10.21518/2079-701X-2018-2-16-18
А.Д. ПЕТРУШИНА, д.м.н., профессор, Тюменская государственная медицинская академия Минздрава России
ВСКАРМЛИВАНИЕ, ПИТАНИЕ, ТРАДИЦИИ И УХОД ЗА ДЕТЬМИ
НАРОДОВ СЕВЕРА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
В статье представлены исторические данные по вскармливанию, уходу и воспитанию детей северных народов Тюменской области.
Ключевые слова: дети, традиции, народы севера, вскармливание.
A.D. PETRUSHINA, MD, Prof.
Tyumen medical University Ministry of health of Russian Federation, Russia
FEEDING, FOOD, TRADITIONS AND CARE FOR THE CHILDREN OF THE PEOPLES OF THE NORTH OF TYUMEN REGION
The article presents historical data on the feeding, care and education of children of the Northern peoples of the Tyumen region
Keywords: children, traditions of the peoples of the North, feeding.
Начиная с древних времен наши предки понимали, что продолжение рода человеческого возможно только при воспитании здорового ребенка. Поэтому беременная женщина и у народов Крайнего Севера пользовалась большим вниманием. Вот что пишут в исторических материалах и документах о малых народах Крайнего Севера Тюменской области [1].
Особое положение женщины в традиционном обществе ненцев связано с ее сакральным статусом, обусловленным так называемой нечистотой в критические дни, и особенно в период родов. В то время, когда женщины еще рожали в тундре, ненцы ставили специальный чум для роженицы - сакрально «нечистый» чум.
При родах она должна жить в особом чуме или родить на улице. Если роды вдруг происходили в жилом чуме, мужчины покидали его до того момента, пока чум не
будет освящен. Для освящения чума и роженицы использовали дым, выделяемый при сжигании бобровой шерсти, кишки жертвенного оленя и можжевельник. В течение недели окуривалась роженица, ее олени, сани [1].
По убеждениям ненцев, женщина не должна рожать лежа. На время родов свекром приглашалась бабка, опытная женщина, которая не давала роженице спать, лежать, подвязывала ее под мышки ремнем, концы которого прикреплялись к шестам чума. В таком положении женщина находилась до рождения ребенка. Для облегчения трудных родов применялись различные способы. В шатре женщина оставалась наедине с повивальной бабкой.
Во время родов пуповину перерезали ножом, перевязывали оленьим сухожилием, ребенка укладывали в люльку на приготовленную подстилку из болотного мха.
Рисунок 1. Современная люлька народов Тюменского Севера
16 МЕДИЦИНСКИЙ СОВЕТ • №2, 2018
Рисунок 2. Образ молодой матери с ребенком
в 50-60-е гг. прошлого столетия
Вероятно, использование ножа было обусловлено семантикой этого железного предмета, обеспечивающего здоровье, крепость, жизненную энергию. Послеродовой цикл обрядов состоял из нескольких обрядовых действий, которые совершались с момента появления младенца на свет и продолжались до возвращения матери и ребенка в чум.
Прежде всего, знахарка поила роженицу отварами трав, окуривала дымом можжевельника, или роженица, сняв одежду, совершала переход через разведенный огонь. Затем повитуха мыла ребенка теплой водой, в которой были распарены ветки можжевельника, мазала его оленьим салом, а затем клала без рубашки в специально приготовленный меховой мешок в люльке.
Особое положение женщины в традиционном обществе ненцев связано с ее сакральным статусом, обусловленным так называемой нечистотой в критические, дни, и особенно в период родов
Если рождалась девочка, ее выносили из чума на улицу и там оставляли на несколько минут. По случаю рождения ребенка отец убивал оленя или олениху в соответствии с полом новорожденного и угощал всех соплеменников. Приплод от дареного оленя считался собственностью ребенка [1].
Чаще мать кормила младенца грудью, не доставая из люльки. Когда ребенок подрастал и мог садиться, он также находился в колыбели, одетый в специально пошитую одежду типа балахона. В люльке ребенок оставался до тех пор, пока не начинал ходить.
Детей до полутора лет кормили почти исключительно грудным молоком, добавляя в небольших количествах жеваное вареное мясо и вареный мозг. С полутора-двух лет дети питались так же, как взрослые. Во многих семьях было распространено кормление детей грудью до трех-четырех и даже пяти лет. Стоит отметить, что данная традиция сохраняется и по сей день.
