Научная статья на тему 'ВСПОМИНАЮЩИЙ СУБЪЕКТ И ЖАНРОВОЕ ПОЛЕ ЛИЧНЫХ ВОСПОМИНАНИЙ В КИБЕРПРОСТРАНСТВЕ'

ВСПОМИНАЮЩИЙ СУБЪЕКТ И ЖАНРОВОЕ ПОЛЕ ЛИЧНЫХ ВОСПОМИНАНИЙ В КИБЕРПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
23
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСПОМИНАЮЩИЙ СУБЪЕКТ / АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / КИБЕРПРОСТРАНСТВО / АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ ТЕКСТ / ИНТЕРНЕТ-ЖАНР

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мазуркина Е. С., Тивьяева И. В.

В статье рассматривается один из аспектов языковой репрезентации личных воспоминаний в пространстве Интернет-коммуникации, связанный с прагматическими установками вспоминающего субъекта и соответствующим выбором жанрового оформления автобиографического текста. Авторы анализируют автобиографические жанры, циркулирующие в англоязычном киберпространстве, и оценивают их потенциал в отношении фиксации личного опыта прошлого. Исследование выполнено на материале авторского корпуса англоязычных автобиографических текстов, отобранных методом сплошной выборки на общедоступных Интернет-ресурсах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMINISCING SUBJECT AND GENRE FIELD OF PERSONAL MEMORIES IN CYBERSPACE

The paper deals with verbal representation of personal memories on the Internet, specifically focusing on pragmatic intentions of the reminiscing subject and his choice of genre options for verbalizing autobiographical content. The authors offer content analysis of autobiographical genres featured in English cyberspace and estimate their potential as regards transmitting personal past experience. The research relies on a corpus of autobiographical texts collected by the authors on open-access Internet sources via continuous sampling.

Текст научной работы на тему «ВСПОМИНАЮЩИЙ СУБЪЕКТ И ЖАНРОВОЕ ПОЛЕ ЛИЧНЫХ ВОСПОМИНАНИЙ В КИБЕРПРОСТРАНСТВЕ»

ЯЗЫКОЗНАНИЕ

LINGUISTICS

УДК 81'42

doi:10.52210/2224669X_2022_2_55

ВСПОМИНАЮЩИЙ СУБЪЕКТ И ЖАНРОВОЕ ПОЛЕ ЛИЧНЫХ ВОСПОМИНАНИЙ В КИБЕРПРОСТРАНСТВЕ

Е.С. Мазуркина, И.В. Тивьяева

Аннотация. В статье рассматривается один из аспектов языковой репрезентации личных воспоминаний в пространстве Интернет-коммуникации, связанный с прагматическими установками вспоминающего субъекта и соответствующим выбором жанрового оформления автобиографического текста. Авторы анализируют автобиографические жанры, циркулирующие в англоязычном киберпространстве, и оценивают их потенциал в отношении фиксации личного опыта прошлого. Исследование выполнено на материале авторского корпуса англоязычных автобиографических текстов, отобранных методом сплошной выборки на общедоступных Интернет-ресурсах.

Ключевые слова: вспоминающий субъект, автобиографическая память, киберпространство, автобиографический текст, Интернет-жанр.

REMINISCING SUBJECT AND GENRE FIELD OF PERSONAL MEMORIES IN CYBERSPACE

E.S. Mazurkina, I.V. Tivyaeva

Abstract. The paper deals with verbal representation of personal memories on the Internet, specifically focusing on pragmatic intentions of the reminiscing subject and his choice of genre options for verbalizing autobiographical content. The authors offer content analysis of autobiographical genres featured in English cyberspace and estimate their potential as regards transmitting personal past experience. The research relies on a corpus of autobiographical texts collected by the authors on open-access Internet sources via continuous sampling.

Keywords: reminiscing subject, autobiographical memory, cyberspace, autobiographical text, Internet-genre.

