И. И. Юкина
ВСЕРОССИЙСКИЕ ЖЕНСКИЕ СЪЕЗДЫ КАК ТОЧКИ РОСТА ФЕМИНИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ
В РОССИИ
Первый Всероссийский женский съезд описывается в отечественной и зарубежной историографии как яркая феминистская акция, как событие, которое продемонстрировало факт существования российского феминистского движения первой волны. По единодушному мнению всех исследователей, на первом съезде произошла «перекличка сил», были продемонстрированы успехи движения и определены цели его дальнейшего развития. Но на съезде, как мы знаем, не была решена одна очень важная для развития движения проблема: создание общенациональной женской организации — Всероссийского женского совета.
Национальная женская организация, стоящая на феминистской платформе, позволила бы российскому феминизму выйти на новый уровень развития — открытие своих региональных отделений, распространение влияния на уже существующие женские организации, т. е. она помогла бы сплотить и консолидировать женское движение на основе феминистской идеологии. Кроме того, создание общенациональной женской организации дало бы возможность российскому феминистскому движению официально присоединиться к Международному женскому совету (International Council of Women), т. е. структурно интегрироваться в международное феминистское движение.
Такая перспектива пугала правительство, которое старалось удержать движение в рамках институционализировавшейся женской благотворительности. Как это ни парадоксально, но усиления «буржуазного» феминизма не желали и социал-демократы, обеспокоенные ростом его влияния на «женский резерв пролетариата». Целью участия в работе съезда так называемой рабочей группы, созданной А. М. Коллонтай, в которую вошли работницы и «интеллигентки», разделявшие социал-демократические идеи, было противодействие феминисткам и демонстрация несовместимости интересов работниц и «буржуазок». На последнем общесекционном заседании съездовское большинство прислушалось к пропаганде представительниц рабочей группы и проголосовало только за «желательность создания Всероссийского женского совета». Таким образом, феминистское движение не вышло на уровень новых возможностей.
Что же происходило с движением после Первого съезда, как было преодолено поражение, полученное на съезде, и было ли оно преодолено? Какие проблемы решали женские организации в период после съезда, какова
© Юкина И. И., 2008
была стратегия достижения поставленных перед движением целей, почему движение так быстро сошло с исторической сцены — вот вопросы, которые еще недостаточно освещены в исторической науке и ответы на которые актуальны сегодня для современного женского и феминистского движения.
Помимо рутинной систематической работы по защите интересов женщин (деятельность разного рода организаций самопомощи, создание общежитий и детских «очагов»), по распространению идеи равноправия женщин (издание женских журналов, работа с депутатским корпусом), женские организации провели еще две крупные феминистские акции — два всероссийских женских съезда по актуальным для российских женщин проблемам. Это были Первый Всероссийский съезд по борьбе с торгом женщинами, состоявшийся 21— 25 апреля 1910 года в Петербурге и Первый Всероссийский съезд по образованию женщин, который проходил там же с 26 декабря 1912 года по 4 января 1913-го.
Организатором съезда по борьбе с торгом женщинами выступило Российское общество защиты женщин, съезд по образованию организовала Российская лига равноправия женщин. Обе эти организации были феминистскими в том смысле, что переосмысляли проблемы женщин с феминистских позиций и тем самым формировали феминистскую идеологию.
Проблема образования женщин — одна из первых, которую начали осмыслять «организаторши» женского движения еще на начальном его этапе, поэтому российское женское движение первого этапа (1858—1905) благодаря своей деятельности по созданию системы высшего образования женщин и работе на поприще благотворительности в пользу женщин неимущих групп институционализировалось в общественном мнении россиян как благотворительно-просветительское.
Проблема женского образования была переосмыслена на новом феминистском этапе движения. Теперь речь шла не о более качественном выполнении образованной женщиной своей единственной в жизни роли матери, то, ради чего, по мысли первых идеологов движения, нужно было давать образование женщине. Проблема образования, с одной стороны, рассматривалась «организаторшами» съезда как основа равноправия женщин, с другой — как показатель уровня развития общества и ситуации в стране с равноправием женщин. Съезд был призван выявить проблемы в образовании женщин на всех уровнях и определить пути их решения.
