УДК 378.1
А.И. Попов
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ОЛИМПИАДНОМ ДВИЖЕНИИ
ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Показана важность правовой подготовки в контексте обеспечения конкурентоспособными кадрами инновационных отраслей экономики и проанализированы составные элементы правовой культуры и правового сознания специалистов технического профиля, разработана модель формирования у студентов технических вузов правового сознания и выявлены методические особенности организации данного процесса. Методика исследований основана на использовании компетентностного и деятельностного подходов, теориях коллективного и дифференцированного обучения. Предлагаемая методика использования олимпиадного движения позволит формировать правовое сознание на деятельностном или рефлексивном уровнях у большего количества обучающихся технических вузов.
Ключевые слова: творческое развитие, правовая культура, правовое сознание, олимпиадное движение, олимпиадная микрогруппа, педагогическое моделирование.
Развитие промышленного производства, связанное с использованием принципиально новых технологий и конструкционных материалов, предполагает значительные инвестиции как со стороны государства, так и хозяйствующих субъектов, в фундаментальную и прикладную науку и влечет кардинальные изменения в составе и структуре производственных кадров. Сложившаяся в последнее время негативная экономическая ситуация, усиливающееся внешнеполитическое давление, несовершенство законодательства, регулирующее как вопросы интеллектуальной собственности, так и инновационной деятельности, и его отставание от уровня развития производственных отношений в постиндустриальном обществе увеличивают риски выхода организаций и человека в профессиональной деятельности за рамки существующего правового поля.
Анализ экономического состояния отраслей экономики, определяющих прежде всего экономическую безопасность страны и обеспечивающих импортозамещение, позволяет сделать вывод, что значительная часть российских предприятий испытывает трудности в развитии и усилении конкурентоспособности. Это в первую очередь предопределено:
• несовершенством законодательства, регулирующего общественные отношения в области экономического взаимодействия, наличием противоречащих друг другу нормативно-правовых актов в предпринимательском праве, возможностью трактовать нормативные акты в широком диапазоне и существенным элементом коррупционной составляющей;
• острой нехваткой специалистов, ориентированных на профессиональное творчество и умеющих эффективно работать в рыночных условиях;
• недостаточной готовностью технических специалистов к анализу и творческому осмыслению профессиональной деятельности с позиции правового обеспечения [1];
• неэффективным управлением творческой деятельностью, неумением полномасштабно использовать творческие способности каждой личности как в профессиональной деятельности, так и в области регулирования общественных отношений;
• наличием организационной структуры, предполагающей, прежде всего использование исполнительских функций работников, но не предоставляющей им свободы выбора и творчества.
Указанные обстоятельства предполагают усиление борьбы с коррупционной составляющей и актуализируют потребность в изменении самой системы правовых отношений в
производственном и финансово-экономическом секторе, приведение правовых норм, прежде всего связанных с регулирование вопросов интеллектуальной собственности и поддержки инновационной деятельности, в соответствие с уровнем общественных отношений и правового сознания участников хозяйственных отношений, что может быть обеспечено только через активизацию субъектов правовых отношений [2]. При этом необходимо учитывать, что возрастает и усложняется система взаимоотношений личности и общества, причем личность является не только элементом профессионального управления, но и социального.
Разрешение правовых противоречий, присущих процессу инновационного развития, обуславливает насущную необходимость формирования у молодежи определенных духовно-нравственных идеалов, призванных объединить многонациональный и многоконфессиональный российский народ для преодоления экономических трудностей и внешнеполитического давления, и являющихся основой правового сознания. По нашему мнению, основой духовно-нравственной культуры молодого специалиста как участника инновационного преобразования сможет стать понимание созидательного творчества как доминанты общественного развития и как высшей ценности для самореализации личности [3].