В современном мире высоких технологий базовой ценностью остается человек и человеческая жизнь. Продвижение данной ценности, в первую очередь в англосаксонской культуре, приводит к повышенному интересу со стороны общества к отдельному человеку, что находит отражение в выборе сюжетов и установок в англоязычных медиа, рекламе, кинопродуктах и т.п. Киберпространство в этом отношении не стало исключением. Исследователи констатируют формирование особого типа дискурса, обслуживающего данную сферу [3]. Центральная роль в данном дискурсе отводится индивиду, его частной и общественной

жизни. В данном контексте наблюдается особый интерес ко всем проявлениям отдельной личности, зафиксированным в виде опыта, историй и воспоминаний. В настоящей работе предпринимается попытка обратиться к последнему из перечисленных проявлений личности в англоязычном киберпространстве, а именно рассмотреть форматы представления личных воспоминаний в Интернет-коммуникации и оценить их потенциал в отношении реализации прагматических установок вспоминающего субъекта.

Л.М. Нюбина отмечает, что жанровая дистрибуция автобиографических текстов не имеет четкого разграничения, однако наиболее часто выделяются такие жанры, как дневники, письма, путеводные заметки, исторические и военные мемуары [6]. Очевидно, что данная типология ориентирована в первую очередь на конвенциональный - печатный - формат бытования автобиографических текстов, тогда как в эпоху цифровизации традиционные автобиографические жанры в условиях киберпространства подверглись определенным трансформациям и приросли новыми форматами: от влогов, в которых вспоминающий субъект подробно делится историями из своей жизни, до коротких записей, ограниченных объемом всего в несколько слов, в которых фиксация воспоминаний происходит на уровне ассоциаций.

И новые, и модифицированные жанры не однородны с точки зрения отражения личности вспоминающего субъекта. Представляется релевантным рассмотреть жанровое поле текстов воспоминаний в киберпространстве и выявить потенциал каждого из жанров в отношении личности вспоминающего субъекта.

Под киберпространством в настоящем исследовании понимается виртуальная среда, в которой между участниками происходит нерегулируемое общение и непрекращающийся обмен информацией посредством компьютерных технологий. В настоящее время кибер-пространство активно изучается в рамках различных научных дисциплин, в том числе и как пространство реализации языковых явлений. По наблюдениям М.В. Мигулевой, киберпро-странство выполняет функцию посредника, транслятора экономических, политических, религиозных, культурных и других норм, ценностных ориентиров, моделей поведения, тем самым оказывая влияние на формирование сходного поведения у разных социальных групп людей. Между участниками виртуальной коммуникации формируются определенные общественные отношения [5, с. 208].

В ходе исследования были проанализированы различные жанры, представленные в киберпространстве и релевантные с точки зрения их участия в фиксации воспоминаний. Вспоминающий субъект при этом проявляет себя как языковая личность, прагматические установки которой определяют выбор жанрового представления автобиографических воспоминаний и их языкового оформления.

В качестве эмпирической базы исследования выступил авторский корпус англоязычных автобиографических текстов, находящихся в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Общий объем обследованных языковых данных составил 10 398 записей, представленных жанрами дневников, блогов, мемуаров и коротких заметок. При анализе языкового материала принимались во внимание следующие факторы, релевантные для обсуждения фигуры вспоминающего субъекта:

- сюжетная линия и тематическая доминанта;

- локализация описываемых эпизодов и участников событий во времени и пространстве);

- объективация индивидуальной памяти на вербальном уровне.

Ключевые критерии отбора фактического материала включали автобиографическую направленность записей и присутствие фигуры вспоминающего субъекта.

Автобиографический жанр является результатом ментально-когнитивной и коммуникативно-прагматической деятельности речевого субъекта [1]. В любом автобиографическом

тексте имплицитно или эксплицитно присутствует субъект, фиксирующий свой мнемический опыт посредством языкового кода. В настоящей работе по отношению к данной фигуре будет использоваться термин «вспоминающий субъект», который в полной мере отражает роль данного участника коммуникации в производстве автобиографического текста. Поскольку в фокусе нашего внимания в данной статье является киберпространство, вспоминающего субъекта, действующего в данном коммуникативном контексте, мы будем называть виртуальным.