Так же как и на Первом Всероссийском женском съезде, в работе этого съезда приняло участие около 1000 делегатов, среди которых были представительницы женских учебных заведений, женских организаций, представители профессорско-преподавательского состава высших и средних учебных заведений, учительская общественность, известные политические деятели.
Съезд резко выступил против существующей практики раздельного образования. Делегатки съезда констатировали проблему маргинализации женского, особенно высшего, образования. Съезд пришел к выводу, что пока «женский университет» отделен от «мужского», женщины реально отделены от
научной деятельности, а поэтому, несмотря на все достижения в сфере образования женщин, проблема их равноправия в образовании не решена. Съезд рекомендовал развивать науку в высшей женской школе.
Наряду с обсуждением образовательных программ, обеспечивающих выравнивание курсов в женских и мужских учебных заведениях, делегатки предложили ввести во все виды женского образования юридический всеобуч с целью повышения правосознания женщин. Это очень важный момент, т. к. такая постановка вопроса демонстрирует нам стратегию равноправок — добиться рационального использования законов в повседневной практике женщин.
Также на съезде обсуждались проблемы дискриминации женщин в их профессиональной деятельности. Съезд оценил отсутствие равного государственного обеспечения женских и мужских средних и низших учебных заведений как препятствие к реальному равноправию полов; рассмотрел проблему прав выпускников школ всех уровней и многие другие вопросы и принял по ним резолюции, которые были восприняты современниками как «рискованные в политическом и социальном смысле» [5, с. 421].
Уже к концу XIX века женское движение достигло высокого уровня институционализации. Институционализация движения предполагает изменение политических институтов, т. е. включение движения и его организаций в социальные и политические институты общества и изменение общественного мнения — принятие широкой публикой его идей и форм деятельности, а также поддержание его целей со стороны людей, мнение которых имеет влияние на общество.
Идеи и деятельность начального этапа женского движения были позитивно восприняты обществом, а правительство вынуждено было признать структуры высшего женского образования легитимными, как и деятельность движения по их созданию. Таким образом, движение стало реальным субъектом социальных изменений уже в конце XIX века, а с развитием феминистской идеологии, которая так явно проявилась на Первом Всероссийском женском съезде в 1908 году, движение получило все возможности выйти на новый уровень влияния.
Проституция и помощь женщинам низших сословий — тема не новая для женского движения. Но если деятельность первых женских организаций в XIX веке строилась на основе христианского милосердия и принципа оказания помощи падшим, то в ХХ веке она была также переосмыслена.
На Первом Всероссийском съезде по борьбе с торгом женщинами проституция рассматривалась как «явление экономическое, социальное и этическое». Съезд определил целью выявить причины ее существования и выработать меры по ее ликвидации.
Данный съезд интересен тем, что впервые в движенческой акции приняли участие представители власти. Это подтверждает вывод о том, что движение стало субъектом социальных изменений и транслировало проблемы женщин, в том числе и проблему проституции, на уровень принятия решений. На съезде присутствовали ответственные лица Министерства внутренних дел, иностранных дел, юстиции, торговли и промышленности.
В отношении проституции в России существовала государственная политика — политика регламентации, которую осуществлял Врачебно-полицейский комитет. Женское движение сплачивало свои ряды под знаменем аболиционизма. Русский аболиционизм собрал в свои ряды многих известных врачей, юристов, писателей, общественных деятелей либеральной ориентации. Петербургский социолог И. А. Голосенко очень четко определил суть каждого направления: аболиционисты были сторонниками социологического объяснения проституции, а регламентисты — генетико-антропологического [1, с. 52—53]. Феминистское крыло аболиционистов, кроме того, переводило проблему проституции в плоскость прав человека, рассматривая регламентацию как правовую дискриминацию. Председательница Женской прогрессивной партии, санитарный врач и издательница журнала «Женский вестник» М. И. Покровская прямо называла регламентацию разновидностью гражданской смерти.
