Научная статья на тему 'Общественные инициативы в образовании: Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь»'

Общественные инициативы в образовании: Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
359
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леонтович Александр Владимирович

В настоящее время в стране объявлен курс на построение гражданского общества. Правительство инициирует создание и поддерживает работу общественных некоммерческих организаций (некоммерческих партнерств, региональных общественных организаций, благотворительных фондов и др.). Успешно работает Общественная палата РФ, в которую входят видные государственные деятели, профессионалы из разных отраслей: экономики, науки, искусства. Функционируют отраслевые общественные палаты (например, Общественная палата по образованию в городе Москве). Развивается детское молодежное движение, призванное проявить инициативу школьников и молодежи, направить ее на наиболее значимые социальные проблемы. Усилиями этих организаций оказалось возможным сформулировать и донести до исполнительных структур целый ряд общественных инициатив, перспективных предложений, которые раньше вряд ли нашли бы своего адресата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Леонтович Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общественные инициативы в образовании: Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь»»

Общество, культура, наука образование ф

Современные проблемы образования

Общественные инициативы в образовании: Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь

Леонтович

Александр Владимирович,

кандидат психологических наук, директор Дома научно-технического творчества молодежи Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества, Председатель Общероссийского общественного Движения творческих педагогов «Исследователь»

В настоящее время в стране объявлен курс на построение гражданского общества. Правительство инициирует создание и поддерживает работу общественных некоммерческих организаций (некоммерческих партнерств, региональных общественных организаций, благотворительных фондов и др.). Успешно работает Общественная палата РФ, в которую входят видные государственные деятели, профессионалы из разных отраслей: экономики, науки, искусства. Функционируют отраслевые общественные палаты (например, Общественная палата по образованию в городе Москве). Развивается детское молодежное движение, призванное проявить инициативу школьников и молодежи, направить ее на наиболее значимые социальные проблемы. Усилиями этих организаций оказалось возможным сформулировать и донести до исполнительных структур целый ряд общественных инициатив, перспективных предложений, которые раньше вряд ли нашли бы своего адресата.

Вместе с тем развитие общественно-государственного управления в стране сталкивается с рядом трудностей. Среди них можно отметить следующие: низкая культура общественной деятельности в современном обществе; ожидание большинством населения распоряжений по «административной вертикали», неумение сорганизоваться, боязнь проявить личную инициативу; ориентированность части граждан исключительно на материальный характер взаимоотношений в обществе. Это

Леонтович Александр Владимирович

проявляется в стандартном вопросе, который задают, когда предлагаешь людям интересное и важное дело, которое, несомненно, может изменить к лучшему тот или иной аспект нашей жизни. Вопрос до банальности скучен: а сколько мне заплатят? При этом в европейских странах общественная деятельность является естественным и необходимым средством волеизъявления и самореализации граждан, их возможностью сорганизоваться для выполнения нужного и интересного им дела.

Также одной из проблем является поиск содержания. Поскольку был дан «зеленый свет» общественным организациям, их создали как ответ на указания «сверху», после этого стали ждать такого же указания: чем бы им заняться? И нередко предметом деятельности общественных организаций становятся скорее формальные, нежели содержательные стороны деятельности, хотя общество по логике должно в первую очередь думать о системных проблемах в области образования, путях развития его содержания и институтов, формируя заказ профессиональному сообществу на их детальную проработку.

В качестве примера можно привести деятельность Управляющих советов школ, которые были созданы в большинстве образовательных учреждений. Нередко их функции (это не относится к деятельности многих реально действующих советов) сводятся исключительно к сбору и распределению родительских средств, все остальные прописанные - определение основных направлений развития школы, контроль за соблюдением надлежащих условий обучения, участие в рассмотрении конфликтных ситуаций, утверждение режима занятий обучающихся, программы развития школы и др., - не реализуются или существуют только на бумаге.

Также показателен состав комиссий Общественной палаты по образованию в Москве. В Палате, действительно, представлены все общественные группы, имеющие отношение к образованию (государственные структуры, учительские объединения, общественные организации и др.), которые сформировали тематический состав комиссий. При этом непосредственно к содержанию образования имеют отношение только две комиссии: по вопросам дошкольного, общего, дополнительного образования; по вопросам профессионального образования. Остальные восемь комиссий связаны с процессуальными и формальными вопросами (например, комиссии по этике, регламенту и организации работы Общественной палаты, по проблемам защиты прав ребенка и других участников образовательного процесса; по вопросам реализации социальных городских программ в сфере образования и др.). Не умаляя значения этих направлений, а также деятельности и квалификации членов Общественной палаты, хочу отметить, что состав комиссий отражает реальное отношение общества к проблемам содержания и развития сферы образования: еще отсутствует понимание того, что обществен-

«Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.» Статья 8 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях.»

Фотография Ильи Дриго

ные организации должны заниматься не техническими (пусть очень важными и актуальными в данный момент) вопросами, а стратегией и политикой сферы образования.

