Научная статья на тему 'Вспомогательная сельская полиция в России до крестьянской реформы 1861 года'

Вспомогательная сельская полиция в России до крестьянской реформы 1861 года Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
373
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вспомогательная сельская полиция / сотский / пятидесятский / десятский / староста / реформа / Екатерина II / Павел I / Auxiliary Rural Police / Sotskiy (Hundred) / P ́yatidesytskiy (Pentecostal) / Des ́yatskiy (Tenth) / Starosta (Elder) / reform / Catherine II / Pavel I

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рагунштейн Арсений Григорьевич

Статья посвящена развитию института вспомогательной сельской полиции в России до середины XIX в. Особое внимание уделено развитию института сотских, пятидесятских и десятских, их особому статусу в системе сельской администрации до крестьянской реформы 1861 г. Институт сотских, пятидесятских и десятских известен со времѐн Древней Руси. В ранний государственный период сотские, пятидесятские и десятские, наряду с сельскими старостами были главным органом обеспечения общественной безопасности. Они выполняли широкий круг обязанностей от поиска преступников до поимки бродяг и сбежавших крестьян. Они так же контролировали производство алкоголя на вверенной территории, конвоировали задержанных лиц в суд, следили за соблюдением правил ведения торговли и выполняли множество других обязанностей. Фактически Сотские, пятидесятские и десятские были низовым звеном вспомогательных полицейских органов в России с древних времѐн до крестьянской реформы 1861 года. В статье даѐтся анализ правового статуса должностных лиц сельской полиции, включая квалификационные требования права и обязанности возлагавшиеся на них. Даѐтся анализ причин создания института вспомогательной сельской полиции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Рагунштейн Арсений Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Auxiliary Rural Police In Russia Before The Peasant Reform Of 1861

The article is devoted to the development of the Institute of Auxiliary Rural Police in Russia until the middle of the 19th century. Special attention is paid to the development of the Institute of 1861, Sotskiy (Hundred), P ́yatidesytskiy (Pentecostal), Des ́yatskiy (Tenth), their special status in the system of rural administration before the peasant reform. In the early state period, the Sotskiy (Hundred), P ́yatidesytskiy (Pentecostal) and Des ́yatskiy (Tenth), along with the Starosta (Elder), were the main body for public safety. They carried out a wide range of duties from finding criminals to catching vagrants and escaped peasants. They also controlled the production of alcohol in the entrusted territory, escorted detainees to court, monitored compliance with the rules of trade and performed many other duties. In fact, the Sotskiy (Hundred), P ́yatidesytskiy (Pentecostal), Des ́yatskiy (Tenth) were the grassroots of auxiliary police bodies in Russia from ancient times until the peasant reform of 1861. The article provides an analysis of the legal status of rural police officials, including the qualification requirements of the right and the duties assigned to them. An analysis of the reasons for the establishment of an institution of an auxiliary rural police force is given.

Текст научной работы на тему «Вспомогательная сельская полиция в России до крестьянской реформы 1861 года»

Традиционно в завершении работы принято подводить какие-то итоги, делать обобщающие выводы. В данном случае мы откажемся от этой практики. Высказав некоторые свои соображения в тексте статьи, мы представляем читателю сформировать самостоятельное мнение о борьбе с контрреволюцией в Нижегородской губернии в 1918 - 1920 гг.

Библиографический список

1. Демичева Н.А. Легитимизация присоединения Новгородской земли к Москве в московском летописании XV-XVI вв. // История государства и права. 2014. № 17. С. 16-22.

© Рагунштейн А.Г.

