Pro memoria
ВСПОМИНАЯ ТАДЕУША КАНТОРА
Осенью 2005 годэ Центр имени Вс. Мейерхольда представил московской театральной публике просветительскую программу о творчестве выдающегося польского художника и режиссера, идеолога польского авангарда Тадеуша Кантора. Встреча Кантора с русским зрителем, не состоявшаяся при жизни создателя легендарного театра Крико-2, наконец состоялась и показалась нам крайне важной. Старшее поколение театральных критиков, актеров и режиссеров кое-что видело из его шедевров и до сих пор вспоминает об этом, как об одном из самых сильных впечатлений своей жизни. Молодые, увы, знакомы с Кантором лишь по легендам, «картинкам» и чужим рассказам.
Идея совместного проекта ЦИМа и Крикотеки, Центра документации творчества Тадеуша Кантора в Кракове, принадлежит Катажине Осинь-ской, польскому театроведу, русисту, сотруднику Академии наук Польши. Ее активно поддержал художественный руководитель ЦИМа Валерий Фокин. Потребовалось четыре годэ, чтобы проложить этот «русский маршрут» между Кантором и Мейерхольдом, образ которого стал одним из ключевых в последнем спектакле польского мастера «Сегодня мой день рождения».
Программа Дней Тадеуша Кантора в Москве включала в себя встречи с актерами Театра Крико-2, лекции польских искусствоведов и театроведов: Рафала Солевского («Живопись и рисунок в творчестве Тадеуша Кантора на примере коллекции «а»), Збигнева Осиньского («Тадеуш Кантор и польская театральная традиция»), Марека Пенёнжка («Последние спектакли Тадеуша Кантора») и Катажины Осиньской («Русские контексты творчества Тадеуша Кантора»). Доклад Мечислава Порембского («Польский поминальный обряд») был прочитан Катажиной Осиньской.
В ЦИМе прошла выставка рисунков Кантора и фотографий из фондов Крикотеки. Были показаны записи лучших спектаклей и крикотажей Кантора из цикла Театра Смерти («Умерший класс», «Велёполе, Велёпо-ле», «Где эти давние снега», «Да сгинут артисты», «Я сюда уже никогда не вернусь», «Сегодня мой день рождения»), а также документальные фильмы о режиссере («Тадеуш Кантор», «Возвращение Одиссея», «Репетиции, только репетиции...»). Сотрудники Крикотеки рассказали об истории своего музея и его творческой стратегии. Состоялась дискуссия на тему «Тадеуш Кантор и современный театр», где довольно бурно обсуждался вопрос о творческих связях Кантора и Мейерхольда, и более спокойно, но не менее интересно опосредованное влияние Кантора на русский авторский театр.
Единственное, что не слишком радовало на встречах с Кантором, - зал не ломился от публики. Студентов, будущих актеров, режиссеров, художников, критиков, которым эта встреча была бы крайне полезной, в зале оказалось не так много, как хотелось бы. Хотя об этом событии надо было кричать на всех углах. Но мы никак не привыкнем к мысли, что «хорошее» тоже требует рекламы.
Материалы данного раздела можно считать частичным отражением и продолжением встречи в ЦИМе. Нам бы хотелось, чтобы русский маршрут Тадеуша Кантора был продолжен.
Мы благодарим за помощь в организации раздела Катажину Осиньску, Крикотеку и Томаша Томашевского, сотрудника архива Тадеуша Кантора, Центр им. Вс. Мейерхольда и Валерия Фокина.
н.к.