ВСЕРОССИЙСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ОЛИМПИАДЫ КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ
Н. И. Наумкин
Сегодня одной из задач высшей профессиональной школы является подготовка специалистов к инновационной деятельности. Для специалистов в области техники и технологий это подготовка к инновационной инженерной деятельности. Данную задачу можно решить путем разработки новых или адаптации существующих методов обучения. В статье описаны основные положения методики подготовки подобных специалистов в процессе обучения в олимпиадной среде, которая позволяет моделировать инновационную деятельность и строить методику подготовки студентов на основе интеграции передовых педагогических подходов к обучению.
Как отмечено в положении о Всероссийской студенческой олимпиаде (ВСО), это соревнование студентов в творческом применении знаний и умений по дисциплинам, изучаемым в высшем учебном заведении, а также с точки зрения профессиональной подготовленности будущих специалистов. Она проводится с целью совершенствования их качества, повышения интереса к избранной профессии, выявления одаренной молодежи и формирования кадрового потенциала для исследовательской, административной, производственной и предпринимательской деятельности.
В высших технических заведениях конкурсы подобного уровня начали проводиться с 70-х годов прошлого столетия. За это время по мере накопления опыта их организации олим-пиадное движение вылилось в самостоятельную форму обучения [3]. Главным системооб-
разующим фактором явилась образовательная среда, представляющая сложный интегративный процесс и включающая компоненты взаимодействия преподавателя и обучающегося, помогающая последнему максимально раскрыть свои творческие возможности, существенно расширить рамки интеллектуальной активности и ориентированная на формирование творческой компетентности личности как важнейшей ценности.
Созданная олимпиадная среда обеспечивает пространство свободного творческого поиска уникального разрешения профессиональных творческих проблем. По мнению А. И. Попова, в основу ее положен принцип синергизма, когда среда и обучающийся представлены как взаимодействующие саморазви-вающиеся системы. Олимпиада способствует психологической саморегуляции личности и
позволяет преодолевать ее профессиональные деформации. Она поддерживает чувство соответствия между творческими задатками и требованиями к уровню интеллектуальной активности, формирует адекватную оценку своих возможностей, переживание ситуации как общественно значимой, сознание личной значимости. В ней особое значение приобретает принцип резонирующего успеха, когда достижения участников микрогруппы мотивируют в других стремление к получению высоких результатов [3].
Кроме того, автор считает, что ее определяющими компонентами будут: социальная среда, базирующаяся на взаимной поддержке и уважении к деятельности всех ее членов; внутренняя среда личности, когда креативный уровень интеллектуальной активности отвечает социальному заказу общества; информационная среда, в которой профессионально ориентированные знания становятся инструментом профессионального разрешения творческих задач.
Главными элементами являются олимпи-адные микрогруппы, олимпиадные задания и собственно олимпиады. Ведущим среди них выступает олимпиадная микрогруппа, представляющая неформальную организацию. Ее членами становятся по желанию, согласно намерению овладеть новыми знаниями, лучше подготовиться к дальнейшей профессиональной деятельности. Обучение в такой группе построено на использовании личностно ориентированной технологии сотрудничества. «Наибольший интерес представляет вариант этого метода — обучение в команде, при котором особое внимание уделяется групповым целям и успеху всей группы, достигающимся только в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой группы при работе над проблемной ситуацией. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого. Персональная ответственность каждого обучающегося за успех или неуспех всей группы стимулирует всех членов команды приходить на помощь...» [3, с. 4]. Это также позволяет решать вопросы профессиональной подготовки в стрессовой ситуации.
В данной технологии исходная, элементарная частица коллективной самостоятельной работы — индивидуальная самостоятельная
работа. Основными идеями обучения в сотрудничестве выступают: общность целей и задач; индивидуальная ответственность; равные возможности успеха. Центральное отличие его от классического обучения в сотрудничестве состоит в том, что движущей силой является соревнование. Это приводит к возникновению конструктивной конфликтной ситуации в коллективе. Высокий уровень взаимопонимания, доверия и поддержки олимпиадной микрогруппы делает соревнование не тормозом для интеллектуальной активности обучающихся, а дополнительным стабилизатором позитивных эмоций от радости открытия нового, личност-но значимого, радости победы. Олимпиада не просто соревнование людей, а испытательный полигон творческих подходов к деятельности. Участники ее стремятся добиться победы не только над соперниками, но и над своими слабостями, показав максимум способностей.
Б. С. Кирьяков, исследуя олимпиады по физике среди школьников, указывает на развитие такой формы обучения начиная со школы и справедливо отмечает: «.ее роль как первичного инструмента по приобщению учащихся к научной деятельности и профессиональной ориентации наиболее талантливой части учащейся молодежи бесспорна и есть все основания ожидать, что олимпиада не утратит этой роли в будущем. Интеллектуальное испытание лежит в основе мероприятий соревновательного характера — олимпиад, викторин, конкурсов. Без интеллектуального испытания учащихся невозможно представить себе не только проблемное, но и традиционное обучение, поскольку сам процесс обучения, если говорить по большому счету, ведется в форме распределенного во времени интеллектуального испытания учащихся. При этом студенты, не выдерживающие этого испытания, просто отчисляются из вуза, а школьники переводятся на более щадящий режим обучения. Очевиден и воспитательный аспект интеллектуального испытания, которое можно рассматривать как определенную форму воздействия на испытываемого школьника. Тот факт, что режим этого воздействия задается непосредственно педагогом, превращает интеллектуальное испытание в инструмент формирования личности учащегося, его характера, способности к самоорганизации и концентрации усилий на преодоление трудностей. С этой точки зрения, интеллектуальное испытание
являет собой пример управляемого тренинга, подготовки школьника к будущей „взрослой“ жизни, представляющей собой, как известно, бесконечную цепь весьма непростых испытаний...» [1, с. 6—9].