УДК 342.951 (091)

DOI: 10.24411/ 2309-1592-2020-10010

ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ СЕЛЬСКАЯ ПОЛИЦИЯ В РОССИИ ДО КРЕСТЬЯНСКОЙ РЕФОРМЫ 1861 ГОДА

Рагунштейн Арсений Григорьевич, кандидат исторических наук Курский государственный университет e-mail: ra2unshtevn@2mail.com

Аннотация. Статья посвящена развитию института вспомогательной сельской полиции в России до середины XIX в. Особое внимание уделено развитию института сотских, пятидесятских и десятских, их особому статусу в системе сельской администрации до крестьянской реформы 1861 г. Институт сотских, пятидесятских и десятских известен со времён Древней Руси. В ранний государственный период сотские, пятидесятские и десятские, наряду с сельскими старостами были главным органом обеспечения общественной безопасности. Они выполняли широкий круг обязанностей от поиска преступников до поимки бродяг и сбежавших крестьян. Они так же контролировали производство алкоголя на вверенной территории, конвоировали задержанных лиц в суд, следили за соблюдением правил ведения торговли и выполняли множество других обязанностей. Фактически Сотские, пятидесятские и десятские были низовым звеном вспомогательных полицейских органов в России с древних времён до крестьянской реформы 1861 года. В статье даётся анализ правового статуса должностных лиц сельской полиции, включая квалификационные требования права и обязанности возлагавшиеся на них. Даётся анализ причин создания института вспомогательной сельской полиции.

Ключевые слова: вспомогательная сельская полиция, сотский, пятидесятский, десятский, староста, реформа, Екатерина II, Павел I

Проблема обеспечения законности и правопорядка в сельской местности - одна из наиболее острых в современной России. Несмотря на наличие разветвленного аппарата органов внутренних дел, сельская местность, зачастую, оказывается вне поля зрения правоохранительных

органов. Не все преступления совершённые здесь пресекаются или раскрываются. Сложности возникают даже с фиксацией противоправных действий, если только они не носят тяжкий характер. Сокращение численности сельского населения частично решает эту проблему. Но, в то же время, появляются деревни, географически отдалённые от крупных населённых пунктов, в которых проживает лишь небольшое число жителей. Поддерживать законность в них крайне проблематично. Не всегда сотрудники полиции имеют возможность на регулярной основе поддерживать там порядок. Наше государство уже сталкивалось с подобной проблемой, которая была успешно решена благодаря созданию системы выборных должностных лиц (фактически, это вспомогательная полиция) с широкими правоохранительными задачами - сотских, пятидесятских и десятских.

В научных исследованиях данной проблематике до настоящего времени не было уделено должного внимания. В советский период времени роль сельской администрации в целом, и полицейских органов в частности, рассматривалась лишь с негативной стороны. Они рассматривались как проводники политики царского самодержавия. Такой

позиции придерживались известные российские исследователи

1 2 Н.М. Дружинин и П.А. Зайончковский . Подобная позиция трактовалась

классовым подходом к русскому обществу, где любые представители

администрации рассматривались как элемент самодержавного правления.

Следовательно, они не могли приносить пользы для крестьянского

общества. Однако, стоит отметить, что рамки их исследований

ограничивались периодом проведения крестьянской реформы. К

сожалению, до настоящего времени полноценного исследования роли

сельских должностных лиц в охране правопорядка проведено не было. В

то же время, изучение данной проблематики позволило бы решить, в том

числе и многие современные проблемы.

В период формирования древнерусского государства перед жителями сельских поселений встала дилемма обеспечения правопорядка на своих землях. При малой плотности населения, большой разбросанности сельских поселений и сложностью с проходимостью дорог, обеспечение общественной безопасности и задержание преступников было одной из самых актуальных и насущных проблем. Решать их приходилось с учётом создавшихся реалий.

В случае появления «лихих людей» у сельских поселений, крестьяне не всегда могли рассчитывать на защиту со стороны княжеской власти. Зачастую, им самим приходилось разыскивать и задерживать

1 См. Дружинин Н.М. Русская деревня на переломе. 1861-1880 гг. М., 1978. - 287 с.

2

См. Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. М., 1968. - 369 с.

преступников обосновавшихся в глухих лесах и болотах. Учитывая это, крестьяне пытались самостоятельно обеспечить безопасность своих селений от противоправных посягательств.