Представительницы женских организаций на съезде составили организованную оппозицию государственным структурам регламентации. Они утверждали, что деятельность Врачебно-полицейского комитета усиливает общий социальный гнет, дискриминирует женщин из «невладеющих общественных групп» и не только не препятствует росту проституции, но даже способствует ее развитию.
Феминистки в рассмотрении феномена проституции поднимали тему неравенства женщин, развивали идею сексуальной эксплуатации женщин. Ситуации вовлечения в проституцию они анализировали в терминах насилия над женщиной, ее дискриминации, а существование домов терпимости и регламентацию — как защиту государством корпоративного интереса мужчин и подрыв тем самым авторитета государственной власти. М. И. Покровская утверждала, что мужчины во власти не заинтересованы в уничтожении эксплуатации женского тела, а напротив, они дают разрешения на открытие притонов, где под надзором полиции и докторов «мужчины могут убивать тело и душу женской молодежи». Она рассматривала проституцию как увеличительное стекло, сквозь которое хорошо видна ситуация с положением прав женщин. «Проституция — самое яркое отражение современного положения женщин», — утверждала Мария Ивановна Покровская [3, с. 89].
Поэтому равноправки требовали безоговорочной отмены регламентации проституции, закрытия домов терпимости, установления «равности прав и ответственности» проституток и их клиентов, в частности относительно медицинского освидетельствования. Они поставили вопрос об ответственности мужчины — потребителя проституции, о грехе мужчины-христианина, о мужчине — потребителе проституции как разносчике венерических заболеваний. Таким образом, ответственность за грех проституции был снят с женских плеч и перенесен на мужские.
В качестве дополнительных мер воздействия на потребителей проституции равноправки предлагали называть посетителей публичных домов «проститутами» и ввести для них административные меры наказания.
Другая идея, продвигаемая ими, та, что «единая половая мораль», единые нормы поведения для мужчин и женщин в сексуальной сфере подорвут корни
проституции. А реальное искоренение проституции возможно только в том случае, если к единым «половым нормам» добавится «полное равенство женщин и мужчин во всем остальном», т. е. в сфере образования, занятости и гражданских прав.
В резолюциях причинами проституции были названы бедность женщин, их невежество, юридическое бесправие, двойная мораль общества в отношении женщин. Съезд в своих резолюциях потребовал закрытия всех домов терпимости и притонов, создания системы учреждений поддержания падших женщин, законодательной охраны женщин от посягательств работодателя, борьбы с порнографией, административной ответственности должностных лиц, виновных в бездействии при осуществлении актов купли-продажи женщин; введения административных мер к потребителю проституции, уголовной ответственности лиц, вступающих в сексуальные отношения с девушками, не достигшими 17-летнего возраста.
Женские организации совместно1 провели резолюцию с требованием ходатайствовать перед правительством и законодательными учреждениями о немедленной отмене регламентации проституции и ликвидации врачебно-полицейского надзора по причинам его «санитарно-профилактической неэффективности, деятельности, способствующей закрепощению женщин в проституции и ее росту, деморализации населения, унижению и оскорблению человеческого достоинства женщин» [4, с. 119].
Также была принята резолюция, призывающая Российское общество защиты женщин ходатайствовать перед правительством о развитии закона «О мерах по пресечению торга женщинами» от 25 декабря 1909 года, с тем чтобы ввести в закон уголовное наказание за сводничество и притоносодержание.
Таким образом, старые для женского движения темы осмыслялись теперь с позиций прав женщин. Решение практически всех проблем женщин русские равноправки связали с получением женщинами России избирательных прав, с развитием правового государства и правосознания самих женщин.