Следует отметить, что в контексте нашего исследования необходимо очень деликатно подходить к категории «творчество», поскольку оно напрямую связано с человеком и регулированием всей его жизнедеятельности. Творчество в развитии правовых отношений не должно стать противовесом правомерному поведению личности в условиях реального правового поля, регулирующего производственную деятельность промышленного предприятия, не должно провоцировать индивидуума на противопоставление себя обществу. Именно поэтому правовая культура специалиста рассматривается нами как неотъемлемая часть его духовно-нравственной культуры, включающая в себя, прежде всего то, что есть в существующих явлениях правовой действительности инновационного, общественно полезного и ценного как для развития страны, так и для творческого саморазвития личности.
Формирование правовой культуры и правового сознания рассмотрены многими авторами [4-6], но для студентов технического вуза оно должно происходить в условиях такой образовательной среды, которая бы через создание особого вида социальной коммуникации обеспечивала развитие конструктивного компонента креативности, ориентированного на создание новых объектов техники и технологии с соблюдением правовых стандартов. Тем самым сформированная правовая культура смогла бы обеспечить не только правомерное поведение в профессиональной и повседневной деятельности на промышленных предприятиях и в научно-исследовательских организациях, но и стала основой личностного самосовершенствования человека, воспитания у него мировоззрения, объединяющего цели развития общества и индивидуальные цели. Высший уровень развития правовой культуры и правового сознания предполагает, что обычный технический специалист, для которого юриспруденция не является основной сферой деятельности, должен активно и творческий участвовать в развитии системы правовых отношений в области интеллектуальной собственности и предпринимательского права, привнося в них как своё видение общественных процессов, протекающих в инновационной сфере, так и опыт, и мировоззрение своих коллег по профессии [7]. В правовой культуре специалиста, готового к реализации инновационных программ, можно выделить ценностно-мотивационный, когнитивный, деятельностный, психологический и рефлексивный компоненты. Ценностно-мотивационный компонент детерминирует важность формирования правовой культуры технического специалиста и обеспечивает его внутреннюю мотивацию к освоению норм предпринимательского права, их творческому осмыслению, выработке механизма конструктивной адаптации хозяйствующего субъекта к действующему законодательству и программы совершенствования общественно-правовых отношений при осуществлении инновационной деятельности. В актуализированных ФГОС ВО ценностно-мотивационный компонент отражен в инвариантных компетенциях, определяющих готовность к саморазвитию и инновационной творческой деятельности и проявляется в эго-идентичности и групповой идентичности студентов, при этом в значительной мере
детерминируется потребностями общества в инновационном развитии и потребностями личности в творческом развитии.
С позиции конкурентоспособности выпускника в краткосрочном периоде (определяемой быстрым трудоустройством и возможностью карьерного роста) ключевое значение имеет когнитивный компонент правовой культуры, сформированность которого определяется наличием системных знаний в области предпринимательского права и пониманием правовых нюансов видов профессиональной деятельности, что обеспечивает правомерное поведение и творческую инициативу при разрешении правовых профессиональных проблем на промышленных предприятиях. Данный компонент определяется уровнем освоения знаний в области философии, истории, права, психологии, политологии и социологии.
Значительно меньше в образовательной деятельности в техническом университете уделяется формированию деятельностного компонента правовой культуры, которое может происходить только при интеграции всех видов образовательной и практической деятельности под руководством преподавателя, в том числе и в рамках внеучебной деятельности, при решении творческих профессионально-ориентированных задач и кейсов. Данные задачи должны составляться на реальных правовых коллизиях в инновационной деятельности промышленных предприятиях, и целесообразно привлекать к оценке их решений специалистов юридических служб данных предприятий. При этом преподавателю необходимо обеспечить создание такой социальной коммуникации, которая бы мотивировала студента на переход от стимульно-продуктивного уровня интеллектуальной активности к эвристическому.