Обратимся к анализу специфики проявления личности вспоминающего субъекта в автобиографических жанрах, представленных в англоязычном киберпространстве. Рассмотрим онлайн-дневники. В настоящей работе источниками дневниковых записей послужили порталы My Diary (https://www.my-diary.org/hl/en) и The open diaries (https://theopendiaries.com/ read-public-diaries).

Отличительными признаками дневников, как отмечает Л.М. Бондарева, являются повышенная субъективность и эгоцентрированность, оказывающие существенное воздействие на степень адекватности и аутентичности изображаемой прошлой действительности [2, с. 42]. Анализ фактического материала демонстрирует, что данная тенденция сохраняется и в жанре онлайн-дневников. Обследованные в ходе работы записи тематически связаны с эмоциональным состоянием, взаимоотношениями вспоминающего субъекта с окружающими, его повседневным бытом. Представление автобиографического «я» начинается с самоописания пользователя тематического портала. Для удобства авторов в начале каждого дневника располагается небольшое поле, предназначенное для информации об авторе: возможно указать возраст, место рождения, краткую биографию. Вспоминающий субъект, авторству которого принадлежит онлайн-дневник, как правило, предпочитает сохранить анонимность, что возможно объяснить высокой степенью его откровенности и эмоциональной открытости аудитории. Рассмотрим следующий пример (орфография и пунктуация авторские):

Im 18 years old, im an immigrant from Mexico, but practically raised in Arizona my whole life. Grateful to my mother who has providedfor me all my life. I'm also depressed because of my social anxiety, but ive learned a lotfrom being on my own. Im sure I could call myself a philosopher at this point.

Howdy, just call me texas. i'm an 18-year-old depressed american guy with bad cases of pessimism, forgetfulness, and stupidity. i work at gamestop, which i think can pretty accurately sum up my entire personality and outlook on life. i'm not texan; i was born in arizona and now live in washington state. i love you, stay strong.

Данный фрагмент иллюстрирует самопрезентирующую запись автора, позволяющую аудитории понять по географическим, возрастным критериям и социальному статусу, насколько он может быть интересен читателю.

В дневнике первая запись, или самопрезентация также нередко эксплицирует цель, которую преследует вспоминающий субъект. Так, в вышеприведенном примере пользователь говорить о себе как о «философе», что подразумевает присутствие размышлений на более широкие темы. В следующем примере возможно отметить более развернутое самоописание, подкрепленное также фактами из жизни.

Let me introduce myself. My name is Charlie. That is all I will say. I came back today because I needed a place to write. Many years ago, probably about 16 years ago, Ifirst entered myfirst diary post. I use to have friends who also had diaries on here, but that was long ago. I needed a place to feel myself. I cannot be open with many people and decided to hide here. I think everyone has a story that has yet to be told. If you knew me, you wouldn't accept me. I got major issues. I have depression, loneliness, shyness, and loser syndrome. Ifeel most days my emoji should be «poop». I have a great job, trying to help people. But my social life, sucks. I am not very popular. I am an

outcast and have about 4 real friends. I am single and 32, even though I am in love with a married woman. I am friends with someone I have known for 19 years. I am friends with my x-girl friend who broke my heart many times. And my other friend is a gay female. I will explain more about myself in just a little while.

Таким образом, вспоминающий субъект декларирует свою индивидуальность на экстралингвистическом уровне и позволяет своей виртуальной личности дистанцироваться от событий прошлого с целью анализа событий. Одна из целей автобиографического дневника и вспоминающего субъекта - самоанализ и саморефлексия [4]. Несмотря на открытость он-лайн-дневника и автобиографического опыта широкой Интернет-аудитории, вспоминающий субъект видит себя наедине с дневником, что часто находит отражение в диалогичности его реплик. Например:

Hi... time for another writing as a way of trying new kinds of expression!