Уже в «Русской правде» были зафиксированы обязанности жителей общины задерживать и предавать суду преступников. Для этого использовались такие процессуальные действия как «свод» (сбор свидетельских показаний), «заклич» (объявление о совершённом преступлении) и «гонение следа» (поиск преступника по следу или вещественным доказательствам). Это позволяло членам общины, совместно с представителями княжеской администрации, быстро выявлять преступников. В противном случае им приходилось платить «дикую виру» - штраф, раскладываемый на всех членов общины. Поскольку для крестьянского населения это было крайне разорительно, не удивительно, что обеспечение безопасности и правопорядка на землях общины было одной из ключевых функций выборных должностных лиц. Прежде всего, это касается должности сотского, пятидесятского и десятского.

Должность сотского известна с древнейших времён. В частности, в Уставной белозёрской грамоте 1488 г. указывалось, что сотские обязаны были дважды в год накануне Петрова дня и Рождества собирать «корм» для наместника и его должностных лиц и отвозить его в город.1

В Судебнике 1497 г. было установлено ограничение для судебного произвола бояр. Управитель мог выносить решение лишь вместе с «добрыми людьми» (ст. 38). Если «добрые люди» из числа крестьян или детей боярских замечали процессуальные ошибки или нарушения, либо считали, что боярин выносил неправосудное решение, они должны были обратиться к великому князю. В то же время, они могли ужесточить наказания для татя, если он являлся рецидивистом. Для этого требовалось коллективное решение 5-6 добрых людей.

Аналогичная норма содержалась и в Уставной грамоте, данной 7 апреля 1506 г. переяславским рыболовам. Она устанавливала обязанность для волостеля осуществлять суд лишь в присутствии общинного старосты

Л

и «добрых людей». При этом под «добрыми людьми», вероятнее всего, подразумевался достаточно широкий круг лиц имевших хорошую репутацию и не привлекавшихся к ответственности за уголовные преступления.

Аналогичная норма содержалась и в Уставной грамоте, пожалованной 29 июля 1509 г. бобровникам Каменского стана. Без «лучших людей» ловчий и его тиуны не могли вершить суд. Благодаря данным мерам

1 Памятники русского права. Вып. 3. М.,1955. С. 170-171.

Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV - начала XVI в. Т. III. М., 1964. №25. С. 44.

3 Там же. С. 48-49.

появилась возможность ограничивать судебный произвол. В то же время, крестьяне и посадские жители привлекались к обеспечению правопорядка, что было карйне важно для поддержания социальной стабильности в обществе.

В 1539 году были изданы Губные грамоты Белозерского и Каргапольского уезда. В каждой волости («губе») было велено провести собрание населения и выбрать 3-4 человек из числа детей боярских, которые владеют грамотой. Им в помощь выделялись сотские, десятские и добровольцы из числа крестьян (человек 5-6) для поимки преступников. Вместе с губными головами на крестьян возлагали обязанности разыскивать и задерживать преступников, проводить «обыски» с целью задержания подозреваемых, использовать пытки для получения показаний. В случае отказа в помощи губному голове, крестьяне наказывались штрафом и были обязаны возместить убытки потерпевшему в двойном размере.1

К сожалению, губная реформа проводилась неравномерно. Губные грамоты в ХУ-ХУ1 вв. были изданы, в основном, для ряда северных и северо-западных уездов и городов - Белоозера, Каргополя, Вятки, Вельского стана Важского уезда, части Устюжского уезда, Соли Галицкой, Пскова, Хлынова, Слободы и других селений.

Характеризуя правоохранительную политику русского государства в ХУ-ХУ1 вв., И.Б. Михайлова отметила, что созданная в этот период система самоуправления была необходима государству для жесточайшей борьбы с преступностью, в которой царская власть опиралась, в том числе, и на уездных служилых людей и верхушку крестьянства.2

Примерно в ХУ-ХУ1 вв. в России появились должностные лица княжеской и царской администрации, которые профессионально занимались поиском уголовных преступников. К таковым можно отнести недельщиков, которые упоминаются в Судебнике 1497 г. (ст. 28-38), Судебнике 1550 г. (ст. 53) и Соборном уложении 1649 г. (гл. Х). В ХУ1 в. к ним присоединились губные старосты и сыщики, которые выполняли самые разнообразные правоохранительные функции. Однако, в сельской местности эффективность их деятельности по-прежнему зависела от взаимодействия с крестьянским населением. Без помощи местных жителей невозможно было выследить скрывающихся в тайных укрытиях воров, грабителей и убийц. И уж тем более без их содействия было сложно

1 Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею Императорской Академии наук. Т. 1. СПб., 1836. №187. С. 163-165; Дополнения к актам историческим. Т. 1. СПб., 1846. №31. С. 32-33.