Деятельностный компонент правовой культуры технического специалиста определяется способностями:
• осваивать новые виды инженерной деятельности на правовой основе,
• осуществлять правомерное поведение в хозяйственной деятельности инновационных предприятий в условиях конкуренции,
• работать в команде с учетом общественных и правовых норм,
• согласовывать экономические и правовые аспекты деятельности предприятий,
• анализировать уровень правовой культуры участников производственных отношений и причины их неправомерного поведения,
• выделять проблемы совершенствования правового поля в области инноваций и отношений хозяйствующих субъектов,
• активно включаться в творческое изменение правовой реальности как на уровне предприятия, так и региона и страны в целом,
• на эвристическом или креативном уровне участвовать в изменении системы правовых целей, понятий, взглядов, представлений, чувств, настроений.
Психологический компонент правовой культуры технического специалиста детерминирован его интеллектом, креативностью, коммуникативностью и проявлением лидерских качеств, как в жизни конкретного хозяйствующего субъекта, так и во всех сферах общественной жизни.
Результативность формирования рефлексивного компонента во многом определяется наличием в процессе обучения таких видов деятельности, которые бы предполагали возможность независимой оценки правовой культуры обучающихся в условиях, максимально приближенных к условиям рыночной конкурентной борьбы. Именно наличие такой независимой оценки, и прежде всего полученной в рамках творческого соревнования, позволит обучающемуся выработать способность к формированию самооценки правового профессионализма в области регулирования общественных отношений, являющуюся максимально объективной.
Фундаментом правовой культуры специалиста является его правовое сознание, под которым для студента технического вуза нами понимается личностный мировоззренческий феномен, определяющий его активное творческое участие в жизни гражданского общества и инновационной деятельности в соответствии с имеющимися у личности правовыми знаниями, взглядами, убеждениями, ценностями. Ключевыми компонентами правового сознания творческого специалиста, по нашему мнению, являются:
• знание действующего предпринимательского права, его оценка и внутренняя убежденность в совпадении норм права и духовно-нравственных идеалов, готовность к организации как собственной деятельности, так и руководимого коллектива в действующем правовом поле;
• представление о положениях идеального права, совпадающих с убеждениями индивида и его представлении о созидательной роли права в инновационной становлении страны;
• готовность к работе по творческому совершенствованию норм предпринимательского права, креативность, понимание механизма перехода от действующего права к идеальному праву, регулирующего включение хозяйствующих субъектов в инновационные процессы;
• способностью к информационно-аналитической деятельности по анализу правовой и экономической информации в жёсткой конкурентной борьбе;
• умением эффективно работать в условиях правовой неопределённости и ограничения времени и ресурсов, психологического дискомфорта;
• навыками коллективной творческой работы в стрессовых производственных ситуациях;
• знаниями и основными приёмами творчества в технической и гуманитарной сферах;
• творческой инициативностью, дающей возможность выйти за рамки традиционного подхода к решению проблемы, способностью развивать интеллектуальную и креативную деятельность без дополнительного внешнего стимулирования;
• профессиональными интеллектуальными компетенциями, под которыми мы, прежде всего, понимаем гибкость и оперативность в профессиональной деятельности в правовом поле.
Правовое сознание, хотя и включает знания норм права в какой либо отдельной отрасли экономики, но в основном является инвариантной характеристикой специалиста техники и технологии, не зависящая от области и вида профессиональной деятельности. С позиции формирования в вузе готовности к деятельности вообще наибольший интерес представляет деятельностный и психологический компонент правовой культуры.
Необходимым условием формирования правового сознания будущих участников производственной деятельности является не столько односторонняя передача информации по правовым вопросам от преподавателя к обучающемуся, сколько вовлечение его в интерактивное обучение и обсуждение проблемных ситуаций правовой деятельности и поиск механизмов креативного их разрешения. С учетом необходимости подготовки кадров для инновационной экономики, выхода обучающегося на эвристический или креативный уровень интеллектуальной активности целесообразно использовать интенсивные технологии профессионального образования [8], формы обучения, ориентированные на развитие креативности в специально организованной социальной среде, например олимпиадное движение [3, 9], которое способствует и духовно-нравственному воспитанию, и обеспечивает формирование правового сознания технического специалиста.