Все это говорит о необходимости специальной работы по определению содержания деятельности общественных организаций в сфере образования. Для эффективности их работы необходимо прежде всего определить:

1. Направления деятельности, которые по своему характеру более соответствуют общественному типу координации. В образовании таковыми являются области, которые непосредственно не попадают в сферу ответственности государственных структур (например, параметры, связанные с различными процедурами государственной аттестации образовательных учреждений). Это вопросы организации второй половины дня, дополнительные образовательные услуги, улучшение условий образовательного процесса сверх уровня, определенного стандартами и т. д. Актуальной является работа в направлениях, лежащих на стыке ответственности разных ведомственных систем (например, организация содержательного отдыха детей на территории национальных парков, подчиненных Министерству природных ресурсов).

2. Потребности педагогов, учащихся, родителей, которые систематически не удовлетворяются государственными учреждениями и структурами. Сюда можно отнести дополнительные образовательные программы по выбору, организацию досуга коллектива школы, систему содержательных контактов с коллективами профильных образовательных и научных учреждений и др.

3. Возможные мотивы участников общественной деятельности и предполагаемые результаты, которые позволят удовлетворить их личностные запросы и ожидания. К ним может быть отнесено повышение социального статуса учащихся и педагогов; повышение профессионального ресурса через общение с коллегами во время проведения инициативных методических и конкурсных мероприятий - конкурсов, конференций; возможность организации содержательного досуга и отдыха в летнее время и др.

4. Принципы и пути координации деятельности с государственными структурами. Эта деятельность не должна дублировать деятельность государственных структур. Например, общественный орган не может вторгаться в распорядительную деятельность директора школы в части распределения бюджетных денег; однако в его компетенции находится вопрос о распределении спонсорских и благотворительных средств, которые привлекаются в школу

Система проектно-исследовательской деятельности нуждается в общественно-государственном управлении и общественной поддержке. Это направление образовательной деятельности трудно поддается стандартизации и унификации; попытки организовать эту деятельность административными методами

Леонтович Александр Владимирович

нередко терпят провал, поскольку ее качество может быть выявлено только экспертным путем - специалистами, имеющими собственную практику организации ученических исследований. За рубежом это направление координируется в основном общественными организациями (RED в Мексике, MILSET в Европе, Science Service в США и т. д.). Для нашей страны также необходимо, чтобы сообщество педагогов, давно и плодотворно развивающих проектно-исследовательскую деятельность, взяло на себя часть ответственности за это направление и представление его интересов на государственном уровне.

В качестве примера хотелось бы представить работу Общероссийского общественного Движения творческих педагогов «Исследователь», которое было создано в 2007 году.

Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь» создано сообществом учителей, педагогов дополнительного образования, организаторов ученических конкурсов и конференций с целью общественной поддержки исследовательской деятельности учащихся в образовательной системе страны. В число учредителей Движения и его региональных отделений вошли организаторы и участники таких конференций, как Всероссийские юношеские чтения им. В.И. Вернадского, Российская открытая конференция учащихся «Юность. Наука. Культура», Российский конкурс творческих проектов и исследовательских работ дошкольников и младших школьников «Я - исследователь», Всероссийский конкурс детских экологических проектов «Человек на Земле», Всероссийский слет Друзей заповедных островов и др.

В настоящее время без индивидуальных творческих работ учащихся школьное образование будет «неполным», поскольку именно здесь ребята получают свой личный опыт применения полученных знаний на практике, оказываются в среде, способствующей развитию их творческих способностей. Именно при выполнении проектно-исследовательских работ учащиеся встречаются со своим первым научным руководителем, определяются с будущей профессией. Написание рефератов, проектов и исследований прочно вошло в практику работы домов детского творчества и общеобразовательных школ. Проводятся конференции и конкурсы проектно-исследовательских работ самого разного уровня -от семинара в классе до всероссийских научно-практических конференций молодежи. В рамках проводимых мероприятий сложились многолетние уникальные традиции, многие из призеров конкурсов и конференций прошлых лет достигли выдающихся профессиональных успехов в разных областях науки.

В уставе «Исследователя» записано: «Целью Движения является повышение интеллектуально-творческого и инновационного потенциала нации; повышение доступности, эффективности и качества образования с учетом индивидуальных особенностей, склонностей и способностей обучающихся на

Фотография Ильи Дриго

основе становления межрегиональной системы образовательной работы с детьми средствами проектно-исследовательской деятельности; создание условий для развития личности и самореализации школьников».

Главные направления деятельности Движения:

• содействие в проведении региональных и общероссийских ученических исследовательских конкурсов и конференций как формы образовательной работы с широким привлечением ученых, проведением квалифицированной экспертизы ученических работ, организацией познавательной программы;

• содействие развитию системы повышения квалификации и переподготовки руководителей исследовательских работ школьников из числа учителей, ученых, родителей;

• поддержка инициатив на местах, связанных с организацией исследовательской деятельности школьников, патронаж сетевых проектов, организуемых региональными отделениями;

• информационная поддержка педагогов по вопросам организации исследовательской деятельности учащихся. Если рассмотреть приведенные выше основания развития

общественной организации, то можно отметить следующее:

1. Предмет деятельности Движения - исследовательская деятельность и методы ее организации - весьма приблизительно регламентируется нормативными государственными актами в основном на декларативном уровне; при этом для ее ведения необходимо развитое сообщество из учителей и ученых, объединенных на добровольной основе общими целями организации этой деятельности. Такое сообщество может эффективно координироваться только общественной организацией.

