Научная статья на тему 'Вспоминая Тадеуша Кантора'

Вспоминая Тадеуша Кантора Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
69
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы театра
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вспоминая Тадеуша Кантора»

Pro memoria

ВСПОМИНАЯ ТАДЕУША КАНТОРА

Осенью 2005 годэ Центр имени Вс. Мейерхольда представил московской театральной публике просветительскую программу о творчестве выдающегося польского художника и режиссера, идеолога польского авангарда Тадеуша Кантора. Встреча Кантора с русским зрителем, не состоявшаяся при жизни создателя легендарного театра Крико-2, наконец состоялась и показалась нам крайне важной. Старшее поколение театральных критиков, актеров и режиссеров кое-что видело из его шедевров и до сих пор вспоминает об этом, как об одном из самых сильных впечатлений своей жизни. Молодые, увы, знакомы с Кантором лишь по легендам, «картинкам» и чужим рассказам.

Идея совместного проекта ЦИМа и Крикотеки, Центра документации творчества Тадеуша Кантора в Кракове, принадлежит Катажине Осинь-ской, польскому театроведу, русисту, сотруднику Академии наук Польши. Ее активно поддержал художественный руководитель ЦИМа Валерий Фокин. Потребовалось четыре годэ, чтобы проложить этот «русский маршрут» между Кантором и Мейерхольдом, образ которого стал одним из ключевых в последнем спектакле польского мастера «Сегодня мой день рождения».

Программа Дней Тадеуша Кантора в Москве включала в себя встречи с актерами Театра Крико-2, лекции польских искусствоведов и театроведов: Рафала Солевского («Живопись и рисунок в творчестве Тадеуша Кантора на примере коллекции «а»), Збигнева Осиньского («Тадеуш Кантор и польская театральная традиция»), Марека Пенёнжка («Последние спектакли Тадеуша Кантора») и Катажины Осиньской («Русские контексты творчества Тадеуша Кантора»). Доклад Мечислава Порембского («Польский поминальный обряд») был прочитан Катажиной Осиньской.

В ЦИМе прошла выставка рисунков Кантора и фотографий из фондов Крикотеки. Были показаны записи лучших спектаклей и крикотажей Кантора из цикла Театра Смерти («Умерший класс», «Велёполе, Велёпо-ле», «Где эти давние снега», «Да сгинут артисты», «Я сюда уже никогда не вернусь», «Сегодня мой день рождения»), а также документальные фильмы о режиссере («Тадеуш Кантор», «Возвращение Одиссея», «Репетиции, только репетиции...»). Сотрудники Крикотеки рассказали об истории своего музея и его творческой стратегии. Состоялась дискуссия на тему «Тадеуш Кантор и современный театр», где довольно бурно обсуждался вопрос о творческих связях Кантора и Мейерхольда, и более спокойно, но не менее интересно опосредованное влияние Кантора на русский авторский театр.

Единственное, что не слишком радовало на встречах с Кантором, - зал не ломился от публики. Студентов, будущих актеров, режиссеров, художников, критиков, которым эта встреча была бы крайне полезной, в зале оказалось не так много, как хотелось бы. Хотя об этом событии надо было кричать на всех углах. Но мы никак не привыкнем к мысли, что «хорошее» тоже требует рекламы.

Материалы данного раздела можно считать частичным отражением и продолжением встречи в ЦИМе. Нам бы хотелось, чтобы русский маршрут Тадеуша Кантора был продолжен.

Мы благодарим за помощь в организации раздела Катажину Осиньску, Крикотеку и Томаша Томашевского, сотрудника архива Тадеуша Кантора, Центр им. Вс. Мейерхольда и Валерия Фокина.

н.к.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.