Михайлова И.Б. «А старостам татины и розбойные дела делати»: повседневная судебная практика в Московском государстве конца XV-XVI вв. // История повседневности. 2016. №2. С. 103.

бороться с бандитизмом, который стал настоящей проблемой государственных органов власти, особенно в период Смутного времени.

Даже к середине XVII в. власти не смогли отказаться от помощи крестьянства в охране правопорядка в сельской местности. 22 января 1669 г. были изданы Новоуказные статьи о татебных, разбойных и убийственных делах. Причиной его издания стал рост преступности. Ст. 116 устанавливала, что в городах, посадах и уездах следовали выбирать из местных жителей десятских, пятидесятских и сотских из людей «добрых и прожиточных, а не воров». Их основной задачей был розыск преступников совместно со служилыми людьми. Отыскав лицо совершившее преступление, они должны были передавать их сыщикам.1

20 января 1695 г. был издан царский указ о выборе в ямских слободах десятских. Указ устанавливал, что из жителей слобод следовало выбирать десятских. Их основной задачей была проверка людей, которые останавливаются на постой, не допускать безконтрольной продажи алкоголя на территории слободы, даже если её осуществляют дворяне и дети боярские. 2 Для государства было крайне важно, чтобы на территории ямских слобод не нарушалась государственная винная монополия. Именно поэтому десятским и старостам предписывалось доносить о любом случае открытия нелегальной корчмы.

Выборы должностных лиц выполнявших правоохранительные функции были одной из главных задач вступавших в должность воевод. Об этом свидетельствуют многочисленные царские указы. Так 1 сентября 1697 г. был издан царский указ, согласно которому ближнему боярину князю Михаилу Яковлевичу Черкасскому, назначенному воеводой Сибирским и Тобольским, велено было отправляться на место своего назначения. В соответствии со ст. 22 указа, воеводе надлежало «для береженья от воровства и от побегу» выбирать из числа пашенных крестьян старост, целовальников и десятских, из числа «лучших людей». В случае выявления побегов или преступлений, старосты, целовальники и десятские должны были задержать виновника и передать его приказчику

3

для определения наказания.

1 «Новоуказные статьи о табебных, разбойных и убийственных делах» от 22 января 1699 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собрание Первое. 1649-1825 гг. / под ред. М. М. Сперанского. 1649-1825 гг. В 45 тт. СПб., 1830. Т. I. Ст. 441. С. 798. (далее - ПСЗ-I)/

2 Именной, объявленный из приказа Большой казны Ямскому приказу «О выборе в ямских слободах десятских для смотрения, чтобы в оных слободах не было кормчей продажи питей» от 20 января 1695 г. // ПСЗ-I. Т. III. Ст. 1503. С. 195-196.

3 Наказ Ближнему боярину князю Черкасскому, назначенному в Тобольск воеводой «Об управлении казёнными земскими и военными делами» от 1 сентября 1697 г. // ПСЗ-I. Т. III. Ст. 1594. С. 360.

В тот же день был издан указ о назначении в Верхотурье воеводы стольника Кузьмы Петровича Котова. Ему так же предписывалось следить, чтобы старосты, целовальники и десятские тщательно надзирали за соблюдением государственной винной монополии, берегли крестьян от побегов и ловили разбойников. Пойманных преступников следовало передавать приказчикам для наказания по закону. 1

В 1701 г. в наказе нерчинскому воеводе царь приказал по прибытии на место провести во всех сельских селениях выборы старост и десятских. Они должны были надзирать за тем, чтобы они смотрели за появлением на их территории «гулящих людей» и «смотря по вине, смиряли» их.2

Таких примеров много, что свидетельствует о большой важности вспомогательной сельской полиции для обеспечения законности и правопорядка в сельской местности.