2. В рамках учебных предметов базисного учебного плана проектно-исследовательская деятельность может быть введена в очень ограниченном объеме; для выполнения серьезной работы необходима индивидуально-групповая работа учащихся с руководителем-педагогом, это возможно организовать в режиме дополнительного образования по выбору во второй половине дня; при этом очень перспективно разнообразие форм учебной деятельности - помимо групповых занятий - экскурсии, практикумы, конференции и др.

3. Мотивы участников для нас - самый главный «механизм жизнеспособности» Движения. Благодаря его деятельности коллеги получают доступ к информации о проходящих в области проектно-исследовательской деятельности мероприятиях; получают возможность принять участие в проблемных и обучающих семинарах. Для наиболее подготовленных руководителей исследовательской деятельности учреждены общественные звания «Эксперт ученической конференции» и «Руководитель учебно-исследовательских работ», которыми награждаются педагоги,

Леонтович Александр Владимирович

которые в течение многих лет успешно и качественно руководят исследовательскими работами и проводят экспертизу ученических работ. «Чувство плеча» для педагогов, работающих в разных регионах России, часто в сельских школах, является решающей поддержкой в их повседневном труде, обретении уверенности в том, что они на правильном пути.

4. В состав Движения привлекаются представители государственных структур, которые помогают координировать деятельность с государственными органами.

Общее количество региональных отделений Движения -55; в том числе Московское городское отделение, в состав которого входят представители нескольких десятков московских школ - участниц экспериментальной работы в области исследовательской деятельности учащихся. Все события, происходящие в Центральном совете и региональных отделениях, отражаются на сайте www.oodi.ru.

На данный момент утверждена и реализуется Программа деятельности Движения на 2011-2012 годы. За последние годы в рамках программы были проведены более 300 региональных мероприятий с общим количеством участников более 100 000 человек. Центральным советом проведены следующие мероприятия:

Слушания Общественной палаты РФ по теме «Научно-практическое образование как путь становления инновационной экономики».

IV и V Общероссийские конференции с международным участием «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве» (www.issl.redu.ru), на которые приехали представители большинства региональных отделений.

II и III рабочие конференции ООД «Исследователь».

С 2009 года стал издаваться журнал «Исследователь/ Researcher» - официальный печатный орган Движения. Журнал продолжает активную деятельность по научному и мето-

Фестиваль презентаций учебных и педагогических проектов Волгоградского областного отделения ООДТП «Исследователь»

Хакасский Региональный тур Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского

Калининградский Региональный тур Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского

Ивановские областные юношеские чтения им. Д.Г. Бурылина

дическому обеспечению исследовательского подхода в образовании. Расширяется состав региональных представителей журнала.

Продолжают выходить издания «Библиотеки журнала». Вышедшие книги можно приобрести через интернет-магазин www.shop.redu.ru. Многие материалы, изданные ранее, размещены на портале www.researcher.ru.

Продолжается Конкурс образовательных разработок, пособий, проектов и программ по обеспечению исследовательской деятельности учащихся (положение на сайте: http://oodi.ru /materials/34/).

Проводятся региональные конференции Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского (в 2011 году - 15 региональных конференций).

В апреле 2011 года прошли XVIII Всероссийские юношеские чтения им. В.И. Вернадского. По итогам Чтений на основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи. В рамках Чтений проведена Междисциплинарная олимпиада школьников, включенная в Проект перечня олимпиад школьников, победители которой получают льготы при зачислении в вузы по соответствующим предметам.

C 2008 года проходит Международная исследовательская школа. В 2011 году прошла IV Школа. Прием заявок на участие в конкурсе по отбору делегаций региональных отделений Школу проводится на сайте www.interschool.redu.ru.

В июле-августе 2010 года была успешно проведена комплексная исследовательская экспедиция «Бурятия-2010», организуемая совместно с Бурятским республиканским отделением.

ООД «Исследователь» в июле 2009 года на Генеральной ассамблее Международного движения содействия научно-техническому творчеству молодежи в Тунисе стало официальным членом MILSET и выступило инициатором проведения Международной выставки EXPO SCIENCE EUROPE в Москве с участием представителей более чем 30 стран мира. Это мероприятие прошло с 27 июня по 4 июля 2010 года в рамках традиционной выставки НТТМ-2010 на ВВЦ.

Значимым направлением деятельности Движения является установление прямых связей между московскими и региональными образовательными учреждениями, а также заповедниками и национальными парками. В качестве примера успешного сотрудничества можно привести участие делегации ООДИ в Фестивале национальных культур, организованном Бурятским республиканским отделением в Улан-Удэ в апреле 2010 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.