С. А. Ляпцев указывает на еще одну положительную сторону: «Олимпиада всегда являлась составной частью научно-исследовательской работы студентов, а для дисциплин, изучаемых с первого курса обучения в вузе, важно сразу включаться в данный вид деятельности. .Налицо заинтересованность студентов в постоянном контакте с преподавателями кафедры. Система подготовки к олимпиаде предполагает такой контакт едва ли не еженедельно, а потому студенты в процессе данного вида деятельности больше узнают о работе преподавателей и сотрудников кафедры, знакомятся с кругом решаемых ими задач, а иногда и сами стремятся находить подобные задачи при выполнении курсовых и дипломных работ по своей будущей специальности.» [2, с. 3].
О роли предметных олимпиад в техническом вузе А. И. Попов пишет следующее: «.мы рассматриваем олимпиадное движение как один из механизмов, позволяющих повысить качество инженерного образования по таким показателям: конкурентности специалиста на рынке труда, процессу и результату адаптации молодого специалиста на рынке труда, процессу и результату адаптации молодого специалиста в условиях производства, степени личностной удовлетворенности обучающимся процессом познания и творчества. <...> Логика поэтапного становления предусматривает в системе олимпиадного движения переход от создания влечения к познавательной деятельности вообще к ориентации на творческое преобразование окружающей действительности посредством познавательной деятельности через выработку ценностных ориентаций, и далее к становлению конкурентоспособного инженера на основе формирования творческой компетенции.» [4, с. 76].
Как справедливо отмечают ученые [3], ВСО — это не только соревнование, но и решение ряда педагогических задач, в частности подготовки современных специалистов, способных действовать в ситуации ограниченного времени и ресурсов, повышенной ответственности за принимаемые решения и в неблагоприятных внешних условиях. Кроме того, любая пробле-
ма должна быть разрешена на высоких технологическом и творческом уровнях. Стремление избежать стрессовых положений в учебном процессе современной высшей школы приводит к недостаточной подготовленности специалиста к последующей деятельности на производстве. Олимпиадная среда позволяет моделировать такие условия и сформировать базу для проявления творческих способностей в рамках жестких ограничений и ответственности за конечный результат, устранить внутренние барьеры, тормозящие творческий процесс.
Следует также заметить, что участие в олимпиадном движении дает студентам возможность не только раскрыть свой потенциал, достигнув пика заложенных природных данных, но и существенно превысить его. Это может быть реализовано благодаря особой атмосфере, снимающей с мышления оковы алгоритмизированной деятельности.
Кроме всего перечисленного олимпиадное движение выявляет и развивает коммуникативно-лидерские задатки обучающихся на ступени, когда происходит наиболее активная социализация личности, в период наиболее полной ее реализации. Лидера определяют с позиции общепризнанных качеств: уверенности в собственных возможностях, общительности, способности к самоутверждению, уравновешенности, объективности, способности повести за собой.
Важно подчеркнуть, что одним из главных, если не основным фактором формирования такой среды становится наличие подлинного ли-дера-преподавателя, оказывающего влияние на людей и объединяющего их для достижения какой-либо цели, выражающего когнитивные и творческие интересы олимпиадной микрогруппы. В то же время преподаватель должен создавать социальные взаимоотношения, благоприятные для раскрытия лидерского потенциала других членов микрогруппы.
Таким образом, можно сделать вывод, что олимпиадное движение превратилось в самостоятельную форму обучения, причем обучения активного, контекстного, проблемного, познавательного, развивающего, личностно деятельного и личностно ориентированного, дифференцированного и индивидуального, многоуровневого и непрерывного, т. е. объединяющего практически все достоинства современных методов обучения.
1. Ляпцев С. А. Роль проведения олимпиады для формирования вузовских кадров / С. А. Ляпцев // Развитие творческих способностей личности в условиях олимпиадного движения : материалы Междунар. науч.-метод. конф. — Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005. — С. 3—4.
2. Кирьяков Б. С. Педагогическая модель интеллектуального испытания школьников / Б. С. Кирьяков. — Рязань : Рус. слово, 2002. — 208 с.
3. Мищенко С. В. Организация системы олимпиадного движения студентов в условиях технического университета / С. В. Мищенко, В. Ф. Калинин, А. И. Попов // Современные тенденции и направления развития олимпиадного движения по теоретической механике : материалы докл. Общерос. конф. — Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2003. — Ч. 1. — С. 3—8.
4. Попов А. И. Олимпиадное движение в системе конкурентоспособности технического университета / А. И. Попов // Развитие творческих способностей личности в условиях олимпиадного движения : материалы Междунар. науч.-метод. конф. — Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005. — С. 75—80.
Поступила 17.05.06.