Поскольку в середине ХУШ в. происходил рост преступности, представители губернской и уездной администрации были вынуждены прибегнуть к помощи войсковых команд для эффективного поиска наиболее опасных преступников. Но такая практика продолжалась недолго. Уже 14 июня 1762 г. был издан сенатский указ о возвращении воинских команд, находящихся в распоряжении сыщиков, в свои полки, а имеющиеся под их караулом преступники и колодники передавались губернским, провинциальным и воеводским канцеляриям по месту пребывания. Кроме того, указ возложил обязанность поимки преступников на помещиков, их приказчиков или старост. В Дворцовых и синодальных владениях безопасность возлагалась на управителей, сотских и десятских по месту нахождения. Десятские и сотские по деревням должны были надзирать за безопасностью в селениях и, при обнаружении подозрительных лиц, задерживать их и доставлять в губернские, провинциальные или воеводские канцелярии. После этого, им следовало оказать всяческую помощь в расследовании, которое должны были проводить губернаторы, воеводы и сыщики. За ненадлежащее исполнение обязанностей десятские сотские должны были быть подвергнуты штрафу,

3

в зависимости от ступени вины.

1 Наказ Верхотурским воеводам «Об управлении казенными, земскими и военными делами» от 1 сентября 1697 г. // ПСЗ-1. Т. 3. Ст. 1595. С. 391.

Наказные статьи Нерчинскому воеводе «Об управлении казенными, земскими и военными делами» от 5 января 1701 г. // ПСЗ-1. Т. 1У. Ст. 1822. С. 120-121.

Сенатский, в иследствие именного 28 мая «О возвращении сыщиков, состояших в губерниях для искоренения воров и разбойников, к своим командам, и о возложении сей обязанности на помещиков деревень, на управителей Дворцовых волостей и на сотских и десятских вотчин Синодального ведомства» от 14 июня 1762 г. // ПСЗ-1. Т. ХУ. Ст. 11573. С. 1043.

Таким образом, обеспечение безопасности и правопорядка в сельской местности снова оказалось в руках выборных должностных лиц из числа крестьянства. Несмотря на фактическое выполнение правоохранительных функций, длительный период времени права сотских и десятских не были прописаны. Им приходилось полагаться на сложившуюся правовую традицию, что зачастую приводило к скандалам и обвинениям в превышении должностных полномочий. Лишь в период правления Екатерины II был окончательно урегулирован данный вопрос. 19 декабря 1774 г. императрица издала «Инструкцию сотскому со товарищи», которая стала важной вехой в осуществлении охраны правопорядка в сельской местности.

С этого момента сотские, пятидесятские и десятские избирались в начале декабря каждого года по инициативе управителя, казначея или приказчика селения. Кандидаты подбирались из числа «достаточных и не подозрительных людей» крестьянского сословия, по очередности. После проведения выборов, сотских пятидесятских и десятских следовало отправить в уездную канцелярию для приведения к присяге (п. 25).1

«Инструкция» строго установила иерархию сельского самоуправления. Пятидесятские и десятские должны были строго исполнять указания сотского. Десятские находились в подчинении пятидесятского и доносили ему обо всех событиях на вверенной территории. Те же, в свою очередь сообщали обо всём сотскому, который докладывал о происшествиях в канцелярию (п. 23).

Помещики, приказчики и казначеи не имели право отправлять сотского пятидесятского или десятского на какие либо работы и отвлекать от исполнения прямых обязанностей по поддержанию порядка или отправлять за пределы сотни (п. 23).2

Чтобы ограничить произвол со стороны сотских, старост, управителей и других должностных лиц «Инструкция» вводила запрет на любые поборы и повинности, кроме установленных законом (п. 17).

