Научная статья на тему 'Всероссийские юношеские чтения им. В. И. Вернадского'

Всероссийские юношеские чтения им. В. И. Вернадского Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УЧЕНИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЭЛИТА / УНИВЕРСАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗВАНИЯ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / УЧЕНИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / STUDENT'S CONFERENCE / STUDENT RESEARCH / REVIEW / INTELLECTUAL ELITE / UNIVERSAL EDUCATIONAL TECHNOLOGY / COMMUNITY TITLES / SCIENTIFIC AND TECHNICAL CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леонтович Александр Владимирович

XVII Всероссийские юношеские чтения им. В.И. Вернадского комплексная образовательная программа межрегиональной организации исследовательской деятельности учащихся. Прямое участие и обязательное бесплатное рецензирование главные особенности конкурса. Интеллектуально насыщенное общение людей с общими интересами. Развитие у школьников интереса к науке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Леонтович Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Всероссийские юношеские чтения им. В. И. Вернадского»

ВСЕ РОССИЙСКИЕ ЮНОШЕСКИЕ ЧТЕНИЯ им. В.И. Вернадского

Александр Владимирович Леонтович,

директор Московского городского

Дворца детского (юношеского) творчества,

кандидат педагогических наук

В Москве прошли XVII Всероссийские юношеские чтения им. В.И. Вернадского. Чтения проводятся при поддержке Российской академии наук, Федерального агентства по образованию, Департамента образования Москвы, Неправительственного экологического фонда им. В.И. Вернадского, Комиссии РАН по разработке научного наследия академика В.И. Вернадского и др. Бессменные организаторы Чтений — Лицей № 1553 «Лицей на Донской» и Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества. Значимую поддержку чтениям оказывает созданное их участниками Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь».

• ученические исследования • рецензирование • интеллектуальная элита

• универсальная образовательная технология • общественные звания

• научно-техническое творчество • ученическая конференция

На первый тур конкурса 2010 года было представлено почти 1800 работ. Среди авторов представители 877 образовательных учреждений из 430 городов и населённых пунктов 73 субъектов Российской Федерации, а также из 27 образовательных учреждений 12 областей республик Казахстан, Украина, Беларусь. В рамках чтений работало 28 тематических секций. В 2010 году открыты три новые секции по классическим направлениям — химия, физика и математика.

Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ

им. В.И. Вернадского — комплексная образовательная программа межрегиональной организации исследовательской деятельности учащихся. Его цель — повышение качества образования на основе системного развития учебно-исследовательской деятельности как универсальной образовательной технологии.

Чтения — не интеллектуальные соревнования, где члены жюри присуждают баллы, а лучший автор занимает первое место. Это встреча коллег, старшеклассников и их научных руководителей, где они делятся своими достижениями, узнают, как организована исследовательская работа в других регионах. Учителя имеют

возможность обсудить с учёными особенности организации исследований в той или иной области науки; проконсультироваться, как их лучше проводить со школьниками разного возраста. Дипломы лауреатов чтений, конечно, имеют значение; но это не показатель «спортивного табеля о рангах», это свидетельство специалистов о том, что работа выполнена на достойном уровне; автор провёл большой объём исследований и его личный вклад в результаты не вызывает сомнений.

От других популярных конференций и конкурсов исследовательских работ школьников, широко распространённых в Москве и России, наш конкурс отличает следующее. Работы на первый тур может подать любой школьник — от школы или от Дома творчества, в которых он учится, либо непосредственно от своего имени. Для каждой работы оргкомитет подбирает рецензента — специалиста, ведущего научную работу в той области, в которой выполнена работа. В рамках Чтений работает более 150 таких специалистов, они представляют более 20 вузов и исследовательских институтов. В рецензии отмечаются сильные и слабые стороны работы, даются рекомендации автору и его руководителю по дальнейшему развитию темы. Рецензия направляется автору. Прямое участие и обязательное бесплатное рецензирование — главные особенности конкурса им. В.И. Вернадского. Это позволяет сделать его открытым, доступным каждому школьнику. Ориентация на позитивный анализ работы позволяет участникам и их руководителям совершенствоваться в избранной области исследований.

Авторы половины лучших работ приглашаются на очный тур — Всероссийские юношеские чтения им. В.И. Вернадского. Ребята защищают свои работы перед экспертами, которые рецензировали их на первом этапе конкурса. Школьники участвуют в программе «Взаимодействие», направленной к тому, чтобы учащиеся из разных регионов России познакомились друг с другом. Проводятся встречи с известными учёными на лекциях, а также экскурсионная программа по музеям Москвы.

