АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО 33
КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» (ГТО) В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 796.015.865:796.012.1
ББК Ч511.3 ГСНТИ 77.01.01 Код ВАК 13.00.04
Галагузова Юлия Николаевна,
профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26, к. 407; e-mail: yung.ektb@mail.ru
Мясникова Татьяна Ивановна,
доцент, кандидат педагогических наук, профессор кафедры циклических видов спорта, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина; 620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 29, к. 10; e-mail: tmyas @yandex. ru
ВСЕРОССИЙСКИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ КОМПЛЕКС ГТО КАК ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс; «Готов к труду и обороне»; ГТО; воспитательная система; физическая культура и спорт.
АННОТАЦИЯ. Рассматриваются концептуальные положения всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» как воспитательной системы, выделяются компоненты воспитательной системы и принципы ее функционирования.
Galaguzova Yulia Nikolaevna,
Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Department of Pedagogy, Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg).
Myasnikova Tatiana Ivanovna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Cyclic Sports, Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin (Ekaterinburg).
THE ALL-RUSSIAN SPORTS COMPLEX GTO AS AN EDUCATIONAL SYSTEM
KEY WORDS: all-Russian sports complex; "Ready to Work and Defense"; GTO, educational system, physical culture and sports.
ABSTRACT. The article discusses the conceptual regulations of the all-Russian sports complex "Ready to Work and Defense" as an educational system, singles out the components and principles of the educational system.
Утверждение Положения «О всероссийском физкультурно-спортив-ном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» дало старт новому социальному проекту в России. И хотя в данном случае новое - это хорошо забытое старое, обновленный продукт не является простой копией старого. Новая концепция программно-нормативных основ системы физического воспитания различных групп населения нашей страны возрождается на новом уровне.
В сфере физической культуры и спорта подобные возрождения уже имели место. Достаточно вспомнить историю Олимпийских игр, которые в Древнем мире были образцом агонистики, затем были запрещены из-за религиозных противоречий и снова возрождены через много веков в новых исторических условиях.
Возрождение комплекса продиктовано велением времени и концептуальными положениями государственных документов («Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», «Страте-
гия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года», Концепция федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» и др.), реализация которых призвана обеспечить развитие человеческого потенциала. Среди основных приоритетов социальной и экономической политики на современном этапе инновационного развития общества указывается распространение стандартов здорового образа жизни. При этом распространение стандартов здорового образа жизни подразумевает внедрение и закрепление в жизни общества физической культуры и спорта, формирование привычки и тяги населения к здоровому образу жизни через занятия физической культурой и спортом.
Среди стратегических задач Концепции федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» (Концепция ФЦП) указываются увеличение уровня привлечения населения к регуляр-
© Галагузова Ю. Н., Мясникова Т. И., 2014
ным занятиям физической культурой и реализация на государственном уровне активной пропаганды занятий физической культурой и спортом, являющихся состав-
ляющей здорового образа жизни [1]. Некоторые показатели и индикаторы реализации ФЦП представлены в табл. 1.
Таблица 1
Показатели и индикаторы реализации Концепции ФЦП
Показатели Индикаторы
Фактические (2012 г.), % Базовые (2015 г.), % Целевые (2020 г.), %
Доля граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом 22,5 30 40
Доля учащихся, систематически занимающихся физкультурой и спортом (от общей численности данной категории населения РФ) 52,7 60 80
Доля детей, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях (от общей численности детей 6-15 лет) 19,0 35 50 (40)*
Примечание* - интенсивный (инерцион
В Концепции ФЦП отмечается, что за период реализации предыдущей программы развития (на 2006-2015 годы) не все целевые индикаторы достигнуты к 2012 году, что создает опасения за достижение их к сроку окончания реализации программы. В частности, показатель «Доля граждан, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях (процент от общей численности детей 6-15 лет)» по итогам 2012 г. отстает от планового значения на 27%, а показатель «Доля граждан, занимающихся в системе спортивных школ на этапах подготовки по зимним видам спорта (процентов от общей численности населения РФ)» - на 10% [1].