Чтобы сотские, пятидесятские и десятские не злоупотребляли своими властными полномочиями, «Инструкцию сотскому со товарищи» следовало зачитывать священникам еженедельно во всех селениях (п. 24).4 «Инструкция» установила чёткие обязанности представителей сельской вспомогательной полиции. Первой и наиболее важной обязанностью сотских было соблюдение церковного благочиния на территории вверенного ему селения. В частности, сотские, а так же

1 «Инструкция сотскому со товарищи» от 19 декабря 1774 г. // ПСЗ-Г Т. XIX. Ст. 14231. С. 1080.

2 Там же. С. 1079-1080.

3 Там же. С. 1076.

4 Там же. С. 1080.

помещики, управители и приказчики должны были надзирать, чтобы в воскресенье, в великие церковные праздники и в дни императорских именин дворовые люди и крестьяне ходили в церковь к Божественной литургии и соблюдали пост (п. 1).

Сотским, старостам и другим выборным людям селения следовало выискивать раскольников, еретиков, кликуш и волшебников для передачи их в воеводскую канцелярию. Так же им следовало выявлять лиц, которые переходят из православия в иудаизм или ислам и сообщать об этом властям (п. 2). Сотскому надлежало следить так же за строительством на своей территории новых часовен. В случае нарушения запрета об этом следовало сообщить в канцелярию (п.11).1

В России традиционно считалось, что соблюдение церковных обычаев является главным признаком законопослушного подданного. Поэтому не удивительно, что соблюдению церковного благочиния в «Инструкции» было отдано столь важное место.

Вторым направлением деятельности сотских было обеспечение общественного порядка. Для этого им следовало искоренять и ловить воров и разбойников, а так же беглых солдат, матросов и рекрутов. Если таковые лица задумают провозглашать в селениях антиправительственные манифесты или прозывать к мятежам и бунтам, их следовало доставлять в воеводскую канцелярию. То же касалось и задержанных беглых крестьян. Помощь в этом должны были оказывать помещик и их управляющие. Если таковых поблизости не было, сотский имел право призвать на помощь крестьян из ближайшего селения (п. 3).2

В ведении сотского входило так же наблюдение и, при необходимости, задержание всех «под видом нищих, шатающихся без паспортов и без письменных покормежных» (п. 4). При этом, под праздно шатающимися понимались любые лица находящиеся далее 30 верст от постоянного места жительства. Такие лица должны были иметь специальные паспорта. Все слепые, дряхлые и увечные должны были быть доставлены в воеводскую канцелярию. То же качалось бродячих лекарей, которые заявляли, что умеют лечить (п. 4).

В случае появления на подведомственной ему местности лиц, которые призывали крестьян бежать за границу или в другие места, таких следовало немедленно задержать и доставить в канцелярию для допроса. Крестьян же следовало удерживать от побегов, а упорствующих так же доставлять в канцелярию (п. 13).4

1 Там же. С. 1067, 1075.

2 Там же. С. 1068-1070.

3 Там же. С. 1070.

4 Там же. С. 1075.

Однако, учитывая классовый характер общества, в отношении знатных особ и помещиков данное правило не действовало. Напротив, сотскому надлежало оказывать им всяческую помощь, даже несмотря на отсутствие подорожных документов и паспортов. Таких лиц следовало располагать на постой в селении, не требуя за это платы. Если сотский сомневался в знатности приехавшего на вверенную ему территорию лица, то об этом следовало доложить в канцелярию, для разбора дела, не допуская конфликта между местными крестьянами и проезжающими знатными лицами (п. 15).1

Сотские и его подчинённые так же должны были обеспечить расквартирование воинских команд, если они расположиться на вверенной им территории (п. 17).

Сотский так же должен был надзирать за наличием на вверенной ему территории незаконных винокурен, а так же незаконных корчевен в которых продавались пиво и медовуха. Виновных в подобной деятельности сотский, при помощи приказчиков и старост, должен был доставлять в воеводскую канцелярию под караулом (п. 5).