Олимпиадное движение студентов по правовым дисциплинам включает этапы:
• этап инициации (олимпиада), во время которого обучающиеся, обладающие необходимыми природными задатками, соответствующим уровнем правовой подготовки, нацеленностью на получение конкурентоспособного образования и развития своего правового сознания, переходят на эвристический и креативный уровни интеллектуальной активности;
• развивающий этап, включающий деятельность в олимпиадных микрогруппах, единой информационной олимпиадной сети, творческое саморазвитие при поиске решений правовых коллизий;
• соревновательный этап, который направлен в основном на овладение обучающимися теорией оптимизации управленческих решений в правовом поле, повышение их стрессо-устойчивости, формирование лидерских качеств и умения управления персоналом при сохранении правомерного поведения;
• этап творческого взаимодействия с остальными студентами учебного заведения (не участвующими активно в олимпиадном движении);
• этап перехода к научной или научно-практической профессиональной деятельности, предполагающий в том числе и возврат в олимпиадное движение, но уже в качестве составителя олимпиадных задач с учетом выявленных правовых аспектов и проблем профессиональной деятельности.
Рассмотрим подробнее социальные коммуникации, возникающие на различных этапах олимпиадного движения по правовым дисциплинам. Важнейшим с позиции формирования ценностно-мотивационного компонента правовой культуры, и соответственно правового сознания, является развивающий этап, и, прежде всего деятельность в олимпиадных микрогруппах.
Олимпиадное движение является одной из форм дифференцированного обучения и рассчитано на участие всех студентов в той мере, которая обеспечивает удовлетворение их познавательных и социальных интересов. В качестве первичных целей, побуждающих студентов к участию в олимпиадном движении, можно выделить:
• развитие сформированных и получение дополнительных правовых компетенций, повышающих конкурентоспособность специалиста на рынке труда;
• установление профессиональных контактов;
• включение в деятельность в социуме с высокой внутренней познавательной мотивацией;
• интеллектуальное и креативное саморазвитие, в том числе в областях знаний, являющихся дополнительными для получаемой профессии;
• повышение социального статуса в студенческой среде;
• достижение высокого уровня внешней оценки своих способностей.
Неформальный порядок образования олимпиадной микрогруппы, различный уровень вовлечения в её деятельность студентов предполагает доминирование самоуправления для оптимального сочетания индивидуальных целей участников микрогруппы и требований образовательных стандартов и профессионального сообщества. Отсутствие жесткого принуждения в обучении, взаимодействие с увлеченными обучающимися и преподавателями раскрепощает познавательную активность, многократно повышает мотивацию учебной деятельности.
Вероятность конфликта между индивидуальными и групповыми мотивациями, оказывающими влияние на поведение отдельных людей, очень мала, т.к. индивидуальные мотивы, проявляющиеся в достижении самовыражения, согласовываются с общей движущей целью коллектива - стремлением к достижению высокого уровня творческого развития и правовой культуры.
Особая роль в построении социальной коммуникации в олимпиадном движении студентов по правовым дисциплинам принадлежит преподавателю, который должен быть не только высококлассным специалистом в области права, но и стать на основе профессиональных и личностных качеств неформальным лидером студенческого коллектива, создать в нем атмосферу творческого поиска, сформировать у обучающихся навык самостоятельной и коллективной работы. При этом воспитывающая функция становится доминирующей в его деятельности.