Dear Diary. Tomorrow is Monday and just that thought fills me with dread. Hello, in this I will be talking about many different things.(my life, short stories, my dreams, VERY interesting drama from my life).

Таким образом, в онлайн-дневнике носитель автобиографического опыта ориентирован в первую очередь на саморефлексию, и его диалог с дневником представляет собой одну из форм автокоммуникации.

Блог, в отличие от онлайн-дневника, отличается строгой тематической выдержанностью. Основным отличием блога от онлайн-дневника является привязанность к хронологии, то есть дневниковые записи соотносятся с датой публикации, в то время как блог может быть не связан с датой публикации, а хронология ведется для понимания общей истории. Автобиографические воспоминания в блоге, как правило, выступают в форме мнемического нарратива, отличающегося наличием просматриваемой сюжетной линии, динамикой повествования (в том числе непоследовательной), локализацией во времени и пространстве. Среди популярных тематических блогов возможно отметить кулинарные блоги, а также блоги, посвященные путешествиям, учебе или профессии.

Автобиографические записи в блоге носят фрагментарный характер, тогда как в он-лайн-дневниках они составляют ядро повествования. Контент блога фокусируется в пределах одной тематики, при этом вспоминающий субъект вписывает переживаемый опыт прошлого в общий контекст. В данном случае субъект не видит необходимости в личных откровениях и близком знакомстве с аудиторией. Воспоминания здесь играют роль фона для ключевого контента. Рассмотрим следующий пример:

Our marriage is on the rocks. My husband has anger management problems. My son is falling over the edge now, the most gentle and forgiving soul out there - he now doesn't want to live here anymore and is so afraid of what is happening to us.

В данном фрагменте, обращаясь к личным воспоминаниям, блоггер концентрируется не на собственных переживаниях, а на обстоятельствах, релевантных в контексте основного контента. Благодаря краткому описанию ситуации, читатели блога могут понять, что вспоминающий субъект пережил много сложных ситуаций. Экстралингвистические факторы позволяют более точно представить ситуацию, а автобиографическая запись добавляет деталей в общую картину.

Отметим, что в рамках блога наблюдается большая зависимость вспоминающего субъекта от обратной связи от посторонних пользователей. Если в онлайн-дневнике, пусть и публичном, вспоминающая личность нацелен на самоанализ и выражение собственных мыслей, в блоге основной задачей является контакт с аудиторией, в том числе через получение поддержки, совета, психологической помощи или признания. Данная прагматическая

установка выражается в ориентации на диалог с аудиторией, что, например, во фрагменте, представленном ниже, манифестируется в форме обращения к читателям:

Hi all,

I'm struggling at the moment to process a break up, which has only been amplified by the ongoing lockdown.

We were only together for about half a year, but I had developed a deep love and empathy for this person. We ended things, because she needed along time to process her own personal emotions from a previous relationship. I tried to make things work with her, but after a month of trying I had to draw a line a walk away. Now it has been one week since we last spoke.

В отличие от онлайн-дневника и блога, представляющих собой динамическое повествование, нередко спонтанное, мемуары выступают как самостоятельное автобиографическое произведение, в котором читателю предлагается история жизни вспоминающего субъекта или ее часть. Вспоминающий субъект, выступающий автором мемуаров, последовательно выстраивает сюжетную линию, продумывает и планирует следование отдельных элементов повествования. По своей сути мемуары являются законченным произведением с завязкой, кульминацией и концовкой. Автобиографический опыт объективируется в форме нарратива, в котором вспоминающему субъекту отведена роль нарратора. Автор, как правило, сообщает о себе максимально исчерпывающую информацию, читатель знаком не только с внешними обстоятельствами его жизни, но и с внутренним миром. Например, следующий фрагмент онлайн-мемуаров детально описывает место описываемых действий, позволяя читателю погрузиться в мир воспоминаний мемуариста:

On a hill in the neighborhood where I grew up, in Kansas City, was a suburban ruin that my friends and I called the Burned-Down House. There was a crumbling tennis court, which was enclosed by an overgrown chain-linkfence, and there was a concrete slab with a dirt-floored crawl space underneath it, and there were two limestone chimneys.