Если воеводская канцелярия посылала в селение своего представителя для рассмотрения дела по обвинению в краже или незаконной продаже алкоголя, сотскому следовало оказывать ему всяческую помощь, под страхом наказания (п. 16).

Сотский в период проведения торгов и ярмарок должен был надзирать за тем, чтобы на них не продавались сильнодействующие яды - мышьяк, купорос, сулема, цылибуха, «крепкая водка», купоросное янтарное масло (п. 6).4 Всё

это должно было приобретаться лишь в аптеках по специальным рецептам. Таким образом, сотский должен был оберегать своих односельчан от неоправданного применения в криминальных целях.

Благодаря проведённой Екатериной II реформе был окончательно определён правовой статус должностных лиц сельской вспомогательной полиции. В то же время, на них возложили множество обязанностей самого разнообразного характера, от надзора за соблюдением церковного благочиния и охраны общественного порядка до поиска преступников и контроля над торговлей. Впервые были чётко определены критерии подбора кадров на должности сотских и десятских, порядок их назначения и система подчинения уездной администрации.

Однако, система вспомогательной сельской полиции, созданная Екатериной II, подверглась значительной трансформации в период правления Павла I. В ходе проведенной 7 августа 1797 г.

1 Там же. С. 1076.

2 Там же. С. 1077.

3 Там же. С. 1076.

4 Там же. С. 1071-1072.

административной реформы, селения Казенного ведомства были разделены на волости. Каждая волость теперь состояла из 3000 ревизских душ. В каждой волости определялось центральное селение и выбирался волостной голова, которому подчинялось правление. Оно должно было состоять из волостного головы, старосты селения и писаря. Волостного голову и писаря должны были выбирать на два года все жители волости, а сельских выборных лиц на один год.

На волостного голову возлагались следующие обязанности:

1. Обнародовать царские указы и доводить их до населения;

2. Толковать узаконения на сельских сходах;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Следить за церковным благочинием жителей;

4. Оберегать селение от болезней, эпидемий и эпизоотий и пожаров;

5. Следить за состоянием мостов и дорог и проводить их ремонт по необходимости;

6. Следить за соблюдением на торгу мер и весов;

7. Следить за присутствием в волости преступников и подозрительных лиц;

8. Не допускать незаконной продажи алкоголя;

9. Собирать подати и сборы;

10. Предоставлять лошадей для ямской службы.1

Кроме того, волостной голова должен был выступать в качестве медиатора по маловажным ссорам и искам от жителей волости, следить за вдовами и сиротами.2

В каждой волости должны были быть проведены выборы представителей от крестьян «добрых поведением, примерных в хозяйстве». Надзор за выбранными сельскими и деревенскими старостами, смотрителями и десятскими возлагался на волостного голову. 3

По указанию Павла I, были расширены полномочия выборных лиц крестьянских селений Казенного ведомства. При возникновении необходимости волостной голова через десятских доводил до крестьян указание собраться в установленное время в нужном месте. На собрании должен был присутствовать один представитель мужского пола от каждого крестьянского хозяйства. На сходе крестьяне должны были слушать указания «во всякой тишине» и быстро исполнять то, что им будет приказано. За неповиновение или не прибытие на сход, крестьянское

1 Высочайше утверждённый доклад Экспедиции государственного хозяйства «О разделении казенных селений на волости и о порядке внутреннего их управления» от 7 августа 1797 г. // ПСЗ-1. Т. ХХ1У. Ст. 18082. С. 672-673.

2 Там же. С. 674.

3 Там же. С. 674.