Мы согласны с О.А. Казанским, что именно любовь является сутью человека, его существования; это и самоотвержение, и отчаяние, это боль разлуки и нежность встречи, это радость за человека (как бы высокопарно это не звучало в контексте нашего исследования). «Педагогика определяет средства, методы, те самые механизмы, которые позволяют сделать человека счастливым, помочь ему обрести себя, стать творческой личностью» [10, с.8]. Педагогическая деятельность должна основываться не только на том, чтобы дать знания, умения, навыки, но самое важное, на том как помочь человеку превратиться в «Человека с большой Душой»[10, с.9]. Поэтому именно личность преподавателя - увлеченного человека и носителя высоких духовно-нравственных качеств, человека, способного вложить душу в своё дело и подарить обучающимся частичку своей любви, сможет стать тем системообразующим элементом, который обеспечит функционирование группы отдельных одаренных студентов как единого механизма и позволит достичь каждому новых творческих высот, тем более в такой специфической сфере, как общественные отношения и правовое регулирование.
В процессе формирования правового сознания в олимпиадном движении именно преподаватель сможет эффективно сформировать у обучающихся потребность в устойчивом контакте с другими творческими людьми, создаст условия для наибольшей продуктивности таких взаимоотношений. Личность преподавателя способствует снижению уровня тревожности, замкнутости, враждебности - факторов, негативно влияющих на психическое здоровье и творческое состояние, как индивида, так и общества в целом. В то же время ни одна личность не изолирована от среды, которая оказывает решающее влияние на изменения, происходящие с личностью. Необходимо рассматривать воспитывающее обучение в олимпиадной микрогруппе как социальный процесс в самом широком смысле. Поэтому принимать участие в воспитании студента, участвующего в олимпиадном движении, будут все окружающие его люди (осознанно или неосознанно). Особое место отводится микроклимату среды обучения, который во многом определяется традициями олимпиадного движения и поддерживается и студентами, в него вовлеченными, и преподавателями, его организующими.
Каждый обучающийся привносит в олимпиадные микрогруппы заряд творческой энергии и опыт участия в общественных отношениях, возникающих в процессе правовой деятельности хозяйствующих субъектов. Планирование процесса творческой самореализации в области права осуществляется преподавателем - лидером олимпиадной микрогруппы совместно со всеми участниками. Одной из важных задач организации социальной коммуникации в олимпиадном движении студентов является создание условий для формирования у обучающихся стрессоустойчивости. Стрессы присущи профессиональной деятельности любого специалиста, являются ее неотъемлемой частью в современных условиях формирования инновационной экономики с быстро меняющимися внешними факторами и жесткой рыночной конкуренцией. Деятельность, связанная с принятием решений правового характера, наибольшим образом связана со стрессом. Хотелось бы особо подчеркнуть, что любая учебно-познавательная деятельность должна содержать стрессовые ситуации, позволяющие формировать у обучающихся психологическую устойчивость к их воздействию, готовность к осмысленной, эффективной и целенаправленной деятельности в экстремальных условиях. На наш взгляд, не совсем оправдана тенденция развития современного образования, направленная на уменьшение количества и значимости учебных стрессовых ситуаций (экзаменов) при переходе к балльно-рейтинговой оценки знаний студентов. Искусственная «гуманизация» учебно-познавательной деятельности приводит к тому, что в дальнейшем специалист сталкиваясь со стрессовыми ситуациями при решении правовых проблем на производстве, не находит путей для их преодоления в основном из-за психологической неготовности.
Поэтому реализация в процессе олимпиадного движения профессионального контекста деятельности инженера в правовом поле направлена на приобретение навыков: • осуществления самостоятельного выбора обучающимся приоритетного направления своей деятельности правового характера и проведение её оптимального планирования;
• принятия управленческих решений в условиях ограничений использования трудовых, финансовых, материальных ресурсов, повышенной моральной ответственности перед коллективом за конечный результат;
• деятельности при жестких ограничениях по времени принятия управленческих решений;
• работы в коллективе в экстремальных ситуациях и правовой неопределенности.