Одной из основных проблем, определяющих первостепенную необходимость пропаганды и внедрения физической культуры и спорта в обществе, является ухудшение здоровья, физического развития и физической подготовленности населения. Так, по данным «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года», в России более 60 % обучающихся имеют нарушения здоровья, только 14 % обучающихся старших классов считаются практически здоровыми. Свыше 40 % допризывной молодежи имеют низкий уровень физической подготовленности, который не соответствует требованиям, предъявляемым армейской службой в части выполнения минимальных нормативов [4]. Отчасти данные цифры обусловлены тем, что около 80 % граждан, в том числе 50 % детей, подростков и молодежи, не занимаются систематически физической культурой и спортом.
Изменить данную ситуацию возможно только введением кардинальных и радикальных мер. Для того чтобы достичь целевых показателей государственных про-
й) варианты развития.
грамм по физической культуре и спорту одних только директивных решений недостаточно. Необходимо, чтобы здоровый образ жизни стал стилем жизни людей, а это возможно, если будет сформирована культура здорового образа жизни. Для воплощения этого результата необходимо формирование соответствующей воспитательной системы, ядром которой может стать возрожденный Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО).
На основе идей Л. И. Новиковой воспитательная система рассматривается как целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, общение, отношения, материальная база) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат [3].
Целесообразность рассмотрения ВФСК ГТО как воспитательной системы обусловлена рядом факторов. Во-первых, воплощение цели и реализация его задач должны проводиться в определенной благоприятной для этого среде; во-вторых, его эффективность возможна только в условиях целостности различных компонентов процесса (целевого, структурно-содержательного, ор-ганизационно-деятельностного, оценочно-результативного); в-третьих, необходимо создание условий для самосовершенствования, самореализации и самоутверждения каждого субъекта системы.
Совершенствование инфраструктуры спортивной отрасли, активно осуществляющееся сейчас усилиями государства, позволяет людям, занимающимся физической культурой и спортом, чувствовать себя комфортно во время занятий и испытывать
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» (ГТО) В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
удовольствие от физических нагрузок. Но благоприятная среда для реализации ВФСК ГТО предполагает не только совершенствование материально-технической базы, но и формирование мировоззренческих основ, определяющих престижность вовлечения субъектов в систему. В данном направлении предполагается внедрение определенных стимулов, которые вместе с тем не должны сопровождаться перекосами и перерастать в самоцель. ВФСК ГТО должен стать реальным центром воспитания подрастающего поколения в духе престижности здорового образа и стиля жизни.
Выделим основные компоненты ВФСК ГТО как воспитательной системы.
Целевой компонент отражает направленность на повышение эффективности использования физической культуры и спорта для укрепления здоровья, гармоничного и всестороннего развития личности, воспитания патриотизма и обеспечения преемственности в осуществлении физического воспитания различных групп населения. Целевыми показателями являются постоянное развитие субъектов, вовлеченных в воспитательную систему, систематически занимающихся физической культурой и спортом; повышение уровня физической подготовленности; увеличение продолжительности жизни людей в нашей стране; формирование у субъектов осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическом самосовершенствовании, ведении здорового образа жизни; повышение общего уровня знаний населения о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятий физическими упражнениями; модернизация системы физического воспитания подрастающего поколения и системы развития массового, детско-юношеского, школьного и студенческого спорта.
Структурно-содержательный компонент включает несколько подсистем. На горизонтальном уровне выделяются 11 ступеней в соответствии с возрастными группами населения, которые выделены на основе особенностей развития организма человека на различных этапах. В соответствии с этими особенностями определена нормативно-тестирующая подсистема в форме государственных требований к уровню физической подготовленности, уровню знаний в области физической культуры и спорта и рекомендаций по оптимальному двигательному режиму для каждой возрастной группы. В нормативно-тестирующей части определены виды испытаний для определения уровня развития физических качеств и прикладных двигательных умений и навыков.
Содержательный компонент включает также тематическую направленность теоретических знаний в области физической культуры и спорта, отражающих необходимый минимум теоретической подготовленности для организации полезных для здоровья самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Организационно-деятельностный компонент воспитательной системы предполагает не столько сдачу тестовых испытаний, сколько процесс подготовки к их сдаче. Определенный в содержательном компоненте двигательный режим для каждой группы населения позволяет субъектам системы достичь необходимого уровня для безопасного выполнения тестирующей части. Подготовка должна осуществляться систематически и при обязательном медицинском сопровождении процесса подготовки и допуска к выполнению нормативных требований тестовых испытаний. Данный подход обеспечивает принцип оздоровительной направленности занятий физической культурой и спортом.