Равноправность по закону, вхождение женщин в органы власти и управления, принятие законов в интересах женщин, рациональное их использование женщинами всех классов, состояний и групп и слом на основе законов обычаев и традиций, репрессирующих женщин, — стали движущей идеей и требованием феминистского этапа движения. Это было возможно только в ситуации демократизации страны и развития гражданского общества. Поэтому тема получения избирательных прав для женщин, поддержка демократических преобразований и развитие гражданского общества явились, по сути дела, стратегией движения.
Для реализации этой стратегии феминисткам нужно было решить две серьезные проблемы. Первая — сформировать устойчивые нравственно-
1 За резолюцию проголосовали: Клуб женской прогрессивной партии, Русское женское взаимноблаготворительное общество, Лига равноправия женщин, Московское отделение Лиги равноправия, Московский женский клуб, Общество охранения прав женщин, Союз польских женщин в Санкт-Петербурге, Общество взаимопомощи женщин-врачей, Тифлисское религиозно-философское общество.
этические нормы, закрепляющие право женщин на личный рациональный выбор, в том числе политический. Конечно, регулятивная роль традиций в жизни городской женщины ослабла, но разрыв между предписаниями традиционного общества и реалиями жизни городской женщины начала ХХ века оставался, как и проблема давления на женщину архаичных норм и ценностей. Нужно было работать над распространением и укоренением новых ценностей в отношении женщин, как в среде мужчин, так и женщин. Этот вопрос решался через развитие, распространение и популяризацию феминистских идей.
Вторая проблема — признание различными государственными и политическими структурами легитимности женской политической активности и развитие политической культуры, в которой женщина была бы полноценным политическим актором. В этом вопросе женские организации взяли курс на интеграцию в политическую систему страны.
Городские митинги и шествия, работа с рядовыми членами партий, их лидерами и партийными фракциями в Государственной думе, организация дискуссий в прессе и т. д. — вся эта терпеливая систематическая работа привела к тому, что в стране сложились конкретные институциональные формы взаимодействия женских организаций с парламентом, партиями, местными законодательными и исполнительными органами власти.
В непродолжительный период реального парламентаризма в России (1905 — октябрь 1917 г.) женское, феминистское движение стало реальной силой изменений. Его массовые акции и давление на Временное правительство привели к тому, что на очередном этапе трансформации политической системы страны россиянки получили избирательные права без ограничений по сословному или конфессиональному признаку. 15 апреля 1917 года женщины России получили избирательные права на местном уровне — на выборах в городские думы2, а 20 июля 1917 года — в высший орган власти страны — Учредительное собрание3.
В этот же период была решена проблема, намеченная Первым женским съездом, — создание Всероссийского женского совета. Реализуя постановление апрельского совещания 1916 года4, женские организации (Взаимноблаготворительное общество, Женская прогрессивная партия, 1-е Женское общество потребителей, Общество вспомоществования сельскохозяйственным курсам, Харьковское общество трудящихся женщин и др.) подали на утверждение устав Всероссийского женского совета, открытого
2 Постановление «О производстве выборов гласных городских дум, об участковых городских управлениях» от 15 апреля 1917 г.
3 Закон о выборах в Учредительное собрание. Официальное положение, утвержденное Временным правительством 20 июля 1917 г. Вступил в силу 11 сентября 1917 г.
4 В совещании 23—25 апреля 1916 г. в Москве приняли участие делегатки женских организаций Москвы, Петербурга, Киева, Харькова и Симферополя. На совещании согласовывались формы работы женских организаций по вопросам равноправия.
для всех легально существующих женских организаций и учреждений. 5 марта 1917 года Министерство внутренних дел утвердило его устав [6, с. 4]. 21 марта 1917 года в Петрограде в помещении Взаимноблаготворительного общества состоялось учредительное собрание новой организации. Главной целью совета определялась агитация населения по вопросу женского участия в выборах в Учредительное собрание [2, с. 64].