Отметим, что в мемуарах сюжетная линия нередко строится вокруг некоторой идеи, которая является ведущей на всех отрезках повествования. Это в определенной степени сближает мемуары с блогом, в основу которого положена тематическая доминанта.

Обратимся к коротким автобиографическим записям, которые также были зарегистрированы нами в англоязычном киберпространстве. В отличие от мемуаров, блогов и онлайн-дневников они не имеют устоявшегося формата и могут представлять собой комментарии к записи в блоге или короткие посты в социальных сетях. Яркой иллюстрацией данного жанра можно считать тексты онлайн-проекта Six Word Memoirs (https://www.sixwordmemoirs. com), участники которого делятся воспоминаниями в заданном формате: объем сообщения не может превышать шести слов.

Короткие записи отличаются в первую очередь высокой эмоциональностью и зависимостью от контекста. Например, в следующих записях читателю неизвестны действующие лица и обстоятельства их жизни, тем не менее шести слов достаточно для описания прошлого опыта вспоминающего субъекта, которым он готов поделиться с аудиторией. И поскольку слов всего шесть, подобные записи отличаются структурными особенностями, маркирующими их эмоциональный статус.

Fought. Made up. Fought. Broke up.

They met, he left, she regrets.

Очевидно, что рассматриваемый ресурс воспринимается некоторыми авторами как эмоциональная отдушина и возможность единовременно зафиксировать яркое воспоминание. Уникальность данного формата представления личных воспоминаний в Интернет-коммуни-

кации заключается в высокой степени имплицитности, когда написанное не позволяет даже примерно реконструировать сюжет воспоминания. Например: Black and white turned brilliantly vibrant. Nostalgic scent of pine and raspberries.

Таким образом, анализ языкового материала позволяет прийти к следующим заключениям. Фигура вспоминающего субъекта в киберпространстве предстает в нескольких вариациях, каждой из которых соответствует определенное жанровое воплощение. В онлайн-дневниках и онлайн-мемуарах вспоминающий субъект демонстрирует прагматические установки, схожие с аналогичными жанрами, реализующимися вне киберпространства, и выстраивает высказывание исходя из личного видения автобиографического опыта в рамках автокоммуникации. В блогах и коротких записях вспоминающий субъект ограничен заданным форматом и мотивирован на обратную связь с онлайн-аудиторией.

Библиографический список

1. Бондарева Л.М. Лингвокогнитивные и текстотипологические параметры ретроспективного дискурса (на материале немецкого языка): дис. ... д-ра филол. наук. Архангельск, 2020.

2. Бондарева Л.М. Функционально-семантический потенциал парантезы в текстах воспоминаний // На пересечении языков и культур. Актуальные вопросы гуманитарного знания. 2020. № 3 (18).

3. Дискурс как универсальная матрица вербального взаимодействия / Д.Д. Холодова, Г.Н. Манаенко, С.Н. Плотникова [и др.]; отв. ред. О.А. Сулейманова. М., 2018.

4. Дубнякова О.А., Кашина Т.А. Коммуникативно-прагматические особенности личного дневника // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2017. № 1 (25).

5. МигулеваМ.В. Киберпространство как социальный институт: признаки, функции, характеристики // Дискурс-Пи. 2020. № 4 (41).

6. НюбинаЛ.М. О концептуальном пространстве автобиографической памяти // Вопросы когнитивной лингвистики. 2010. № 2.

Е.С. Мазуркина

аспирант кафедры языкознания и переводоведения Московский городской педагогический университет Е-mail: katya-mazurkina@yandex.ru

И.В. Тивьяева

доктор филологических наук, доцент профессор кафедры языкознания и переводоведения Московский городской педагогический университет Е-mail: tivyaeva@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.