Системная работа, проводимая в рамках чтений им. В.И. Вернадского организаторами, коллегами из регионов, экспертами, учёными,

играет значимую роль в образовании талантливых, мотивированных школьников. О повышении внимания к интересам талантливых ребят, которые способны стать в будущем интеллектуальной элитой нашего общества, свидетельствует то, что государство в последнее время проявляет интерес к развитию творческой деятельности учащихся в сфере науки и техники. Издан ряд нормативных документов, среди которых Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 годы; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 октября 2007 г. № 285 «Об утверждении Порядка проведения олимпиад школьников»; Проект федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, в состав которых вошла творческая, в том числе исследовательская и проектная, деятельность учащихся. Эти документы предусматривают поддержку научно-технического творчества школьников, повышение статуса ученических конференций и конкурсов, массовое вхождение творческой деятельности (в частности, в области науки и техники) в общеобразовательную школу. В этой работе велика роль педагогической общественности. Опыт Франции, Чехии, Мексики и других стран свидетельствует, что общественные инициативы могут играть решающую роль в обеспечении высокого качества исследовательской и проектной деятельности, организации межведомственных содержательных мероприятий. Поэтому для нас очень важна работа общественных организаций и объединений (таких, как Общероссийская детская общественная творческая организация «Малая академия наук «Интеллект будущего», Некоммерческое партнёрство «Содействие химическому и экологическому образованию» и др.), деятельность которых направлена на организацию содержательных мероприятий в этой

А.В. Леонтович. Всероссийские юношеские чтения им. В.И. Вернадского

области, подготовку кадров руководителей исследовательских работ, информационно-методическое обеспечение.

Один из учредителей Чтений — Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь». Это общественная организация, созданная сообществом руководителей исследовательских работ школьников, регулярно представляющих воспитанников на Чтениях им. В.И. Вернадского и других мероприятиях всероссийского уровня; экспертов, многие годы работающих в составе экспертных комиссий таких конкурсов. В настоящее время зарегистрированы региональные отделения движения в 53 субъектах Российской Федерации. В числе его задач — развитие сети региональных ученических конференций, повышение квалификации и переподготовка руководителей исследовательских работ школьников, информационно-методическая поддержка ученических исследований, поддержка сети региональных проектов самого разного масштаба и содержания, связанных с исследовательской деятельностью учащихся. Движение издаёт научно-методический и информационно-публицистический журнал «Исследователь/Researcher», поддерживает сайты www.oodi.ru,www.researcher.info.

В целях повышения статуса специалистов ООД «Исследователь» учредило особые знаки отличия — общественные звания «Руководитель исследовательских работ учащихся», «Эксперт учебно-исследовательских конференций». Мы хотим, чтобы эти звания стали реальным отражением квалификации специалистов, основанием для их аттестации.

В этом году был объявлен конкурс на право проведения региональных конференций Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского. Такие конференции должны удовлетворять главным требованиям, выполнение которых поддерживает образовательный характер конференции, а именно: общест-

венная и профессиональная экспертиза работ, лекционная программа для участников, методическая программа для руководителей. Лучшие работы, представленные на региональных конференциях, направляются на Всероссийские чтения вне конкурса. Региональные отделения ООД «Исследователь» провели конференции. В их числе — организованные Калининградским областным, Хакасским республиканским, Приморским краевым, Кировским областным, Татар-станским республиканским, Нижегородским областным, Московским областным и другими отделениями. Мы уверены, что развитие сети региональных конференций позволит расширить число участников Чтений и привлечёт новых квалифицированных экспертов.

Междисциплинарная олимпиада школьников в рамках Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского включена в Перечень олимпиад школьников по комплексу предметов «естественные науки (биология, география, физика, химия)» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Перечня олимпиад школьников на 2009/2010 учебный год» от 21.12.2009 г. № 777). Этот статус позволил многим лауреатам Чтений — учащимся 11-х классов поступить в вузы, используя предоставленные этим статусом льготы: либо вообще без экзаменов, либо получить максимальный балл по профильному ЕГЭ. По итогам чтений на основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 сентября 2009 г. №359 «Перечень олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодёжи в 2010 году» (п. 48) победителям присуждены премии Президента РФ.

Чтения включены в Календарь всероссийских массовых мероприятий с учащимися на 2010 год Федерального агентства

образования (Письмо Федерального агентства по образованию от 9.12.2009 № 2456/12-14); являются основной программой работы со школьниками Неправительственного экологического фонда им. В.И. Вернадского.

Чтения — базовая конференция Московского городского конкурса проектных и исследовательских работ школьников Департамента образования города Москвы, значимое событие в системе столичного образования: здесь московские школьники имеют возможность познакомиться со сверстниками из регионов России, а московские учителя — с опытом организации исследовательской деятельности в региональных образовательных учреждениях.

Калининградское областное отделение ООД «Исследователь» учредило награду памяти выдающегося педагога, руководителя Калининградской делегации на I—XV Чтениях им. В.И. Вернадского Г.Г. Кученевой. Награда присуждается лучшим руководителям исследовательских работ школьников в области биологии и экологии.

В.И.Вернадский всегда шёл по пути настоящего исследователя: чтобы найти эффективные решения, он стремился сделать всеобъемлющие обобщения, получить новый тип ком-

плексного знания о планете и космосе. Чтобы эффективно действовать на практике, нужно уметь анализировать условия деятельности и прогнозировать её последствия. Это отразилось в принципе устойчивого развития, который гласит: «Думай глобально — действуй локально». Именно эти качества мы стараемся воспитать и развить у участников наших Чтений, чтобы ребята мыслили широко и учились видеть свои действия в контексте мировых проблем. Чтобы они владели научным методом, позволяющим получать самое ценное — новые знания. Чтобы могли аргументированно отстаивать свою точку зрения с помощью логических доводов и фактов.

Мы надеемся, что Чтения — школа научного творчества в самых разных областях естественных и гуманитарных наук как для юных участников, так и для руководителей исследовательских работ. Способность занимать исследовательскую позицию по отношению к окружающему миру и к себе самому — решающее условие для сохранения своей индивидуальности, возможности стать личностью в наше непростое время. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.