Пропагандистская деятельность русских феминисток имела своей целью формирование женщины-гражданки, ответственной за свой политический выбор, способствовала развитию коллективной женской идентичности. Коллективные акции также были направлены на поддержание процесса вхождения женщин в гражданство, на овладение новыми социальными ролями и навыками политического участия. Диспуты в женских организациях, на предприятиях, в учебных заведениях, городские митинги, шествия, школы политической грамотности и др. вошли в репертуар русского феминизма в бурном 1917 году.
Переход женского движения на феминистскую платформу, обозначившийся на Первом Всероссийском женском съезде, и разработка феминистской идеологии применительно к российскому культурному контексту в ходе работы двух последующих всероссийских женских съездов способствовали формированию прагматической культуры среднего класса и развивали ее в отношении женщин. Эта культура была основана на идеологии индивидуализма и поддерживала идею самодостаточной и достигающей женской личности, расширения гражданских прав и свобод женщин в экономической, культурной, общественной и семейной сферах.
Российские равноправки в своих выступлениях на всероссийских женских съездах переосмысляли проблемы женщин с феминистских позиций. Благодаря этому российский феминизм переформулировал, что есть женщина, провозгласил новые «женские» ценности, утверждал новые нормы поведения для женщин, создавал новую женскую идентичность, пересматривал традиционные женские роли и тем самым медленно, но верно менял структуру гендерных отношений и положение женщины в обществе.
Стратегия решения проблем женщин базировалась на идее становления сознательных гражданок своей страны. Для этого создавались политические и «неполитические» женские организации, которые поддерживали женщин разных социальных групп и работали по широкому спектру женских проблем. Тем самым равноправки разрушали сословную идентичность и корпоративность российского общества, развивали идеи женской солидарности и создавали новую коллективную женскую идентичность.
Феминизм первой волны решил проблемы получения женщинами России трех групп прав — политических (избирательное право), социально-экономических (право на образование и труд) и в сфере брачно-семейных отношений и репродуктивных прав. Последней группы прав добился советский феминизм в 1920-е годы.
Причины успеха видятся в том, что «буржуазное» феминистское движение, с одной стороны, сумело создать, выпестовать коллективную
женскую идентичность, распространяющуюся в том числе и на женщин «невладеющих групп», во всяком случае, в столицах и крупных промышленных городах. Именно поэтому работницы Петрограда в марте 1917 года поддержали манифестацию равноправок с требованием избирательных прав для женщин, придав ей размах и массовость.
А с другой стороны, оно активно формировало срединную прагматичную культуру женщин среднего класса, в которой, в отличие от культуры традиционного (архаичного) общества, женская личность обрела несомненную ценность и женщина получила право на свой осознанный рациональный выбор.
Быстрая утрата завоеваний феминистского движения, забвение его идей о ценности женской личности, о правах женщин, о женской солидарности, разрушение выработанной женской коллективной идентичности, на наш взгляд, произошли в силу того, что в советское время началась девальвация универсалистских ценностей, которые уже пришли на смену традиционным в эпоху реального парламентаризма в России (1905 — октябрь 1917 г.), но не успели еще как следует укорениться. Начался обратный процесс — возвращение к ценностям коллективным, подчинению интересов индивида интересам коллектива.
Библиографический список
1. Голосенко И. А. Отечественная наука о возникновении, функционировании и ограничении проституции (середина XIX — начало ХХ века) // Голосенко И. А., Голод С. И. Социологические исследования проституции в России: история и современное состояние вопроса. СПб., 1998.
2. Женский вестник. 1917. № 4.
3. ПокровскаяМ. И. Единая половая нравственность // Там же. 1910. № 4.
4. Покровская М. И. Первый Всероссийский съезд по борьбе с торгом женщинами // Там же. 1910. № 5/6.
5. Толстой И. И. Дневник, 1906—1916. СПб., 1997.
6. Шабанова А. Н. О международных женских конгрессах. Пг., 1917.