Рисунок 3. Ненецкая молодая мать (фото Н.А. Носкович)
Много десятилетий назад разработаны чертежи и макет люльки, по которому изготавливают и современные люльки (рис. 1). Матери практически не расставались со своими грудными детьми, которые находились в люльке до 2-3-летнего возраста, даже когда ребенок спал, матери сидели рядом (рис. 2-4). Вскармливаются дети преимущественно грудным молоком или молоком олених (рис. 5).
У ненцев не принято, чтобы мать запасалась необходимым по уходу за ребенком до его рождения, это должна делать бабушка. Когда же бабушки нет, будущей матери приходится самой заранее готовиться к предстоящему событию. Женщина готовится стать матерью незаметно для окружающих.
Летом собирает как можно больше сфагнума, который сушат несколько дней на кочках, затем собирают в мешки. Зимой для женщин, имеющих маленьких детей, сфагнум становится предметом первой необходимости. Измельченный до состояния порошка, он играет роль талька, которым присыпают ребенка, используя его пористую структуру. Сфагнум кладут под ребенка, который лежит на двух шкурках с подшейным ворсом, повернутых навстречу друг другу, чтобы стекало на мох. Таким образом, младенец всегда остается сухим.
Рисунок 4. Мать кочует со своими детьми
(фото Н.А. Носкович)
В спальный мешок кладут крошку сухого дерева, мох и подстилки из шкуры, а когда они наполняются влагой -их меняют на свежие. Подстилки можно часто менять, мыть и сушить.
У ненцев не принято, чтобы мать запасалась необходимым по уходу за ребенком до его рождения, это должна делать бабушка. Когда же бабушки нет, будущей матери приходится самой заранее готовиться к предстоящему событию. Женщина готовится стать матерью незаметно для окружающих
В изголовье люльки кладут мешочек с оленьим жиром. Считается, что когда ребенок спит, его душа бродит, захочет поесть - поест жира. В колыбель, кроме того, кладут спички, чтобы «огонь ребенка хранил». Раньше вместо спичек клали камешки для высечения огня и трут (нарост на дереве, который легко воспламеняется). Спички кладут сбоку у бортика колыбели с той стороны, где спит мать. Колыбель ставят на постель рядом с материнским местом, т. е. вдоль боковой стены дома. Вносят и выносят колыбель вперед головой, а поворачиваются с ней только по направлению солнца.
День рождения по ненецкому обычаю празднуют один раз в жизни, когда рождается ребенок. Гости приносят подарки: одеяльца, сшитые из лоскутков оленьего меха, накидушку из меха, которую подкладывают под голову ребенка, пеленки из оленьей бороды, порошок из высохшей березы, игрушки, которые отражают бытовые предметы жизни ненцев.
С 3-летнего возраста дети питаются, как взрослые. Распространено и до сих пор сыроедение (мясо оленя, различная рыба), по осени в большом количестве ягоды, коренья трав. Этот обычай сохраняется и сегодня, когда дети дошкольного возраста кочуют вместе с родителями.
Дети народов Крайнего Севера ненцы, ханты, селькупы воспитываются в любви и внимании. Очень рано, с 7-8
Рисунок 5. Кормление ребенка
18 МЕДИЦИНСКИЙ СОВЕТ •
№2. 2018
Мальчик, коренной житель Крайнего Севера
.V
лет, они уже самостоятельны и являются активными помощниками своим родителям (рис. 6).
С 3-летнего возраста дети питаются, как взрослые. Распространено и до сих пор сыроедение (мясо оленя, различная рыба), по осени в большом количестве ягоды, коренья трав. Этот обычай сохраняется и сегодня, когда дети дошкольного возраста кочуют вместе с родителями
Мальчики заняты с отцами, а девочек матери обучают ведению домашнего хозяйства (шить, готовить пищу, содержать чум в чистоте и ухаживать за детьми).
Благодаря вековым традициям питания, как правило, дети народов Крайнего Севера растут здоровыми и физически выносливыми.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ямал: грань веков и тысячелетий. Салехард: «Артвид»; СПб.: «Русская коллекция», 2000.
Примечание. В статье использованы фото и материалы из ГБОУ ЯНАО «Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставоч-ный комплекс им. И.С. Шемановского», предоставленные заместителем директора А.А. Арефьевой, старшим научным сотрудником отдела новой и новейшей истории Л.Ю. Липатовой и художником-фотографом Л.В. Костиневой.
Рисунок 6.