Оценочно-результативный компонент включает нормативы по обязательным тестовым испытаниям для оценки физической подготовленности (выносливости, силы, гибкости, скоростных возможностей) и прикладных двигательных умений и навыков в соответствии с половыми и возрастными особенностями развития личности. Комплексная оценка результатов выполнения тестов позволяет оценить разносторонность (гармоничность) развития основных физических качеств. Оценка по дополнительным тестовым испытаниям позволяет оценить уровень развития скоростно-силовых возможностей и (или) координационных способностей. Итоговая оценочная шкала выполнения комплекса тестов определяет три уровня трудности и физической подготовленности: золотой, серебряный и бронзовый. В соответствии с этими уровнями определены и знаки отличия ВФСК ГТО.
Отдельно остановимся на принципах, лежащих в основе ВФСК ГТО, следование которым позволит достичь целей моделируемой воспитательной системы. Положение о ВФСК ГТО определяет следующие принципы: добровольность и доступность, оздоровительная и личностно ориентированная направленность, обязательность медицинского контроля, учет национальных особенностей и национальных традиций [2]. Первый из них - добровольность и доступность предполагает, что сдача нормативов ВФСК ГТО не должна превратиться в обязательный атрибут системы физическо-
го воспитания. Занятия физической культурой и спортом должны стать необходимой потребностью каждого субъекта воспитательной системы, выполнение норм ВФСК должно рассматриваться субъектом как оценка эффективности его физкультурно-спортивной деятельности, которая необходима для повышения его самооценки и статуса. Доступность предполагает «доступность среды», т. е. так называемую «шаговую доступность» - возможность систематических занятий физической культурой и спортом и сдачи нормативов, а также «доступность норм» - возможность их выполнения при обеспечении условий рекомендуемого двигательного режима для данной ступени комплекса.
Принцип оздоровительной и личност-но ориентированной направленности предполагает использование средств и методов, имеющих научное обоснование их оздоровительной ценности для определенной возрастной группы, а также учет интересов и способностей каждого субъекта как при подготовке, так и при сдаче норм ГТО. Данный принцип реализуется посредством свободного выбора средств для занятий физической культурой и спортом, подготовки к сдаче нормативов, а также возможности выбора видов тестовых испытаний наряду с имеющимися обязательными тестами.
Третий принцип диктует обязательность медицинского контроля и также за-
трагивает как систему подготовки, так и непосредственно сдачу норм ВФСК ГТО. Занятия физической культурой и спортом без врачебного контроля могут пойти вразрез с целевой направленностью воспитательной системы, а сдача норм, связанная с проявлением максимальных возможностей человека, является экстремальной для организма и неприемлема при отклонениях в состоянии здоровья.
И четвертый принцип заключается в учете региональных особенностей и национальных традиций. В соответствии с этим принципом при создании модели воспитательной системы необходимо учитывать особенности климатических и географических условий, культурно-национальные традиции, популярность в молодежной среде тех или иных видов спорта.
Опора на предложенные концептуальные положения, заложенные в спроектированную воспитательную систему, позволит эффективно осуществлять реализацию ВФСК ГТО, создаст условия для самосовершенствования, самореализации и самоутверждения каждого субъекта данной системы, не будет рассматриваться как принудительная процедура, а станет обязательной потребностью каждого субъекта, позволит воплотить все надежды и чаяния в деле оздоровления, повышения уровня культуры и воспитания россиян.
ЛИТЕРАТУРА
1. Концепция федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы». URL: http://www.minsport.gov.ru/activities/federal-programs/ (дата обращения 10.09.2014).
2. Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО). URL: http://www.minsport.gov.ru/post540_11062014.pdf (дата обращения 10.09.2014).
3. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. М. : Академия, 2003.
4. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http://fizvosp.ru/assets/media/d1/ee/1370.pdf (дата обращения 10.09.2014).
Статью рекомендует канд. биол. наук, доцент И. Н. Пушкарева.