Естественно, что, участвуя в олимпиадах по правовым дисциплинам, студент испытывает страх поражения, страх не справиться с заданиями, что может стать причиной болезни, провоцировать обучающихся на конфликты. Олимпиады как важнейший компонент олимпи-адного движения помогают обучающимся приобрести навыки инженерно-правовой деятельности в стрессовых ситуациях и снять повышенную напряженность только в том случае, если преподавателем организовано конструктивное социальное взаимодействие студентам в рамках олимпиадных микрогрупп. В преодолении страхов ведущая роль принадлежит коллективу олимпиадной микрогруппы, который должен помочь обучающемуся снова обрести веру в себя, в свои силы, возможности. Хорошие предпосылки для преодоления чувства страха имеются тогда, когда уверенность человека в себе зависит не только от результатов работы, но и базируется на уверенности, что преподаватель и товарищи воздержатся от деструктивной критики и готовы прийти на помощь на этапе рефлексии.
Эффективной социальной коммуникации в олимпиадных микрогруппах при формировании правового сознания будет содействовать создание в учреждении правовой образовательной среды, обеспечивающей информальное образование обучающихся и формирования у них инвариантных компетенций в области юриспруденции. Данная среда должна включать информационный и интерактивный блоки, а также блоки индивидуальных образовательных траекторий. Информационный блок обеспечивает знакомство студентов технических специальностей с наиболее актуальными для них нормативно-правовыми документами, регламентирующими их конструкторскую, технологическую, управленческую и другие виды деятельности. Интерактивный блок создает условия для интерактивного обсуждения правовых проблемных ситуаций и применения нормативной базы в конкретных условиях производства. В случае изъявления обучающимися желания повысить уровень своей правовой культуры, создаются блоки, обеспечивающие формирование индивидуальной образовательной траектории.
Нами разработана модель формирования у студентов технического университета правового сознания и правовой культуры при теоретическом и практическом обучении творческой инновационной инженерной деятельности в рамках олимпиадного движения. Она состоит из целевого, содержательного, процессуально-технологического и рефлексивно-диагностического компонентов.
Целевой компонент модели включает цели и задачи творческого обучения. Целью является формирование у студентов правового сознания при осуществлении творческой инновационной деятельности в высокотехнологичных отраслях производства. Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи по формированию у студентов: 1) мотивации к правомерному поведению, духовно-нравственному развитию и изучению правовых аспектов профессиональной деятельности; 2) творческих компетенций; 3) готовности к проявлению эвристического или креативного уровня интеллектуальной активности; 4) навыков применения правовых и общественных норм в творческой деятельности; 5) готовности к активному участию в развитии общественных отношений.
Содержательный компонент основывается на правовых знаниях, усвоенных студентами при изучении дисциплин правового характера, и предусматривает два этапа подготовки к творческой инновационной деятельности в правовом поле: первый - теоретическое обучение; второй - практическое освоение правовых знаний при решении творческих задач в рамках олимпиадного движения студентов.
Процессуально-технологический компонент модели, построенный на основе интегра-
ции компетентностного, системно-деятельностного подходов в обучении и педагогики сотрудничества и соревнования, включает методы, формы и средства обучения. Причем на каждом этапе обучения доминирует один из подходов. На первом этапе доминирующим был компетентностный подход, а на втором - педагогика сотрудничества и обучение в соревновании. Эффективность данного этапа во многом определяется уровнем социальной коммуникации студентов, участвующих в работе олимпиадных микрогрупп.
