засевались на среды Плоскирева, Эндо, Мюллера. Дальнейшая идентификация выделенных бактерий производилась по морфологическим, культуральным, биохимическим и серологическим свойствам. В результате исследования шигеллы, сальмонеллы, энтеропатогенные кишечные палочки, клостридии и стафилококки не были выделены.

В холодце, смывах и испражнениях у некоторых больных обнаружен вульгарный протей. Титр протея в холодце составлял 10"в. Выделенные культуры протея были типичными по морфологическим, культуральным и биохимическим свойствам, имели идентичные и Н-антигены, определенные с помощью феномена Дениса, и обусловливали реакцию агглютинации с сыворотками крови больных, взятых на 7-й день заболевания в разведениях 1:100—1:200. Реакция агглютинации с сыворотками крови контрольной группы (5 человек) и выделенными культурами вульгарного протея оказалась отрицательной.

Выводы

1. Описанный случай пищевой токсикоинфекцни возник в результате употребления в пищу холодца, приготовленного с нарушением санитарных правил, и был вызван вульгарным протеем.

2. Клинически у большинства заболевших отмечался синдром острого энтероколита. Ректороманоскопические и клинические данные были близки к картине острой дизентерии легкой степени.

Поступила 13/11 1969 г.

УДК 613.5:69.025 >

к вопросу о гигиенической оценке поливинилхлоридных плиток для покрытия полов в квартирах

И. А. Дьячук

Санэпидотдел Комратской районной больницы. Молдавская ССР

Проведено исследование выделения токсических веществ из поливинилхлоридных плиток в лабораторных условиях и в процессе эксплуатации квартир с поливинилхлоридны-ми полами. Путем опроса жильцов и непосредственных наблюдений выявлялись наличие и интенсивность запахов в квартирах, жалобы на головную боль и другие признаки интоксикации. Проводилось физиолого-гигиеническое изучение влияния выделяемых пластиками веществ: определялись функциональное состояние нервной системы — неврологический статус, артериальное давление, состояние пульса. Обращалось внимание на склонность к простудным заболеваниям, изменения слизистых оболочек дыхательных путей, признаки нарушения функции желудочно-кишечного тракта и других систем организма.

Исходя из литературных данных о теплозащитных свойствах полов из поливинилхлоридных плиток, мы изучали их влияние на микроклимат в квартирах, полы которых были покрыты ими (ТУ УССР 21-226-67 треста «Одесстройматериалы»). Одновременно изучали микроклимат в аналогичных квартирах с деревянными полами того же дома. Определяли температуру воздуха и влажность на уровне 0,5 и 1,5 м от пола в гостиных и спальных комнатах, а также скорость движения воздуха (отопление в квартирах центральное).

При одинаковых условиях отопления температура воздуха в комнатах с поливинил-хлоридными полами была на 0,5—1° ниже, чем в комнатах с деревянными полами. В комнатах с поливинилхлоридными полами разница температур на высоте 0,5 и 1,5 л от пола была более резко выражена; относительная влажность также была выше на 5—10%.

Жильцы квартир с поливнилхлоридными полами предъявляли жалобы на ощущение зябкости, резкое охлаждение ног и частые простудные заболевания.

Выделение поливинилхлоридными плитками летучих веществ изучалось как в лабораторных, так и натурных условиях. Анализ проводился токсикологической лабораторией республиканской санэпидстанции. Плитки исследовали в камере, моделирующей условия, аналогичные тем, которые создаются в квартирах при их эксплуатации (объем камеры 170 л, площадь плиток 2 л2 на 1 м3 емкости, кратность воздухообмена 0,5).

Плитки исследовали через 8 месяцев после получения их с завода. Содержание хлористого винила в плитках колебалось в течение 22 суток от 1,69 до 6,75 мг/м2 при 20° и составляло 6,53 и 0,95 мг/м2 через сутки при 40 и 60°. Концентрация ДБФ при 20°

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.