хозяйство наказывалось штрафом в 50 коп., а за нарушение порядка на сходе в 2 рубля.1

За свою работу волостной голова получал жалование в размере 20 рублей, писарь правления - 15 рублей, сельские выборные - по 10 рублей в год. Кроме того, они освобождались от всех нарядов и работ, кроме выплаты казённых податей. Десятские должны были избираться, по возможности, помесячно и поочередно, без выплаты им вознаграждения, с сохранением всех податей и иных повинностей.2

Указания волостного головы, писаря и сельского старосты были обязательны для исполнения. За неподчинение указаниям волостного головы, крестьянин штрафовался на 1 рубль, указаний писаря или старосты - полтина (50 коп.). За попытку поднять руку на должностных лиц штраф утраивался, а виновный наказывался тюрьмой или обязательными работами. 3

Помимо чисто хозяйственных функций сельские старосты и десятские наделялись и правоохранительными функциями. В их обязанности входил поиск подозрительных людей, беглых крестьян и преступников. Их следовало взять под стражу и донести об этом волостному голове, а тот сообщал об этом земскому комиссару или исправнику. К ним и приводили

4

задержанных лиц.

С небольшими изменениями система обеспечения правопорядка, созданная в период правления Екатерины II и Павла I, просуществовала вплоть до проведения Крестьянской реформы 1861 г. Она успешно показала себя и позволяла ликвидировать проявления криминального характера в крестьянской массе. Сотские, пятидесятские и десятские стали основной силой для поддержания правопорядка в сельской местности. Именно на них была возложена обязанность

Таким образом, завершился длительный период эволюции правового статуса сельских выборных должностных лиц, ответственных за обеспечение безопасности и правопорядка. Зародившись ещё в период средневековья, этот институт самоуправления позволил эффективно поддерживать законность в сельской местности. Благодаря наличию выборных старост, сотских и десятских государству не приходилось отвлекать значительные силы и средства на содержания в сельской местности значительного штата правоохранительных органов. Мультифункциональность сельских выборных должностных лиц позволила крестьянским общинам существовать в относительной автономии даже в период расцвета крепостного права. Благодаря развитой

1 Там же. С. 675.

2 Там же. С. 674.

Там же. С. 674.

4 Там же. С.675-676.

системе органов сельского самоуправления, наиболее достойные и подготовленные крестьяне получали возможность реализовывать свои административные и правоохранительные способности.

Библиографический список

1. Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV -начала XVI в. Т. III. М.: Наука, 1964. №25. - 688 с.

2. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею Императорской Академии наук. Т. 1. СПб.: В тип. II Отд. Собственной Е.И.В. Канцелярии, 1836. - 491 с.

3. Дополнения к актам историческим , собранные и изданные Археографической комиссией. Т. 1. СПб.: В тип. II Отд. Собственной Е.И.В. Канцелярии, 1846. -400 с.

4. Дружинин Н.М. Русская деревня на переломе. 1861-1880 гг. М.: Наука, 1978. -287 с.

5. Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. М.: Просвещение, 1968. - 369 с.

6. Михайлова И.Б. «А старостам татины и розбойные дела делати»: повседневная судебная практика в Московском государстве конца XV-XVI вв. // История повседневности. 2016. №2. С. 93-106.

7. Памятники русского права. Вып. 3. М.: Гос. изд-во юрид. лит., 1955. - 527 с.

© Сорокин А.А.

УДК 94(47).082

DOI: 10.24411/ 2309-1592-2020-10011

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И ВОПРОС О РЕФОРМЕ ВОЛОСТНОГО СУДА В 1890-е ГОДЫ

Сорокин Александр Анатольевич, кандидат исторических наук, Национальный исследовательский Нижегородский университет

им. Н.И. Лобачевского, e-mail: skaliger1989@yandex.ru

Аннотация. В статье впервые исследуется позиция министерства внутренних дел Российской империи в отношении реформы крестьянского волостного суда в 1890-е гг. В качестве источниковой базы выступают материалы губернских совещаний по вопросам, относящимся к пересмотру законодательства о крестьянах. Автор выделяет разработанные губернскими совещаниями проекты реформы волостного суда. К числу предложенных совещаниями реформ волостного суда относились изменение системы выборов судей, изменение их количества и срока их службы. Рассматривается реакция ведущих периодических изданий и публицистов на попытки пересмотра законодательства о крестьянах министерством внутренних дел.

Ключевые слова: волостной суд, волостной писарь, выборы, губернские совещания, крестьяне, министерство внутренних дел, реформа местного суда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.