В рамках организации олимпиадного движения студентов при изучении правовых дисциплин преподаватель осуществляет следующие виды деятельности:
• учебно-творческую, направленную: на приобретение студентами навыков и умений организации творческого поиска при решении правовых задач, преодоления психологической инерции через решение творческих задач; на получение правовых знаний, особенностей управления коллективным в условиях современного правового поля и правовой неопределенности;
• научно-творческую, реализуемую посредством постепенного перехода от учебных задач к профессиональным правовым. Данная деятельность обеспечивает проявление эвристического или креативного уровня интеллектуальной активности, выход за рамки рассмотрения поставленной извне проблемы и самостоятельное определение направления научного поиска, активное включение в исследование проблем правового обеспечения формирующегося технологического уклада;
• социально-коммуникативную, реализуемую как в процессе совместной деятельности в рамках микрогрупп, так и в интерактивном общения в рамках единой информационной сети, во время командной деятельности и процессе совместной рефлексии после неё;
• ресурсно-творческую, направленную на приобретение умения оптимально распределять имеющиеся материальные, финансовые, трудовые и временные ресурсы при решении творческих правовых задач. Не менее важным навыком, формируемым в рассматриваемой среде, является стрессоустойчивость к экстремальному внешнему воздействию, чреватому проявлением эффекта торможения любого вида деятельности, и особенно творческой;
• профессионально-творческую, реализуемую через интеграцию во время решения творческих задач навыков познания правовых дисциплин, готовности продолжать исследование проблемы после решения задачи, способность проявлять свои творческие способности оптимально в любых условиях, и, прежде всего в условиях, приближенных к реальным производственным. Профессионально-творческая деятельность определяет формирование профессиональных правовых компетенций, обеспечивающих высокую конкурентоспособность выпускников на рынке труда.
Рефлексивно-диагностический компонент модели предполагает диагностику и самодиагностику уровня сформированности правового сознания.
Сформированное в вузе правовое сознание позволяет молодому специалисту быстрее и эффективнее включиться в реализацию инновационных проектов в реальном секторе экономики, и, прежде всего, в высокотехнологичных отраслях. Развитие в системе непрерывного образования инфраструктурного компонента, нацеленного на правовое воспитание и формирование готовности к правомерному поведению в экономической и хозяйственной деятельности работников предприятия посредством организации эффективной коммуникации в олимпиадном движении студентов, позволит в дальнейшем выпускникам вуза эффективнее проводить инновационное преобразования в производственном секторе экономики.
Библиографический список
1. Виноградов, Е.Л. Экономические аспекты функционирования закона 94-ФЗ в строительстве [Текст] / Е.Л. Виноградов, А.И. Попов // Наука и бизнес: пути развития. 2013. №1. С. 49-51.
2. Попов, А.И. Правомерное поведение личности в условиях инновационной деятельности / А.И. Попов // Современные твердофазные технологии: теория, практика и инновационный менеджмент: материал. межд. конф. - Тамбов, 2014. С.331-332.
3. Попов, А.И. Духовно-нравственное воспитание в олимпиадном движении студентов / А.И. Попов // Образование и наука. 2014. №3 (112). С. 92-106.
4. Габидуллин, И.Ф. Проблема формирования гражданско-правового сознания личности в современном мире: монография [Текст] / И.Ф. Габидуллин. - М.: Дрофа, 2013. - 276 с.
5. Рассолова, Е.А. Ресурсы традиционных и нетрадиционных методов обучения в формировании правовой культуры студентов [Текст] // Вестник МГГУ им. М.А.Шолохова. 2012. № 3 (II). С 74-81.
6. Рассолова, Е.А. Правовая культура студентов гуманитарного вуза: особенности и пути формирования: монография / Е.А. Рассолова. - М.: МГГУ им. М.А.Шолохова, 2013. - 126 с.
7. Попов, А.И. Правовое сознание и креативность личности [Текст] // Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы: сборник статей Междунар. научн.-практ. конференции. - Пенза, 2015. С. 38-41.
8. Шекшаева, Н.Н. Формирование у студентов национальных исследовательских университетов компетентности в инновационной инженерной деятельности: автореф. дис. ... к-та пед. наук / Н.Н. Шекшаева. - М., 2014.
9. Попов, А.И. Теоретические основы формирования кластера профессионально важных творческих компетенций в вузе посредством олимпиадного движения: монография [Текст] / А.И. Попов. - Тамбов, Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2011. - 80 с.
10. Казанский, О.А. Педагогика как любовь [Текст] / О.А. Казанский. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996. -134 с.